Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Копыстенский Михаил Федорович; 50-е гг. XVI в., с. Копыстно (ныне Копысно в Прикарпатском воеводстве Польши) - нач. марта 1609, Перемышль, ныне Пшемысль, Польша), правосл. еп. Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии . Дата рождения М. неизвестна. Ко времени хиротонии на Перемышльскую кафедру в 1591 г. он, по характеристике К-польского патриарха Иеремии II Траноса в письме Киевскому митр. Михаилу (Рагозе) (май 1591), был молод, имел жену ( Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 281). Однако в соч. Христофора Филалета (см. Броневский Мартин ) «Апокрисис» (1597) противопоставляются правосл. епископы Львовский Гедеон (Балабан) и Перемышльский М. епископам-униатам: правосл. архиереи не только были равными униатам, но и «стояли» выше некоторых «възглядом уроженя» и «възглядом лет» (Апокрисис. 1882. Стб. 1300). Гипотетически М. мог родиться в 50-х гг. XVI в. Перемышльские судебные акты 80-90-х гг. XVI в. свидетельствуют, что в миру епископ имел имя Михаил ( Prochaska. 1896. S. 547-548). (А. И. Добрянский утверждал без указания на источник, что светское имя епископа было Матвей - Добрянский. История епископов трех соединенных епархий. 1893. С. 1.) М. происходил из древнего шляхетского рода владельцев имения Копыстно в Перемышльском повете (герб «Лелива»). В нач. XV в. Копыстно было наследственным имением Захарии, Льва и Малева. Неизвестный автор генеалогии семьи утверждает, что «протопластом и родоначальником» Копыстенских был Иосиф Бидун, к-рому кор. Владислав Ягайло в 1408 г. предоставил Копыстно как своему слуге (позже Копыстенские в спорах с соседями-шляхтичами ссылались на эту грамоту). Будучи владельцем села, Бидун принял фамилию Копыстенский, которая утвердилась в кон. XV в. (первые представители рода в источниках XIV-XV вв. именовались «с Копысно»). В посвящении П. Берынды издания «Бесед свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла» племяннику М. шляхтичу Ф. Копыстенскому (16 мая 1623) утверждается «зацность и старожитность» рода, получившего «вольности и прерогативы» от кн. Льва Галицкого и польских королей. В Копыстно хранились «митра и копия», т. е. символы архиерейства и священства ( Титов. 1918. С. 82, 84). М. был племянником (сыном сестры) Перемышльского еп. Арсения (Брылинского; † март 1591).

http://pravenc.ru/text/2563638.html

Глава II. Западнорусская митрополия в борьбе с униею, под гнетом униатских митрополитов Уния в Литве или, вернее, в Западнорусском крае началась анафемою. Православный Собор в Бресте изрек 9 октября 1596 г. анафему на владык, изменивших православию и принявших унию, низложил их и послал к королю Сигизмунду III просьбу, чтобы он дал своим православным подданным нового митрополита и епископов на место изменников. Собор униатов и латинян там же и в тот же день изрек анафему на православных, духовных и мирян, не захотевших принять унии, низложил оставшихся в православии двух епископов (Львовского Гедеона и Перемышльского Михаила) и все духовенство и просил короля утвердить это решение и привести в исполнение. Первая анафема была совершенно справедлива: православные признали и объявили низложенными и отлученными от православной Церкви тех своих владык, которые уже сами отлучились и отделились от нее, изменив православию. Последняя анафема была совершенно несправедлива и даже не имела смысла. От какой Церкви униаты и латиняне могли отлучить православных в Литве? От Римской? Да православные эти и не принадлежали к Римской Церкви, и еще прежде ею же самою признавались схизматиками, т. е. отлученными и отделенными от нее. От православной? Но отлучать от православной Церкви униаты и латиняне и все их духовные власти не имеют ни права, ни возможности. А отлучить православных от православной Церкви и низложить православных епископов и пресвитеров за то только, что они остались верными своей Церкви, не захотели изменить ей и последовать за другими владыками-изменниками с митрополитом во главе – это верх несправедливости и безрассудства. И однако ж, король Сигизмунд III принял сторону униатов, а не православных. Он утвердил определение униатского Собора, признал православных епископов и прочих духовных, не согласившихся на унию, лишенными сана и отлученными от Церкви, оставил митрополита и других владык, принявших унию, архипастырями в тех самых православных епархиях, которые подчинены были им прежде, и издал универсал (15 декабря 1596 г.) ко всему православному литовско-русскому духовенству и мирянам, чтобы они не считали Гедеона Балабана и Михаила Копыстенского, пребывших твердыми в православии, за своих владык, как проклятых и низложенных, не брали у них благословения и не имели с ними никакого общения, но чтобы, напротив, оказывали полное послушание митрополиту Рагозе и другим владыкам, принявшим унию, как своим законным пастырям и ни в чем против них не возмущались.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Петр Могила , Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, Екзарх Константинопольского Патриаршего Престола и Архимандрит Киево-Печерского Монастыря, родился в Молдавии около 1597 года. Отец его Симеон Иоаннович был Князь Волошский. Некоторые из киевлян, по преданию, утверждали, что он воспитывался в Парижском университете и кончил там круг Словесных Наук до Богословия. Так напечатано Рубаном и в Киевском Ката­логе Митрополитов. Потом в молодых летах служил он у поляков при разных военных походах и оказывал им многие услуги, а особливо под Хотином. Напоследок, прибывши в Киево-Печерскую Лавру при Архимандрите Захарии Копыстенском, подстригся 1625 года в Монахи; а по смерти сего Архимандрита избран и, соизволением Польского Короля Сигизмунда III, утвержден на его место и по благословению Константинопольского Патриарха Кирилла Лукаря произведен в сей сан в 1628 году Киевским Митрополитом Иовом Борецким. В 1632 г., по изволению Короля Владислава IV и по согласию всего благочес­тивого в Польской Области пребывавшего народа, избран он в Митрополита Киевского с предоставлением ему и Архимандрии Киево-Печерской. С сим выбором и с проезжим от Польского Короля Указом был отправлен к Констан­тинопольскому Патриарху Ректор Киевских Училищ, Иеромонах Исайя Трофи­мович, и когда привез он утвердительную Грамоту, то Петр Могила посвящен был 1633 г. Апреля 8 в Митрополита Киевского благочестивыми Грекороссийского Исповедания Молдавскими Архиереями в город Львов, в Братской Церкви Ставропигии Успения Пресвятой Богородицы. До того времени владе­ли Софийскою Кафедрою Униаты и почти разорили оную, а Православные Киевские Митрополиты жили при Церкви Св. Архангела Михаила Златоверхо­го. Но Петр, по вступлении в управление Митрополии, немедленно отобрал от Униатов Кафедральную Церковь Святой Софии, обновил ее и вновь освятил; а к ней приписал со всеми принадлежностями Монастырь Михайловский Выдубицкий для помещения там Коадьютора своей Митрополии, которого, однако ж, во всю жизнь он не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Скачать epub pdf Петр Могила Петр Могила , Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, Екзарх Константинопольского Патриаршего Престола и Архимандрит Киево-Печерского Монастыря, родился в Молдавии около 1597 года. Отец его Симеон Иоаннович был Князь Волошский. Некоторые из киевлян, по преданию, утверждали, что он воспитывался в Парижском университете и кончил там круг Словесных Наук до Богословия. Так напечатано Рубаном и в Киевском Каталоге Митрополитов. Потом в молодых летах служил он у поляков при разных военных походах и оказывал им многие услуги, а особливо под Хотином. Напоследок, прибывши в Киево-Печерскую Лавру при Архимандрите Захарии Копыстенском, подстригся 1625 года в Монахи; а по смерти сего Архимандрита избран и, соизволением Польского Короля Сигизмунда III, утвержден на его место и по благословению Константинопольского Патриарха Кирилла Лукаря произведен в сей сан в 1628 году Киевским Митрополитом Иовом Борецким. В 1632 г., по изволению Короля Владислава IV и по согласию всего благочестивого в Польской Области пребывавшего народа, избран он в Митрополита Киевского с предоставлением ему и Архимандрии Киево-Печерской. С сим выбором и с проезжим от Польского Короля Указом был отправлен к Константинопольскому Патриарху Ректор Киевских Училищ, Иеромонах Исайя Трофимович, и когда привез он утвердительную Грамоту, то Петр Могила посвящен был 1633 г. Апреля 8 в Митрополита Киевского благочестивыми Греко-российского Исповедания Молдавскими Архиереями в город Львов, в Братской Церкви Ставропигии Успения Пресвятой Богородицы. До того времени владели Софийскою Кафедрою Униаты и почти разорили оную, а Православные Киевские Митрополиты жили при Церкви Св. Архангела Михаила Златоверхого. Но Петр, по вступлении в управление Митрополии, немедленно отобрал от Униатов Кафедральную Церковь Святой Софии, обновил ее и вновь освятил; а к ней приписал со всеми принадлежностями Монастырь Михайловский Выдубицкий для помещения там Коадьютора своей Митрополии, которого, однако ж, во всю жизнь он не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Часть вторая. Западнорусская митрополия, её епархии и сибирская церковь в XVI–XVII вв. Глава I I. Западнорусские епархии после отделения Московской митрополии; их состояние и положение иерархии. Судьба Галицкой и Черниговской епархий. Учреждение Львовской, точнее, восстановление Галицкой епархии (1539 г.). Полоцкая епархия. Её разделение на две (1563–1580 г.): на Полоцкую и Великолуцкую – под властью Москвы, и Полоцкую, Витебскую и Мстиславскую – под властью Польши. Объединение их под властью Польши после 1580 г. Право поданья или подаванья архиерейских кафедр и внутреннее расстройство епархиального управления в Западно-русской митрополии, вносимое недостойными владыками, занимавшими столицы (кафедры). Приезд Иеремии п. константинопольского. Упорядочение им церковных дел в Киевской митрополии и неожиданные результаты. Униатские движения среди высшей иерархии, разрешившиеся Брестским собором (1596 г.), принявшим унию; верными православию и патриарху остались лишь два владыки галице-львовский Гедеон Балобан и премышльский Михаил Копыстенский. Краткий обзор территории Галице-Львовской (с прикрытой Червенской), Перемышельской епархий и митрополичьей области с краткой заметкой об остальных епархиях. II. Тяжелое положение православия после Брестского собора. Деятельность униатского митрополита Ипатия Поцея и борьба его с патриаршим экзархом Гедеоном Балобаном, архиеписк. львовским, управлявшим вместе с Михаилом Копыстенским всей православной зап. русской церковью. Смерть Гедеона (1607 г.) и назначение Иеремии Тиссаровского, к огорчению униатов, оказавшегося ревнителем православия. Назначение униата Иосифа Вельямина Рутского митрополичьим викарием в сане епископа галицкого. Смерть Михаила Копыстенского (1610) и переход Перемышльской епархии во власть епископу униату. Рутский делается митрополитом после Поцея († 1613). Его сотрудник Иоасафат Кунцевич, архиеписк. полоцкий. Состояние епархий в их время, когда у православных остался лишь один владыка львовский. Восстановление западно-рус. иерархии Феофаном п. иерусалимским (1620 г.). Угнетенное положение и печальная судьба восстановленной иерархии. Казаки – защитники её и православия. Варшавский избирательный сейм (1632 г.). Утверждение прав православной западнорусской иерархии и признание законным существование Киевской митрополии, а также епархий: Львовской, Перемышльской и Луцкой. Открытие Мстиславской и Могилевской (Белорусской) епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Захария Копыстенский, архимандрит Киево-Печерской лавры, южно-русский деятель XVII века, посвятивший все свои силы на пользу православной церкви и русского народа, скончался 21 марта 1627 года. Сын православных родителей духовного звания и близкий родственник православного Перемышльского епископа Михаила Копыстенского. Получив образование в Львовской братской школе и изучив основательно греческий, славянский и латинский языки, он дополнил свои знания путем долголетних усидчивых самостоятельных ученых занятий и предпринятого им с научною целью путешествия на юг, в Валахию и соседние с ней единоверные и единоплеменные земли. В 1616 г. он поступил в Киевское братство, был архидиаконом, наместником, а с 20 ноября 1624 г. и архимандритом Киево-Печерской лавры, как главнейшего в то время оплота православия и средоточия напряженной борьбы Западной России за православие и русскую народность. Учено-полемическая деятельность этого просвещенного ревнителя веры и благочестия выразилась в составлении и издании книг, направленных против протестантов и латино-униатов. Так, в 1617 г. им был издан «Часослов» с толкованием служб и объяснением состава и употребления книги; в 1619 г. – «Книга о вере», поражающая протестантов не отвлеченными рассуждениями, а фактами, заимствуемыми из Святого Писания, отцов и учителей церковных, соборных канонов и истории. В 1622 г. из-под пера его вышло самое главное его сочинение «Палинодия», против сочинения виленского архимандрита Льва Кревзы «Оборона унии». Это замечательное сочинение Захарии Копыстенского содержит много ценных данных для истории западнорусской церкви и для характеристики современной ему богословской науки; оно историческими данными разбивает противника по всем пунктам; оно имело широкое распространение в рукописи, пользовалось популярностью среди раскольников и напечатано только в 1878 г. в IV т. «Русской Исторической Библиотеки». В дополнение к «Палинодии» Захария составил новое сочинение: «Книга о правдивой единости православных христиан церкви восточной, так же и против апостатов и их лживой унии». Известно также его участие в переводах с греческого «Анфологиона» и «Бесед св. И. Златоуста на деяния апостол и послания апостола Павла», снабженных от него пространным предисловием, и «Толкования Андрея Кесарийского на апокалипсис»; им составлено предисловие ко второму изданию «Номоканона» (Киев, 1624 г.). Ему же принадлежат две проповеди , произнесенные при погребении и поминовении своего предшественника лаврского архимандрита Елисея Плетенецкого и представляющие ученый трактат о поминовении умерших (обе изданы в Киеве в 1625 г.). Как настоятель Киево-Печерской лавры, Захария заботился об увеличении и обогащении лаврской библиотеки и об издании книг в новоприобретенной типографии, направлял ее деятельность и защищал ее автономию.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Михаил, митрополит Киевский и Галицкий (Рагоза) В 1579 году пострижен в монашество и в этом же году возведен в сан архимандрита Минского Вознесенского монастыря. С июля 1582 года – архимандрит Слуцкого Троицкого монастыря. 27 июля 1588 года Константинопольским патриархом Иеремией хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. Михаил был человек благочестивый, скромный, сравнительно безукоризненной нравственности, далекий от дел насилия, но, к сожалению, с этими достоинствами честного человека, монаха и епископа Михаил не соединял других достоинств, необходимых для западнорусской Церкви в то бурное время. Он был слаб, боязлив, вследствие чего вынужден был играть жалкую, двоедушную роль в вопросе принятия унии. М. В. Толстой говорит, что митрополит Михаил «был старик добрый, но с характером слабым». А в то время требовался не просто твердый характер, а готовность к мученичеству. Михаил (Рагоза) проявил слабость с самого начала. Патриарх Константинопольский Иеремия, являвшийся тогда верховным главой Киевского экзархата, предложил митрополиту Михаилу собрать Собор по вопросу о церковном благочинии и для суда над Кириллом (Терлецким, † 1607). Но Кирилл заставил Михаила (Рагозу) опасаться за свою жизнь, и Собор не состоялся. В последующие годы, когда польский король и католическое духовенство усиленно стремились ввести унию, митрополит Михаил лавировал, не присоединясь твердо ни к той, ни к другой стороне. В 1593 или 1594 году он издал окружную грамоту, в которой говорил, что и не думает об унии, и клятвой уверял, что дорожит союзом с патриархом Константинопольским. 8 октября 1596 года на Брестском Соборе на вопрос православных он ответил, что не хочет унии. Но унию требовал король Сигизмунд III, и Михаил через несколько часов после своего ответа на том Соборе вместе с пятью епископами подписал акт соединения, т. е. принятия унии. Он был первый униатский митрополит. После этого православные на том же Соборе составили приговор, в котором объявили всех изменников Православия лишенными власти. (Со своей стороны, первый униатский митрополит Михаил Рагоза сразу же после принятия унии объявил окружной грамотой от 10 октября 1596 года, что епископы и священники, не последовавшие за ним, своим архипастырем, в унию, преданы проклятию и лишены сана навсегда и что потому православные не должны считать их за своих епископов или пресвитеров как проклятых, а кто станет считать, тот сам да будет проклят со всем своим домом. Главным образом это проклятие относилось к верным Православию Гедеону (Балабану, † 1607) и Михаилу (Копыстенскому, † 1610).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Захария Копыстенский Захария Копыстенский, южно-русский деятель XVII века, происходил из духовного звания, из преданного православию семейства. Он был близким родственником Михаила Копыстенского, епископа Перемышльского, единственного западнорусского иерарха, непричастного делу унии. Учился он, вероятно, в Львовской братской школе, где он имел возможность при своей природной даровитости получить прекрасные задатки для своего будущего развития. Здесь не было царившей в польско-иезуитских школах схоластики, и господствовал положительный метод в разработке науки, здесь он мог получить хорошее знание трех языков: греческого, славянского и латинского, наконец, отсюда он мог вынести решимость посвятить все свои силы на пользу православной церкви и русскому народу. Полученные в школе задатки, он приумножил путем долголетних усидчивых самостоятельных ученых занятий. Вскоре по окончании школы он предпринял с научною целью путешествие на юг, в Валахию и соседние с нею единоверные и единоплеменные земли. В 1616 г. он поступил в Киевское братство. В следующем году он начал свою ученую деятельность изданием Часослова с двумя предисловиями: в первом помещено толкование служб, во втором говорится о составе и употреблении книги. Гораздо большего внимания заслуживает изданная в 1619 г. «Книга о вере». Она направлена главным образом против протестантов, пропаганда которых в это время имела большой успех среди западно-руссов. Свою полемическую задачу автор выполнил превосходно. Он поражает своих противников не отвлеченными рассуждениями, а фактическими данными, заимствуемыми из Св. Писания, отцов и учителей церкви, соборных канонов и исторических трудов. Точка зрения З. строго православная. Труд этот сыграл видную роль в борьбе с протестантами и послужил образцом для целого ряда полемических произведений. В том же 1619 г. Копыстенский вместе с Памвою Берындою предпринял исправление книги «Анфологион», переведенной с греческого игуменом Иовом Борецким. Уступая просьбе православных, он взялся за опровержение латино-униатов, и в 1622 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Крупецкий Александр; ок. 1570 - нач. мая 1652), униатский (см. Греко-католики ) еп. Перемышльский и Самборский. Из знатной католич. семьи, владевшей имениями на Волыни и в Мстиславском воеводстве; служил писарем, затем ведал в королевской канцелярии делами, относившимися к «русским» землям Польского королевства. После смерти правосл. Перемышльского еп. Михаила (Копыстенского) 15 сент. 1609 г. королевским указом А. Крупецкий был назначен на Перемышльскую кафедру. Принял монашество с именем А. в василианском ордене (см. Василиане ) и 20 июня 1610 г. в Бресте был хиротонисан во епископа униатским митр. Ипатием (Потеем) . Назначение А. вызвало решительный протест со стороны православных. Перемышльские клирики и шляхта не пустили его в епархию и обратились к королю с письмом об отстранении А. и возведении на кафедру правосл. епископа. 24 июля 1612 г. после многочисленных судебных разбирательств и постановлений королевского суда, пригрозившего в случае неповиновения изгнать из епархии правосл. духовенство и шляхту, А. вступил в управление кафедрой. Однако епархиальное духовенство отказалось подчиниться ему, и дело вновь было передано в суд, постановивший заставить клириков признать униатского епископа; выполнение решения было возложено на перемышльского старосту А. Стадницкого. Но и после этого А. принуждал духовенство к повиновению, зачастую не останавливаясь перед насилием. По просьбе гр. Дьёрдя III Другета А. отправился в Венгерское королевство, в Закарпатскую Украину, для обращения православных в унию. Торжественное введение унии в имениях Другета было запланировано на день Сошествия Св. Духа 1614 г., во время праздника в Краснобродском мон-ре. Православные, узнав о намерениях А., организовали восстание; А. едва не был убит, его спас гр. Другет с войском. Возвратясь в Перемышль, А. продолжил борьбу за власть и имущество епископии, ведя против православных многочисленные судебные процессы, перераставшие в столкновения. Его действия вызывали сопротивление православных, публичные выступления против него и даже неоднократные покушения на его жизнь.

http://pravenc.ru/text/76900.html

Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии. Часть 2 ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПРАВОСЛАВИЕ В ЗАПАДНОЙ РУСИ ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРЕСТСКОЙ УНИИ. ЧАСТЬ 2 Собор св. Юра во Львове. Возведен униатами в XVIII в. на месте кафедрального храма православных епископов Львовских. В его крипте доныне покоится прах Гедеона Балабана и других православных архиереев Продолжение. Начало см. здесь Несмотря на бедствия, вызванные введением Брестской унии и насилием со стороны католиков, Православная Церковь в Западной Руси не была уничтожена. Она сохранила свою каноническую полноту благодаря тому, что продолжали свое служение два архиерея, отвергшие унию: Львовский владыка Гедеон Балабан (ум. в 1607 г.) и епископ Перемышльский Михаил Копыстенский (ум. в 1612 г.). Благодаря сравнительно неплохо поставленному в Польше судебному делу им удалось отстоять право оставаться на своих кафедрах несмотря на попытки королевской власти заменить их униатами. Эти епископы фактически руководили духовной жизнью православных Речи Посполитой, поставляя клириков и в те епархии, где епископы уклонились в унию. Если же такой возможности не было по причине происков униатов, то ставленники нередко, перебежав границу, ездили на поставление к молдо-валахским православным архиереям. Епископ Гедеон Балабан К сожалению, из-за препятствий, чинимых властями, епископы Гедеон и Михаил так не смогли поставить новых архиереев на те кафедры, которые оставались, с точки зрения православных, вакантными после низложения епископов-униатов. Огромные трудности возникли у православных епископов даже с поставлением собственных преемников. После кончины Михаила Копыстенского Перемышльскую кафедру захватили униаты. Однако Львовскую епархию после смерти Гедеона Балобана православные в конце концов все же сумели отстоять, хотя и не без хитрости. По сговору с Гедеоном его преемник Евстафий (в монашестве - Иеремия) Тиссаровский обещал королю принять унию и даже произнес униатское исповедание веры, после чего получил от Сигизмунда разрешение занять Львовскую кафедру. Однако перед своей архиерейской хиротонией, совершенной в Валахии, Тиссаровский отрекся от унии и стал, таким образом, новым православным епископом Львовским. После кончины Михаила Копыстенского он почти целое десятилетие оставался единственным православным архиереем Западной Руси.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010