1Пет.1:18–21 . «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога». Объяснение. Несомненно, что мы искуплены драгоценной Кровью Христа Спасителя. Но, получив избавление, не должны ли мы «со страхом проводить время странствования нашего»? (ст.17), Конечно, мы должны иметь светильники горящими: Лк.12:35 ; поступать достойно звания: Еф.4:1 ; совершать добрые дела и многие подвиги; к этим подвигам относятся и пожертвования на храм: Мк.12:43–44 ; и приношения в пользу священнослужителей: Лк.10:7 ; Гал.6:6 . Бог, как всеведущий, от вечности знал о падении будущего человека и от вечности предопределил, чтобы Единородный Сын Его искупил человечество Своей Кровью: Евр.10:5–7 . Время явления Спасителя названо последними временами в том смысле, в каком ветхозаветные пророки обыкновенно называли его, т.е. в смысле исполнения времени: Гал.4:4 . Вера и упование на Бога должны быть деятельными: 1Пет.1:13 . Рим.3:21–23 . «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией». Объяснение. Здесь под «правдой Божией» разумеется искупление Иисусом Христом, которым грешник оправдывается пред Богом и становится способным к восприятию благодати Духа Святого: Деян.10:43 ; Ис.53:5 . Рим.5:16–17 . «И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление к осуждению, а дар благодати к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Господь никого не толкает на зло. Каждому из нас дана свободная воля, и разумом постигая бесчисленные милости Божии к человеку, мы обязаны исполняться любви к Своему Спасителю — Богу. Любовь — это единственное, что требует от нас Господь. Неблагодарность же — один из страшнейших человеческих пороков. Иуда — не единственный в истории человечества, проявивший предельную неблагодарность к Богу. Мы знаем фараона, который, несмотря на чудесные призывы Божии, не хотел отпустить народ израильский из египетского плена, за что погиб в водах Красного моря и сошел во ад. Такова же участь вавилонского царя Навуходоносора. Таков был и Иуда. Еще раз говорю, что Бог никого не рождает злым. Такими делаются добровольно. Таким путем и пошел Иуда Искариот. Бог никого насильно к себе не тянет, не заставляет повиноваться Себе. Только чистая любовь к Богу угодна Ему. Подчинение из страха не имеет нравственной ценности. Если бы Иуда не захотел быть тем, кем он стал, он легко мог бы остаться в числе великих Апостолов. Ведь он был свидетелем, как Иисус шел по морю Тивериадскому, как Он единым словом укротил бурю, как прикосновением руки исцелял слепорожденных, прокаженных, паралитиков и др. ( Мф.14:22-34; 15:30; 9:27-35 ; Мк.1:40-45 ). Иуда видел воскресение сына Наинской вдовы, дочери Иаира ( Мк.5:22-43 ), и чудо воскресения, пролежавшего четыре дня во гробе, разлагающегося Лазаря ( Ин. 11:1-12:11 ). Иуда был вор, говорит Евангелие ( Ин.12:6 ). Он нарушил одну из десяти заповедей Моисея. Апостол Иаков пишет, что нарушивший одну заповедь виновен в нарушении всех, так тесно они связаны между собой. Убийца виновен и в воровстве, непочитании родителей, блудных грехах и т.п. Будучи вором, Иуда соблазнился на тридцать сребреников и, забыв о милосердии к нему Господа, продал Христа. Изумляет милосердие Спасителя к Своему предателю. Когда последний готов был совершить преступление, Христос на Тайной Вечере в великий час перед страданиями не проявляет суровости, не обличает со гневом Иуду, но с глубокой печалью говорит ученикам: «…один из вас предаст Меня» ( Мф.26:21 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Уникальные места Евангелия от Луки 1:5–79 Благовестие праведному Захарии. Рождество Иоанна Предтечи. Благовещение Деве Марии. Посещение Девой Марией дома праведной Елисаветы 2:8–20 Благовестие пастухам. Поклонение пастухов 2:21–38 Сретение 2:41–52 Двенадцатилетний Отрок Иисус в Храме 5:4–9 Первый чудесный улов рыбы 7:11–17 Воскрешение сына Наинской вдовы 7:36–50 Христос и грешница в доме Симона фарисея 10:1–12 Отправление и наставление Семидесяти 10:29–37 Притча о милосердном самарянине 10:38–42 Христос в Вифании у Марфы и Марии 11:5–8 Притча о докучливом друге 12:16–21 Притча о безумном богаче 12:35–40 Притча о бодрствующих слугах 12:42–48 Притча о благоразумном домоправителе 13:1–9 Христос о галилеянах, казненных Пилатом, о падении Силоамской башни. Притча о бесплодной смоковнице 13:10–17 Исцеление скорченной женщины в субботу 13:31–33 Предостережение от Ирода 14:1–6 Исцеление больного водянкой 14:7–14 Притча о званных на брак 15:8–32 Притчи о потерянной драхме и блудном сыне 16:1–12 Притча о неправедном управителе 16:19–31 Притча о богатом и Лазаре 17:11–19 Исцеление десяти прокаженных 18:1–8 Притча о неправедном судии 18:9–14 Притча о мытаре и фарисее 19:1–10 Христос и Закхей 23:6–12 Суд у Ирода 23:39–43 Исповедание благоразумного разбойника 24:13–35 Явление воскресшего Господа ученикам по пути в Еммаус 24:50–53 Вознесение Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Господне и искушение в пустыне Исцеление бесноватых (бесноватого) в земле Гадаринской (Гергесинской) Мк . 1:14–20;       1:29–45;       2:1–17;       Лк. 4:14–15 ; 4:38–5:32 и соотв. места в: 4,8–9 гл. Мф Начало общественного служения в Галилее. Призвание Петра, Андрея, Иакова, Иоанна. Исцеление тещи Петра. Исцеление расслабленного. Призвание Матфея. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой Отправление Двенадцати на проповедь Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого в субботу. Заговор против Господа Иисуса Христа. Вопрос о посте и ответ Христа о сынах чертога брачного Ирод принимает Христа за воскресшего Предтечу

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Пророк отворачивается от них 1847 и в следующих стихах говорит к боящимся Бога и святых Его повелений, что напоминает нам слова Ап. Павла 1848 , когда он в речи своей в Иудеям с высоты лестницы крепости близ храма 1849 , рассказывает свое видение и слышит повеление Господа: „иди, Я пошлю тебя далеко к язычникам“; а в Коринфе, когда Иудеи противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: „кровь ваша на главах ваших; я чист: отныне иду к язычникам“. И в том и в другом случае мера долготерпения истощилась: Господь повелевает слугам Своим оставить бесплодную землю и сеять священное семя, слово Божие ( Лк. 8:11 ) в народе, приносящем плоды Царствия Божия ( Мф. 21:43 ). 5 . Выслушайте слово Господа, трепещущие перед словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: „пусть явит Себя во славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше“. Но они будут постыжены. Какое ясное пророческое видение тех гонений, которые терпели Христиане первого века по Р. Хр. среди Иудеев за имя Христово. Вся книга Деяний тому свидетелем. Слова укоризны и насмешки, обращенные к верующим, – те же самые, которые влагал Исаия в Ис. 5в уста беззаконников и неверующих в начале своего пророческого служения; „пусть поспешит Господь.... и мы увидим“ (см. in loco). Те же слова неверия от жестокого, змеиного сердца происходящие ( Мф. 15:19 ), мы слышали от первосвященников и книжников и фарисеев, безжалостно смотрящих на умирающего в страшных страданиях человека заведомо невинного, которого они боялись признать Богом, потому что этим осуждали себя в геèнну: „Пусть сойдет с креста и уверуем в Него“ ( Мф. 27:42–43 ; Мк. 15:29–33 ; Лк. 23:35 ). Мы знаем, как постыжены были Иудеи, лишась не только страны, града, храма, царства, но лишась даже места своего в числе обособленных народов земли. Стих 6-й видит последнее действие войны, начатой под военачальством Веспасиана и конченной, во время императорства его, сыном его Титом. 6 . Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, предающего возмездие врагам Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Хотя этот змей и был сделан из меди, но для спасения от смерти нужно было взирать на него, и Бог Спаситель посылал Своё исцеление ( Прем.16:7 ), ибо, по объяснению Господа Иисуса Христа, как Моисей вознёс змею в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому ( Ин.3:14 ), т.е. змей был образом грядущего Спасителя Христа. Медный змей, прообраз Спасителя, также был одной из рукотворенных, данных чрез Моисея святынь. Соломон, вместо скинии, соорудил великолепный Храм ( 3Цар.5:13–18 , б:37–38). В первый раз, и без особого на то повеления Божия, на всех стенах храма, на дверях и в святом святых, на разных предметах были вырезаны и изваяны ( 3Цар.7:36 ) изображения херувимов из масличного дерева и обложены золотом ( 3Цар.6:21–35 ; 2Пар.3:7:10–13 ). Из них особенно замечательны два, стоявшие посреди святого святых: вышина каждого десять локтей, а в ширину оба занимали двадцать локтей – от стены до стены; лицами своими – к храму, так что всякий, молившийся в храме, своим лицом обращался к Херувимам ( 2Пар.3:10–13 ). Не смотря на то, что всё это было вырезано и изваяно из дерева и золота, т.е. было изделием рук человеческих, – дерева и золота; не смотря даже и на то, что важнейшие работы были выполнены иноземным язычником ( 3Цар.5:1:7, 13–14:36, 40 ), Господь освятил сей храм, чтобы пребывать имени Его там вовек ( 3Цар.9:1–3 ). Образец для второго храма показан был Богом пророку Иезекиилю. Здесь образы ( Иез.43:10–11 ) были и на стенах внутри, и снаружи ( Иез.41:17 ), и на дверях (ст.25), и во всём храме кругом (ст.19), так что куда молящийся ни поворачивался, везде имел пред собой священные изображения. Там были и лица человеческие (ст.19). В сем храме надлежало явиться Христу ( Агг.2:7–9 ). Как же Спаситель отнёсся к этому храму? Во-первых, Он сказал о нём: «дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов» ( Мк.11:17 ), т.е. подтвердил необходимость его и на все дальнейшие времена. Напрасно поэтому сектанты, вопреки такому яснейшему слову Господа, силятся уверять, что в Новом Завете Бог отменил храм рукотворный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Вспомним, что делал Христос на земле. Он принес в жертву Себя, Тело Свое, пострадал, но разве Он создавал свою организацию? Правда, маленькая организация была — двенадцать самых близких Его учеников, затем еще семьдесят близких и несколько сот последователей. Но что же дальше? Вот Христа распяли, и все ученики Его разбежались, изменили Ему, организация нарушилась. Но разве можно видеть в этом неуспех дела Христова? Нет, Христос пришел вовсе не для создания организации, а для того, чтобы дать Свое Тело людям, которые восприняли бы Его, сделались Его частью и через то получили спасение. В этом смысле понятно требование Спасителя отдать Ему свою душу, делаясь частью Его Тела: «Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк.8:35).    С этой точки зрения становится понятной и заповедь о любви друг к другу. Любить друг друга мы должны как члены одного Тела, из любви Христовой. Как, если у меня болит палец, страдаю я, так и в Церкви: когда страдаю я, страдает Христос. А потому и всякая помощь и духовное врачевство других людей есть услуга Самому Христу. И потому отнюдь не в переносном, а в прямом и точном смысле скажет Христос на Страшном Суде: «...ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25:42—43). И на вопрос людей: «Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, – ответит: ...Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:44—45).    Нужно не только понять это определение, но постоянно помнить его, прочувствовать, проникнуться им и воспитать себя в его свете. Ибо если мы будем жить как члены Церкви – Тела Христова, то будем иметь общение и с Главою Тела, а это и есть настоящая духовная жизнь. Толкуя стихи 4 и 5 главы 12-й Послания к Римлянам, Иоанн Златоуст говорит, что единение в Теле Христовом есть основание для взаимной любви христиан. «И (апостол), когда ведет речь о внешних, говорит: «Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (Рим.12:18); когда же рассуждает о своих, говорит: «братолюбием друг ко другу любезни» (Рим.12:10). Там требует, чтобы они не ссорились, ...а здесь повелевает любить друг друга и не просто любить, но любить сильно. Любовь, говорит он, должна быть не только не притворная, но крепкая, горячая, пламенная... Не жди, чтобы другой проявил к тебе любовь, но сам стремись к нему и начни первый, так как тогда ты приобретешь награду и за его любовь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Плодом первых трудных попыток в составлении материала Евангельской истории было возможно лучшее Собрание изречений Христа, именно изречений, потому что они были великим и главным средством для целей Ев. учения, а потому и в тоже время главным содержанием устного и письменного предания о Христе. В это время возникло содержание весьма важного Евангельского произведения – Собрания изречений Иисуса Христа (Spruchsammlung). Образцами собрания изречений представляются: Нагорная беседа, – Мф. 5–7 ; речь против книжников и фарисеев: Мф. 23:2–39 ; притчи, в которых говорится о созидании, истинном достоинстве и распространении Царства Божья, выясняется существо этого Царства, открывается его история до последнего мыслимого её конца; таковы: Мф. 13 ; Мк. 4; Лк. 8:4–18, 13:18–21 ; Мф. 21:28–32, 33–46 ; Мк. 12:1–9, 22:1–4, 1–14 , Мф. 22:1–14, 21:1–16, 25:14–30 ; Лк. 19:12–27 ; Мф. 24:43, 44–50, 25:1–13 ; Лк. 11:5–8, 18:1–8 ; Мф. 24:32 ; ; Мф. 18:23–35 ; Лк. 12:16–21, 16:1–13, 19–31 . Сюда же относятся и некоторые отрывки речей Спасителя: Мф. 10:5–42, 18:1–20, 24 . Все это содержание первых опытов располагалось в группах по круглым числам, преимущественно по числу семи. Много труднее, чем собирание по воспоминанию изречений Христа, были опыты составления связных рассказов Ев. Истории. И если принимать понятие такой связи в его строжайшем смысле, так, чтобы каждое отдельное происшествие и каждое особое дело было восстановлено совершенно точно на своем первоначальном месте, то ясно, что это было решительно невозможно по причине великого множества таких отдельных происшествий. Но усилие некоторых лиц достигло великой полноты собрания отдельных воспоминаний, причем воспоминания и рассказы, сродные по своему содержанию, соединялись в группы и держались твердо один при другом. Следы таких групп, сродных по материи рассказа, существуют еще и теперь в наших Евангелиях, из точно таких групп составились и главные основоположения их. В таких же группах составлялись более или менее отдельные и сравнительно большие рассказы. Последним результатом такого рода опытов было произведение, сохранившее разрозненный материал Ев. истории в виде первоначального устного предания, хотя и не без искусственного порядка. Тип такого труда представляет Евангелие от Марка, но не в виде второго канонического Евангелия от Марка, а в первоначальном его составе (Ur-Markus), впрочем, мало измененном, за что ручается его простейший план, сохранившийся в каноническом Евангелии от Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Armand Puig Иисус был очень динамичным Человеком — Человеком, Который ценил жизнь во всех ее измерениях… Иисус — Учитель, Который обладает чистотой духа, необходимой для того, чтобы иметь правильное понимание реальности, сохраняя при этом дистанцию от нее… Его слова часто показывают, что Он наблюдал за людьми и предметами; Его наблюдения наполнены красочностью, подчеркнутой изобразительностью, парадоксальностью и тонким юмором . Мы намеренно выбрали цитаты из произведений авторов, принадлежащих к разным эпохам и разным культурно-мировоззренческим традициям: александрийского церковного писателя III века; антиохийского отца Церкви IV века; немецкого теолога-рационалиста XIX столетия; выдающегося немецкого лютеранского богослова и пастора, закончившего жизнь в гитлеровском концлагере; русских православных апологетов ХХ века — мирянина и священника; современного каталонского специалиста по Новому Завету. Каждый из них по-своему раскрывает образ Христа, и в каждой из приведенных оценок есть своя доля правды. Если ранние церковные писатели делали акцент на Божественной природе Иисуса, на Его послушании воле Отца, безгрешности и бесстрастии, кротости и смирении, то в новое время акцент переносится на такие Его человеческие качества, которые свидетельствуют о Нем как о гармоничной личности, лишенной какой бы то ни было внутренней раздвоенности, личности притягательной и уникальной, живущей в полном единении с Богом. «Голова Христа». Эль Греко … В синоптических Евангелиях все упоминания о настроениях или эмоциях Иисуса связаны либо с рассказами о чудесах, либо с повествованием о Страстях. В Евангелии от Иоанна Иисус проявляет эмоции тоже либо при совершении чудес (яркий пример — история воскрешения Лазаря), либо в связи с предстоящими Ему страданиями и смертью. Однако в самом рассказе Иоанна о Страстях Христовых эмоциональный элемент сведен к минимуму . К числу выражений, указывающих на эмоциональную реакцию Иисуса на происходившие события, можно отнести следующие: удивился (Мф. 8:10; 7:9), сжалился (Мф. 9:36; 14:14; Мк. 6:34; Лк. 7:13), умилосердился (Мф. 20:34; Мк. 1:41); посмотрел строго (Мк. 1:43); воззрел с гневом (Мк. 3:5), вздохнул (Мк. 7:34), глубоко вздохнул (Лк. 8:12), возрадовался духом (Лк. 10:21), восскорбел духом и возмутился (Ин. 11:33), прослезился (Ин. 11:35), возмутился духом (Ин. 13:21). Глаголы полюбил (Мк. 10:21) и любил (Ин. 11:5), когда выражают отношение Иисуса к конкретным людям, тоже имеют эмоциональную окрашенность.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Современный человек сказал бы чуть откровеннее: — Господи! если бы Ты был, не умер бы брат мой. Если бы Ты был, Ты бы тогда узнал, что такое хоронить друга. Но именно там, в Вифании, Христос хоронил друга. Он Сам его так назвал: «Лазарь, друг (φλος) наш, уснул» (Ин 11:11). Иисус стоял у гроба своего друга не как величественный пророк, а как человек, которому бесконечно грустно и так плохо, что евангелист описывает состояние скорбящего Друга редким глаголом μβριμομαι. Проговорите его своими русскими устами: «эмбримаомай», «эмбримаомай» — словно рокот в груди, гул горя и угрозы. У этого слова несколько значений: скорбеть, волноваться, рычать, реветь, строго приказать. Когда Спаситель исцелил двух слепцов, Он строго приказал им, чтобы они никому об этом не говорили — μβριμομαι (Мф 9:30). Тот же глагол взял евангелист Марк, чтобы передать строгий наказ Христа, чтобы исцелившийся от проказы никому об этом не сообщал — μβριμομαι (Мк 1:43). А вот негодующие рычат на женщину, омывшую Иисусу ноги миром, за трату дорогого масла — μβριμομαι (Мк 14:5). В истории воскрешения Лазаря этот глагол встречается дважды и русский перевод здесь предельно деликатен. Подойдя к могиле друга, Иисус «возмутился духом» (Ин 11:38), хотя точнее было бы сказать, что Он стонал от горя. Чуть раньше этот глагол звучит с важным дополнением: увидев плачущих сестер Христос восскорбел духом и возмутился (Ин 11:33). «Восскорбел духом» — это рокот стона в груди, а возмутился или разволновался — глагол ταρσσω, который буквально значит, что Иисуса просто трясло от горя и слез: δκρυσεν ησο — Иисус прослезился (Ин 11:35). История воскрешения Лазаря — невероятное чудо, которое, однако, ломает все жанры религиозной литературы. Так не может быть, не должно быть. Всемогущий чудотворец, к тому же Творец этого мира обязан «держать марку», показать большее величие и пренебрежение к боли и страданию. Его жесты должны быть более величавыми и царственными, а слова — чеканными и монолитными, чтобы войти в историю с триумфом неодолимой власти и могущества.

http://pravmir.ru/arhimandrit-savva-mazh...

О том, на какие деньги жили Спаситель и Его ученики, пишет апостол Иоанн Богослов, когда упоминает, что предатель Иуда, пока находился среди апостолов, имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали  (Ин 12:6). Это был ящик для пожертвований, в который люди, приходившие послушать Христа или попросить Его о помощи, могли потом бросить монету. На эти деньги апостолы покупали хлеб, этими деньгами сами делились с нищими. Не просто так ведь у Иуды, увидевшего, как женщина возливает на ноги Христа драгоценное миро Миро — драгоценное благовоние, которым было принято умащать тела усопших, вырвалось восклицание: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим!  (Ин 12:5). Среди людей, обращавшихся ко Христу или просивших Его о помощи, были как бедные, так и состоятельные люди. Можно вспомнить и начальников Иудейских Иосифа Аримафейского и Никодима, приходивших побеседовать со Христом, а после Его Распятия снявших Его тело с Креста и положивших в пещере (Ин 3:1–21; Ин 7:50–52; Ин 19:38–42). И фарисея Симона, пригласившего Христа с учениками к себе в дом на трапезу (Лк 7:36–50). И Закхея, начальника мытарей в городе Иерихон (Лк 19:1–10). И начальника синагоги Иаира, чью дочь воскресил Спаситель (Мк 5:22–24, 35–43). И тех женщин, что ходили за Христом и Его учениками , служа Ему имением своим  (Лк 8:1–3). Это были богатые иудейки, которые жертвовали часть своих сбережений на нужды апостольской общины, объяснял блаженный Феофилакт Болгарский Известный византийский писатель и богослов, толкователь Священного Писания. Жил во второй половине XI века — начале XII века. Эти и многие другие люди желали внести свою лепту в дело спасительного благовествования миру, хотели оградить Господа и Его учеников от забот, связанных с поиском средств. Упомянутая выше формула — трудящийся достоин пропитания — стала своего рода экономической основой существования первоначальной апостольской общины. Так же и в Церкви, выросшей из апостольской общины, нет ни «услуг», ни «тарифов». А есть — личная жертва христианина. То есть Церковь всегда жила на пожертвования?

http://foma.ru/pochemu-v-cerkvi-berut-de...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010