Раздел 6. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии за 2000–2002 годы Пуцко В. Г. Белокаменные резные кресты XV–XVIbb. в Поволжье//Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–82, ил. Работа известного специалиста по церковному искусству В. Г. Пуцко посвящена анализу формально-содержательных особенностей ряда крестов, объединенных по типологическим (белокаменные монументальные), географическим (Ярославская земля) и историческим (XVIbek) признакам. Предметом анализа стали крест дьяка Стефана Бородатого из Ростовского музея, кресты из Воскресенского и Крестовоздвиженского соборов в Романове-Борисоглебске и крест из Успенского собора в Ростове Великом. Среди выдвигаемых исследователем гипотез – предположение о том, что типология Распятия на кресте из Воскресенского собора Романова-Борисоглебска «реально отражает деревянное изваяние Иисусова креста из Никольского погоста, ныне находящегося в церкви с. Годеново Ярославской области» (с. 73). Возводя, в свою очередь, хорошо известный и почитаемый сегодня Годеновский крест к формам меднолитого креста преп. Авраамия Ростовского XIV века, В. Г. Пуцко выстраивает три упомянутых креста в единый типологический ряд, при этом датируя Романов-Борисоглебский крест рубежом XV–XVI веками – по эпиграфическим признакам. Отмечая вторичность поволжских белокаменных резных крестов по отношению к московской и новгородской традиции XIV–XVbekob, в целом автор оставляет открытым вопрос о реальных исторических и географических границах вида крестов. А. В. Святославский Mixac ь Раманюк. Беларуск i я народныя крыжи: манаграфия. «Наша нива», Дзянис Раманюк, В i льня, 2000. 222 с., ил. – на белорус. яз. (Раманюк Михаил. Белорусские народные кресты. Монография. Вильнюс: «Наша нива». Дзянис Раманюк, 2000). Издание совмещает в себе научную монографию и прекрасного качества фотоальбом с 302 иллюстрациями, работами самого автора. М. Раманюк – наш современник (1944–1997), профессор кафедры истории и теории искусства Белорусской Академии художеств, этнограф, художник, фотограф, посвятивший жизнь изучению материальной и духовной культуры Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Речь, произнесенная в церкви Санкт-Петербургского первокласного Воскресенского девичьего монастыря по приведении к присяге сердобольных вдов Источник 1815 года марта 12 дня Сердобольные вдовы! Спаситель наш Иисус Христос , пришедши в мир для восстановления падшего и по духу, и по телу человечества, чрез все время пребывания своего на земле являл благотворные действия всем человекам с верой притекавшим к Нему; – являл благотворные действия, изливая живоносные силы свои и на души их, и на телеса, – изливая из Божеского существа Своего под человеческой плотью Его сокрывавшегося и чрез Богоносную плоть Его ощутительно человеческим силам, и душевным, и телесным сообщавшегося; – являл благотворные действия, души человеческие просвещая Божественным Словом Своим, святейшими небесными истинами и телеса их исцеляя, подкрепляя, а иногда и воскрешая чудодейственной силой Своей, в знамение данные Ему от небесного Отца Его, яко возлюбленному Сыну Его, власти воскресить, оживить, и восставить в предопределенное время и все ныне плотью страждущее и умирающее человечество. Какие спасительные действия совершал сладчайший Иисус и чрез все времена по отшествии своем к Отцу чрез Божественное Вознесение, совершает и ныне, невидимым духовным образом, всегда пребывая с верующими человеками вездесущим Духом Своим по сему непреложному обетованию своему: и се аз со вами есм во вся дни до скончания века 1 . Но Премилосердый Господь не оставил страждущих на земле человеков и без ощущаемого, видимого утешения, не лишил сих разумных и вместе чувственных существ и чувственной человеческой помощи. Он яко Всеведущий предвидев, что собственное на землю посольство Его к совершению приходит, что личное, чувственное во плоти пребывание Его с земнородными уже оканчивается, избрал из ревностных последователей своих усердных попечителей о ищущих видимого вспоможения человеках. Он прежде, нежели отошел к Отцу, возложил сию священную обязанность на верных учеников своих, поставив их в звание Апостольства благовествующего спасение человеческим душам и исцеление, и восстановление телесам, соделав их истинными проповедниками Божественного, Евангельского, утешительного Слова Своего, подобными себе просветителями человеческих душ, равно и безмездными, цельбоносными врачами сих земных страдальцев; – возложил сию священную обязанность на верных учеников своих, приосенив их свыше дарами Святого Своего Духа, дав им власть и учить, и целить, послав их в мир с таковым заповеданием: Ходяще проповедайте, глаголюще, яко приближися царствие небесное. Болящие исцеляйте, прокаженные очищайте, мертвые воскрешайте, туне приясте, туне дадите 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Протоиерей Диев Михаил Яковлевич Скачать epub pdf Биография М. Я. Диева Диев Михаил Яковлевич (1794–1866) – протоиерей, исследователь старины и быта Костромского края.3 В бедном жилище деревенского священника холодной осенней ночью 22 октября 1794 года появился на свет будущий костромской краевед Михаил Яковлевич Диев . Сын священника Нерехтской Воскресенской церкви Иакова Нерехтского, брат Владимира Яковлевича и Платона Яковлевича Актовых, племянник Платона Агриколянского. Много позже Диев писал: «Блаженной памяти родительница моя из детей одного рожала мертвым, другого живым, через младенца. Передо мной сестра моя, Марья Яковлевна, родилась живою, следовательно, моя очередь была родиться мертвым... Я родился действительно мертвым с воскресенья на понедельник, ночью с 22 на 23 октября 1794 г. Бабка Ирина Константиновна откачала меня. И я остался жив... Блаженной памяти родитель мой до такой степени радовался, что я жив, что еще не исполнился год моей жизни, как на Ростовской ярмарке накупил книг, в том числе Историю о странствованиях, составленную аббатом Прево. После того нередко он ездил на ярмарку и составил библиотеку сот из пяти томов, прежде нежели мне исполнилось 10 лет. Такое собрание в нашей стороне считалось редкостью, особенно у духовных» Жизнь, начало которой было ознаменовано таким редким поступком, как покупка книг, такая жизнь не могла не иметь и соответствующего продолжения. Книжная премудрость вошла в нее при рождении – и сопровождала до самой смерти. Однако не одно книжное знание питало будущего краеведа. Так, посылая знакомому ученому запись песни, будучи от роду 44 лет, Диев пишет: «Свежо помню, как моя покойная бабушка пела эту песню и плакала, а мы, маленькие, сидя у ног, слушали и тоже плакали. Надобно сказать, предки умели проводить зимние, долгие ночи пристойнее, чем ныне. Они в песнях передавали внучатам подробности о взятии Казани, о Мамае, Батые и панах» Мальчик пошел по стопам отца, который был священником. Он был принят в Костромскую духовную семинарию. Большое впечатление произвели на будущего историка-краеведа монастыри и церкви Костромы, куда он приехал на учебу в духовную семинарию, знакомство с историей, «тамошними обычаями». Семинарист проявляет большой интерес к предметам, не входящим в программу. В его архиве сохранился, например, курс лекций по химии, читавшихся в Московском университете. С последним Диев связан всю жизнь. Он печатал свои исследования в университетском издании, выписывал из университетской лавки книги для своей библиотеки. Юноша в совершенстве изучил французский язык. Семинарист немалый интерес проявляет к химии, русскому языку, литературе, которые не входили в программу обучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михаил (Постников), еп. Пензенский. Фотография. Ок. 1945 г. (Постников Михаил Степанович; 30.09.1878, Воронеж - ок. 1952), еп. Ивановский и Шуйский. Из семьи ремесленника-шорника. В 1893 г. окончил Воронежское ДУ, в 1899 г.- Воронежскую ДС. Самостоятельно зарабатывал себе на учебу репетиторством. В 1900 г. поступил благодаря помощи одного из воронежских меценатов на медицинский фак-т Томского ун-та, а также, как вольнослушатель, на юридический фак-т того же ун-та. В 1901 г. в связи с закрытием Томского ун-та из-за студенческих забастовок перешел на историко-филологический фак-т Московского ун-та, затем стал вольнослушателем Демидовского юридического лицея в Ярославле. В 1904 г. сдал экстерном лицейский курс на степень канд. права и был направлен на службу в Воронежский окружной суд, занимал там должности помощника секретаря, секретаря и старшего нотариуса. В 1909 г. был переведен на должность мирового судьи в г. Шавли Ковенской губ. (ныне Шяуляй, Литва), работал по совместительству преподавателем истории и законоведения в местной городской гимназии. Овдовел (жена умерла при родах в 1910), воспитывал 2 детей. В 1911 г. заочно окончил Московский ун-т со степенью магистра исторических наук. В 1912 г. был переведен на должность судьи окружного суда в Ковно (ныне Каунас, Литва), продолжал преподавать. В авг. 1914 г. в связи с началом первой мировой войны эвакуирован в Новгород и назначен судьей и товарищем председателя Новгородского окружного суда. После Февральской революции 1917 г. уволен с должности, проживал в г. Тихвине Новгородской губ., работал преподавателем в реальном уч-ще. С приходом к власти большевиков в окт. 1917 г. был назначен на должность товарища председателя Новгородского окружного суда и комиссара юстиции Северной обл. Во время гражданской войны переведен в Воронеж на должность судьи губ. суда, затем работал председателем выездной сессии ревтрибунала, зав. информационно-юридическим бюро губисполкома, чрезвычайным уполномоченным по борьбе со снеговыми заносами, уполномоченным по борьбе с тифозной эпидемией. Заразился тифом, тяжело болел и дал обет в случае выздоровления посвятить жизнь служению Богу. Выздоровел, получил инвалидность. 28 марта 1920 г. был рукоположен целибатом во иерея. Служил священником в Воскресенской ц. в Воронеже, затем в Казанской ц. в с. Усмань (Собакино) (ныне Нов. Усмань Воронежской обл.). 26 июня 1921 г. был арестован и 21 июля того же года приговорен Воронежской губ. ЧК к расстрелу с заменой на заключение в концлагере в закрытом Митрофановском мон-ре в Воронеже. Через год заключения освобожден, что, возможно, было связано с его согласием на сотрудничество с властями и присоединение к обновленчеству .

http://pravenc.ru/text/2563648.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Этот закон может стать регулятором количества мигрантов» Священник Георгий Белодуров об обязательном знании русского языка негражданами России, работающими на ее территории 01.12.2012 1208 Время на чтение 3 минуты Сегодня вступает в силу закон об обязательном знании русского языка трудовыми мигрантами, пишет Российская газета . Мигранты, которые работают в сфере ЖКХ, торговли и быта, будут обязаны сдать тест на знание русского языка, или представить документ об образовании, признанный в России. Но указанные документы не могут быть представлены в электронном виде. Также подтверждение владения русским языком для получения разрешения на работу в перечисленных сферах не потребуется для граждан государств, в которых русский является государственным. «Наши граждане устали от того, что их зачастую не понимают продавцы в магазинах, сотрудники коммунальных служб, официанты в кафе и даже водители общественного транспорта. То есть проблема присутствует во всех сферах», - рассказал первый зампредседателя комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов. При российских вузах и зарубежных образовательных учреждениях сейчас действуют уже более 160 центров, получивших право проводить государственное тестирование иностранных граждан по русскому языку как иностранному. А с 1 января 2015 года сдавать экзамен на знание русского языка, истории и законодательства России должны будут уже все въезжающие к нам трудовые мигранты, а также иностранцы, желающие получить вид на жительство в РФ. О возможных последствиях в связи с введением нового закона рассуждает в интервью «Русской народной линии» клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери священник Георгий Белодуров . Вероятность коррупции с тестом по русскому языку существует, потому что попробуй-ка, проконтролируй тех, кто выдает сертификаты о знании русского языка. Но, с другой стороны, есть еще соображение. А если все же закон этот создан не для мздоимцев, а для того, чтобы он работал? Тогда мы имеем два аспекта. Первое: отсеется часть народа, вовсе не знающая русский язык, и трудовых мигрантов будет поменьше, потому что их повсеместное засилье вызывает напряженность в обществе. Вызывает опасение наше будущее, ведь мы имеем пример края Косово, где все тоже начиналось понемногу. Постепенно в Косово проникали «трудовые» албанцы, и, в конце концов, полностью овладели Косовским краем, жестоко уничтожив коренных жителей.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/01/et...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОСКРЕСЕНСКИЙ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Михаил Воскресенский с семьей Михаил Григорьевич Воскресенский ( 1883 - 1918 ), священник , священномученик Память 24 августа , 26 октября в день обретения мощей, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился в 1883 году в селе Теплый Стан в семье станового пристава Григория Дмитриевича Воскресенского. Дед о. Михаила был настоятелем храма в селе Порецком и преподавал Закон Божий в школе. Здесь учился будущий тесть о. Михаила Иван Данилович. Однажды уже после смерти, о. Дмитрий явился ему. Иван Данилович почел это явление за особое предзнаменование, и когда много лет спустя, внук о. Дмитрия — Михаил попросил в жены его дочь Марию, он без раздумий согласился. В Бортсурманах о. Михаил служил с 1910 года. Прихожане любили его за доброту, благочестие и за безупречное исполнение пастырских обязанностей. Пришел 1917 год — начало открытого гонения на Церковь. За полгода своего жестокого правления большевики враждебно настроили против себя население страны. Повсюду поднимались восстания. Летом 1918 года по реке Суре отступала группа войск Колчака . Жители города Курмыша подняли восстание, чтобы или освободиться от большевистского плена, или присоединиться к отступавшим войскам. Восстание возглавил директор местного банка Совернин. Горожане разоружили стоявшую в городе красноармейскую роту, посадили солдат под замок, строго приказав случившимся тут жителям села Бортсурманы Николаю Мигунову и Николаю Небасову стеречь пленников, не давая им ни есть, ни пить, но те кормили и поили их, почти ни в чем не стесняя. Карательный отряд, выступивший на подавление сопротивления, почти весь состоял из латышей. Возглавлял его некий Гарин, выходец из дворян Нижегородской губернии. Где бы ни проходил он, повсюду мучили и убивали священников.

http://drevo-info.ru/articles/6860.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Августа 27 (9 сентября)   Священномученик Михаил Воскресенский   Где изобилует грех, там преизобилует благодать, говорит слово Божие. Когда-то село Бортсурманы, расположенное в Нижегородской епархии, назы­валось Никольским. Но с XVII века, как повествует предание, прилепилась к его жителям кличка: басурманы. В те времена управляющий имением был человек жестокий. И вот два брата сговорились его убить. Управляющего почитали в селе колдуном, и кто-то сказал братьям, что нельзя убить колдуна, как только в Пасхальную ночь, между заутреней и обедней, и ничем иным, как задней осью колеса телеги. И сговорились они совершить это дело в ближайшую Пасху. За добрым делом находишься, а худое само при дороге лежит. Пришла светозарная Пасхальная ночь. Братья притаились на паперти и ждали выхода управляю­щего. И только он вышел – ударили его в темноте, но удар получился слабым.  В смертельном страхе управляющий бросился бежать. Братья догнали его и убили.   Мигом разнеслась весть по селу. Перед обедней, когда крестьяне собра­лись, барин их укорил: «Басурманы! В светлое Христово Воскресенье, когда мы говорим «Христос воскрес», вы человека убили... Басурманин – и тот того не сделает, что вы сделали!..» С той поры и стало село так называться, но смягченно, как бы и не о том – Бортсурманы. Говорят, впрочем, что жители его некогда занимались бортничеством – отсюда и название. Здесь затеплился и запылал пламенем божественной любви и благодати великий подвижник веры и благочестия священник Алексей Бортсурманский, по молитвам которого многие и до сего дня получают исцеления. (Память 21 апреля ст. ст.). Здесь в 1918 году мученически окончил свои дни священник Михаил Воскресенский. Священник Михаил Григорьевич Воскресенский родился в 188 6 году в селе Теплый Стан в семье станового пристава Григория Дмитриевича Воскре­сенского. Дед о. Михаила был настоятелем храма в селе Порецком и преподавал Закон Божий в школе. Здесь учился будущий тесть о. Михаила Иван Данилович. Однажды уже после смерти, о. Дмитрий явился ему. Иван Дани­лович почел это явление за особое предзнаменование, и когда много лет спу­стя, внук о. Дмитрия – Михаил попросил в жены его дочь Марию, он без раздумий согласился.

http://fond.ru/kalendar/733/mihail/

После окончания учебы в семинарии в июле 1864 года правление семинарии предлагало ему отправиться на казенный счет продолжать образование в Московской Духовной Академии. Целый год трудился молодой выпускник на поприще приходского служения. Весной 1865 года он приехал в Тулу к ректору семинарии архимандриту Андрею, который, надо заметить, в то время был настоятелем Белёвского Спасо-Преображенского монастыря. Михаил надеялся получить от него ободрение и поддержку в своем стремлении к получению академического образования. К величайшему удивлению, он услышал от архимандрита Андрея настойчивое предложение оставить мысль об академии и поступить на место приходского священника в город Белёв. «В этом деле мы видим особенный Перст Божий. Неизвестно, что стало бы с ним, если бы он отправился в Академию, — писал священник Белёвского Крестовоздвиженского монастыря Владимир Введенский. — Здоровье его тогда было очень слабым. Быть может, его давно уже не было бы в живых». Особенный Перст Божий в поступлении на священническое место в Белёв видел и отец Михаил. «В Белёве, — говорил он, — я сразу же нашел любовь и расположение со стороны духовенства и белёвцев. Уж если Господом назначено мне трудиться в скромной доле пастырского служения, то, значит, я здесь именно должен сделать всё, что только могу, для блага родной епархии». И он, действительно, начал трудиться с любовью, до самопожертвования, не покладая рук. Он избирает путь священника Воскресенской церкви г. Белёва, в сан которого был рукоположен в июне 1865 года. Но не только и, может быть, даже не столько по состоянию здоровья, он ступил на стезю приходского священника. По его же собственному позднейшему признанию, пастырское служение «...казалось нам (выпускникам семинарии) самым священным, самым важным из всех служений, самым дорогим для нас русских, православных христиан, а вместе и самым трудным из всех, потому именно, что мы ощущали в себе присутствие какой-то особенной, благодатной, неодолимой силы, которая звала нас именно к этому служению от дней младенчества нашего и теперь влекла нас к нему...». С 1865 года и до конца жизни он служил священником Воскресенской церкви (находилась на бывшей Воскресенской, ныне улица Софьи Перовской).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/

В Великий Понедельник митрополит Воскресенский Дионисий совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 26 апреля 2021 г. 13:16 26 апреля 2021 года, в понедельник Страстной седмицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Высокопреосвященству сослужили: протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; московское духовенство. Богослужебные песнопения исполнил Камерный хор Храма Христа Спасителя (регент С.Н. Соколовская). На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция богослужения. Указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков Московской городской епархии , Патриарших подворий вне города Москвы, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов были удостоены богослужебно-иерархических наград: права ношения наперсного креста с украшениями иеромонах Александр (Зарубин), настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях г. Москвы; протоиерей Виктор Алипичев, настоятель храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Черемушках г. Москвы; протоиерей Игорь Белов, клирик храма прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Московского подворья Валаамского ставропигиального мужского монастыря; протоиерей Алексий Бубнов, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Никольском г. Москвы; игумен Гермоген (Ананьев), насельник Данилова ставропигиального мужского монастыря; протоиерей Михаил Глазов, клирик храма прав. Иоанна Русского в Кунцеве г. Москвы; иеромонах Диодор (Соловьев), насельник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря; протоиерей Александр Доколин, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери при больнице свт.

http://patriarchia.ru/db/text/5802731.ht...

Во вторник Страстной седмицы митрополит Воскресенский Дионисий совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве 19 апреля 2022 г. 12:16 19 апреля 2022 года, во вторник Страстной седмицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Высокопреосвященству сослужили: протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; московское духовенство. На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция богослужения. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов Московской епархии , Патриарших подворий, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов и Московских духовных школ к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебно-иерархических наград: права ношения наперсного креста золотого цвета иерей Алексий Дьяченко, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей Слободе г. Москвы; иерей Димитрий Артемкин, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Старом Ваганькове г. Москвы; иерей Сергий Астафьев, клирик Донского ставропигиального мужского монастыря; иерей Димитрий Бесчетнов, клирик храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москвы; иерей Игорь Борило, клирик храмов Архангела Гавриила и великомученика Феодора Стратилата, Патриаршего подворья в Гавриловой Патриаршей Слободе г. Москвы; иерей Александр Быстров, клирик храма Спаса Преображения, Патриаршего подворья в Переделкине г. Москвы; иерей Михаил Волков, клирик храма Преображения Господня в Богородском г. Москвы; иерей Олег Вышинский, клирик храма апостолов Петра и Павла, Патриаршего подворья у Яузских Ворот г.

http://patriarchia.ru/db/text/5918515.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010