(1) Слова Василия великого : Диавол стоит по правую руку, разрушая некоторым образом правое, т. е. расхищая добрые дела его. Ибо он враждует не только против принадлежащих к левой стороне (слабых) наших действий, но и против правых и похвальных. Исихия: Не только не мог быть прощен в том, что он, будучи учеником такого Учителя, продал Его, но даже и в страсти сребролюбия, против которой Христос, снисходя к его немощи, вверил ему ящик (с деньгами), чтобы предатель не имел нужды и в деньгах. Дидима: Не у всякого одно и то же считается правым, но у старательного умны дела и составляют добродетель, а у нерадивого чувственны и порочны. Итак, при делах правых святого стоит Бог, а при делах грешника диавол. Пс.108:7 .  Внегда судитися ему, да изыдет осужден Когда, говорит, Иуда будет судим своею совестью, он выйдет осужден, и из судилища совести и собрания иудейского. Так и написано: раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь неповинную. Они же сказали: что нам до того? смотри сам ( Матф. 27:4 ); ибо несчастный был осужден и от своей совести и от иудеев, которых слово обвинения и осуждения было сие: ты увидишь.(1) (1) Другой говорит: На будущем, говорит, суде не будет иметь ничего к оправданию своему; потому что он и Учителем был любим и не имел нужды в деньгах, как имевший вверенным ему ящик. И молитва его да будет в грех Молитва, говорит, Иуды будет безуспешна; потому что когда Иуда предался на сторону иудеев, врагов Христа, конечно молился вместе с ними об истреблении Христа и памяти Христа. Или вообще говорит, что Иуда не достигнет искомаго по причине своей строптивости.(1) (1) Другой говорит: Или потому что и самая молитва приступающим к ней нечестивцам вменится в грех и умножит им бедствия, как недостойно дерзающим беседовать с Богом. И о каком благе может молиться сребролюбец? Феодорит: Выйдет осужденным, вместо: будет предатель лишен всякого оправдания. Посему на суде будет осужден и приносимая им молитва увеличит обвинение, за то, что он не незнал благодетеля, но еще наслаждался божественными Его словами, и не только был самовидцем величайших чудес, но и самопроизводителем, получив от Него власть на сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Взятием на небо… Еноха была прообразована отсрочка нашего посвящения. Посвящение это уже совершилось в лице Христа, Главы нашей, Который воскрес так, что больше уже не умирал, и Сам был взят на небо: тем не менее, ожидается другое посвящение всего дома, основанием которого служит Христос; последнее отложено к концу, когда все воскреснут и больше уже не умрут. (4, с. 111.) Боже… Ты… у Которого наши волосы на голове все сочтены (Мф. 10: 30), использовал заблуждения заставлявших меня учиться мне во благо… Так благодетельствовал Ты меня через заблуждавшихся. (1, с. 15.) Всеблагой Бог осыпал императора Константина, не поклонявшегося демонам, но чтившего именно истинного Бога, такими земными дарами, о каких никто не осмеливался даже мечтать. (2, с. 293.) Внемли, Господи, молитве моей, да не ослабеет душа моя под водительством Твоим, да не ослабею я сам, свидетельствуя пред Тобою о милосердии Твоем, отвратившем меня от злых стезей моих. Будь сладостнее всех сладостных соблазнов, соблазнявших меня. Да возлюблю Тебя всеми силами души моей, да прильну к Твоей благости всем сердцем моим. Избави меня, Господи, от всех искушений до конца моих дней. Да служат Тебе, Господи, Царь мой, Бог мой, все то доброе, чему выучился я отроком. Когда увлекали меня суетные науки, Ты взял меня под Свое начало и отпустил мне грехи моего суетствования. Ведь многое даже из того пошло мне на пользу. (1, с. 18.) Божественный промысел пользуется всякого рода людьми и примерами для врачевания душ и созидания нового народа. (8, с. 436.) Благ… Тот, Кто создал меня, и Сам Он благо мое, и, ликуя, благодарю я Его за все блага, благодаря которым я существовал с детского возраста. (1, с. 22.) Кроме… благодеяний, которые Бог щедро ниспосылает добродетельным и порочным людям в силу упомянутого нами управления природой, мы имеем от Него великое знамение великой Его любви собственно к добродетельным людям. Мы решительно не в состоянии возблагодарить Его должным образом и за те благодеяния, что существуем, живем, видим небо и землю и имеем разум, с помощью которого обретаем Его Самого, сотворившего все это. Но какое сердце, какой язык в состоянии надлежащим образом возблагодарить Его за то, что Он не оставил нас, отягченных и обремененных грехами, отвратившихся от Его света и омрачившихся любовью к мраку, т. е. к непотребствам, а послал к нам Свое Слово, Которое есть Сын Его единородный, чтобы мы познали от Него, родившегося плотью и пострадавшего за нас, сколь высоко ценит Бог человека; чтобы этой единственной жертвой мы очистились от всех грехов и, чтобы, получив в сердца излияние любви от Духа Его, несмотря на все трудности, достигли вечного успокоения и неизреченной сладости лицезреть Его? (2, с. 387-388.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Нынешнею ночью во сне, продолжал купец, я видел, что пришел ко мне какой-то молодой человек и начал ухаживать за моими ногами, осматривая их в подробности как бы доктор; осмотрев их, он сказал: «Не бойся! Твоя ноги принялся теперь лечить св. великомученик Пантелеимон!» При этих словах я проснулся и тут же почувствовал отраду, так что мог встать и пойти, и теперь не ощущаю в ногах никакой боли!» До слез растрогался монах этим рассказом и от глубины души возблагодарил св.великомученика Пантелеимона, что он не презрел его грешной молитвы. Проведя тот день в духовной радости с исцеленным купцом, монах был очевидцем, как благодетель его на другой день пошел в свой магазин и мог там заниматься своим делом, как здоровый, и тогда вслед затем отправился он на Ирбитскую ярмарку совершенно здоровым. Прощаясь с своим гостем, г.Бурхонов снабдил его всем необходимым для дороги, а вместе с тем вручил и для обители нашей пожертвование, в признательность к св. чудотворцу Пантелеимону. 4. Из города Б…, от 25-го мая 1866г. одна боголюбивая особа извещает, что муж её исцелился от страсти к винопитию.            «Я к вам писала в ноябре и просила отслужить молебен целителю Пантелеимону, с молитвою к Нему об исцелении от пьянства и буйной жизни мужа моего N …, и вот, вследствие молитв ваших, он видимо переменился: прежде думала, сто совсем пропаду с мужем моим; просто такой стал, как некрещеный!.. но теперь, благодаря Господа и великого угодника Его Пантелеимона за исцеление и вас за молитвы, — пить перестал и буйство неукротимое прошло». 5. Явление св. великомученика Пантелеимона на Афоне одному из иноков, бывшее в 3 часа ночи на 1 сентября 1879г.  Заболела у меня правая нога (говорим словами инока) и я натирал ее у себя в келлии домашними средствами восемь дней, но дошло до того, что я уже не мог совершено ступить на нее и пошел с помощью палки в больницу. Пришедши туда, я слег в постель и не мог дотронуться до ноги, — она распухла. Доктор, осмотрев ногу, сказал мне: «У вас ревматизм; придется вам несколько месяцев полежать безвыходно, и остерегайтесь холода».

http://pravmir.ru/chudesa-velikomuchenik...

После сего Валерий, призвав святых мучеников, Карпа и Папилу, сказал им: – Безумный ваш слуга принял достойную за дела свои смерть, потому что не захотел принести жертвы бессмертным богам. Почему же вы, будучи мудрыми, не изберете себе того, что для вас полезно, но хотите быть подобными человеку, поистине несчастному, который безумно предпочел жизни и радости мучительную смерть? Слыша сие, святые обличили Валерия и назвали его безумцем; воздав хвалу святому Агафодору за мужество, с каким он встретил смерть, они сказали, что желают и себе такой же смерти за Христа. Тогда мучитель, воспылав яростью, снова повелел привязать Карпа и Папилу к коням и быстро гнать впереди его из Сардес в Пергам. И снова святые были гонимы и влачимы на пути, претерпевали великие мучения и страдания, и каждый из них говорил вместе с Давидом: по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя ( Пс.16:4 .). Ночью к их страданиям от ран присоединялись тесные оковы и суровое заключение в темнице. Святые же, после тяжкого пути, оставались в бодрствовании, вознося к Богу молитвы в течение всей ночи. И Господь снова благоволил посетить их: явился им ангел Господень, исцелил от ран и исполнил их сердца Божественной радостью, укрепляя их на больший подвиг. Когда наступило утро, мучитель думал, что святые совсем не могут ступить после вчерашнего пути, и велел привести их к нему, чтобы посмотреть на их страдания. И увидев, что они здоровы и крепки, что ноги их невредимы и лица светлы и веселы, приписал сие силе их волшебства, и посему еще более увеличил их страдания. Обложив тела святых тяжкими железными оковами, он погнал их в еще более далекий путь. Во время пути он на одном месте принес жертву идолам и сел на судилище. Призвав Карпа, он начал дружески говорить ему, как бы действительно сожалея его: – Вот, боги, из сострадания к твоей старости, помогли тебе пройти без труда такой путь. Зачем же ты оказываешься неблагодарным к своим благодетелям, подвергая поруганию их честь? Послушай моего доброго совета, и пойдем к богам вместе со мною, ибо я почитаю старость твою, сожалею о тебе и плачу о бедствии твоем – не как о чужом, но поистине как о своем. Но что делать? Ты знаешь, что сильно оскорбил меня, и я не могу уже более терпеть: и когда ты ныне не послушаешь моего доброго совета, то я не потерплю твоей непокорности, если не ради своего бесчестия, то ради богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

38. Ежели свойство любви есть долготерпеть и милосердовать ( 1Кор. 13, 4 ): то очевидно, что гневающийся и злобствующий чужд любви. Но чуждый любви, чужд Бога: поскольку «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4, 8 ). 39. Не говорите, что вы есть храм Божий, говорит Божественный Иеремия (7, 4). Не говори и ты: одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти меня. Ибо это невозможно, если не стяжаешь и любви к Нему, делами свидетельствуемой. Что же касается до голой веры: «то и беси веруют и трепещут» ( Иак. 2, 19 ). 40. Дело любви составляют: усердное благодетельство ближнему, великодушие, терпение и благоразумное пользование вещами. 41. Любящий Бога никого не огорчет, и ни на кого не огорчается из-за временного: огорчет же и огорчается одной спасительной печалью, каковою блаженный Павел и сам огорчился и огорчил Коринфян ( 2Кор. 2, 4 ). 42. Любящий Бога Ангельской жизнью на земле живет, постясь и бдение совершая, поя и молясь, и о всяком человеке всегда доброе помышляя. 43. Если всякий чего желает, того и достигнуть домогается; всех же благ и желаемых вещей несравненно добротнее и вожделеннее – Бог: то какое рвение должны мы показать, чтобы достигнуть Его по естеству благого и вожделенного. 44. Не растлевай плоти твоей срамными делами; не оскверняй души помыслами злыми: и мир Божий низойдет на тебя, принося с собою любовь. 45. Изнуряй плоть свою гладом и бдением; и не леностно упражняйся в псалмопении и молитве; и освящение целомудрия низойдет на тебя, нося с собою любовь. 46. Сподобившийся Божественного ведения и любовью стяжавший его просвещение, никогда не надмевается духом тщеславия; а не сподобившийся оного весьма легко им кружим бывает. Впрочем, если таковой во всем, что ни делает, будет воззревать к Богу, делая все ради Его, то с Богом легко избежит сего недуга. 47. Не достигший еще ведения Божественного, любовью вдохновляемого, много думает о том, что им делаемо бывает по Богу; а сподобившийся получить таковое от сердца повторяет слова Патриарха Авраама, которые сказал он, когда удостоен был Божия явления: «аз есмь земля и пепел» ( Быт. 18, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Любящий Бога никого не огорчает и ни на кого не огорчается за временное, огорчает же и огорчается одною спасительною печалью, которою св. апостол Павел и сам огорчился и огорчил Коринфян ( 2Кор.2:4 ). Любящий Бога препровождает на земли ангельскую жизнь. Он постится, бодрствует, поет, молится и о всех всегда одно доброе мыслит. Чего кто желает, то и получить домогается. Но всех благ и желаемых вещей несравненно лучше и вожделеннее – Бог . Итак, мы должны приложить все тщание к тому, чтобы достигнуть сего благого и вожделенного по естеству. Не оскверняй плоти своей делами срамными, не омрачай души помыслами злыми, – и мир Божий снидет на тебя, принося с собою любовь. Изнуряй плоть свою постом и бдением, неленостно упражняйся в псалмопении и молитве, – и освящение целомудрия снидет на тебя, нося с собою любовь. Кто сподобился ведения Бога и любовью стяжал Его просвещение, тот никогда не бывает тщеславен. Но не сподобившийся оного весьма легко уносится ветром этого нравственного недуга. Впрочем, если таковой во всех своих делах будет прибегать к Богу, делая все ради Его, – то с Богом легко избежит сего обуревания. Кто еще не достиг ведения Божия, любоью производимого, тот высокомудрствует о своих богоугодных делах, а удостоившийся оного от сердца повторяет слова патриарха Авраама, который, сподобясь явления Божия, сказал: «я земля и прах» ( Быт.18:27 ). Боящийся Господа постоянным своим собеседником имеет смиренномудрие и, по его внушениям, восходит к любви и благодарению Бога. Он, воспоминая свое прежнее житие, по образу мира, свои разнообразные прегрешения, случавшиеся с ним от юности искушения и те средства, которыми Господь от оных избавил его, приведя от жизни страстной к жизни по Богу, с сим страхом приемлет и любовь. Он непрестанно с глубоким смиренномудрием благодарит Бога, благодетеля и правителя жизни нашей. Не оскверняй ума твоего удержанием в себе помыслов вожделения и раздражительности, чтобы, отпавши от чистой молитвы, не впасть в дух уныния. Ум по толику лишается дерзновения к Богу, по колику сообщается с помыслами злыми и нечистыми.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Я не могла при Мухановых сказать Владыке о сновидении моем, но ясно видела из взгляда и улыбки его, что знает о исцелении им меня. Трое суток радость дивная обитала в душе моей, а в воскресенье, в 4 часа пополудни, письменная весть с Троицкого подворья поразила меня и всю семью мою горем, увеличивающимся день от дня более и сильнее. Здесь говорят много, ломать хотят много и многое и вырвалось слово: «наконец развязал мне руки». Это Об. Пр.! 887 Места покойного желают и ищут многие, белое духовенство желает для своих целей Преосвящ. Димитрия 888 . Дивный человек, но не администратор, и потому все, что кому угодно, будет деяться… Говорят и о Преосвящ. Леониде 889 ; а желают: Митрополита Арсения 890 , который уже вероятно, и к 40-му дню придет, преосвящ. Нила 891 , у которого золотые прииски, и проч. Кто бы ни был назначен, а и тени покойного в нем не будет. Зная духовность твердость Православия преосвящ. Филофея 892 , нельзя не желать Его, но едва ли он согласится принять такое великое место, на котором придется ломка заповеданной вселенскими соборами святыни. Простите, много уже сказала, истребите мое письмо, но сохраните мне доброе Ваше отеческое чувство. Не оставьте меня и всех нас Вашими святыми молитвами и святительским благословением и примите выражение моего к Вам уважения, любви, преданности и готовности всегда к услугам вашим». В ответ на это скорбное послание я писал от 23-го числа: «Примите от меня и разделите со всем вашим любезным семейством, с вашими чадами и внучатами, мое искреннее, сердечное поздравление с великим и торжественнейшим Праздником Рождения Христа Спасителя. Всемирная радость, воссиявшая из Вифлеемского вертепа коснувшись и Вашего сердца, да умерит Вашу, глубокую скорбь о лишении великого старца и общего нашего отца и благодетеля! Нечаянная весть о кончине Московского Святителя, достигшая до меня в 10-ть часов вечера 19-го ноября, потрясла меня до глубины души. Три телеграммы с этою роковою вестью одна в след за другою, как три стрелы, пронзили мое сердце… Но, когда узнал об обстоятельствах блаженной кончины Святителя, я увидел здесь точное исполнение моего давнего предчувствия, простиравшегося до убеждения. Не знаю, говорил ли я когда-либо вам, но я многим рассказывал в Москве, что еще в бытность мою на должности Синодального Ризничего, я многократно видал во сне владыку митрополита умирающим среди служения в храме. Поистине дивная и блаженная кончина!...

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Этот образ мученика – образ того подвижника, который стоял до крови за честь Спасителя моего Иисуса Христа, и за имя Его святое жизни своей не пощадил, и благочестивую нашу веру, как истинную, пролитием крови своей утвердил, и прочее. Эти слова, Священное Писание , которое я слышу, – Слово Божие, слово уст Его, уста Господа говорили это; и ныне через слово Свое Бог мой мне говорит: закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра ( Пс. 118, 72 ). Господи! Дай мне уши слышать слово Твое святое. Этот священный дом, церковь , в которой я стою, – храм Божий, в котором всеми верными, братией моей, приносится Богу моему молитва и славословие. Эти священные гласы, славословие и молитва общая воссылают пение, благодарение, хвалу и славословие святому имени Бога моего. Этот священный муж, епископ или иерей, – ближайший служитель Бога моего, который мне и прочим людям, братии моей, возвещает путь спасения. Этот брат мой, каждый человек, – любезное создание Бога моего, как и я, – создание, по образу Божию и по подобию сотворенное и падшее, Кровью Сына Божия, Спасителя моего, как и я, искупленное и к вечной жизни словом Божиим позванное. Надо мне его любить, как любезное создание Бога моего, любить, как себя самого люблю, и не делать ему ничего, чего себе не хочу, а делать ему то, чего себе хочу. Ибо так Бог мой повелел мне. Словом, всякий случай и всякая вещь может и должна возбудить тебя к любовному воспоминанию Господа Бога твоего и показывает любовь Его к тебе, так что и само наказание Его от любви Его к нам бывает, по Писанию: Господь, кого любит, того наказывает ( Евр. 12, 6 ). Поминай же везде, и во всяком случае, и во всякой вещи имя Господа Бога твоего. Берегись забывать Благодетеля, довольствуясь благодеянием Его, чтобы не явиться неблагодарным Ему. Ибо забвение благодетеля – явный знак неблагодарности. Читать далее Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

По 2-й кафисме седален святыя, глас 1: Мучений огнь, духа росою погасила еси честная, и к Свету преставилася еси Божественному и Невещественному, и по кончине блаженней источаеши исцелений капли, Татиано, уставляющи разжжение страстей силою духовною. Слава, и ныне, праздника, глас 8: Крещается Христос, просвещаяй мир,/с высоты Отец свидетельствова, глаголя:/Сей есть Сын Мой, в Немже благоизволих,/Того послушайте./Сей есть просвещаяй вселенную благоутробием Своим,/крестивыйся и спасый яко Бог род человеческий. Полиелей. Величание святыя: Величаем тя,/святая мученице Татиано,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа претерпела еси. Псалом избранный: Бог нам прибежище и сила. Помощник в скорбех, обретших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля. Разжегл еси ны, якоже разжизается сребро. Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси нас в покой. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. По полиелеи, седален святыя, глас 4: Пришедшую Христу волею, и украсившую добродетельми сердце, благолепно воспоим Татиану, верных множество: та бо посрами мучительскую дерзость, и просиявши яко солнце посреде беззаконник, по кончине явися земным подтверждение божественное, вкупе и держава. Слава и ныне, праздника, глас 4: Иисус Навин во Иордане реце, преводя люди и Божий кивот, сеннопишет будущее благодетельство: образ бо нам возображения и начертание неложно порождения, таинственное прохождение обоими сеннопишет духом. Христос явися на Иордане освятити воды. Степенна, 1-й антифон 4 гласа. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых своих,/Бог Израилев. Стих: В Церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Всякое дыхание: Евангелие мученице: Мф. 104 зачало. Псалом 50. Слава: Молитвами мученицы Татианы, Милостиве, очисти... И ныне: Молитвами Богородицы... Помилуй мя Боже... Стихира мученице, глас 6: Одесную Спаса предста дева,/и страстотерпица, и мученица Татиана,/одеяна добродетельми, непобеждена,/и преукрашена елеем чистоты, и кровию страдания,/и вопиющи к Нему радостно, свещу держащи:/воню мира Твоего текох, Христе Боже,/яко уязвихся Твоею любовию аз,/не отлучи мене, Женише Небесный./Тоя молитвами низпосли нам,//всесильне Спасе, милости Твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Бог Господь, тропарь праздника, дважды. Слава, святаго: И ныне, праздника. И обычныя кафизмы. По 1-й стихологии седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Иисус Навин во Иордане реце, преводя люди и Божий кивот,/сеннопишет будущее благодетельство:/образ бо нам возображения и начертание неложно порождения,/таинственное прехождение обоими сеннопишет Духом./Христос явися на Иордане освятити воды. Слава, и ныне, тойже. По 2-й стихологии седален, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Единочестное Слово Отцу и Духу,/воплощенно за милосердие и крещаемо, Ангельстии лицы видевше, трепетаху,/и Иордан река, устыдевшися и убоявшися, возвратися вспять,/нас возводя к высоте спасения, страстьми истлевшия. Слава, и ныне, тойже. По полиелеи седален, глас 3. Подобен: Божественныя веры: К Божественней высоте твоя воздев руки,/столп, преподобне, светоносен явился еси, молитвенными зарями сияя:/к Небеси бо вперив мысль, и неизглаголанных быв причастник,/весь облистал еси, Христа Бога моля/даровати нам велию милость. Слава, и ныне, праздника. Подобен: Дева днесь: Владыка днесь на Иордан прииде, крещся в водах от Божественнаго Предтечи./Свыше же Отец свидетельствоваше:/Сей есть Сын Мой, о Немже благоволих,/и Дух явися странным видом голубиным над Ним. Степенна, 1-й антифон, 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 24. По 50-м псалме стихира, глас 6: Преподобне отче,/во всю землю изыде вещание исправлений твоих,/тем на Небесех обрел еси мзду трудов твоих,/демонския погубил еси полки/и Ангельския достигл еси чины,/ихже житию безпорочно поревновал еси./Дерзновение имея ко Христу Богу,/мир испроси душам нашим. Канон праздника вторый (зри в сам день праздника) со ирмосом на 8, глас 2. И святаго канон на 6, глас 2. Феофаново.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010