Новленское. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь Карта и ближайшие объекты Приход Архангела Михаила в селе Новленском является правопреемником существовавшего Михаило-Архангельского храма на реке Большой Ельме в селе Коробово, находящегося на берегу Кубенского озера. В годы коллективизации храм был разрушен. Коробовская церковь Михаила Архангела была перенесена в начале XIX века из Новленского из-за противодействия раскольников. Для небольшого Коробова с одним порядком домов храм и впрямь был велик… В клировых ведомостях церкви говорится, что двухэтажный каменный храм строился с 1817 по 1828 гг. при усердии прихожан. Церковь находилась в одной связи с колокольней. Имела она четыре престола: Живоначальной Троицы (освящен 8 июня 1831 г.) и мучеников Флора и Лавра (к 1850 г. еще не был освящен) в холодной церкви, архистратига Михаила (освящен 9 ноября того же 1831 г.) и Николая Чудотворца (освящен на год раньше 9 ноября 1830 г.) в теплой. Приход церкви состоял из 18 деревень, 237 дворов, в которых проживало почти полторы тысячи человек… Закрывали Михаило-Архангельскую церковь в Коробово в 1934 г. За несколько лет до этого составили опись храма, и все сосчитали общим количеством вещей — 97 единиц. А что это были за «единицы»? Прежде всего, иконы, среди них могли быть и древние, перенесенные из новленского храма, который существовал еще во времена удельных князей, первый из которых Семен Васильевич Новленский был правнуком Ивана Калиты. Наверно, хранились в церкви и древние книги, ведь чтение особо почиталось на Севере, откуда до нас дошли все основные памятники древнерусской литературы. Находилась в храме и купель, в которой крестили всю мою дементьевскую родню. Переписчиков больше интересовала недвижимость да девять колоколов, их стоимость и определили соответственно: 6000 и 1100 рублей, а 97 единиц церковного имущества бесследно пропали. К закрытию коробовского храма в нижней церкви уже размещался склад сельской кооперации, а вокруг шумела межколхозная машинно-тракторная станция. Районная газета «Маяк» 5 октября 1991 г. опубликовала интересный документ, посвященный последним дням церкви: В 1934 году пять колхозов, существовавших в то время в Новленском сельсовете, обратились с просьбой в Кубено-Озерский райисполком с письмом о закрытии Архангельской церкви. В постановлении райисполкома читаем: «Нижний этаж названной церкви с июня 1933 года находится в ведении Новленского селькоопа, переданного общиной верующих по акту 20 июля 1933 года. Колхозники пяти колхозов, составляющих общину верующих, за подписью 133 человек, просят церковь закрыть, как находящуюся в центре деятельности машинно-тракторной станции. Наряду с этим, за общиной верующих числится обязательная недоимка обязательных платежей в размере 800 рублей. Исходя из этого, президиум РИКа постановляет церковь Михаило-Архангельской общины верующих Новленского сельсовета закрыть. Зав. общим отделом Колобов».

http://sobory.ru/article/?object=31078

(Амасийский Николай Васильевич; 6.12.1859, г. Бугуруслан Самарской губ.- 31.01.1945, мон-рь Черника близ Бухареста (по др. сведениям, г. Яссы), Румыния), архиеп. бывш. Ростовский и Таганрогский, отец свящ. сщмч. Николая Амасийского . В 1878 г. окончил Самарскую учительскую семинарию. Служил учителем, затем был псаломщиком Михаило-Архангельской ц. с. Савельевка Николаевского у. Самарской губ. 14 марта 1888 г. рукоположен во диакона к той же церкви. В 1900 г. рукоположен во иерея к Михаило-Архангельской ц. с. Давыдовка близ г. Николаевска Самарской губ. (с 1918 Пугачёв). Впосл. настоятельствовал в давыдковском храме, овдовел. В 1922 г. собранием духовенства и мирян градского и пригородного благочиний Пугачёва избран кандидатом в архиерея. В Москве, куда отправился для архиерейской хиротонии, примкнул к обновленцам. Был пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. 9 дек. 1922 г. обновленческий «митрополит Московский» Антонин (Грановский) возглавил «хиротонию» Н. во «епископа Пугачёвского», викария обновленческой Уральской епархии. Видимо, пугачёвское духовенство в тот момент не было достаточно осведомлено об обстоятельствах рукоположения Н. Однако, когда по приезде в Пугачёв он был торжественно встречен на вокзале председателем уездного исполкома, сказавшим приветственную речь, это вызвало у народа неоднозначную реакцию. Встречавший Н. в пугачёвском Иоанно-Предтеченском соборе прот. Павел Попов во всеуслышание спросил его: «Дверьми ли входишь, владыко, или прелазишь инуде?» Вскоре прот. П. Попов был переведен из кафедрального собора в сельский приход. Священников, отказавшихся присоединиться к обновленчеству, Н. запрещал в служении, при этом, по нек-рым сведениям, осуждал обновленцев в частных беседах. Фактическое руководство Пугачёвским викариатством осуществлял уполномоченный обновленческого Высшего церковного управления прот. Иоанн Варин, а Н., по мнению знавших его лично, производил впечатление человека слабовольного, не принимающего самостоятельных решений.

http://pravenc.ru/text/2565960.html

Великий Устюг. Михаило-Архангельский монастырь. Собор Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты История главного храма монастыря насчитывает почти восемьсот лет. Деревянный собор Архангела Михаила «о тринадцати верхах» был одним из интереснейших сооружений древнего Устюга. Каменный храм построен на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653–1656 годах. Михайло-Архангельский собор четырехстолпный, пятиглавый, прямоугольный в плане, вытянутый на восток, поднят на подклет. Перекрыт по-местному на четыре ската. На северо-западном углу возвышается шатровая колокольня с восьмериком звонов и двумя рядами слухов. Апсида представляет собой простой трехстенный объем. Стены собора расчленены лопатками. Закомары отделены от стен сплошным карнизом. Световые барабаны украшены аркатурными поясами. С южной стороны примыкает трапеза с церковью Введения. Трапеза на уровне второго этажа соединена с собором крытым переходом на мощных аркадах. На переход ведут крытые лестницы с рундуками. Эти крыльца и переход, украшенные поясом ширинок и валиков, огибающим часто расположенные окна, очень живописны, особенно по контрасту с суровостью храма и трапезой, лишенной украшений, кроме лопаток и асимметричного фронтона на южном фасаде. Украшение интерьера собора Архангела Михаила – высокий трехъярусный резной золоченый иконостас XVII–XVIII вв., в котором совмещены два стиля – барокко и классицизм. В настоящее время в храме находится музей. По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976 Первоначальная деревянная церковь во имя Архангела Михаила была построена Киприяном в 1212-1216 годах, одновременно с основанием монастыря. Последний деревянный храм сгорел 21 апреля 1651 года. 2 августа 1653 года преосвященный Иона, митрополит Ростовский и Ярославский, дал благословящую грамоту на постройку в МихайлоАрхангельском монастыре нового храма во имя Архангела Михаила (Архангельский собор), с приделами Вход Господень в Иерусалим и Николая Чудотворца, строился 1653 – 1656 годы, на средства купца Никифора Ревякина.

http://sobory.ru/article/?object=06296

Закрыть itemscope itemtype="" > Память звучит как набат История семьи священника Николая Лебедева 19.05.2017 942 Время на чтение 9 минут Данный материал, присланный на конкурс журналистских материалов «Святые люди и места земли Саратовской», посвящен истории жизни священника Николая Васильевича Лебедева и его жены Марии Николаевны, которые показали пример беззаветного служения Богу в страшные годы гонений. Автор - потомок Лебедевых - взял за основу документы и фотографии, полученныеот православных краеведов города Пензы, а также материалы, найденные в государственном архиве Саратовской области. В этом году исполняется 100 лет со дня октябрьского переворота, совершенного партией большевиков в нашей многострадальной стране. Начавшийся после этоготеррор, развязанный представителями этой партии, затронул все слои российского общества и привел к почти полному уничтожению сословий и классов. Законодательно отделив Церковь от государства, новая власть приступила и к планомерному, жестокому искоренению Православия, которое длилось непрерывно более 70 лет! Уже в первые годы было разрушено множество храмов и монастырей, репрессировано большое количество священников, монашествующих и мирян.Репрессии были тщательно организованы, продуманы и должны были привести к полному уничтожению веры и верующих в стране. Священнослужители и их семьи, монашествующие, православные миряне находились в тяжелейшем положении лишенцев: они были лишены гражданских прав, защиты закона и, зачастую, даже куска хлеба. Иерей Николай Лебедев происходил из рода, несколько поколений которого посвятили свою жизнь служению Господу. Его дед, Николай Лебедев, всю свою жизнь прослужил диаконом при Михаило-Архангельском храме села Алай Вольского уезда Саратовской губернии. Сыновья - Алексей, Иван и Василий - пошли по стопам своего отца. Старший сын Алексей стал протоиереем и был расстрелян большевиками в 1921 году в городе Царицыне. Средний сын Иван служил сельским диаконом. Младший сын Василий после окончания Саратовской семинарии поступил в 1886 году служить псаломщиком к Михаило-Архангельскому храму села Матышево Аткарского уезда. В настоящий момент село Матышево входит в состав Руднянского района Волгоградской области. С 1896 года он служил диаконом, а потом и священником в том же селе. Вышел за штат в 1915 году. Его жена - Анфиса Николаевна Соловьёва - дочь священника слободы Елань Аткарского уезда Николая Ивановича Соловьёва. В этой семье 21 февраля 1895 года и родился герой нашей публикации Николай.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

Погост (Ракула). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Входит в Храмовый комплекс церквей Покрова Пресвятой Богородицы и Воскресения Христова Карта и ближайшие объекты Рядом с Воскресенской церковью находится Покровская, с двумя теплыми приделами, уже пятая от основания прихода. Когда устроена была первая церковь того же наименования и сколько времени она существовала - неизвестно. О последующих трех также погибших от огня, известно, что вторая существовала около 120 лет, третья около 60 и четвертая около 40. Если принять во внимание, что нынешняя Покровская церковь (пятая) устроена по документам в 1763 г., вычесть из этого числа количество лет существования ранее существовавших трех, т. е. 220 лет, то окажется, что вторая церковь Покровская устроена была в 30-40 гг. XVI в., третья в 50-х гг. XVII в., четвертая в 1718 г., как значится в надписи на царских вратах нынешней Покровской церкви, и, наконец, пятая, нынешняя в 1763 г. Покровская церковь, подобно Воскресенской, деревянная, зданием прочна благодаря ремонтировке в 1893 г., крестообразная, одноглавая, обшита внутри и снаружи тесом. В ней три престола: один в главном холодном храме - во имя Покрова Божией Матери, устроенном в 1763 г., и два в двух теплых придельных: МихаилоАрхангельском, устроенном одновременно с Покровским, и в Никольском, устроенном в 1893 г. при ремонтировке церкви, в память спасения жизни государя императора Александра Александровича, государыни императрицы Марии Федоровны и их детей 17 октября 1888 г. Утварью, ризницею и богослужебными книгами обе церкви снабжены в достаточной мере. Археологической редкостью может считаться иконостас Покровской церкви. Иконы все греческого письма и на них изображена вся земная жизнь Иисуса Христа. По устному преданию, две иконы Знамения Божией Матери, Николая чудотв., вмч. Георгия и благоразумного разбойника (на северной двери Михаило-Архангельского придела), чудесно сохранились от первого пожара, бывшего в первой половине XVI в. «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» Выпуск I. Уезды Архангельский и Холмогорский. г. Архангельск. Типо-литография. Наследн. Д. Горяйнова. 1894 г.

http://sobory.ru/article/?object=16194

Приклон. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Награждение священников Судогодского, Муромского и Гусь-Хрустального района «5 мая в Светлый четверг в Свято-Екатерининском храме состоялась праздничная Пасхальная соборная Литургия, возглавляемая архиепископом Евлогием. Небольшой алтарь мученика Мины собрал восемь священников не случайно. По обычаю, в Пасхальные дни, правящий архиерей производит награждение священнослужителей архиерейскими и патриаршими наградами и вручает Удостоверительные грамоты, в которых есть слова «во внимание к усердному служению Церкви Божией». Награды вручаются на богослужении во время малого входа и чаще всего имеют значение богослужебное. В этот раз звания протоиерея удостоились: настоятель Свято-Екатерининского прихода г. Судогда священник Георгий Морохин; настоятель Богородице-Рождественского прихода священник Геннадий Доброхотов; настоятель Михаило-Архангельского храма села Приклон Меленковского района священник Александр Кравчук…  Священники выразили владыке благодарность и сказали, что награды воспринимаются ими как Крест, как поручение на большее служение, и понимают, кому больше дано с того больше спросится. Служба продолжилась Крестным ходом по ул. Ленина (бывшей Екатерининской) до храма Александра Невского. Это был первый Крестный ход в дневное время по городу. Для судогодцев это было в новинку. Благодаря оперативно оказанной помощи сотрудниками Судогодского ГАИ, шествие прошло без препятствий». По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» Новости, www.sudogda.ru/news/new_0051.htm Меленковский край (Очерки истории) А.С. Мамаев «…Остановимся еще раз на древнейшем поселении уезда - Приклоне. В 1630 году оно принадлежало помещикам Языковым, и церковь здесь уже была, она построена, вероятно, еще в конце XVI века. Но потом к середине XVII века село " запустело " . Много раньше, в 1577 году, некая А.И. Ворыпаева некую пустынь Приклон подарила Троице-Сергиевой лавре. В окладных книгах 1676 года есть запись о том, что к церкви в селе Синжаны приписан приход " пустовые церкви Архангела Михаила, что на Приклоне " .

http://sobory.ru/article/?object=02047

30 марта 1887 г. священник Архангельской церкви села Федосьино о.Алексий Бардинский составил метрику на храм, где содержалось описание деревянной церкви 1762 года. В метрике приводятся следующие сведения о состоянии Михаило-Архангельской церкви с.Федосьино: «1. Во имя Архистратига Божия Михаила, состоящая в Московской губернии, Коломенском уезде, в селе Федосьино. 3. Церковь построена в 1762 году. 4. Деревянная. 6. Церковь основана на ровном месте. 9. Церковь построена столпообразно, верх из 8 граней, одноэтажная. 10. Алтарь состоит из 5 граней. 11. Размеры церкви: вышина - 45 аршин, длина - 30 аршин, ширина - 10 аршин. 13. Церковь обшита тёсом, резьбы нет. 16. Карнизы из тёса, в виде поясков. 18. Кровля на сводах храма дуговая на все скаты, железная, окрашена масляною краскою. 19. Фонарь устроен прямо над сводом храма, на фонаре имеется шея. 20. На церкви глава одна, покрыта железом и окрашена масляной краской. 21. Крест на главе деревянный, обит железом, восьмиконечный, цепей нет. На вершине креста ничего нет. 22. Окна в храме четырехугольные, в 4 просвета, обшиты изнутри и снаружи наличниками. Решётки в окнах железные, в 4 столбика. 23. Дверей в храме двое - деревянных, обиты листовым железом. Петли простые. 25. Паперть устроена с одной стороны. 26. Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь отделяется деревянным иконостасом. Приделов нет. 27. Своды храма устроены без опоры на столбах. 30. Пол деревянный одинаковый. 31. Алтарь без разделений. Окон в нем три. Помост возвышается на две ступени. 32. Престол деревянный, длина и ширина его - 1 аршин 2 вершка, высота - 1 аршин 6,5 вершков. 36. На левой стороне святого престола находится жертвенник деревянный, вышина его - 1 аршин 6,5 вершков, длина и ширина - по 14 вершков. 37. Иконостас столярной работы, о трёх ярусах, окрашен голубой краской. Царские двери состоят из двух створов, резные. Над Царскими вратами в резном сиянии резной позлащенный наподобие потира сосуд. 38. Солея пред алтарем деревянная, на 2 ступени выше помоста храма, решёткой не отделена. 39. Амвон полукруглый. 40. Клиросы устроены угольником, приставлены к стенам. 50. Колокольня построена в 1824 году, столпообразная, изображений и надписей нет. 51. Колоколов пять, слиты в царствование в бозе почившего государя императора Александра». 7 декабря 1893 г. скончался заштатный священник с.Федосьино Николай Бухарев.

http://sobory.ru/article/?object=38375

Вятские Поляны. Церковь Михаила Архангела из с. Суши. Михайло-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Построена в селе Суши при монастырской обители. Дата закладки храма точно не известна (по одной из версий, ориентировочно – середина 16 века). Первое письменное упоминание церкви относится к 1728 году. В 1933 году церковь закрыта и её деревянное здание сначала использовалось как сельский клуб, потом переоборудовано под колхозный склад. Это одно из самых древних деревянных архитектурных сооружений в Кировской области. В 1960 году здание объявлено памятником истории и культуры и взято под государственную охрану. Однако денег на его ремонт и реставрацию не отпускалось, и бывший храм постепенно приобретал неприглядный вид. Постепенно обезлюдело и само село. В 1998 году было принято решение перевезти церковь из села Суши в город Вятские Поляны, начать её реставрацию и передать православной общине. Храм, освящённый в честь Архистратига Михаила, был поставлен в Вятских Полянах у старого кладбища, рядом с мемориалом, где похоронены участники войн. При храме строится мужской монастырь. Внутри храма есть мемориальная табличка с фамилиями земляков, погибших при ликвидации последствий Чернобыльской аварии и в военных действиях в «горячих точках». Проводятся службы, посвящённые этим событиям. В настоящее время службы идут только в одном приделе - в тёплом храме, освящённом в честь Параскевы Пятницы. По материалам http://vpkraeved.narod.ru Михаило-Архангельская церковь в селе Суши Первое найденное письменное упоминание о церкви содержит дату 20 июля 1728 года. Она содержится на благословенной грамоте казанского митрополита Сильвестра на открытие прихода и строительство деревянной церкви в Сушах. Весь 1729 год ушел на отбор и заготовку бревен для церковного строения. В июле 1731 года начали готовить сруб (есть предания, что эта работа была выполнена в селе Старый Бурец, потом бревна сплавили по р. Вятке). В следующем году деревянная церковь к ноябрю, в канун Михайлова дня, была уже готова. Это была церковь " клетского " типа с прямоугольным срубом, поставленным на пни. Отопления в ней не было. Основной и практически единственный плотницкий инструмент, который использовался строителями - это топор. Мастер Лазарь, руководивший строительством, впоследствии после смерти был похоронен рядом, у стен церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09036

А.Н. Семенюк Статья посвящена знаменитому проповеднику священномученику Иоанну Восторгову , несшему свое пастырское служение на рубеже XIX–XX веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский , высоко оценивавший его деятельность, прозвал его «Златоустом» 1 . В своих проповедях отец Иоанн Восторгов касался сложных и больных вопросов, сотрясавших общественное мнение в предреволюционные годы. Он своими живыми, вдохновенными, глубокими по содержанию проповедями обличал грехи, врачевал страсти и пороки, распространявшиеся тогда в обществе. В центре его проповедей всегда было Евангелие Царствия Божия. Проповеди протоиерея произносились на злобу дня – в эпоху нравственного разложения общества, но не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Яркий проповедник протоиерей Иоанн Восторгов родился 20 января 1864 г. 2 (по другим данным – 30 января 1867 г. 3 ) на Кубани в семье священника Иоанна Александровича и его супруги Татьяны Ксенофонтовны Восторговых. По окончании в 1887 году Ставропольской духовной семинарии Иоанн Восторгов был назначен надзирателем за учениками Ставропольского духовного училища, а затем и штатным учителем русского и церковно-славянского языков 4 . 1 августа 1889 г. Иоанн Иоаннович был рукоположен во диакона в Михайло-Архангельской церкви села Кирпильское Кубанской области, а 6 августа возведен в сан иерея. Здесь, в Михаило-Архангельской церкви, отец Иоанн уже блистал своими прекрасными, ёмкими и глубокими проповедями. Сохранились и были опубликованы две проповеди , произнесенные отцом Иоанном в этом храме: «Пастырь и пасомые» 5 и «Пастырские заветы» 6 . Уже в ранних проповедях молодого священника были явлены сердечная простота, искренность, глубокие познания в области богословских дисциплин и самобытность рассуждений. Проповеди прот. Иоанна Восторгова , произнесенные в этот период, были направлены главным образом на противостояние с раскольниками. «Тяжесть пастырства увеличивается у вас и здесь особыми обстоятельствами. Среди вас – раскольники в большем числе, чем вы; священника в этом поселке доселе не было, и это в продолжение целых ста лет! Сколько у вас колеблющихся!» 7 – говорил молодой священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Михайловское. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Михайловское упоминается в документах за 1627-1628 гг. Михаило-Архангельская деревянная церковь просуществовала в селе до XIX в. Существующий каменный храм возведен по заказу владелицы села Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Здание сложено из кирпича, с белокаменными деталями, является характерным образцом московского ампира, массивный четверик храма завершен крупным световым барабаном. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом. Определенным своеобразием и композиционным отличием является отсутствие трапезной. Уникальным достоинством церкви служит центральный иконостас, современный храму. Чрезвычайно красива купольная ротонда на золоченых колоннах, украшенная накладной резьбой. Придельные иконостасы ампирного стиля, четырехъярусные, с золочеными деталями на белом фоне. Того же стиля металлическое ограждение солеи. Паникадило, киоты и поновленная настенная живопись - конца Х1Х-начала XX вв. Стены расписаны артелью Сафонова, славившейся своим письмом. Храм закрывался всего на три военных года и до наших дней оставался действующим. Поэтому в церкви находится много святынь. В храме находятся особо почитаемые иконы: образы Божией Матери — «Скоропослушница», «Черниговская», «Отрада и Утешение», «Всепетая Мати», «Тихвинская», также целителя Пантелеймона, свт. Николая, Ермогена и другие. Имеются и такие святыни, как: частица Животворящего Креста Господня, частица ризы Господней, Святая Плащаница с частицей Гроба Господня, два Распятия с частицами дуба Маврийского и множество других. Существовавшая ранее церковь Михаила Архангела в селе Михайловском. Михаила Архангела церковь в селе Михайловском была построена в 1629 г. деревянная. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1629 – 30 гг. записано: «новоприбылая церковь Архангела Михаила, что в селе Михайловском, а преж того была часовня, в вотчине окольничего князя Алексея Михайловича Львова, дани 2 алтына 4 деньги, по наказу гривна». По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа за 1680 г. значится: «церковь Михаила Архангела в дворцовом селе Михайловском, у речки Обитне, у церкви поп Кирилл Васильев, церковной земли – дачи боярина князя А. М. Львова, 5 чети в поле, сена на 40 копен, церковное строение боярское. В приходе оной церкви находились церковные земли села Киева св. мученицы Пятницы и Космы и Дамиана»…

http://sobory.ru/article/?object=02604

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010