Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией общественно-политической истории В. и. Такие события IV в., как офиц. признание христианства (313), провозглашение К-поля новой столицей (330), разделение Римской империи на вост. и зап. части (395), несомненно, оказали влияние на искусство, но провести четкую границу между раннехрист. и ранневизант. искусством невозможно. Оба периода принадлежат к одной фазе развития христ. искусства - «христианской античности». Новая художественная образность, определившая визант. искусство как особое явление мировой культуры, чьи традиции сформировались к VI в. - «золотому веку Юстиниана», развивалась до 1-й четв. VIII в., когда художественная жизнь В. и. была практически прервана событиями иконоборчества. Именно период иконоборчества (726-843, с перерывом между 787 и 815) является рубежом, после к-рого начался новый этап в истории визант. искусства. Средневизант. период - время расцвета и выдающихся достижений в области изобразительного искусства - имеет верхнюю дату - 1204 г. Захват и разграбление К-поля крестоносцами, образование на территории В. и. неск. гос-в и развитие художественных центров в Греции, на Балканах, в М. Азии определили дальнейшую историю искусства В. и. Исторические границы поздневизант. периода определяются возвращением К-поля в 1261 г. имп. Михаилом VIII Палеологом, захватом столицы турками и падением империи в 1453 г. Этот последний этап истории искусства В. и. назван по имени правившей династии палеологовским и характеризуется мощным художественным подъемом, импульс к-рого надолго определил культуру восточнохрист. мира. После крушения империи визант. искусство, продолжавшее существовать на ее бывш. территории, на Афоне, на Крите, на Кипре, островах Средиземного м., в Италии, на Балканах и называемое поствизантийским, определялось сохранением форм и тенденций визант. культуры вплоть до XVII-XVIII вв.; велико значение визант. наследия и для рус. искусства XV-XVII вв. Ранневизантийский период (IV - нач. VII в.)

http://pravenc.ru/text/ВИЗАНТИЙСКАЯ ...

Глава 6. Андроник II старший Несмотря на энергию, опыт и способности Михаила VIII, Византийская империя за все его долговременное царствование лишь старалась вернуть себе прежние пределы, лишь защищала свое существование против сильных врагов, не раз находясь на краю гибели. Возвращение древней столицы, воскрешение традиций Комнинов с задачами и тяготами их мировой политики ухудшили народное благосостояние, особенно в Малой Азии, где, казалось, суждено было развиться цветущему центру эллинизма, богатому и сильному национальному государству, основанному на новых началах не бюрократического, но царского хозяйства. Если даровитому и энергичному Михаилу, унаследовавшему от Ласкарей национальное войско, богатую казну и неразоренную страну, пришлось растратить накопленное золото, разорить и крестьян и служилый класс, расстроить оборону восточного рубежа, опираться на полуитальянский флот и на турецкую конницу, то что ожидало империю впереди? Правда, пало могущество Карла Анжу и рушились планы латинского нашествия. С этой стороны опасность более не угрожала. Греческие патриоты и константинопольское правительство могли вздохнуть свободно и обратиться к устройству внутренних дел. Но не греки сломили Карла; южноитальянская держава была разрушена борьбою сил внутри Италии. Если Византии XIV в. не по плечу было наследие империи Комнинов, то каждое молодое национальное государство, возникшее по соседству с Византией, могло рассчитывать на ее богатые земли. Такие новые силы появились: на Балканах – южное славянство под скипетром наследников Уроша Сербского, за Бруссой и Никеей – тюркские племена, объединенные родом Османа. Продлить существование Византии при этих условиях могли выдающиеся, гениальные монархи, но их не было, хотя Палеологам нельзя отказать в дарованиях. Спасти Византию могли лишь коренные реформы социального, государственного и церковного строя, но таковых не было и прежде, когда государство было сильнее. Тяжелое наследие бурного времени Михаила было кое-как ликвидировано, церковные раздоры сглажены, но Византия беднела, хирела, блеск империи полинял в возвращенной столице весьма быстро. Несмотря на относительную безопасность Константинополя в XIV в., несмотря на несомненную духовную работу, о чем речь впереди, процесс упадка Византии развивался неудержимо. Важнее всего было обеднение государства и страны, немедленно отразившееся на состоянии вооруженных сил. С переездом двора в Константинополь, с разорением долины Меандра турками погибло громадное хозяйство никейских царей, покрывавшее чисто государственные расходы. Политические договоры с генуэзцами и венецианцами отдали вывоз и ввоз, отчасти и розничную торговлю, в итальянские руки. Покровительство туземной торговле и местной промышленности было забыто.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Исторический очерк 29-го мая 1453 года, под ударами оружия османских турок, пал Константинополь, столица некогда могущественной и победоносной Византийской империи. Еще во второй половине XIII века, в царствование византийского императора Михаила VIII Палеолога 1 , турки прочно утвердились в Малой Азии, затем, пользуясь политическими смутами и династическими раздорами в Византийской империи, постепенно расширяли пределы своего государства на счет и в ущерб великой православной державы. В 1326 г. турками был взять город Пруса, где и была учреждена столица османского царства, в середине XIII в. вошла в состав его вся Малая Азия, за исключением города Филадельфии, где еще продолжало развеваться византийское знамя. В 1354 г. турки овладели Каллиполем (Галлиполи) и этим весьма важным завоеванием открыли себе путь из Азии в Европу 2 . В 1360 г. султан Мурад I перешел Геллеспонт, в следующем году взял византийские крепости Тиролою и Дидимотих, а потом овладел и Адрианополем 3 . В 1363 г. от Византийской империи были оторваны города Филиппополь и Серры, а в 1365 г. султан Мурад объявил Адрианополь своей резиденций, заключил договор с Рагузской республикой, покрывшею своими торговыми предприятиями почти весь Балканский полуостров, и утвердил коммерческие ее привилегии. В 1389 г. Мурад на Коссовом поле нанес страшное поражение сербам и ценой собственной гибели надолго прекратил самостоятельное существование славного сербского царства. Его сын Баязид I с успехом продолжал завоевательные действия Мурада. В 1390 г. был вынужден сдаться этому султану и город Филадельфия, остававшийся в последнее время единственным во всей Малой Азии очагом свободного византинизма. Вслед затем Баязид временно овладеть Фессалоникой. В 1393 г. он разгромил Болгарию и покорил столицу царства Тырново. Одновременно он стал окружать войсками Константинополь, готовясь к завоеванию и этого города. Только приближение западного крестоносного ополчения, под предводительством венгерского короля Сигизмунда, заставило Баязида снять осаду столицы Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ АВТОРИАН [греч. Αρσνιος Ατωρειανς] (1200, К-поль - 30.09.1273, Проконис), свт., Патриарх К-польский (нояб. 1254 - февр. или март 1260; июнь 1261-1265). Происходил из знатной к-польской семьи Феодора (или Алексея) Агаллиана, судьи дрома, и Ирины Каматиры. Отец в конце жизни принял монашество с именем Арсений. Сын, в Крещении Георгий, последовал его примеру и постригся с именем Геннадий, а после смерти отца взял его монашеское имя. Сначала А. А. подвизался в мон-ре на горе Оксия в Вифинии, затем переселился в обитель близ Аполлониадского оз. А. А. участвовал в посольстве, к-рое было отправлено в 1253 г. имп. Иоанном III Дукой Ватацем в Рим для переговоров по вопросу объединения Церквей. В нояб. 1254 г. по настоянию Никейского имп. Феодора II Дуки Ласкаря А. А. был избран Патриархом, хотя наиболее вероятным кандидатом считался Никифор Влеммид , славившийся ученостью и непреклонностью перед сильными мира сего. Первые годы правления были спокойными, но после смерти Феодора II начались смуты, связанные с отстранением от власти его малолетнего сына Иоанна IV Дуки Ласкаря . Патриарх вместе с Георгием Музалоном был назначен опекуном Иоанна IV, но Михаил Палеолог, распоряжавшийся гос. имуществом, присвоил себе полномочия регента, торжественно обещав отказаться от власти по достижении Иоанном совершеннолетия. Однако в янв. 1260 г. Михаил VIII Палеолог венчался на царство и заключил под стражу законного наследника. Все, чего мог добиться Патриарх, было сохранение жизни Иоанну IV. Вскоре Михаил VIII потребовал от А. А. добровольного отречения от Патриаршего престола. Тот отказался и был изгнан (февр.-март 1260), на его место возвели Никифора II , бывш. митр. Эфесского. Эти события вызвали церковный раскол, однако после смерти Никифора II имп. Михаил VIII примирился с А. А., к-рый в июне 1261 г. был возвращен на Патриарший престол. После освобождения К-поля и восстановления Византийской империи он торжественно венчал Михаила VIII на царство (сент. 1261). Но когда на праздник Рождества Христова, 25 дек. 1261 г., по приказанию Михаила VIII был ослеплен 9-летний Иоанн IV, Патриарх отлучил императора от Церкви.

http://pravenc.ru/text/76276.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Фреска с изображением Андроника II. Монастырь святого Иоанна Крестителя, Серре, Греция. Фото с сайта Википедии Андроник II Палеолог Старший , в монашестве Антоний ( 1259 / 1260 - 1332 ), византийский император (1282 - 1328) Родился в 1259 или 1260 году, сын императора Михаила VIII Палеолога . Провозглашен наследником трона в 1262 году. 8 ноября 1272 года коронован как соправитель своего отца. После смерти Михаила VIII 11 декабря 1282 стал самостоятельным правителем. Его 46-летнее самостоятельное правление было одним из самых продолжительных в истории Византийской империи . Внешняя политика По сравнению со своим предшественником Андроник Палеолог не был ни выдающимся политиком, ни полководцем. Его внешняя политика в большей степени была направлена на поддержание status quo. После смерти своей первой жены Анны, дочери Стефана V Венгерского , он в 1284 году женился на Иоланте (Ирине) Монферратской, что обеспечило Византии наследственные права на Фессалоникийское королевство . Однако попытка Андроника Палеолога путем женитьбы его старшего сына от первого брака и соправителя (с 1295) Михаила IX на внучке императора Балдуина II Екатерине де Куртене, унаследовавшей титул императрицы Константинопольской, снять вопрос о восстановлении Латинской империи и улучшить отношения с домом Анжу окончилась неудачей. Отдав в 1298 году в жены сербскому королю св. блгв. Стефану Урошу II Милутину (1282-1321) свою малолетнюю дочь Симониду, император смог остановить сербское наступление в Македонии. Как и отец, Андроник II поддерживал мир с монголами. Его дочь Мария стала женой хана Тохты. В отличие от отца, умевшего успешно использовать традиционные противоречия венецианцев с генуэзцами , Андроник Палеолог, нуждаясь во флоте (византийский флот был им упразднен в 1284 году), принял сторону Генуи; в 1303 году союзники потерпели поражение, и император должен был выплатить Венеции значительную контрибуцию.

http://drevo-info.ru/articles/13680554.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛИОНСКАЯ УНИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru В 1261 Латинская империя в Константинополе пала. Никейский император Михаил VIII Палеолог (1259 - 1282) при содействии генуэзцев отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю . Но положение восстановленной империи и ее государя было весьма затруднительное. Последний латинский император в Константинополе Балдуин II отправился на Запад и умолял папу и государей помочь ему возвратить потерянный престол. Папа Урбан IV , потерявший с завоеванием греками Константинополя не менее Балдуина, принял его сторону, отлучил от церкви генуэзцев за союз с Палеологом и начал распространять воззвания к новому крестовому походу против Константинополя.Тесть Балдуина Карл Анжуйский , овладевший тогда Неаполем и Сицилией , стал готовиться к войне с Палеологом. В то же время против Палеолога вооружались болгары , а латинские князьки Пелопоннеса , оставшиеся независимыми после падения Латинской империи, начали наступательные движения против Константинополя. Волнения внутри империи довершали запутанность дел. Михаил VIII Палеолог вступил на императорский престол незаконно, отстранив от него — и затем ослепив — Иоанна , малолетнего сына императора Феодора II Ласкариса . Такое злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ. Новый патриарх Герман , заменивший сосланного Арсения, вследствие народного ропота должен был оставить кафедру. Когда затем поставлен был патриархом царский духовник Иосиф , многие из духовных и мирян не хотели признавать Иосифа патриархом и образовали сильную партию сторонников Арсения. Нашелся слепой юноша, которого жители Никеи признали за Иоанна Ласкариса и провозгласили своим царем. Находясь в таких затруднительных обстоятельствах, хитрый Палеолог рассчитал, что нападение Карла Анжуйского он может остановить при помощи папы, а с остальными внутренними и внешними врагами — управиться собственными средствами. Немедленно по взятии Константинополя он вступил в сношения с папой Урбаном IV, потом Климентом IV и послал к ним несколько посольств с богатыми подарками и предложениями касательно соединения церквей.

http://drevo-info.ru/articles/2231.html

Л.Ю. Лобова-Костогрызова Дочь видного византийского сановника конца XIII-XIV вв. Никифора Хумна Ирина никогда не думала, что пойдет по стопам своей старшей сестры и станет монахиней, ибо отец приготовил ей другую участь. В 12 лет она стала женой сына византийского императора Андроника II Палеолога шестнадцатилетнего деспота Иоанна. Но брак, «заключенный на небесах» 1 , длился только четыре года до внезапной смерти молодого супруга в 1307 году. Снова выйти замуж юная вдова не могла, так как лишилась бы титула βασλισσα, который приносил большую честь дому Хумна, и до конца жизни она должна была бы, не изменив своего статуса, играть при дворе роль безутешной вдовы (именно этого, как считают исследователи Ж. Верпо и Д. Николь, хотел ее отец) 2 . Ирина, несмотря на протесты родителей, решила стать монахиней. Ответственным за такое решение дочери Никифор Хумн по праву считал митрополита Филадельфийского Феолипта – видного церковного деятеля того времени, прославившегося еще в годы правления Михаила Палеолога тем, что не принял Лионскую унию с католической церковью 1274 года, за это был подвергнут гонениям 3 , а после прихода к власти Андроника II Палеолога, напротив, был возвеличен и назначен на высокую должность – около 1283 г он был рукоположен в сан митрополита Филадельфии 4 . Каким образом свела судьба Ирину Хумнену и Феолипта, нам неизвестно. В своем очерке об Ирине Д. Николь называет его «другом семьи» Хумна 5 , но мы не можем утверждать это с полной уверенностью, так как, вспомнив события, связанные с Лионской унией, увидим, что Никифор Хумн занимал по отношению к ней прямо противоположную Феолипту позицию – был ее сторонником 6 . Более вероятным представляется то, что Ирина познакомилась с Феолиптом Филадельфийским , находясь при императорском дворе. Как бы то ни было, именно митрополит настоял на том, чтобы она приняла монашеский постриг, и сам налагал на нее тонзуру. Βασλισσα стала монахиней, а вскоре и настоятельницей монастыря ΦιλνθρωποςΣωτηρ под именем Евлогии. Д. Николь считает, что она взяла это имя в честь тетки своего мужа – сестры Михаила VIII Ирины-Евлогии Палеологини, которая трудилась и страдала во имя православной веры 7 . Ирина-Евлогия Хумнена доказала, что она не случайно избрала это имя: до конца своей жизни (около 1355 г.) 8 пребывая и монастыре, она следовала наставлениям благочестия, привитым ее духовным отцом и учителем митрополитом Филадельфийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ ИАСИТ (МЕЛИЙ) [греч. Ιβ Ιαστης, Μελας], иером., визант. писатель 2-й пол. XIII в. Советник и сподвижник патриарха К-польского Иосифа I Галисиота (1266-1275, 1282-1283) в борьбе с униатской политикой имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282). По распоряжению патриарха И. И. со своими помощниками, в числе к-рых был Георгий Пахимер , составил весной 1273 г. «Апологию», к-рая представляет собой антилат. томос против унии и в защиту Православия (RegPatr, N 1400). Стремление к унии со стороны Михаила VIII было обусловлено сугубо политическими причинами, чего император и не скрывал от к-польского клира. После отвоевания К-поля император имел многочисленных врагов в лице латинян, болгар и князей Пелопоннеса, намеревавшихся идти походом на К-поль. В частности, целью кор. Карла I Анжуйского было среди прочего возвращение визант. столицы и восстановление Латинской империи, для чего он вступил в родственные отношения с последним лат. имп. Балдуином II и получил от него сюзеренитет над Ахейским княжеством и большинством островов Эгейского м. Имп. Михаил VIII хотел остановить нападение Карла при помощи папы. После взятия К-поля он вступил в сношения с папой Урбаном IV, потом Климентом IV, однако посольства с дарами и предложениями о соединении Церквей не увенчались успехом. Но в 1271 г. папой стал Григорий X , желавший соединения Церквей и, зная о намерении императора, тотчас отправивший послов в К-поль. Михаил VIII призвал к себе патриарха и архиереев и уговаривал их согласиться на объединение с Римской Церковью на предложенных папой условиях, к-рые, по его мнению, не шли вразрез с каноническим правом: поминать папу в богослужении нисколько не противно Восточной Церкви, признавать его «братом и даже первым» не умаляет достоинства греков; что касается права апелляции к папе, то «в сомнительных случаях едва ли кому захочется плыть для этого за море». Особый акцент император делал на нависшей над империей зап. угрозе, но о Filioque умалчивал (в свою очередь послы в лице францисканца Иоанна Парастрона признавали равночестность употребления Символа веры с Filioque и без). Хартофилакс Иоанн Векк (впосл. патриарх К-польский Иоанн XI Векк ), к-рый в то время занимал антилат. позицию, выступил с обличением латинян как тайных еретиков. Поскольку императору не удалось убедить патриарха и клир, он заточил Иоанна Векка в крепость и составил с помощью архидиак. Мелитиниота и протоапостолария Георгия (впосл. архиеп. Кипрский Георгий II ) трактат, в к-ром, опираясь на цитаты, доказывал чистоту веры латинян ( Georg. Pachym. Hist. V).

http://pravenc.ru/text/578192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИОНСКАЯ УНИЯ Соглашение об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, заключенное на Лионском II Соборе (1274). Исторический контекст После того как К-поль был занят войсками Никейской империи (25 июля 1261), а лат. имп. Балдуин II (1240-1273) и лат. патриарх К-поля Панталеоне Джустиниани (1253-1286) бежали из города, у власти утвердилась визант. династия Палеологов. Ее основатель никейский имп. Михаил VIII Палеолог был повторно коронован как император возрожденной Византийской империи в соборе Св. Софии (15 авг. 1261). К этому времени власть визант. императора была ослаблена рядом внутренних и внешних факторов, прежде всего непрекращающимися попытками зап. аристократии восстановить Латинскую империю . Имп. Балдуин II, первоначально находившийся на о-ве Эвбея, вскоре встретился с кор. Сицилии Манфредом (1258-1266), а затем посетил Венецию и Рим, где нашел поддержку Папского престола. Сразу после имп. коронации Михаила VIII папа Римский Урбан IV (1261-1264) начал проповедь нового крестового похода, целями к-рого были отвоевание К-поля и восстановление на престоле Балдуина II, однако большая часть зап. рыцарства не откликнулась на этот призыв. Единственным правителем, заинтересованным в экспедиции, был Манфред, кор. Сицилии. Еще в 1257/58 г. он заключил союз с деспотом Эпира Михаилом II Комнином Дукой (ок. 1230-1266/68), а также с правителем Ахейского (Морейского) княжества Гийомом II Виллардуэном (1246-1278) против Никейской империи; 2 июня 1259 г. Манфред женился на дочери Михаила II. В битве при Пелагонии (сент. 1259) войска Морейского княжества и Эпирского деспотата были разбиты, кн. Гийом II взят в плен. Имп. Михаил VIII обещал ему свободу в обмен на возвращение Византии Юж. Пелопоннеса, и в 1261 г. князь торжественно пообещал передать императору Мистру и Монемвасию, а также стал восприемником одного из сыновей Михаила VIII. Восстановление контроля византийцев над этими территориями могло стать основой для постепенного отвоевания визант. армией земель, занятых латинянами, болгарами и сербами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, папа Урбан IV спустя нек-рое время освободил Гийома II от клятвы, данной визант. императору.

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНТАКУЗИНЫ [греч. муж. р. Καντακουζηνς; жен. р. Καντακουζην], визант. аристократический род. Этимологически фамилия К. восходит к названию местности Кузинас (Κουζηνς) близ Смирны. Предположительно К. происходили из М. Азии, однако в источниках рубежа XII и XIII вв. упоминаются их владения на Пелопоннесе, в Македонии и во Фракии. Первым представителем рода, достигшим высокого положения на военной службе, был не названный по имени К., упоминаемый в «Алексиаде» Анны Комнины как участник походов Алексея I Комнина в 1095-1108 гг. ( Ann. Comn. Alex. X 2; XI 9, 11; XII 2; XIII 5-7). Первый известный по имени член семейства, Иоанн К., участвовал в кампаниях Мануила I Комнина в нач. 50-х гг. XII в. и погиб в битве при Мириокефале в сент. 1176 г. Осуществлявшиеся в XVI-XVIII вв. попытки проследить генеалогию К. в более отдаленные эпохи и связать их с одним из 12 пэров Карла Великого или c известными историческими деятелями времен Юлия Цезаря и имп. Траяна не имеют под собой научных оснований ( Nicol. 1968. P. VI-VIII). С кон. XII в. К., занимавшие высокие посты на военной службе, старались породниться со знатными семействами Дук , Ангелов и Палеологов : в нач. 80-х гг. XII в. кесарь Иоанн К. женился на сестре буд. имп. Исаака II Ангела Ирине Ангелине. При первых Палеологах положение К. упрочилось: Михаил К., участвовавший в военных кампаниях имп. Михаила VIII Палеолога против Эпирского царства, ок. 1263 г. получил титул великого конюшего; Иоанн Комнин Ангел К. женился на сестре Михаила VIII Ирине Евлогии Палеологине. Их дочь Анна Палеологина К. († после 1313; PLP, N 10933) по политическим мотивам была выдана замуж за эпирского деспота Никифора I Дуку Ангела и после его смерти, будучи регентшей при своем сыне Фоме, стала фактической правительницей Эпира. Ее сестра Феодора Палеологина Раулена К. († 1300; PLP, N 10943), автор Жития исповедников Феодора и Феофана Начертанных (BHG, N 1793) и глава лит. агиографического кружка, состояла в переписке с виднейшими интеллектуалами эпохи: патриархом К-польским Григорием II Кипрским , Никифором Хумном и Мануилом Оловолом . Из-за активного сопротивления униат. политике Михаила VIII она была отправлена в ссылку, а братья ее мужа Исаак и Мануил заключены в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/1470279.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010