Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИДОНИС [Кидони; греч. Κυδνης] Димитрий (ок. 1324/5, Фессалоника - кон. 1397), дипломат, переводчик, ученый, богослов-антипаламит. Жизнь Стараниями мн. ученых XX в., прежде всего Дж. Меркати, Р. Ж. Лёнерца и Ф. Тиннефельда, биография К. хорошо изучена как в общем, так и в деталях. Имеется неск. подробных очерков жизни К., составленных на основе его писем и сочинений, многочисленных свидетельств современников и архивных документов ( Loenertz R.-J. Démétrius Cydonès. 1: De la naissance à l " année 1373//OCP. 1970. Vol. 36. P. 47-72; Idem. Démétrius Cydonès. 2: De 1373 à 1375//OCP. 1971. Vol. 37. P. 5-39; Kianka. 1981; Tinnefeld. 1981. S. 4-52 (подробная документация); Поляковская. 1992. С. 14-114; Mergiali S. L " enseignement et les lettrés pendant l " époque des Paléologues (1261-1453). Athènes, 1996. P. 113-135; Loenertz. 1947. P. 108-122 (хронология жизни К.); Острогорский Г. История Византийского государства/Пер. с нем. М., 2011. С. 602-661 (описание общего исторического фона)). Сохранилось большое количество автографов К. в мировых архивах (наиболее многочисленны ватиканские, их перечень см.: Tinnefeld. 1981. S. 74). Отец К. Мануил (PLP, N 13874; имя впервые установлено: Saint-Guillain. 2006/2007) был известным дипломатом и другом Иоанна VI Кантакузина . Он принадлежал к греческой состоятельной аристократической семье, находившейся на имп. службе в течение 4 поколений (μχρι τετραγονας: Апология 2// Mercati. 1931. P. 411). До 17 лет К. учился у буд. Фессалоникийского митр. Нила Кавасилы вместе с его племянником Николаем Кавасилой (с которым К. дружил до конца жизни; подробнее об отношениях К. с Нилом и Николаем см.: Congourdeau M.-H. Nicolas Kabasilas et la théologie latine//Byzantine Theologians: The Systematisation of their Own Doctrine and Their Perception of Foreign Doctrines/Ed. A. Rigo, P. Ermilov. R., 2009. P. 169-179, здесь: P. 170-175), а также у Исидора I Вухира , впосл. патриарха К-польского, к-рый был духовником старшей дочери и, возможно, остальных детей Мануила ( Saint-Guillain. 2006/2007. P. 347-348. Not. 1).

http://pravenc.ru/text/1684325.html

Иконография великомученика Димитрия Солунского   Святой великомученик Димитрий Солунский. Икона XIV в., монастырь Ватопед А. С. Преображенский Фрагмент статьи из т. XV «Православной Энциклопедии», Москва. 2007 г. Изображения Димитрия Солунского широко распространены в странах визант. культурного круга, количественно уступая лишь изображениям вмч. Георгия Победоносца. В Зап. Европе, где почитание Димитрия Солунского не было широким, они практически неизвестны (за исключением произведений преимущественно итал. происхождения, созданных в Византии или визант. мастерами). Иконография Димитрия Солунского видоизменялась в соответствии с общими тенденциями развития иконографии мучеников, вместе с которыми он часто изображался. Отдельные варианты иконографии святого имеют большое сходство с изображениями вмч. Георгия, которые, видимо, в ряде случаев служили прототипами изображений Димитрия Солунского. В отличие от изображений др. воинов-мучеников иконография Димитрия Солунского. имела тесную связь с основным центром почитания святого - Фессалоникой, где возникли мн. ее варианты, а также с окрестными греч. и слав. землями (этим можно объяснить отсутствие в иконографии Димитрия Солунского. деталей, восходящих к апокрифическим источникам, в отличие от изображений напр., вмч. Георгия). Почитание и иконография Димитрия Солунского оказали влияние на почитание рус. святых страстотерпцев Бориса и Глеба (Смирнова. 2002. С. 115-122). Изображения Димитрия Солунского имеют множество иконографических разновидностей, но тем не менее сохраняют ряд общих признаков. Как правило святой представлен безбородым юношей с короткими прямыми, изредка, кудрявыми волосами, не закрывающими ушей; встречаются произведения, в которых он показан с усами и короткой бородкой (в основном в образе воина). Изначально Димитрия Солунского изображали как мученика в патрицианских одеждах. С XI в. с атрибутами воина - в доспехах и с оружием, хотя продолжал использоваться и более ранний вариант иконографии; существовали также смешанные варианты (без доспехов, но с мечом, в доспехах и с крестом и т. д.). Часто встречается, но не является обязательным изображение мученического венца в виде узкого обруча.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВЕЖА Андроник Тимофеевич (Тимофеев) († между 30.11.1602 и 29.04.1603), рус. типограф, гравер, автор послесловий к старопечатным книгам. Биографических сведений об Н. не сохранилось. Впервые он упоминается в послесловии (колофоне) Псалтири (8 марта 1567 - 20 дек. 1568) - 1-й книги, изданной в Москве без участия первопечатников Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца . Послесловие завершается сообщением о печатниках: «тщанием же и труды Никифора Тарасиева да Невежи Тимофеева». Невежу Тимофеева в историографии XIX в. стали отождествлять с Н., его имя впервые появилось в Псалтири (2 июня 1576 - 31 янв. 1577). Эта т. зр. была высказана И. М. Снегиревым, к-рый ввел Псалтири (20 дек. 1568) в научный оборот. Он же предположил, что Н. был братом П. Мстиславца ( Снегирев. 1830. С. 59-60). Предположение об этих родственных связях не было поддержано исследователями, признание же тождества между Невежей Тимофеевым и Андроником, несмотря на отсутствие четкого и аргументированного обоснования, стало доминирующим ( Гатцук. 1872. С. 343; Леонид (Кавелин). 1883. С. 15; Зёрнова. 1947. С. 45; Сидоров. 1951. С. 126; Сазонова. 1988. С. 40-42; Немировский. 2007. С. 539-540). Сомнения в том, что обе Псалтири (1568 и 1577) были изданы одним печатником, высказывал Ю А. Лабынцев ( Лабынцев. 1984. С. 11). Выдвигалась также гипотеза о том, что Невежа Тимофеев является отцом Н. ( Сахаров. 1841. С. 414; Тихомиров. 1962. С. 97-98). Сочинение об истории книгопечатания в Московском гос-ве «Сказание известно о воображении книг печатного дела», написанное в 40-х гг. XVII в., называет Н. «учеником» И. Фёдорова и П. Мстиславца: «...последи тех мастеров Иоанна и Петра ученик их Андроник Тимофеев сын, прозвище Невежа, с товарыщи начася мастер быти и царьским тем же повелением поведено ему книги печатати печатным воображением в царствующем граде Москве и раздавати по всем градовом во всей Росии Часовники и Псалтири, Апостолы и Евангелия, Триоди и Октаи и прочия божественныя книги» ( Протасьева Т. Н., Щепкина М. В. Сказания о начале московского книгопечатания: Тексты и пер.//У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 201). Такую точку зрения, восходящую к данному источнику, разделяли мн. исследователи, аргументируя ее тождеством шрифта изданий Н. со шрифтом Фёдорова и сходством декора их книг ( Зёрнова. 1952. С. 14, 22; Немировский, 1985. С. 245). Иной позиции придерживался архим. Леонид (Кавелин), полагавший, что в период становления книгопечатания в Москве существовало неск. конкурировавших групп печатников, к-рые овладели основами типографского искусства у некоего иноземного мастера. Группа, которую составляли Н. и Н. Тарасиев, находилась в состоянии соперничества с группой И. Фёдорова и П. Мстиславца ( Леонид (Кавелин). 1883. С. 15, 29-30). Н. никогда не упоминал о своем ученичестве у Фёдорова.

http://pravenc.ru/text/2564808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. и целе Umaлuje enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Учреждена в 1931 г. Объединяет приходы СПЦ на территории сев. части Хорватии, а также окормляет общину в Словении и 5 общин в Италии (Триест, Рим, Милан, Бари и Венеция). Кафедра в г. Загреб. Правящий архиерей - митр. Иоанн (Павлович) , на кафедре с 1977 г. Епархия разделена на 5 наместничеств, имеет 48 приходов, 2 мон-ря ( Лепавина и мон-рь во имя прп. Параскевы (Петки) в Загребе), 15 священников (2007). На территории Славонии (историческая обл. на северо-востоке совр. Хорватии) правосл. духовенство появилось благодаря Екатерине, дочери серб. деспота Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи ). В 1433 г. она вышла замуж за гр. Ульриха Целльского и привезла с собой из Смедерева правосл. священника. По ее заказу был переведен на слав. язык Апостол (1454; Белград, МСПЦ). Но Ватикан дважды, в 1432-1434 и в 1435-1439 гг., посылал в Славонию францисканского миссионера Иакова из Марке (впосл. был канонизирован католич. Церковью) с целью обратить «схизматиков» в «римскую веру». После обновления Печской Патриархии в 1557 г. правосл. сербов в Славонии окормлял митрополит Пожегский. Во время австро-тур. войны (1593-1606) в окт. 1595 г. митр. Пожегский Василий основал Марчанскую епархию с кафедрой в мон-ре Марча . Архиереи этой кафедры активно противостояли навязыванию унии со стороны католиков. В 1640 г. благодаря действиям католического еп. Загреба Бенко (Бенедикта II) Винковича (1637-1642) на территории епархии были открыты униат. школы. В 1716 г. униаты на пороге храма убили игум. мон-ря Лепавина Кондрата. 29 авг. 1700 г. католич. еп. Загреба Стефан IV Селишичевич (1694-1703) отмечал, что мн. сербы перешли в католичество, а в 1702 г. католич. еп. Сеньско-Модрушский Мартин Брайкович (1699-1703) добился выплаты священникам-униатам жалованья. В 1708 г. Собор австр. сербов не допустил к работе епископов-униатов и лишил их сана.

http://pravenc.ru/text/182463.html

поиск:   разделы   рассылка Миссия Агафангела Источник:  Московские новости Украинскую православную церковь сотрясают скандалы. Пока ее предстоятель митрополит Владимир тяжело болеет, епископы со всей страстью делят его " престол " . От исхода борьбы зависит: станут ли под украинскими куполами активно проповедовать идеи Кирилла о единстве Русского мира или попытаются сохранить нынешнюю степень самостоятельности УПЦ и даже увеличить ее. Осенью 2011 года 76-летний Владимир слег – он сломал шейку бедра, затем попал в реанимацию якобы с подозрением на пневмонию (хотя официально диагноз не сообщали). В довесок у него – сахарный диабет и болезнь Паркинсона. " Никто, даже из самых близких, не верил в то, что он встанет. Врачи говорили, что при таком диагнозе среди молодых выживает не более 10% " , – рассказал " МН " источник в руководстве УПЦ. Вскоре митрополит Одесский Агафангел как самый старший член синода созвал епископов на совет. В три захода владыки переключили на себя все рычаги управления УПЦ и вывели из синода личного секретаря предстоятеля Александра Драбинко (считается правой рукой Владимира) за " деструктивные действия и недостойное поведение, интриганство и образ жизни " , сеющие " смуту и подозрение среди епископата " . Однако Владимир неожиданно пошел на поправку. 8 мая он сам провел заседание синода и вернул себе все полномочия. Впрочем, здоровье митрополита по-прежнему тяжелое и борьба за власть может вот-вот разгореться с новой силой. История раскола Впервые о расколе в УПЦ заговорили в 2007 году во времена президентства Виктора Ющенко – сторонника создания единой и независимой от Москвы Украинской православной церкви . СМИ тогда писали, что внутри УПЦ есть " промосковская " группа епископов во главе с Агафангелом (владыка известен своими радикальными пророссийскими взглядами, называл Галичину " нашей Чечней " ), которая ратует за сохранение канонического единства УПЦ и РПЦ, и " автокефальная " под руководством Александра Драбинко, которая хочет полной независимости от Москвы. А поскольку Драбинко близкий Владимиру человек, в " автокефалисты " записали и самого Блаженнейшего.

http://religare.ru/2_95089.html

На 1-м этапе правления помощь молодому королю оказывали мн. представители англ. духовенства, прежде всего Теобальд, архиеп. Кентерберийский (1139-1161). Значительную поддержку Генрих II имел и в Римской курии, особенно при папе Римском Адриане IV (1154-1159), англичанине по происхождению. Преемник Адриана IV папа Александр III (1159-1181) также стремился сохранить хорошие отношения с Генрихом II, рассматривая его как важного союзника в борьбе против имп. Фридриха I Барбароссы ( Duggan. 2007). Вместе с тем стремление короля установить жесткий контроль над Церковью в Англии вызывало растущее сопротивление со стороны мн. прелатов. После кончины Теобальда Генрих II добился избрания архиепископом Кентерберийским своего канцлера и личного друга Фомы Бекета (1162-1170), надеясь, что тот станет проводником королевского влияния в церковных кругах. Однако сразу после избрания архиепископ неожиданно для короля отказался от поста канцлера, решив сосредоточиться на церковных обязанностях. Вскоре отношения еще больше обострились из-за вопроса о владениях и привилегиях Кентерберийской кафедры, а также вопроса о юрисдикции церковных судов. Решающим шагом к открытому конфликту стал вопрос об ответственности клириков за совершенные ими преступления. Большой резонанс получило дело Филиппа де Бруа, каноника церкви в Бедфорде, который был обвинен в убийстве рыцаря, но оправдан епископским судом своего диоцеза. Спустя некоторое время королевский разъездной судья в ходе очередной сессии решил вновь возбудить дело. Филипп де Бруа в ответ заявил о своей неподсудности королевскому правосудию, поскольку он был клириком, и подверг судью оскорблениям. Архиеп. Ф. Бекет, желая защитить Филиппа де Бруа от серьезного наказания (вероятно, они были лично знакомы), добился рассмотрения дела в архиепископской курии. Каноник был приговорен к лишению бенефициев и публичному бичеванию. Генрих II посчитал этот приговор чрезмерно мягким и на собрании церковных и светских магнатов в окт. 1163 г. в Вестминстере потребовал, чтобы дела клириков, совершивших тяжкие преступления, рассматривались королевскими судами. Епископы во главе с архиепископом Кентерберийским возразили, ссылаясь на особый правовой статус духовенства и на то, что в этом случае за один и тот же проступок виновные будут наказаны дважды. В начавшемся конфликте Генрих II потребовал от епископов соблюдать все «обычаи», регулировавшие отношения между королевской властью и Церковью при Генрихе I и предшествующих правителях. Архиеп. Ф. Бекет согласился признавать их, но лишь в той мере, в какой они не противоречили церковному праву. Однако позднее, под давлением нек-рых английских прелатов (прежде всего Роджера из Пон-л " Эвека, архиеп. Йоркского, и Гилберта Фолио, еп. Лондонского), а также представителей папы Римского архиеп. Ф. Бекет отозвал свою оговорку.

http://pravenc.ru/text/1841263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКЕДОНИЯ [Греч. Μακεδονα; македон. и серб. Makeдohuja; тур. Makedonya], историческая область на Балканском п-ове, охватывающая сев.-зап. часть совр. Греции (Эгейская М.), Республику Македония (Вардарская М.), юго-зап. часть Болгарии (Пиринская М.), побережья Охридского оз. и оз. Преспа на территории Албании. По своему рельефу и природным условиям М. делится на внутреннюю горную область (Верхняя М.) и приморскую равнину (Нижняя М.). Македония в доисторический период Наиболее ранние свидетельства пребывания человека на территории М. относятся к эпохе палеолита. Окаменелый человеческий череп, обнаруженный в 1960 г. в пещере Кокинес-Петрес близ Петралоны на п-ове Халкидики (Греция), имеет возраст ок. 150-250 тыс. лет и соответствует переходному типу от homo erectus к homo sapiens. К палеолиту археологи относят орудия труда, найденные в пещерах Голема-Пешт, Макаровец и в Осоговских горах (Республика Македония) ( Mitrevski. 2003. P. 15-16; Shalamanov-Korobar L. First Palaelithic Researches in R. Macedonia (FYROM): The Cave Golema Pesht Near the Village Zdunje: Prelim. Results//The Palaeolithic of the Balkans/Ed. A. Darlas, D. Oxf., 2008. P. 85-92). Многочисленные археологические комплексы на территории М. хронологически охватывают весь доисторический период, за исключением эпохи мезолита. Древнейшее ранненеолитическое поселение земледельцев в этом регионе находится в Неа-Никомидии близ Верии (VII тыс. до Р. Х.). На территории Республики Македония выявлено почти 180 неолитических стоянок ( Mitrevski. 2003. P. 18), а в Юго-Зап. Болгарии - 53, гл. обр. в долине р. Струма (Стримонас) ( Grebska-Kulowa M., Kulow I. Prehistorical Sites in the Middle Struma River Valley Between the End of the 7th mill. B. C. and the Beginning of the 1st mill. B. C.//The Struma/Strymon. 2007. Р. 279). Концентрация поселений значительно возросла в кон. VI - нач. V тыс., они распространились по всему региону. На всей территории М. наблюдается унификация керамики ( Kotsakis. 2007. P. 9). В кон. V - нач. IV тыс. следы неолитических поселений в М. почти полностью исчезают. Мн. поздненеолитические стоянки не были снова заселены, в других запустение длилось неск. веков (Мандало у подножия горного массива Пайко, Ситагри близ Драмы).

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Этническая группа араб. происхождения, проживавшая к востоку от Иудеи начиная с персид. периода (VI в. до Р. Х) и до нач. II в. по Р. Х. Территория Набатейского царства охватывала в отдельные периоды эллинистической и раннерим. эпох области совр. Юж. Сирии, Иордании, Негева в Израиле, Синайского п-ова, части вост. пустынь Египта и северо-зап. регион Саудовской Аравии ( Graf. 1992. P. 970; Taylor. 2002. P. 59-78 и др.). Главный город набатеев - Петра, семит. название:   (   возможно, восходит к корню   - «быть разноцветным/пестрым» - Dalman. 1908. P. 23), что соотносится с разноцветием и пестротой скал, в к-рых вырубались мн. сооружения этого города. Иосиф Флавий упоминает мидианитского «царя» Рекема как основателя и эпонима Петры (Ρκεμος - Ios. Flav. Antiq. IV 7. 1 ср.: Ρεκμ - Euseb. Onomast. 142; в арам. Таргумах:  ). Возможно, что в Библии этот город обозначается как   букв. «скала» (4 Цар 14. 7, откуда и греч. Πτρα), однако не все ученые с этим отождествлением согласны, соотнося библейский город с Хирбат-эс-Села (см., напр.: Cogan M., Tadmor H. II Kings//AYBC. 1988. Vol. 11. P. 420; Wenning. 2013). В эпиграфике Н. встречается их самообозначение как   (  ), в греч. передаче: Ναβαταοι. Идентификация эпонима Н. с упоминаемым в Быт 25. 13 и 1 Пар 1. 29 старшим сыном Измаила Небайотом (   синодальный перевод: Наваиофом) отвергается большинством исследователей на том основании, что в консонантном составе обозначения   отсутствует буква («йод»), а вместо («тав») присутствует эмфатический («тет») (см., напр.: Parr. 1970. P. 252; Winnett, Reed. 1970. P. 99; Taylor. 2002. P. 13 и др.). В то же время И. Ш. Шифман обращает внимание на то, что в иудейской постбиблейской лит-ре в обозначениях Н. буквы и чередуются (ср.: Levy. 1924. S. 326); также и имя эпонима «набатеи», согласно средневековой араб. традиции, засвидетельствованной у средневек. араб. историков Абу Джафара ат-Табари и Абу-ль-Фиды,-         не содержит эмфатического ( Шифман. 2007. C. 16). Отсутствие же буквы в написании   может объясняться тем, что, находясь между 2 краткими гласными, она на определенном этапе развития термина выпала; это явление было широко распространено в семит. языках, включая арабский ( Brockelmann. 1907. P. 57; Cantineau. 1960. P. 85). Т. о., развитие обозначения Н. могло идти от формы   к форме   ( Шифман. 2007. C. 15). Вероятно, Н. можно отождествить с упоминаемыми в ассир. текстах сер. VII в. до Р. Х.   (см., напр.: Ball. 2016. P. 65). Этноним   встречается и в надписях из Джебель-Гунайма (регион Таймы в Сев. Аравии), предположительно датируемых VI-V вв. до Р. Х. ( Winnett, Reed. 1970. P. 99-101). В связи с возможным отождествлением   с Н. можно отметить, что, согласно Быт 28. 9, Исав (Эдом), родоначальник и эпоним эдомитян, женился на сестре Небайота Малахат (Махалафа), а согласно Быт 36. 3 - на др. его сестре, Басемат (Васемафа).

http://pravenc.ru/text/2564566.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О вехах и вешках, континентах и островах К итогам приснопамятного 2006 года 15.01.2007 456 Время на чтение 8 минут ОСТРОВ - " земля, окруженная водою, оток (в Соловках, на отоце); применяется и к другим предметам: возвышенное, сухое место среди болот, бугор;/плодородное место среди бесплодного, оазис, зеленец " . ВЕХА - " значковый шест, жердь, поставленная стойком, иногда со значком, с флагом, веником, голиком, снопом, пучком соломы и пр. В море она ставится на отмелях, ино по обе стороны прохода (фарватера); на сухом пути: для цели, для указания расстояния при метании бомб, для проложения землемерами прямых линий, для обозначения зимних дорог в степных местах и по льду " . В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка ВЕХА - " 1. Шест в поле для указания пути, границ земельных участков, а также шест на поплавке для указания пути по воде. 2. перен., обычно мн. Важный момент, этап в развитии чего-н. Основные вехи русской истории. II уменьш. вешка... (к 1 знач.) " . С.Ожегов. Толковый словарь русского языка Это не просто традиция или дань моде - подводить итоги уходящего (ушедшего) года. Вернее, это - ставшая традицией, вошедшая в моду неискоренимая человеческая потребность: оглянуться назад, определиться в пройденном пути, сверить старые вехи и вешки, выставить новые, дабы двигаться дальше все более уверенно и в нужном направлении. И многие мои коллеги - православные ученые, политики, публицисты в этом роде уже высказались, столь доходчиво, образно, красноречиво, что, как говорится, не убавить от их анализа и не прибавить. И я бы, вероятно, на этот раз в общем хоре промолчал (он и без того получился мощным и на один лад), если бы не некоторые, на мой взгляд, упущенные аспекты, если бы не ряд, опять-таки на мой взгляд, немаловажных акцентов и нюансов, которые, право же, так и " подмывает " расставить . НАЧНЕМ С ТОГО, что минувший 2006 г. для России, для русского народа явился поистине ПЕРЕЛОМНЫМ. Об этом говорят вехи и вешки, которые патриоты, и прежде всего православные, с переменным успехом, но преодолели. При этом вехи и вешки, которые подразумеваю, - из области души, духа, самосознания народного, а отнюдь не экономические или социальные. Если и случились в 2006 г. у нас в России какие-то социально-экономические подвижки, например, запущено несколько так называемых национальных проектов (о качестве которых здесь спорить не будем, констатируем лишь, что случились), то первотолчком к ним стали как раз кардинальные перемены в духовно-нравственной сфере.

http://ruskline.ru/analitika/2007/01/15/...

[Кнут; лат. Cnuto, Canutus Magnus; древнесканд. Knútr inn ríki; древнеангл. Cnút se Micela; дат. Knud den Store; англ. Cnut, Canute the Great] († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035). Сын кор. Дании Свена Вилобородого. Дата рождения К. В. неизвестна. Согласно «Драпе о Кнуте» скальда Оттара Чёрного, в юном возрасте вместе с отцом он участвовал в набеге на англ. г. Норидж. Если здесь имелось в виду вторжение кор. Свена Вилобородого в Вост. Англию (1005), то можно предположить, что К. В. род. ок. 990 г. Мн. исследователи относят дату его рождения ближе к 1000 г., поскольку К. В., по-видимому, был младшим из сыновей Свена Вилобородого. Мать К. В.- 1-я жена Свена, дочь польск. кн. Мешко I из династии Пястов; согласно позднейшим и не вполне достоверным источникам, ее звали Гуннхильд ( Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь. М., 2002. С. 24-27). Влиянием матери, возможно, объясняется выбор имени, полученного К. В. при крещении,- Ламберт: в честь этого святого были крещены и др. представители рода Пястов. В 1013-1014 гг. К. В. участвовал вместе с отцом в походе на Англию. Свен Вилобородый вторгся в страну и почти без боя покорил большую ее часть. После бегства в Нормандию кор. Этельреда II Неразумного (978-1013; 1014-1016) на Рождество 1013 г. Свен был провозглашен королем Англии. Однако после его скоропостижной смерти (3 февр. 1014) политическая ситуация резко изменилась. Дат. войско провозгласило королем К. В. (его старший брат Харальд в это время, вероятно, находился в Дании), но англосаксонская знать призвала на престол Этельреда. До апр. К. В. находился в обл. Линдси на востоке Англии (ныне территория графства Линкольншир), но, узнав о приближении превосходящих английских сил, отплыл в Данию. По-видимому, в 1013 г. К. В. взял в жены (или в наложницы) Эльфгифу, дочь элдормена Юж. Нортумбрии Эльфхельма († 1006); от нее у К. В. было 2 сына: Свен и Харальд ( Bolton T. Ælfgifu of Northampton: Cnut the Great " s Other Woman//Nottingham Medieval Studies. 2007. Vol. 51. P. 247-268).

http://pravenc.ru/text/1841574.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010