Н.И. Державин Обряды Всю церковную жизнь, связанную с богослужением, можно разделить на Таинства и обряды. О Таинствах мы говорили в предыдущей главе. Но бывают еще службы, совершаемые по особым нуждам или просьбам христиан, так называемые требы (или частные богослужения – прим. ред.). Они существуют почти на все случаи жизни: от Крещения младенца до погребения усопшего. Самые распространенные требы или, как их еще называют, обряды, это: молебны, акафисты, отпевания, панихиды, освящение дома, машины, всякой вещи. Молебны Молебны бывают просительными и благодарственными. Всякое дело принято начинать с молитвы. А если человек начинает что-то особенно для себя важное, то лучше отслужить в Церкви просительный молебен и испросить Божия благословения и помощи в предстоящем деле. Просительный молебен можно также заказать о болящих, путешествующих, заключенных... Благодарственные молебны верующие заказывают, когда хотят поблагодарить Бога за Его помощь. Бывают молебны, которые служатся не по просьбе одного человека, а для всех. Например, благодарственные молебны по случаю храмового праздника, на Новый год или перед началом учебного года. Просительные молебны служат во время стихийных бедствий, эпидемий, войн. Иногда такие молебны бывают с крестными ходами и водосвятием. Акафисты В переводе с греческого слово «акафист» означает «неседальное пение», то есть та часть богослужения, во время которой нельзя сидеть. В древности акафистом называлось большое поэтическое произведение, посвященное Божией Матери. Сейчас этот акафист Божией Матери читают в пятницу на пятой неделе Великого поста. Называется он «Похвала Богородицы» или просто «Акафист». Впоследствии словом «акафист» стали называть богослужебные поэтические произведения. Тексты акафистов очень красивы. Обычно в них прославляется и восхваляется то событие или лицо, которому посвящен акафист. Состоят акафисты из тринадцати кондаков 51 и двенадцати икосов 52 , чередующихся с припевами, которые, как правило, начинаются словами: Радуйся... (например: Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Молебен 6 апреля, 2012 Содержание статьи Молебен В трудные времена или, наоборот, в то время, когда благодарить Бога легко, люди заказывают молебен. Молебен — это особое богослужение. Верующие вместе просят о ниспослании милости, славят Господа, благодарят. От простой молитвы молебен отличает то, что он обычно касается какого-то определенного дела или начинания. В Русской Православной Церкви молебны называют «требами» — то есть потребностью обратиться к Богу, Богородице, святым с просьбой или благодарением. Помимо келейной, домашней молитвы, верующим важно собираться вместе для молитвы именно в храме, чтобы явить друг другу христианскую любовь, преодолеть обиды и ссоры, если они были. Незримо, рядом с теми, кто молятся, присутствуют святые, к которым обращаются молящиеся, среди святых сложно сохранять вражду. преодолевают взаимные обиды, если они были. Призываемые святые невидимо становятся рядом с молящимися. Божия благодать снисходит на тех, кто искренне молится, а такая молитва угодна Богу. Молебен иногда называют «молитвой о малом», потому что молебен обычно — прошение или благодарение о чем-то конкретном. Читайте также — Молебен на Васильевском перед Иверской — ЛИЦА (ФОТО, ВИДЕО) Какие бывают молебны Один молебен может отличаться от другого по назначению: Также молебны бывают: Простой молебен совершается в честь святых. Обязательная часть такого богослужения: в честь Богородицы и святого и произносится ектения -серия прошений с припевом «Господи, помилуй». На ектении поминаются имена заказавших молебен и их сродников (родственников). Затем читается молитва святому. Простой молебен можно заказать в день именин или за болящего. Молебен с акафистом чаще служится перед чудотворными или чтимыми иконами, в дни празднования великих святых. Обычно служение проводится еженедельно, в определенное время, точное расписание лучше узнать в храме или монастыре, куда вы собираетесь пойти помолиться. Благодарственные общецерковные молебны служат по большим праздникам. Но и верующий может заказать благодарственный молебен Господу по своему желанию.

http://pravmir.ru/moleben/

Историко-библиографический обзор православных акафистов, разрешенных духовной цензурой к церковному употреблению, за Синодальный период 1 Акафисты Пресвятой Богородице, Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу, Успению Пресвятой Богородицы, святителю Христову Николаю Ко времени учреждения Святейшего Синода в России имелось уже значительное число церковных акафистов – не только рукописных, но и печатных, не только переводных, но и составленных русскими песнописцами. Многие из этих акафистов имели значительные недостатки и неточности богословского характера и нуждались в исправлении и переработке. Уже «Духовный регламент» обращает внимание на потребность тщательного пересмотра составленных и употреблявшихся в Досинодальный период Русской Церкви акафистов. Во второй части «Духовного регламента», в том отделе, где идет речь «об общих делах Церкви», говорится: «Розыскать вновь сложенныя и слагаемыя акафисты и иныя службы и молебны, которые наипаче в наша времена в Малой России сложены суть не малое число, суть ли оная сложения Писанию Священному согласная и не имеют ли нечто в себе Слову Божию противное или хотя нечто непристойное и празднословное? Також определить, что оныя многочисленныя моления, хотя бы и прямыя были, однако не суть всякому должныя, и по воли всякаго наедине, а не в соборе церковном употреблять оных мощно, дабы по времени не вошли в закон и совести бы человеческой не отягощали. Смотреть историй святых, не суть ли некия из них ложно вымышленныя, сказующыя чего не было, или и христианскому православному учению противныя, или бездельныя и смеху достойныя повести, и таковыя повести обличить и запрещению предать со объявлением лжи во оных обретаемой» 57 . Святейший Синод с первых же дней своего существования принял меры к тому, чтобы противодействовать появлению и распространению неисправных и изданных с погрешностями против православного учения церковных служб вообще и акафистов в частности. Важнейшей мерой в данном случае являлся контроль за типографиями, печатавшими акафисты и другие церковные службы, и цензура церковно-богослужебных произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Закрыть Памяти первого новомученика, павшего жертвой богоборческой революции Василий Бойко-Великий о праздновании столетия мученического подвига Григория Ефимовича Распутина-Нового 02.01.2017 1347 Время на чтение 4 минуты 29 и 30 декабря прошли торжественные службы и собрания, посвященные мученическому подвигу первого новомученика российского Григория Ефимовича Распутина-Нового. В Санкт-Петербурге состоялся памятный вечер-конференция, посвященный историческим событиям столетней давности . Во встрече приняли участие директор «Православного радио Санкт-Петербурга» Сергей Евгеньевич Васильев, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, журналист Леонид Евгеньевич Болотин, историк-краевед Михаил Юрьевич Мещанинов, писатель, заместитель главного редактора газеты «Завтра», главный редактор «День ТВ» Андрей Александрович Фефелов, многочисленные клирики Санкт-Петербургской, Московской и других епархий Русской Православной Церкви и многие другие. Священники Русской Православной Церкви отслужили панихиды и молебны в тех местах Санкт-Петербурга, которые непосредственно связаны с жизнью и мученической кончиной Григория Ефимовича Распутина-Нового. В полночь молебен с чтением акафиста Григорию Распутину-Новому был совершен около черного выхода из Юсуповского дворца, на набережной нижней Мойки, около того места, где злодеи и враги России, подстрекаемые английскими спецслужбами, совершали в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года ритуальное убийство выходца из простых русских крестьян, Григория Ефимовича Распутина-Нового. Молебен был совершен и в Пискаревском парке, где злодеи, пытаясь уничтожить светлую память о старце Григории, сжигали его честные останки. Во многих храмах Русской Православной Церкви были отслужены литургии в память о новомученике, а в Царском Селе состоялось молитвенное шествие от Государева Феодоровского Собора к первоначальному месту погребения Григория Нового. Шествие началось со звона колоколов Феодоровского Собора, и по скользкому мокрому льду через Александровский парк более сотни человек прошли с пением молитв Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, святым Царственным Мученикам, преподобному Серафиму Саровскому, мученику Григорию Новому, преподобной Марии (Танеевой) к месту первоначального захоронения Григория Ефимовича в Серафимовском убежище, на месте строившегося храма преподобного Серафима Саровского, где 12 лет назад был воздвигнут стоящий там ныне Поклонный крест. С утра 30 декабря около Поклонного креста совершались панихиды и молебны. Молебен был совершен и по завершении нашего молитвенного шествия.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/03/pa...

Не нужно слушать диавола никогда – ни когда он советует человека ко злу, ни в том случае, если он подговаривает человека и к мнимой добродетели, особенно к подвигам не по разуму и не по силам конкретного человека. Ваше Святейшество! Пожалуйста расскажите каково почитание преп. Серафима Саровского на сербской земле? Существует очень и очень сильное почитание преподобного Серафима , также как и всех святых Российских. Мы сравниваем преп. Серафима с нашим великим святым – святителем Саввой Сербским (13 век.) – также как и св. Савва преподобный Серафим приобрел от Бога великую святость, проводя жизнь в подвигах поста и молитвы. Также как и свт. Савва преподобный Серафим молился за свой народ и свою землю и жил такой жизнью, которая является примером для всех нас. Православие, которое роднит и объединяет этих святых – это есть знание науки Евангельской. И не просто знание, но и жизнь согласно этой науке. Мы можем говорить и писать что угодно, но если мы не живем по Евангелию, то все будет тщетно. «Вера без дел мертва» (Иак 2:20) Необходимо согласие евангельской науки и жизни христианина. Так жили и молились наши святые. Мы просим преп. Серафима о мире в наших сердцах. Святейший Владыко, есть ли в Сербии храмы, освященные во имя преподобного Серафима? Есть два таких храма. Они были построены между первой и второй мировыми войнами. Но всюду – во всех храмах и в домах православных имеются иконы преподобного. По всей стране служат молебны и акафисты преп. Серафиму – акафисты служат может быть не так часто как в России (чаще всего мы совершаем акафисты Божией Матери и Иисусу Сладчайшему). Издаются книги о преподобном Серафиме Саровском. Какова на Ваш взгляд теперь духовная обстановка в Сербии после войны и после смены власти в государстве? Сербская Церковь как и любая Православная Церковь не предпринимает никаких политических действий. Она почитает волю народа, когда воля и пожелание народа согласны с волей Божией. Конечно же Церковь выступает за смену власти, перемену одного правительства другим, только демократическим мирным путем.

http://pravmir.ru/ne-nuzhno-slushat-diav...

1861 год 127 Январь, 1, воскресенье. Буди, Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Вчера, ложась спать, я думал: куда-то назначат меня наши синодалы, а ночью в просонках слышал голос, сказавший мне: «в Ярославль»; утром же первая мысль моя была мысль о том, что русский народ твердо верует в Бога, благодатно присутствующего в душах, и в святость внутреннюю и потому очень любит молебны и акафисты, а живет не свято и не богоугодно. В полдень поздравили меня с новым годом секретарь нашего консульства Жáни, синайский архиепископ Кирилл и армянский епископ Гавриил. Последнему я советовал учить детей греческому языку. Он ответил мне, что будет посылать некоторых из них в то училище, которое выстроил г. Абет, русский подданный, родом туземец, и которое скоро будет открыто. Был у меня консул Лаговский и подтвердил, что Александрийский патриарх Каллиник отказывается от кафедры своей и передает ее архимандриту Евгению с тем условием, чтобы ему производимо было от этой кафедры пожизненное содержание. Сперва он у архимандрита просил капитала в 30000 талеров и, когда Евгений объявил ему, что негде взять их, согласился получить половину этой суммы. Итак, патриаршая кафедра продается и покупается. O tempora! O mores! 128 Я передал Лаговскому вопросы коптского владыки Кирилла: знает ли государь император, что есть на свете копты? Почему здешний генеральный консул России считает их иноверцами? 2, понедельник. Я нездоров, но принимаю гостей. Являлся ко мне каирский грек Диаманди, недавно путешествовавший в счастливой Аравии. Он был в Джедде и в окрестностях сего города. По уверению его, греческая община, находящаяся в абиссинском городе Гондаре, просила Александрийского патриарха Иерофея I прислать к ней церковный причт. Но он отказался исполнить их просьбу по безденежью. В самом деле, при нем патриархия была очень бедна. Теперь от сей общины остались три семейства, да и они поабиссинились. Потомок древней царской династии абиссинов Джиджач негуш подарил французам небольшой остров Адули в Красном море для стоянки кораблей их. Наполеон послал военное судно под начальством Рушеля для занятия сего острова. Но этот капитан прибыл туда, когда негуш, не могши сопротивляться храброму королю Абиссинии Феодору, убежал в горы с войском своим. Сам Рушель попал в плен к сему королю и освобожден был по ходатайству английского консула, живущего в приморском городе Массауа. Это было назад тому 7–8 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

I. Праздник Св. Сергия в его лавре Еще одно утешительное посещение лавры Сергиевой сохранилось в памяти моей, по тем сладостным и высоким впечатлениям, которые оно во мне оставило. Под крылом Преподобного обрел я мир душевный, и орудием мира был Настоятель его лавры. Скажу, что видел и чувствовал. Это было уже седьмое мое странствие в обитель, столь близкую сердцу каждого Русского! – Я прибыл накануне осеннего праздника, в самую минуту, когда ударяли в колокол к торжественному молебну. Церковь была открыта: я поспешил сперва ко гробу преподобного Никона, а оттоле к мощам его великого учителя Сергия. Гробовой монах служил молебны богомольцам; приветливо взглянул он на меня, как бы сочувствуя тому, что тревожило мое сердце, и с радушною улыбкою сказал только: «молитесь больше»! Я спустился в келью Преподобного к иконе явления Божией Матери и поклонился гробам Дионисия, Серапиона, Иосифа: – там старец, блюститель кельи, зажигал уже светильники. Тогда взошел я в покои Митрополита. Владыка принял меня с обычным благоволением и пригласил остаться после праздника на освящение обновленной церкви преподобного Михея. Он спешил к молебну, и я за ним последовал в собор Троицкий. О, какое особенное чувство возбуждает в душе этот чудный молебен! Мне привелось стоять в южных дверях, подле самой раки, пред которою Митрополит, окруженный своим клиром, читал акафист Преподобному. Прямо в лице, живого и по смерти, Сергия, высказывал он во всеуслышание всю его жизнь, все его подвиги, ранние и поздние, в сей временной и в той непреходящей жизни, которых свидетелями были «Тавра и Россия, а ему вторили дики, как бы отголоском всей земли Русской, испытавшей его дивную помощь в бедах своих: «радуйся Сергие, великий чудотворце». Из собора взошел я в ризницу, где опять с благоговением целовал убогую ризу и сосуды Преподобного, лучшее сокровище посреди несметных драгоценностей «Тавры, ибо от сей ветхой ризы потекли все ее богатства, из сего деревянного потира воссиял некогда небесный огнь Сергию, совершавшему в нем бескровную жертву, в своей дремучей пустыне!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

VIII. Крестный ход и Коренная ярмарка Мы видели из исторического обозрения обители, что начало Крестного хода с чудотворной иконой Знамения Божией Матери из Курского Богородицкого монастыря в Коренную Пустынь, устное и письменное предание относит к 1618 году, то есть ко времени возрождения сей последней обители и освящения новопостроенного в ней храма; при чем срок пребывания иконы в Пустыне с течением времени постоянно увеличивался. С 1618 по 1726 год икона оставалась в Пустыни, по своем перенесении туда в девятую (после пасхи) пятницу всего три дня. С 1726 по 1765, в течении одной недели; а в этом году встречаем в актах обители просьбу настоятеля оной о. Игумена Исайи к Епископу Порфирию, о увеличении этого срока вместо одной на две недели, и есть некоторый повод полагать, что просьба эта была удовлетворена тогда же. В 1767 году крестный ход с иконой, по указу Святейшего Синода, прекращен вовсе и возобновился снова лишь в 1791 году, по просьбе в Синод же Курских граждан, при чем дозволено оставлять икону в Пустыне в течении двух недель. А в 1806 году, по ходатайству тогдашнего настоятеля Коренной Пустыни о. Макария срок пребывания иконы в Пустыне указом Святейшего Синода продлен от 9 по Пасхе пятницы до 12 сентября; при чем все сборы, бывающие в это время от молебнов и свечной продажи предоставлены исключительно в пользу Коренной Пустыни. В прошении поданном о. Макарием о продолжении сего срока поставлены на вид следующие побудительные причины: «что так как стечение народа на Коренную ярмарку год от году против прежнего времени умножается, то по таковому маловременному той св. иконы в Коренном монастыре пребыванию, всем желающим по обещаниям своим, пред оною на месте обретения ея, отправить акафист, молебны, водосвятия, и оных молебствий, благонамеренного удовольствия выполнить успеть никак не возможно, и тем паче, что сближается, а иногда и совсем прилучается время самое работное, сенокосное и жатвенное, почему и Коренной монастырь остается и многие усердствующие отходят без удовольствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

XXVIII. Слово в день святых апостолов Петра и Павла 43 О значении храма в жизни христианина и почитании Святых, имени которых он посвящён Память святых, славных, всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла совершаем, братья! Для вас, возлюбленные прихожане сего храма, ныне особенно великий и важный праздник, ибо это праздник вашего храма, храмовый приходской ваш праздник. Великое значение для христианина имеет храм и, особенно, великое значение для христианина имеет приходской храм: храм есть дом Божий, место особенного присутствия Божья, общественного богослужения, общественной молитвы; храм есть наружное выражение нашей православной христианской веры, видимое свидетельство о господстве и торжестве её в нашем отечестве. А приходской храм для прихожанина, кроме того, есть место, где он получил духовное своё возрождение в таинстве крещения, и неоднократно получал и получает духовное обновление во время присутствия в оном при богослужении в молитвенном возношении ума и сердца к Богу, в исповедании своих грехов в таинстве покаяния, в тесном соединении с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве причащения тела и крови Его. В приходском своём храме прихожанин освящает и воспоминает важные события и дни в своей жизни в своей семье: вступление в брак, дни именин и дни кончины своих родных и др., в приходском же храме он совершает и провождение человека после смерти в жизнь загробную. Как же после всего этого не сказать, что великое значение для христиан имеет храм, и что храмовый праздник есть великий праздник для прихожан!... На таком значении храма основывается важная обязанность прихожан – почитать свой храм, возможно чаще посещать его во время богослужения, не только в праздники, но, по возможности, и в будние дни, отправлять в нём все христианские обязанности, совершаемые в храме: подвиги покаяния, обряды погребения и поминовения умерших, водосвятия, чтение акафистов, благодарственные и просительные молебны и проч., и заботиться о его благолепии. И как приятно видеть храм благоукрашенный и благоустроенный, как отрадно для верующего сердца видеть храм, усердно посещаемый прихожанами, и полный молящимися!.,. Но по благоустройству и благолепию храма и по усердию к нему прихожан можно судить о вере их в Бога, развитии религиозного чувства, почитании своего храма, любви к нему и попечении о нём прихожан. Честь и слава от людей и награда от Господа Бога строителям, благотворителям и попечителям сего благоустроенного и благоукрашенного храма, ещё живущим в сей временной жизни и подвизающимся в сем храме, и вечная память и Царство Небесное скончавшимся строителям и благотворителям его!...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

“Будет ликование торжества восстановления Русской Церкви” - святитель Иоанн (Максимович), Из Слова на открытии Епархиального съезда Западно-Европейской епархии в 1960 г. Мысли священника после поездки в Россию В мае месяце с.г. состоялась первая официальная поездка Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, в Россию. В те майские дни чада Русской Зарубежной Церкви усиленно молились Господу, чтобы поездка прошла во славу Божию, на пользу Русской Церкви. Нам известно, например, что в санфранцисском кафедральном соборе молящиеся каждый вечер собирались у раки святителя Иоанна на молебны о благопоспешении поездки Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в Россию; прот. Иоанн Шо, настоятель маленького прихода в Висконсине, во время пребывания Владыки митрополита в России, ежедневно совершал Божественную литургию; многие верующие келейно читали акафисты... Наша делегация чувствовала эти молитвы и поддержку духовенства и прихожан Зарубежной Руси. Спаси всех вас, Господи! На сегодняшний день тема взаимоотношений двух частей Русской Церкви - самая актуальная тема нашей церковной жизни. Нет возможности в газетной или журнальной статье обстоятельно изложить историю разделения в Русской Церкви, экклезиологические позиции и канонические вопросы. В этой статье я попытаюсь сосредоточить внимание читателя на другом: каков был и должен быть дух нашей Русской Зарубежной Церкви в деле уврачевания трагического для любого христианина разделения? ПОКАЯНИЕ И СПАСЕНИЕ ДУШ В состав делегации нашей Церкви митрополит Лавр пригласил представителей всех епархий русского зарубежья. Перед поездкой мы молились о том, чтобы Господь нас вел, чтобы была исполнена Его воля и чтобы мы достойно представили нашу Русскую Церковь Заграницей, прошедшую славный и тернистый путь. Мы осознавали, что на нас будут смотреть не только наши верные прихожане во всем мире, но и наши недоброжелатели и враги русского церковного единства, а также вся церковная и даже нецерковная Россия. Во время нашей поездки везде было много корреспондентов. Ежедневно по новостям передавались репортажи о пребывании делегации Русской Зарубежной Церкви на Родине. По Божией милости, мы быди представителями этой Церкви и участниками этого исторического визита.

http://pravoslavie.ru/214.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010