Речь произнесенная на храмовом празднике во 2-й московской военной гимназии, 8 ноября 1879 г. О чувстве чести. На празднике в честь Св. Архангела Михаила, архистратига небесных воинств, в среде благородных воинов – зрелых и юных, настоящих и будущих, мне желательно предложить христианское учение об одном из высших и изящнейших свойств истинного воина – о чувстве чести. Честь! Какое это великое слово для воина в приложении ко всем его обязанностям, правам и отношениям! Честь и слава Государя, честь и величие Отечества, честь русского оружия, честь полка, честь товарищества, – все это такие предметы, из которых за каждый не один из наших воинов не пожалеет положить свою жизнь. Но отдать жизнь – великое дело; поэтому надобно знать, за что ее отдаем. Надобно в данную минуту быть убежденным, что я верно понимаю то, что представляется мне долгом чести; надобно знать, что случай, по которому я хочу принести жертву по долгу чести, стоит этой жертвы; наконец, надобно сознавать, что не иное что, а именно истинное чувство чести говорит во мне, когда я по его побуждению решаюсь действовать; иначе порыв искренний, подвиг трудный, жертва великая – все будет отдано напрасно. Где же найти руководство для того, чтобы во всех случаях, касающихся дела чести, поступать безошибочно? В учении об обязанностях христианина, воина, подданного, гражданина, семьянина? Так; но одного, даже самого полного учения о всевозможных обязанностях, здесь мало. В жизни встречается множество частных случаев, до безконечности разнообразных, в которых иногда бывает такое сплетение обстоятельств и условий, что никакое учение заранее с совершенною точностью не может определить их настоящее значение и предписать нам тот или другой образ действования. В зрелом размышлении? Но не всегда есть для него необходимое время. В совете опытных людей? Положим; но, не говоря уже о том, что не всегда это возможно, самое искание чужого совета иногда есть уже колебание, которое не безопасно в деле чести; так как каждый сам должен знать чего требует от него долг чести. Где же, в самом деле, для таких случаев надежное руководство.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Реброво. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В документах впервые упоминается в 1628г. как церковь Михаила Архангела. Село Реброво в 17 в. принадлежало галичским дворянам Сытиным, позднее - боярину Б. И. Морозову, после его смерти - опять Сытиным. В 1753 г. село купил И. М. Хвостов. В 1758 в Реброве было построено новое, каменное здание храма во имя Рождества Богородицы с приделами Ивана Воина и Михаила Архангела. По моим данным (архивным, но недостаточно изученным) [примечание автора статьи] постройка начата еще М. А. Хвостовым в 1748-1749. Вероятно, в середине 19 в. были пристроены несохранившееся крыльцо с западной стороны и трехъярусная колокольня (ранее колокольня, видимо, имела форму шатра). Храм отличается “упрощенной трактовкой форм как архитектуры 17 в., так и стиля барокко”. В 1930-е годы в церкви устроили склад зерна, затем она была закрыта, колхозное правление по мере сил следило за тем, чтобы остававшиеся в храме иконы и утварь не разворовывались, но в конце 1980-х церковь была окончательно разграблена. Иконостас 1820-1830-х гг. в классицистическом стиле был перевезен в церковь Козьмы и Дамиана в Галиче (это действующая отреставрированная церковь на городском кладбище). Данные взяты преимущественно из книги: Памятники архитектуры Костромской области/Каталог. Вып. III. Город Галич. Галичский район. Кострома, 2001. Старую фотографию церкви можно найти в издании: Лукомский Г. К. Старинные церкви Костромской губернии. Пг, 1916. С. 46. Фотография 1998 года, с этого времени вид церкви не изменился. Богородицкая церковь села Реброва зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1756 г. на средства прихожан. Ограда каменная с деревянной решеткою, кладбище в полуверсте от церкви, обнесено деревянной оградою. Престолов три: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, св. Архистратига Михаила и св. вмч. Иоанна Воина. Причт: священник и псаломщик, постоянные средства его: жалование от казны: священнику 90 руб., псаломщику 36 руб. и проценты с общего причтового капитала в 258 руб. 26 коп. Помещения для причта церковные. В пользовании причта состоит церковной земли: усадебной 1342 кв. сажени, пахотной удобной 18 десятин и неудобной 15 десятин. Плана и межевой книги на землю при церкви нет.

http://sobory.ru/article/?object=00448

Скорняково. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1812. Адрес: Липецкая область, Задонкий район, с. Скорняково, ул. Муравьёва, д.1. Координаты: 52.67739, 38.915967 Проезд:Дорога Р 119, на перекрестке Задонск-Елец-Донское-Липецк необходимо свернуть на Донское. Проехав через Донское, попадаете в Скорняково. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село под названием Архангельское впервые упоминается в 1680 году, видимо, тогда уже существовала церковь во имя Архангела Михаила. Скорее всего, первая церковь была деревянной. Вскоре село было отдано во владение Г.Ф. Скорнякову-Писареву, который во время стрелецкого восстания 1682 г. оказался на стороне Петра Первого, и от чьей фамилии село получило своё новое название. Каменную церковь во имя Михаила Архангела с приделом Иоанна Воина построил в 1812 году в своём имении граф Г.И. Чернышов. А ещё несколько десятилетий спустя это имение перейдёт в руки знаменитого полководца Николая Николаевича Муравьёва-Карского. Здание включает двусветный кубический объем церкви с полуциркульной алтарной апсидой, увенчанный ротондой светового барабана с полусферическим куполом и глухой главкой, расширенный объем трапезной с двумя приделами и трехъярусную колокольню. Северный и южный фасады основного объема храма фланкированы четырех колонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами оконные проемы первого света основного объема храма и трапезной – прямоугольные, оконные проемы второго светового яруса основного объема храма циркульные. Световой барабан прорезан по осям света четырьмя большими оконными проемами с полуциркульным завершением. Колокольня квадратная в плане в первом ярусе западного фасада обработан пилястрами тосканского ордера прорезан полуциркульными оконными проемами и завершен треугольными фронтонами во втором и третьем ярусах прямоугольные с полуциркульным завершениями арочные проемы звона фланкированы колонами коринфского ордера. В верхних двух ярусах углы кубических объемов срезаны при сохранении непрерывного антаблемента квадратного плана. Венчающие треугольные фронтоны третьего яруса прорезаны циркульными оконными проемами. Завершение колокольни утрачено.

http://sobory.ru/article/?object=10759

Храм Михаила Архангела и чуда его в Хонех (Красноярск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Михаила Архангела и чуда его в Хонех - православный храм в Красноярске. Церковь освящена архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием (Иваном Ивановичем Черемисовым) 19 сентября 2003 г., в день воспоминания чуда, бывшего в Хонех. Содержание История [ править править код ] Церковь Чуда Михаила Архангела в Хонех (Архангельская церковь, Михаилоархангельская церковь, Михайловская церковь) находится в микрорайоне Ветлужанка города Красноярска. Храм назван в честь предводителя небесного воинства Архистратига Михаила. Кирпичная церковь сооружена в 1998—2003 гг. на средства предпринимателя А. П. Быкова. Авторы проекта — К. Ю. Шумов и Ю. В. Тихонович. Образец неорусского стиля, шатровый храм с боковыми притворами и невысокой звонницей. В цокольном этаже располагается Предтеченский придел, в котором таинство крещения совершается полным погружением (это возможно в немногих красноярских храмах). «Архистратиг» означает «старший воин, вождь». Храм, посвященный Архистратигу Михаилу, не случайно сооружен именно в Ветлужанке, где проживает большое число ветеранов Великой Отечественной войны, солдатских вдов и матерей, участников различных боевых действий в «горячих точках». Согласно церковным канонам, каждый будущий воин должен прийти в церковь и помолиться за свою благополучную армейскую службу. В 1998 г. по настоятельной просьбе православных верующих Ветлужанки началось строительство этого храма, призванного защищать и оберегать российских воинов. Здание его, стилизованное под фигуру воина, окруженного щитами, символизирует мощь, силу духа, небесное благословение, защиту и обережение. Храм впечатляет своей основательностью, фундаментальностью и в то же время отличается легкостью, возвышенностью, устремленностью в небеса. Церковь освящена архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием (Иваном Ивановичем Черемисовым) 19 сентября 2003 г., в день воспоминания чуда, бывшего в Хонех.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Михаила_А...

Скачать epub pdf Ноябрь 17 Гоброн, мученик и с ним 133 воинов грузинских Мученик Гоброн, во святом крещении Михаил, и с ним 133 воина – грузинские мученики Х века. Мученик Михаил, происходивший из знатного княжеского рода, с юных лет отличался храбростью и неустрашимостью, за что и был прозван Гоброном (что значит на арабском языке «мужественный, храбрый»). В 914 году арабский военачальник Абдул-Касим, опустошив Армению, захватил Тбилиси и осадил крепость Квели, защищаемую святым Гоброном и его воинами. После 28-дневной осады, вероломно нарушив заключенное перемирие, арабы ворвались в крепость и пленили ее стойких защитников во главе с Гоброном. Грузинский царь Адарнасе II (881–923) выкупил многих пленных, но на выкуп святого Гоброна арабы не согласились. Эмир предложил ему принять ислам , обещая свободу и богатство, но получил решительный отказ. Тогда на глазах у святого Гоброна были истреблены 133 его воина, также отказавшиеся отступить от веры во Христа. Святой Гоброн, омочив в крови мучеников палец, изобразил на своем лбу крест и, возблагодарив Господа за ниспосылаемый мученический венец, кротко и незлобиво принял смерть через усекновение главы 17 ноября 914 года. Автор «Мученичества Михаила (Гоброна)» (914–918), Тбетский епископ Стефан, повествует, что тело святого Гоброна и тела 133-х его воинов были зарыты в общую яму. «Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу святых мучеников, множество больных, приходивших на могилу святых, получали здравие». Грузинская Церковь причислила мученика Гоброна и его воинов к лику святых и установила их память в день мученичества – 17/30 ноября. Никон, Игумен Радонежский, преподобный «Повеждь ми ныне вся великая, яже сотвори Елисей» ( 4Цар. 8, 4 ). Так говорил царь израильский отроку – слуге пророка Елисея, человека Божия. Елисей был ученик и служитель великого пророка Илии; но поскольку почил на нем дух Илиин, то и его дела сделались велики, жизнь его достопамятна. Подобно сему и преподобный Никон был ученик великого аввы Сергия. И поскольку он был совершенный ученик совершенного учителя, то почил на нем дух наставника его. И Никоново имя еще во время земной жизни его, как изъяснился первый жизнеописатель, «яко освящение некое обносимо было».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

22-е † Страдание св. князя Михаила Ярославича Тверского Князь Михаил Ярославич родился уже после смерти отца своего кн. Ярослава Ярославича, в 1272 году 310 , и потому рос сиротою. Так и первые годы жизни его были уже запечатлены скорбию. Он воспитывался умною и благочестивою материю кн. Ксениею в страхе Божием; престол князя Тверского занимал старший брат Святослав, памятный Церкви и отечеству тем, что, княжив при жизни отца во Пскове, крестил он Литовцев, скрывшихся от бед отчизны во Пскове 311 . В первый раз встречаем Михаила князем Тверским в 1285 г. «Заложена была в Твери, говорит летописец, каменная церковь Козьмы и Дамиана благоверным князем Михаилом и материю его Ксениею и преподобным епископом Симеоном, и дали ей другое имя – св. Спас Преображение» 312 . Прекрасное начало княжению новому! В том же году «Литва напала на волость Тверского владыки – Олешню. Тверитяне, Москвичп, Волочане, Новоторжцы, Зубцовцы, Ржевичи совокупными силами пошли и накануне Спасова дня побили Литву в лесу. Бог помог христианам; князя Литовского Домонта убили, иных перехватали, других умертвили, всех взятых в плен отняли, иные же разбежались» 313 . Новому князю Тверскому надлежало отправиться в Орду, чтоб быть утвержденным на престоле. Но когда он был в Орде, по милости кн. Андрея, недостойного сына св. князя Невского, Татары (1287 г.) захватили Москву и готовы были опустошать владения Тверского князя. Ки. Михаил на возвратном пути из Орды, не зная ничего о делах Андрея, едва не попался в плен Татарам в Москве, но был во время предупрежден одним священником, который указал ему безопасную дорогу к Твери. Можно представить себе, с каким восторгом встретила Тверь своего князя, е часу на час ожидавшая свирепых Татар. «Бог защитил князя, говорит летопись, молитвами деда и отца, и не презрел слезной мольбы матери его». Князь Андрей и мурза Дюдень, узнав, что Михаил готов встретить их, не пошли на Тверь, а пошли грабить Волоколамск 314 . Кв. Димитрий, старший брать Андрея, услышав об удалении Татар, хотел пробраться в свой Переяславль, но дорогою едва не был схвачен недостойным братом своим; оставив казну свою в руках Андрея, он едва мог уйти в Тверь, где Михаил принял его с честию и вызвался быть миротворцем между братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Москва. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семёновской слободе. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1643 году и называлась «в Семёновской Солдатской слободе». Храм сооружён на средства супруги царя Михаила Фёдоровича Евдокии Лукьяновны. Обветшавшая церковь была заново построена усердием прихожан при императрице Анне Ивановне и освящена 20 ноября 1736 года. Здесь находилось бывшее село Семёновское (потешное село Алексея Михайловича), в котором Пётр I создал Семёновский потешный полк. Церковь Введения в Семёновском относилась к традиционному типу «восьмерик на четверике». Её венчала фигурная барочная глава на высоком тонком барабане; фасады украшали наличники «с ушами» – характерный признак стиля барокко – и «полуглавия», деталь архитектуры ещё петровской эпохи. Согласно описаниям 1920-х годов, в храме было около сорока древних икон XV-XVII веков. В мае 1929 года Моссовет поддержал ходатайство рабочих соседнего электрозавода о закрытии и сносе Введенской церкви. В 1929–1932 годах храм снесли. http://oldmos.ru/old/photo/view/2889 Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семеновской слободе на Введенской площади церковь (уничтожена). На правом берегу реки Яузы с начала XVII века стояло село Покровское-Рубцово, в котором находилась одна из первых загородных усадеб династии Романовых. Село располагалось при впадении в Яузу речки Рыбинки. В усадьбе в XVII веке стояли деревянные палаты с садом, спускавшимся к Яузе. Напротив, на левом берегу Яузы, в нее впадала речка Хапиловка, образовывавшая несколько прудов – Черкизовский, Хапиловский и Прачечный, расположенный близко к устью. На берегу этого последнего пруда стоял Прачечный двор, обслуживавший нужды усадьбы Покровское-Рубцово. Для царских слуг, живших на Прачечном дворе, по приказу царицы Евдокии Лукьяновны, супруги царя Михаила Федоровича, построили Введенскую церковь. Она была деревянной и стояла в дальнем от Яузы конце села, на высоком месте. Заложили ее 14 октября 1643 г., а освятили уже 17 ноября того же года, перед престольным праздником. Первоначально село называлось по храму Введенским, но вскоре его стали именовать Семеновским, а прежнее название сохранилось в названии местности – Введенские горы. В селе жили, кроме служителей Прачечного двора, еще и царские сокольничьи. Позднее, во времена молодости Петра I, здесь появилась особая слобода Семеновского полка. Так как церковь стала приходской для солдат Семеновского полка, то к ней в 1713–1714 гг. пристроили придел во имя святого Иоанна Воина.

http://sobory.ru/article/?object=37865

9 января 2000 г. состоялось освящение первого камня и закладка капсулы в основание реконструируемого собора во имя Святого великого воина Руси. Владыка Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский вознес молитву Господу и выразил благодарность всем тем, кто принимал и принимает участие в восстановлении храма. Восстановление храма продолжается по настоящее время. Кафедральный Александро-Невский собор В центре города Симферополя разбит сквер Победы, в нем на постаменте установлен танк Т-34 - памятник воинам, павшим за освобождение Симферополя в апреле 1944 года. До недавнего времени мало кто знал о том, что на месте этого парка еще в начале века возвышался главный собор города во имя святого благоверного князя Александра Невского. История этого храма интересна и трагична. Он стал одной из первых монументальных построек нового губернского города. Екатерина Великая во время посещения Симферополя высказала идею о возведении собора, но его строительство долго не начиналось из-за смерти Г. А. Потемкина (1791 г.), а затем и самой императрицы (1796 г.). В 1804 году протоиерей Никита Петровский и священник Кирилл Забуженко обратились к Таврическому губернатору Мертвого с просьбой начать строительство храма. Губернский архитектор Карасев разработал проект будущего собора, сметная стоимость которого должна была составить 81 тыс. 529 руб. Но этот проект не был принят. Автором нового проекта стал петербургский архитектор Л. И. Руско. Для строительства нового храма выбрали место на берегу Салгира, в Александровском редуте, который соорудил во время военных действий генералиссимус князь Италийский граф Суворов Рымникский (в настоящее время на этом месте находится гостиница «Украина»). В мае 1810 года состоялось освящение места будущего строительства и закладка храма. Губернатор А. М. Бороздин заключил подряд на строительство собора с французами П. Николом, И. Ферри, Б. Латти. Они должны были не только построить храм, но и отремонтировать Суворовский редут. В то же время сделали заказ в Петербургский иконописный цех К. Венедиктова. Всего за 2 месяца было выполнено 30 икон, среди них образ Христа Спасителя, Богоматери, святого апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова, святых Архангелов Гавриила и Михаила. Все иконы были отправлены в Симферополь.

http://sobory.ru/article/?object=50184

А. Блинский В сонме мучеников Русской Православной Церкви XX века особое, одному ему присущее место занимает священномученик митрополит Серафим (Чичагов) . Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей – таковы яркие образы, которыми запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима. В историю же русской святости святитель Серафим вошел прежде всего как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни. Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 г. в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. 1 Семья будущего святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии, привнесшему немало замечательных страниц в анналы российской истории. В плеяду выдающихся предков святителя Серафима входили и блестящий екатерининский вельможа, знаменитый мореплаватель адмирал В. Я. Чичагов (1726–1809 гг.), посвятивший свою жизнь исследованиям Северного Ледовитого океана, и российский морской министр адмирал Π. В. Чичагов (1765–1849 гг.), ставший одним из известнейших военных и государственных деятелей Александровской эпохи. По причине того что отец будущего святителя полковник M. Н. Чичагов проходил военную службу в Учебной артиллерийской бригаде, младенец Леонид принял Таинство Святого Крещения 20 января 1856 г. в храме св. Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище. 2 То обстоятельство, что местом вхождения будущего святителя Серафима в церковную жизнь стал храм, принадлежавший военному ведомству, оказалось весьма символичным для всей дальнейшей жизни святителя. Действительно, подобно своим предкам святитель Серафим начал свое служение Богу как служение Царю и Отечеству на поле брани, и именно это служение воина стало для него как и для его предков первым опытом самоотверженного служения Богу в миру. Следуя благословению своей семьи, отрок Леонид после нескольких лет учебы в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии поступил в 1870 г. в Пажеский Его Императорского Величества корпус с зачислением 28 июня того же года в пажи к Высочайшему двору. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

А.М. Величко Македонская династия XLI. Император Василий I Македонянин (867–886) Глава 1. «Византийская сказка» – дорога к царству. Начало славных дел Жизнеописание родоначальника великой Македонской династии императора Василия I Македонянина еще раз подтверждает тот простой факт, что не право первородства, а Божественная воля, Провидение, помноженные на доблесть, честь, мужество того или иного лица, являлись для византийцев основанием занятия престола древних Римских царей. И это проявлялось так часто, что стало настоящим правилом, которое действовало в Византии наряду с другим неписаным обычаем передачи царской власти от отца к сыну, нередко имея даже большую силу. Это можно назвать «византийской сказкой», когда из простого крестьянина, воина, торговца получался великолепный император, нередко – настоящий спаситель своего отечества и Кафолической Церкви. Не стал исключением и наш герой. Родился Василий Македонянин в 812 г. в армянской колонии близ Адрианополя, в Македонии, отчего впоследствии и получил свое прозвище. Когда он был совсем еще ребенком, Болгарский хан Крум захватил его семью в плен вместе с множеством других армян, и несколько лет Василий прожил среди диких болгар-язычников. Позже он вернулся в Македонию и устроился на службу к местному аристократу 1 . Нет никаких сомнений, что Василий происходил из простой семьи, хотя последующие историки и летописцы прилагали многократные усилия для того, чтобы вывести его родословную от Армянских царей и даже от самого Александра Македонского. Но это отдавало такой искусственностью, настолько светилось ложью, что сын Василия, будущий император Лев VI, при погребении отца произнес несколько двусмысленную фразу на этот счет: «Лучше стоять у истоков собственного рода, чем примазываться к иному». Да и авторитет Византийского василевса и его потомков к тому времени был настолько высок, что он не нуждался в сомнительных сказках 2 . Очевидно, не только сын, но и другие современники не очень доверяли таким «свидетельствам», и поэтому в отношении Василия I появилось множество легенд, должных параллельно подтвердить его избранность Богом. Так, в частности, рассказывали, будто еще ребенком, оставленный матерью в поле, Василий лежал в шалаше, а прилетевший орел расправил свои крылья над ним и защищал от полуденного зноя. Испуганная мать не посмела прогнать громадную птицу, ласково смотревшую на женщину. Эта картина повторялась несколько дней кряду, да и впоследствии, как гласит предание, орел часто навещал Македонянина и укрывал крылами от солнца 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010