Глава десятая Вступление на престол Императора Павла Петровича, Его отношение к распоряжениям и учреждениям Екатерины II. Губернская реформа и передел губерний по указу от 12 дек. 1796 г. Территориальное переустройство русских епархий, соответственно новому делению губерний. Решение Св. Синода 16 сент. 1797 г. о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. Задержка практического выполнения этого решения, вследствие неприсылки из Сената росписи городов по губерниям по новому делению. Территориальное переустройство малороссийских епархий соответственно новому переделу губерний. Прикрытие Новгород-Северской епархии (1 сент. 1797 г.), в связи с прикрытием губернии. Введение Киевской епархии в границы губернии. Преобразование Переяславского и Бориспольского коадъюторства Киевской митрополии в полусамостоятельную епархию с своими консисторией и собором в области Малороссийской губернии, разделенной между Переяславским коадъюторством и Черниговской епархией. Переименование Екатеринославской и Таврической епархии в Новороссийскую и Днепровскую, Могилевской и Полоцкой в Белорусскую и Могилевскую; введение их в границы соответствующих губерний, а Брацлавской и Подольской епархии – в границы Подольской губернии. Расширение прав старорусского и дмитровского викариев учреждением у них своих консисторий и соборов и определением им особых территорий (18 дек. 1797 г. и 5 – 13 окт. 1798 г.). Территориальное несоответствие между многими епархиями и губерниями и затруднения, происходящие от этого несоответствия при малочисленности епархий после решения Св. Синода 16 сент. 1797 г. Общий доклад св. Синода от 27 сент. 1799 г., утвержденный 16 окт. того же года, о согласовании епархиальных границ с губернскими, об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям и об открытии пяти новых епархий в границах губерний и викариатств. Ведомость о составе всех русских епархий, составленная в св. Синоде. Отделение С.-Петербургской епархии от Новгородской; прикрытие викариатства: Феодосийского и Моздокского. Перенесение Коломенской кафедры в Тулу и образование Тульской и Белевской епархии, вместо Коломенской в пределах Тульской губернии. Открытие вновь самостоятельных епархий: XXXII – Калужской и Боровской в границах Калужской губ. с кафедрой в Калуге, XXXIII – Пермской и Екатеринбургской – в границах Пермской губернии с кафедрой в Перми; XXXIV – Оренбургской и Уфимской, в пределах Оренбургской губернии с кафедрой в уезд. гор. Уфе; XXXV – Саратовской и Пензенской в границах Саратовской губернии с кафедрой в уезд. гор. Пензе; XXXVI – Слободско-Украинской и Харьковской в границах Слободско-Украинской губернии с кафедрой в Харькове. Их территориальное устройство и изменение территорий соседних епархий при образовании новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Константин (Булычев Константин Иоакимович), архп. б. Могилевский Родился 23 декабря 1858 года в семье зажиточного купца г. Орлова , Вятской губернии. В 1881 году окончил физико-математический факультет СПБ университета со степенью кандидата. В 1890 году поступил в СПБ духовную академию. 29 января 1892 года пострижен в монашество, 21 февраля того же года рукоположен во иеродиакона. 7 ноября 1893 года рукоположен во иеромонаха. В 1894 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и определен на должность смотрителя СПБ Александро- Невского духовного училища. В 1896 году назначен ректором Витебской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Во время своего служения в должности ректора состоял председателем Полоцкого епархиального училищного совета, председателем Витебского Свято-Владимирского братства, цензором «Полоцких Епархиальных Ведомостей» и проповедей, произносимых духовенством г.Витебска в кафедральном соборе. 1900 г. – ректор Киевской духовной семинарии. 29 июля 1901 года хиротонисан во епископа Гдовского, вик. СПБ епархии. Чин хиротонии совершали в Троицком соборе Александро-Невской Лавры: митр. СПБ Антоний, архп. Финляндский и Выборгский Николай, епископ Пермский и Соликамский Петр, епископ Симбирский и Сызранский Никандр, епископ Калужский и Боровский Вениамин и епископ Нарвский Никон. С 23 апреля 1904 года – епископ Самарский и Ставропольский. 21 мая 1904 года награжден панагией с украшениями. С 4 октября 1911 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 6 мая 1915 года возведен в сан архиепископа и оставлен на той же кафедре. 5 октября 1916 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Участник Священного собора в Москве 1917/1918 гг. Был сторонником патриаршества. В 1922 году и в последующие годы несколько раз уклонялся в обновленческий раскол, каялся и вновь уходил в раскол. С 9/22 декабря 1925 года – в числе основоположников григорианского раскола. Член ВВЦС. В числе трех подписал письмо от 29 января 1926 года митрополиту Петру Крутицкому.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Могилевской епархии изданы «Слова и речи» святителя Георгия (Конисского) 14 сентября 2017 г. 09:45 В 2017 году исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося православного иерарха, талантливого богослова, философа и педагога XVIII века —  святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского . К предстоящему юбилею по инициативе издательства «АмелияПринт» и по благословению епископа Могилевского и Мстиславского Софрония было подготовлено репринтное переиздание книги «Слова и речи Георгия Конисского, архиепископа выпущенной в Могилеве в 1892 году редакцией «Могилевских епархиальных ведомостей». Книга содержит проповеднические и ораторские произведения святителя, сообщает Издательский совет БПЦ . В начале опубликованы биографический очерк о святителе Георгии редактора «Могилевских епархиальных ведомостей» И. Пятницкого и краткая характеристика проповеднической деятельности Георгия (Конисского) И. Плаксина. Слова и речи расположены в хронологическом порядке с 1755 по 1793 годы. В конце приводится оглавление в систематическом порядке, что позволяет детально раскрыть тематику слов и речей святителя. В книге публикуются также статьи современных богословов о сегодняшнем значении наследия восточнославянского мыслителя и просветителя. Это вступительное слово митрополита Минского и Заславского Павла , Патриаршего экзарха всея Беларуси, статьи: «Церкви Белорусския похвало и града Могилева украшение» епископа Могилевского и Мстиславского Софрония, «Вера и верность» протоиерея Георгия Соколова и другие. В конце книги в статье «От издателя» руководителем издательства «АмелияПринт» А.Н. Емельяновым описаны особенности подготовки книги к изданию. Книга 1892 года была выбрана для переиздания в связи с тем, что в ней максимально сохранен стиль естественного языка Георгия (Конисского). Более ранние издания (1835, 1861 годов) содержат произведения Георгия (Конисского), отредактированные протоиереем Иоанном Григоровичем, и поэтому не являющиеся полностью авторскими по языку и стилю. К сожалению, все сохранившиеся экземпляры издания 1892 года имеют низкое качество полиграфического исполнения и корректуры, в связи с чем издатели не смогли факсимильно воспроизвести оригинал и весь текст набран заново, сохранены стилистика дореформенной орфографии и гражданский шрифт. Указаны также ошибки набора, обнаруженные при подготовке репринта.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Даниловичи. Церковь Николая Чудотворца. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь, построенна в 1866 году на отпущенную от казны сумму, деревянная, но по наружному виду приличная; ограда и колокольня тоже деревянныя и благовидныя. Утварь и ризница церковныя посредственныя. Библиотека состоитъ из З книг по Свящянному Писанию, 1 кн. святоотеческой, 40 книг духовно-нравственнаго содержания и 28 книг разнаго содержания. Земли при церкви 40 десятин, которой пользуются крестьяне, причту же, взаменъ земли, назначено ежегодно выдавать разнороднаго отсыпнаго зерна новаго хлеба в количеств 86 четвертей гарицевой меры. Для священника построенъ от казны дом, а псаломщику дом построен прихожанами. Въ приходе имеется министерская школа и церков. школа грамоты. Поютъ в церкви любители ц. бывшие ученики и ученицы, при участии учащихся детей, хорошо очень, по наслышке, даже умеютъ петь и по потам. Документы церковные в порядке; причт исправный. Церковный староста крестьянин. Источник: Могилевские епархиальные ведомости. Могилев-на-Днепре, 1883–1917, 1897, 24 Благочинный о.Иоанн Пиневич после обследования храма в свое время указывал: «Храм на 100 человек, построен в 1825 году, требует капитального ремонта». По данным Государственного архива по Гомельской области церковь построена в 1866 году на средства епархиального начальства  (ф. 2301, опись1, дело 1348, лист 220), по другим данным на средства, отпущенные из казны. «Церковь, ограда и колокольня деревянные. Библиотека состояла из 72 книг. Прихожан 2000 душ обоего пола. Причт состоит из двух членов с жалованием из казны. Земли при церкви 40 десятин, которою пользуются крестьяне. Документы церковные в порядке; причт исправный» (Могилевские епархиальные ведомости, 1898 год, епископ Мисаил). По данным Минского исторического архива, в 1915 году храм сгорел при невыясненных обстоятельствах. В 1922-1926 гг. местные жители своими силами восстановили храм. В годы лихолетья, во время Великой Отечественной войны и до настоящего времени Промыслом Божьим храм выстоял и оставался действующим. В иконостасе сохранялись Царские Врата из Свято-Петро-Павловского кафедрального собора г. Гомеля. Впечатляют и размеры деревянного храма: алтарь — 5х19 м, длина храма — 55 м, ширина — 36,6 м.

http://sobory.ru/article/?object=31229

Болонов Селец. Церковь Георгия Победоносца. Селецкая Георгиевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Болонов Селец. Первое письменное упоминание: XVIII в. Памятник архитектуры церковь (19 в.). В 1897 году хлебозапасный магазин, питейный дом, Георгиевская церковь, раз в год проводилась ярмарка. Упоминание в Памятных книжках Могилевской губернии и Могилевких епархиальных ведомостях: 1862 г. Болоново-Селецкое волостное правление: старшина – крестьянин Михайло Осипович, писарь – дворянин Гавриил Константинович Чехович (памятная книжка) 1865 г. староста деревни Болонов Селец Василий Исаков, села Болонов Селец – Петр Артемов (НИАБ, 2001.2.151). 1868-1885 г. священник Селецкой Георгиевской церкви – Федор Васильевич Лобов – имеет набедр. темно-бронзовый наперс. крест, медаль в п.в. 1853-1856 и медаль за усмирение польского мятежа 1863-1864 гг. В должности с 25 июня 1852 года. (ПК) 1884 г. диакон псаломщик Болоново-Селецкой церкви Игнатий Хруцкий перемещен в Быховскую Преображенскую церковь, на его место назначен псаломщиком Стефан Леплинский (МЕВ 1884/4). 1885 г. на место псаломщика Болоново-Селецкой церкви перемещен псаломщик Могилевского кафедрального собора Никанор Канарский (МЕВ 188530). Упоминается церковно-приходская школа в с. Болонов-Селец (МЕВ 188532). 1886 г. в селе Болоновом Сельце школа помещается в доме псаломщика Никонора Канарского, который состоит в ней учителем бесплатно; учащихся 20 мальчиков (МЕВ 188632). 1888 г. священник Болоново-Селецкой церкви Федор Лобов резолюцией от 10 сентября согласно прошению по болезни уволен за штат. А на его место назначен бывший миссионер Могилевской епархии, священник Василий Голынец (МЕВ 188827). 1890 г. школа грамоты в селе Меньшем Болоновом-Сельце – помещается она в нарочито устроенном доме. Учителем состоит унтер-офицер Михаил Леонов, получает из попечительских сумм 40 руб. Учащихся 39 мал. и 1 дев. (МЕВ 18909). 1891 г. Учителем состоит унтер-офицер Михаил Леонов, получает из попечительских сумм 50 руб. Законоучитель священник Василий Голынец. Учащихся 39 мал. и 1 дев. (МЕВ 189115).

http://sobory.ru/article/?object=42805

В Бобруйске состоятся торжества по случаю 100-летия Свято-Георгиевского храма Бобруйск, 8 сентября 2007 г. В Бобруйске состоятся торжества по случаю 100-летия Свято-Георгиевского храма. В течение всего года проводились праздничные мероприятия, посвященные юбилею. Кульминацией торжеств станет Божественная литургия, которую возглавит митрополит Минский и Слуцкий Филарет в сослужении епископов Могилевского и Мстиславского Софрония и Бобруйского и Быховского Серафима, сообщает официальный сайт Минских Духовных Школ. После праздничного богослужения будет открыта выставка икон «Образ святого Георгия Победоносца» из фондов Ветковского музея народного творчества в городском выставочном зале. Потом сотоится приходской праздник на территории Дома православной культуры. Неделя, последующая за днем празднеств, также пройдет под знаком юбилея храма. В течение недели в Доме православной культуры будут проходит выставки и концерты, а также состоится презентация фильма и издания, посвященных юбилею. Свято-Георгиевский храм города Бобруйска был построен в 1905-1907 годах как гарнизонный храм для воинских частей, расположенных в Бобруйской крепости. В начале 20-го века, в связи с потерей фортификационного значения Бобруйской крепости была разрешена застройка эспланады – пространства вокруг стен, запретного для строительства  вследствие оборонительных целей. Соответственно, новый гарнизонный храм был построен в непосредственной близости от главного входа в крепость, на Минском форштадте. В 1907 году, по сообщению Минских епархиальных ведомостей,  епископ инский и Туровский Михаил освящает вновь построенный гарнизонный храм. С высокой долей вероятности можно утверждать, что Свято-Георгиевский храм посещал во время своего визита в Бобруйск в 1916 году царь Николай II. В 1928 году Свято-Георгиевский храм следует участи большинства храмов на территории Советского Союза. С храма сбрасываются купола, разрушается колокольня, и в обезображенном здании размещается швейное производство. В годы войны в храме располагались немецкие авторемонтные мастерские, а по ее окончании - столовая и библиотека им. Ленина. В течение почти 70-ти лет храм пребывал в этом страшном пленении. В 1990 году храмовое здание возвращается верующим.

http://pravoslavie.ru/23854.html

Монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Епархиальный скит В ведомости о Неклюдовском Борисоглебском мужском общежительном монастыре за 1916 год, сказано: «Неклюдовская Борисоглебская пустынь находится в Сенненском уезде Могилевской губернии при реке Усфейке между селом Неклюдовом и деревнями Яново и Узносное в 27 верстах от уездного города Сенно и в 25 верстах от железнодорожных станций Коханово и Толочин Александровской железной дороги. Устроено блаженной памяти действительным статским советником Филиппом Стефановичем Лешко в принадлежащем ему имении Неклюдово, каковое со всеми земельными угодьями и постройками пожертвовано им в обеспечение сей пустыни. Монастырь находился на небольшой возвышенности, на берегу искусственного озера. Учреждена пустынь определением Святейшего Синода от 30 марта 1885 года за 1095 «Высочайшего соизволения, последовавшего 30 июля того же года, открытие последовало 1 октября 1899 года». В ней имеется три церкви, устроенные покойным строителем и попечителем Филиппом Стефановичем Лешко: 1. Каменная, крытая железом, однопрестольная во имя Святой Троицы, устроена в 1890-1896 годах во дворе имения и освященная 1-го октября 1899 года Преосвященным Мисаилом, Епископом Могилевским и Мстиславским. 2. Каменная, крытая железом, при источнике в четырех верстах от монастыря, устроена в 1893-1894 годах тем же строителем Лешко, в 1901 году настоятелем пустыни окончательно отделанная, а в 1902 году освящена Преосвященным Мисаилом во имя Свв. Страстотерпцев Бориса и Глеба. В документах встречается как Яновская, приписная к Свято-Троицкой Неклюдовской, закрыта в 1960 году. Перед закрытием в ней совершались службы два раза в год. 3. При ней ветхая малая деревянная церковь во имя Свв. Страстотерпцев Бориса и Глеба, устроена в 1840 году на месте бывшей маленькой церкви и тогда же освящена. В ней до 24 июля 1900 года постоянно находилась явленная икона Свв. Страстотерпцев Бориса и Глеба, а с 1900 года переносилась с крестным ходом в монастырь 24 июля и оставалась в монастыре до 1-го мая следующего года, а потом с крестным ходом возвращалась обратно к источнику. В таком порядке икона переносилась ежегодно. Над источником имелась каменная часовня, устроенная строителем и попечителем Лешко в 1891 году. При этих церквях и часовне в 1901 году построен деревянный дом, состоявший из четырех комнат. Устроен дом на монастырские средства».

http://sobory.ru/article/?object=30100

Чечерск. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Храм Преображения Господня в г.Чечерске (Чечерская Спасо-Преображенская церковь) является памятником эпохи классицизма республиканского значения. Это каменный 2-х ярусный храм-ротонда (в плане круг с внутренним диаметром около 15 метров), увенчан полусферическим куполом на ступенчатом барабане. Над бабинцем (прямоугольный в плане объем с фронтоном на главном фасаде) построена восьмериковая башня-колокольня, покрытая граненым куполом. Храм Преображения Господня возведен в конце XVII века по заказу графа З.Г. Чернышева. В сложный ХХ век были разрушены 2 чечерских православных храма и кладбищенская часовня, а также костел Святой Троицы, утрачено большинство икон. Сохранилась только Спасо-Преображенская церковь. По сведениям во всех чечерских храмах, построенных по приказу графа З.Г.Чернышева, в 1882 году находилось по два образа (Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы), писанные приглашенным в Чечерск итальянским живописцем, во всех церквях имелась дорогая серебряная утварь и ризы. В алтаре храма хранится древняя икона XVII века «Сошествие во ад» — великолепный шедевр белорусского искусства. Кириллическая надпись на его раме сообщает, что «сей образ оферовал Янъ Санковичъ до храму Христова в Чечерску на честь и на хвалу Господу Богу. Року 1678». В 1897 году Чечерск посетил епископ Могилевский и Мстиславский Мисаил. «Могилевские Епархиальные ведомости» в отчете об этом событии сообщали: «Приписная Спасо-Преображенская церковь, снаружи и внутри неблаговидная, сырая; от сырости и запущенности отваливается по местам штукатурка. Богослужения совершаются в этой церкви очень редко; утварь посредственная». Однако именно Спасо-Преображенской церковь стала центром православия на Чечерщине. 15 июня 1946 года с исполкомом Чечерского совета депутатов был подписан договор о передаче в пользование прихода Православной церкви церковного здания и культового имущества Преображенской церкви. До 21 мая 1953 года в Спасо-Преображенской церкви находились склады райпотребсоюза. Затем здание храма вернули верующим.

http://sobory.ru/article/?object=31274

Митрополит Минский Филарет возглавит торжества по случаю столетия Свято-Георгиевского храма Бобруйска 7 сентября 2007 г. 18:05 В воскресенье 9 сентября в Бобруйске состоятся торжества по случаю 100-летия Свято-Георгиевского храма. В течение всего года проводились праздничные мероприятия, посвященные юбилею. Кульминацией торжеств станет Божественная литургия, которую возглавит митрополит Минский и Слуцкий Филарет в сослужении епископов Могилевского и Мстиславского Софрония и Бобруйского и Быховского Серафима . Программа празднования 9 сентября: Неделя, последующая за днем празднеств, также пройдет под знаком юбилея храма. В течение недели в Доме православной культуры будут проходить выставки и концерты, а также состоится презентация фильма и издания, посвященных юбилею. Свято-Георгиевский храм города Бобруйска был построен в 1905-1907 годах как гарнизонный храм для воинских частей, расположенных в Бобруйской крепости. В начале XX века, в связи с потерей фортификационного значения Бобруйской крепости, была разрешена застройка эспланады — пространства вокруг стен, запретного для строительства  вследствие оборонительных целей. Соответственно, новый гарнизонный храм был построен в непосредственной близости от главного входа в крепость, на Минском форштадте. В 1907 году, по сообщению Минских епархиальных ведомостей,  епископ Минский и Туровский Михаил (Темнорусов) освятил вновь построенный гарнизонный храм. В 1928 году Свято-Георгиевский храм следует участи большинства храмов на территории Советского Союза. С храма сбрасываются купола, разрушается колокольня, и в обезображенном здании размещается швейное производство. В годы войны в храме располагались немецкие авторемонтные мастерские, а по ее окончании — столовая и библиотека им. Ленина. В 1990 году храмовое здание возвращается верующим. С благословения настоятеля храма, протоиерея Геннадия Вейго, план реставрации был составлен таким образом, чтобы восстановленное храмовое здание повторяло разрушенное даже в мелких деталях.

http://patriarchia.ru/db/text/291777.htm...

поиск:   разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Биография Родилась 17 апреля 1964 года в Ленинграде. Отец – военный инженер, всю жизнь проработал на заводе " Большевик " (Обуховский). Мать – инженер по первому образованию, медик – по второму. Родители родом из Могилевской области. В Ленинграде с 1956 года. Окончила факультет журналистики ЛГУ в 1988 году. Тема исследовательской работы: " Правозащитные и литературно-философские журналы Самиздата 1970-80 годов " . Активный участник молодёжного движения за экологию культуры в период Перестройки. Входила в Совет по экологии культуры при Фонде культуры, возглавляемом Д.С. Лихачевым. Организатор первых уличных выставок профессиональных художников 1987 года (Петербургский Монмартр). За эту работу была выгнана из комсомола. Начала работать корреспондентом в многотиражных газетах, в отделе информации газеты " Вечерний Ленинград " (1986-1988) ещё учась в университете. Сотрудничала в этот период с газетами " Советская культура " , " Смена " . После окончания университета была приглашена редактором Надеждой Виноградовой на Ленинградское телевидение. Была автором в программах " 5 колесо " , " Крыша " , " Монитор " . Подготовила авторский цикл " Петербургские истории " (1988-1992): программы " Что такое Сайгон? " " Столица " , " Подполье " и др. В 1989 году вышла замуж за петербургского поэта Олега Охапкина. В первой половине 1990-х годов работала корреспондент газеты " Православный Петербург " , сотрудничала с журналом " С.Петербургские епархиальные ведомости " (ныне – " Живая вода " ) и газетой " Русский вестник " (Москва). С 1997 – 2005 преподавала специальность гид-переводчик. Учредитель и автор методики Школы гидов-переводчиков для старших школьников (при филфаке СПбГУ) и городской олимпиады на базе ДТЮ(Аничков дворец) и Центра музейной педагогики ГМИСПб (Петропавловская крепость). В 2005 году вернулась к основной профессии: автор программ цикла " По старому стилю " ВГТРК. В 2006 для телеканала " Культура " подготовлен документальный цикл о поэзии русского рока – " Рок версия событий " . В 2007 под патронажем МА " Русская культура " подготовлен документальный цикл (автор и режиссер) " Из истории петербургских семей " . С 2008 года – руководитель мультимедийных проектов Ассоциации, автор и член редколлегии альманаха " Русский мipъ " . В качестве видео приложений к альманаху снят цикл хроник о культурной русской эмиграции (Ю. Мамлеев, Т. Горичева, о. Борис Бобринский, о. Михаил Евдокимов, Б. Лежен).

http://religare.ru/25_862_110_1.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010