Беседа вторая. Продолжение беседы о деятельной Иисусовой молитве: о способах обучения этой молитве, о трудностях, недоумениях и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной Инок. Благословись, продолжим нашу беседу. Иерей. Простите, батюшка, я хочу напомнить вам ваше обещание подробно разъяснить различие степеней Иисусовой молитвы в соответствии с духовным возрастом и преуспеянием проходящих эту молитву. Инок. Вы интересуетесь этим вопросом из теоретической любознательности или потому, что опытом узнали начальные шаги этого молитвенного делания и ищете дальнейших указаний? Если этот вопрос интересует вас теоретически, то ответ на него, будучи достоянием только вашего ума и памяти, не принесет вам существенной пользы. Я припоминаю случай, когда один послушник жаловался своему старцу, что при чтении книги св. Иоанна Лествичника у него ничего не осталось в памяти. Старец ответил: Эта книга запоминается деланием. Вспоминается также и другой случай с прп. Павлом Препростым, который просил Великого Антония научить его псалтири. И когда Антоний произнес первые слова: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», то прп. Павел остановил его и сказал: «Подожди. Дальнейшее ты мне скажешь, когда я научусь исполнять сказанное тобою». Из этих примеров вы видите, что наука духовной жизни изучается не теоретическим усвоением памятью, а практическим опытом жизни. Иерей. Благодарю вас, батюшка, за это разъяснение, но все же я хотел бы, прежде чем приступить к опытному деланию Иисусовой молитвы, иметь о ней возможно более полное понятие, чтобы яснее представлять себе свой духовный возраст, и то место, на котором я стою духовно, и весь предлежащий путь молитвы, и через это сознательнее, спокойнее и увереннее идти по этому пути. Инок. Ну, хорошо, пусть будет по-вашему. Вы помните – в прошлый раз мы говорили о том, что называется Иисусовой молитвой, какое значение имеет в нашей духовной жизни упражнение этой молитвой, какие условия необходимы для ее благотворного действия и какие плоды она приносит в нашей душе. Настоящая наша беседа будет отчасти восполнением недосказанного тогда, отчасти продолжением предыдущей беседы: мы будем говорить о том, как нужно навыкать Иисусовой молитве и какие бывают при этом трудности, недоумения и неправильности, а после того скажем и о молитве благодатной.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Скачать epub pdf О молитве Иисусовой как о главной добродетели 29 Сегодня я хотел бы побеседовать с вами об Иисусовой молитве. Может быть, вы и сами знаете о ней достаточно много – тогда я просто еще раз напомню вам о каких-то важных моментах этого делания. В сегодняшней беседе о молитве можно затронуть вопрос о ненадеянии на себя, потому что эта добродетель и молитва очень тесно связаны между собой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал замечательные слова о том, что при помощи Иисусовой молитвы можно стяжать высший вид смирения – ненадеяние на себя. Много лет назад я спросил у своего духовника, игумена Андрея (Машкова), что такое смирение. Я в то время был молодым и неопытным, мне казалось, что если я получу точный ответ, то тут же приобрету эту добродетель, и тогда у меня все пойдет на лад. К тому же, прочитав у Иоанна Лествичника о том, что смирение – это искоренитель всех страстей, я думал: «Вот и хорошо, приобрету одно смирение, и все страсти искоренятся». Отец Андрей на мой вопрос о смирении ответил: «Смирение – это ненадеяние на себя». Я этим его словам очень удивился и даже подумал, что он сказал совсем не о том. Он же на эту тему больше говорить не стал, видимо, почувствовал, что я с ним не согласился, не принял его ответ сердцем. Кроме того, он вообще всегда объяснялся очень кратко, без особых комментариев, и поэтому казалось, что он говорит чрезвычайно простые, примитивные вещи и высказывает их как бы между прочим, хотя на самом деле его незатейливые слова основывались на очень глубоком, серьезном опыте. Когда я докучал ему вопросами о разных добродетелях, о которых прочитал у Иоанна Лествичника или других отцов, он мне говорил: «Молись и все». Я изобретал всякие средства для того, чтобы приобрести, например, память смертную, или страх Божий, или смирение, а он мне отвечал именно так: «Молись и все». Мне казалось, что никакого ответа в его словах нет. Но на самом деле лишь спустя многие годы, можно сказать, только сейчас, я начал понимать, что действительно все добродетели приходят в сердце человека от Иисусовой молитвы, – конечно, если он противится греховным помыслам. От молитвы, а правильнее сказать, от благодати, которая в основном приобретается внимательной молитвой Иисусовой, в душе человека сами собой являются и страх Божий, и память смертная, и смирение, причем именно такое, каким описывал его отец Андрей, то есть ненадеяние на себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Беседа четвертая. Писания Молдавских старцев: схимонаха Василия и преподобного Паисия Величковского об умном делании и об Иисусовой молитве Иерей. Приведенные Вами в последней беседе многочисленные свидетельства великих древних отцов Церкви и прп. Серафима Саровского всесторонне и подробно разъясняют учение Православной Церкви об умном делании и об Иисусовой молитве. Они дополнили то, что было Вами сказано в первых беседах и дали полную и ясную картину делательной, или трудовой, молитвы. Мне вполне ясны теперь значение, смысл, важность и необходимость внутреннего молитвенного делания для христианина. Этим именно деланием, имея непрестанную в сердце своем молитвенную память о Господе Иисусе Христе и постоянно прибегая к Его помощи, христианин охраняет чистоту своей внутренней духовной жизни от засорения пустыми и греховными помыслами и от нечистого движения страстей. Он совершает ту необходимую внутреннюю работу, без которой и его внешняя жизнь, его поведение не может быть христианским, как учит об этом св. Исихий, пресвитер Иерусалимский : «Если внутри сердца не сотворит человек волю Божию и не сохранит заповедей Его, то он и вовне не сможет этого сделать». После всего выслушанного для меня по-новому раскрывается задача жизни христианской, и я ясно вижу, почему религиозная жизнь нашего христианского общества столь малоплодна. Причина этого заключается в слабости нашей внутренней борьбы за чистоту и упорядоченность жизни сердца или, иначе сказать, в нашем равнодушии к его духовному состоянию. Отсюда, из этого именно пункта, должно начинаться наше религиозное возрождение, если мы действительно хотим его. Скажите, правильно ли я понял значение Иисусовой молитвы? Инок. Мне кажется, Вы правы. Иерей. Возвращаясь к содержанию предыдущих бесед, я хочу обратить Ваше внимание на то, что до сих пор мы почти всецело занимаемся рассмотрением и изучением делательной, или трудовой, молитвы. Мы очень мало касаемся молитвы созерцательной и ничего до сих пор не говорили о тех опасностях, которые возникают при неправильном прохождении Иисусовой молитвы. Поэтому я хочу снова просить Вас, расскажите подробнее, насколько это возможно, о том, что такое созерцательная молитва и в чем заключается ее отличие от делательной молитвы, а также и о том, что такое «прелесть», в чем она состоит, от чего она происходит и как предохранить себя от нее делателю Иисусовой молитвы?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Беседы о молитве Иисусовой. Иеросхимонах Михаил. Новый Валаам. Стараться надо достигнуть тишины духа, ибо в душе мятежной добро жить не может Беседы о молитве Иисусовой. Иеросхимонах Михаил. Новый Валаам. Стараться надо достигнуть тишины духа, ибо в душе мятежной добро жить не может      Моя последняя беседа с отцом Михаилом на Новом Валааме была самая глубокая и поучительная. Отцу Михаилу было уже тогда за восемдесят, но он был молод и сердцем, и умом. Я сидел у него в келье. Дело было в августе. Стоял теплый вечер. Солнце садилось по другую сторону озера, за бесконечные леса. Стояла глубокая тишина, как на картине Левитана " Вечный покой " .        - Скажите, отец Михаил, в чем главные этапы духовной жизни?        - Да вот как тебе отец Аркадий объяснял в Печерской обители. Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего? Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил - и покайся, опять согрешил - опять покайся, и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение. А для этого нужно блюсти помыслы. Бывают они добрые, безразличные и худые. Последних никогда не принимай. Как появился прилог, отсекай его сразу молитвой Иисусовой. А если станешь его рассматривать, то он к тебе приразится, ты им заинтересуешься. Он тебя очарует, и ты с ним согласишься и будешь обдумывать, как бы его исполнить, а потом его исполнишь делом - вот и грех.        Но есть и такие помыслы, которые представляются невинными, а доводят до великих искушений и тяжких грехов. Мне рассказывали, что была в Уфимском женском монастыре некая прозорливая старица, а духовником в том монастыре был очень хороший вдовый священник лет шестидесяти. Вот раз, ложась спать, он вспомнил, как тридцать лет тому назад, когда его жена и дети были живы, Ой укладывал детей спать. И умилился. А потом вспомнил жену, ну и пошло, мысли уклонились куда не подобает. Так что он провел всю ночь в молитве и поклонах, такое было искушение. А утром старица вызвала его к себе и спрашивает: " Что такое с вами, батюшка, было? Силы нечистые роились вокруг вас, как мухи " . Духовник чистосердечно признался. Вот куда могут завести вас мысли, сначала кажущиеся хорошими. Психиатры толкуют там о психоанализе и разном, но где же нам во всем этом разбираться, что хорошо и что нет. А посему взывай ко Господу непрестанно: " Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного " . Сказано у Апостола Павла, что кто исповедует Христа Сыном Божиим и будет вопиять к Нему непрестанно - спасен будет. Ты вот, Сереженька, упражняйся, как можешь, в молитве Иисусовой и постепенно придешь в умиротворение, а знаком будет тебе глубокий мир души, необуреваемое спокойствие.  

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3016

Содержание Предисловие составителя сборника Святитель Игнатий (Брянчанинов) О молитве Иисусовой Отдел 1. О молитве Иисусовой вообще Отдел 2. О прелести Отдел 3. Об упражнении молитвою Иисусовою Слово о поучении, или памяти Божией Слово о молитве умной, сердечной и душевной Слово о молитве Иисусовой Схимонах Василий Поляномерульский Предисловия Предисловие, или предпутие, желающим читать книгу святого отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского Предисловие к книге блаженного Исихия Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским Приложение Преподобный Нил Сорский Предание старца Нила Пустынника своим ученикам; и всем полезно его иметь Устав преподобного Нила Сорского Из писаний святых отцов о мысленном делании: ради чего это нужно и как подобает стараться о том 1. О различении [стадий] ведущейся с нами мысленной брани, о победах и поражениях [в ней] и о том, что надо тщательно противиться страстям 2. О нашей брани с вышеописанным и [о том], что должно побеждать [все] это памятью Божией и хранением сердца, то есть молитвой и безмолвием ума, и о том, как это делать. Здесь же и о дарованиях 3. О том, как и чем укрепляться при наступлении браней мысленного подвига 4. О поддержании всего делания в [течение] жизни нашей 5. О различии [видов] нашей борьбы и победы над восьмью главными страстными помыслами и над прочими 6. В общем о всех помыслах 7. О памяти смертной и Страшном Суде: как поучаться в этом, чтобы стяжать эти помыслы в сердцах наших 8. О слезах: что подобает делать хотящим обрести их 9. Об охранении [себя] после того 10. Об отсечении [забот] и беспопечении истинном, каковое есть умерщвление для всего 11. О том, что не прежде времени и в подобающую меру эти делания подобает совершать Духовное завещание преподобного Нила     По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Сборник произведений русских подвижников благочестия 15–16 столетий, подробно раскрывающий святоотеческое учение об умном делании молитвы Иисусовой. Последовательно рассматриваются все степени прохождения этой молитвы, даются не только теоретические сведения, но и вполне удовлетворительные практические рекомендации. Приводится описание и высших молитвенных состояний, которых сподоблялся один из величайших подвижников 18–19 веков – старец-пустынножитель Василиск. Книга может служить хотя и минимальным, но вполне удовлетворительным руководством для занятий умным деланием. В сборник включены работы сестер переводческой группы Ново-Тихвинского женского монастыря: перевод «Устава о скитской жизни» преподобного Нила Сорского и адаптация на современный русский язык рукописного текста «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским ».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Беседа пятая. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: свтт. Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Валаамский старец Агапит, св. прав. Иоанн Кронштадтский и другие отечественные подвижники XIX в. Инок. Переходим, с помощью Божией, к ближайшим наставникам умного делания, т. е. к тем, которые жили в середине и в конце XIX в. Из них прежде всего остановимся на свт. Феофане, Вышенском Затворнике, сочинения и письма которого имеют широкое распространение и большую известность в нашем православном обществе среди любителей духовного чтения. Мы уже не раз упоминали имя этого святителя и приводили выдержки из его писаний. Среди наставников духовного делания и Иисусовой молитвы свт. Феофан отличается особенной простотой, ясностью и жизненной деловитостью своих наставлений. Он требует прежде всего благоговейной установки внимания в сердце пред лицем Божиим и затем неспешного, терпеливого, постепенного и неустанного упражнения в делательной, трудовой молитве, пока не возникнет в сердце, благодатию Божией, молитва постоянная, самодвижная. Свт. Феофан избегает говорить подробно о высших степенях молитвы, а также и о состояниях прелести, предоставляя это времени и опыту. Из многочисленных наставлений святителя, имеющихся в его сочинениях и в его письмах, мы остановим наше внимание прежде всего на ряде писем к одной из его духовных дочерей, проходившей умную молитву под его письменным руководством. По этим письмам можно проследить, как велось это руководство, какие трудности возникали при молитве у его духовной дочери, как они преодолевались по указаниям свт. Феофана, каково вообще было ее духовное состояние и к каким результатам она в конце концов пришла. Опыт этой духовной дочери может послужить уроком и для других, занимающихся духовным деланием. Письма свт. Феофана, о которых идет речь, полностью помещены в его книге: «Письма к разным лицам о разных вопросах веры и жизни» под 43–85. Мы приводим из них выдержки. Прежде всего мы остановим наше внимание на письме 66, в котором говорится о молитве Иисусовой вообще и о возможности заниматься ею мирянам, а потом вернемся к письму 43 и следующим.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Иеромонах сказал схимнику-пустынножителю: «После пострига я постоянно занимался Иисусовой молитвой; впрочем, будучи еще мирским юношей, я по временам творил ее, поэтому имел уже некоторый навык. Первое время молитва шла хорошо, а затем, по непонятным мне причинам, начала постепенно остывать, как угли погасшего костра, и оскудевать, как вода в засыпанном камнями источнике. Я сопротивлялся и старался удержать ее, но все было напрасно. Тогда я взял себе за правило: читать книги святых отцов об Иисусовой молитве. После чтения молитва снова оживала, но ненадолго. Мое внимание рассеивалось, и у меня возникало такое чувство, что сама молитва хочет покинуть меня, как птица – улететь из открытой клетки. Сначала я пытался заполнить Иисусовой молитвой все свободное от службы время, но затем стал забывать о ней и творил ее только по временам, точно пловец, который то ныряет в воду, то показывается на поверхности. Эти периоды оставления молитвы все более увеличивались, и иногда у меня было такое состояние, что мне казалось, будто я вообще никогда даже не слышал и не читал об Иисусовой молитве. Душа моя стала чуждаться молитвы и как бы дичать. Я не понимаю, что со мной происходит. Вместо того, чтобы приобретать, я теряю то, что как будто бы имел; в чем причина этого?». Схимник отвечал: «Святые отцы учат, что молитва неотделима от жизни человека, а твоя жизнь не соответствует такой духовной мере, как пребывание в непрестанной молитве. Первое время благодать молилась за тебя, и ты подумал, что сам уже приобрел молитву. Не ты первый задаешь такой вопрос. Даже некоторые из монахов, живущих в пустыне, говорили мне: “Что случилось? Мы в миру имели молитву, а в безмолвии потеряли ее”. Значит, они не смирили свой дух и начали крыть крышу, не достроив стены. Святитель Григорий Богослов пишет, что начертать письмена на камне трудно, а на алмазе – невозможно. Видишь, чем материал тверже, тем труднее изобразить на нем что-либо. От гордости и страстей сердце становится твердым и не воспринимает в себя имя Иисуса Христа, Который есть Любовь и Смирение. Птицы имеют два крыла; у души одно крыло – молитва, а другое – жизнь по Богу. У тебя образовался разрыв между молитвой и заповедями Евангелия. Начни исполнять их, и твоя душа получит второе крыло».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Степени Иисусовой молитвы Три степени молитвы: устная, умная и сердечная. – О значении устной молитвы. – Пути перехода к умной молитве. – Приемы делания сердечной молитвы и действие благодати. – Мы молимся, постимся и исполняем заповеди ради вечного спасения. – Как избежать крайностей при занятии Иисусовой молитвой. – О смирении, понуждении себя и ревности к молитве. – Две причины, движущие молитву: борьба с греховными помыслами и память смертная. – Как бороться с видениями во время умной молитвы? – Можно ли молиться своими словами? Тема сегодняшней беседы – степени Иисусовой молитвы. Непрестанная покаянная молитва – сильнейшее средство в борьбе с грехом, но оттого что мы не различаем степеней молитвенного развития, у нас бывают ошибки, приводящие иногда из-за нашей неопытности к серьезным последствиям. То, что я сегодня скажу, наверное, общеизвестно, но, во-первых, повторение – мать учения, а во-вторых, кто-то, может быть, отметит для себя какую-то деталь, на которую раньше не обращал внимания. Молитва, как известно, делится на три степени: устную, умную и сердечную. Это самое первое, так сказать, элементарное деление. Святитель Игнатий (Брянчанинов) , многоопытный подвижник, справедливо разделяет устную молитву еще на два вида: на собственно устную – произносимую устами беззвучно и гласную – произносимую в голос. Скажу немного об устной молитве. Есть такие неразумные ревнители Иисусовой молитвы, которые считают, что нужно всегда молиться вслух, несмотря ни на что и ни на кого. На самом деле это, конечно, не всегда возможно. Если мы на работе или в общественном транспорте начнем вслух произносить молитву, то этим так или иначе будем либо искушать людей и смущать их, либо даже мешать молиться – например, в церкви. А вот, допустим, в монастыре на послушании читать молитву в голос полезно, особенно новоначальным, чтобы таким образом напоминать себе о необходимости молиться постоянно. Потому что если они, не имея еще ни достаточного опыта, ни достаточной благодати, будут стремиться к молитве, творимой одним умом, то в результате оставят молитву вообще. Поэтому для новоначального, если есть возможность, весьма уместно творить молитву гласную, а если нет возможности – устную, то есть творимую устами беззвучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Закрыть Об Иисусовой молитве И о православно-патриотическом общественном движении (конец 1980-х гг. - наши дни). Часть 2 08.11.2019 2240 Время на чтение 37 минут Часть 1 Отец Павел возле Тихвинского храма в Алексеевском Посвящается светлой памяти Иеромонаха Павла (Лысака) 5 Июня 1941 года — † 28 Января 2019 года 6. Общий уговор С Друзьями из нашей библиотечной общинки в пору всей второй половины восьмидесятых было очень много продолжительных бесед об ИИСУСОВОЙ Молитве. Некоторые из моих Друзей искали подвигов с ней и не скрывали того. Кто-то из них даже свидетельствовал, что чего-то достиг в непрерывной — самодвижущейся молитве, что у кого-то она сама собой продолжалась в сердце, а иногда длилась даже во сне вплоть до пробуждения. В общем, именно так, как описано в «Откровенных рассказах странника». Сам участвовал в тех беседах достаточно активно, цитировал иногда запомнившиеся высказывания Святых Отцов, рассуждал об Исихазме и Апофатическом Богословии Святителя Григория Паламы, но о собственном молитвенном «утилитарном» опыте мне особо сказать было нечего. Никак не хочу осудить даже в памяти неофитские молитвенные опыты и подвиги своих Друзей, и всё же тогда ясно чувствовал, что подобный духовный путь по жизни не мой, что лично мне духовной жизнью можно и нужно жить гораздо проще. Однако те дружеские собеседования об ИИСУСОВОЙ Молитве, по моему нынешнему глубокому убеждению, были ценны тем, что в какой-то момент у нас состоялся важный уговор. Если меж нами возникают какие-то споры, перебранки, заразное смехачество или другие искушения, то кто-то, кто первый опомнится, без объявления о том — про себя начинает читать ИИСУСОВУ Молитву. Кто почувствует следующим такую потребность, поддерживает её. Так иногда в считаные минуты перебранка или «клоунада» прекращалась. Некоторое время спустя уже все участники беседы пребывали в тишине, пока не находилась более спокойная тема для общения. Как человек горячий, эмоциональный, я обычно в числе последних опамятовался и присоединялся к такой молчаливой молитве. Гораздо реже случалось, когда был зачинщиком такой молитвы.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/08/...

Защитник Иисусовой молитвы На какой «риск» пошел преподобный Паисий Величковский и почему 28 ноября, 2015 На какой «риск» пошел преподобный Паисий Величковский и почему Преподобный Паисий Величковский завершил свой земной путь 28 ноября, если считать по новому стилю. На его долю выпала большая честь – защищать молитву Иисусову. От кого? От иноверцев или от инославных ругателей? Увы, от своих. Православные христиане не все понимают, в чем ценность Иисусовой молитвы. И ценность всего остального подвижнического опыта исихастов, если брать шире. Во времена преподобного Паисия такие непонимающие критики были. И сейчас есть, и до Паисия встречались. Святителю Григорию Паламе в XIV веке тоже довелось встать на защиту Иисусовой молитвы. Защита на все времена Критерием правильной духовной жизни для православных христиан являются Святые Отцы, которых почитают преемниками и надежными толкователями Апостолов Христовых. Неудивительно, что свою защиту Иисусовой молитвы преподобный Паисий построил на учении Апостолов и Святых Отцов. Пересказывать всю его защиту времени нет, упомяну лишь один фрагмент. В нём святой Паисий вчитывается в Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа, где дано особое учение о молитве. Как мы помним, Господь сравнивает лицемерную молитву с молитвой истинной и заповедует Своему слушателю: «Ты же егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне, и Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:6). По этому поводу преподобный Паисий обращается к библейским толкованиям святителя Иоанна Златоуста. Процитированные Христовы слова, как замечает отец Паисий, «святой Иоанн Златоуст, в беседе девятнадцатой на Евангелие от Матфея, Богоданною Святого Духа премудростью относит не к той молитве, которая произносится одними только устами и языком: но к самой тайной, безгласной, из глубины сердца посылаемой молитве, которую он учит совершать не действиями тела, и не криком голоса, но… сокрушением мыслей и внутренними слезами, с… затворением мысленных дверей»

http://pravmir.ru/zashhitnik-iisusovoy-m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010