Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Возрождение Русского Севера вне его духовных традиции невозможно Епископ Тихон обратился к жителям Архангельской области и Ненецкого автономного округа с воззванием о поддержке строительства кафедрального собора 02.08.2006 472 Сегодня, 2 августа, в день памяти святого пророка Божия Илии епископ Архангельский и Холмогорский Тихон обратился к жителям Архангельской области и Ненецкого автономного округа с воззванием о поддержке строительства кафедрального собора Дорогие братья и сестры! Вот уже долгое время мы с упованием ожидаем начала важнейшего события - возведения Михаило-Архангельского кафедрального собора в городе Архангельске. До сей поры столица древнего Поморского края не имеет главного храма. 20 ноября 2005 года в Архангельске прошел общегородской крестный ход к месту строительства Михаило-Архангельского собора. Его участники согласно молились Господу и выражали слова поддержки этого важного духовного начинания. Последовавшее за этим событием время было непростым. Все мы были свидетелями как в средствах массовой информации умножились высказывания, искажающие главный смысл строительства кафедрального собора. Мы по-христиански воздерживались от ответных слов, памятуя о том, что Господь не лишит своих благ хранящих незлобие (Пс. 83, 12). Как епископ могу сказать, что возрождение Русского Севера вне его духовных традиции невозможно. Господь попустил Архангельской области пройти чрез многие испытания дабы мы усугубили наши молитвы, стяжали терпение и возрастали в вере и любви друг ко другу. Сегодня для всех нас настало время важного определения. Если нам дорого наше будущее и благополучие региона, если мы не хотим своим бездействием потворствовать духовному разобщению и умножению пустых дискуссий, мы должны начать объединяться, собирать воедино все силы нашего региона. Возрождение святыни будет живым символом духовного возрождения, свидетельством о начале нового этапа в истории Архангельской области. Строительство Михаило-Архангельского кафедрального собора станет возможным только при посильном участии каждого из нас, независимо от положения или благосостояния, " в единстве духа, в союзе мира " (Еф. 4, 3).

http://ruskline.ru/analitika/2006/08/02/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕНИАМИН (СМИРНОВ), АРХИМАНДРИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вениамин (Смирнов) (ок. 1782 - 1848 ), архимандрит , просветитель ненцев (самоедов). В миру Смирнов Василий Никифорович, родился ок. 1782 года в с. Вонгуда Онежского уезда Архангельской губернии.Отец - свящ. Никифор Иларионович Смирнов, мать - Соломония Федосеевна (урожд. Никонова), встречающееся в литературе указание на то, что Василий Смирнов имел отчество «Галактионович», неверно. В декабре 1805 г., по окончании Архангельской духовной семинарии , был определен учителем в начальный класс семинарии, преподавал грамматику ( 1806 ), синтаксис и арифметику ( 1807 ), пиитику и географию ( 1808 ), греч. язык, церковную и гражданскую историю ( 1809 ). 10 декабря 1811 г. пострижен в монашество Архангельским еп. Парфением (Петровым) в нижнем Богоявленском храме архангельского кафедрального собора, 25 декабря рукоположен во иеродиакона , 6 января следующего года - во иеромонаха . С 19 декабря 1811 по 1814 г. являлся префектом Архангельской духовной семинарии , преподавал в семинарии риторику, историю, евр. и греч. языки. 1 января 1813 г. возведен в сан игумена , 7 января назначен настоятелем Корельского Никольского монастыря . С 19 октября 1814 г. определен присутствующим в Архангельской консистории. В 1815 г. участвовал вместе с др. преподавателями духовной семинарии и настоятелями монастырей в составлении Симфонии на Пятикнижие , работа велась по благословению Архангельского еп. Парфения . 14 октября 1817 г. возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Архангельского монастыря во имя архангела Михаила , где благодаря его усилиям был отремонтирован собор, построены новые каменные здания. В 1818 г. был назначен смотрителем архангельских духовных училищ. С 12 августа 1819 г. - исполняющий должность инспектора Архангельской духовной семинарии, с 22 августа 1822 по 17 апреля 1824 г. - инспектор. Активно способствовал строительству здания семинарии и организации при ней бурсы.

http://drevo-info.ru/articles/15003.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Смирнов Василий Никифорович; ок. 1782, с. Вонгуда Онежского у. Архангельской губ.- 1.09.1848, глуховский Петропавловский мон-рь Черниговской губ.), архим., просветитель ненцев (самоедов). Отец В.- свящ. Никифор Иларионович Смирнов, мать - Соломония Федосеевна (урожд. Никонова), встречающееся в лит-ре указание на то, что В. имел отчество «Галактионович», неверно. По окончании Архангельской ДС В. Н. Смирнов в дек. 1805 г. был определен учителем в начальный класс семинарии, преподавал грамматику (1806 ), синтаксис и арифметику (1807), пиитику и географию (1808), греч. язык, церковную и гражданскую историю (1809). 10 дек. 1811 г. пострижен в монашество Архангельским еп. Парфением (Петровым) в нижнем Богоявленском храме архангельского кафедрального собора, 25 дек. рукоположен во иеродиакона, 6 янв. следующего года - во иеромонаха. С 19 дек. 1811 по 1814 г. являлся префектом Архангельской ДС, преподавал в семинарии риторику, историю, евр. и греч. языки. 1 янв. 1813 г. возведен в сан игумена, 7 янв. назначен настоятелем Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. С 19 окт. 1814 г. определен присутствующим в Архангельской консистории. В 1815 г. участвовал вместе с др. преподавателями ДС и настоятелями мон-рей в составлении Симфонии на Пятикнижие, работа велась по благословению Архангельского еп. Парфения. 14 окт. 1817 г. в архангельском кафедральном соборе возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем архангельского во имя арх. Михаила мон-ря , где благодаря усилиям В. был отремонтирован собор, построены новые каменные здания. В 1818 г. В. был назначен смотрителем архангельских духовных училищ. С 12 авг. 1819 г. исполняющий должность инспектора Архангельской ДС, с 22 авг. 1822 по 17 апр. 1824 г. инспектор. Активно способствовал строительству здания ДС и организации при ней бурсы. С 20 апр. (по др. данным, 18 марта) 1820 г. настоятель Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря, где также провел значительные строительные работы: были отремонтированы главы на соборной церкви (в 1821 в соборе вызолочены царские врата и поновлены иконы), построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др.

http://pravenc.ru/text/150317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Павловский Петр Андреевич; 7.01.1865, Архангельск (по др. сведениям, Шенкурский у. Архангельской губ.) - 24.11.1937, Иркутск), архиеп. Иркутский. Сын псаломщика. В 1885 г. окончил Архангельскую ДС. 10 окт. того же года рукоположен во иерея к храму Нерукотворного Спаса Спасо-Прилуцкого прихода Холмогорского у. Архангельской губ. (на месте упраздненного в XVIII в. Спасского Козьеручьевского мон-ря). Приход относился к Спасо-Прилуцкому Коскогорскому миссионерскому комитету 1-го разряда (в этот разряд включались приходы, в к-рых было сильно влияние старообрядческого раскола). С 1891 г. свящ. Петр Павловский также являлся наставником и законоучителем открытой им Спасо-Прилуцкой школы грамоты. 26 февр. 1896 г. назначен епархиальным противораскольническим миссионером. Кроме того, был членом и секретарем Архангельского миссионерского совета, членом Епархиального духовно-археологического комитета (с 1900), сверхштатным членом Епархиального училищного комитета (с 1902), членом Епархиального проповеднического комитета (с 1903). В 1915 г. принял монашеский постриг с именем Павел; 17 июля того же года возведен в сан игумена, 2 авг.- в сан архимандрита, назначен настоятелем архангельского во имя архангела Михаила мужского монастыря и благочинным монастырских подворий в Архангельске. 19 марта 1917 г. хиротонисан в Петрограде во епископа Пинежского, викария Архангельской епархии. Во время пребывания Архангельского и Холмогорского еп. Нафанаила (Троицкого ; с 1919 архиепископ, впосл. митрополит) на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. замещал его в управлении Архангельской епархией. Продолжил временное управление епархией после окончания Поместного Собора, т. к. в ходе начавшейся гражданской войны территория Архангельской губ. оказалась занята военными контингентами стран Антанты (до сент. 1919) и белогвардейскими войсками (до февр. 1920), из-за чего архиеп. Нафанаил не мог вернуться в Архангельск. В дек. 1918 г. вместо Архангельской духовной консистории был образован Архангельский епархиальный совет во главе с П.

http://pravenc.ru/text/2578497.html

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Чимкентской епархии архимандрит Вениамин (Рудый), ключарь Никольского собора Чимкента протоиерей Анатолий Абакук, настоятель Михаило-Архангельского храма г. Чимкента протоиерей Андрей Лебедев, настоятель Успенского собора г. Тараза протоиерей Георгий Власенко, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца г. Байконура протоиерей Сергий Бычков, клирик Михаило-Архангельского храма г. Чимкента протоиерей Игорь Погорелов, клирик Никольского собора г. Чимкента, руководитель пресс-службы Чимкентской епархии протоиерей Александр Могилевский, помощник главы Казахстанского митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Александр Мокий, клирики Чимкентской епархии и священнослужители, прибывшие из епархий Казахстанского митрополичьего округа. Богослужебные песнопения исполнил хор Никольского кафедрального собора под управлением Ю. Зориной. За Литургией возносились молитвы о упокоении новопреставленных рабов Божиих архиепископа Чимкентского и Таразского Елевферия , архиепископа Бакинского и Азербайджанского Александра , протоиерея Александра Милованова . Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Георгий Сидоров. В завершение митрополит Александр обратился к собравшимся с архипастырским словом. Глава Митрополичьего округа вручил награды потрудившимся во благо Православия на Казахстанской земле, затем поздравил награжденных священнослужителей и поблагодарил их за труды. По окончании Божественной литургии митрополит Александр совершил панихиду по архиепископу Елевферию, погребенному у алтаря Никольской церкви. 13 июля исполнилось 40 дней со дня кончины приснопоминаемого архипастыря. Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Вениамин (Рудый), протоиерей Анатолий Абакук, протоиерей Андрей Лебедев, протоиерей Георгий Власенко, протоиерей Сергий Бычков, духовенство Чимкентской и Алма-Атинской епархий. За заупокойным богослужением молились сотрудники Чимкентского епархиального управления и прихожане городских храмов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5828290...

22 декабря 2014 г. 10:40 Вознесенский монастырь: святыни из-под спуда памяти В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ ОТКРЫЛАСЬ ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ, РАССКАЗЫВАЮЩАЯ О ВЗОРВАННОЙ 85 ЛЕТ НАЗАД ОБИТЕЛИ У небольшой южной пристройки к Архангельскому собору Московского Кремля богатейшая история. С XV по XVII век ее занимала одна из палат Государева казенного двора. Потом тут заседала Судная палата вотчин Архангельского собора, в свою очередь уступившая место дому причта. Сейчас под высокими сводами можно увидеть обширный фрагмент первозданной стены Архангельского собора 1475 года — единственный дошедший до нас древнейший элемент этого храма. И все же отныне эти камни — всего лишь «декорация», не более чем исторический фон к уникальной экспозиции, на постоянной основе размещенной здесь Музеями Московского Кремля . В трех небольших витринах — все наследие, уцелевшее от варварски уничтоженного в 1929 году Вознесенского женского монастыря. Уникальные премьеры По словам заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля Андрея Баталова, реставрация святынь, предметов храмового убранства и других экспонатов заняла пять лет. Подавляющее большинство памятников из коллекции выставляется на публике впервые, и среди них есть несколько несомненных сенсаций. Тематически вся экспозиция поделена на три части. Первая посвящена сакральному пространству трех храмов Вознесенского монастыря: главного собора, церквей св. Михаила Малеина (XVII в.) и св. вмц. Екатерины (нач. XIX в.). Здесь глаз невозможно оторвать от величественного запрестольного креста с 14 древними круглыми образками-мощевиками из соборного алтаря, изготовленного в 1816 году Осипом Ивановым Смирновым. «Много раз его использовали в крестных ходах, - рассказывает куратор экспозиции научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Атамуратова. - Вообще же эта святыня появилась в благодарность Господу за изгнание французов из Москвы и за победу в Отечественной войне. Монастырь тогда, как и весь Кремль, был разорен и осквернен, но затем активно и быстро воссоздавался, для чего привлекались лучшие мастера того времени. Запрестольный крест восстановлен в наши дни буквально перед открытием экспозиции: собирать его пришлось по кусочкам».

http://e-vestnik.ru/culture/voznesenskiy...

(Амасийский Николай Васильевич; 6.12.1859, г. Бугуруслан Самарской губ.- 31.01.1945, мон-рь Черника близ Бухареста (по др. сведениям, г. Яссы), Румыния), архиеп. бывш. Ростовский и Таганрогский, отец свящ. сщмч. Николая Амасийского . В 1878 г. окончил Самарскую учительскую семинарию. Служил учителем, затем был псаломщиком Михаило-Архангельской ц. с. Савельевка Николаевского у. Самарской губ. 14 марта 1888 г. рукоположен во диакона к той же церкви. В 1900 г. рукоположен во иерея к Михаило-Архангельской ц. с. Давыдовка близ г. Николаевска Самарской губ. (с 1918 Пугачёв). Впосл. настоятельствовал в давыдковском храме, овдовел. В 1922 г. собранием духовенства и мирян градского и пригородного благочиний Пугачёва избран кандидатом в архиерея. В Москве, куда отправился для архиерейской хиротонии, примкнул к обновленцам. Был пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. 9 дек. 1922 г. обновленческий «митрополит Московский» Антонин (Грановский) возглавил «хиротонию» Н. во «епископа Пугачёвского», викария обновленческой Уральской епархии. Видимо, пугачёвское духовенство в тот момент не было достаточно осведомлено об обстоятельствах рукоположения Н. Однако, когда по приезде в Пугачёв он был торжественно встречен на вокзале председателем уездного исполкома, сказавшим приветственную речь, это вызвало у народа неоднозначную реакцию. Встречавший Н. в пугачёвском Иоанно-Предтеченском соборе прот. Павел Попов во всеуслышание спросил его: «Дверьми ли входишь, владыко, или прелазишь инуде?» Вскоре прот. П. Попов был переведен из кафедрального собора в сельский приход. Священников, отказавшихся присоединиться к обновленчеству, Н. запрещал в служении, при этом, по нек-рым сведениям, осуждал обновленцев в частных беседах. Фактическое руководство Пугачёвским викариатством осуществлял уполномоченный обновленческого Высшего церковного управления прот. Иоанн Варин, а Н., по мнению знавших его лично, производил впечатление человека слабовольного, не принимающего самостоятельных решений.

http://pravenc.ru/text/2565960.html

Рязань. Собор Михаила Архангела. Архангельский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Каменный собор построен в 1470-х гг. Он служил великокняжеским храмом и усыпальницей рязанский арихереев. Основной объем представляет собой четырехстолпный крестовокупольный одноглавый четверик. К нему с востока примыкают три полукруглые апсиды. Зданиие было значительно перестроено после разрушительного пожара 1647 г., и позднее, XVIII и XIXbb. В XIX в. к собору пристроили пониженную трапезную с порталом в псевдорусском стиле. Первое упоминание об Архангельском соборе относится к концу 15 века. Это время можно считать основанием храма. За свою долгую жизнь собор неоднократно подвергался разрушительному действию пожаров, несколько раз реставрировался и переделывался. Но, тем не менее, с 1756 года в писцовых книгах отмечалось, что соборный храм настолько пришел в негодность, что служить в нём было уже невозможно. На многие годы в соборе прекратилось богослужение, и он понуро стоял, постепенно разрушаясь. Но стараниями архиепископа Сергия в Архангельском соборе начались  ремонтные работы. Предстояло отремонтировать церковное здание как снаружи, так и внутри. Работа шла медленно, и только в 1819 году храм был полностью готов для того, чтобы вновь принять прихожан.  8 ноября 1819 года состоялось торжественное освящение собора, а после этого прошла первая церковная служба. Архангельский собор традиционно служил местом погребения рязанских архипастырей. В правой стороне храма у южных дверей находилась гробница архимандрита Мисаила, убитого в 1655 году мордовскими разбойниками. Над гробницей в футляре хранилось с 1734 года мантия убитого, на которой были видны следы крови. Эта мантия ранее находилась во владении боярского сына Федора Куабицкого, затем по распоряжении. арх. Алексия она была перенесена в Архангельский собор. По материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» В советское время собор, как и многие храмы России, был закрыт. Его имущество реквизировано. Внутреннее убранство портилось и разрушалось. В наши дни в соборе располагается экспозиция музея Рязанского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=01723

Архангельско-Холмогорская епархия: 10 лет со дня возрождения 4 лютого 2006 р. 15:55 Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние — Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского — основаны в кон. XIV - кон. XV в.) Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезеня до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры), входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре. Проект образования отдельной епархии на севере России был утвержден на московском Соборе 1666-1667 гг. Холмогорская и Важская епархия учреждена постановлением Собора 1681-82 гг., в ее состав вошла сев.-вост. часть территории Новгородской митрополии от р. Онеги до рр. Колва и Уса (притоки р. Печоры); в том числе гг. Холмогоры и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьяновскими волостями, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским скитом. В кон. XVII в. на территории епархии находилось приблизительно 218 храмов. Структура органов управления епархии, созданных после ее учреждения, соответствовала системе, сложившейся в Русской Церкви после соборов 1667 и 1674-75 гг. Органами центрального управления были приказы: Судный (Духовных дел или Разряд) — высший административный и судебный орган епархии во главе с судьей духовных дел (духовное лицо), приказным (светским) и 2 дьяками; Казенный во главе с казначеем (монашествующим) и 1 дьяком. Органы местного управления: поповские старосты и десятские священники. Верховный надзор над духовенством десятин епархии осуществлялся протопопами соборов крупных городов. Особенностью епархии являлось ограничение фискальных полномочий поповских старост сбором неокладных пошлин и ежегодная посылка чиновников приказов (духовных и светских) для сбора церковной дани с наделением их судебными полномочиями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202627...

Архангельский собор С южной стороны Успенского собора возвышается не менее замечательный своею святынею и древностию собор Архангельский. Он устроен был в 1333 году Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою. Ещё прежде сего собора на этом месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, которого издревле Русские Князья признавали своим заступником. Когда обветшала эта церковь , Великий Князь соорудил на этом месте каменную. Подражая греческому царю Константину Великому , воздвигшему особу. Церковь для погребения греческих императоров, Великий Князь с тою же целью соорудил и эту церковь и назначил её местом для погребения себя и своих преемников. Храм этот в начале XVI века оказался ветхим и тесным. Великий Князь Василий Иоаннович заложил новый, по образцу Успенского собора, обширнее прежнего. В 1509 году, в день самого праздника, новый собор был освящён Всероссийским митрополитом Симоном, в присутствии самого Великого Князя. Впоследствии Архангельский собор, вместе с прочими зданиями Кремля, не раз подвергался разрушениям. Так, в 1610 году, повествует летописец, в Архангельском соборе «бысть шум и гласи и плач пред самым разорением царства Московского». Во время 19-тимесячной осады поляками Кремля Архангельский собор подвергся опустошению. В 1737 году, во время Московских пожаров, Архангельский собор снова подвергся печальной участи. Внутренним украшением и живописью собор Архангела Михаила обязан был Императрице Екатерине II. Её повелением живопись в нём была возобновлена, с удержанием прежнего характера. В 1775 году, в храмовый праздник Архангела Михаила, Митрополит Платон в проповеди своей говорил: «Не мы только, но и самые стены храма сего проповедуют усердие Благочестивейшей Государыни к святым местам». В 1812 году Архангельский собор снова потерпел опустошение от неприятелей. Французы, заняв Москву, опустошали все соборы Кремля, между которыми потерпел и Архангельский. Архангельский собор служил усыпальницею древних русских Великих Князей и Царей, начиная от Иоанна Даниловича Калиты до Иоанна Алексеевич а. Между гробницами Великих Князей и Царей особенно замечательны две гробницы: в одной из них почивают на вскрытии мощи св. Царевича Димитрия, а в другой, под спудом, – мощи св. Благоверного Князя Михаила и боярина его Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010