Закрыть itemscope itemtype="" > Белая Русь в путах польщизны Часть 3 21.01.2024 250 Время на чтение 6 минут Источник: Вместе с Россией Помимо памятников Мицкевичу, Дунин-Марцинкевичу и Монюшко, в историческом центре Минска, на площади Свободы, в 2015 году возведён монумент в честь польского композитора Михаила Клеофаса Огинского, который представляет собой выполненную из морёного дуба и бронзы довольно изящную «Музыкальную скамью» (скульптор Вадим Мацкевич), которую венчает герб рода Огинских. К ужасу «свядомай» псевдоинтеллигенции, под гербом была сделана надпись на русском языке: «Выдающемуся сыну Отечества Огинскому Михаилу Клеофасу». Это обстоятельство вызвало едва ли не истерику в кругах «свядомитов»: многовекторность в разгаре, а тут такая «здрада». В результате министерство культуры РБ и минские городские власти поспешили исправить оплошность. На ограждение рядом с «Музыкальной скамьёй» поместили табличку и информацией на белорусской мове и английском языке. Центральный фрагмент «музыкальной скамьи Огинского» с надписью на русском языке И здесь возникает вопрос: почему автор монумента, невзирая на настроения, господствовавшие в творческой среде, сочетал герб Огинских с русским языком? Очевидно, скульптор Вадим Мацкевич старался следовать исторической правде и имел представление о родословии князей Огинских и судьбе самого Михаила Клеофаса. Дело в том, что Огинские вели своё происхождение от знаменитого князя Михаила Всеволодовича Черниговского, принявшего мученическую смерть в Орде в 1246 году. Праправнук Михаила Черниговского князь Тит-Юрий Фёдорович Козельский имел двух сыновей, один из которых князь Григорий Титович носил прозвище Огонь. Он и стал родоначальником Огинских. Князья Огинские до середины XVII века были твёрдыми защитникам русского начала и православия в Великом княжестве Литовском и Русском и Речи Посполитой. Так, в ноябре 1619 года князь Александр Богданович Огинский вместе с другими представителями западнорусской знати подавал протест в «главный литовский трибунал» против намерения правительства Речи Посполитой обратить в унию православный Петропавловский собор в Минске (основан в 1612 г. на средства 52 русских шляхтичей Минского воеводства, в настоящее время собор Белорусского Экзархата РПЦ). В последующем, «находясь в званиях воеводы минского и сенатора польского», неоднократно защищал минскую Петропавловскую церковь от нападок врагов православия.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/21/belaya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Киеве. Основан в нач. XII в. Кон. XI-XVII в. Точное время основания К. З. м. неизвестно. В мае 1093 г. упоминается церковь «у святого Михаила», где, собрав войска против половцев, военно-политический союз заключили Киевский вел. кн. Святополк (Михаил) Изяславич и черниговский кн. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 210). По мнению Я. Н. Щапова, речь могла идти о Михайловском соборе будущего К. З. м. ( Щапов. 1989. С. 135). Однако вряд ли сбор войск проходил в верхней части города. Отсутствие упоминания в летописях о более статусном киевском во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-ре дает основание полагать, что в источнике говорилось о Михайловской ц. киевского Выдубицкого мужского монастыря , рядом с которым располагался княжеский Красный двор. 11 июля 1108 г. на средства правителя Киева был заложен каменный собор (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 283; Т. 2. Стб. 259), посвященный арх. Михаилу - небесному покровителю вел. кн. Святополка Изяславича. Позднее с зап. стороны к Михайловскому собору была пристроена круглая лестничная башня, а в 10-20-х гг. XII в.- небольшой храм-крещальня ( Ibakih Г. Храм-крещальня. 1997) - т. о., возможно, одной из целей создания К. З. м. было продолжение крещения городского и сельского населения Киева. В сер. XVII в. игум. Феодосий (Сафонович) считал, что на том месте ранее могло находиться языческое капище. В поздней традиции 1672 г., вслед за игум. Феодосием, и до нач. XXI в. основание собора ошибочно приписывалось Киевскому митр. Михаилу (см.: Фeoдociй (Софонович). 1992. С. 68). Однако археологические раскопки не подтвердили эту версию. Михайловский собор, как и Десятинная церковь , был воздвигнут на месте древнего некрополя, где ранее производились погребения с сожжением ( Каргер. 1958. С. 134, 162-163). Возможно, что его материальные остатки игум. Феодосий ошибочно принял за следы языческого капища.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

По смерти Андрея Александровича, по прежнему обычаю, старшинство принадлежало Михаилу Ярославичу тверскому, потому что он был внуком Ярослава Всеволодовича, а Юрий Данилович московский – правнуком, и отец его Даниил не держал старшинства. Но мы уже видели, что место родовых споров между князьями заступило теперь соперничество по праву силы: Юрий московский был также силен, если еще не сильнее Михаила тверского, и потому считал себя вправе быть ему соперником. Когда Михаил отправился в Орду за ярлыком, то и Юрий поехал туда же. Когда он был во Владимире, митрополит Максим уговаривал его не ходить в Орду, не спорить с Михаилом, ставил себя и тверскую княгиню, мать Михаилову, поруками, что Михаил даст ему волости, какие только он захочет. Юрий отвечал: «Я иду в Орду так, по своим делам, а вовсе не искать великого княжения». Он оставил в Москве брата своего Ивана, а другого, Бориса, отправил в Кострому; но здесь Борис был схвачен тверскими боярами, которые хотели перехватить и самого Юрия на дороге, но тот пробрался другим путем. Опасность грозила Переяславлю, и князь Иван Данилович переехал из Москвы сюда оборонять отцовское приобретение от тверичей. Ему дали тайно весть из Твери, что хотят оттуда прийти внезапно под Переяславль с войском; и действительно, под городом скоро появились тверские полки под начальством боярина Акинфа. Этот Акинф был прежде боярином великого князя Андрея Александровича городецкого, по смерти которого вместе с другими боярами перешел в Москву; но туда же пришел тогда на службу знаменитый киевский боярин Родион Несторович с сыном и привел собственный двор, состоявший из 1700 человек; московские князья обрадовались такому слуге и дали ему первое место между своими боярами. На этом оскорбился Акинф, отъехал к Михаилу тверскому и теперь спешил отомстить Даниловичам московским за свое бесчестье. Он три дня держал Ивана в осаде; но на четвертый день явился на выручку Родион из Москвы, зашел тверичам в тыл; Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел совершенное поражение; Родион собственноручно убил Акинфа, взоткнул голову его на копье и поднес князю Ивану с такими словами: «Вот, господин, твоего изменника, а моего местника голова!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Небесное воинство. Образ и почитание Фотогалерея На исходе X столетия Русь открыла для себя новую веру, даровавшую восточному славянству письменность, каменное зодчество, мир изобразительного искусства и книжной премудрости. Окончательным разрывом с язычеством русские земли обязаны святому равноапостольному князю Владимиру, принявшему крещение вместе со своей дружиной в крымском Херсонесе в 988 году. С самого начала христианская вера была неразрывно связана с примерами благочестия воинов-мучеников и благоверных правителей. Для русских людей, вместе с новыми именами прославленных общехристианских воинов-мучеников Георгия и Димитрия, Феодора Стратилата и Феодора Тирона, Меркурия и Мины, Андрея Стратилата и Никиты Бесогона, Иоанна Воина и Уара открывались новая история и новая образность. Особым ореолом почитания был окружен архистратиг (глава) всего Небесного воинства – архангел Михаил. К плеяде святых воинов вскоре присоединились и русские праведники: благоверные князья, стяжавшие бессмертную славу ценой собственного мученичества (сыновья Крестителя Руси – Борис и Глеб, павший в битве с монголами великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, погибший в Орде князь Михаил Черниговский) или защитой православного народа (великие князья Александр Невский и Дмитрий Донской). Имена архангела Михаила, святых воинов-мучеников и русских благоверных князей давали младенцам при крещении, к их заступничеству обращались в дни войн и бедствий, в их честь строили приходские храмы и величественные соборы. Образы святых воинов заняли выдающееся место в русском искусстве: они возникали на фресках и иконах, в нагрудных образках и в скульптуре, на оружии и создаваемом женскими руками лицевом шитье. Выставка, рассказывающая о святых воинах в русском искусстве на протяжении тысячелетнего периода – от домонгольского времени до XX столетия, – объединяет более ста тридцати произведений иконописи, скульптуры, светской живописи, нумизматики, фалеристики, оружейного дела и ювелирного искусства. Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца включает семь тематических разделов, посвященных архангелу Михаилу, наиболее известным воинам-мученикам – святым Георгию, Димитрию Солунскому и Феодору Стратилату, а также русской княжеской святости и благочестию.

http://pravoslavie.ru/153039.html

Тверь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 56.859625; 35.91186 Россия, Тверь Тверь, Тверская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Центр области. Расстояние от Москвы до Твери составляет 167 км на северо-восток от столицы. На р. Волге, при впадении в неё Тьмаки и Тверцы. Население – 462 тыс. человек. Субъективно Большой старый центр города (такой большой, что его даже трудно назвать центром) сплошь уставлен богатыми домами XIX-XIX вв. Благодаря Волге и классической застройке город немного похож на Санкт-Петербург. Вид города не соответствует его истории, содержанию. Каменные свидетели великих событий в истории средневековой Твери уничтожены при Екатерине II, мощи великих святых Твери оказались несовместимы с советским названием города (Калинин). Тверичи порой кажутся излишне строгими: исстари у здешних купцов было принято так подчёркивать свою солидность, значительность. На осмотр достопримечательностей Твери хватит одного-двух дней. История города [ править править код ] Образование Тверского княжества [ править править код ] Город Тверь основал владимирский князь Всеволод в 1181 г. К началу XIII в. князья Переславля-Залесского, оттеснив новгородцев с ничейной «тферской» земли, включили её в состав своих владений. В 1238 г. город не избежал общей участи русских городов, был разорён Батыем. А в 1247 г., в результате раздела русских земель великим князем Владимирским Святославом Всеволодовичем между племянниками, образовалось удельное Тверское княжество. Почти одновременно с ним образовалось и княжество Московское. Борьба за великое княжение [ править править код ] Право княжить в стольном городе Руси Владимире переходило от князя к князю в порядке счёта родства. В 1304 г. это право перешло к тверскому князю Михаилу Ярославичу. Московский князь Юрий Данилович, не имевший надежды приобрести великое Владимирское княжение законно, решил приобрести его путём интриг. Он оклеветал князя Михаила, родного дядю, перед ханом Золотой Орды Узбеком в утаивании части общерусской дани, которая через него, как великого князя Владимирского, поступала в Орду. Летом 1317 г. Узбек передал великое княжение Юрию Московскому, при этом отдав ему в жёны свою сестру Кончаку. Приказ Узбека означал не только изменение судьбы Михаила, но и введение на Руси новых порядков, при которых только Орда определяла, что законно и справедливо. Не случайно это произошло при Узбеке: именно он утвердил в Орде мусульманство в качестве государственной религии.

http://azbyka.ru/palomnik/Тверь

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Нижегородский кремль 22 октября 2022 г. 13:48 22 октября 2022 года в ходе визита в Нижегородскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Нижегородский кремль. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Встречали Святейшего Владыку полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров, губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий . По прибытии Святейший Патриарх Кирилл осмотрел памятник основателю Нижнего Новгорода благоверному князю Георгию Всеволодовичу и его наставнику святителю Симону Печерскому, епископу Владимирскому и Суздальскому. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Архангельский собор. С приветственным словом к Его Святейшеству обратился митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который отметил, что древнейший храм в Нижнем Новгороде посвящен Архангелу Михаилу — небесному покровителю города. Здесь, в храме, погребен национальный герой России Косьма Минин. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Благодарю вас, Ваше Высокопреосвященство! Очень рад посетить это место, где прикасаешься к героическим страницам нашей истории и еще и еще раз осознаешь, как эти героические страницы вплетены в духовную жизнь людей. Если бы не сила духа, если бы не Церковь Православная, которая всегда была матерью народа нашего, то, наверное, не было бы и этого героизма. И когда мы осознаем эту взаимосвязь и взаимообусловленность духовного и материального, мы можем правильно выстраивать всю нашу жизнь. И дай Бог, чтобы для нас, людей XXI века, для всего нашего народа стали очевидны те вещи, которые были совершенно очевидны для наших благочестивых предков. По милости Божией мы как духовные руководители, как пастыри видим, насколько с каждым годом меняется к лучшему отношение людей к Церкви, к своей истории, к своим святыням. Хотел бы поблагодарить всех, кто хранит это святое место. Рад, что могу прикоснуться к нему и на примере великого мужа земли Русской Косьмы Минина представить себе образ русского человека, который не убоялся страшного смертельного врага, вступил с ним в единоборство и победил. И дай Бог, чтобы мы побеждали всё, что супротивно нашим надеждам, нашим мечтам, нашей традиции и нашей вере».

http://patriarchia.ru/db/text/5970251.ht...

Нижегородской епархии передадут Оранскую икону Божией Матери уникальная святыня Нижний Новгород, 2 сентября 2008 г. 5 сентября Нижегородской епархии будет передана древняя святыня нашей земли - Владимирская Оранская икона Божией Матери, сообщает сайт Нижегородской епархии . Встреча иконы состоится в Спасском кафедральном соборе, откуда икона отправится в монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери.   Икона Божией Матери Владимирская (Оранская) является списком (т.е. копией) с Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Успенском Соборе Московского Кремля, хотя несколько отличается и в изображении самого лика, и в наличии предстоящих внизу московских святых: митрополитов Петра, Алексия, Ионы, князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина Феодора, царевича Дмитрия, Василия и Максима, Московских блаженных и Иоанна, Христа ради юродивого. Имена святых на иконе подписаны над их главами в указанном порядке. Четверо из изображенных одноименны заказчику Петру Глядкову и его сыновьям Алексею, Михаилу и Ивану. Все изображенные на иконе русские святые во время ее написания покоились в мощах в Московских соборах и храмах, и на их могилах, по преданию, свершались бесчисленные исцеления.    Обстоятельства появления Оранского списка с Владимирской иконы Божией Матери очень интересны. Заказчиком списка был дворянин Петр Андреевич Глядков, в схиме Павел, отставной голова или капитан. Из-за своей болезни он отправился в Москву на поклонение чудотворной Владимирской иконе Божией Матери и, получив исцеление, Петр Андреевич попросил протопопа Успенского собора Кремля Кондрата сделать с нее список.    Получив икону, Петр отвез ее в свое имение в селе Бочеево, где икона находилась 5 лет. В 1634 году, на пятой неделе Великого поста, в ночь на Субботу Акафиста, Петр Андреевич услышал во сне глас, повелевавший ему идти. Он почувствовал, что идет и останавливается на какой-то горе. Там он опять услышал голос: «Поставь здесь крест и построй храм в честь Владимирской иконы Богоматери». Видение повторялось три раза. Спустя пять лет на месте, избранном Самой Царицей Небесной, была воздвигнута церковь в честь указанной святыни, вокруг которой и выросла вскоре обитель. Приняв монашеский постриг с именем Павла, основатель возглавлял ее вплоть до своей мученической кончины в 1665 году от рук лесных разбойников-грабителей.

http://pravoslavie.ru/27518.html

Нижний Новгород. Кремль. Собор Михаила Архангела. Михаило-Архангельский Кремлевский собор Собор. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1628 и 1631. Архитектор:Лаврентий Возоулин, Антипа Возоулин (руководители артели) Ссылки:     Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Кремль Координаты: 56.328346, 44.001836 Проезд:любым общественным транспортом, идущим через площадь Минина и Пожарского, до одноименной остановки. Затем пройти пешком вглубь кремля около 300 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Михаило-Архангельский собор - древнейший каменный храм Нижнего Новгорода, ведёт свою историю со времени основания города: в 1227 году был построен деревянный, потом не раз перестраивался. В своём теперешнем виде построен в 1631 году и посвящается Архангелу Михаилу и Нижегородскому ополчению 1612 года. Строители храма - Л. Возоулин и выдающийся мастер русского шатрового зодчества А.Константинов. В соборе покоится прах великого патриота России Кузьмы Минина. Ныне действующий храм. Нижегородский кремль – выдающийся образец древнерусского и европейского оборонного зодчества, один из первых каменных кремлей на Руси, рассчитанный на применение артиллерии. Он был возведен в 1500-1511 гг. и с точки зрения архитектуры, истории, археологии и градостроительства представляет особо ценный объект. На территории кремля находятся 15 памятников истории и культуры, из них 8 – федерального значения: Михайло-Архангельский собор, внутри которого находится могила Кузьмы Минина; Дворец губернатора; дом вице-губернатора; Дом Советов; Арсенал; Корпус присутственных мест; Обелиск в честь руководителей народного ополчения Минина и Пожарского. В Нижегородской губернии, в то время входившей в состав Владимиро-Суздальского княжества, по велению великого князя 1212-1216 гг. и 1218-1238 гг. Юрия Всеволодовича было возведено несколько церквей. В 1225 году был построен белокаменный Спасский собор с декором зооантропоморфного типа, который простоял до 1670-х годов, был разобран и выстроен заново.

http://sobory.ru/article/?object=00894

Храм Архангела Михаила (Ярославль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Первое, полулегендарное, упоминание о храме содержится в житии ярославских князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь Великий Константин Всеволодович в меньшем своём граде Ярославле, на своём дворе, церковь построи каменную Успения Пресвятые Богородицы, в лето 6723 (1215), и того ж де лета заложи церковь иную в большом граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши её того ж де лета». В Архангельском храме хранилась рукопись конца 18 столетия, в которой сообщались сходные сведения: «Церковь святого Архистратига Михаила первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем (Мудрым), в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Р.Х. 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет». Если придерживаться этой версии, то деревянный Архангельский храм был воздвигнут ешё до сооружения первого каменного Успенского собора в Рубленом городе. Деревянная церковь Михаила Архангела упоминается в Переписной книге Ярославля 1646 года. Ныне существующий каменный храм во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных с приделом Зосимы и Савватия Соловецких в северном крыле галереи был заложен в 1657 году на средства прихожан, строительство его продолжалось более двадцати лет, поскольку освятили церковь после 1680 года. Архангельский собор оказался расположенным в Стрелецкой слободе и с тех пор (и по сей день) служит гарнизонным храмом. Тесной его связи с военными благоприятствовало не только географическое соседство, но и его посвящение Архистратигу Михаилу, покровителю военного дела. Финансирование храма со стороны оборонного ведомства, впрочем, было довольно скудным, поэтому он строился дольше любой другой ярославской церкви. За это время вкусы ярославского купечества изменились, поэтому в храме оказались соединены черты двух этапов развития ярославской культовой архитектуры. В плане храм почти идентичен ранним ярославским храмам Николы Надеина и Ильи Пророка. Это четырёхстолпный трехапсидный храм на высоком подклете, где складировались товары для близлежащего торга (у церкви Спаса на Городу). С севера и запада четверик окружён галереями, на которые вели два живописных, высоких домообразных крыльца на ползучих арках. В настоящее время из них сохранилось только западное. С северо-западного угла, по ярославской традиции, к храму пристроена грузная квадратная колокольня с невысоким шатром. Имеются два придела, северный и южный; из них первый решён в виде башни и посвящён Соловецким Чудотворцам.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архангела...

В Нижнем Новгороде состоится крестный ход с чудотворной Владимирской Оранской иконой Божией Матери Нижний Новгород, 23 июня 2006 г . 23 июня по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия состоится крестный ход вокруг Нижнего Новгорода, сообщает сайт Нижегородской епархии . По окончании Божественной литургии и трапезы в Богородицком Оранском монастыре богомольцы с чудотворной Владимирской Оранской иконой Божией Матери пройдут по селениям, окружающим Нижний Новгород. Маршрут рассчитан на 12 дней. Как сообщили организаторы, крестным ходом пройдет около 150 человек. В день богомольцы будут проходить от 10 до 28 километров . Со времени революции 1917 года крестный ход вокруг города проходит впервые. Владимирская Оранская икона Божией Матери является списком Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Успенском соборе Московского Кремля. Оранская икона несколько отличается и в изображении самого лика, и в наличии предстоящих внизу Московских святых: митрополитов Петра, Алексия, Ионы, князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина Феодора, царевича Димитрия, Василия и Максима, Московских блаженных, и Иоанна, Христа ради юродивого. Имена святых на иконе подписаны над их главами в указанном порядке. Четверо из изображенных одноименны заказчику Петру Глядкову и его сыновьям Алексею, Михаилу и Ивану. Все изображенные на иконе русские святые во время ее написания покоились в мощах в московских соборах и храмах, и на их могилах, по преданию, совершались бесчисленные исцеления. Особенно ясно благодатную силу Оранской иконы познали жители Нижнего Новгорода в 1771 году, когда по всей губернии свирепствовала моровая язва (чума). По их просьбе и с благословения Преосвященного владыки Феофана чудотворный образ Пречистой был доставлен в город и с крестным ходом обнесен вокруг Кремля. И беда отступила, в виде черного облака на глазах молящихся унеслась за Волгу. Благодарные нижегородцы дали обет ежегодно совершать торжественное шествие с иконой из Оранского монастыря и не нарушали его в течение 150 лет. 28 июня крестный ход войдет в Нижний Новгород. В городе богомольцы пробудут два дня. Первый день чудотворный образ будет находиться в храме Смоленской-Владимирской иконы Божией Матери, второй – в Сормовском Спасо-Преображенском соборе. В каждом храме, куда прибудет чудотворный образ, будут служиться молебны с чтением акафиста. 5 июля крестный ход вернется в монастырь. 21 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17792.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010