Захаров Г. Е. Везеготы и Кафолическая Церковь в первой половине V века. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2008. N 3 (28). С. 7–17. Захаров Г. Е. Вторая сирмийская формула: исторический контекст и богословское содержание. ВДИ. 2010. N 2. С. 149–165. Захаров Г. Е. Омийство и становление королевской власти у везеготов. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2008. N 4 (29). С. 11–25. Захаров Г. Е. Переход через Дунай как пересечение границы готского мира: к проблеме обращения готов в арианство. Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. М. 2010. С. 371–383. Захаров Г. Е. Послания Герминия Сирмийского: текст и историко-богословский комментарий. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2012. N 1 (44). С. 111–120. Захаров Г. Е. Сочинение епископа Авксентия Доросторского «О вере, жизни и кончине Ульфилы» как памятник латинской арианской традиции конца IV века. Вестник РГГУ. 2008. N 12/08 (Кентавр. N 5). С. 58–80. Захаров Г. Е. Тринитарные споры IV в. в свете неопатристического синтеза прот. Георгия Флоровского. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2011. N 1 (38). С. 118–128. Захаров Г. Е. Церковь в системе общественной жизни балкано-дунайского региона в IV-V вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М. 2011. Илларион (Алфеев), иером. Жизнь и учение св. Григория Богослова . М. 1998. Колосовская Ю. К. Паннония в I-III вв. М. 1973. Колосовская Ю. К. Христианские общины позднеримского города на Дунае. Человек и общество в античном мире. М. 1998 C. 224–266. Копылов И. А. Арианская церковь в Вандальской Африке V-VI вв. по данным «Истории гонений» епископа Виктора из Виты: иерархия и особенности вероучения. Новый исторический вестник. 2006. N 2 (15). Копылов И. А. Церковь в системе организации власти и общества в Вандальской Африке (V-VI вв.): Автореферат кандидатской диссертации. М. 2006. Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПБ. 1998. Лавров В. В. Епископ Ульфила и развитие готской литературы. Интеллектуальная элита античного мира. СПБ. 1995. С. 67–70. Лебедев А. П. Вселенские соборы IV и V вв. СПБ. 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI Содержание Предисловие От издателей Конец 1877 г. 1878 весь и начало 1879-го года Июль 1877 года Август 1877 года Сентябрь 1877 года Октябрь 1877 года Ноябрь 1877 года Декабрь 1877 года Январь 1878 года Февраль 1878 года Март 1878 года Апрель 1878 года Май 1878 года Июнь 1878 года Июль 1878 года Август 1878 года Сентябрь 1878 года Октябрь 1878 года Ноябрь 1878 года Декабрь 1878 года Январь 1879 года     Предисловие Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1894–1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни правеедника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью. Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Архитектурная тема ц. ап. Павла получила развитие в Андреевском соборе в Кронштадте (1806-1817; снесен в 1932). Отталкиваясь от объемно-планировочной структуры ц. ап. Павла, З. добился большей гармонии в пропорциях, а также добавил высокую колокольню, завершенную изящной ротондой из колонн и острым шпилем. Кроме франц. прототипов на силуэт собора повлияли однобашенные церкви английского классицизма, в т. ч. постройки архит. К. Рена. Архитектура Андреевского собора оказала большое влияние на архитектуру мн. церквей в провинции. Его относительно точными копиями стали: Спасо-Преображенский собор в Екатеринославе (ныне Днепропетровск; 1830-1835), выстроенный по проекту архит. Ф. Санковского (20-е гг. XIX в.) на основе захаровского проекта (ок. 1805-1806; чертежи не найдены); собор св. блгв. кн. Александра Невского в Ижевске (1816-1823), первоначально был спроектирован С. Е. Дудиным, учеником З. После того как проект был отвергнут, он взял за основу проект Андреевского собора, изменив лишь нек-рые детали (завершение колокольни). Влияние облика кронштадтского собора заметно в ряде проектов и построек А. И. Мельникова , наиболее известного ученика З., а также А. А. Михайлова (ц. св. Екатерины на Васильевском о-ве в С.-Петербурге, 1811-1823). С Кронштадтом связано и последнее произведение З. в области церковной архитектуры - 4-ярусная, с 8-гранным шпилем деревянная колокольня Богоявленской ц. (1811; не сохр.). Лит.: Гримм Г. Г. Архитектор Андреян Захаров: Жизнь и творчество. М., 1940; Пилявский В. И. А. Д. Захаров, зодчий. Л., 1944; Аркин Д. Е. Захаров и Воронихин. М., 1953; Никулина Н. И., Пушнина Л. Т. Каталог юбил. выставки произведений А. Д. Захарова, 1761-1811. М., 1961; Сашонко В. Н. Адмиралтейство. Л., 1982; Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983; Шуйский В. К. Андреян Захаров. Л., 1989; он же. Андреян Захаров//Зодчие С.-Петербурга, XIX - нач. XX в. СПб., 1998. С. 39-57; Кириченко Е. И. Запечатленная история России. М., 2001; Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. М., 2001; Макаров В. К., Петров А. Н. Гатчина. СПб., 2005.

http://pravenc.ru/text/182717.html

Захаров, видя, что миссионер приводит доказательства, против которых ничего нельзя возразить, пришёл в страшное волнение и начал кричать: «Если Никон имел право исправлять книги, докажите мне это правилами святых отец!». Отец Ксенофонт начал приводить примеры того, как ещё в древнейшие времена обряды и установления в Церкви были отменяемы и заменяемы другими: подробно изложил, как сначала праздник Пасхи праздновали в некоторых христианских церквах одновременно с иудеями, основываясь притом на апостольском примере, и как этот апостольский обычай отменён потом Первым Никейским Собором; подробно также раскрыл, как соборне отменено было апостольское же правило о имении жен епископами. «Если, – сказал он в заключение, – даже апостольские обрядовые установления были отменяемы и изменяемы в Церкви, то патриарх Никон с своим Собором имел несомненное право исправить некоторые обрядовые действия в нашей церкви, несогласные с обрядами Церкви Греческой. А книги у нас правили много раз и до патриарха Никона , и исправления эти считались делом законным». Захаров, не зная, что возразить, опять громким, порывистым голосом сказал: «Укажите мне правила святых апостолов и Вселенских Соборов, какими бы именно позволялось Никону исправлять книги!». Отец Ксенофонт: «Если вы считаете приведённые мною примеры исправления Церковью обрядов недостаточными, то я укажу и ещё...» Захаров: «Не надо; укажите мне правила! Иначе я не желаю с вами беседовать!». И встал, чтобы уходить. Отец Ксенофонт: «Погодите; что же вы уходите? Разве не желаете ещё побеседовать?». Захаров: " О чём же?». Отец Ксенофонт: «О Церкви Христовой». Захаров: «Что мне об этом говорить! Я и так нахожусь в Церкви Христовой!». Отец Ксенофонт: «А вот ваши же книги доказывают, что вы находитесь в не Христовой церкви». Захаров в это время сильно рассердился и, размахивая руками, кричал: «Что мне тут об этом говорить! Я иду своей дорогой, никто мне не поперечит!». И, расталкивая народ, быстро ушёл с беседы, к общему удивлению самих старообрядцев.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasskazy...

2-й степени – 5 см. 3-й степени – 4 см. 4-й степени – 3, 1/2 см. Крест 1-й степени прикрепляется на золотом кольце поверх ленты на выпущенных ее концах. Крест 2,3 и 4 степени прикрепляется к концу ленты. в) Лента – ордена Св. Равноап.Кн. Владимира – красного цвета с 2-мя черными полосками по сторонам. Ширина ленты различается по степеням ордена: Лента: 1-й степени – шириною 10 см. 2-й степени – 6 см. 3-й степени – 3, 1/2см. 4-й степени – 2, 1/2 см [xiv] .   21 марта 1947 г. Г.Г. Карпов доложил в Совет министров СССР о разработке Московской Патриархией предварительной программы проведения совещания. Совет министров СССР постановлением 1132-465-сс от 29 мая 1947 г. разрешил Совету по делам РПЦ дать согласие Московской Патриархии на проведение в 1947 г. в Москве Вселенского предсоборного совещания с участием глав всех Автокефальных Православных Церквей мира. 18 июня 1947 г. Г.Г. Карпов представил на утверждение И.В. Сталину и В.М. Молотову (в соответствии с распоряжением Совмина СССР 6501-рс от 31 мая 1947 г.) план проведения совещания глав Автокефальных Православных Церквей в Москве в 1947 г. [xv] . Дата созыва совещания глав Православных Автокефальных Церквей переносилась не­сколько раз. Первоначально предполагалось его провести осенью 1947 г. 15 июля 1947 г. Патриарх писал Г.Г.Карпову: «В результате обмена мнениями по вопросу о Совещании глав Право­славных Церквей по церковным вопросам выяснилось, что в связи с заяв­лениями: 1) патриарха Александрийского; 2) патриарха Иерусалимского; 3) архиепископа Кипрского о том, что они по тем или иным причинам не могут прибыть к участию в Совещании в Москве осенью этого года, необ­ходимо Совещание перенести на более позднее время, примерно на весну 1948 г., а в настоящее время озаботиться созданием организационного ко­митета в составе по одному – два человека от каждой церкви для детальной разработки вопросов Совещания, о чем и сообщить каждому главе автоке­фальной церкви» [xvi] . Баженнейший Патриарх Антиохии и всего Востока Александр III в беседе с посланником СССР в Си­рии и Ливане Солодом (2 июля 1947 г.) рассказал, что он получил письмо от Патриарха Александрийского Христофора, в котором последний свой отказ от участия в Москов­ском совещании мотивировал «опасением наличия большевистского влияния на москов­ское совещание, тревожностью международной обстановки, наличием существенных раз­ногласий в мире и неправомочностью Патриарха Алексия на созыв подобного совещания». [xvii]

http://bogoslov.ru/article/4642910

Чкалов, 1947. «Синодик родных и близких и русских святых». Чкалов, 1947. «Эпитимийный сорокоуст». Для священнослужителей, страждущих винопитием»· Чкалов, 1947. «Памятка пастырю». Чкалов, 1947· «Симфония архиероологии». Чкалов, 1947. «ВЕЛИКАЯ МОСКВА или Святое святых России – святая, боголюбивая и служилая, Церкви Российской послужившая, 1147–1947 гг. Чкалов, 1947. «Патерик Бузулукский». Чкалов, 1947. «НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ». – Ангелы и святые – помощники в труде, разных житейских обстоятельствах, бедах, скорбях и болезнях. Чкалов, 1947. «Алфавитный указатель имен всех русских святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года (5581 имя). Чкалов, 1947. «Словарь русских святых и местночтимых (988-XVII вв)». Чкалов, 1947. «Проблемы долголетия (для верующих)». Потьма, 1954. «Лебединая песнь сердцу моему больному " · Потьма, 1955. «Заметки о богослужебных книгах и литургических памятниках Русской Православной Церкви за период синодальный (1721– 1917 гг.) и патриарший (1917–1945 гг.)». Потьма, 1955. «Чин архиерейского отпевания». I и II редакции. Чебоксары, 1956. «Преображение Души». – Из записок покаявшегося инока. 1956 . «Опавшие листья». Из дневника святителя. Чебоксары, 1957. «Каталог русских архиереев за последние шестьдесят лет (1897–1957 гг.). В шести томах. Чебоксары, 1957. «Старица София (Корсанова)». (Ее переписка со старцем епископом Никодимом, выдержки из ее работ и ее выписки из свято-отеческой литература)». Чебоксары, 1957. «Дары и особенные дарования духовные, которыми обладали многие из святых, подвижников и местно-чтимых Вселенской Церкви». Чебоксары, 1958. «Месяцеслов архиерейский». (На каждый день дата рождения или дня Ангела и день кончины российских святителей). Чебоксары, 1958. «Святая и Боголюбивая Русь (XII-XX вв)». Синодик Российских святителей подвижников и праведников благочестия, издревле местночтимых, нетленно почивающих и в сониях и яве исцеляющих и чудесами своими сияющих и доныне, а иных уже забвенных и прочих подлежащих восстановлению их памяти и прославлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В заключение своего краткого жизнеописания епископ Петр отмечает много случаев исцелений – по молитвам старца – «от тяжелых и опасных болезней, в которых врачи не могли помочь больным» 227 . Третье из ранних жизнеописаний – «Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 по 1864 год» – было издано почти одновременно с публикациями епископа Петра и М.Ф. Мельницкого: первое издание – СПб., 1891 г., второе – 1892 г., третье – М., 1894 г. 228 . Составитель этого жития – Елисей Захарович Захаров – указал свое имя только в конце предисловия к первому изданию. Следующие издания выходили безымянно. В предисловии «От издателя» Е.З. Захаров рассказал об обстоятельствах возникновения его замысла и об источниках, которыми он пользовался. «7-го августа 1889 года, находясь по некоторым делам моим в г. Томске, я был живо заинтересован весьма распространенной молвой о проживавшем и скончавшемся здесь, в В-х верстах от города Томска на заимке, у купца Семена Феофановича Хромова, старце 80 лет, Феодоре Кузьмиче. Об этой личности ходят многие толки, свидетельствующие как о подвижнической жизни означенного старца Феодора Кузьмича, так и о том уважении и доброй памяти, которые сохранились о нем и поныне в местном населении» 229 . Е.З. Захаров посетил С.Ф. Хромова 8 августа 1889 г. и, по-видимому, получил от него одну из записок, в которой купец «изложил свои воспоминания о Феодоре Кузьмиче». Захаров прямо не говорит о передаче ему текста Хромова, но отмечает существование «записки» и то, что она «еще не была напечатана для ознакомления публики». Затем он упоминает о выходе в «Русской старине» за 1887 г. и январь 1892 г. «статей» о Феодоре Кузьмиче, «из которых видны общие черты его жизни» (в январском номере 1892 г. вышло жизнеописание М.Ф. Мельницкого). «Поэтому, – пишет Е.З. Захаров, – желая с своей стороны, насколько возможно, изобразить эту таинственную личность, мы предлагаем сказание о нем, составленное частию по означенным статьям журнала «Русская старина», а частью из тех воспоминаний о нем, которые имеются в записке Хромова и других» 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

577 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 2. С. 23. 583 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 7. 585 См.: Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции. С. 194. 587 См.: Епархиальный съезд Североамериканской и Канадской епархии. Церковная жизнь. 1949. 10, 11, 12. С. 54. 588 См.: Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции. С. 350. 590 «Б.А.П.Ц.» – Новая сектантская группировка в Белорусской церкви в эмиграции. Церковная жизнь. 1952. 56. С. 93. 597 См.: Троицкий. Православный Русский календарь на 1951 год. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. 1950. С. 836. 598 См.: Аверкий, архиеп. К столетию со дня рождения. Блаженнейший митрополит Анастасий. Церковная жизнь. 1973. 57. С. 49. 599 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 45. 602 См.: Спасский Ф. Церковный Собор в Америке. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1947. 4. С. 78. 603 См.: Виталий, архиеп. Современное положение Русской Православной Церкви в Америке. Православная Русь. 1947. 7. С. 2. 604 «Седьмом всеамериканском православном соборе». С. 5. Архив ОВЦС. Дело «Америка. Кливлендский Собор 1946 г.». 605 Леонтии (Туркевич), архиеп. Письмо архиеп. Виталию 5.09.1946. HTSA. F. «Talberg». В. 13. F. 6. 606 «Седьмом всеамериканском православном соборе». С. 13. См. также: Русская жизнь. 1946. 30 ноября. 614 Отношение Митрополита Феофила к проведению в жизнь резолюции Кливлендского Собора 1946 г. С. 3. Архив ОВЦС. Дело «Америка. Кливлендский Собор 1946 г.». 618 См.: Спасский Ф. Церковный Собор в Америке. Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1947. 4. С. 12. 623 Виталий, архиеп. Современное положение Русской Православной Церкви в Америке. Православная Русь. 1947. 7. С. 3. 625 Феофил, митр. Письмо архиеп. Виталию. 28.03.1947. HTSA. F. «Talberg». В 13. F. 7; Заявление архиепископа Виталия. Православная Русь. 1947. 5. С. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1906-16: 93% 1916-26: 4% 1926-36: 34% 1936-47: 58%? Согласно результатам переписи Криндача 2010 г., на сегодняшний день в стране насчитывается 799400 последователей православия Халкидонского символа веры. Если мы примем данные переписи 1947 г. как они есть, т.е. признаем, что в 1947 г. насчитывалось 702273 православных, то получается, что за последние 63 года православное население Америки увеличилось на 14%. Даже если поделить пополам число русских в 1947 г., прирост составит лишь 45% — несомненно, скромный показатель, если учитывать, что минуло шесть десятилетий. Несмотря на то, что перепись 1947 г. была неточной, я думаю, можно смело сказать, что наша численность росла быстрее в течение 11 лет с 1936 по 1947 гг., чем за последние 63 года. И напоследок, обратите внимание на рост в геометрической прогрессии числа сербов и украинцев с 1936 по 1947 гг. – 110% и 244% (!) соответственно. Процент прироста украинцев, каким бы высоким он ни был, все же правдоподобен, т.к. в 1936 г. украинская юрисдикция только начинала свою деятельность, и ее прирост в последующие годы в значительной степени был обусловлен обращением униатов. Не могу сказать, точен ли процент прироста сербов, но я знаю, что много сербов эмигрировало в Америку во время Второй мировой войны (включая святителя Николая Велимировича в 1946 г.). Я склоняюсь к тому, чтобы поверить в то, что в 1947 г. в Америке проживало 42000 православных сербов. Насколько я могу судить, перепись 1947 г. несмотря на очевидные недостатки была последней точной переписью православных американцев, которая проводилась в 20 веке. С 1947 г. и до того, как Алексей Криндач начал свой труд в новом тысячелетии, православные церкви Америки (а в некоторых случаях и политики) вели свою статистику, результаты которой расходились с реальным положением вещей. Да, четыре или восемь миллионов граждан Америки могут иметь православные корни. И, может быть, еще несколько миллионов человек в детстве были крещены в православной церкви. Но было бы нелепым считать их всех прихожанами православных храмов. Историки будут признательны Алексею Криндачу за ту кропотливую работу, которую он проделал, так же как и мы сегодня признательны тем, кто провел такие точные переписи в первой половине 20 века.

http://pravmir.ru/dannye-istoricheskoj-p...

Сочинения: Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. - М.: Московский рабочий, 1994. Источники: Епархиальное собрание. -//Церковный Вестник Западно Европейской Епархии. - Париж, 1933, N8-9. - с.25. Историческая записка о Воскресенской церкви в г. Рабате. - Отдел внешних церковных связей (сношений) Московского Патриархата. Архив. Дело Воскресенского храма, Рабат, Марокко. ЕГОРОВ АНАТОЛИЙ, протоиерей Настоятель Воскресенского храма в Рабате, Марокко с 1991 по 1998. Провел большие ремонтно-восстановительные работы в храме, надстроил ограду, провел благоустройство сада, ремонт дома, украсил храм новыми иконами, издавал Приходской бюллетень. Источники: Егоров Анатолий, протоиерей. Отчеты. - Отдел внешних церковных связей (сношений) Московского Патриархата. Архив. Дело Воскресенского храма в Рабате, Марокко. Егоров Анатолий, протоиерей. Рапорт, 1995.25.3. - Отдел внешних церковных связей (сношений) Московского Патриархата. Архив. Дело Воскресенского храма в Рабате, Марокко. ЗАХАРОВ НИКОЛАЙ, протоиерей Настоятель Воскресенского храма в Рабате. Марокко, с момента подчинения в непосредственное ведение Председателей ОВЦС МП, с 1972. Автор Исторической записки по истории храма. Сочинения: Захаров Николай, протоиерей. Воскресенский приход Московского патриархата в Марокко. - Журнал Московской патриархии. - М., 1978, N 4. - с.7. Захаров Николай, протоиерей. Историческая записка. - Отдел внешних церковных связей (сношений) Московского Патриархата. Архив. Дело Воскресенского храма в Рабате, Марокко. Захаров Николай, протоиерей. Отчеты. - Отдел внешних церковных связей (сношений) Московского Патриархата. Архив. Дело Воскресенского храма в Рабате, Марокко. ИГНАТЬЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, граф Род. 31.3.1904. В Марокко возглавлял крупную строительную фирму. Приглашался на официальные приемы в посольство СССР, как представитель русской общины. Был активным членом церковного совета Воскресенского храма в Рабате, состоял в юрисдикции МП, в период 1947-1959 отстаивал церковное имущество от нападок со стороны РПЦЗ. Похоронен на христианском кладбище в Рабате.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/402/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010