В 1952 году в Михайловке разрешили открыть молитвенный дом. В нем разрешалось выполнять только требы: крестить, венчать, отпевать покойников, собираться читать молитвы, исповедовать. Одна верующая мордовка освободила и подарила преподобному Севастиану свой дом с большим двором. Еще одна верующая семья освободила неподалеку от дома мордовки свой большой дом для нужд батюшки, тоже с большим двором, а сами они переехали в меньший дом, который купили себе рядом. В доме сняли перегородки между комнатами, матушка Агния стала писать большие иконы для иконостаса. Теперь могло обращаться к преподобному Севастиану за требами уже гораздо большее число людей. Особенно много было ежедневно крестин. Многие дети уже подросли, всех их вели крестить. Немало было и других треб, а преподобный Севастиан один, помогали ему только монахини. А главное – службы церковные не разрешались, и после утомительного дня, после молитв в своей келье каждую ночь в три часа шел преподобный Севастиан по темным улицам (фонарей было мало) не в молитвенный дом, а в другой – служить литургию. По праздникам сначала служил всенощную с елеопомазанием, с часу ночи, а после нее сразу литургию. Окна все были плотно завешены, чтобы свет не пробивался. Внутри же дома – светло, тепло, многолюдно. Светлый любящий батюшка давал кому-нибудь булочку, яблочко или пачку печенья, хотел чем-то утешить, обласкать, помочь. Кончалась служба до рассвета, и шли люди по темным улицам домой, только не группами, а по одному, по два. Так было три года и все было благополучно. Наконец разрешили открыть в Михайловке церковь . Молитвенный дом перестроили, на крыше поставили голубой купол. В 1955 году наступил день освящения храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Священников преподобный Севастиан подбирал сам. Сначала приглядывается к кому-нибудь из прихожан, потом позовет к себе и говорит: «А вам надо быть священником». Так было с Александром Павловичем Кривоносовым, ученым-агрономом, занимавшим хороший пост по агрономному хозяйству при облисполкоме. Сам же преподобный Севастиан благословил его за несколько времени до того взять на себя эту работу. Он испугался, не хотелось ему менять очень любимой профессии агронома (он окончил Московскую Тимирязевскую академию). Пришел он домой, долго думал, не спал и плакал. Но ослушаться не посмел. Пришел к отцу Севастиану и сказал: «Благословите, батюшка, я согласен». – «Ну, вот и хорошо, пока подучивайтесь, а потом поедете в Алма-Ату принимать посвящение».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хотя ещё устройство церкви было не вполне закончено – не было крылец, не был подведен чистый потолок, но ввиду того, что прихожане уже более 10 лет не имели возможности слушать Божественную литургию, решено было освятить церковь. Иконостас каменной церкви, который был перенесен в молитвенный дом, поставили во вновь устроенную и в 1889 году церковь была освящена благочинным, священником Кегостровского прихода Михаилом Иойлевым. В 1892 году в церкви был поставлен новый иконостас, который стоил 2750 рублей. Для обучения детей в 1892 году открыта церковно-приходская школа, помещающаяся в наёмной квартире. В ней обучалось 46 мальчиков и 18 девочек. Попечителем её был крестьянин Феодор Маракушин, законоучителем священник, а учительницей – Анна Нифантова, окончившая курс в епархиальном женском училище. Жителей в приходе в 1893 году было 1127 душ, из них почти все жили при приходских церквях. И только до 50 человек в двух выселках, сообщение с которыми всегда затруднительно. Приходская деревянная церковь во имя Рождества Богородицы в д. Верхняя Золотица - крещатая в плане клетекая постройка трапезного типа, образованная пятью срубали, расположенными по продольной оси: малый трехстеный сруб - апсида; средний четверик - собственно церковь; трапезная; колокольня над притвором и маленький квадратный в плане сруб - паперть. Двухцветный центральный сруб - собственно церковь, перекрыт шатровым покрытием типа «колпак»,увенчанным главкой на двух восьмеричках. Трапезная и алтарь перекрыты двускатной крышей. Покрытие паперти несколько ниже трапезной и алтаря и также перекрыто кровлей на два ската. Ярусная колокольня - два, рубленных в лапу, восьмерика на четверике, - увенчана восьмискатным шатром с главкой и крестом. В прямоугольной в плане апсиде размещалось два алтаря - Рождества Богородицы и Николая Чудотворца. В северной и южной стенах собственно церкви устроены дверные проемы с крылечками в пять ступенек и навесами над ними. Постройка размером 9x28 м рублена «в обло» из брёвен диаметром 25-30 см и обшита выбеленным тесом. Углы окладного венца лежат на каменном фундаменте. Пол церкви на пятом венце. Удачно выбранные пропорции горизонтальных и вертикальных размеров срубов здания; пропорции плоскостей стен, дверных и оконных проемов рождают впечатление изящной стройности и лёгкости всего сооружения.

http://sobory.ru/article/?object=49223

9 ноября 1899 года храм был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1900 году был утвержден его староста. Им стал стефанидинодарский крестьянин Иван Григорьевич Буцан. Затем, по указу Святейшего Синода от 26 февраля 1901 года, был открыт и самостоятельный приход Рождество-Богородичной церкви. Первым настоятелем храма стал Константин Иванович Духовской. В августе 1902 года его назначили священником церкви с казенным жалованьем 294 рубля в год. 30 ноября того же года Духовской был утвержден законоучителем Гостомиловского народного училища – вместо Гавриила Алексеева – священника села Круглого, пребывавшего в этой должности с 15 декабря 1901 года. 1 октября 1903 года заполнилось и вакантное псаломщицкое место, на которое был определен заштатный псаломщик Михаил Аристархович Биантовский. Он прослужил в Рождество-Богородичной церкви пять лет – 27 октября 1908 года его перевели в Варваринскую церковь села Карнауховки. Церковно-приходское попечительство храма было утверждено в апреле 1903 года. В его состав входило 17 человек. Новым псаломщиком стефанидинодарской церкви стал Григорий Феодорович Артеменко – выпускник второклассной школы, работавший учителем с 1905 по 1909 год. Он довольствовался казенным жалованьем, составлявшим 98 рублей в год. Просфорней церкви значилась Дарья Левицкая. Первый храм прослужил стефанидинодарцам около четверти века – в 1920-х годах он загорелся от удара молнии во время ночной грозы и огонь уничтожил церковь дотла. Однако усердием и стараниями прихожан на месте сгоревшей церкви была построена новая. Но и её время оказалось недолгим. В 1934 году было принято решение о закрытии этого храма, и постановлением Стефанидинодарского сельского совета от 2 октября 1938 года община верующих была ликвидирована. После прекращения религиозной деятельности здание церкви пустовало. Во время войны его разобрали, использовав материалы для строительства оборонительных сооружений. Вместо утраченной церкви в Стефанидинодаре с 1942 года действовал молитвенный дом. Его настоятелями являлись священник Трояновский Тихон Дмитриевич (с. 20.10.1943г. по 12.06.1952г.); иеромонах Антоний – Рогулин Алексей Григорьевич (с 17.06.1952г. по 02.09.1953г.); священник Парфененков Федор Данилович (с 07.09.1953г. по 16.02.1958г.); священник Прокопенко Стефан Григорьевич (с 29.04.1958г. по 08.06.1958г.) и священник Жилин Иван Николаевич (с 15.06.1958г.).

http://sobory.ru/article/?object=31321

В приход Горской церкви входили семь деревень: Гора, Новая, Высоково, Сальково, Кудыкино, Ликино и Язвищи. В них числилось православных - 1158 душ мужского и 1126 душ женского пола, старообрядцев разных полов - 350 душ и 361 душа женского пола. В 1991 году Игорь Семенович Морозов из д. Новая отправил письмо Патриарху Алексию, где рассказал, что церковь очень красива, красивая архитектура, вполне восстановима. Просил его содействовать в этом. При храме была создана община. Для моления православных в правом крыле основной горской школы (бывшей церковно-приходской) оборудовали для моления свободный класс. Соорудили алтарь, иконостас. Там стали происходить молебны и все обряды православной церкви. Понемногу храм стал восстанавливаться.  http://oz-gora.ru/istoriya-hrama В 2024 г. исполняется 140 лет со дня основания Орехово-Зуевского православного старообрядческого храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы на ул. Кузнецкой, 25. Строительство храма в XIX веке осуществлялось на средства меценатов-земляков Зиминых и Морозовых. Один из авторов проекта реконструкции храма — известный российский архитектор И. Е. Бондаренко. Храм является памятником истории и культуры регионального значения распоряжением Министерства культуры РФ и Министерства госимущества РФ 215/452-р от 01.04.1999 г. Основанный в 1884 г., храм получил своё второе рождение сначала в 1990 г., а затем — в 2013 г. А в 2018 г. освящена возрождённая колокольня святыни. Основателями моленного дома, как называли храм в позапрошлом веке, являлись старообрядцы-беспоповцы поморского брачного согласия: Алексей Викулович Морозов, Григорий Иванович и Николай Макарович Зимины и другие уважаемые жители села Зуева. Кстати, в следующем году исполнится ещё и 230 лет со дня первого упоминания (1789 г.) села Зуево. Молитвенный дом, поставленный на старинной Кузнецкой улице, выглядел внутри просторным и светлым. Стены с десятью словно взлетевшими вверх арочными окнами и высокий свод были окрашены в голубой и салатовый цвета, росписи на них отсутствовали. У боковых стен на скамейках лежали горкой «подручники» — небольшие плоские подушечки, используемые молящимися для совершения земных поклонов. В центре под сводом храма висело громадное паникадило из белого металла. Оно величественно опускалось и поднималось с помощью целой системы блоков для зажжения восковых свечей перед большими праздниками. Калориферная система отопления и вентиляции с помощью выполненных под полом и в стенах специальных ходов и каналов обеспечивала тепло в любые морозы и прохладу в летний зной. Все иконы в большом иконостасе строгого древлеправославного письма, без дорогих золотых и серебряных окладов.

http://sobory.ru/article/?object=01743

В 1849 году на Песках в Санкт-Петербурге существовало два земельных участка, владельцами которых были А.Б. Магнус и Чайцын. В 1859-1889 годах на угловом участке улиц Рождественской и Дегтярной была проведена однократная перестройка лицевых корпусов. Впоследствии новым владельцем объединенных участков стал купец А.А.Джамусов и его жена с детьми, а далее их наследники. Этому участку впоследствии суждено было стать Старо-Афонским подворьем Андреевского Скита в Петербурге. В 1875 году благочестивая купчиха А.У. Джамусова пожертвовала, для строительства в Петербурге храма святогорцев, именно этот участок земли на Песках, с каменным домом. В мае 1889 года на этом месте была начата постройка храма в память о спасении Царской Семье под станцией Борки. 8 сентября 1889 года митрополит Исидор совершил чин закладки храма, а 22 декабря 1892 митрополит Палладий освятил храм Старо-Афонского подворья Андреевского скита. Нарядная двухэтажная церковь напоминала храмы Москвы и Ярославля XVII века. Ее фасады и связанные с ней жилые корпуса были декорированы резными каменными наличниками окон. Во время первой мировой войны молебны и панихиды совершались здесь днем и ночью. На подворье в 1914 году насчитывалось четырнадцать монахов и десять послушников. В 1919 году подворье Андреевского скита Ватопедского монастыря было упразднено, а церковь передана верующим Петербурга. После закрытия подворья указанный афонский мощевик и другие святыни были перенесены в Никольский собор. А самая чтимая икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» бесследно исчезла. В 1923 году храм стал приходским. Настоятелем храма был бывший насельник Свято-Андреевского Скита Святой горы Афон викарный Псковский епископ Макарий (Реутов). Историк М.В. Шкаровский пишет, что еще в 1929 г. община при церкви Благовещения Пресвятой Богородицы подверглась разгрому, иноки были изгнаны в посёлок Славянка под Ленинградом, где они строили себе тайный молитвенный дом, одновременно продолжая скрытно ездить в город, служить в своём бывшем храме и даже оставаться ночевать при нём.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

Строительство храма началось только с третьей попытки. В 1893 г. Константин Никифорович Стаканов обратился с заявлением, что усопшая Евдокия Прокофьевна Малахова завещала деньги и имущество на постройку на Ташле храма в честь святой преподобномученицы Евдокии. Епископ Ставропольский и Екатеринодарский Евгений (Шерешилов) благословил строительство храма с приделом Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был построен и освящен в 1897 г. На деньги ташлян при храме была открыта церковно-приходская школа. Церковная жизнь в храме святой преподобномученицы Евдокии спокойно развивалась до 1920 года, гармонично вписываясь в быт и духовную составляющую народной жизни Ташлы. Храм пережил бурные 1920-е годы и антирелигиозные мероприятия советской власти, связанные с этим временем, и был закрыт в 1936 году. Церковное здание было разрушено, а камень использован на строительство сельскохозяйственного училища (сейчас корпуса училища принадлежат 28-й школе). Богослужебные принадлежности были разграблены, а могилы осквернены. Теперь на месте храма располагаются постройки детского дома, а в доме священника оборудован кинотеатр «Ставрополец». Ненадолго церковная жизнь на Ташле возродилась в конце войны. 1 августа 1944 г. ташлянской общине верующих было передано деревянное строение со сторожкой для устройства молитвенного дома по адресу: ул. Кренкеля, д. 9. Первым настоятелем вновь открытого храма стал отец Иоанн Тернавский, позднее переведенный в Успенский храм. Евдокиевский молитвенный дом после второго открытия просуществовал всего два с половиной года, и был закрыт в конце февраля 1947 года. Номинально храм был объединен с церковью с. Михайловского, а община переведена в Крестовоздвиженскую церковь. Имущество Евдокиевского храма было передано в Успенскую церковь, а часть богослужебных принадлежностей – в Михайловскую. Жители Ташлы ещё долго надеялись вернуть свой храм, ставший неотъемлемой частью духовной жизни района. Жители отправляли письменные просьбы о возвращении прихода в различные государственные органы – от местных до правительства СССР. Обращались с заявлением о возвращении литургической жизни на Ташле и родители героя Советского Союза И.А. Бурмистрова. Ташляне обращались с ходатайством к настоятелю Успенского храма о сохранении приходского имущества до открытия нового молитвенного дома.

http://sobory.ru/article/?object=14046

5. Утварью церковь снабжена достаточно. 6. По штату при ней положены: в 1885 г. священник - один с псаломщиком одним. 7. Жалования положено: от Казны четыреста рублей (400р.). 8. Кружечных доходов за 1911 год получено двести рублей (200р.). 9. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: с 1900 года по двум Государственным 4% непрерывно-доходным билетам за номерами 146366 (1900 г. на сумму 200 р.); 146367 (1900г. на сумму 100 р.) покупаются проценты по 12 рублей выгоды. 10. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятипы 600 квадратных саженей, пахатной 30 десятин, сенокосной 3 десятины. Сенокосом причт не пользуется, так как последний редко когда не затопляется водой от речки Ипути. Качество церковной земли: суглинистая и песчаная, почему никогда и не пашется. Далёкое расположение земли от села не даёт возможности удобрить её. Средний доход ей приносимый: никакой и никогда. 11. Дом для священника с домашними службами и с усадебной землёй: мерою в 555 квадратных саженей куплен прихожанами за 1350 рублей в 1899 году. С 1907 года составляет собственность церкви по Высочайшему соизволению и купчей крепости. Другие здания, принадлежавшие церкви: каменная сторожка крытая железом 6х6 и деревянный амбар, крытый клепкой размером 10х8. 12. Состояние домов: дом, купленный прихожанами для священника, очень ветхий. Для псаломщика совсем нет дома, а свой представляет полуразвалины. 13. Расположение церкви от Консистории в 250 верстах, местный благочинный находится в селе Нивном, от уездного города Мглина в 25 верстах; почтовый адрес церкви: город Мглин село Нивное. 14. Ближайшие к ней церкви: Успенская в селе Крёмове 4 версты, Петра Павловская в селе Дегтярёвке в 9 верстах — этого уезда. Приписанная к этой церкви - есть церковь Святого Митрофания в Крутояре в 6 верстах, о ней представляется ниже. Часовен нет. 15. Домов кладбищных и молитвенных домов, к этой церкви приписанных, нет. 16. Опись церковного имущества заведена с 1903 года, хранится в целости, проверена в 1909 году. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Консистории даны 1909 г. декабря 8 дня по 1912 год, ведутся исправно, хранятся в целости.

http://sobory.ru/article/?object=07448

На начало XX века приход обладал 70 десятинами 1129 кв. саж. земли. За храмом числились четыре церковно-приходские школы. В 1913 году приход составляли 3168 человек. За всю историю церкви к ней было приписано четыре храма, находившиеся в самом селении (приписная кладбищенская), а также в деревнях Химно, Бозок и Каменичи. Кладбищенская Свято-Троицкая церковь в селении Холуй не сохранила исторических сведений о своей первоначальной постройке, но известно, что была перестроена в 1882 году. Колокольня находилась рядом с ней и располагалась на двух столбах. Покровский храм в деревне Химное не сохранил упоминания о времени возникновения. В 1887 году его перестроили. В 10-ти верстах от прихода в деревне Бозок существовала Никольская церковь. Построена жителями деревни, однако в каком году – неизвестно. В 1876 году перестроена на собственные средства. Храм архистратига Михаила в селении Каменичи был построен местными жителями. Он находился в 14 верстах от прихода. Сведений о своей постройке не сохранил. Приходская Холуйская церковь в честь Успения Божией Матери просуществовала до 1934 года. В это время она была оборудована под клуб с изменением внешнего вида. В период немецкой оккупации с 1942 года верующие люди заняли это здание под молитвенный дом. До настоящего времени здание церкви не сохранилось, однако сегодня в селении Липень есть деревянный дом, оборудованный под храм и освященный в честь Жировичской иконы Божией Матери. В деревне ведется строительство нового приходского храма. http://www.bobreparhiya.by/history_lipen/ Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Холуй. Местечко Холуй (с 1920 года село называется Липень), состоящее в Игуменском уезде, расположено при реке Свислочи. От губернского города отстоит в 126 верстах, от уездного в 63 верстах. В районе прихода в фольварке Холуе находится римско-католический костел. Приходская Рождество-Богородичная церковь, расположенная в самом селении, построена на средства помещика Завиши и прихожан. Зданием церковь деревянная, устроена в виде продолговатого прямоугольника, с тремя глухими куполами, одним рядом окон, гонтовою крышею и двумя входными дверьми; вообще, здание церкви находится в столь ветхом состоянии, что ни к какой починке уже не годно.

http://sobory.ru/article/?object=28465

Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Саввино-Сторожевский монастырь, 1 класса, близ города Звенигорода, на берегу реки Москвы. Основан пр. Саввою (см. 19 января и 3 декабря). В 1398 году звенигородский князь Юрий Дмитриевич, духовным отцом которого был пр. Савва, умолил его , чтобы он построил монастырь близ города Звенигорода, на месте, называвшемся Сторожами. Во исполнение желания князя и на его средства пр. Савва и построил Сторожевский монастырь. Соборный каменный храм, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, уцелел без особых изменений до настоящего времени. Здесь почивают открыто мощи пр. Саввы в серебряной раке, устроенной царем Федором Алексеевичем в 1680 году. При раке находится массивная драгоценная лампада — дар в 1896 году Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны «святому молитвеннику о царях Богоизбранных». В юго-западном углу собора возвышается гробница — памятник над местом, где первоначально был погребен пр. Савва. Церковь в честь Пресвятой Троицы построена царем Алексеем Михайловичем в 1652 году. Величественная монастырская колокольня архитектурой своей напоминает высокий замок. В третьем ярусе ее между двумя пролетами находится великан колокол, который вылит по повелению царя Алексея Михайловича и весит 2125 пудов 30 фунтов. На западной стороне от собора возвышается старинное здание царского дворца, построенное царем Алексеем Михайловичем, который часто посещал монастырь и был самым усердным его жертвователем. Здесь в большой зале замечательны портреты всех царей. В 1812 году монастырь пострадал от французов. В ризнице, наполненной множеством драгоценностей, хранятся: риза преподобного Саввы, шитая золотом и серебром, Евангелие в большой лист, печати 1644 годов — дар царя Алексея Михайловича, псалтирь рукописная, по которой обучался он, покров на гробницу преподобного Саввы и много других предметов древности. При монастыре духовное училище, богадельня, больница, странноприимный дом. В первое сентябрьское воскресение совершается крестный ход из монастыря в Звенигороде. В 1894 году при монастыре открыто братство преподобного Саввы с целью способствовать развитию народа в духе православной веры. Недалеко от монастыря находятся два скита с церковью святителя Николая и преподобного Саввы. Монастырю принадлежит в Москве подворье на Тверской улице.

http://sobory.ru/article/?object=00385

Разум богопросвещен имея муж оный, с молитвою и трепетом прият на руце дивную икону Твою, Богородице, и принесе ю в дом свой; верова бо, яко с образом сим благодать Твоя и сила и врачевство сему миру духовное. Сего ради проповеда окрест всем людем о новоявленнем сокровищи, да не сокрыт будет сей источник чудес и благодати исцелений. Мы же с верою и благоговением притекающе к нему и духовную жажду утоляюще, славословити Тя дерзаем: Радуйся, Преблагословенная, в травнем злаце икону Твою святую мужу благоговейному явившая; Радуйся, светоносная Палато, аки солнечными лучами благодати тую озарившая. Радуйся, Красото пресветлая, язву на лице иконы Твоея приемшая; Радуйся, Всемилостивая, слезу благодатную от нея дивно источившая. Радуйся, вселенныя Похвало, во граде нашем обиталище Себе на земли устроившая; Радуйся, благостыни Бездно, землю нашу чудесы великими прославившая. Радуйся, теплая к Богу Молитвеннице и Утешительнице, всеми оставленных Мати милосердная. Кондак 3 Силу Божию познавше чрез явленную цельбоносную икону Твою, Пресвятая Дево, православнии людие восхотеша дарми послужити Тебе, Всепетая; сего ради вместо кущи малыя, в нейже первее всечестная икона Твоя водворена бысть, воздвигоша Тебе в веси Горбаневстей честный храм во славу всехвального Рождества Твоего. Зряще же, яко икона Твоя, Владычице, дивно прославляется в нем Господом, исповедаша Тя, яко в молитвах бодрую, и яко неисчерпаемое море милостей и щедрот, и скорое услышание в бедах всех, радостно воспевающих Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имуще благоутробное попечение о градех и весех Полтавских, осияла еси лучами благодати Твоея, Владычице, всех верных, со слезами и умилением к Тебе притекающих и исцеление недугов своих чрез дивную икону Твою приемлющих. Тии же благодарни суще, попечением иерея Божия Евтихия воздвигоша Тебе в веси Горбаневстей новый храм каменный, в немже Ты, Кивоте святыни небесныя, новое земное жилище восприяла еси. Вси же вернии, притекающии к сему дому молитвы, воспеша Тя, Чистая, сице глаголюще:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010