III. Борьба папы Николая I-ro с патриархом Фотием Письмо Фотия к папе тотчас после собора 861 года, – содержание письма: Фотий ратует за самостоятельность и права Константинопольской церкви; – ответное письмо папы (862 г.), в котором он излагает учение о главенстве римской церкви и отвергает ·патриаршеское достоинство Фотия; – другое письмо папы к императору Михаилу III (того же 862 г.), с указанием необходимости низвергнуть Фотия с кафедры. – Дальнейшая фаза в развитии борьбы Николая с Фотием: папа лишает этого Константинопольского патриарха не только епископского достоинства, но и звания простого клирика (Римский собор 863 г.); – новое письмо императора в папе (865 г.), составленное в интересах защиты независимого положения Константинопольской церкви; – ответное письмо папы к императору, выражающее притязании римского епископа на власть в церкви Константинопольской и уничижающее права и достоинство этой последней, – в этом же письме Николай требует, чтобы Фотий и Игнатий прибыли на суд папы в Рим, или же, чтобы они прислали сюда для той же цели уполномоченных каждый от себя; пренебрежительное молчание Востока вместо ответа на это письмо. – Последствия письма папы Николая († 867 г.) к императору Михаилу и Фотию, – причем в первом из них он объявляет, что «Фотий никогда не дождется снятия с него запрещения священнослужения и утверждения в патриаршеском достоинстве» – Замечания о Константинопольском соборе 867 года, провозгласившем осуждение на папу Николая. Папское посольство возвратилось из Константинополя в том же 861 г. Папа остался крайне недоволен действиями своих легатов; не того ожидал он от их деятельности. Вслед за возвращением папских послов в Рим, из Константинополя прибыло посольство от императора Михаила III и Фотия. Но эго посольство не только не умиротворило папу, а повергло его еще в большую досаду. Полученные письма от императора и Фотия говорили с папой в таком роде, какого никак не могло выносить его гордое сознание своей власти и значения. Письмо императора не дошло до нас, но и по письму Фотия можно уже судить, как должно было подействовать на папу византийское посольство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Михаил Ярославич Тверской от 1304 до 1318 года Со смертью Андрея Александровича не кончились те новые несчастья, какие навлек он на Россию: его примеру последовали многие другие князья, и с тех пор их клевета друг на друга в Орде постоянно причиняла новые беды в их областях. Но самым усердным подражателем Андрея был его племянник, Георгий Даниилович, Московский князь. Как Андрей спорил о великокняжеском престоле со своим старшим братом Дмитрием, так же и Георгий не хотел уступить этого престола законному наследнику Андрея, своему дяде, Михаилу Ярославичу, Тверскому князю и сыну Ярослава III. Они должны были для решения своего спора ехать в Золотую Орду, где уже царствовал хан Тохта, победитель сильного Ногая, найденного убитым на поле сражения. Тохта, к досаде Георгия, приказал быть великим князем Михаилу. Несколько лет он княжил спокойно и жил по большей части в Твери, которая с того времени стала одним из главных Русских городов. Между тем Георгий не терял надежды быть со временем великим князем и для того часто ездил в Орду и дружил с Татарами. Привыкнув видеть, с каким удовольствием он всегда приезжал к ним, привыкнув слышать, как он хвалил их нравы, обычаи, даже кушанье и кумыс, Татары полюбили Георгия. Молодые Татарки скучали на тех пирах, где не было миловидного русского князя, приветливое обращение и веселые разговоры которого так не походили на угрюмые лица и повелительные речи их отцов и братьев. Но больше всех им любовалась прекрасная Кончака, дочь хана Тохты и любимая сестра молодого Узбека, наследника Татарского престола. Георгий заметил это и еще больше начал стараться заслужить ее благосклонность, не потому, что он любил ее, а потому, что надеялся через нее достичь великокняжеского престола, тем более что в это самое время Тохта умер и ханом Золотой Орды стал его сын, Узбек, брат Кончаки. Счастье милой сестры было для молодого Татарского царя дороже всего на свете: видя, что ей нравится Георгий, и думая, что и он любит ее, Узбек согласился, чтобы его сестра приняла христианскую веру и вышла за Русского князя. Кончаку назвали в крещении Агафьей.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ III ПАТЕЛЛАРИЙ Свт. Афанасий III Пателларий. Икона. 1809 г. (собрание банка Амбровенето в Виченце) Свт. Афанасий III Пателларий. Икона. 1809 г. (собрание банка Амбровенето в Виченце) [Пателар; греч. Πατελλριος] (1597, Ретимнон, о-в Крит - 5.04.1654, г. Лубны, Миргородский полк), свт. (пам. 2 мая и в Соборе Афонских преподобных), Лубенский чудотворец, Патриарх К-польский (25 февр.- нач. апр. 1634; кон. июня - нач. июля 1652). Происходил из знатного рода, связанного с визант. династией Палеологов; отец его, Григорий, был ученым, философом и публицистом, а старший брат Евстафий - врачом. До 26 лет А. П. жил на Крите, к-рый находился под властью венецианцев; получил образование в мон-ре Аркадиу, хорошо знал философию, древнегреч., лат., евр., араб. и итал. языки. Монашество принял в критском подворье Синайского мон-ря и вскоре прославился в Кании (совр. Ханья), одном из городов острова, как выдающийся проповедник и толкователь Свящ. Писания. В 1626 г. А. П. был назначен учителем в Валахию, где по поручению К-польского Патриарха Кирилла I Лукариса перевел с евр. языка на новогреч. Псалтирь. Патриарх Кирилл вызвал своего земляка А. П. в К-поль и назначил проповедником при К-польском Патриархате. В 1631 г. А. П. был рукоположен во митрополита Фессалоники. Чтобы покрыть огромные долги своей кафедры, он обращался за помощью к царю Михаилу Феодоровичу . После того как Патриарх Кирилл II Кондарис , добившийся низложения Кирилла Лукариса, сам был низложен и сослан (1633), в февр. 1634 г. А. П. был избран Патриархом К-польским; интронизация его состоялась 25 марта, но уже через неск. дней он уступил престол вернувшемуся из ссылки Кириллу Лукарису и удалился на Афон; на месте его кельи впосл. возник рус. Андрея апостола скит . Чин архиерейского совершения литургии на Востоке свт. Афанасия III Пателлария. 1653 г. (ГИМ. Син. греч. 245 (Вл. 266). Л. 5 об.) Чин архиерейского совершения литургии на Востоке свт.

http://pravenc.ru/text/76940.html

В 866 и 867 годах происходят очень важные события в истории Византийского государства. В 866 году убит был, по приказанию императора Михаила III, от которого всего можно было ожидать, кесарь Варда, его родной дядя, ревностный покровитель просвещения и дружественно расположенный к патриарху Фотию. В том же году возведен был, по желанию Михаила III, в достоинство кесаря Василий Македонянин, которому пришлось получить первенствующее значение в ближайших событиях Византийской церкви. Но кто этот Василий? История его жизни напоминает скорее сказку, чем историю, и однако она составляет действительный эпизод в исторических летописях Византии. Василий происходил из низшего сословия и родился в Македонии, в местечке близ Адрианополя, почему и носил имя Македонянина. Главные его достоинства заключались в необыкновенной физической силе и в уменье править и обуздывать лошадей; этим последним он обратил на себя внимание Михаила, страстного любителя лошадей; из простого конюха Василий, по воле императора, становится шталмейстером, а потом очень скоро восходит и в другие высшие должности. В знак особенного благоволения Михаил женит его на своей бывшей фаворитке – Ингерине. В 866 году, по смерти Варды, Василий, как мы сказали, сделан был кесарем. Вскоре Василий становится императором Византии. Как кажется, своенравному Михаилу начал прискучивать Василий, – он стал наносить разного рода оскорбления последнему; император отыскал себе нового любимца в лице лодочного гребца Василикиона и сделал его вторым кесарем. Положение Василия стало непрочным. Он начал бояться той же участи, какой не задолго пред тем подвергся кесарь Варда, и чтобы предупредить опасность, решился на убийство императора. Несколько преданных Василию лиц исполнили то, чего желал он. И вот Василий сделался императором, по смерти бездетного Михаила III. Вслед за тем происходят очень важные и быстрые перемены в делах церковных. Сентября 23 в 867 году последовала смерть Михаила; на другой день провозглашен Василий императором, а 25 сентября патриарх Фотий низвергается е патриаршей кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ [греч. Γεργιος Ακροπολτης] (2-я пол. 1217, К-поль - 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник. Из семьи, принадлежавшей к столичной гражданской знати. В К-поле окончил школу грамматики и 16-летним юношей был отправлен отцом ко двору никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца (1222-1254) для продолжения образования. Был хорошо принят и в числе др. 5 знатных юношей в 1234 г. поступил для продолжения обучения к ритору Феодору Эксаптеригу; изучал поэзию и риторику. После смерти ритора в 1237 г. Г. А. был отправлен в Эфес, к философу Никифору Влеммиду , к-рый обучал его арифметике, геометрии, оптике, астрономии, логике и медицине. Осенью 1239 г. Г. А. стал приближенным императора и получил титул великого логариаста. С этого времени и до конца жизни он находился на службе при имп. дворе. В 1243 г. он преподавал логику и философию Феодору Ласкарю, сыну императора. Не позднее 1246 г. Г. А. был удостоен титула логофета геникона и сопровождал имп. Иоанна III в походе против Болгарии, составляя грамоты для завоеванных городов и крепостей, участвовал в заключении мира с болгарами и в дек. 1246 г. был свидетелем присоединения Фессалоники к Никейской империи. В 1252 г. Г. А. возглавил посольство к эпирскому деспоту Михаилу II Ангелу, с к-рым в Лариссе был заключен мирный договор. Смерть Иоанна III 3 нояб. 1254 г. не изменила положения Г. А. при дворе. Имп. Феодор II Ласкарь, его друг и бывш. ученик, был благосклонен к учителю и осенью 1255 г. почтил его званием великого логофета. Однако через год отношения между Г. А. и Феодором II резко изменились. Оставленный в кон. 1256 г. на Балканах с титулом претора (наместника) и обладавший полномочной властью над военными и гражданскими лицами областей, Г. А. в 1257 г. был пленен деспотом Эпира Михаилом II. Находясь в плену, он не перешел на сторону эпирского правителя, как это сделали мн. никейские военачальники. Он не был свидетелем смерти Феодора II (16 авг. 1258). Летом 1259 г., после победы в Пелагонийской битве, никейское войско, взяв Арту, освободило Г. А. Он сразу же направился в Анатолию ко двору нового имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282), своего родственника.

http://pravenc.ru/text/164329.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV († 1497 (?)), патриарх Антиохийский (после 1459). История ближневост. христиан XV в. известна крайне слабо; это в полной мере относится к персоналиям и периодам правления патриархов. Арабо-христ. хронисты XVII в. сообщают о патриархе Михаиле, возглавлявшем Антиохийскую Православную Церковь (АПЦ) в 1451-1497 гг. Однако ряд ученых считают, что во 2-й пол. XV в. на Антиохийском престоле было 2 патриарха, носивших это имя: Михаилу III (1451- ок. 1456) наследовали Марк III (1456-1457/58) и Иоаким III († после 1459), а после них престол занял М. В позднее средневековье произошло резкое ослабление традиц. связей АПЦ с правосл. народами Балкан. Однако в это же время Антиохийские патриархи оказались вовлечены в церковно-политические события в груз. землях, правители к-рых оказывали финансовую поддержку правосл. Востоку. В условиях политического распада Грузии отдельные группировки западногруз. феодалов стремились выйти из-под духовной юрисдикции Мцхетских католикосов и добиться автокефалии для церковных структур в своих владениях, используя авторитет Антиохийских патриархов. Русский путешественник «гость Василий», очень внимательный и аккуратный наблюдатель, посетивший Дамаск в нояб. 1465 г., не упоминал Антиохийского патриарха, что свидетельствует либо о том, что Патриарший престол был вакантным, либо об отсутствии патриарха в Сирии (Хождение гостя Василия. СПб., 1884. С. 9-12. (ППС; Т. 2. Вып. 3(6))). Из груз. источников известно о поездке Антиохийского патриарха Михаила в западногруз. земли, где он по настоянию эристава Самокалако (территория в районе совр. Кутаиси) Баграта VI и владетеля княжества Сабедиано (земли Мегрелии, Абхазии и Гурии) Шамадавле Дадиани-Гуриели даровал автокефалию Абхазскому католикосу Иоакиму , освободив его от подчинения Мцхетскому католикосу. Это событие традиционно датировалось 1470-1474 гг.- по предполагаемым годам правления Шамадавле Дадиани-Гуриели, однако скорее всего оно имело место до 1464 г., когда Баграт овладел царским престолом Картли, объединил под своей властью Зап. и Вост. Грузию и соответственно более не имел причин поддерживать сепаратизм западногруз. знати.

http://pravenc.ru/text/2563682.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 8.07.1526, Кириллов Белозерский мон-рь), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , ученик прп. Нила Сорского, книгописец. Происходил из старомосковского рода Морозовых (приходился двоюродным дядей дворецкому вел. кн. Иоанна III Васильевича Михаилу Яковлевичу Морозову Русалке), фамильное прозвище получил по прадеду - Василию Туше, ближайшие родственники к-рого Чоглоковы (потомки его брата Семена Чоглока) в XVI в. были помещиками Торопецкого у. ( Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988. С. 234-242). В историографии (напр., в работах Н. А. Казаковой ) Г. иногда ошибочно относят к роду Квашниных. В 1478 или 1479 г. Тушин принял от игум. Нифонта постриг в Кирилловом Белозерском мон-ре, в к-ром жил до самой смерти. В 1484 г. 9 месяцев являлся игуменом обители. Его избранию предшествовали следующие события. В кон. июля 1483 г. 15 кирилло-белозерских «больших старцев» покинули мон-рь и вернулись туда лишь через полгода, по грамоте ктитора - верейского кн. Михаила Андреевича. Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным», включенном в его духовную грамоту, объяснял этот уход протестом старцев против деятельности игум. Серапиона, нарушавшего предания основателя обители (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 551). После того как Серапион был князем изгнан, настоятелем стал Г. Главным деянием Г. на этом посту было возвращение вел. кн. Иоанну III Васильевичу до 30 деревень и починков в Вологодском у., пожалованных верховным правителем мон-рю, и испрошение взамен них «оброку житного». Эти события трактуются в исторической лит-ре неоднозначно. Н. К. Никольский в соответствии со свидетельством прп. Иосифа и с учетом позднейшей судьбы и взглядов Г. усматривал в избрании последнего победу противников расширения монастырской вотчины ( Никольский. С. 173-175). Я. С. Лурье, отрицая земельно-вотчинную подоплеку конфликта, видел в нем проявление борьбы сторонника вел. князя (игум. Серапион) против приверженцев удельного князя («большие старцы» и Г.) ( Лурье. 1960. С. 307-308), для чего нет достаточных оснований (ср.: Казакова. 1970. С. 246-247). По-видимому, Г., имея предрасположенность к созерцательной жизни и занятиям книгописанием, не чувствовал призвания к руководству большой обителью, поэтому отказался от него, вероятно, при первой же возможности.

http://pravenc.ru/text/168384.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИОНСКИЙ II СОБОР (7 мая - 17 июля 1274), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Григорием X (1271-1276); в католической традиции признается XIV вселенским Собором. Подготовка Л. С. 31 марта 1272 г. папа Григорий X разослал письма влиятельным светским правителям и крупным церковным деятелям Зап. Европы, в т. ч. франц. кор. Филиппу III Смелому (1270-1285) и англ. кор. Генриху III (1216-1272). Папа призвал собраться 1 мая 1274 г. на Собор в городе, название которого первоначально хранилось в тайне (in loco quem licet ad presens subticeamus ex causa, competenti tamen tempore vobis curabimus intimare - Martin. 1905. N 1542-1545). Аналогичное письмо было направлено 1 апр. 1272 г. лат. патриарху Иерусалима, находившемуся тогда в Риме (Ibid. N 1546). В посланиях папа обозначил повестку предстоящего Собора: 1) объединение Константинопольской Православной Церкви с Римско-католической Церковью; 2) отвоевание Св. земли; 3) церковная реформа, необходимость к-рой была вызвана падением нравов среди клира и мирян. Хотя о необходимости церковной реформы традиционно говорилось в папских документах о созыве Соборов, по всей видимости, реформирование Церкви действительно входило в намерения Григория X. 11 марта 1273 г. он обратился к предстоятелям неск. крупных диоцезов, в т. ч. к архиепископу Сантьяго-де-Компостела, с просьбой узнать мнение клириков и мирян о том, какие общественные пороки необходимо устранить (Ibid. N 1561-1562). 13 апр. 1273 г. понтифик сообщил делегатам из Франции, Англии, Шотландии, Норвегии, Польши, Испании, Венгрии, Германии и итал. гос-в, что Собор состоится в имперском г. Лион (Les registres de Grégoire X. 1960. P. 108; Martin. 1905. N 1563). Выбор этого города папа объяснил тем, что в нем было «проще собрать князей и прелатов» (ut principum et praelatorum eorumdem facilius habere possimus praesentiam). 24 окт. 1272 г. папа Григорий X сообщил о созыве Собора визант. имп. Михаилу VIII Палеологу (1261-1282) и предложил ему прибыть в Лион либо направить туда апокрисиариев. 25 окт. аналогичное письмо было составлено для патриарха К-польского Иосифа I Галисиота (1267-1275, 1282-1283) ( Martin. 1905. N 1553-1554).

http://pravenc.ru/text/2110520.html

монах Каллист Властос Содержание Предисловие редактора От автора Часть I. История отделения Западной Церкви от Православной Восточной Церкви Глава I Глава II Глава III Часть II. Переговоры о единстве Церквей между Императором Константинопольским Михаилом Палеологом и Григорием I Папой Римским и Догматическое послание святогорских отцов Императору Михаилу Глава IV Глава V Часть III. Житие иже во святых отца нашего Марка, архиепископа Эфесского Евгеника, и о происходившем на Флорентийском Соборе, созванном ради соединения Церквей Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX     Историческое исследование об отделении Западной Церкви от Православной Восточной Церкви и о бывшем на Флорентийском Соборе коварстве и насилии по отношению к православным. Предисловие редактора Представляемая ныне русскому православному читателю книга афонского монаха Каллиста (Властоса) была написана более века назад и посвящена событиям полутысячелетней давности – Ферраро-Флорентийскому Собору 1438–1439 годов, на котором была сделана одна из наиболее решительных и известных попыток воссоединения православного Востока и католического Запада. Относительно недавно, в 1991 году, эта книга была вновь переиздана на Афоне. Мы видим, что дела далеких, казалось бы, дней вновь и вновь привлекают внимание православных людей. И вряд ли это является случайным. Ферраро-Флорентийский Собор во многом определил как дальнейшее внутреннее развитие Восточной и Западной Церквей, так и характер их взаимных отношений. Задуманный и готовившийся как восьмой Вселенский Собор, он не оправдал возлагавшихся на него надежд, не выполнил своей цели соединения Востока и Запада, и вместо Вселенского стал «суемысленным» и «богоотметным». Конечно, истинная Церковь , Церковь как Тело Христа – едина, и обусловленное человеческими грехами разделение ее на конфессии является неотступным укором для совести каждого христианина. Лучшие сыны Православия, церковные деятели и богословы, клирики и миряне, всегда скорбели по поводу расколов, раздирающих нешвенный хитон Христов. Онтологическое единство Церкви обязывает ее чад стремиться и к эмпирическому его воплощению. Не следует думать, что Великая схизма есть то глобальное зло, полное и окончательное искоренение которого возможно лишь по скончании времен и преображении всех стихий тварного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Ha пути к новому литературному сознанию (сочинения царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского) Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным Первое послание Курбского Ивану Грозному Первое послание Ивана Грозного Курбскому Второе послание Курбского Ивану Грозному Второе послание Ивана Грозного Курбскому Третье послание Курбского Ивану Грозному Послания Ивана Грозного Послание английской королеве Елизавете I Послание шведскому королю Юхану III 1572 года Послание шведскому королю Юхану III 1573 года Послание в Кирилло-Белозерский монастырь Послание Василию Грязному Послание польскому королю Стефану Баторию 1579 года Послание польскому королю Стефану Баторию 1581 года Послание Александру Полубенскому Ответ Яну Роките Гимнографическое творчество Ивана Грозного Канон Ангелу Грозному, воеводе Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, к святому архангелу Михаилу Стихиры митрополиту Петру Стихиры сретенью Владимирской иконы Божией Матери Тропарь и кондак на перенесение мощей Михаила Черниговского Рассказ о болезни царской 1553 года в приписке к Лицевому летописному своду Сочинения Андрея Курбского История о великом князе Московском Послания Курбского Ответ о правой вере Первое послание Вассиану Муромцеву Второе послание Вассиану Муромцеву Третье послание Вассиану Муромцеву Послание Марку Сарыхозину Первое послание Кузьме Мамоничу Второе послание Кузьме Мамоничу Послание Кодиану Чапличу Послание княгине Чарторыйской Первое послание князю Константину Острожскому Второе послание князю Константину Острожскому Третье послание князю Константину Острожскому Послание Семену Седларю Предисловия к переводам Андрея Курбского Предисловие к Новому Маргариту Предисловие к «Диалектике» Иоанна Дамаскина Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста     Вступление. Ha пути к новому литературному сознанию (сочинения царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010