Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Киевской епархии, возобновлено в 1954 г., названо по г. Переяславу-Хмельницкому (Киевской обл., Украина; до 1943 Переяслав). Переяславское викариатство Полтавской епархии Викарная кафедра в Переяславе была возобновлена в 1922 г. (не замещалась с 1803; см. в ст.: Переяславское викариатство Киевской епархии ). Переяславский у. Полтавской губ. территориально входил в Полтавскую епархию (см. Полтавская и Миргородская епархия ). 2-4 сент. 1922 г. на совещании правосл. архиереев было принято решение об увеличении числа викариатств Полтавской епархии в связи с распространением расколов самосвятского (см. в ст. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)) и обновленческого (см. Обновленчество ), тогда же в числе других было учреждено Переяславское вик-ство. В том же году во епископа Переяславского был рукоположен вдовый прот. Петр Михайлович Киреев, принявший монашество. К янв. 1923 г. Петр (Киреев) имел титул «епископ Переяславский и Золотоношский». 14 янв. 1923 г. в полтавском кафедральном Успенском соборе еп. Петр участвовал в хиротонии Феофила Булдовского во епископа Лубенского и Миргородского, викария Полтавской епархии, хиротонию возглавил Полтавский еп. Григорий (Лисовский) . 12 февр. того же года еп. Петр скончался, был погребен в вост. части Вознесенского собора в переяславском Вознесенском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь ). Новый епископ на Переяславское вик-ство не был назначен. Церковная жизнь на территории Переяславского уезда, Переяслав-Хмельницкого (Переяславского) района в 1922-2019 гг К 1922 г. на территории Переяславского у. имелось 7 благочиннических округов. В 1-м округе насчитывалось 15 храмов (в т. ч. 9 в Переяславе), во 2-м - 13, в 3-м - 14 (в т. ч. 3 в Барышевке), в 4-м - 12, в 5-м - 13 (в т. ч. 6 в Борисполе), в 6-м - 16 (в т. ч. 2 в Березани), в 7-м округе - 12 храмов. В 1923 г. Переяславский у. упразднили, на его территории были созданы Бориспольский, Березанский, Барышевский и Переяславский районы Киевского окр., они стали частью территории Киевской епархии в подчинении патриаршему экзарху Украины Киевскому митр. Михаилу (Ермакову) . Большинство общин бывш. Переяславского у. остались верными канонической Церкви: в Барышевском р-не действовало 16 канонических («старославянских») общин, в Березанском - 17, в Бориспольском - 24, в Переяславском р-не - более 37 общин.

http://pravenc.ru/text/2580022.html

прот. Владимир Сорокин Часть III. 1891–1895. Старательный студент Духовной Академии 11 августа 1891 года, в воскресенье, простясь с родными, корпорацией и знакомыми, получив благословение епископа Павла, Николай Чуков пароходом отправился в Петербург. Вместе с ним поехал поступать и Виктор Петрович Крохин, только что окончивший семинарию. «В девятом часу утра 13 августа мы были уже в Петербурге, – пишет в своих воспоминаниях Владыка Григорий. – На извозчике проехали мы в здание Академии 79 (за Невской Лаврой). С чувством какого-то страха вошли мы в здание, где встретил нас швейцар Лаврентий, импонировавший нам своей формой; с завистью смотрели мы на независимо разгуливавших по вестибюлю студентов; с особенным почтением взирали на каждого солидного или пожилого человека, предполагая видеть в нем профессора... Нас отвели в комнаты студентов, где мы и расположились на время экзаменов, предварительно заявившись к инспектору (тогда иеромонаху Михаилу Ермакову, впоследствии Митрополиту Киевскому) и уплатив эконому 8 руб. 50 коп. за полумесячное содержание в Академии. В первый же день я побывал в Соборе Лавры у обедни, а затем мы оба не утерпели, чтобы пройти по Старому Невскому до Николаевского вокзала и посмотреть на железную дорогу, которой мы никогда не видели. Экзамены начались лишь 19 августа и потому все время до этого мы занимались, штудируя учебники для предстоящих испытаний. По старой привычке, за отсутствием студентов, еще не приехавших, я попал в церковные прислужники в Академическую церковь , и в день Успения Б. М. – 15 августа – при служении Преосвященного ректора еп[ископа] Антония (Вадковского , впоследствии Митрополита), я держал у него служебник. 18 августа в Лаврском соборе происходила хиротония архимандрита Владимира во епископа Бийского. Служил Митрополит Исидор с четырьмя архиереями. Наш ректор еп[ископ] Антоний должен был участвовать, и я опять сопровождал его в качестве чиновщика и так[им] обр[азом] впервые видел всю церковную церемонию архиерейского посвящения. Во время „причастного“ ректор послал меня получить благословение 92-летнего старца Митрополита „на благополучную сдачу экзаменов“, как он и выразился» 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В.М. Чернышев Украинская автокефальная православная церковь После февральского большевистского переворота 1917 г. на Украине началось движение за национальное возрождение. Оно в значительной степени затронуло и Церковь . Группы священников, вовлеченные в борьбу за независимость Украины, и определенная часть мирян требовали образования на Украине автокефальной Церкви. Украинское национальное движение в церковной среде было одновременно и революционным. В 1918 г. по благословению святейшего патриарха Тихона в Киеве начал работу Всеукраинский Собор, который решительно отверг предложение об установлении церковной иерархии на автокефальной платформе и выразил единодушное желание иметь на Украине автономную Церковь в каноническом единении со всей Русской Православной Церковью и с ее иерархами. В том же году Всероссийский Поместный Собор утвердил решение Всеукраинского Собора, представив Православной Церкви на Украине широкую автономию. Но решение Поместного Собора не удовлетворило радикально настроенную группу духовенства и мирян. По окончании гражданской войны в 1921 г. патриарх Тихон назначил на Украину патриаршим экзархом архиепископа Гродненского Михаила (Ермакова, † 1929 г.). Всеукраинская Православная Церковная Рада, в организации которой принимали участие Симон Петлюра и В. Чеховской, 14 октября 1921 г. созвала «Всеукраинский Собор» представителей духовенства и мирян под председательством В. Чеховского, на котором самочинно, вопреки канонам была провозглашена автокефалия Украинской Православной Церкви. Никто из епископов не принимал участия на этом сборище, а автокефалистам нужна была своя иерархия. К митрополиту Михаилу обратилась делегация с просьбой прибыть на Собор и поставить для Украинской Церкви епископа, избранного Собором. Митрополит явился на заседание и заявил, что он Собором церковным его не признает и просьбы Собора о поставлении епископа не удовлетворит. Поэтому 23 октября 1921 г. в Киевском Софийском Соборе мятежные клирики с участием нескольких пресвитеров организовали лжехиротонию женатого и запрещенного в служении протоиерея Василия Липковского во «епископа», которого затем «возвели» в сан «митрополита» Киевского и всея Украины. На следующий день сам Василий «поставил» во «епископа» своего товарища – киевского клирика Нестора Шараивского. Вдвоем уже они «рукоположили» Иоанна Теодоровича, Я. Ярешенко, С. Орлика и др.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Мысовые Челны. Часовня Михаила Архангела в колокольне церкви Серафима Саровского. Надвратная часовня-колокольня при Серафимовской церкви Часовня. Действует.   Освящена в честь: Михаила Архангела Год постройки:2010. Архитектор:Н.А. Петрушин Адрес: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Набережночелнинский проспект, д. 3. Координаты: 55.702563, 52.327799 Проезд:Любым транспортом (автобус 1, 1а, 1б, 2, 2а, 6, 7, 8, 10, 10а, 22, 25, 42, 43а, трамваай 2, 6, 8, 12) до остановки " Микрорайон бумажников " . Автомобилем, въехав в город со стороны Казани через поселок ГЭС, налево по центральной улице (проспект Мусы Джалиля). После моста через реку Мелекеска слева будет церковь Серафима Саровского, часовня расположена в надвратной колокольне при входе. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Шаг за шагом продвигался проект церковного комплекса Серафима Саровского в реализации дальнейших планов и замыслов. Следующей святыней на подворье храма стала надвратная часовня-колокольня архистратига Михаила и небесных сил бесплотных. Сооружение этого объекта было осуществлено в 2010 году на средства генерального директора " Кориб " Олега Владимировича Коробченко и его семьи. Участие в строительстве принимали также челнинцы Георгий Ермакович Гасеев, Евгений Николаевич Задорожнев и Николай Станиславович Дубровин. Автор проекта надвратной часовни челнинский архитектор Николай Александрович Петрушин. От начала разработки проекта надвратной часовни до закладки ее фундамента прошло несколько лет. Причина этого понятна: ведь еще достраивался главный храм, и на все средств не хватало. Закладной камень в основание часовни с памятной капсулой с именами благотворителей был установлен 19 октября 2007 года. В июне 2008-го елабужская проектная фирма ООО " УНиКо " под руководством Николая Ивановича Уварова закончила расчетные работы по проекту часовни-колокольни, разработала кладочные планы, спецификации и схему расположения блоков под колокола. Благой мыслью взять на себя сооружение часовни буквально загорелся член попечительского совета храма Олег Коробченко. По словам мецената, ему захотелось использовать такую счастливую возможность оставить в городе о себе и своих близких память, освященную именем Серафима Саровского. Отец Михаил с радостью благословил своего прихожанина на сооружение надвратной часовни, которую по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского решено было посвятить архистратигу Михаилу. О. В. Коробченко пришлось также решать проблему изготовления колоколов. Еще более тонкой работой было собственно изготовление колоколов. Своими прекрасными звучанием и внешним видом колокола надвратной часовни обязаны, конечно, и мастерству литейщиков ЗАО " Пятков и Ко " - известного в России и за ее пределами завода по литью колоколов в городе Каменск-Уральский.

http://sobory.ru/article/?object=30180

«А ты ко мне придёшь» Михаил Фёдорович Прокопов Он прошёл Афганистан и первую чеченскую, занимаясь подготовкой к полётам наших стратегических бомбардировщиков. На вопрос, был ли он на войне, Михаил Фёдорович Прокопов отвечает: – Не я был. Была машина. – Какие самолёты обслуживали? – Самолёт – это до 46 тонн. А у нас были летающие корабли – Ту-22М3. Дальний сверхзвуковой ракетоносец. Нужно проверить, заправить, подвесить средства поражения. Выпускаешь и ждёшь. Постепенно в предполётную подготовку кораблей вошли освящение и обеспечение иконами Ильи Пророка – небесного покровителя ВВС. Чтобы собрать волю в кулак, преодолеть страх, ничего лучше молитвы нет и не будет. Идеология взвинчивает на время, за вспышкой энергии следует чёрная хандра. Вера укрепляет тихо и навсегда. Прокопов понял это, когда на святого Пантелеимона у него родился сын. Из-за трудностей со здоровьем мальчика не брали в садик, а в школе говорили: «Он у вас необучаемый». Гимназию парень окончил одним из лучших, в университете изучал микроэлектронику. Отцовская молитва – это сила. Об этом майору сказал его духовный отец – петербургский протоиерей Василий Ермаков . Батюшка знал, о чём говорил. Знал, как никто, но к этому мы ещё вернёмся. А пока расскажем о том, как они познакомились: знаменитый наш старец и военный инженер-авиатехник. В начале 90-х Михаил Фёдорович с другом, тоже офицером, зашёл в Иоанно-Кронштадтский монастырь. Поведал встретившемуся там священнику о своей беде. «Я отведу вас к мощам праведного Иоанна Кронштадтского , попросите, что надо», – сказал тот. Только спустились, как вокруг все забегали, переговариваясь: «Отец Василий Ермаков идёт». Там, в обители святого Иоанна, когда все начали подходить к батюшке под благословение, Михаилу Фёдоровичу с другом велели: «Давайте, воины, тоже подходите!» Но они не успели, отец Василий уже прошёл мимо. Вдруг обернулся и, пристально посмотрев на Прокопова, сказал: «А ты ко мне придёшь». «Запомни на всю жизнь» Служил Михаил Фёдорович тогда в Сольцах, недалеко от Новгорода, где была авиабаза стратегических бомбардировщиков. Она и сейчас есть, только ни самолётов, ни боевых кораблей там давно не видели. Но тогда жизнь на авиабазе ещё кипела.

http://pravoslavie.ru/65878.html

14 января Сщмч. Платон, епископ Ревельский 1919 год – Зверски убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш). 20 декабря 1918 г . красноармейцы арестовали владыку Платона во время всенощной, прямо в алтаре храма. Владыку (а с ним еще 17 человек) бросили в подвал бывшего Кредитного банка г. Юрьева (Эстония) и там подвергли издевательствам. 12 дней претерпевал владыка Платон надругательства. 1 января 1919 г . его вызвали на допрос, принуждали отречься от учения Христова. «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа», — сказал владыка Платон. Икона сщмч. Платона, епископа Ревельского и иже с ним в Юрьеве убиенных сщмчч. Николая Бежаницкого и Михаила Блейве († 1919) В ночь на 14 января владыка Платон принял мученическую кончину. Он был убит вместе с соузниками (среди них – протоиереи Николай Бежицкий и Михаил Бейве). 1920 год – Архиепископ Сильвестр (Ольшевский) призвал паству к подчинению власти. Архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр вместе с членами епархиального совета призвал церковных пастырей своей епархии к исполнению окружного послания Святейшего Патриарха Тихона от 8 октября (25 сентября) 1919 г ., «дабы они были в удалении от политической борьбы, ибо дело Церкви есть дело мира». Обращаясь «к братьям православным христианам Омской епархии», архиепископ Сильвестр особо подчеркивал, что «ныне у нас народно-государственная Советская власть, и мы все имеем долг законного подчинения ей». Лжемитрополит Феофил (Булдовский) 1923 год – Протоиерей Феофил Булдовский, священник кладбищенской церкви Полтавы, рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского. Его хиротония была совершена с большой торжественностью. Епископ Полтавский Григорий (Лисовский), совершивший хиротонию, обращался по этому поводу к экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) и получил согласие на архиерейскую хиротонию Феофила, несмотря на то, что последний был женат. После развода с женой и пострижения в монашество 1 (14) января 1923 г . Феофил был рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского.

http://pravoslavie.ru/5326.html

Плоть от плоти, кровь от крови своего народа К 10-летию со дня кончины протоиерея Василия Ермакова Ирина Корнилова Там, где льются слезы при мысли об Отечестве, – там еще не все потеряно, там еще есть у народа место для святых героических подвигов во имя своей Родины. Протоиерей Василий Ермаков «Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нем ничего нет – да и не надо, потому что в Православии всё… Кто не понимает Православия, тот никогда и ничего не поймет в народе. Мало того: тот не может и любить русского народа, а будет любить его таким, каким бы желал его видеть. Обратно, и народ не примет такого человека как своего…» . Эта запись из тетради студента Ленинградских духовных школ Василия Ермакова, как и слова из его выпускной диссертации , вынесенные в эпиграф, говорят о зрелости тогда еще совсем молодого человека, которому было немногим больше 25 лет. Испытаний, перенесенных Василием в юности, хватило бы на целую жизнь. Он неоднократно подвергался смертельной опасности: раскулачивание, жизнь в землянке в голоде и холоде, война, оккупация, работы под немецким конвоем. Фронт проходил рядом с его родным городом Болховом: танки, самолеты, артобстрелы. Потом немецкий концлагерь в Эстонии. Василий был свидетелем огромных жертв и страданий русского народа, он впитал войну всем своим сознанием и сердцем, хотя к 1941 году успел закончить всего семь классов. После освобождения из немецкого лагеря и до конца войны Василий жил в Таллине. Благодаря семье Ридигеров – Михаилу Александровичу и Елене Иосифовне – он получил возможность читать духовную литературу. Особенно его интересовало будущее России. В Таллине завязалась и его дружба с Алексеем Ридигером, будущим Патриархом Алексием II. Тогда Алексей и Василий были совсем юными, но Русская Православная Церковь знает много подвижников, которые имели сильную веру и любовь к Родине уже в юном возрасте. Василий всегда чувствовал Покров Божией Матери над своей головой, ведь и из лагеря он был освобожден в 1943 году именно 14 октября – в день Покрова Пресвятой Богородицы. Домой вернулся летом 1945 года с твердым намерением посвятить себя священническому служению. Замечательно и то, что после окончания Ленинградской духовной семинарии он, по настоянию митрополита Ленинградского Григория (Чукова), продолжил обучение в духовной академии, хотя многие студенты распределились по приходам. Владыка Григорий, будучи не только выдающимся церковным деятелем, но и государственником, видел в студенте Василии Ермакове незаурядные способности.

http://pravoslavie.ru/100609.html

Документальный фильм " Времена, когда молятся все " посвящен 60-летию Победы Москва, 12 мая 2005 г. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу над фашистской Германией повествует документальный фильм режиссера Андрея Кирисенко " Времена, когда молятся все " . Картина посвящена 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, передает ИТАР-ТАСС. Священник Михаил Ридигер " В нашей ленте мы делаем важный вывод: на войне не было атеистов, де-факто все были верующими " , – подчеркнул Кирисенко. По его мнению, только верой, сохранившейся в сердцах людей, можно объяснить феномен массового героизма на фронте. " В массовом порядке наш народ являл высшую христианскую заповедь любви, жертвовал своей жизнью " за други своя " , повергая фашистов в шок " , – сказал он. Одним из главных действующих лиц стал Патриарх Московский и всея Руси Алексий. " Он делится в картине детскими впечатлениями о том, как мальчиком помогал отцу, священнику Михаилу Ридигеру, духовно окормлять соотечественников, содержавшихся в лагере для перемещенных лиц на территории оккупированной Эстонии " , – сообщил режиссер. Протоиерей Василий Ермаков Именно священник Михаил Ридигер, по его словам, " сыграл решающую роль в вызволении из нацистского плена будущего протоиерея Василия Ермакова " – одного из героев картины. Протоиерей Василий Ермаков более полувека служит в священном сане в Санкт-Петербургской епархии. Героически сложилась судьба и у монахини Адрианы из московского подворья Пюхтицкого монастыря. В 1941 году она добровольцем пошла на фронт, попала в разведку, много раз переходила за линию фронта. К 1941 году в СССР осталось четверо служащих архиереев и несколько сотен священников. " В фильме мы ставим важный вопрос – почему Сталин не разбил Церковь до конца? " , – подчеркнул Кирисенко главную мысль картины. " И отвечаем словами одного из наших героев: " Бог не допустил " , – говорит режиссер. 12 мая 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13424.html

Азию. Экзарх, рассмотрев дело, запретил Н. в священнослужении. Но вскоре др. группа духовенства - сторонников Н.- во главе с благочинным Кременчугского округа прот. С. Кремянским отправила митр. Михаилу свое послание с просьбой простить Н. временное вынужденное пребывание в обновленчестве и отменить решение о его запрещении в священнослужении. Митр. Михаил направил Н. письмо, в к-ром сообщил о снятии с него запрещения. К этому времени, видимо, относится публичное покаяние Н., к-рый вышел во время богослужения к народу в простой рясе без панагии и просил у верующих прощение за пребывание в обновленчестве. Возвращение Н. в Православие подтверждается отчетом Полтавского отдела ГПУ за сент. 1924 г. Не позднее февр. 1925 г. Н. уже открыто перешел к обновленцам и в мае того же года принял участие в обновленческом «Втором Всеукраинском Поместном Соборе» в Харькове. В июне был назначен на обновленческую Балтскую кафедру с возведением в сан «архиепископа». В том же году вернулся в сане епископа в каноническую Церковь и вновь занял викарную Кобелякскую кафедру. В кон. 1925 г. Н. подписал «Постановление Собора православных епископов Украины» (т. н. Постановление 13-ти) о лишении сана и отлучении от Церкви бывш. Лубенского еп. Феофила (Булдовского) и др. главарей Лубенского раскола. В это время в подчинении Н. находилось более 200 приходов, тогда как у обновленцев было ок. 20-25 приходов. Однако неск. правосл. приходов отказывались признать Н. своим архиереем, поскольку он «влачил свою мантию от обновленчества к православию и снова к обновленчеству». После кончины Полтавского митр. Григория (Лисовского, † 17 марта 1927) Н. вновь перешел в обновленчество, но через неск. месяцев снова принес покаяние. В янв. 1928 г. как епископ Кременчугский он участвовал в архиерейском совещании в Киеве под председательством Киевского митр. Михаила (Ермакова). В мае того же года назначен епископом Роменским, викарием Полтавской епархии. Был возведен в сан архиепископа. В 1931 г. назначен архиепископом Новоград-Волынским, викарием и временным управляющим Волынской епархии.

http://pravenc.ru/text/2566006.html

В сер. авг. 1922 г. Елисаветградское ГПУ начало активную работу по насаждению обновленчества и расколу духовенства. Была организована группа «прогрессивного духовенства», к-рая 22-23 авг. 1922 г. провела съезд духовенства и мирян Елисаветградского вик-ства, на котором обновленческие идеи не нашли понимания. Еп. Павел (Колосов) не поддержал «Живую церковь» , вслед. чего против него началась кампания в советской печати. Московское обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) осенью того же года отправило еп. Павла на покой, обновленцы захватили управление Елисаветградским викариатством. 29 нояб., по окончании съезда раскольников, состоявшегося в Елисаветграде, еп. Павел направил президиуму комитета «Живой церкви» письменное благословение на передачу всех дел епархиального управления обновленцам, духовное правление викариатства было упразднено, несмотря на сопротивление его членов протоиереев Романовского, Купчевского и др. В дек. 1922 - янв. 1923 г. еп. Павел изменил свою позицию и решил оказать сопротивление раскольникам, по его повелению было создано новое духовное правление. ГПУ сообщало, что «ликвидировать и привлечь к ответственности лиц за незаконное открытие не является возможным, поскольку группа «ЖЦ», как незарегистрированная в отделе управления, считается неофициальной и не оглашенной в печати» (цит. по: Тригуб. Розгром украïнськоï церковноï onoзuцiï. 2009. С. 95-96). В нач. февр. 1923 г. указом экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова) еп. Павел был уволен на покой, 4 февр. в Киеве состоялась хиротония во епископа Елисаветградского настоятеля криворожского Никольского храма архим. сщмч. Онуфрия (Гагалюка) . 6 февр. 1923 г. еп. Онуфрий прибыл в Елисаветград. Через неск. дней к архиерею для переговоров пришел уполномоченный обновленческого ВЦУ Трофим Михайлов. Еп. Онуфрий сказал, что никогда не признает ВЦУ, что подчиняется лишь своим непосредственным каноническим начальникам - митр. Михаилу (Ермакову) и еп. Прокопию (Титову). На следующий день еп. Онуфрий был арестован и отправлен в тюрьму сначала в Елисаветграде, затем в Одессе. Ему предъявили обвинения в том, что он не зарегистрировался в админотделе НКВД, и в шпионаже. Пока еп. Онуфрий находился в тюрьме, временное управление Елисаветградским вик-ством взял на себя еп. Павел (Колосов). Он продолжил борьбу с обновленчеством, о чем с негодованием писала укр. центральная газ. «Коммунист»: ««Живая церковь» в Елисаветграде подает слабые признаки жизни. Зато кучка отчаянных черносотенцев во главе с епископом Колосовым выявляет активность, оказывает упорное сопротивление обновленческому движению в Церкви» (Нет житья ни живой, ни мертвой: (От нашего елисаветградского корреспондента)//Коммунист. Х., 1923. 62. С. 7). В сер. 1923 г. 70-летний еп. Павел (Колосов) скончался.

http://pravenc.ru/text/1841109.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010