Архангельский собор С южной стороны Успенского собора возвышается не менее замечательный своею святынею и древностию собор Архангельский. Он устроен был в 1333 году Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою. Ещё прежде сего собора на этом месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, которого издревле Русские Князья признавали своим заступником. Когда обветшала эта церковь , Великий Князь соорудил на этом месте каменную. Подражая греческому царю Константину Великому , воздвигшему особу. Церковь для погребения греческих императоров, Великий Князь с тою же целью соорудил и эту церковь и назначил её местом для погребения себя и своих преемников. Храм этот в начале XVI века оказался ветхим и тесным. Великий Князь Василий Иоаннович заложил новый, по образцу Успенского собора, обширнее прежнего. В 1509 году, в день самого праздника, новый собор был освящён Всероссийским митрополитом Симоном, в присутствии самого Великого Князя. Впоследствии Архангельский собор, вместе с прочими зданиями Кремля, не раз подвергался разрушениям. Так, в 1610 году, повествует летописец, в Архангельском соборе «бысть шум и гласи и плач пред самым разорением царства Московского». Во время 19-тимесячной осады поляками Кремля Архангельский собор подвергся опустошению. В 1737 году, во время Московских пожаров, Архангельский собор снова подвергся печальной участи. Внутренним украшением и живописью собор Архангела Михаила обязан был Императрице Екатерине II. Её повелением живопись в нём была возобновлена, с удержанием прежнего характера. В 1775 году, в храмовый праздник Архангела Михаила, Митрополит Платон в проповеди своей говорил: «Не мы только, но и самые стены храма сего проповедуют усердие Благочестивейшей Государыни к святым местам». В 1812 году Архангельский собор снова потерпел опустошение от неприятелей. Французы, заняв Москву, опустошали все соборы Кремля, между которыми потерпел и Архангельский. Архангельский собор служил усыпальницею древних русских Великих Князей и Царей, начиная от Иоанна Даниловича Калиты до Иоанна Алексеевич а. Между гробницами Великих Князей и Царей особенно замечательны две гробницы: в одной из них почивают на вскрытии мощи св. Царевича Димитрия, а в другой, под спудом, – мощи св. Благоверного Князя Михаила и боярина его Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Московский Архангельский собор Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что первая деревянная церковь в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем , который, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. По преданию это была вторая церковь в Москве. Первый каменный Архангельский собор Первым достоверным сообщением об Архангельском соборе является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной церкви во имя арх. Михаила в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью. Храм был построен за одно лето 1333 года, 20 сентября Архангельский собор освятил митрополит Феогност . Для сравнения — новый Архангельский собор архитектора Алевиза, строившийся в конце XV века при несравненно лучших условиях и возможностях, воздвигли за 3-4 года. Поэтому ученые предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Существует несколько противоречивых гипотез о его размерах и типологии первоначального Архангельского собора. Это храм завершил ансамбль площади, где уже стояли храмы Спаса на Бору, св. Иоанна Лествичника и Успенский собор. В 1344 /45- 1346 /47 гг., при вел. кн. Симеоне Гордом , храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из русских иконописцев, старшими в которой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в храме Ивана Калиты появились приделы во имя святых, соименных его сыновьям: Симеона Столпника и Андрея Критского . Симеон Гордый и его брат Андрей были похоронены в Архангельском соборе. В 1471 году в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения словущего .

http://drevo-info.ru/articles/22855.html

Юрьев-Польский. Михаило-Архангельский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1269 и 1806. Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский, Музейный пер Координаты: 56.497799, 39.681052 Проезд:Центр, пешеходная доступность Изменить описание объекта Автор: Турбаев Роман Снято: 3 августа 2013 Добавлено: 4 августа 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Сортировка: Карта и ближайшие объекты В 1238 г. Юрьев-Польский Михаило-Архангельский монастырь был разорен воинами хана Батыя, и восстановление его началось только в 1530 г. Вместо деревянной ограды сооружена каменная стена с башнями, полностью перестроенными в XVIII в. На территории монастыря можно ознакомиться с несколькими архитектурными памятниками. Среди них церковь Архангела Михаила (1772-1806 гг.). Она представляет собой пятиглавый, бесстолпный храм, построенный из кирпича. Он богато декорирован украшениями. Обращает на себя внимание и шатровая колокольня (1685-1688 гг.) - красивое монументальное сооружение. Массивный восьмигранный столп колокольни богато украшен архитектурными деталями. Сохранились надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.), двухэтажное здание покоев архимандрита с трапезной палатой. Архангельский монастырь, 3 класса, в городе Юрьеве; упоминается в 1238 году, когда разорен был полчищами Батыя. Соборный храм во имя архангела Михаила построен в 1560 году; здесь находится гробница князя Дмитрия Святославича, скончавшегося в схиме в 1269 году. При монастыре богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Георгиевский собор, который сейчас стоит немного в отдалении от им же выстроенного Михайло-Архангельского монастыря, был построен по собственному архитектурному проекту князя. А Михайло-Архангельский монастырь появился так. Святослав был женат на Евдокии, дочери Муромских князей Петра и Февронии, но еще в самом расцвете сил, родив сына Димитрия, супруги решили жить для Бога. Евдокию князь отпустил в Борисоглебский Муромский монастырь к родителям, а сам построил в Юрьеве небольшой монастырь, в котором и начал свой монашеский подвиг.

http://sobory.ru/article/index.html?obje...

Архангельский собор Московского Кремля   Архангельский собор Московского Кремля Статья из т. III «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г. Архангельский собор Московского Кремля освящен в честь Собора Архистратига Михаила (8 (21) ноября), храм-усыпальница Московского великокняжеского, затем царского дома. История. Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что его основание связано с, братом святого благоверного князя Александра Ярославича Невского князем Михаилом Храбрым (ум.1248), построившим в 1-й пол. XIII в. деревянную церковь во имя архистратига Михаила, которому был тезоименит. Однако более обоснованным представляется возникновение данного престола в русле общей для Северо-Восточной Руси традиции княжеского храмостроительства во имя Архистратига Небесных Сил бесплотных, почитавшегося как покровитель княжеского рода. Первым достоверным сообщением об Архангельском соборе является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной церкви во имя архистратига Михаила, возведенной в течение одного года. В 1344/45-1346/47 гг., при сыне Иоанна Калиты великом князе Симеоне Гордом, храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из русских иконописцев, старшими в которой были Захарий, Иосиф, Николай; в 1399 г. его вновь расписал Феофан Грек с учениками. Облик собора 1333 г. неизвестен, существует несколько противоречивых гипотез о его размерах и типологии. В 1471 г., после победы войск великого князя Иоанна III Васильевича в битве с новгородцами на реке Шелони, в день памяти апостола Акилы (14 июля), к Архангельскому собору в течение недели были пристроены 2 деревянных придела: во имя апостола Акилы, по обету великого князя, и в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме, по обету его воевод князей Д. Д. Холмского и Ф. Д. Пёстрого-Стародубского. Во время кремлевского пожара 1475 г. оба придела сгорели, и в 1481-1482 г. к Архангельскому собору были пристроены каменные приделы с теми же посвящениями.

http://sedmitza.ru/text/616600.html

Суджа. Собор Успения Пресвятой Богородицы и Михаила Архангела. Успенско-Архангельский собор Когда-то в центре Суджи был Успенско-Архангельский собор. Из материалов краеведа Геннадия Буряченко известно, что это было «самое величественное архитектурное сооружение в городе. Возводить его закончили в 1803 году, и он сразу стал центром духовной жизни края». После известных событий 1917 года его судьба была похожей на судьбы многих храмов России. А в 50-х годах прошлого века его совсем не стало… После возведения в 1803 году Успенско-Архангельского собора прилегавшая к нему Торговая площадь стала уже называться Соборной. http://www.kpravda.ru/article/society/044512/ Успенско-Архангельский собор стоял в центре города и был одной из главных архитектурных достопримечательностей Суджи. После 1917 года собор был закрыт, церковная утварь конфискована и разграблена. В 1920-30-е годы в соборе располагался зерносклад. Окончательно собор снесен в 1950-е годы. В 1960-е годы на фундаменте собора был построен районный Дом культуры с памятником В.И. Ленину перед ним. СУДЖА. ЧАСОВНЯ. На Снной улиц находится построеная въ 1868 году Блогорской пустынью въ память uзбabлehiя отъ опасности Государя Императора Александра II — 14 апреля 1866 г., каменная, крытая желзомъ часовня, въ которой совершается бorocлyжehie во время ежегоднаго приноса въ городъ Суджу, 16 августа, чудотворной иконы Пряжевской Бoжieй Матери изъ Блогорской пустыни, Суджанскаго узда; koniя этой иконы находится въ небольшомъ иконостас описанной часовни. Часовня состоитъ въ bдhiu Блогорской пустыни, которою и поддерживается. Въ Успенско-Архангельскомъ собор г. Суджи есть напрестольное Ebahreлie печати 1618 года, пожалованное Государемъ Алексемъ Михайловичемъ въ 1672 году. Н.И. Златоверховниковъ " Курск дореволюционный " В 1665 г. по челобитной, подписанной от всех горожан Марком Бученко и Кондратом Ивановым с товарищами, в Судже было разрешено строить соборную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделами во имя святого и праведного Алексея человека Божия и Николы Чудотворца. Строительство было благословлено митрополитом Сарским и Подонским Павлом и поручено протопопу Ерофею Иванову. Однако из-за отсутствия денег сооружение соборной церкви было завершено только в 1667 г.

http://sobory.ru/article/?object=47673

Рязань. Собор Михаила Архангела. Архангельский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Каменный собор построен в 1470-х гг. Он служил великокняжеским храмом и усыпальницей рязанский арихереев. Основной объем представляет собой четырехстолпный крестовокупольный одноглавый четверик. К нему с востока примыкают три полукруглые апсиды. Зданиие было значительно перестроено после разрушительного пожара 1647 г., и позднее, XVIII и XIXbb. В XIX в. к собору пристроили пониженную трапезную с порталом в псевдорусском стиле. Первое упоминание об Архангельском соборе относится к концу 15 века. Это время можно считать основанием храма. За свою долгую жизнь собор неоднократно подвергался разрушительному действию пожаров, несколько раз реставрировался и переделывался. Но, тем не менее, с 1756 года в писцовых книгах отмечалось, что соборный храм настолько пришел в негодность, что служить в нём было уже невозможно. На многие годы в соборе прекратилось богослужение, и он понуро стоял, постепенно разрушаясь. Но стараниями архиепископа Сергия в Архангельском соборе начались  ремонтные работы. Предстояло отремонтировать церковное здание как снаружи, так и внутри. Работа шла медленно, и только в 1819 году храм был полностью готов для того, чтобы вновь принять прихожан.  8 ноября 1819 года состоялось торжественное освящение собора, а после этого прошла первая церковная служба. Архангельский собор традиционно служил местом погребения рязанских архипастырей. В правой стороне храма у южных дверей находилась гробница архимандрита Мисаила, убитого в 1655 году мордовскими разбойниками. Над гробницей в футляре хранилось с 1734 года мантия убитого, на которой были видны следы крови. Эта мантия ранее находилась во владении боярского сына Федора Куабицкого, затем по распоряжении. арх. Алексия она была перенесена в Архангельский собор. По материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» В советское время собор, как и многие храмы России, был закрыт. Его имущество реквизировано. Внутреннее убранство портилось и разрушалось. В наши дни в соборе располагается экспозиция музея Рязанского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=01723

Архангельский собор Московского Кремля   Фрагмент статьи из т. 3 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г. Архангельский Собор Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. История Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что 1-я деревянная ц. в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем (братом св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского ), к-рый, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. Однако более обоснованной представляется гипотеза, связывающая возникновение данного престола с общей для Сев.-Вост. Руси традицией княжеского храмостроительства во имя Архистратига Небесных Сил бесплотных, почитавшегося как покровитель княжеского рода. Первым достоверным сообщением об А. с. является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной ц. во имя арх. Михаила, возведенной в течение одного года. В 1344/45-1346/47 гг., при сыне Иоанна Калиты вел. кн. Симеоне Гордом , храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из рус. иконописцев, старшими в к-рой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками. Облик храма 1333 г. неизвестен, существует неск. противоречивых гипотез о его размерах и типологии. В 1471 г., после победы войск вел. кн. Иоанна III Васильевича в битве с новгородцами на р. Шелони в день празднования памяти ап. Акилы (14 июля), к А. с. в течение недели были пристроены 2 деревянных придела: во имя ап. Акилы, по обету вел. князя, и в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме, по обету воевод князей Д. Д. Холмского и Ф. Д. Пёстрого-Стародубского. Во время кремлевского пожара 1475 г. оба придела сгорели, в 1481-1482 гг. к А. с. были пристроены каменные приделы с теми же посвящениями. Весной 1505 г. по повелению вел. кн. Иоанна III А. с. из-за ветхости был разобран. Тогда же на его месте итал. архитектор, названный в России Алевизом Новым , заложил собор, оконченный уже при вел. кн. Василии III Иоанновиче в 1508 г. (освящен 8 нояб. 1508 митр. Симоном ). Как показали реставрационные исследования 2000-2001 гг. (Ю. П. Мосунов, И. В. Калугина и др.), собор был пристроен к находившемуся на юго-западе от него одному из зданий Казенного двора - «погребу на Казенном дворе» (построено в 1485, в кон. XVIII в. в части его наземного этажа находилась Судная палата вотчин Архангельского собора), от к-рого в наст. время сохранился подвал.

http://sedmitza.ru/text/1049655.html

Пятигорск. Собор Михаила Архангела. Михайло-Архангельский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Михайло-Архангельский храм - это народная стройка с 1884 по 1898 годы. Храм возводился в свободное от работы время и праздничные дни. Инициатором строительства и ответственным по сбору денежных средств являлся протоиерей Иоанн Беляков. Он впоследствии стал настоятелем храма. Освящен 3 мая 1898 года. В 1936 году храм был закрыт. В годы немецко-фашисткой оккупации города Пятигорска храм был открыт, отреставрирован, в нем совершались богослужения. Действовал храм до 1961 года. В 40-е годы ХХ века вблизи храма был построен хладокомбинат, который постепенно занял храмовые земли, а сам храм превратил в склад химикатов. Трудами митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона (Докукина) в 1990 году храм был возвращен церкви. Храм восстанавливали всем миром. С 7 июля 1991 года здесь совершаются регулярные богослужения. Проект восстановления здания и куполов Михайло-Архангельского собора разработал пятигорский архитектор А.П. Миненко.  Интересно отметить, что на время восстановления Михайловского собора не было ни одного изображения храма. Через некоторое время после восстановления куполов в Пятигорском Краеведческом музее была обнаружена фотография начала ХХ века с единственным из известных в настоящее время изображений храма раннего периода. Выяснилось, что формы купола заданы архитектором верно, отступление от первоначального вида заключалось лишь в покрытии глав. Ранее главы имели гладкое, а не чешуйчатое покрытие. Храм имеет три придела: центральный - в честь Архангела Михаила (21 ноября); левый – в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (9 октября); правый – в честь святого праведного Праотца Гедеона (неделя святых Праотец). С марта 2011 по декабрь 2012 года является кафедральным собором Пятигорской и Черкесской епархии. Михаило-Архангельский Собор был построен в конце XIX в. В 1882 г. был утвержден новый план Пятигорска, в котором в северо-западной части города появилось новое поселение – Константиногорская слободка, специально для рабочих, принимавших участие в строительстве железной дороги, связавшей Минеральные Воды и Кисловодск. С появлением нового поселка появилась необходимость постройки православного храма, так как основную часть слобожан составляли православные верующие. С просьбой помочь в его сооружении жители поселка обратились к инженеру И.Д. Иноземцеву. Последний, будучи человеком религиозным (он возвел у себя в имении на станции Каррас, ныне ст. Иноземцево, домовую церковь), охотно откликнулся на эту просьбу, распорядился выделить безвозмездно товарные железнодорожные платформы и паровоз для доставки камня из карьера, где он добывался для нужд строившейся железнодорожной ветки.

http://sobory.ru/article/?object=23407

Немало явилось тогда церквей и в других городах и областях России. В Москве святитель Петр заложил (1324) близ своего двора первую в этом городе каменную церковь , собор Успенский, оконченный уже после его кончины. Иоанн Данилович Калита соорудил каменную церковь святого Иоанна Лествичника (1328) и собор Архангельский (1332), сделавшийся усыпальницею московских князей. Супруга Димитрия Иоанновича Донского воздвигла (1393) на своем дворе каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а сын Донского Василий Димитриевич создал собор Благовещенский 2383 . В области Угличской один князь Роман Владимирович угличский († 1285) построил в разных местах до 15 храмов 2384 . В Твери князь Михаил Ярославич вместе с матерью своею соорудил (1285–1289) каменный собор Преображения Господня на месте прежде бывшей деревянной церкви Косьмы и Дамиана 2385 . В Нижнем Новгороде великий князь Константин Васильевич воздвиг (1352) каменный собор Спасо-Преображенский, а князь Андрей Константинович – каменный собор Михаило-Архангельский (1358). В Серпухове князь Владимир Андреевич создал (1378) собор Троицкий. В Ростове епископ Григорий собственным иждивением обновил и почти вновь соорудил (1411) собор Успенский, обрушившийся после страшного пожара 2386 . В Пскове вновь сооружен (1365) собор Троицкий на старой основе, после того как он весь был разобран вследствие падения его верха. Не говорим о многих других церквах в этом городе, которые, особенно с половины XIV в., сооружались или обновлялись весьма часто, даже по две и по три в один и тот же год. Так в 1373 г. построены здесь две церкви, в 1383 – три, в 1384 – две, в 1394 – две, в 1398 – две, в 1421 – три 2387 . Вообще, о количестве церквей в разных городах наших того времени можем заключать из следующих данных. В Москве в 1336 г. сгорело 18 церквей; в 1342 г., когда погорел весь город, 28 церквей; в 1354 г., когда погорел один Кремль, 13 церквей; в 1415 г. – 15 церквей 2388 . В Нижнем Новгороде татары сожгли в 1377 г. 32 церкви. В Ростове во время пожара 1408 г. сгорело 14 церквей. Когда в 1413 г. погорели Тверь и Кострома, то в первом городе сгорело 20 церквей, а в последнем 30 2389 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Шенкурск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1735 и 1762. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская обл., Шенкурский р-н, г. Шенкурск Координаты: 62.101203, 42.898071 Проезд:по ул. Ленина до конца на юг, место собора на береговом обрыве Ваги напротив здания полиции Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Шенкурске Кирпичный городской собор, выстроенный в 1735-1762 гг. Трёхсветный (верхние окна - круглые) четверик, завершённый малым восьмериком под грушевидным куполом, с трапезной с южным Сергиевским приделом. Приземистая двухъярусная колокольня 1843 г. Второй придел в трапезной Алексия, человека Божия. Закрыт не позже 1930-х гг., окончательно разрушен не позже 1960-х гг. Поставлен Памятный крест на месте Благовещенского собора в Шенкурске Архангельской области. Современное местоположение: г. Шенкурск, Архангельская обл. Историческое местоположение: Шенкурский уезд, Архангельская губерния. В 1582 г., по грамоте Новгородского и Великолуцкого митрополита Александра, была построена соборная деревянная церковь во имя Архистратига Михаила с тремя приделами: во имя Нерукотворного Образа Спаса, во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя Алексия, Человека Божия. Первые два придела находились по сторонам главного храма, третий - в западной части храма на полатях. Храм сгорел в 1675 г. от удара молнии. Вместо него на другом месте, по благословению митрополита Корнилия, в 1675-1681 г.г. был построен новый храм. Престолы: Михаило-Архангельский, освящен 7.11.1681; Нерукотворного Образа Спаса, освящен 2.5.1681; Казанский, освящен 22.10.1687; Алексия, Человека Божия. Согласно писцовым книгам Бобарыкина от 1620 г., существовал храм во имя преп. Сергия Радонежского, который в 1633 г. был заменен новым храмом во имя того же святого. В писцовых книгах Кирилла Яковлева от 1675 г. упоминается деревянная Благовещенская церковь, с приделом во имя Сергия Радонежского. В 1697 г. архиепископом Афанасием была дана благословляющая грамота на постройку новой Благовещенской церкви с приделом во имя преп. Сергия. В 1698 г. строительство было завершено. В 1704 г. храм сгорел от удара молнии. Построенный в 1715-1723 г.г. храм также сгорел в 1731 г. В 1735 г. начато строительство каменного храма по благословляющей грамоте, данной Преосв. Германом. Престолы: главный - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, освящен 15.6.1762; в трапезе с южной стороны - во имя преп. Сергия Радонежского, освящен 17.12.1741; с северной стороны - во имя Алексия, Человека Божия, который был перенесен предположительно в 1778 г. из Михаило-Архангельского храма, во время ремонта последнего. Усердием шенкурского купца Прокопия Лагунова в 1843 г. к храму была пристроена каменная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=21349

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010