(при впадении р. Клеши (Илеши?) в р. Пинегу, муж., время основания неизвестно, упразднена в кон. XVII в.); в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь (в Яренском у., жен., основан в 1894, упразднен после 1918). Арх.: РГАДА. Ф. 1209. Кн. 14728, 14732, 15052; ВГИАХМЗ. Ф. 1. Вологодский архиерейский дом; ГА Вологодской обл. Ф. 496. Вологодская духовная консистория; Ф. 1260. Вологодский Софийский архиерейский дом. Ист.: Евгений [Болховитинов], митр. Список мон-рей бывших и ныне существующих в Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1864. 3. С. 68-77; 4. С. 103-108; 5. С. 130-143; 6. С. 164-173; Суворов Н. И. О движении народонаселения в Вологодской епархии с 1788 по 1862 гг.//Вологодские ЕВ. 1866. 12. С. 468; ПСРЛ. Т. 9-14. СПб., 1885; Т. 24. М., 2000; Т. 25. М.; Л., 1949; Т. 26. М.; Л., 1959; Т. 27. М.; Л., 1962; Т. 28. М.; Л., 1963; Т. 33. М., 1977; Т. 37. Л., 1982; НПЛ. М.; Л., 1950; РИБ. СПб., 1875. Т. 2: Сб. ст.; Дмитриев А. А. Пермская старина: Сб. ист. статей и мат-лов преимущественно о Пермском крае. Пермь, 1889. Вып. 1: Древности Бывшей Перми Великой; Мерцалов А. Е. Очерк г. Вологды по писцовой книге 7135 г. СПб., 1889. (Вологодская старина: Мат-лы для истории Сев. России); Непеин С. А. Путеводитель по Вологодскому епарх. древлехранилищу. Вологда, 1900; Преображенский И. В. Отечественная Церковь по стат. данным с 1840-1841 по 1890-1891 гг. СПб., 19012; Источники по истории г. Вологды и Вологодской губ. Вологда, 1904. Вып. 1: Список с писцовой книги г. Вологды, сделанной в 1629 г./Предисл. И. Суворова; Устюжский летописный свод: (Архангелогородский летописец)/Под ред. К. Н. Сербиной. М., 1950; Вычегодско-Вымская (Михаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 257-271; ДДГ; АФЗХ. Ч. 1, 3; АСЭИ. Т. 1-3 (по указ.); Кудрявцев И. М. Сборник посл. четв. XV - нач. XVI в. из Музейного собр.: Мат-лы к исслед.//Зап. ОР ГБЛ. М., 1962. Вып. 25. С. 220-288; Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись//Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 218-231; Каштанов С.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Сам архимандрит Сергий был вынужден обратиться в июле 1918 года в Епархиальный Совет со следующей просьбой : «Вследствие крайнего недостатка в священнослужителях, кои вместе с исполнением очередного служения исполняют и послушания послушников, поют и читают на клиросе, ибо последних в вверенном мне монастыре почти совсем не имеется, покорнейше ходатайствую пред Епархиальным начальством о перемещении иеромонаха Михаило-Архангельского монастыря Серафима в вверенный мне Зилантов монастырь, тем более, что последнему, как видно из прилагаемого при сем прошения, тяжело и невыносимо стало жить в Михаило-Архангельском монастыре из-за племенной розни». Действительно, сии смутные времена ознаменовались не только походами против Церкви, но и, увы, многочисленными размежеваниями на национальной почве внутри самой Церкви. Прошение иеромонаха Серафима на имя архимандрита Сергия было следующим: «В настоящее тревожное время в Михаило-Архангельском черемисском монастыре, в коем в очень значительном количестве преобладают черемисы, образовалась племенная рознь между черемисами и чувашами, почему последним жизнь становится невыносимою, не желая наводить на больший грех и неприятности, я, как чува-шин, считаю более благопристойным и разумным уйти из Михаило-Архангельского Черемисского монастыря, в нем прожил 16 лет. А потому прошу Вас, Ваше Высокопреподобие, хлопотать пред Епархиальным начальством о перемещении меня в вверенный Вам Успенский Зилантов монастырь. Иеромонах Михаило-Архангельского Черемисского монастыря Серафим» . Датировано сие прошение 14 июлем 1918 года. Рассмотрев рапорт архимандрита Сергия и прошение иеромонаха Серафима, Епархиальный Совет постановил: «Перевести иеромонаха Михаило-Архангельского монастыря Серафима, согласно его просьбы и рапорта настоятеля Успенского Зилантова монастыря Архимандрита Сергия в Успенский Зилантов монастырь». Однако, на решении Епархиального Совета стоит резолюция митрополита Иакова: «Зилантов монастырь занимается для военных целей народною армией, а потому и наличному составу иноков приходится искать себе другое место жительства.

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

Богослужебные песнопения исполнил хор Михаило-Архангельского собора (регент — Татьяна Горшкова). На телеканалах «Союз» , «Спас» , «Регион 29» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. Трансляция была выведена на два больших экрана, установленных на территории собора. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси . Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках г. Москвы. По окончании Литургии митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству две панагии и крест. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В благодарность за труды на благо Святой Церкви Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Корнилию памятную панагию. В дар общине новоосвященного собора Святейший Владыка передал образ блаженной старицы Ксении Петербургской. Верующим Предстоятель благословил раздать иконки Архангела Михаила с Патриаршим благословением. В завершение состоялось вручение церковных наград потрудившимся в деле строительства Михаило-Архангельского собора г. Архангельска. Наград были удостоены: Затем Святейший Патриарх Кирилл спустился в нижний храм Михаило-Архангельского кафедрального собора, где пообщался с участниками архангельской команды по хоккею с мячом «Водник». Спортсмены попросили благословения Его Святейшества перед началом чемпионата России. От лица хоккеистов Святейшего Владыку приветствовал президент Федерации хоккея с мячом России Б.И. Скрынник. Далее Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с историей реализации проекта по строительству и благоукрашению Михаило-Архангельского собора. О ходе работ Его Святейшеству рассказал главный архитектор храма Д.С. Яскорский.  Возведение Михаило-Архангельского кафедрального собора благословил в 2005 году приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II . В 2008 году строители забили первые сваи и управлявший тогда Архангельской епархией епископ Тихон (Степанов) освятил закладной камень. К 2010 году закончили нулевой цикл здания, а с 2011 года началось активное возведение стен будущего собора. После корректировки эскизного проекта удалось увеличить вместительность храма до трех тысяч прихожан.

http://patriarchia.ru/db/text/5968012.ht...

Кроме певчих Михаило-Архангельского храма, в богослужении участвовали клирошане Покровского храма в Рубцове и Тихвинского храма поселка Павлово-на-Неве Санкт-Петербургской епархии . На малом входе владыка Ювеналий вручил настоятелю Михаило-Архангельского храма священноигумену Иринарху наперсный крест с украшениями — награду, которой его удостоил Святейший Патриарх Кирилл за многолетние труды на ниве церковной. За Литургией митрополит Ювеналий рукоположил для Михаило-Архангельского храма во иерея диакона Валерия Булычева, а также рукоположил в иеродиакона инока Антония (Аненко). По окончании Божественной литургии владыка Ювеналий и настоятель Михаило-Архангельского храма священноигумен Иринарх обменялись приветствиями. После Литургии митрополит Ювеналий возглавил работу церковно-исторической конференции, посвященной 210-летию единоверия в лоне Русской Православной Церкви. В мероприятии приняли участие более 80 человек. Открывая конференцию, владыка Ювеналий отметил, что тема данного симпозиума весьма актуальна. По его словам, значение вопроса, предложенного для обсуждения, не ограничивается религиозной сферой, простираясь и на область социально-культурную. На примерах докладов приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  и Святейшего Патриарха Кирилла на торжествах по случаю 200-летия единоверия в 2000 году, Архиерейских Соборах 2004 и 2008 годов иерарх проиллюстрировал благожелательное отношение к единоверию священноначалия Русской Православной Церкви и отметил, что такому отношению в полной мере соответствует Михаило-Архангельский единоверческий приход, в котором не только с любовью сохраняется литургическая традиция и древнее благочестие, но и развиваются просветительство и благотворительность. Архипастырь сказал: «Нас объединяют не только вера, но и совместное стремление к защите фундаментальных духовных ценностей, к сохранению отечественного культурного наследия, к служению Родине и нашему народу». Первая группа докладов на конференции касалась истории единоверия. Клирик саратовского Христорождественского храма диакон Максим Плякин рассказал о Хвалынском миссионерском монастыре. Доклад священнослужителя единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода священника Евгения Саранчи был посвящен Санкт-Петербургскому Никольскому единоверческому братству, учрежденному в 1908 году по инициативе священномученика Симона, епископа Охтенского. Многие неизвестные факты попыток примирения старообрядцев с Русской Православной Церковью в 1920-е годы представила в своем докладе гостья из Уфы, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.П. Зимина. Доклад «Понятие " скверна " в средневековой Руси и в современном старообрядчестве» представил кандидат богословия, настоятель храма Новомучеников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов.

http://patriarchia.ru/db/text/1281165.ht...

Почитание Е. было запрещено Холмогорским архиеп. Афанасием в 1683 г. в целях борьбы с распространением старообрядчества : пальцы десницы святого были сложены для крестного знамения двуперстно (см. Двоеперстие ), на иконе Е. также был изображен с двуперстным сложением (незадолго до этого, в 1677-1678, патриарх Иоаким по той же причине отменил установленное в 1650 празд. блгв. кнг. Анне Кашинской ). Кроме того, обращалось внимание на тот факт, что мощи святого нельзя было уверенно связать с игум. Евфимием, настоятелем Михаило-Архангельского мон-ря. Архиеп. Афанасий вывел ц. Происхождения честных древ Креста Господня из ведения Михаило-Архангельского мон-ря, приписав ее к городскому собору. При перестройке храма (2-престольная церковь стала однопрестольной в честь Чуда арх. Михаила в Хонех) место погребения Е. было скрыто. В 1684 г. решетка от гроба Е. находилась в архиерейском доме в Холмогорах (возможно, это обстоятельство дало основание некоторым исследователям считать, что и «мощи святого покоились в Троицком храме г. Холмогор» - Северные письма: Собр. АМИИ: Кат./Сост.: О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 109). В нач. 20-х гг. XVIII в. вместо обветшавшего Михаило-Архангельского храма была построена деревянная 3-престольная церковь (престолы: в честь Чуда арх. Михаила в Хонех, во имя вмц. Екатерины, в честь Тихвинской иконы Божией Матери), сгоревшая 4 июля 1738 г. В 1743 г. на ее месте возвели каменную церковь. В кон. XIX в. было записано местное предание, повествующее о том, что когда в 60-х гг. XIX в. в храме ремонтировали помост, то под полом в левом приделе нашли гроб, не подвергшийся тлению, гроб оставили в земле ( Сибирцев. 1896. С. 2-3). Михаило-Архангельский храм не сохранился. С кон. XVII в. Е. отождествлялся с прп. Евфимием Корельским (впервые - в Описании о российских святых. С. 158-159; сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В изданиях XIX в. это отождествление стало общепринятым (см.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185-186; Никодим (Кононов). 1901. С. 12; ср.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 163. С. 101). Для такой т. зр. есть серьезные основания. Прп. Евфимий Корельский преставился, вероятно, в нач. XVI в. (не исключено, что в 1527). Последнее место его подвигов - Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь - расположено недалеко от Михаило-Архангельского монастыря, куда прп. Евфимий мог перейти в конце жизни. В Николо-Корельском мон-ре неизвестна гробница прп. Евфимия.

http://pravenc.ru/text/187655.html

Арх.: Великоустюжский филиал ГАВО. Ф. 363, 364, 436, 496; Фадеева Г. В. Михаило-Архангельский мон-рь: Ист. справка//ВУИАХМЗ. Науч. архив. 1975. Ркп.; она же. Церковь Преполовения Пятидесятницы: Ист. справка//Там же. 1979; Роднин Н. Н. Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы Михайло-Архангельского мон-ря: Ист. справка//Там же. 1980; он же. Настоятельские кельи XVII-XVIII вв. Михаило-Архангельского мон-ря: Ист. справка//Там же. 1982; Гусев А. Н. Архангельский собор Михаило-Архангельского мон-ря: Ист. справка//Там же. 1987. Ист.: Шляпин В. П. Акты Великоустюжского Михаило-Архангельского мон-ря. Вел. Устюг, 1912-1913. 2 ч.; Описание Вел. Устюга в Устюжской писцовой книге «Письма и меры Микиты Вышеславцова да подьячего Агея Федорова 131, и 132, и 133, и 134 году»/Публ. Ю. С. Васильева, Р. П. Биланчука, С. Е. Замраева//Бысть на Устюзе... Вологда, 1993. С. 160-232; Житие св. прав. Прокопия Устюжского. М., 2003. С. 56-61. Лит.: Августин, архим. Описание Великоустюжского Архангельского мон-ря//Вологодские ГВ. 1847. 8. С. 73-79; 9. С. 83-87; Савваитов П. Описание Великоустюжского Архангельского и приписного к нему Троицко Гледенского мон-рей. СПб., 1848; Голосов А. Великоустюжский Михаило-Архангельский мон-рь//Вологодские ЕВ. 1900. 1, 4-6, 10, 14, 15, 18, 20; 1901. 1, 3, 6, 8; Дунаев Б. И. Город Устюг Великий. М., 19192; Подъяпольский С. С. По Сухоне и Сев. Двине. М., 1969; Вздорнов Г. И. Икона «Собор архангелов Михаила и Гавриила» из Великого Устюга//Сообщ. ВЦНИЛКР. М., 1971. Вып. 27. С. 141-162; Шильниковская В. П. Вел. Устюг. М., 1973; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукоп. кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980; Зенкова О. Б. Сибирская вотчина Устюжского мон-ря//Устюжане в Сибири, на Дальнем Востоке и в Рус. Америке, XVII - 1-я пол. XIX в. Вел. Устюг, 1998. С. 43-51; Мошкова Л. В., Турилов А. А. «Плоды ливанского кедра». М., 2003. С. 53-54. Л. Г. Конусова, Л. Н. Сыроватская, Г. Н. Чебыкина Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)

http://pravenc.ru/text/150145.html

В Новосибирской митрополии состоялись торжества по случаю 20-летия Михаило-Архангельского монастыря в с. Козиха 24 ноября 2017 г. 14:24 20-21 ноября 2017 года в Новосибирской митрополии состоялись торжества по случаю 20-летия Михаило-Архангельского монастыря с. Козиха (Ордынский район Новосибирской области). По приглашению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона участие в памятных мероприятиях принял архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий , основатель монашеской обители. 20 ноября владыка Артемий возглавил всенощное бдение в Троице-Владимирском соборе г. Новосибирска — подворье монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили пять архиереев, начинавших свой иноческий и священнический путь в Михаило-Архангельском монастыре — епископ Искитимский и Черепановский Лука , епископ Каинский и Барабинский Феодосий , епископ Анадырский и Чукотский Матфей , наместник монастыря и настоятель прихода епископ Колыванский Павел и епископ Карасукский и Ордынский Филипп . 21 ноября, в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в Михаило-Архангельском монастыре Божественную литургию возглавили настоятель обители митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий, епископ Искитимский и Черепановский Лука, епископ Карасукский и Ордынский Филипп, епископ Каинский и Барабинский Феодосий, епископ Анадырский и Чукотский Матфей, епископ Калыванский Павел в сослужении духовенства Новосибирской митрополии. За Литургией была вознесена молитва об упокоении души архимандрита Наума (Байбородина), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, — 21 ноября исполнился 40-й день после его преставления ко Господу. Песнопения исполнил сводный мужской хор монастыря и Новосибирской епархии. Перед Таинством Евхаристии хор пропел акафист и тропарь Архистратигу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным. По окончании Литургии был совершен крестный ход вокруг храма святой обители. Богослужение завершил молебен Архистратигу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Значительные суммы на возведение каменной церкви пожертвовал местный заводчик Тимофей Простов (очевидно, с его участием и связано посвящение одного из приделов святому мученику Тимофею). Видимо строительство Михаило-Архангелского храма с приделами во имя Страстной иконы Божией Матери и мучеников Тимофея и Мавры, а также колокольни было завершено в 1862 г.. Могилы ктитора храма и его супруги Ксении сохранились на местном кладбище. К западу от церкви на территории кладбища, на месте престола бывшего здесь деревянного храма, поставлена небольшая каменная часовня, сохранившаяся до наших дней. В XIX столетии к Михаило-Архангельской церкви была приписана каменная часовня, находившаяся в сельце Борисовке. В ней была икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая «…по случаю явления Ея почитается местночтимою». Часовня и икона до наших дней не сохранились. 27 января 1938 г. последнюю Божественную литургию в церкви с. Былово совершил протоиерей Николай Поспелов, после чего батюшка был арестован и осужден за контрреволюционную деятельность. 17 февраля того же года отца Николая расстреляли на Бутовском полигоне. В 2000 г. протоиерей Николай Поспелов был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских . В советское время Михаило-Арханегльский храм оставался единственным действующим в округе – от Москвы до села Вороново все церкви были закрыты. Лишь на несколько лет (с конца 1930-х гг. до начала Великой Отечественной войны) в храме села Былово было прервано богослужение. Тем не менее, его не разграбили и не разрушили. За последнее десятилетие храм заметно преобразился: фасады заново оштукатурены и выкрашены, промыта и поновлена настенная живопись интерьера, заново вызолочены все иконостасы, киоты, паникадила и подсвечники, проведена реставрация старинных икон. На территории церкви возведен дом причта. Большой вклад в эти работы внес настоятель храма протоиерей Василий Фесюк (+2009), могила которого находится недалеко от алтаря. 19 сентября 2003 года, в престольный праздник – Божественную Литургию в Михаило-Архангельском храме совершил Управляющий Московской Епархией Высокопреосвященнейший Ювеналий митрополит Крутицкий и Коломенский.

http://sobory.ru/article/?object=06470

В 1997 г. монашеская община начала строительство храма и двухэтажного братского корпуса на месте прежней разрушенной церкви села Козиха. Средств было очень мало и стены утепляли саманом, который делали сами из глины и соломы. Жили в небольшом домике, ранее служившем кочегаркой. 17 июля 1997 г. Священный Синод благословил открытие Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Малоирменке (наместник — иеромонах Артемий (Снигур)). В том же году монастырю для организации подворья был передан храм в селе Верх-Ирмень. В 1998 г. монашествующие из д. Малоирменки переехали в с. Козиху, а в д. Малоирменке был создан Михаило-Архангельский женский монастырь (настоятельница — игумения Мария (Серопян)). Михаило-Архангельский приход был упразднен, подворья остались у мужского монастыря. В 1998-1999 годах были построены храмы в других селах Ордынского района: Новом Шарапе, Красном Яре, Петровском, Верх-Чике. В 2002 г. силами АОЗТ «Ирмень» в селе Верх-Ирмени был построен второй храм — в честь пророка Божия Илии. В том же году монастырю были переданы для организации городского подворья приход во имя равноапостольного князя Владимира в г. Новосибирске по ул. Филатова, д.14 и площадка для строительства собора. В 2008 г. архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон освятил первый этаж Троице-Владимирского собора. В 2006 г. в с. Новошилово Новосибирского района был построен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (в 2008 г. передан Епархиальному подсобному хозяйству). В 2011 г. наместник монастыря игумен Артемий (Снигур) был назначен епископом Петропавловским и Камчатским. С ним на Камчатку уехали пять монахов из числа братии монастыря. В том же году Новосибирская епархия была преобразована в митрополию. Игумен Лука (Волчков) избран епископом Искитимским и Черепановским, иеромонах Феодосий (Чащин) — епископом Каинским и Барабинским. 24 августа 2013 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение второго этажа Троице-Владимирского собора на подворье монастыря в г. Новосибирске.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Арх.: ГААО. Ф. 57. Оп. 3. 162; Ф. 4097. Оп. 1. 49; Ф. 32. Оп. 1. 677. Л. 195-195об.; Ф. 1936. Оп. 9. 135; Копийная книга мон-ря, XVII в. (БАН. Арханг. 1192). Ист.: АИ. 1841. Т. 3. С. 64-66, 178-179, 370-371, 375-376; Титов Л. Л. Летопись Двинская. М., 1889; Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949; Двинской летописец//ПСРЛ. Л., 1977. Т. 33; Архангельская платяная книга XVII века: [Михайло-Архангельского мон-ря]/Сост. А. В. Волынская. Архангельск, 1989; Летопись города Архангельска, 1584-1989. Архангельск, 1990. С. 6, 10, 91, 130; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 283-284, 298-299. Лит.: Крестинин В. Краткая история о городе Архангельском. СПб., 1792. С. 1, 2, 6, 99-100, 153; Молчанов К. Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест. СПб., 1813. С. 71-72; Пушкарев И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. СПб., 1845. Т. 1. Кн. 2: Архангельская губ. С. 24, 26; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 году: Дневник. СПб., 1886. С. 82-83; Сибирцев И. М. Ист. сведения из церковно-религ. быта г. Архангельска в XVII и первой пол. XVIII в. Архангельск, 1894; он же. К истории Михаило-Архангельского мон-ря в Архангельске: Опись мон-ря 1683 г. Архангельск, 1895; Новая святыня Михайло-Архангельского мон-ря в Архангельске//Архангельские ЕВ. 1895. 9. С. 225-227; Шашков А. А. Возобновление Михаило-Архангельского мон-ря в г. Архангельске. Архангельск, 1895; Никанор (Каменский), еп. Синодик двинского Михаило-Архангельского мон-ря. СПб., 1896; То же//Архангельские ЕВ. 1897. 3. С. 78-89; 6. С. 177-189; Акты Архангельского Михайловского мон-ря// Шахматов А. А. Исследование о двинских грамотах, XV в. СПб., 1903. Ч. 2. С. 59-87; Зверинский. Т. 2. С. 63-64; Денисов. Православные мон-ри. С. 1-4; Кириллов А. , свящ. Мон-рь св. Архистратига Михаила в Архангельске: (Церк.-ист. очерк). Архангельск, 1914; Колокола в переливку//Волна. 1926. 21 авг.; [О брошенных музейных ценностях Михайловского мон-ря]//Там же. 26 мая; Амосов А. А. Актовые книги Михайло-Архангельского монастыря//Мат-лы по истории Европейского Севера СССР: Сев. археогр. сб. Вологда, 1973. Вып. 3. С. 227-234; Андреев В. Ф. О дате основания Михайловского Архангельского мон-ря//Культура Русского Севера. Л., 1988. C. 67-70; Гемп К. П. Порядные записи крестьян Михайло-Архангельского мон-ря//Полярная звезда. 1997. 1. С. 61-68; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998. Т. 2. Примеч. 47; Попова Л. Д. Михаило-Архангельский мон-рь в Архангельске//Тр. XI съезда РГО. СПб., 2000. Т. 7. С. 231-239.

http://pravenc.ru/text/76444.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010