В 1923 году диакон Михаил Пятаев был рукоположен во священника. Отец Михаил с большой любовью относился к своему приходу. Для бедняков он совершал крещения, венчания, отпевания бесплатно. Люди стали ездить к нему из других приходов – и не столько уже из-за бесплатных треб, сколько потому, что полюбился им ревностный и образованный пастырь, который всегда был готов прийти на помощь всякому страждущему. Если кто из прихожан побогаче жертвовал, он отдавал эти приношения беднякам. Многие из нищей братии находили у него поддержку и пропитание. Для этой цели он сам ловил рыбу и большую ее часть раздавал беднякам и нищим. Однажды, наловив рыбы, он заморозил ее, сложил в мешок и поставил его в сенях. Вдруг слышит – из сеней доносится какой-то подозрительный шум. Выйдя, отец Михаил увидел, что двое нищих, утащив мешок, дерутся за рыбу. Застигнутые врасплох, они испугались, и один из них сказал: – Отец Михаил, прости. – Да уж ладно, Вася, прощаю, но так нельзя делать, это ведь грех, я вам так дам. Священник завел нищих в комнату и сказал жене: – Они замерзли, давай-ка налей им щей, покорми их. Евфросиния Фроловна поставила на стол щи, другую еду и накормила их. Храм в селе Малокрасноярке был двухштатным, и в 1928 году сюда был назначен второй священник – отец Иоанн Куминов. Священномученик Иоанн родился в 1865 году в селе Куликовском Тюкалинского округа Тобольской губернии в семье крестьянина Ивана Куминова. В 1877 году семья переехала в Омск. Здесь Иван Иванович окончил учительскую семинарию и, пройдя испытание при Омской классической гимназии, был назначен инспектором народных училищ Тарского округа. В этой должности он прослужил до 1922 года, когда был рукоположен во священника. Служил отец Иоанн в храмах Омской епархии, в 1928 году он был направлен в Богоявленский храм в село Малокрасноярку. Подошел к концу 1929 год. В Сибири началась коллективизация и связанные с нею аресты и высылка крестьянских семей, а вместе с ними и аресты духовенства. Всего семь лет прошло со времени изъятия церковных ценностей в 1922 году, а уже поднималось новое гонение на Церковь.

http://fond.ru/kalendar/236/mihail/

Стремясь упрочить влияние РПЦ в Зап. Сибири, патриарх свт. Тихон 25 сент. 1924 г. в Москве возглавил хиротонию во епископа Новониколаевского архим. Никифора (Асташевского; с 1927 архиепископ, с 1932 митрополит). Новониколаевская кафедра стала самостоятельной. Кафедральным храмом была Вознесенская ц., т. к. собор во имя св. кн. Александра Невского в Новониколаевске занимали обновленцы. Благодаря усилиям еп. Никифора в лоно Матери-Церкви вернулись мн. уклонившиеся в обновленческий раскол священнослужители, устояли в вере в годы воинствующего безбожия мн. миряне. В период его управления епархия включала 205 приходов, находившихся на территории Новосибирского, Каменского, Барабинского и Барнаульского районов Западно-Сибирского края. Приходы были объединены в 17 благочиннических округов. В них совершали богослужения 197 священников, 5 диаконов и 5 псаломщиков. В мае 1935 г. преемником митр. Никифора на Новосибирской кафедре стал архиеп. Сергий (Васильков), управлявший епархией в самые тяжелые годы гонений на Церковь. С нач. 30-х гг. XX в. в Западно-Сибирском регионе, как и в др. регионах СССР, шел процесс массового уничтожения храмов. К концу десятилетия мн. церкви были разрушены, неск. сот священно- и церковнослужителей, монахов, мирян находились в заключении или были расстреляны. Среди них - священномученики прот. Николай Ермолов, священники Иннокентий Кикин, Михаил Пятаев и Иоанн Куминов. Были репрессированы архиеп. Сергий (Васильков), архим. Сергий (Скрипальщиков), протоиереи Василий Курков, Иоанн Боголюбов, Александр Аристов, Исидор Максимов, Евгений Смирнов, священники Александр Сатирский, Василий Краснопёров, Иоанн Салмин, Василий Акципетров, Николай Назаретов, Василий Выхованец, Петр Матузков, Николай Чемерзов, Иоанн Богатов, Владимир Тихомиров, протодиак. Григорий Солодилов и др. Сибирь стала местом смерти за веру мн. тысяч людей. На окраине микрорайона Ложок г. Искитима, где сейчас бьет целебный источник, в годы сталинских репрессий располагался один из самых жестоких спецлагерей - Искитимский штрафной лагерь Сиблага. Среди заключенных, принявших в этом лагере мученическую кончину, были в т. ч. священнослужители. В 2015 г. над св. ключом был возведен храм-памятник в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

3. Священномученик Илия Березовский, пресвитер (1890-1938 гг., канонизирован в 2000 г.) Родился в деревне Гляденской Томского уезда Томской губернии (ныне д. Глядень Мошковского района Новосибирской области). Служил священником в селе Мошкове Новосибирской области. В 1933 году был арестован Мошковским ОГПУ и выслан в Казахстан, в село Чемолган (ныне Ушконыр) Каскеленского района Алма-Атинской области. 14 декабря 1937 года снова был арестован Каскеленским отделом НКВД. 1 февраля 1938 года тройкой при УНКВД по Алма-Атинской области приговорен к расстрелу. Был расстрелян 3 февраля 1938 года. Погребен в общей безвестной могиле. Почитается в Соборе Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. 4. Священномученик Михаил Пятаев, пресвитер (1891-1930 гг., канонизирован в 2000 г.) Родился в Пензенской губернии. Женился и в 1917 году с женой переехал в Омск. До 1921 года служил в Омске, а затем был переведен в Богоявленский храм села Малокрасноярка (ныне на территории Кыштовского района Новосибирской области). 8 января 1930 года был арестован и отправлен в тюрьму в город Каинск (ныне г. Куйбышев Новосибирской области). Расстрелян 28 февраля 1930 года в тюрьме г. Каинска. 5. Священномученик Иоанн Куминов, пресвитер (1877-1930 гг., канонизирован в 2000 г.) Родился в Омской области. В 1922 году рукоположен во священника, служил в храмах Омской епархии . В 1928 году направлен в Богоявленский храм села Малокрасноярка, где служил вторым священником. 8 января 1930 года был арестован вместе с настоятелем храма и заключен в тюрьму г. Каинска. Расстрелян 28 февраля 1930 года вместе со священником Михаилом Пятаевым. 1) В Каинском епархиальном управлении в 2014 году освящен храм во имя сщмчч. Михаила Пятаева и Иоанна Куминова; 6. Священномученик Николай Ермолов, пресвитер (1874-1937 гг., канонизирован в 2002 г.) Родился в Самарской губернии. В 1900 рукоположен во священника. В ноябре 1919 году отец Николай с семьей вместе с отступающей Белой армией отправился в Сибирь, где жил его брат. Служил в селах Мошковского и Тогучинского районов нынешней Новосибирской области. В 1924 году был назначен настоятелем Никольской церкви с. Ордынского Новосибирской губернии. В 1928 году был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Ордынского округа. 27 июля 1937 года он был арестован в составе большой группы священнослужителей Новосибирской области, 27 сентября 1937 года он был этапирован в тюрьму г. Новосибирска. 1 октября 1937 года Особой тройкой НКВД по Западно-Сибирскому краю был приговорен к расстрелу. Расстрелян 26 октября 1937 года в Новосибирске. Погребен в общей безвестной могиле.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

– А как по закону должна производиться регистрация членов общины? – спросил отец Михаил. – Вы можете объявить о ней на собрании, которое будете устраивать, а также вывесить объявление в храме. В тот же день часа через три отец Михаил вернул бюллетень, сказав, что инструкцию переписал, а все остальные постановления ВЦИК, опубликованные в газетах, ему хорошо известны. 3 января к Дорофею Гришманову, бывшему когда-то членом церковного совета, пришел Тимофей Мелехов и принес списки верующих для перерегистрации общины, сказав, что их дал ему отец Михаил. Мелехов предложил взять кого-нибудь пограмотней из твердо верующих и обойти со списком село. Вместо этого Гришманов пошел в сельсовет и заявил о том, что 3 января в село Большеречье ночью приезжал священник Михаил Пятаев и без ведома сельсовета послал граждан для производства какой-то регистрации. 5 января членами сельсовета в соответствии с этим сообщением был составлен акт: «Усматривая поповские ночные визиты подозрительными в связи с коллективизацией, а также без ведома сельсовета, постановили составить настоящий акт для передачи в административный отдел на предмет расследования и привлечения к ответственности» . Праздничное Рождественское богослужение в Богоявленском храме совершал священник Иоанн Куминов, а отец Михаил регентовал на клиросе. По окончании литургии отец Иоанн произнес проповедь, в которой, в частности, призвал молодых людей и их родителей чаще посещать церковь и молиться Богу. «Посылайте своих детей в церковь, и пусть они там молятся Богу. Не слушайте, кто вам что говорит, вас и так задавили непосильными налогами и теперь агитируют и хотят ввести в заблуждение». Услышав эти слова, отец Михаил почувствовал, что может произойти недоброе. В обстановке гонений власти за одно неосторожное слово могли арестовать священников и закрыть церковь. Наверняка в храме есть люди, которые приукрасят и разнесут по селу это слово. Так оно и случилось. Прихожанка Дарья Баркова, выйдя из храма, стала всем говорить, будто отец Иоанн произнес антисоветскую проповедь, сказал, что «вас советская власть задавила непосильными налогами, вас одурманивают, ваших детей не пускают в церковь и в школах не учат божественному, не верьте, что вам говорят советские работники, они вам затуманивают головы» .

http://fond.ru/kalendar/236/mihail/

Священномученик Михаил Пятаев, фото из следственного дела. Источник: pstgu.ru Тогда 7 февраля 1930 года отца Михаила и отца Иоанна ознакомили с постановлением о предъявлении обвинения. В нем было написано: «Означенные граждане изобличаются в том, что на почве органической ненависти к советской власти, ее мероприятиям, проводимым на селе, и используя свое положение священнослужителей Пятаев и Куминов использовали религиозные предрассудки несознательного крестьянства и при поддержке зажиточной части деревни проводили контрреволюционную деятельность на срыв мероприятий, запугивая крестьян провокационными слухами о близком падении советской власти, якобы на основании „Писания Божия“…» «Божия Матерь причащает из золотого потира» Икона священномученика Михаила Пятаева. Источник: orthedu.ru 21 февраля тройка ОГПУ приговорила священников Михаила Пятаева и Иоанна Куминова к расстрелу, а их семьи к ссылке на север. 28 февраля отцу Михаилу дали свидание со старшей дочерью Анной, приехавшей в Каинск. Свидание было через решетку. Священник попросил: — Анна, дай мне свою косу. Она протянула ему через решетку косу, и вся коса у нее была потом мокрая от слез. — Папа, что ты плачешь? — спросила она. — Мне очень тяжело, потому что вас так много, и вы остаетесь одни. В эту ночь Анна увидела во сне, как Божия Матерь причащает из золотого потира отца Михаила. Проснулась она с мыслью, что отец будет освобожден. Радостная поспешила она в тюрьму с передачей. — Пятаев? — переспросил надзиратель. — Да он сегодня ночью расстрелян. Икона священномученика Иоанна Куминова. Источник: sttatiana-omsk.ru Отец Михаил и отец Иоанн были расстреляны 28 февраля 1930 года в 11 часов вечера и погребены в безвестной общей могиле в городе Каинске (с 1935 г. — г. Куйбышев, Новосибирская область). Впоследствии на месте захоронения был построен завод, и могилы были уничтожены. В 1999 году священномученики Михаил Пятаев и Иоанн Куминов были канонизованы как местночтимые святые Омской епархии. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви они были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских .

http://pravmir.ru/kak-ya-mogu-izmenit-bo...

Отец Михаил, отвечая на вопросы следователя, сказал: «В селе Малокрасноярка я служу с 1921 года. Сначала был диаконом, а с 1923 года был рукоположен в священника... Второй священник, Иоанн Куминов, служит с 1928 года. За время моей с Куминовым службы мы нигде и ни в чем противозаконном не участвовали. Исполняли только свой религиозный долг... Во время богослужений я проповедовал исключительно по Божественному Писанию. Священник Куминов проповедует чаще, но также только по духовным книгам, а о власти и о проводимых ею мероприятиях никогда не говорит. Он просто призывал молящихся и молодежь по-христиански молиться Богу и находить время для этого, ходить по праздникам в церковь» . Священник Иоанн Куминов на допросе сказал: «В Рождественский праздник мной была сказана в церкви проповедь верующим, которая была посвящена исключительно Рождеству Христа, но к этому было добавлено о трезвой жизни верующих, о том, чтобы они чаще ходили в церковь. Как мы смотрим по-христиански – шесть дней работай, а седьмой посвящается Богу. В конце проповеди я призывал повиноваться законам; каких-либо антисоветских высказываний я не допускал... Против коллективизации нигде никому ничего не говорил» . 7 февраля 1930 года заключенных священников ознакомили с постановлением о предъявлении обвинения. В нем было написано: «Означенные граждане изобличаются в том, что на почве органической ненависти к советской власти, ее мероприятиям, проводимым на селе, и используя свое положение священнослужителей Пятаев и Куминов использовали религиозные предрассудки несознательного крестьянства и при поддержке зажиточной части деревни проводили контрреволюционную деятельность на срыв мероприятий, запугивая крестьян провокационными слухами о близком падении советской власти, якобы на основании “Писания Божия”. В конце декабря 1929 года на общем собрании граждан единогласно было принято – записаться в коллектив. Член группы, священник Пятаев, на второй день обходом индивидуально каждого хозяйства проводит якобы запись в общество верующих, между тем как следствием установлено – последний проводил агитацию против сплошной коллективизации села» .

http://fond.ru/kalendar/236/mihail/

Прочитав обвинение, отец Михаил написал: «Виновным себя не признаю. Был в объезде сел в течение двух суток. Списки на запись верующих составлял по словесному распоряжению милиции для перерегистрации церковной общины. К отцу Иоанну Куминову ездил на квартиру только по своим церковным делам» . Священник Иоанн Куминов, прочитав обвинение, написал: «Виновным по предъявленному мне обвинению себя не признаю. Дополняю, что накануне ареста слышал разговор про Баркову, которая говорила в отношении проповеди, что я говорил в ней законам не подчиняться и власть не признавать, а я говорил наоборот. Не знаю, из чего исходила Дарья Баркова, искажая мою проповедь, так как церковь она посещала...» 21 февраля тройка ОГПУ приговорила священников Михаила Пятаева и Иоанна Куминова к расстрелу, а их семьи к ссылке на север. 28 февраля отцу Михаилу дали свидание со старшей дочерью Анной, приехавшей в Каинск. Свидание было через решетку. Священник попросил: – Анна, дай мне свою косу. Она протянула ему через решетку косу, и вся коса у нее была потом мокрая от слез. – Папа, что ты плачешь? – спросила она. – Мне очень тяжело, потому что вас так много и вы остаетесь одни. В эту ночь Анна увидела во сне, как Божия Матерь причащает из золотого потира отца Михаила. Проснулась она с мыслью, что отец будет освобожден. Радостная поспешила она в тюрьму с передачей. – Пятаев? – переспросил надзиратель. – Да он сегодня ночью расстрелян. Священники Михаил Пятаев и Иоанн Куминов были расстреляны 28 февраля 1930 года и погребены в безвестной общей могиле в городе Каинске. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Февраль». Тверь. 2005. С. 283-295 Примечания В это время у отца Михаила и Евфросинии Фроловны было семеро детей, восьмой ребенок – дочь Юлия – родилась уже после расстрела отца. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/236/mihail/

Но пока Алёша учился ходить, бегать, произносить первые слова. Жизнь семьи Ридигеров, перенёсшей кончину Александра Александровича, вошла в свою колею, теперь стало лучше, чем в двадцатые годы, жили уже не впроголодь и не сильно чувствовали себя изгнанниками. А между тем, в стране советов в 1930 году не только появился первый светофор, но и учреждение, наименование которого станет страшным для миллионов людей, — ГУЛаг. Продолжалась новая волна гонений и на весь русский народ, и в особенности на его крестьянство и верующих людей. Пастырей добрых не только ссылали и отправляли в лагеря, многие из них принимали мученическую кончину. Вот краткий мартиролог за 1930 год. Январь: в Коломне во время пыток скончался протоиерей Петр Успенский. Февраль: на Соловках от нечеловеческих условий скончался протоиерей Николай Восторгов, там же расстрелян епископ Прилуцкий Василий (Зеленцов), умучен протоиерей Василий Измайлов, а в городе Каинске расстреляны священники Михаил Пятаев и Иоанн Куминов. Март: под Воронежем расстреляны священники Александр Вислянский и Даниил Алфёров, а в Уфимской губернии расстреляны протоиереи Петр Варламов и Николай Розов. Август: в окрестностях Воронежа расстреляны архимандрит Алексеевского монастыря Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Иоанн Стеблин-Каменский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Александр Архангельский, Георгий Никитин, миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников… Можно продолжать и продолжать. Это те, кого в числе сотен и сотен других будущий Патриарх Алексий II будет канонизировать в сонме святых Новомучеников Российских. 1 октября 1930 года в Кремле был взорван Чудов монастырь, с которого началось освобождение Руси от монголо-татарского ига. Московский митрополит Алексий, воспитатель Дмитрия Донского, исцелив в Орде ханшу Тайдулу, потребовал в качестве награды, чтобы из центра Кремля убрали ханскую конюшню. Хан Джанибек удовлетворил его просьбу. На месте конюшни в память о чудесном исцелении Тайдулы, был воздвигнут Чудов монастырь. Большевики старательно выхолащивали из сознания русских людей память о своём величественном прошлом, уничтожая знаменательные памятники старины.

http://pravoslavie.ru/66446.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 15 (28) февраля Священномученики Михаил Пятаев и Иоанн Куминов С вященномученик Михаил родился в 1891 году в селе Мачкасы Кузнецкого округа Пензенской губернии в семье крестьянина Максима Пятаева. Окончив сельскую школу, он учился в Москве, а затем переехал в Саратов, где преподавал русский язык и литературу. В Саратове он познакомился со своей будущей женой Евфросинией Фроловной. Она происходила из рода саратовских купцов Ивановых, которые имели баржи и возили товары по Волге. Отец Евфросинии был правил строгих, образование дал только сыновьям, а дочерей приучал к домашней работе, полагая, что для них лучше будет как следует научиться воспитывать детей и вести хозяйство. В то время императорское правительство, развивая реформы премьер-министра Столыпина, весьма энергично занималось вопросами переселения русских крестьян на восток, на малозаселенные земли Сибири. Вместе с крестьянами в Сибирь переезжали священники, учителя, врачи и ремесленники. Всем изъявившим желание переселиться правительство оказывало материальную помощь. Так Михаил Пятаев с семьей оказался в городе Омске. Первое время он продолжал преподавать, но затем принял решение посвятить свою жизнь служению Господу. В 1917 году Михаил Максимович поступил псаломщиком в Крестовоздвиженский собор города Омска, чтобы впоследствии, если на то будет воля Божия, быть рукоположенным и в сан священника. Началась беспощадная гражданская война. В 1918 году город заняли красные. Отступники от веры, красногвардейцы, въехали в собор на лошадях и принялись крушить все, что попадалось под руку. Вскоре после этих событий в этом соборе в 1918 году архиепископ Сильвестр (Ольшевский) рукоположил Михаила Максимовича в сан диакона. До 1921 года диакон Михаил служил в Омске, а затем попросил правящего архиерея перевести его на службу в село, так как с большой семьей ему стало трудно здесь прокормиться, и он был переведен в Богоявленский храм села Малокрасноярка. Место было глухое, отдаленное от больших городов и железных дорог, но люди здесь были благочестивы и богаты; в самом селе жили несколько купеческих семей. Перед приходом в село красногвардейцев главы семейств уехали, чтобы не подвергнуться расправе. Из всех купцов остался дома только Василий Севастьянов. Многие советовали и ему скрыться, но он отвечал: «Зачем я буду бежать из своего родного села!» Занявшие село красногвардейцы арестовали его, поставили перед ним его жену и детей и на их глазах отрубили Василию голову на плахе.

http://fond.ru/kalendar/236/mihail/

Максимович Пятаев (1891, с. Мачкасы Петровского у. Саратовской губ.- 28.02.1930, г. Каинск (ныне Куйбышев Новосибирской обл.)), сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе святых Омской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из крестьянской семьи. Был преподавателем русского языка и лит-ры в Саратове, затем в Омске. В 1917 г. М. стал псаломщиком в омском Крестовоздвиженском соборе. В 1918 г. Омским архиеп. сщмч. Сильвестром (Ольшевским) рукоположен во диакона. В 1921 г. переведен диаконом в Богоявленский храм с. Малокрасноярка Татарского у. Омской губ. В 1923 г. М. был рукоположен во иерея, продолжил служение в Малокрасноярке уже настоятелем прихода. Проявил себя как ревностный и образованный пастырь, всегда был готов прийти на помощь страждущим. Для бедняков он совершал крещения, венчания, отпевания бесплатно. Все, что ему жертвовали, раздавал неимущим, сам кормил у себя дома нищих. За советом и духовной помощью к нему ездили из других приходов. С 1928 г. в Богоявленском храме вместе с М. служил 2-м клириком сщмч. Иоанн Куминов . В нач. 1930 г. М. занимался составлением списков прихожан для предстоящей перерегистрации общины, для чего объезжал дома верующих. Местный сельсовет посчитал «поповские ночные визиты подозрительными в связи с коллективизацией, а также без ведома сельсовета» и известил об этом райотдел ОГПУ, начавший расследование. М. понимал, что власти собираются его арестовать, но тем не менее отказался, как предлагали ему знакомые, уехать с семьей в Москву и поступить на работу учителем. Вскоре после Рождества 1930 г. М. и свящ. Иоанн Куминов были арестованы и заключены в тюрьму г. Каинска. Их обвиняли в том, что они «использовали религиозные предрассудки несознательного крестьянства» для контрреволюционной деятельности, антисоветской и антиколхозной агитации. На допросах священников жестоко пытали, однако они отказались признать себя виновными, не стали давать показания на др. обвиняемых. М. и свящ. Иоанн Куминов были расстреляны по приговору Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Сибирскому краю от 21 февр. 1930 г. и погребены в безвестной общей могиле в Каинске.

http://pravenc.ru/text/2563544.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010