Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Соборная грамота Киевского митрополита Михаила Рогозы и епископов Западной Руси о намерении подчиниться Римскому папе (1594 г. 2 декабря) Текст приводится по изданию: Уния в документах. Минск, 1997. 9. С.88-90 Во имя Святой Живоначальное неразделимое Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Мы нижеймененые особы, которые есмы ся подписали до сего спису нашого, ознаймуем, иж вглянувши пильно в поволанье и в повинность нашу, которая есть, абыхмо и сами и люд хрестиянски, стадо словесных овец Христовых нам от Бога порученое, до згоды и единоцства вели, яко нас Иисус Христос Збавитель наш научил, и тую науку свою кровью своею святою запечатовал, а наболей теперешних нещасливых часов, в которых не мало розмаитых ересей межи людми намножилося: отступуючи от православное веры хрестиянское, закону нашего отбегають и церкви Божое и правдивое хвалы Бога в Троицы единого отметаются; а то ни за чим иншим наиболей, одно за розрозненьем нашим с паны Римляны, с которыми будучи мы одного Бога людми, а праве, яко единое матки церкви святое кафолическое детми, розрознени есмо, а за тым и спольного ратунку и подпоможенья в таковых речах один другому, якобы належало, давати не можем. А хотяж уставичне пана Бога о соединении веры в молитвах наших просим, але яко бысмы до того соединения коли-кольвек прийти могли скутком, о то николи не старалихмыся, смотречи на старших наших и очекиваючи того, абы они о той святой згоде колиж-кольвек постаралися. Алеж нам, праве, вся надея на них (жебы то коли за стараньем и початком их дойти мело), што далей, тым большей уставает, не за чим иншим, одноза тым, иж они в неволи поганской будучи, хотя бы подобно и хотели, до того прийти не могут. Про то, за надхненьем Духа Святого (которого то суть справы, а не людские), видечи з жалем нашим, яко великие завады люде мають до спасения без единости в церкви Божой, в которой единости, почавши от Христа Збавителя нашого и Апостолов его святых, завжды продкове наши были, и одного старшого пастыря и первопрестолника в церкви Божой тут на земли (яко о том ясные правила и каноны маем), а никого иншого, одно святейшого папу Римского вызнавали и оному повиновалися и слухали; и покуль то моцне в своей згоде стояло, завжды порядок и великое помноженье хвалы Божое в церкви Божой бывало: за чим трудно ся было еретиком и ереси их роскоренивати.

http://sedmitza.ru/lib/text/443970/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Соборная грамота Киевского митрополита Михаила Рогозы и православных епископов папе Клименту VIII о готовности их подчиниться Риму (1595 г. 12 июня) (Текст приводится по изданию: Уния в документах. Минск, 1997. 11. С. 93-94) 20 февраля 1387 г. Пресвятейший отче, господине и пастыру зверхнейший церкви Христовы, пане а пане наш милостивый! Вспоминаючи на первую единость и згоду церкви Божое Восточное и Заходнее, которую продкове наши под послушенством и зверхностью столицы святое апостольское Римское мели, так теж на розорванье ее сегоднешнее, з великою жалею и воздыханием серца нашого завжды мусели есмо заживати, и уставичне пана Бога в молитвах наших о соединение веры звыкли есмо просити, азали бы коли зверхнейшие пастыры наши церкви Восточное, под которых послушенством до тых часов есмо были, о том соединению и о згоде, о которую и в литургиях сами уставичне просять, помыслили и старанья своего приложили. Але видячи, иж вся надея праве уставает, жебы то коли за их стараньем дойти мело, а подобно, не так много з нехути их, ако большей для того, иж будучи в тяжкой неволи окрутного тырана и поганина Махометского, до того прийти жадным способом не могуть. Мы теды, з ласки Божое, будучи в сих краях под зверхностью и панованьем господаря хрестиянского, наяснейшого короля Польского и Великого князя Литовского, Руского, Пруского, Жомойтского, Мазовецкого, Инфлянского, и королевства Шведского отчизного короля, на свободе и вольности, а почуваючися в повинности нашой, же быхмо и сами собе и овечкам словесным стада Христова, которые в порученью своем маем, винными не зостали, а не хотячи, абы на сумненьях наших так тяжкая личба зоставати мела, жебы души людские для незгоды и розорванья церкви Божое гинути мели, взявши пана Бога на помоч, до згоды и соединенья, которую первей сего церков Восточная с церковью Заходнею мела, и которую продкове наши на сыноде Флорентейском были постановили, приступити умыслили есмо, а то, жебыхмо в той святой згоде, под зверхностью и послушенством святыни вашое будучи, едиными усты и единым серцем могли славити и хвалити пречестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

http://sedmitza.ru/lib/text/443973/

В частности, ничего не достиг через унию Западно-русской церкви митрополит Михаил Рогоза. Он не был убежденным униатом и стал во главе унии отчасти потому, что ему было обещано кресло в Сенате, и из страха перед королем. Но сенатором его не сделали, а между тем он видел, что православные его проклинают. Разочарованный, он умер через несколько лет после введения унии. Другой деятель по введению унии епископ Луцкий Кирилл Терлецкий, происходя из дворян, жил не как монах и святитель, а как богатый польский магнат, и даже производил бесчинства, напр., вооруженные нападения с целью насильственного захвата имений. По-видимому, он сделался униатом из земных расчетов, так как равнодушно относился к делу распространения унии. Через унию он не потерял земных выгод, но и не приобрел ничего важного. Третьим и самым главным деятелем по введению и распространению унии был Владимирский епископ Ипатий (в миру Адам) Поцей или Потей. Он действовал как убежденный униат: он ревностно распространял унию, энергично боролся против православных и имел успех в борьбе; он приготовил целую школу продолжателей своего дела, из которых достаточно упомянуть об известном фанатике епископе Иосафате Кунцевиче 5 , и если уния не замерла в самом начале, то этим она обязана Ипатию Потею. Достиг он и земных почестей, сделавшись, после Михаила Рогозы, митрополитом Западно-русской церкви. Но в высшей степени замечательно то, что прошлое этого главного деятеля по введению и распространению унии было запятнано беспримерным непостоянством в вере, которое показывает, что он был или человек ненормальный, или себе на уме. Он родился от православных родителей и был сначала православным. Но в юных годах, состоя на службе у князя Радзивилла, покровительствовавшего протестантам, он сделался протестантом. Потом, когда состоял на королевской службе, он опять возвратился в лоно Православной Церкви, имея в это время свыше тридцати лет от роду. Наконец, имея уже около пятидесяти лет, он обнаружил склонность к унии, а потом и, действительно, стал униатом и ревностным пропагандистом унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

История воссоединения западнорусских униатов с православной церковью начинается с того самого времени, как введена в польском государстве уния: можно даже сказать, что она началась еще до объявления унии. Еще до утверждения унии папою Климентом VIII и до обнародования её на брестском соборе 1596 года, два епископа, согласившиеся было на унию: львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстенский, отказались от неё. 3 О времени первого униатского митрополита, Михаила Рогозы сами униаты говорят, что к концу его жизни едва несколько человек были действительными униатами, 4 а православные писатели, современники начала унии, утверждают, что и сам митрополит Михаил, умирая, раскаивался в ней. 5 При втором униатском митрополите, Ипатии Поцее, в 1608–09 годах, по поводу основания базилианского ордена, заволновались не только православные, никогда не признававшие себя униатами, но и весьма многие униаты, действительно повиновавшиеся до того времени униатской иерархии. 6 В 1620 году, когда в Киеве восстановлена была высшая православная иерархия для всех западнорусских епархий, давно уже объявленных униатскими, то во всех этих епархиях православие так могущественно восстановлялось, что униатские власти приходили в отчаяние, и польское правительство вынуждено было в 1632–33 годах признать православного киевского митрополита и четырех православных епископов: львовского, перемышльского, луцкого и могилевского, законными иерархами этих епархий. 7 Во времена казацких войн и особенно, во времена войн с Польшей Богдана Хмельницкого и царя Алексея Михайловича, уния быстро исчезала во всех областях, где падала польская власть, и восстановленное православие являлось в таком могуществе, что гетман Хмельницкий прямо заговорил об уничтожении унии вообще в Польше и заставил польское правительство внести это решение в договор с ним. 8 Решение это не было исполнено Польшей, но замечательно, что оно сохраняло полную силу во всех тех местах, где жили и боролись с Польшей казаки. Так, именно было в западной малороссийской Украине до двадцатых годов XVIII столетия. В ней исчезли все остатки унии, и не раз это стремление восстановить русскую жизнь в гражданском и религиозном смысле охватывало всю западную Малороссию от Украины до пределов Галиции и Холмской области, в одну сторону, и до лесов и болот припетских – в другую. Так бывало не только во времена Хмельницкого, но и позднее, во времена Палия (1693–1711). 9

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Основанием такого ответа служат акты и книги того времени, печатанные в разных областях русских, присоединенных к Польше. Приведу свидетельства тех и других: Вот первая книга, напечатанная в Киеве в типографии Печерской лавры - Часослов 1617 года. В предисловии к ней иеродиакона Захарии Копыстенского сказано: " Се, правоверный христианине и всеи благоверный читателю, от нарочитых мест в России Кийовских, сиречь лавры Печерския… " . Обратимся к земле Галицкой. Там Львовское братство в своей типографии прежде всего издало " Грамматику " , 1591 года, в наставление " многоименитому российскому роду " . В ней упоминается о пришествии патриарха Иеремии " в страны Российския " , митрополит Киевский и Галицкий Михаил (Рагоза) именуется " архиепископом всея России " . Того же 1592 года Львовское братство обращалось в Москву к царю Фёдору Иоанновичу с просительными посланиями, в которых именуют его " светлым царём Российским " , вспоминают " святого князя Владимира, крестившего весь российский род " . Такое же употребление имен " Россия, Российский " было тогда на и Северо-западе Русском. В столичном городе литовского княжества, Вильне, где была долго и резиденция митрополитов Киевских, Михаил Рагоза первый из них стал писать в своём титуле " всея России " - как это видно из подлинных актов 1590-1599 годов. Так писал и его преемник, униатский митрополит Ипатий Потей в 1600-1608 годах. А прежние митрополиты Киевские, бывшие до Михаила Рогозы писали и " всея Руси " или " всея Руссии " . Так же писали в своём титуле и Московские митрополиты, бывшие до учреждения патриаршества в Москве. Первый патриарх Московский Иов писал уже " и всея России " (в 1576-1589 годах) " . Сама историческая топонимика убедительно показывает, что русский народ Киевской Руси, спасаясь от междоусобиц и половецких набегов, мигрировал на Северо-восток. Потомками переселенцев было основано Владимиро-Суздальское княжество и Новгород-Нижний и т.д. На русской земле, от Карпат и до Волги, при реке Трубеж существовало три города Галича (1 - на Западе: на Волыни, 2 других - на Востоке: в Костромской и Вологодской областях), два Владимира-Волынских, три Звенигорода, три Новгорода - Великий, Волынский и Нижний, три реки Лыбедь и три Припяти. Язык и фольклор Киевской Руси наиболее сохранился на Северо-востоке, Киевские святые канонизированы в Москве, Киевский митрополит, а именно, коренной галичанин св. Пётр, указал на Москву, как на будущую столицу и добровольно перенес в неё свою резиденцию.

http://pravoslavie.ru/5195.html

наш господарский». Положение Г. м. улучшилось при архим. Мисаиле (с 1550), к-рый усердно заботился о монастырском имуществе. 28 дек. 1552 г. польск. кор. Бона Сфорца, согласно прошению архим. Мисаила, дала Г. м. привилей на королевские «певные пущи» - Молявскую и Перстунскую. После смерти архим. Мисаила мон-рем хитростью завладел ктитор Семен Волович, убедив короля, что «монахи при избрании себе настоятеля пришли в раздор и разошлись в разные стороны» (АСЗР. Т. 9. С. 428). Братии в Г. м. не осталось, для совершения богослужений Волович нанял за небольшую плату белого священника. 12 авг. 1568 г. Г. м. перешел в пожизненное владение гродненского подкомория Павла Котовича. Под властью светских лиц Г. м. находился до 1591 г., когда гродненский подскарбий Богдан Годкинский принял монашество с именем Климент и по благословению митр. Михаила (Рогозы) возобновил архимандрию. Текст благословенной грамоты митр. Михаила свидетельствует, что мон-рь к тому времени был разорен, стены «обвалились и ошарпаны так, что не только самому архимандриту, но и учителям, причетникам и слугам церковным при церкви Божей жить негде» (Там же. С. 431). Архим. Климент (Годкинский) возобновил ц. Бориса и Глеба и др. постройки, отстаивал имущество мон-ря в судах. В 1592 г. кор. Сигизмунд III Ваза подтвердил право Г. м. на владение землями, сенокосами и бортями на р. Соколдее, однако в 1613 г. архим. Климент был вынужден отстаивать это право в суде (НИАБ. Ф. 1755. Оп. 1. Д. 23. Л. 197-197 об.). В 1593 г. по его требованию гродненский староста Ф. Скумин-Тышкевич, рассмотрев имущественные акты, провел размежевание между землями мон-ря и дер. Городницей, прекратив судебные разбирательства. Право на эти владения было подтверждено королевским привилеем от 20 мая 1596 г. Владения мон-ря продолжали оспариваться, по просьбе архим. Климента кор. Сигизмунд III привилеем от 26 июня 1613 г. подтвердил право владения мон-ря 36 уволоками леса и сенокосов, данное обители королями Александром и Сигизмундом I. Возвращен был и монастырский кирпичный завод, самовольно захваченный бернардинцами.

http://pravenc.ru/text/168167.html

В этих условиях у епископов Киевской митрополии постепенно стало складываться решение избежать угрожавшей им опасности, подчинившись власти Римского папы. Непосредственным толчком к соответствующим действиям укр. архиереев стали решения Собора 1590 г., в к-рых были осуждены действия Львовского еп. Гедеона (Балабана) по отношению ко Львовскому братству, пользовавшемуся поддержкой К-польского Патриарха и Киевского митр. Михаила (Рогозы) . Недовольные решениями Собора, епископы Луцкий, Холмский, Турово-Пинский и Львовский 24 июня 1590 г. обратились к кор. Сигизмунду III с посланием, в к-ром выразили желание подчиниться власти папы как «единого верховного пастыря и истинного наместника св. Петра», если король и папа утвердят «артикулы», к-рые представят им епископы. По-видимому, подготовленный документ был передан королю не сразу, т. к. ответ Сигизмунда последовал лишь в марте 1592 г. Очевидно, епископы решились пойти на такой шаг, когда им стало известно о намерениях Львовского братства добиваться от К-польского Патриарха суда над ними. Одобрив намерения епископов, король гарантировал, что они сохранят за собой свои кафедры, какие бы санкции по отношению к ним не предприняли Патриарх и митрополит. Король выполнил свое обещание и не допустил исполнения соборного решения о смещении Гедеона (Балабана) с кафедры. Обеспечив себе т. о. сохранение своих кафедр, епископы предприняли новый шаг в сторону унии, им стало совещание в г. Сокале, состоявшееся в кон. 1594 г. Совещанию предшествовал церковный Собор, на к-ром представители братств и правосл. дворянства вновь подвергли критике действия архиереев, вышеназванные епископы и присоединившийся к ним Перемышльский епископ на Собор не явились. На совещании в Сокале были составлены адресованные папе Клименту VIII «артикулы» - условия, на к-рых епископы соглашались на подчинение Киевской митрополии его власти. Текст документа, по-видимому, дополнялся и переделывался, после того как в кон. 1594 г. к вышеназванным епископам присоединились митр. Михаил и Владимиро-Волынский еп. Ипатий (Потей) , к-рые ранее в переговорах о заключении унии не участвовали. Оба иерарха изменили свою позицию, оказавшись в изоляции перед лицом остального епископата и обеспечивая себе поддержку со стороны королевской власти.

http://pravenc.ru/text/153419.html

Немногословное описание странствий Г. в поисках истины в «Великую Греко-Римскую монархию» и в «Еллиногреческую землю», лишенное даже намека на знакомство с живой реальностью, представляет такой же искусственный конструкт, вышедший из-под пера старообрядческого книжника XVIII в., как и свидетельство о родной земле «вопрошателя». Фамильное прозвище Г. (от имени Гумберт) как будто указывает на его связь с католицизмом. С таким прозвищем он мог бы быть болг. католиком (напр., оболгарившимся саксом-рудокопом), семья к-рого эмигрировала из страны после разгрома турками Чипровского восстания 1688 г. Однако эта тема ни в «Манифесте...», ни в «Вопросах...» никак не затронута. Лексика памятника лишена вполне ожидаемых для этого времени спорадических новоболг. форм, непереведенных грецизмов и тюркизмов, и это нельзя объяснить только редакционным вмешательством составителей ответов на «Вопросы...» Г. (старообрядцы обычно очень внимательно относились к тексту и, как правило, глоссировали непонятные и редкие слова, а не заменяли их безоговорочно). Напротив, в языке заметны нек-рые рутенизмы (напр., «мових») и явные новации петровской эпохи (само название обращения Г.- «Манифест...»). Все это заставляет рассматривать «Манифест...» Г. и личность его автора в ряду старообрядческих идейно-лит. мистификаций и фальсификаций XVIII в., таких как «Апокалипсис седмитолковый, напечатанный при царе Иване Васильевиче», «Слово инока Захарии от Старчества об антихристе» со ссылкой на краковское изд. 1545 г., Требник Киевского митр. Михаила (Рогозы), якобы напечатанный в 1590 г. в Киево-Печерской лавре, обличительная «Повесть о ерархе нашем Никоне», епитимийно-канонические правила о чае, кофе и табаке, приписываемые патриарху Феодору IV Вальсамону и Иоанну Зонаре, и др. (см.: Агеева Е. А. , Турилов А. А. Апокрифы у старообрядцев//ПЭ. Т. 3. С. 57-58; Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1982. С. 49-50, 3). Интерес к Тырнову как столице существовавшего в древности правосл. слав. гос-ва проявлялся в петровскую эпоху не только в старообрядческой среде. Так, из Тырнова (согласно пространной редакции недостоверной родословной легенды, составленной в 1690) выводили свой род московские дворяне Воейковы ( Полывянный Д. И. К истории болгаро-русских связей конца XIV в.//Руско-български връзки през вековете. София, 1986. С. 120-125).

http://pravenc.ru/text/168297.html

А так, з волею и ведомостью господаря нашого, пана Жикгимонта третего, з ласки Божое короля Польского и Шведского и Великого князя Литовского и иных, которого теж святобливое старанье до тое святое справы приступило, посылаем до святыни вашое, пресвятейший отче, братью нашу милую, велебных в Бозе, Ипатея Потея, прототрония и епископа Володимерского и Берестейского, и Кирилла Терлецкого, ексарху и епископа Луцкого и Острозского. Которой той братьи нашей злецыли и поручили есмо святыни вашой чолом ударити и преложити, иж гды бы святыня ваша нас всех при вере, сакраментах и всех церемониях и обрядах церкви Восточное, ни в чом их не нарушаючи, але так яко и первей за единоцства бывало, заховати и то нам потвердити рачил, и за себе и за потомки святыни вашое упевнил, яко бы то нам николи нарушено не было: тогды то поручили есмо той-то верху мененой братьи нашой, именем всех нас, архиепископа и епископов и всего духовенства нашого, и овечок наших нам от Бога поручоных, столицы Петра святого и святыни вашой, яко зверхному пастырю церкви Христовы, послушенство пристойное отдати, и святыни вашой яко пану и зверхнейшому пастыру нашому поклонитися. Што все кгды з ласки святыни вашое, о што просим, одержим: тобе и потомком твоим сами и с потомками нашими послушни и под зверхностью святыни вашое завжды быти хочем. А на лепшое сведецство тых речей, подписавши сесьй наш лист руками нашими, и печатми своими запечатовали есмо. Дана в паньстве господаря нашого в короне Польской и в великом князьстве Литовском, лета Божьего нароженья 1595, месяца июня 12 дня, по старому календару. — Вашое святыни богомолцы и слуги: з воли Божое Михаило архиепископ митрополит Киевский и Галицкий и всея Руси, рукою власною. Ипатей Божою милостью прототроней епископ Володимерский и Берестейский, власною рукою. Кирил Божою милостью ексарха епископ Луцкий и Острозский, рукою власною. Григорей нареченный архиепископ владыка Полоцкий и Витебский, рукою власною. Михаило Копыстенский епископ Премыслский и Самборский, рукою власною. Гедеон Балабан епископ Лвовский, власною рукою. Деонисий Збируйский епископ Холмский, власною рукою. Леонтий Пелчицкий епископ Пинский и Туровский, рука власная. Иона Гоголь архимандрыт Кобрынский церкви светого Спаса, рукою власною подписал. Тот же Иона Гоголь нареченный епископ Пинский и Туровьский. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443973/

Але, кгды много старьших и первопрестолников настало, которые собе тую владзу приписывати почали, теперь ясне видим, до якое незгоды и розорванья, за многими старшими, Церковъ Божия пришла, а за тым и еретические секты моц свою беруть. А так, не хотечи, абы на сумненьях наших так тяжкая личба зоставати мела, жебы далей души людские для незгоды и розорванья гинути мели (ач о то вже и продкове наши давно промышляли и о то ся кусили), але видечи, иж ся то якось занехало, умыслили есмо, за помочью Божею, тым-то звязком зобопольным взбудитися и утвердити до тое святое справы, абыхмо, яко и первей, едиными усты и единым серцем могли славити и хвалити пречестное великолепное имя Отца, и Сына, и Святого Духа, з братиею нашею милою паны Римляны, будучи под единым пастыром видомым Церкви Божой, которому тая звирхность завжды належала. А так то собе перед паном Богом обецуем, иж, иле з нас бы могло быти, серцем щирым и уприймым, и с пильностью, в такой справе повинною, будем ся вси спольне и каждый зособно старати через посродки пристойные, абыхмы и другую братью нашу духовную и увесь люд посполитый до единости вели и за помочью Божиею привели. А жебы тым большую побудку мели есмо до пильного старанья, тое писмо межи собой даемо, и щирую и уприймую волю нашу до соединения с костелом Римским тым же собе осветчаем. А Бог всемогущий, давца всего добра и повод до згоды, нехай будет вожем и опекуном тое святое справы, которому яко серца наши, так и тую волю нашу ему осветчаючи, на нее подписуемся. Писан месяца Декабря 2 дня, лета Божого нароженья 1594. Приписка: А ведьже заховавши в-цале вси церемонен и обряды хвалы Божое и сакраменты святые водлуг звычаю стародавнего церкви Восточное, только поправивши некоторых певных артыкулов, которые соединению перескажали, абы по старому было, яко за единоцства бывало. Михаило митрополит Киевский и Галицкий и всея Руси, рукою Власною Ипатей, Божою милостью прототроней и епископ Володимерский и Берестейский, власною рукою Кирил Терлецкий, ексарха митрополии Киевское, епископ Луцкий и Острозский, власною рукою Григорей, архиепископ владыка Полоцкий и Витебский, рукою власною. Леонтий Пелчицкий, епископ Пинский и Туровский, рука власная Дионисий Збируйский, епископ Хелмский и Белзский Иона Гоголь, архымандрыт Кобрынский церкви святого Спаса, рукою власною Тот же Иона Гоголь, нареченный епископ Пинский и Туровский, власною рукою до тоеж згоды братьи моее подписался. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443970/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010