Рассказы о застольях Иисуса с самыми разными людьми и Его репутация «человека, который любит есть и пить вино, друга мытарям и грешникам» ( Мф.11:19 ), указывают на то, что трапезы занимали в Его служении значительное место. Иисус «принимал грешников и ел с ними» ( Лк.15:1–2 ) и тем самым подтверждал готовность Бога приветствовать вхождение грешников в Царство Божье. Однако совместные трапезы с Ним не служили гарантией вхождения в Царство ( Лк.13:26–27 ), ибо некоторым Он скажет: «Не знаю вас, откуда вы» ( Лк.13:27 ). Но в будущем люди «придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» ( Лк.13:29 ; ср. Мф.8:11–12 ). На вечере Господней Иисус намекнул на грядущий эсхатологический пир: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 ; Мк.14:25 ; Лк.22:18 ; ср. Лк.22:28–30 ). Дружеские застолья . Тема дружеских застолий особенно большое место занимает в Евангелии от Луки. В нем они показаны как пирушки в греко-римском стиле с выпивкой и беседой, в ходе которой затрагиваются вопросы, представляющие взаимный интерес. Участники возлежали вокруг стола в форме буквы П , и место гостя за столом указывало на степень оказанной ему чести. В Лк.14:1–24 показана сцена обеда в доме фарисея, во время которого Иисус рассказал несколько притчей на тему о пирах, в том числе о стремлении занять почетное место за столом ( Лк.14:7–11 ). На этих обедах Иисус сеял семена преобразования. Трапезы в Царстве не должны служить цели демонстрации оказанной чести или особого положения, а быть открытыми для всех (ср. Лк.7:36–50 ). Свадебные пиры . Образ свадебного пира в метафорическом смысле используется в евангелиях ( Лк.12:36 ; Мф.22:4; 25:10 ; см. также Песн.2:4 ) и в Откровении ( Откр.19:9 ). На этих пирах присутствует элемент полного надежд и радостного праздника любви и предвкушения гармоничных взаимоотношений. На вопрос, почему фарисеи и ученики Иоанна Крестителя постятся, а ученики Иисуса нет, Иисус ответил: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» ( Мф.9:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

С появлением Нового Завета мы получили более ясные свидетельства божественности Сына и Духа. Самые известные тексты о божественности Сына:  Ин.1:1–5 («Слово было Бог»), Флп.2:5–7 (будучи равным Богу, Христос уничижил себя в воплощении), Кол.1:15–20 (Христос – образ невидимого Бога) и Евр.1:1–3  (Сын – подлинный образ ипостаси Отца). Также следует упомянуть те случаи, когда Иисус сам намекал или говорил о своей божественности. Он делал то, что мог делать только Бог . Так, он мог прощать грехи ( Мф.9:1–7 и парал. Мк.2:1–12 ; Лк.5:17–26 ), он был сильнее, чем Вельзевул ( Мф.12:22–30 и парал. Мк.3:2–27Лк.11:14–23 ), он заявлял о своем праве судить мир в конце истории ( Мф.24:31–46 ) и о своем праве принимать поклонение ( Ин.9:35–41 ). Он назывался Божественным именем «Я есмь» (из Исх.3:14–15 ; см. Мф.14:27 ; Мк.14:62 ; Ин.4:26, 8:24, 28, 58, 13:12, 18:15 ). Он заявлял о своем единстве с Отцом ( Ин.10:30 ) и говорил, что всякий, кто видел его, видел и Отца ( Ин.14:9 ). Ряд свидетельств, относящихся к божественности Святого Духа, находятся вМф.12:32 и параллельных отрывках в Мк.3:29  (богохульство на Святого Духа – непростительный грех), Деян.5:3–4 (обмануть Духа Святого – это то же самое, что обмануть Бога) и 1Кор.3:16–17, 6, 19–20 (Павел называет верующих «храмом Святого Духа» и «Божьим храмом»). Вдобавок следует сравнить отрывок изИс.6:9 с отрывком из Деян.28:25 , а также отрывок из Пс.94:7–11 с Евр.3:7  и, наконец, отрывок из Иер.31:31–34 с Евр.10:15 . Во всех трех случаях ветхозаветные отрывки начинаются фразой, как «Господь сказал», тогда как в Новом Завете они начинаются со слов «Дух Святой сказал». Итак, очевидно, что Бог сначала открыл свое единство и лишь позже – свою троичность. Означает ли это, что наше учение о Троице должно начинаться с понятия о Божьем единстве, а не его троичности? Именно об этом говорят большинство западных богословов. Они считают, что ветхозаветные утверждения о Боге нужно понимать в общем смысле, а затем уже разграничивать в нем личности Отца, Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Марк и Лука ставят его раньше. Матфей, если сравнить Лк.5:27–32 и Мк.2:13–17 с Мф.9:9–13 , очевидно, одна и та же личность, что и Левий, причем имя Матфей, «дар Божий», было именем нового человеки, а Левий – именем прежнего мытаря. Во главе третьей группы стоит двоюродный брат Иисуса Христа, Иаков, называемый Малым, потому ли, что он был мал ростом, или потому, что был моложе Иакова, брата Иоаннова. Он стоит во главе менее известных лиц – Иуды, своего брата; Симона Кананита или Зилота, по смыслу, придаваемому Талмудом этому слову, происходящего от Канна; и, наконец, Иуды, человека из Кариота, или человека с кожаным поясом. Подробности жизни каждого из апостолов см. под их собственными именами. Что касается общей истории апостолов, то она представляет собою осуществление той цели, для которой они были избраны. Во время Спасителя, они постоянно находились при Нем, составляя Его обычное общество, и оказывали Ему все материальные услуги, в каких Он мог нуждаться ( Мф.20:17–29, 26:17–20 ; Лк.9:52 ; Ин.4:3 ). Они слушали Его учение, чтобы сделаться просвещенными учителями для распространения царства Божия ( Мф.13:52 ); но их разумение часто оказывалось недостаточным, и Спаситель неоднократно укорял их за то, что они не понимали Его учения ( Мф.13:18,36 и друг.). Он просвещал их примером Своих добродетелей, а также и Своими дружелюбными укорами ( Мф.8:26, 16:23, 18:1,21 ; Лк.9:50,55 ; Ин.13:12 и проч.). Они получили от Него дар творить чудеса ( Мк.3:14 ) и торжественное поручение проповедовать царство Божие ( Мф.10–11 ). Им дана была власть вязать и решать ( Мф.18:18, 19:28 ; Лк.22:30 ), с обетованием Духа Святого, по вдохновению которого они должны были возращать церковь ( Ин.14:16,17,26, 15:26,27, 16:7–15 ). Они принимали участие в трудах Спасителя в Галилее, Иудее и Иерусалиме, до приснопамятной последней тайной вечери, когда они окончательно назначены были провозвестниками Нового Завета. Затем наступает катастрофа, и бегство одиннадцати учеников столь же плачевно, как и грубый цинизм, с которым двенадцатый ученик, Иуда, предал своего Учителя врагам Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Испытание водой появляется и в Новом Завете. В притче, которой Иисус завершает Нагорную проповедь, буря и наводнение проверяют на прочность два дома: дом, построенный на скале, выдерживает испытание, в то время как дом, построенный на песке, рушится ( Мф.7:24–27 ). В евангелиях ( Мф.8:23–27 ; Мк.4:35–41 ; Лк.8:22–25 ) рассказывается также о том, как вера учеников подвергается проверке, когда они находятся в лодке с Иисусом на Галилейском море; во всех трех случаях Иисус упрекает их в недостатке веры. Сюда следует добавить еще один эпизод, когда проверяется вера Петра: он пытается пойти по воде вслед за Иисусом, но начинает тонуть, так как смотрит на море, а не на Иисуса. Иисус называет его «маловерным», что показывает: это тоже было испытание веры ( Мф.14:22–33 ). Испытание огнем . Испытания и доказательства веры в Бога по всей Библии описываются как закалка в огне. Испытание человеческого сердца Богом сравнивается с плавильней и горнилом ( Притч.17:3 ). Это испытание может быть незаметным; человек может даже не понять, что Бог испытывал его душу (см. Притч.27:21 ; а также 1Цар.18:7 и его последствия для Саула). Иеремия живо описывает закалку и плавление металла ( Иер.6:29 ). Если то, что кажется «серебром», не поддается очистке, оно выбрасывается ( Иер.6:30 ). Образы испытания огнем, плавильни и горнила относятся не только к испытанию человеческого сердца Богом, но и к Божьему суду ( Ис.1:25 ), и к смыслу страданий ( Пс.65:10–12 ). Те, кто очищен страданием и испытаниями, благословен, Бог признает их Своими ( Зах.13:9 ). Образ закалки металлов смело применяется к пришествию и деяниям грядущего Мессии в Мал.3:1–4 , где Мессия изображен как умелый мастер, кузнец, работающий с золотом и серебром. Есть и места, в которых само Слово Божье названо испытанным, или чистым ( Пс.118:140 ; см. также Пс.17:31 ; Притч.30:5 ). Испытание огнем встречается как драматический мотив в эпизоде, когда друзей Даниила бросили в огненную печь ( Дан.3 ). То, что они выжили, доказало их веру в живого Бога, в Его абсолютной реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Чтобы защитить учение о приснодевстве Пресв. Богородицы, блж. Иероним провел детальный анализ всех евангельских мест, связанных с братьями Господними, и пришел к выводу, что И.- это Иаков Алфеев , ап. от 12 (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 15), прозванный Младшим (Меньшим), чтобы отличить его от Иакова Старшего, брата ап. Иоанна Зеведеева, к-рый был убит по приказу Агриппы I Ирода в 44 г. Из такого отождествления следует, что Мария, мать Иакова Меньшего и Иосии, упомянутая в Мк 15. 40, является не Пресв. Девой, а иной Марией, к-рая в др. местах Писания именуется Марией Иаковлевой (Мк 16. 1; Мф 27. 56; Лк 24. 10 - «мать Иакова»). Поскольку в Ин 19. 25 отдельно упоминаются Матерь Божия и Ее сестра, некая Мария Клеопова, то блж. Иероним сделал вывод, что Алфей и Клеопа (Клопа) - имена одного и того же человека, отца И., а значит, братья Господни являются двоюродными Ему, а не родными. Ап. Иаков, брат Господень. Фрагмент иконы «Святители, Иаков брат Господень, Николай Чудотворец и Игнатий Богоносец». Кон. XV в. (ГРМ) Ап. Иаков, брат Господень. Фрагмент иконы «Святители, Иаков брат Господень, Николай Чудотворец и Игнатий Богоносец». Кон. XV в. (ГРМ) Теорию Епифания, к-рая также подтверждает приснодевство Марии, но др. путем, блж. Иероним отверг по той причине, что она основана на апокрифах. Хотя в др. произведениях блж. Иероним не был столь категоричен в выводах, именно такое решение проблемы было принято католич. Церковью и официально закреплено на Тридентском Соборе (Canones et Decreta Sacrosanti Oecumenici Concilii Tridentini. R., 1834. Sessio XIV: De extrema unctione, can. 1, 3. P. 80; см.: Denzinger. Enchiridion. N 926-928). Существовала и 4-я т. зр., в древности принятая сектой эбионитов, к-рые отрицали непорочное зачатие Иисуса Христа ( Iren. Adv. haer. I 26. 2; Orig. Contr. Cels. 2. 1; Idem. De princip. 4. 3. 8; Epiph. Adv. haer. 30. 16. 7-9) и соответственно полагали, что И. является сыном Девы Марии и родным старшим братом Спасителя. Деяния святых апостолов и Послания ап. Павла

http://pravenc.ru/text/200153.html

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Корень (Root) В Библии по большей части представлено аграрное общество, состоящее из земледельцев, чья жизнь зависит от умения выращивать урожай (см. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ). Общеизвестно, что рост растений основывается на сильной корневой системе. Если корни засыхают из-за недостатка воды или вырываются из земли, растение быстро увядает и умирает ( Иов.8:16–19 ). Не удивительно поэтому, что образ растения с сильными корнями используется в Библии как символ стабильности и роста, а противоположный образ увядшего или лишенного корней растения – как образное описание суда и погибели. В противоположность нечестивым, которые выглядят порой укоренившимися и благополучными ( Иер.12:2 ), но не способны пережить бедствия ( Иов.5:3; 18:16 ; Мал.4:1 ), уповающие на Господа подобны дереву, пускающему корни у потока ( Иер.17:7–8 ). Его листья остаются зелеными, и оно не перестает приносить плод даже в жаркую погоду и в засуху. Точно так же вера праведных поддерживает их в трудные времена, ибо Бог, на Которого они уповают, дает им необходимое и оберегает их от причинения вреда. Новозаветные верующие призываются укорениться в Господе Иисусе ( Кол.2:7 ) и в Его великой любви ( Еф.3:17–19 ), чтобы обрести крепкое основание. Когда наступают неблагоприятные времена, такие укоренившиеся растения продолжают плодоносить, в отличие от растений, посаженных на каменистой почве. Последние всходят быстро, но у них нет корневой системы. Когда начинаются неприятности, они увядают ( Мф.13:6, 21 , пар. Мк.4:6, 17 ; Лк.8:6, 13 ). В Ветхом Завете образ корня часто ассоциируется с Израилем. Бог насадил Свой заветный народ Израиль в обетованной земле, где он укоренился и вырос в большую виноградную лозу ( Пс.79:9–12 ; см. также Иез.19:10–11 ). Когда Израиль проявляет неповиновение Господу завета, суд Божий лишает народ жизненных сил и его выдающегося положения, превращая его в чахлое растение с истлевающим и иссыхающим корнем ( Ис.5:24 ; Ос.9:16 ). В конце концов Бог вырвет Свой народ с корнем ( 3Цар.14:15 ) и оставит его на милость знойного восточного ветра ( Иез.17:9–10; 19:12 ). Тем не менее Господь сохранит уцелевший после суда остаток ( 4Цар.19:30 , пар. Ис.37:31 ), и Он обещает восстановить однажды силу и влияние Израиля. В эти дни Его народ укоренится и превратится в большое цветущее дерево ( Ис.27:6 ; Ос.14:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ап. Матфей. Икона. XIV в. (мон-рь Хиландар, Афон) Ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.). В агиографической традиции отождествляется с Левием из Мк 2. 14 и Лк 5. 27. Евангелие от Матфея Текстология Самый ранний текст Евангелия от Матфея представлен 13 греч. папирусами, к-рые датируются в основном III-IV вв. и содержат лишь небольшие фрагменты: 1 (Мф 1. 1-9, 12, 14-20), 35 (возможно, V в.) (Мф 25. 12-15, 20-23), 37 (Мф 26. 19-52), P45 (Мф 20. 24-32; 21. 13-19; 25. 41 - 26. 39), 53 (Мф 26. 29-40), 64+67 (вероятно, древнейший, кон. II в.) (Мф 3. 9, 15; 5. 20-22, 25-28; 26. 7-8, 10, 14-15, 22-23, 31-33), 70 (Мф 2. 13-16; 2. 22 - 3. 1; 11. 26-27; 12. 4-5; 24. 3-6, 12-15), 77 (Мф 23. 30-39), 101 (Мф 3. 10-12; 3. 16 - 4. 3), 102 (Мф 4. 11-12, 22-23), 103 (Мф 13. 55-56; 14. 3-5), 104 (также возможна датировка II в., см.: Orsini P., Clarysse W. Early NT Manuscripts and Their Dates: A Critique of Theological Palaeography//EThL. 2012. Vol. 88. N 4. P. 443-474) (Мф 21. 34-37, 43, 45), 110 (Мф 10. 13-15, 25-27). Известен фрагмент унциального пергаменного кодекса (0171), к-рый датируется III в. (возможно, древнее) и содержит Мф 10. 17-23, 25-32 (см. изд. и комментарии: Min Kyoung Shik. Die früheste Überlieferung des Matthäusevangeliums (bis 3./4. Jh.): Edition und Untersuchung. B.; N. Y., 2005). Поскольку, за исключением 1, 35, 64+67 и 104, в большинстве случаев имело место т. н. свободное копирование, в тексте Евангелия от Матфея в этих памятниках встречается множество ошибок, сокращений и др. изменений, привнесенных переписчиками, что существенно ограничивает использование папирусов для реконструкции первоначального текста. Иисус Христос благословляет ап. Матфея. Миниатюра из Евангелия. 1346 г. (Sinait. gr. 152. Fol. 16v) Иисус Христос благословляет ап. Матфея. Миниатюра из Евангелия. 1346 г. (Sinait. gr. 152. Fol. 16v)

http://pravenc.ru/text/2562632.html

«Что мне делать» (см. Мк.10:17 ). Лк.10:26 .  Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Лк.10:27 .  Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Лк.10:28 .  Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. «В законе что написано?» Т.е. ты, конечно, хорошо знаешь сам закон, а там написано, что тебе делать (ср. Рим.2:17–20 ). «Как читаешь?» Это обычная раввинская формула, для того чтобы начать доказательство от Писания. Как (poj), т.е. какими словами (а не «что»). «Он сказал в ответ...» (см. Мк.12:29–32 ; Мф.22:37–39 ). Законник, таким образом, повторяет то же, что Сам Господь говорил при других обстоятельствах в разъяснение сущности Закона Моисеева. «И будешь жить», т.е. наследуешь жизнь вечную (ср. стих 25). Лк.10:29 .  Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? «Желая оправдать себя». Законник очутился в довольно стесненном положении: он, оказалось, знает, что нужно делать, и все-таки спрашивает! Поэтому он хочет показать, что вопрос его имел смысл, что и в том решении его, какое он дает этому вопросу, согласно со Христом, есть еще нечто недоговоренное. Именно, неясно еще, кто же ближний, которого необходимо любить. В законе, конечно, под «ближним» вообще понимается единоплеменник ( Лев.19:16 и сл.), но также и в отношении к «чужому» или к пришельцу требовалось любить его как себя самого ( Лев.19:34 и сл.). Законник ожидал, что Христос скорее оттенит в Своем ответе любовь к чужим, чем к своим, иудеям, а это могло уронить Его в глазах единоплеменников, т.к. большинство иудеев понимали заповедь о любви к ближнему в узком смысле, ограниченном их народностью. Лк.10:30 .  На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. В ответ на вопрос законника Господь рассказывает ему об одном человеке, который, идя из Иерусалима в Иерихон, попался в руки разбойников, которые ограбили и при этом изранили его, бросив на дороге. Из контекста речи можно заключить, что Господь под ограбленным подразумевал иудея.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Перевод Е. Рейна. Мф. 19:21 . Преподобный Исаак Сирин . О божественных тайнах… указ. изд., с. 136. Мф. 5:12 . Мф. 11:28-30 . Жизнеописание и избранные труды. М., 2000, с. 58 – 63. См., например: Робин Шарма. Монах, который продал свой «Феррари». Издательский дом «София», 2005; чтиво, распространенное среди руководящих работников и бизнесменов. Мф. 11:12 . 2Кор. 13:5 . Мф. 8:34 . П. С. Казанский . История православного монашества, указ. изд., Т. 2, с. 71. В. Бибихин. Узнай себя. Указ. изд., с. 316. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Собр. соч., указ. изд., т. 1, с. 530. Из известной легенды, приписанной Достоевским одному из героев романа «Братья Карамазовы». Ин. 6:67 . Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 542. Там же, с. 234 – 235. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Указ. изд., с. 197. Творения аввы Исаака Сирина . Указ. изд., с. 227. Преподобный Исаак Сирин . О божественных тайнах… указ. изд., с. 192. Преподобный Никита Стифат . Добротолюбие, указ., изд., т. 5, с. 122. Ин. 15:5 . Мк. 2:17 . Ин. 12:47 . Мф. 18:10 . Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Указ. изд., с. 194. Ин. 15:16 . Рим. 9:21 . Выражение владыки Антония Сурожского . Мф. 25:15 . Мф. 9:20 . Мф. 15:22-27 . Мк. 5:22 . Мк. 10:47 . Добротолюбие, указ. изд., т. 3, с. 99. Мф. 19:12 . Лк. 17:5 . Преподобный Исаак Сирин . О божественных тайнах… указ. изд., с. 175. Мф. 18:3 . Преподобный Макарий Великий . Наставления о христианской жизни. Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 174. Еф. 3:19 . 4 комментария Волжанка, 26.02.2014 Лариса, 20.11.2017 Лена, 23.08.2019 Замечательная книга. Узнала много интересного. Не только, как трудно современным монахам не только жить и молиться, но и о многих исторических фактах, а также много нового о святых, которые тоже люди. Ответить » ЕЛЕНА, 04.03.2023 По главе “Нет нам дороги унывать” Не согласна с автором. Т.к. о радости Симеон Новый Богослов говорит совершенным, которые уже приняли Бога в себя. Пока этого не произошло, нам заповедано смиряться и оплакивать грехи и это не является унынием, наоборот, веселье для не совершенных свидетельствует о том, что люди забыли страх Божий, по заповеди “горе вам смеющимся ныне, ибо восплачете и возрыдаете” Ответить »

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

   Разве мало страданий [было] Богочеловеку, если люди, ослепленные богоненавистничеством, выходят на Него, как на разбойника, вооруженные мечами и кольями (см. Мф.26:47, 55; Мк.14:43-49; Лк.22:47-54), и связывают Его (см. Ин.18:3-12)? Сколько мук перенесло любящее сердце милостивого Господа, когда от Него троекратно и решительно отрекся верховный Апостол, упорно и настойчиво перед Ним клявшийся, что никогда от Него не отречется (см. Мф.26:69-75, 33-35; Мк.14:29-31, 66-72; Лк.22:34, 55-62; Ин.13:37, 18:25-27)? Разве Божественное сердце Господа Иисуса не надрывалось от боли, когда ученики оставили Его, разбежавшись кто куда (см. Мф.26:56; Мк.14:50; Ин.16:32)? Неимоверные страдания истощали душу Спасителя, когда первосвященники и старейшины попирали и расточали всю свою совесть, чтобы найти лжесвидетелей, которые бы Его оклеветали (см. Мф.26:59-62; Мк.14:55-60; Лк.23:10).    Разве мало страданий ощущал кроткий и незлобивый Богочеловек, когда Его бичевали и заушали (см. Мф.27:26; Мк.15:15; Лк.23:22), когда на Его главу возложили терновый венец (см. Мф.27:29; Мк.15:17; Ин.19:2), когда над Ним издевались и насмехались (см. Мф.27:29; Мк.15:18; Лк.22:63-65), когда на Него плевали и били Его по голове (см. Мф.27:30; Мк.15:19; Лк.22:64; Ин.19:3, 18:22), когда Его, изнемогшего, принуждали нести тяжелый крест (см. Мф.27:32; Мк.15:21; Лк.23:26), когда пригвождали Его ко кресту (см. Мф.27:35; Мк.15:24; Лк.23:33; Ин.19:18), когда Его распяли посреди двух разбойников (см. Мф.27:38; Мк.15:27-28; Лк.23:33; Ин.19:18), когда Ему, жаждущему, подносили уксус, смешанный с желчью (см. Мф.27:34, 48; Мк.15:23, 36; Лк.23:36; Ин.19:28-30), когда Его, распятого, поносили и хулили архиереи, книжники, старейшины народа и воины (см. Мф.27:39-43; Мк.15:29-32; Лк.23:35-39), когда в предсмертном крике испустил Он дух (см. Мф.27:50; Мк.15:37; Лк.23:46; Ин.19:30)?    Вся жизнь Спасителя на земле представляет собой единый непрерывный подвиг страданий за спасение мира. Не мог непрестанно не страдать и не скорбеть Богочеловек, в каждую минуту имевший перед Своими всевидящими очами все грехи, все пороки, все преступления всех Своих современников, а также всех людей во все времена. Без сомнения, истинно печальное предание о том, что Господь Иисус Христос никогда не смеялся, но Его часто видели плачущим. «Нередко случалось, — говорит святой Златоуст о Спасителе, — что Его видели плачущим, но никто никогда не видел Его смеющимся или хотя бы усмехающимся. Поэтому ни один из евангелистов об этом не упоминает».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010