Закрыть itemscope itemtype="" > Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году Часть вторая. Киев-Москва 20.10.2019 673 Время на чтение 19 минут Часть первая Во второй части нашего повествования мы продолжим разговор о политических обстоятельствах визита Митрополита Михаила в Россию, попробуем выяснить подробности его приглашения и рассмотрим хронику его пребывания в Киеве и Москве. ...Прежде чем перейти к описанию юбилейных торжеств, скажем ещё несколько слов о политической составляющей визита Сербского Митрополита. На это есть веская причина – приглашение Владыки в Россию не могло бы состояться без Высочайшей воли. А это значит, что и Митрополит Михаил, и Император Александр II должны были учитывать политические обстоятельства, как тогда говорили, «околичности» момента. Паломничество Митрополита Михаила в Россию происходило на фоне важных политических перемен, происходивших как на Балканах, так и в Европе в целом. В 1868 году Князь Михаил Обренович, симпатизировавший России и разделявший идеи сербских интеллектуалов в вопросе о славянском единении, погиб в результате покушения. По причине несовершеннолетия Князя Милана, был учреждён Наместнический совет, важнейшую роль в котором играл Миливое Блазнавац В среде политических аналитиков тогда была популярна теория, согласно которой этот Совет – или Регентство - во главе с Миливое Блазнавацем ориентировалось на Австрию, и на этой почве конфликтовало с Россией. Митрополит же Михаил был с самой ранней юности русофилом, каковым оставался до конца своих дней. И его визит в Россию, дескать, шёл вразрез с политикой Регентства. Такую точку зрения высказывал Светозар Милетич направлявший редакционную политику новисадской " Заставы " Но современный, более глубокий анализ документов, показывает, что поездка митрополита Михаила была скорее зондажем почвы со стороны Регентства для нормализации отношений с Россией, чем самовольным экспромтом Митрополита, как это хотели представить Милетич и сербские левые радикалы в целом. Но, конечно, не рука Миливое Блазнаваца направила Митрополита в Одессу, Киев и Петербург. Скорее здесь ощущается влияние другого члена Регентства - Йована Ристича. Отношения Наместничества с Россией первоначально не складывались, хотя Блазнавац и его коллеги предпринимали многочисленные попытки достичь соглашения с Петербургом – через графиню А.Д. Блудову, графа Николая Павловича Игнатьева и т.д. Визит Митрополита Михаила также, по мнению ряда историков, был частью усилий белградских властей по восстановлению отношений с Россией Впрочем, политика всё же осталась на втором плане, как мы увидим из последующего повествования.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/20/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог 26.11.2019 776 Время на чтение 23 минут Часть первая Часть вторая В октябре – ноябре 1869 года Митрополит Михаил посетил северо-западную и крайнюю западную области Российской Империи. Политической кульминацией завершающего этапа пребывания Владыки в России была, конечно, встреча с Императором Александром II , в то время как культурная и духовная кульминация, на наш взгляд, пришлась на дни пребывания Владыки в Остроге на Волыни, в учреждениях Кирилло-Мефодиевского братства графини Антонины Дмитриевны Блудовой. Вместе с тем, связующими звеньями в череде паломничеств Владыки стали Славянские комитеты – его пребывание в Одессе послужило консолидации местных славянских (и славянофильских) общественных сил, логическим продолжением которой стало учреждение Славянского общества Свв. Кирилла и Мефодия; его диалог с М.П. Погодиным в Киеве происходил в дни подготовки к учреждению Киевского отдела Славянского комитета; Первосвятителя Сербии радушно принимали в Московском Славянском Комитете и его Санкт-Петербургском отделении. В этом смысле, пребывание Митрополита Михаила в России было результатом Славянского съезда 1867 года, организованного московскими и петербургскими славянофилами (о связи событий 1867 и 1869 гг. упоминал, как увидим ниже, Т.И. Филиппов) – к сожалению, в отечественной историографии эти два события (визит Митрополита и Славянский съезд), как правило, не рассматриваются в едином контексте, что искажает картину развития славянофильского движения и межславянских отношений. В предлагаемой вниманию читателей серии статей упомянутая ошибка нами выявлена и, по мере сил, исправлена. Кроме того, мы постарались, по возможности, подробно восстановить путь Владыки по землям, где проходил водораздел православной и католической цивилизаций, мира славяно-византийского и мира римско-немецкого. Водораздел, столь хорошо знакомый Владыке на Балканах.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году К 150-летию русско-сербских торжеств в Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Вильне и Остроге на Волыни 08.10.2019 710 Время на чтение 121 минут Часть первая . Белград - Одесса . Митрополит Михаил , в миру Милое Йованович (1826-1898), является одной из центральных фигур сербской истории периода воссоздания государства , плодовитым сербским писателем , филантропом европейского масштаба , церковным миротворцем и борцом за национальную самобытность сербов – самобытность , культурно - политическим гарантом которой могла , по мысли Владыки , служить только Россия . На страницах «Русской Народной Линии» мы уже обращались к некоторым подробностям русско - сербской благотворительности Митрополита Михаила , однако его труды на ниве русско - сербских связей – тема поистине неисчерпаемая . На сей раз необходимость обратиться к этой теме продиктована юбилеем посещения Владыкой Одессы , Киева , Москвы , Санкт - Петербурга и ряда других российских городов в 1869 году . «Для всех я сделался всем , чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1- е послание Коринфянам 9:22) – мог бы , вслед за Апостолом Павлом , сказать о своей жизни Владыка Михаил . Вступив на кафедру белградских митрополитов в то время , когда Сербское княжество было лишь малой , почти бесправной областью на краю необозримых просторов Османской империи , Владыка подготовил народ к провозглашению полной независимости от Стамбула и к возрождению погибшего ещё в Средневековье Королевства , о котором помнили лишь народные сказители и немногочисленные монахи - летописцы . «Свыше 43 лет ... владыка сербский Михаил проходил своё великое архиерейское служение ( с 14 октября 1854 г . как епископ Шабацкий ) и , в том числе , около 39 лет с великим достоинством и славою занимал митрополичью кафедру в Белграде ( по синодальному избранию 25 июля 1859 года , с утверждением князя Милоша и согласия Константинопольского Патриарха Кирилла от 9 августа того же 1859 года ), являя в своей жизни редкий пример неустанных подвинов на пользу Святой Церкви , Отечества , сербства и даже целого славянства ... » . Иван Савич Пальмов в некрологе , прочитанном на заседании Славянского Общества , уделяет несколько строк и событию , юбилей которого не должен остаться незамеченным в эти дни : говоря о 1869 годе , профессор Пальмов напоминает , что митрополит тогда «приезжал на юбилей своей родной Академии в Киев , посетил затем Москву с её святынями и Петербург , торжественно принятый между прочим и в нашем Славянском Обществе» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Константинополь стал проводником необновленческих идей Вступительное слово, подготовленное к презентации брошюры «У «порохового погреба Европы»» 23.10.2018 1622 Время на чтение 4 минуты Вступительное слово, подготовленное к презентации брошюры «У «порохового погреба Европы»», которая была составлена по материалам бесед «Балканского клуба», опубликованных на Русской Народной Линии, и переводам этих текстов, опубликованных на сербском портале Ствари. Презентация в Доме Писателей Сербии организована нашим другом и постоянным автором - Ранко Гойковичем. Ведущие - Александр Георгиевич Михайлик, Михаил Михайлович Иванов, Сергей Витальевич Смирнов, Наташа Йованович, Ранко Гойкович и Павел Вячеславович Тихомиров. Дорогие друзья, мы собрались тут, чтобы ближе познакомиться и пообщаться «вживую» на те темы, которые давно уже волнуют каждого из нас. Наш виртуальный «Балканский клуб» существует уже около двух лет, и за это время определился круг вопросов, обсуждаемых нами. Мы представляем вашему вниманию сборник бесед - часть бесед была опубликована на русском языке на сайте «Русская Народная Линия», часть - переведена на сербский язык и опубликована на сайте «Станье Ствари». Пользуясь случаем, сразу же хочу высказать слова благодарности как редактору этого сайта, Александру Лазичу (он, к сожалению, не смог сегодня быть с нами), так и переводчикам текстов - Дарославу Гузвичу, Зорану Чворовичу (он является одним из самых активных собеседников нашего клуба) и Ранко Гойковичу (который после вступительного слова расскажет о своём опыте осуществления того, что по праву называется «народной дипломатией»). Роль «народной дипломатии» - как некоего фактора политики в наше время многократно возросла. Ибо события последних лет показали, что на одной лишь «геоэкономике» далеко не уехать. Если «геоэкономика» не будет подкреплена внятными идеями, которые бы соответствовали народным чаяниям, то всегда могу появиться опытные манипуляторы, которые подобно крысолову из известной сказки смогут увести наших детей прочь. И не только детей.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кризис в отношениях с Константинополем нужно перевести в плоскость смысловую Конфликт между Москвой и Константинополем имеет и аскетический контекст 24.10.2018 839 Время на чтение 7 минут Доклад, подготовленный к презентации брошюры «У «порохового погреба Европы», составленной по материалам бесед «Балканского клуба», опубликованных на Русской Народной Линии, и переводам этих текстов, опубликованных на сербском портале Ствари. Презентация в Доме Писателей Сербии организована нашим другом и постоянным автором - Ранко Гойковичем. Ведущие - Александр Георгиевич Михайлик, Михаил Михайлович Иванов, Сергей Викторович Смирнов, Наташа Йованович, Ранко Гойкович и автор предлагаемого вниманию читателей текста. События, связанные с расколом между Москво й и Стамбулом, чаще всего люди воспринимают либо в чисто политическом ключе, либо даже в вульгарно материалистическом. Политический взгляд на проблему - это восприятие действий Фанара в русле общей политики демонизации России, а наш ответ - как игру на этом поле, по этим же правилам. Вульгарно материалистический взгляд не видит ничего, кроме делёжки паствы и, соответственно, якобы борьбы за кошельки этой паствы. Между тем, хотелось бы верить в то, что пощёчина, которую получил наш Патриарх от Константинопольского собрата, фактически приведёт к расстановке «точек над i» в вопросах принципиальных. В вопросах осмысления сути спасения - как на уровне понимания образа мысли, так и проистекающего из этого понимания образа действия. Ситуация в русской Православной Церкви существенно отличается от ситуации в Сербской Православной Церкви. В первую очередь это связано с тем, что когда в 90-е годы ХХ века церковно возрождались народы наших стран, то уровень церковности бывших югославских сербов и бывших советских людей, осознавших свою сопричастность к Русскому Миру, существенно отличались. Титоизм господствовал на ваших землях в два раза короче, нежели ленинизм - на просторах нашего Отечества. И, несмотря на то, что титоизм был не менее лукавым и жестоким по отношению к православию, нежели ленинизм, всё-таки антихристианские гонения в СФРЮ не идут в сравнение с гонениями, имевшими место у нас во время Гражданской войны и военного коммунизма, потом во время индустриализации и вплоть до 1943 года, а затем при Хрущёве.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богословие МЕФОДИЯ ПАТАРСКОГО ОТКРОВЕНИЕ визант. эсхатологическое сочинение VII в., составленное на сир. языке и приписывавшееся сщмч. Мефодию еп. Олимпийскому (Патарскому) МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОДЕРНИЗМ употребляющееся в полемическом ключе в религии обозначение богословских мнений, учений, обрядовых изменений, направленных на сближение с современностью МОЛИНОС Мигель де (1628 - 1696), католич. богослов, мистик - о жизни, сочинениях и учении см. в ст. Квиетизм МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МОНОФЕЛИТСТВО еретическое учение, согласно к-рому в Иисусе Христе одна воля, в противоположность православному дифелитству, т. е. учению о двух волях Христа МОНОФИЗИТСТВО еретическое учение, согласно к-рому во Христе одна природа; противоположно православному дифизитству, т. е. учению о том, что во Христе две природы, божественная и человеческая, соединенные в Ипостаси Бога Слова МОНОЭНЕРГИЗМ еретическое учение, согласно к-рому в Иисусе Христе имеется одно действие, в противоположность правосл. диэнергизму МОР Томас (1478-1535), англ. писатель, философ, богослов, видный представитель англ. гуманизма; юрист, церковный и политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532); в католической Церкви почитается как мученик (пам. 22 июня) МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/122390_16.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАРИ ИБН СУЛЕЙМАН (XII в.), восточносир. арабо-христ. писатель к-рый участвовал в составлении объемной богословской энциклопедии «Книга башни» МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МЕЛЕТИЙ ГАЛИСИОТ [Мелетий Исповедник] (ок. 1209 - 1286), автор богословских и аскетических сочинений, прп. (пам. греч. 19, 21 янв.) МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист

http://pravenc.ru/rubrics/122392_7.html

На протяжении всей истории под сводами Белградского собора находились мощи: преподобной Параскевы-Петки Сербской, Св. царя Стефана Неманича Первовенчанного (Симона), Св. князя Лазаря Сербского, Св. князя Стефана Штиляновича, Св. Стефана Уроша V, Св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Святыни были тайно перевезены поездом в Белград, и затем их перенесли в Белградский собор из-за попытки осквернить мощи святых фашистскими захватчиками – усташами в годы Второй мировой войны. В храме вдоль южной стороны находятся гробницы князя Милоша Обреновича (1780-1860) и его сына Михаила Обреновича (1823-1868). В соборе также похоронены митрополит Михаил (Йованович), митрополит Иннокентий (Павлович), Патриарх Гавриил V (Дожич), Патриарх Викентий II (Проданов), Вук Стефанович Караджич и Досифей Обрадович. Ризница Кафедрального собора Архангела Михаила в том виде, в котором она сохранилась до сегодняшних дней, по-своему отражает многовековое прошлое этого храма. Согласно источникам, ризница существует с XVII в. Наиболее исторически и художественно ценными образцами из ризницы собора являются: крест Кира-Вениамина, хартофилакса (1675); крест Кира-Николая и Зои (1793 г.); потир и дискос, изготовленные в России (1836 г.); кадильницы XIX в., венцы венчальные (вклад князя Милана I Обреновича в день, когда 28 сентября 1875 года он венчался с принцессой Наталией Петровной в соборе); крест митрополита Михаила, изготовленный из позолоченного серебра в мастерской белградского ювелира Стефана Евтовича в 1879 г. (вклад митрополита Михаила в день 25-летия архиепископского служения 14 октября 1879 г.) и др. В ризнице также хранится большое количество печатных книг XVIII и XIX веков, в основном русского и греческого происхождения: Евангелие 1728 г. на греческом языке; Евангелия (1779 г., 1789 и 1857 гг.), напечатанные в Москве; собрание различных воскресных и праздничных проповедей, напечатанное в Вене в 1793 г.; Служебник 1836 г. Иконы, хранящиеся в ризнице собора, представляют собой иконографические произведения первой половины XIX века: иконы св. Иоанна Крестителя, Архангела Михаила, святых Трёх Иерархов, Пресвятой Богородицы с младенцем Христом, святителя Николая, Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, св. Саввы.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святого_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербские имена: Сречко и Станка Про таких в своём родном кругу негромко говорят: «серб от Косова» 13.07.2015 586 Время на чтение 17 минут Это письмо 22 марта 1992 года отправил мне из Белграда Сречко Йованович, тогдашний глава издательского дома «Дечье новине». Свободно владеющий русским языком мой друг сам же, без помощи секретарши или кого-либо из своих редакторов, и отстучал это письмо без единой помарки - на своей пишущей машинке с русской клавиатурой. «Дорогой наш Юра, Станка тебе писала отдельно, больше всего о том, что делают трнавцы, как они там живут и чем занимаются в начале новой весны. О нас здесь, в Белграде, могу сказать, что мы в порядке, здоровы, много работаем и справляемся со всеми трудностями, которые в основном проистекают из «демократической» Европы. Благодаря нашему здоровому сельскому хозяйству, так же, как и другим ресурсам, и разумеется, трудолюбию наших людей, здесь не ощущают никакого дефицита, хотя инфляция растет день ото дня. В связи с твоим письмом от 4 февраля я могу сказать тебе следующее: МИХАИЛ ПРИШВИН . Нас интересует этот писатель и публикование его произведений в Сербии. Я очень внимательно прочитал его книгу Я ВСТАЮ В ПРЕДРАССВЕТНЫЙ ЧАС, которую ты мне послал. Она совершенно проста, как природа, и глубока, как человеческий разум. Когда я получу от тебя вторую книгу КЛАДОВАЯ СОЛНЦА, мы более серьезно подготовим план издания его книг в нашей стране...». К насыщенному и другими издательскими заботами письму я ещё вернусь, но сейчас хочется сразу же открыть и следующее, отосланное Йовановичем спустя два месяца, в мае того же года. В нём он не просто возвращается к разговору о Михаиле Пришвине, но придаёт теме куда больший смысловой объём. «Спасибо тебе, что ты обратил мое внимание на этого писателя, которого я теперь снова открываю для себя. Раньше я читал лишь некоторые его рассказы, а сейчас не торопясь читал и внимательно перечитывал его размышления о природе и людях, об отношении человека к этой красоте, сотворенной Богом. Для него характерно полное отсутствие малейшей ненависти, которой переполнен современный мир. Мне думается, что М. Пришвин сегодня нужен всем нам, я его постоянно читаю, по нескольку страниц после телевизионных новостей и тех ужасов, что вижу на экране. Пришвин действует как лекарство на нашу душу. Мы во всяком случае опубликуем избранное из книги ЛЕСНОЙ ХОЗЯИН, и я предложу это перевести кому-нибудь из наших славистов. Больше всего мне хотелось бы сделать это самому, но, поверь, у меня столько забот, что я не могу выкроить время для дела, которое люблю больше всего».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Память 8/21 февраля Предислав, будущий архиепископ Савва II, родился около 1200 года и был четвертым сыном святого сербского короля Стефана Первовенчанного. В то время как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – святителя Саввы. Как и его предшественники на первосвятительском престоле Сербской Церкви, он сначала подвизался в монастыре Хиландар на Афоне, откуда совершил паломничество на Святую землю. «В Иерусалим бо шествовав поклонитися Гробу Господню и видетель быти всем страстем Его. Тамо бо много време препроводив и паки возвратися», – говорится в его житии. Со временем хиландарский монах Савва был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. Отсюда он впоследствии перенес епископскую резиденцию в церковь Святого Петра на Лиме. Известно, что после вторжения болгар и разорения церкви Святого Петра состоялся собор, на котором вместе с королем Урошем и архиепископом Арсением присутствовал и Холмский епископ Савва. Точная дата этого собора неизвестна, но упоминание о нем содержится в Лимской грамоте, относящейся к периоду с 1254 по 1263 гг. После преставления святителя Арсения (1233-1263) святой Савва был избран третьим по счету Сербским архиепископом и оставался у церковного кормила в течение семи лет до самой своей блаженной кончины. По словам своего биографа, Савва II имел особое попечение о соблюдении древних правил «святых апостолов и богоносных отцов» и управлял Сербской Церковью с великой преданностью и любовью. Он никогда не забывал о том, что обязательно будет нести ответ за данный ему талант и неослабно заботился о Богом дарованной ему пастве стада Христова. Свт. Савва II Святитель отошел ко Господу 8 февраля 1271 года в Печи и был похоронен здесь же в храме Святых Апостолов. Нетленные мощи святого источали благоухание и подавали исцеления притекающим к ним. Житие святителя Саввы II принадлежит перу одного из учеников Даниила Старшего, и было составлено до 1330 года. В житии говорится, что мощи святого почивают в Печи, «идеже вселепно и ежечасно поминается доныне, и есть память его преставления месяца февраля в восьмой день». В 1861 году митрополит Сербский Михаил (Йованович) составил и издал службу этому святому.

http://pravoslavie.ru/40569.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010