Глава 4. Водворение старца о. Леонида на скитской пасеке. – Его отличительные свойства, духовные дарования и наружный вид Теперь будем продолжать рассказ о жизни старца иеросхимонаха Льва. В Оптиной Введенской Пустыни уже давно жили и подвизались два ангела во плоти – настоятель обители о. игумен Моисей (Путилов) и родной его брат, начальник Скита иеромонах Антоний. Оба они, как положившие основание своего иночества в пустынных Брянских лесах, под руководством строгих отшельников, в духе прежних великих пустынножителей, пламенно желали ввести старчество в родной им Оптиной обители, но сами не могли выполнить этого дела, так как озабочены были многосложными и многотрудными монастырскими делами, а еще и потому, что, как уже замечено выше, соединение в лице начальника двух обязанностей, настоятельства и старчества, в наше время весьма неудобно и даже невозможно. В жизнеописании покойного Оптинского настоятеля архимандрита Моисея , бывшего в описываемое нами время игуменом, высокочтимый автор сделал такую заметку: «Смеем думать, что он (игумен Моисей) и много, и усердно молился о сем Богу», т. е. о послании в возобновляемую им обитель духовноопытного старца. Этому предположению смело можно придать силу действительности. Ибо если принять во внимание, что духовные мужи и во всех случаях жизни обращаются с усердной молитвой ко Господу, то в таком важном деле, как введение старчества в обители, нельзя и сомневаться, что о. игумен Моисей, – прибавим только к сему, вместе с братом своим скитоначальником иеромонахом Антонием, горячо молились Богу об исполнении их пламенного желания. И тем более должно так думать, что они, как исполнители Заповедей Евангельских, имели для сего прямую заповедь Спасителя: Молитеся убо Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву Свою ( Мф. 9, 38 ). Кроме того, о. игумен Моисей с оптинскими старцами, как выше упомянуто, и приглашали о. Леонида в только что устроенный Скит на жительство. И вот наконец, водимый Промыслом Божиим, Старец прибыл и принят был оптинцами с великою радостью, как особенный дар небесный. С ним вместе прибыли и шесть учеников его: монах Макарий (Грузинов) из петербургских купцов, послушники вышеупомянутый Диомид (Кондратьев), постриженный в болезни келейно в схиму площанским строителем Маркеллином и потому до 1840 г. ходивший в рясофоре, Александр Михайлов Сапожников из солигалических посадских, Георгий Васильев из московских купеческих детей, Иван Николаев из московских мещан и Павел Петров Тамбовцев, белгородский купеческий сын. Вскоре за ними поступил в Скит под руководство старца о. Леонида инженерный офицер, Димитрий Александрович Брянчанинов (впоследствии епископ Игнатий) 37 . Впрочем, он прожил здесь недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Скачать epub pdf Беседа 24 11. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10,1–12; Мф 19,3–12). Продолжение. 1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. 2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? 3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? 4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. 5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. 6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. 7 Посему оставит человек отца своего и мать 8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. 9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. 10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же. 11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. Прошлую беседу мы закончили утверждением, что уже для древнего пророка Малахии развод – несмотря на то, что его допускает Закон Моисея – представлялся противоречащим воле Божией. О разводе велись нескончаемые дискуссии. Но... ведь невозможно спорить с тем фактом, что по букве Закона существует право на развод! Если бы Иисус Христос оспорил это, то сложилось бы впечатление, что Он «разрушает» Закон Моисея, объявляет его утратившим силу. В этом состояло искушение вопроса фарисеев: «Позволительно ли разводиться мужу с женою?» ( Мк.10.2 ). Возможно, они знали, что в этом вопросе Иисус настроен не менее решительно, чем пророк Малахия. И если бы Иисус публично высказался именно в таком духе, отвергая развод, то против Него можно было бы выдвинуть обвинение в беззаконии, в кощунственном отношении к святому Закону Моисея! Но не так-то просто было поймать Иисуса на слове! Для Него самым важным и определяющим вопросом было не: «Что позволил Моисей?», но: «Что заповедал Моисей?» ( Мк.10,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Оптинский старец, скитоначальник, иеросхимонах о. Анатолий (Память 3 июля). В первой четверти прошлого века в селе Боболи, Калужской губернии, жил диакон о. Моисей Кольев, с супругой Анной Сергеевной. Анна Сергеевна была дочерью священника из села Мокрого, где Моисей Петрович был сначала псаломщиком. Родители матушки дьяконицы были люди благочестивые, такими же были и родители Моисея Петровича. Неудивительно поэтому, что о. Моисей и его супруга были люди благоговейные. С малолетства, приученные к храму Божьему, они любили Божий дом. Благочестиво настроенные, они жили скромно и по тому времени с достатком. Только достаток этот они получали лишь через постоянный и упорный труд. Они сами обрабатывали землю. Посещая храм, а у них в селе он был трехпрестольный: в честь святителя Николая и св. великомучеников Георгия Победоносца и Никиты, в воскресные и праздничные дни, они остальное время посвящали сельскому хозяйству. Были они, в то же время, кротки и милостивы к бедным и странникам, бедняк не уходил от дома их без милостыни. Они любили монахов и очень желали, чтобы из их детей были иночествующие. И Господь судил исполниться их доброму желанию. У них было большое семейство: пять дочерей: Мария, Евдокия, Анна, Александра, Татьяна, и сын Алексей. Дети были тоже благочестивы. Дочь Евдокия не пожелала идти замуж и оставалась в девицах, проводя жизнь благочестивую, пекла просфоры и помогала матери и родным в хозяйстве, находя отраду и утешение в молитве в храме, и дома; она скончалась сорока лет. Другая же дочь, Анна, была инокиней. Но во всей полноте их святые думы сбылись на сыне их, которого Господь явил великим в наше время отцом иночествующих. Этот сын и был тем избранником благодати Божией, которого поминают с любовью и благоговением многие и многие, как иночествующие, так и миряне, и который был старцем Оптинским, другом и сподвижником великого Оптинского старца о. Амвросия и его преемником по старчеству, и, вместе с тем, наставником и руководителем инокинь основанной старцем о. Амвросием Шамординой пустыни. Это был о. Анатолий, иеросхимонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П.В. Долгоруков Граф Пратасов-Бахметьев и дворяне Бахметьевы Фамилия эта в старину писалась трояким образом: Вахметев, Бахметов и Бахмиотов. При великом князе Василие Васильевич Темном, в половине пятнадцатого века, знатный татарский мурза Аслан-Бахмет принял Святое крещение с именем Иеремии и был родоначальником Бахметевых; (он состоял в близком родстве с татарскими царевичами Касимом и Ягупом, и вместе с ними выехал в Россию). У него были сыновья: Иван, Кузма и Пётр, по прозвищу дунил; внуки: Никита Иванович и Константин Кузмич, и правнук Дорофей Константинович, имевший сына Евтихея Дорофеевича и внука Ерофея Евтихеевича. отцовский ОТ ИЕРЕМИИ БАХМЕТА КОЛЕНО VI: Ерофей Евтихеевич Бахметев КОЛЕНО VII: Авраам Ерофеевич Никита Ерофеевич Юрий Ерофеевич Дей Ерофеевич Моисей Ерофеевич КОЛЕНО VIII: Александр Авраамович Василий Авраамович Ефрем Юрьевич Иван Юрьевич Никита Юрьевич Юрий Юрьевич Григорий Моисеевич КОЛЕНО IX: Пётр Александрович Емельян Александрович Иван Ефремович Дмитрий Ефремович Андрей Иванович Степан Иванович Юрий Иванович Амфилохий Никитич Михайло Никитич КОЛЕНО X: Василий Петрович Андрей Петрович Степан Петрович Иван Иванович, генерал-поручик, сенатор, Святого Александра Невского кавалер женат на графине Анне Андреевне Толстой Иван Дмитриевич Александр Степанович Сергий Юрьевич Василий Петрович Иван Юрьевич Иван Амфилохиевич Григорий Амфилохиевич Алексей Амфилохиевич КОЛЕНО XI: Яков Андреевич Яков Степанович Николай Степанович Пётр Степанович Григорий Иванович Алексей Александрович Иван Александрович Александр Сергеевич Михайло Сергеевич Василий Сергеевич Николай Александрович Павел Александрович Иван Александрович Пётр Александрович Александр Александрович Дмитрий Александрович Иван Иванович Алексей Иванович, женат на Агафоклее Ивановне Веревкиной Василий Иванович Иван Иванович Алексей Григорьевич Василий Алексеевич Иван Алексеевич Николай Алексеевич Пётр Алексеевич Дмитрий Алексеевич КОЛЕНО XII: Пётр Николаевич Сергий Николаевич Егор Николаевич Александр Николаевич

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Толстые Предок их Индрис, по свидетельству черниговского летописца, прибыл из Германии в Чернигов, в 1353 году, с двумя сыновьями и с дружиною, из трёх тысяч человек состоящею. Все они приняли православную веру. отцовский КОЛЕНО I: Индрис, в православной вере Леонтий КОЛЕНО II: Фёдор Леонтьевич КОЛЕНО III: Харитон Константинович КОЛЕНО IV: Андрей Харитонович Толстой КОЛЕНО V: Карп Андреевич КОЛЕНО VI: Фёдор больший Карпович Юрий Карпович, родоначальник Дурновых, Даниловых и Васильчиковых КОЛЕНО VII: Евстафий Фёдорович КОЛЕНО VIII: Андрей Евстафьевич КОЛЕНО IX: КОЛЕНО X: Яков Васильевич Михайло Васильевич Прокофий Васильевич КОЛЕНО XI: Григорий Яковлевич Иван Яковлевич Андрей Михайлович Степан Прокофьевич КОЛЕНО XII: Иван Иванович Афанасий Иванович Селиверст Иванович Яков Андреевич Афанасий Степанович КОЛЕНО XIII: Григорий Иванович Василий Иванович Степан Иванович Григорий Селиверстович Самуил Селиверстович Василий Яковлевич Фёдор Афанасьевич КОЛЕНО XIV: Андрей Васильевич, окольничий † 1688 ; женат 1) на NN; 2) на NN Михайловне Милославской Илья Самуилович Степан Васильевич Роман Васильевич Григорий Васильевич Семён Фёдорович Фёдор Фёдорович КОЛЕНО XV: Граф Пётр Андреевич, действительный тайный советник, верховного тайного совета член и святого Андрей кавалер, рождение 1645 † 17 февраля 1729 Михайло Андреевич Пётр Степанович Емельян Степанович Александр Григорьевич Борис Семенович Никифор Фёдорович КОЛЕНО XVI: Борис-Юрий Иванович Фёдор-Андрей Иванович Василий Иванович Граф Иван Петрович, действительный статский советник † в июне 1728; женат на княжне Прасковье Михайловне Троекуровой Граф Пётр Петрович, полковвик; женат на Ульяне Ивановне Скоропадской Пётр Михайлович; женат 1) на Анне Григорьевне Нарышкиной; 2) на Анастасие Алексеевне Блохиной Василий Петрович Моисей Петрович Григорий Александрович Алексей Борисович Анникий Борисович Василий Борисович, статский советник; рождение 21 марта 1706 † в сентябре 1790; женат на Дарье Николаевне Змеевой, рождение 19 марта 1713 † 21 июля 1791

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Бывалино. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Погост Никиты Мученика Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Казанской Иконы Божией Матери с приделами Илии Пророка и Никиты Мученика возведена в 1862 г. из красного кирпича на белокаменном цоколе в формах эклектики рядом с деревянным храмом Великомученика Никиты 1717-го г. Здесь по желанию императора Александра II должен был сложиться женский монастырь. Однако этого не произошло, а в годы атеизма церкви были закрыты и обезображены. Деревянная церковь сгорела на рубеже 1980-1990-х гг. Ныне Казанская церковь восстановлена. Рядом построен в 2000-2002 гг. кирпичный храм-крестильня во имя Серафима Саровского, в 2002 г. – часовня (всё по проекту Андрея Казначеева) на средства жертвователей тщанием настоятеля игумена Амвросия. Возведены здания причта, хозяйственные постройки и Святые ворота предполагаемого женского монастыря. Рядом, через дорогу, находится детский православный оздоровительный лагерь “Никита”. В старинном селе Бывалино возвышается интересный храм Святого Великомученика Никиты. По преданию, в начале XVIII века на том месте, где до недавнего времени находилась деревянная церковь, которая стояла здесь вплоть до начала 90-х годов ХХ столетия, и явилась икона этого святого. В алтаре каменного храма хранится крест с надписью: " Божию милостию освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в храме Святого Великомученика Христова Никиты при державе Благочестившаго всея Великия и малыя и белыя России Самодержца и при чадах его при Благородном Государе и Царевиче и Великом князе Алексие Петровиче и при Благородном Государе Царевиче Петре Петровиче и при благородном Великом Князе Петре Алексеевиче, промежду Патриаршества, по благоскловению Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромского в лето от сотворения мира 7227 году индикта 11-го от Рождества Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа 1717-м году, месяца сентября в 15-й день на память Святого Великомученика Христова Никиты. Освятил храм сей Троицко-Сергиева монастыря Архимандрит Георгий Дашков, да Спаса - нового монастыря Архимандрит Моисей Протопопов с братиею " .

http://sobory.ru/article/?object=02208

     Книга Деяний, которую Церковь открыла нам в Пасхальную ночь, продолжает рассказ о жизни первой христианской общины. Сегодня мы прочитаем о том, как апостолы в первый раз были арестованы за проповедь Евангелия. «Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни» (Деян. 5:12–20). В Писании есть чудеса, сопровождаемые словами, а есть чудеса, совершаемые без слов. Последних гораздо меньше первых. Например, Петрова теща исцеляется от горячки молчаливым прикосновением (см. Мф. 8:14–15). Но, как правило, всегда нечто говорится или перед чудом, или после него. Такие фразы есть, по сути, библейские комментарии к чуду. Чаще всего это диалоги. Сын Божий готовится воплотиться – Ангел беседует с Марией, а потом и с Иосифом. Иисус исцеляет бесноватого в синагоге – происходит некий диалог между бесом и Спасителем: «Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него» (Лк. 4:34–35). Исцеление прокаженного – снова обмен репликами, да еще и с некоторым указанием будущих действий исцеленного: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им» (Мф. 8:2–4). Во время изгнания бесов из гадаринского бесноватого Христос выслушивает просьбу легиона нечистых духов и даже выполняет ее (Мф. 8:28–34). Перед тем как вернуть здоровье расслабленному, Иисус говорит: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2), указывая основную причину болезней человеческих, а уже затем произносит: «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9:6).

http://pravoslavie.ru/112179.html

  Об исповеди   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы вступили в новый церковный год. И это наше стояние перед светом Рождества Христова, Пасхи Господней, Фаворским светом и перед всеми праздниками церковными говорит нам о том, что мы должны позаботиться об исповеди в течение года, о том, что исповедь неотделима от молитвы и возможна только перед Светом, все проникающим, перед Светом, любящим нас. Исповедь возможна, когда Сама Божия Матерь и все святые, которым мы будем молиться, молятся о том, чтобы была побеждена в нас всякая тьма. Исповедь - это то, что всегда является существенно важным в жизни христианина. И к пониманию этого мы должны снова и снова возвращаться. Но особенно значительным это делается тогда, когда наступит Рождественский, Великий, Петров или Успенский пост. Исповедь важна, потому что в ней мы перед лицом Церкви, перед лицом священника, представляющего Церковь, исповедуем свое отвержение зла, царствующего в мире. Мы исповедуем свое несогласие с грехом, свое отвержение дел сатаны, которые присутствуют в грехах. Всю мерзость и растление греха в мире, который хочет нас тоже растлить. " Не хочу, не желаю, не принимаю. Отойди от меня, сатана " . Эта молитва святого Димитрия Ростовского и святого Тихона Задонского по отношению к хульным и скверным помыслам, собственно, и составляет сущность покаяния и исповеди. Мы уже отверглись сатаны и всех дел его в таинстве Крещения. Исповедь, покаяние - это второе крещение. И каждый день мы должны отвергаться этих темных дел. Есть даже обычай у некоторых православных христиан, что всякий день перед тем, как покинуть свой дом, осенять себя крестным знамением и произносить ту самую молитву, которую человек произносит в таинстве Крещения: " Отвергаюсь тебя, сатана, гордыни твоей, служения твоего и всех дел твоих " . Это отвержение должно быть постоянным. Но исповедь есть венец всего. Две опасности угрожают исповеди. Первая опасность заключается в том, что многие из нас, забывая о том, что открывают нам наши праздники, существующие ради нашего преображения, не видя, что Моисей повержен перед светом Христовым, продолжают приносить свою исповедь только по заповедям Моисеевым, которые составляют нравственный фундамент жизни Ветхого Завета. Он не упраздняется, разумеется, и в Новом Завете, но не может быть достаточным для христианина.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_10...

Москва. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Ивановский монастырь Карта и ближайшие объекты Ивановский монастырь, 2 класса, общежительный, в Москве, близ улицы Солянки. Когда был учрежден монастырь, с точностью неизвестно. Одни полагают, что он был основан великим князем Иоанном III, другие — великой княгиней Еленой Глинской. Несомненно только, что существовал он в XVI веке. В 1812 году был разорен; в 1859 году восстановлен. Здесь находится древняя чудотворная икона святителя Иоанны Предтечи. При монастыре иконописная школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в XV веке. Считается одним из древнейших монастырей Москвы. Первоначально существовал как мужской и находился в Замоскворечье. Перенесён на Кулишки в середине XVI века. На этом месте монастырь стал женским с сохранением старого посвящения - Иоанно-Предтеченский девичий монастырь. Перестроен в 1859-1879 гг. по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского (1801-1885гг). В монастыре действовал строгий монастырский Устав. В 1927 году монастырь закрывают. Его территорию занимали различные организации: НКВД-МВД, ЦГАМО, швейная фабрика имени Советской Армии. Монастырь возвращён РПЦ в 1992 году. Первое известие о московском Ивановском монастыре содержится в летописях 1415 года. Однако тогда монастырь существовал в другом месте — в Черниговском переулке, где и сейчас стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. На Кулишках же монастырь существовал уже в начале XVI века. Монастырь был весьма почитаем царями и царицами — здесь молились и царь Иоанн Васильевич, и Михаил Федорович Романов, и царица Евдокия Лукьяновна. Монастырь расстраивался на государственные средства и получал богатые дары и поддержку со стороны государей. Помимо царской заботы, монастырь был и родовой обителью многих известных московских семейств — вкладчиками были князья Лобановы, Хованские, Волконские, Голицыны, Мещерские и многие другие. Одной из интересных страниц истории монастыря является пребывание здесь с 1785 года монахини Досифеи, бывшей, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны, которая вела в монастыре затворнический образ жизни, а высота ее духовной жизни была хорошо известна в Москве. Одним из наставленных ей на путь монашества был Тимофей Путилов, который впоследствии был пострижен в монашество с именем Моисей и ставший известным оптинским старцем и архимандритом. Расцвет монастыря приходится на вторую половину XIX века, и связан он был с именем святителя Филарета, митрополита Московского, поддержавшего восстановление монастыря по общежительному уставу. Однако в силу разных причин строительство монастырского комплекса было завершено только в 1879 году.

http://sobory.ru/article/?object=04846

П.В. Долгоруков Арсеньевы Ослан-Мурза, знатный татарин из Золотой Орды, принял Святое Крещение, с именем Прокопия, в 1389 году, и женился на Марие Зотовне Житовой, отец коей был стольником при дворе великого князя Димитрия Донского. У них было пять сыновей: Арсений, родоначальник Арсеньевых; Фёдор, родоначальник Сомовых; Яков Кременецкий, родоначальник Ждановых, и угасших фамилий Кременецких и Яковцевых; Павел, родоначальник Павловых, и Лев, по прозвищу широкий рот, родоначальник Ртищевых. У Арсения Прокофьевича были: сын Лев, и внук Павел, потомству коего мы здесь помещаем поколенную роспись. отцовский ОТ ОСЛАНА-МУРЗЫ КОЛЕНО IV: Павел Львович Арсеньев КОЛЕНО V: Тимофей Павлович Григорий Павлович КОЛЕНО VI: Макарий Тимофеевич Юрий Тимофеевич Василий Тимофеевич Данило Григорьевич КОЛЕНО VII: Фёдор Макарьевич Степан Макарьевич Моисей Макарьевич нехороший Андрей Юрьевич Семён Васильевич Андрей Данилович ташлык КОЛЕНО VIII: Степан Фёдорович Юрий Фёдорович † 1635, женат на Ксение Ивановне NN Фёдор Фёдорович Фёдор Степанович Никита Моисеевич Иван Андреевич Семён-Богдан Андреевич Андрей-Богдан Семёнович Гавриил Семёнович Лев Андреевич КОЛЕНО IX: Осип Степанович Григорий Степанович Леонтий Степанович Аггей Степанович Иван Юрьевич Кирило Юрьевич Фёдор Юрьевич † 1656, женат на Марие Петровне Давыдовой Андрей Юрьевич Перфилий Юрьевич; женат: 1) на Евдокие Семёновне Ивашкиной; 2) на княжне Пелагее Ивановне Друцкой; (вдове, по первому браку, Ивана Никитича Племянникова) Иов Фёдорович Иван Фёдорович Иван Фёдорович Афанасий Фёдорович Григорий Фёдорович Богдан Никитич Мартемьян Никитич Степан Иванович Фёдор Иванович Павел Иванович Иван Семёнович Маркел-Воин Андреевич Самуил Андреевич Владимир Гаврилович Семён Гаврилович Никита Львович Андрей Львович Лавр Львович КОЛЕНО X: Лука Осипович Федосий Осипович Назарий Осипович Артемий Осипович Матвей Осипович Лукьян Аггеевич Ефим Аггеевич Михайло Фёдорович Иван Перфильевич Фёдор Перфильевич, женат: 1) на Ефимие Никифоровне Елагиной; 2) на Акулине Харлампиевне Офросимовой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010