Я не случайно остановился на этом моменте. После бесчисленных дискуссий на эту тему я пришел к выводу, что отсюда может возникнуть очень много недоразумений. И вот над несколькими из этих недоразумений я хотел бы, чтобы мы с вами задумались сейчас вместе. Одни говорят: «Надо поклоняться Богу без всякой формы…» Другие: «Поклоняться надо в добром сердце». Кто же верно толкует слово Спасителя? Одни говорят: «Надо поклоняться Богу в духе, то есть без всякой формы, без праздников, поста, обрядов, священников, без богослужебных облачений, не крестясь, к примеру, не преклоняя колен, не посещая церковь». Другие говорят: «Поклоняться в духе значит поклоняться в добром сердце, с чистой совестью, в правой вере, прощая тех, кто обидел нас, раскаиваясь всем сердцем, решившись делать добро по мере своих возможностей, любя всех людей, даже врагов, молясь о других». Какая же из этих двух интерпретаций верно толкует слово Спасителя? Кажется, что и та и другая. А на самом деле те, кто выбирает первое толкование, заблуждаются, потому что они выхватывают отдельные тексты Священного Писания в изолированном виде и упускают из виду аспекты, которые объясняются другими местами Священного Писания и учением Спасителя. Например, Спаситель и апостолы ходили в храм (см.: Мк. 11: 15, 17; Ин. 7: 14, 28; Мф. 21: 13; Лк. 19: 45; Мк. 13: 1; Деян. 5: 42; Ин. 2: 16); Спаситель признавал авторитет начальников синагоги, учил в храме и синагогах и советовал тем, кого исцелял, показаться священникам (см.: Мк. 5: 35; Лк. 17: 14; Лк. 4: 15; Мф. 8: 4; Лк. 5: 14; Мк. 1: 44); Он рекомендовал пост (см.: Мк. 9: 29; Лк. 5: 35; Мф. 17: 21), участвовал в праздниках (см.: Ин. 7: 10; Лк. 22: 8); когда взял слово в Назаретской синагоге, то, без сомнения, возложил на Себя тефилин (см.: Лк. 6: 14 и след.); когда исцелял больных, то совершал ритуальные жесты, например возложение рук (см.: Лк. 4: 40); Он молился в храме, синагогах и в специальных местах (см.: Мк. 1: 35; Лк. 4: 42; 5: 16; Мф. 14: 23); использовал вино и хлеб в качестве вещества обряда (см.: Лк. 22: 19–20); Спаситель преклонял колени на молитве (см.: Лк. 22: 41), а Апокалипсис говорит о фимиаме и молитве святых (см.: Откр. 5: 8).

http://pravoslavie.ru/70721.html

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящнми с Православной Церковью в вопросе о недостойных пастырях Мф.10:2:4 . «Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его... Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его». Объяснение. Если один из апостолов (Иуда Искар.) сделался предателем, то из этого не следует, что только апостольские преемники могут быть недостойными пастырями. Господь учил слушаться и недостойных книжников: Мф.23:3 ; дабы сила Божия приписывалась не людям, а Богу: 1Кор.4:5–7 . Мф.23:2–4:6, 11–12:14 . «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи: итак, всё, что они велят, соблюдайте, по делам же их не поступайте... связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их... также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах. Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». Объяснение. На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи – самовольно, ибо они Богом не были посажены, как Левиты: Втор.31:9–11 . Православные пастыри признают седалище Христово, след., как ст.2, так и вообще вся 23 глава к православным пастырям не относится. Причём, как видно из ст.23, вся глава 23-я относится к пасомым, а не к пастырям, ибо десятины давали только пасомые: Евр.7:5 . В 4 стихе говорится о трудности исполнения раввинских правил, напр.: Мк.7:5 , а не христианских обрядов. В ст.6:11, 12 и 14 говорится о фарисейской духовной гордости и напускном благочестии. Христианских пастырей осуждать в этом грешно: 1Тим.5:17:19 ; Сир.7:31–32 , слушать учение пастырей нужно и тогда, когда бы они казались и не тем, чем должны быть: 2Кор.13:6–7:4:7 . Мф.23:38–39 . «Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Особенно важно в данном случае название Бога живым. В Библии Бог живым называется в противоположность бездушным идолам ( Ис.37:4. 17 ; Дан.6:26 ; 2Кор.6:16 . 1Фес.1:9 и др.). Бог есть самобытная жизнь. Ориген при истолковании настоящего места ев. Матфея называет Бога ζν παρ τν ατοζων 25 . Отец имеет жизнь в Самом Себе ( Ин.5:26 ). Имея жизнь в Самом Себе, Бог есть источник жизни для твари, которую он поддерживает в состоянии жизни. По исповеданию Петра во Христе Бог и открылся миру как живый. Иоанн Богослов называет Христа Логосом жизни – λγος τς ζως ( 1Ин.1:1 ). В Нём была жизнь ( Ин.1:4 ; 1Ин.5:11 ), Ему также дано иметь жизнь в Себе ( Ин.5:26 ). Он Сам сказал о Себе: Я семь жизнь ( Ин.11:25 ). Его слова – жизнь ( Ин.6:63 ). Он вообще даёт миру жизнь ( Ин.6:33 ), ибо и пришёл для того, чтобы имели жизнь ( Ин.10:10 ; 1Ин.4:9 ). Он – Начальник жизни ( Деян.3:15 ). Христос – жизнь ваша – пишет ап. Павел ( Кол.3:4 ). Нельзя не обратить внимания на то, что знаменитый кодекс Безы (D) вместо ζντος читает σζοντος – Ты Христос, Сын Бога спасающего. Это чтение сохраняет оттенок параллельного арамейско-сирийского текста. Греческому ζντος в сирийских переводах (пешито и курет.) соответствует . Но это же слово или происходящие от одного с ним корня в других случаях соответствуют греческому σζειν: так в Мк.15:31 греческое σωσεν=сирийскому и σσαι= , в Ин.4:42 греческое σωτρ=сирийскому . 26 Жизнь, о которой идёт речь в евангелии, можно, след., понимать как спасение. Бог открылся спасающим в Своём Единородном Сыне, Который воплотился на земле. В исповедании Петра выражена та же истина, что и в словах Иоанна Богослова: Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь (να ζσωμεν – да живы будем) через Него ( 1Ин.4:9 . Ср. 1Ин.1:2 ), почему имеющий Сына Божия имеет жизнь, а не имеющий Сына Божия не имеет жизни ( 1Ин.5:11–12 ). В словах ап. Петра мы должны усматривать исповедание великой тайны, великой истины воплощения на земли Единородного Сына Божия. Исповедание Петрово то же, что и Иоанновское – λγος σρξ γνετο κα σκνωσεν ν μν, хотя слава этого Логоса была ς μονογενος παρ πατρς ( Ин.1:14 ). В этом исповедании великая религиозная (=τς εσεβεας) тайна: Бог (ς?) явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). Видеть эту именно тайну в словах Петрова исповедания побуждают и святоотеческие авторитеты. Св. Иоанн Златоуст говорит, что Христос, предлагая вопрос ученикам, сильно желал, чтобы исповедовали Его воплощение 27 . Но особенно хорошо говорит св. Исидор Пелусиот в письме к Серину: «Слова сии: Ты еси Христос, Сын Божий, означают соединение двух естеств, которое для нашего спасения, боголепно совершил в Себе Сын Божий» 28 . Следовательно, в Петровом исповедании положено зерно церковной христологии и сотериологии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

По природе своей Ангелы суть духи бесплотные, совершеннейшие души человеческой, но ограниченные. 1. Ангелы суть духи. Так учит Св. Писание: а) когда говорит об Ангелах вообще: не все ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение ( Евр. 1:14 ); б) когда, в частности, приписывает им существенные свойства духа: ум и волю, упоминая – о желании их приникнути в тайну нашего искупления ( 1Пет. 1:12 ), о неведении ими последнего дня мира ( Мк. 13:32 ) и об их святости ( Мф. 25:31 ); в) когда изображает их: созерцающими ( Мф. 18:10 ), славословящими Бога ( Ис. 6:3 ) и творящими волю Его ( Пс. 102:20 ). 2. Ангелы суть духи бесплотные. Эта мысль открывается из снесения разных мест Св. Писания. В одном месте оно свидетельствует, что Ангелы суть духи – πνεματα ( Евр. 1:14 ), точно так, как и о Боге говорит, что Дух – πνεμα есть Бог ( Ин. 4:24 ). В другом объясняет, что Дух – πνεμα плоти и кости не имать ( Лк. 24:39 ) – даже и такой плоти, какова была плоть Христа Спасителя по воскресении, плоть прославленная, в которой Он мог входить к ученикам Своим, дверем затворенным ( Ин. 20:19 ). В третьем замечает собственно об Ангелах, что они, в противоположность людям, облеченным плотью, ни женятся, ни посягают ( Мф. 22:30 ), что они даже не могут умирать ( Лк. 20:35, 36 ). Учение о бесплотности Ангелов ясно проповедуется у св. отцев и учителей Церкви, например: а) у св. Афанасия: «Ангел есть существо разумное, невещественное (λον), песнословящее, бессмертное»; б) у св. Григория Нисского : «вся тварь разумная разделяется на бестелесное (σματον) естество и на облеченное плотью, – бестелесное есть естество Ангельское; другой вид – это мы, люди»; в) у св. Златоуста: «сотворил Бог Ангелов, Архангелов и прочия естества бесплотныя»; г) у св. Иоанна Дамаскина: Ангел есть существо разумное, свободное, бестелесное, служащее Богу. 3. Ангелы суть духи совершеннейшие души человеческой, но ограниченные. Совершеннейшие, но ограниченные. а) По природе своей вообще. Прямо и ясно высказана эта мысль в словах Псалмопевца, что человек умален малым чим от Ангел ( Пс. 8:6 ), которые след. хотя и выше человека, но только немногим. Необходимо предполагает она у ап. Павла, во-первых, когда Апостол доказывает Божественное величие Единородного Сына Божия, между прочим, тем, что Он есть лучший самих Ангелов ( Евр. 1:4–14 ); а во-вторых, когда, изображая славу Искупителя человеков, в которую Он вошел после дней плоти Своей, по вознесении плоти на небеса, говорит, что Ему покорились даже Ангелы, и Власти, и Силы ( 1Пет. 3:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1 . Егда убо разуме Иисус, яко услышаша фарисее, яко Иисус множайшыя ученики творит и крещает неже Иоанн: 2 . Иисус же сам не крещаше, но ученицы его: 3 . Остави Иудею и иде паки в Галилею. «Егда убо разуме Иисус». По поводу этого выражения необходимо сделать два замечания. Первое из них – то, что в некоторых греческих списках вместо «Иисус» стоит слово Κριος, т. е. Господь 374 . Но между тем мы отстаиваем наше чтение «Иисус» вследствие того, что оно вполне соответствует духу Евангелия и той фразы, которую мы рассматриваем. С этим связуется и второе замечание о слове «разуме». В своде, сделанном нами выше о Сыне человеческом учения некоторых из высочайших отцов и учителей церкви мы видели, что в особенности св. Афанасий Великий настаивает на догмате, что Господь Иисус был и Бог и полный человек: «к коему присовокупи Божество», как выражается Григорий Богослов . На этом именно основании св. Афанасий Великий 375 требует, чтобы при чтении Евангелия обращалось внимание на то, что говорится о Господе по человечеству и что по Божеству. Так например, когда Господь глаголет, что «о дне же том и часе никто не знает... ни Сын, а только Отец» ( Мк. 13:32 ), то сие глаголет Господь по человечеству, яко человек, а не яко Бог . И здесь также в слове разуме надо видеть указание, что Господь Иисус Христос, волею Своею оставаясь в пределах человечества, человеческим умом уразумел и уведал о злобном к Нему отношении фарисеев, и таково же было впечатление этого ведения на умы учеников, ибо, как замечает св. Афанасий Великий : – «Осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святой... ибо и по воскресении «они усумнишася» 376 . Имея это в виду, мы полагаем, что св. Евангелист Иоанн Богослов именно начертал фразу «уразуме Иисус», желая тем дать понять, что хотя Господу по Божеству все было известно, но здесь говорится о том образе человеческом, в котором Господу угодно было проявиться людям. Мы выше по поводу ст. 22-го 3 гл. и след. указывали на значение крещения Иоаннова и крещения, коим крестили ученики Господа. Это было крещение покаяния, символистический приуготовительный акт к воспринятию великого дара Божия крещения водою и духом, который даруется верным лишь после искупления человечества смертию Господа и воскресением 377 . Напомним еще, что Израилю повелено было омыться и очиститься перед торжественным объявлением закона на Синае ( Исх. 19:10–14 ). И омовение, предписанное обрядовым законом для очищения от всякой скверны ( Лев. 14:1 ; 15и сл.), должно было предшествовать воспринятию снова в общину народа Божия, временно исключенного из нее. Еще ближе напоминает крещение Иоанново омовение Аарона и сынов его пред посвящением их во священники Бога Вышнего ( Исх. 29:4 ; Лев. 8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Такой попечительности Бога всяческих сподобитесь вы, что все огорчительное, касающееся вас, почитать будет касающимся зеницы ока Его, не потому что обложен телом и делится на члены (бесплотен и неописуем Бог всяческих), но человекообразно выражает сим то расположение, какое имеет к вам. Сей попечительности испрашивает у Него и блаженный Давид: «сохрани мя, Господи, яко зеницу ока» ( Пс.16:8 ). Посему-то, говорит Бог , всех, которые грабили и расхищали вас, сделаю подвластными их же подданным, и потерпят от них то же самое, что заставляли терпеть вас. И истину словес Божиих дознайте из самых событий. Но с Иудеями сбылось сие прообразовательно, истина же пророчества точнейшее исполнение возымела на нас; потому что Владыка Христос, низложив демонов, которые расхищали нас, в собственность свою обратили наш ум, поработили себе все члены тела нашего, – сделал их подвластными святым рабам Своим. И сие яснее выразил устами богомудрого Исаии, взывая: «ихже боястеся, возопиют от вас: вестницы бо послани будут горце плачущеся, просяще мира: опустеют бо сих путие» ( Ис.33:7–8 ). Так демоны вопияли: «что нам и Тебе Иисусе Сыне Божий? Пришел еси прежде времене мучити нас» ( Мф.8:29 ); и еще: «заклинаю Тя, не мучи мене» ( Мк.5:7 ). Так и в Филиппах имевшая в себе пытливого духа вопияла: «сии человецы раби Бога вышняго суть, иже возвещают нам путь спасения» ( Деян.16:17 ). Так демоны и пред победоносными мучениками доныне вопиют, и невольно провозглашают их победу, изобличают же свою немощь. Посему их, обкравших нас древле, как некую добычу предал обкраденным Посланный в след славы, чтобы древнюю славу, которую погубил обольстившись родоначальник Адам, снова приобрело естество наше, и познали мы благодетеля и Спасителя душ наших и пославшего Его по человеколюбию Отца. Послан же Он, не как Бог, но как человек; потому что, как Бог, равночестен Родшему. " Аз, – говорит Он, – во Отце, и Отец во Мне»; и: «Отец во Мне пребываяй, Той творит дела» ( Ин.14:10 ); и: «Аз и Отец едино есма» ( Ин.10:30 ); и: «видевый Мене виде Отца» ( Ин.14:9 ). Посылается же, как человек, исполняя домостроительство о нас, но не умаляя Божеского естества. Ибо «во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе истощил, зрак раба приим» ( Флп.2:6–7 ). Посему, Пророк показал нам не двойственность только, но и равночестность Лиц. «Зане сице глаголет Господь Вседержитель: в след славы посла Мя», и, показывая, кто пославший, присовокупляет: «и уразумеете, яко Господь Вседержитель посла Мя». Поэтому, и Пославший – Господь Вседержитель, и Посланный – Господь Вседержитель, и нет никакого различия в достоинствах. Послан же, как сказано, по человечеству, а не по Божеству, исполняя домостроительство о нас. И Посланный имеет в Себе пославшего Отца; ибо говорит: «Отец Мой во Мне пребываяй, Той творит дела». Вслед за сим Пророк присовокупляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

6) Моисей оказал первый знак будущей своей должности и благодеяния, убив Египтянина ( Исх.2:12 ) и след., и освободив Израильтянина: Христос, приступая к освобождению грешников от работы греха, победил диавола ( Мф.4:10 ), и первые начатки даров Духа Святаго явил во храме, как пишется о Нём: ужасахуся же вси послушающии его о разуме и о ответех его ( Лк.2:47 ). 7) Моисей, желая усмирить ссору братьев своих, ( Деян.7:26 ), от оных отвержен: Христа, примиряющего нас Отцу, свои не прияша ( Ин.1:11 ). 8) Моисей, по словам Павловым, отвержеся нарицатися сын дщере Фараоновы, паче же изволи страдати с людьми Божиими ( Евр.11:24–25 ): Христос, оставивши престол Небесный, богат сый, бысть нас ради нищ, да нищетою его мы обогатимся ( 2Кор.8:9 ). 9) Моисей, бежавши из Египта в землю Мадиамскую, сидел у кладезя, как пишется: пришед же в землю Мадиамскую седе при кладязе ( Исх.2:15 ): Христос неоднократно уходил [( Лк.4:30 ), ( Мф.15:21 ), ( Ин.6:15 )] от ищущих Его убить, сидел также на источнице Яаковлевом ( Ин.4:6 ). 10) Моисей назван от Бога, и послан для освобождения Израильского народа от руки Фараоновы и работы ( Исх.3:10 ): Христос послан от Отца Небесного, избавить весь род человеческий от работы вражия ( Ин.3:17 ). 11) Моисей говорил с Богом; и Бог взаимно с ним на горах Синае и Хориве, не без светлости лица ( Евр.2:15 (стр. 81). Христос разговаривал с Отцом молитвами; и Отец с Ним взаимно при Иордане, на Фаворе, и в Иерусалиме не без сияния лица ( Мф.17:2 ). 12) Моисей произвёл великие и удивительные чудеса, кои по большей части исчисляются в Исходе: Христос славен был делами весьма удивительными, о коих в истории Евангельской повествуется. 13) Моисей воды Аравийского залива перешёл невредимо с Израильтянами, коих в пустыне кормил манною и коростелями: Христос с Петром по водам ходил, как пишется: и видевше его ученицы по морю ходяща ( Мф.14:26 ). – И излез из корабля Петр, хождаше по водам, приити ко Иисусови ( Мф.14:29 ): и хлебами и рыбами кормил несколько тысяч людей ( Мк.8:6–7 ), ( Ин.6:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

К ст. 24. " Святый Божий». Здесь в смысле «посвященный Богу», а не в см. праведный, ср. Ин.10:36 : черта мессии Иисуса («пришел»), вызывающая страх бесов. Иак.2:19 . К ст. 32. «Бесноватых». Изгнание бесов не смешивается с исцелениями от болезней. Ст. 34, 9:28. К ст. 40. «Прокаженный». Под проказой в Св. Пис. разумеется, по-видимому, несколько однородных болезней, связанных с состоянием ритуальной нечистоты (отсюда выздоровление=очищению) и, след., необходимостью изоляции, Лев.13 . Проказа, столь распространенная на Востоке в древнее время, – болезнь мучительная и вызывавшая отвращение, но не неизлечимая. В Лк.5:12 : «весь в проказе». Ср. Лев.13:12 . Точно определить эту болезнь, или болезни, в понятиях современной медицины пока не удается. К ст. 44. «Принеси за очищение». См. Лев.14 . Очищение совершалось священником в Иерусалимском храме; лишь после совершения установленного ритуала выздоровевший прокаженный становился полноправным членом общества и синагоги. «Во свидетельство им», т.е. священникам; явление благодатной силы должно служить для них знамением, пренебрежение к которому, или приписывание его темной силе, будет свидетельствовать против них. Ср.6:11 и 13:9 (по смыслу). К гл. 2 ст. 1. «Опять... в Капернаум». Этот город служит в это время главным местопребыванием Христа. Отсюда Он предпринимает частые миссионерско-проповеднические путешествия в окрестные города и селения. Ср. еще 3:19, 5:21 и м. б. 6:30 и 7:1. К ст. 3. Расслабленный=паралитик. (греч. т.: παραλυτικν.) К ст. 4. «Раскрыли кровлю» дома; под «домом " , ст. 1, разумеется, скромная восточная хижина, с плоскою крышей и внешнею к ней лестницею. ср. Деян.9:43, 10:9–20–21 . К ст. 10. «Сын человеческий»; именование это не тождественно с именованием «Мессия», как указывает Мф.16:13 и Мк.8:27–29 , ни с понятием «человек», ибо последнее не было бы здесь служить основанием, или указанием на наличие власти прощать грехи. Усвоение Христом этого именования и связанной с ним власти указывает на исключительность Его мессии и ставит перед книжниками вопрос о том, кто Он и где источник Его силы и власти. Дан.7:13–14 . Ср.11:28 и пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Увидев же его смутившимся, ангел прогоняет страх добрыми извещениями: «не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются» ( Лк.1:13–14 ). Не бойся, Захария, я пришел не с целью наводить страх, но явился тебе вестником радости. Какой радости? «Жена твоя Елисавета родит сына тебе, и наречешь имя ему Иоанн». Он осветит мир, как денница, и прогонит мрак неведения, призывая Солнце правды, потому что идущий во след мене был прежде меня, «у Которого я недостоин... развязать ремень обуви Его» ( Мк.1:7 ). И он «предъидет... в духе и силе Илии» ( Лк.1:17 ). Дух Илии вселился и в Иоанна, потому что духи пророков повинуются пророкам; и почти во всем мы находим Иоанна подобным Илии. Тот жил в горах, и этот проводил время в пустыне; того питали вороны, и этот ел акриды; тот облекался в милоть, и этот в велблужди власы; тот был суров и обличитель, и этот равным образом; тот обличал Ахава, царя иудейского, и Иезавель, жену его: " ты, – говорит он, – развращающий Израиля,... и дом отца твоего» ( 3Цар.18:18 ), – и Иоанн обличал Ирода и Иродиаду: «не должно тебе иметь жену брата твоего» ( Мк.6:18 ). И он «предъидет... в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям» ( Лк.1:17 ). Что значит: «возвратить сердца отцов детям»? Отцы иудеев: Авраам, и Исаак, и Иаков, и двенадцать патриархов, и все праведники, видя грехолюбивый народ, с готовностью блудодействующий с чужими богами, отвращались от них, как от таковых. С тех же пор, как Иоанн возвестил крещение покаяния, многие обратились к Богу. Итак, отцы их, видя, что они обращаются к Богу, и сами обратили к ним свои сердца; вот что значит: «возвратить сердца отцов детям,... дабы представить Господу народ приготовленный» ( Лк.1:17 ), избранников Божиих, о которых Давид пророк предвозвестил, говоря: «таков род ищущих... лица... Бога Иакова " ( Пс.23:6 ). Необыкновенное зачатие сына поражает изумлением старца Захарию, он не в состоянии перенести рождения, имевшего наступить по миновании соответствующего этому возраста, – не размыслив разумно, что гончар, устроивший чрево, может возобновить обветшавшую утробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

в) в их болезни: Поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. И молился Давид Богу о младенце, и постился, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле ( 2Цар.12:16 ). Иаир, увидев Господа, падает к ногам Его, и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива ( Мк.5:23 ). Язычница Сирофиникиянка просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери ( Мк.7:26 ). Родители благочестивые а) подают хорошее примеры своим детям: Азария, царь иудейский, делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амасия, отец его ( 4Цар.15:3 ); б) будут благословенны: Положите слова Мои в сердце ваше и в душу вашу и учите им сыновей ваших, дабы столько же много было дней ваших и дней детей ваших, сколько дней небо будет над землею. Вот, я предлагаю вам благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего ( Втор.11:18,21,27 ); в) оставляют благословение своим детям: Блажен муж, боящийся Господа. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится ( Пс.111:1–2 ); г) научают добру от юности: Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него когда и состареет ( Притч.22:6 ). Грехи родителей переходят иногда на детей: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня ( Исх.20:5–6 ). Не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях ( Числ.14:18 ), и в детях детей ( Исх.34:7 ). Беззаконные будут извержены, и потомство нечестивых истребится ( Пс.36:28 ). Небрежность родителей строго наказывается Богом и плодами ее: Сказал Господь Самуилу: Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его. Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его не чествуют, и не обуздывал их ( 1Цар.3:12–13 ). Розга и обличение дают мудрость, но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери ( Притч.29:15 ). Порочные а) воспитывают своих детей в грехах: Сказал Господь: за то, что ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их, – рассею их между народами, которых не знали ни они, ни отцы их, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их ( Иер.9:14,16 ). Искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов ( 1Петр.1:18 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010