Богданов А.П. Патриарх Иосиф Приводится по изданию : Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700) : В 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999. Т. 1. С. 371-386   Тихое патриаршество Иоасафа так разнежило царя Михаила Федоровича, что избрание нового архипастыря он предоставил жребию. В решении этом, вполне каноничном, но необычном для просторов Отечества, проскальзывало пренебрежение к сану, настолько зависимому от светской власти и столь непопулярному среди архиереев, что Русская православная церковь и не помыслила сама избирать своего главу. Тело без головы, как фигурально выражались в XVII в., спокойно существовало более года. Наконец, царь ощутил некое неприличие такого положения и пригласил пастырей исполнить свой долг: избрать патриарха. Из четырех митрополитов в первопрестольную явились трое; из семи архиепископов — двое; остальные власти — в той же пропорции. Отсутствующие, правда, прислали «повольные грамоты». «Повольные грамоты» как свидетельство априорного признания и одобрения избирателями решения властей, которое все одно будет проведено от их, выборщиков, имени, — замечательный разоблачительный документ того властного устройства, которое со времен Римской республики при цезарях рядится в тогу демократии. Освященный собор в Москве 1642 г. и в половинном составе не усомнился в своем праве «избрать» патриархом того, кого государь соблаговолит. Столь же послушно архиереи написали на бумажках шесть произнесенных царем имен (двух архиепископов, архимандрита и трех игуменов). Забавляясь, Михаил Федорович запечатал сии жребии государевой печатью и отослал с боярином в Успенский собор. «Выбор» патриарха очень походил на бесчисленные розыгрыши призов, зрелищем которых щедро награждает нас ныне TV. Святители взяли сначала три жребия, положили в драгоценную панагию прежних патриархов, затем в киот, который и водрузили пред чудотворной иконой Богородицы Владимирской. После торжественного молебна церемонно вынули один жребий, остальные отложив. Процедуру повторили. Два вынутых жребия вновь положили, водрузили и т. д. Наконец осталась одна бумажка. Ее отослали, не распечатав, к государю. Михаил Федорович сломал печать и объявил придворным: «Благоволи Бог и пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря». Было это 20 марта.

http://sedmitza.ru/lib/text/443628/

Новый летописец (VII) К оглавлению 138. Об отходе воевод от Михайлова города. Пришли же к Михайлову из украинных городов [ворам] в помощь. Михайловцы же, выйдя из града, от града [воевод] отбили. Они же пошли в Переславль Рязанский. Царь же Василий князю Ивану Хованскому повелел быть в Москве, а в Переславль послал на его место князя Бориса Михайловича Лыкова да Прокофия Ляпунова. 139. Об отходе воевод от Венева. Под Веневом же стоял воевода князь Андрей Хилков и Веневу не сделал ничего; из Венева же выйдя, воры отбили его от города. Воеводы же отошли на Каширу. 140. О походе из Алексина к Туле. Боярин же князь Иван Михайлович Воротынский из Алексина пошел под Тулу, а на Туле же в ту пору воров было много. Воевода же у тех воров князь Андрей Телятевский, выйдя со всеми людьми, князя Ивана Михайловича разогнал и едва ушел в Алексин. 141. О побоище на Вырке воровских людей. Из Путивля же и из иных северских городов воры пришли на помощь к Калуге, и пришли на [реку] Вырку. Бояре же под Калугой услышали про них, что идут многие люди, воевода же с ними, ворами, князь Василий Мосальский. Бояре же послали из-под Калуги против них боярина Ивана Никитича Романова да князя Даниила Ивановича Мезецкого со многими ратными людьми. Они же встретили их на Вырке реке и начали с ними биться, и бились с ними день и ночь; и по милости Божией побили воров наголову, и воеводу князя Василия убили. Остальные же воры многие, на зелейных бочках сидя, под собой бочки с зельем зажгли и злою смертью померли. Бояре же возвратились в Калугу и языков многих привели. 142. Об убиении в Путивле и по городам бояр и воевод. Петрушка вор, который назвался царевичем, с Дона пришел в Путивль с казакам с донскими и с волжскими, и пришел в Царев Борисов. В Царе городе схватил воевод Михаила Богдановича Сабурова да князя Юрия Петровича Приимкова-Ростовского и, убив их, пришел в Путивль. По городам же бояр и воевод хватали и их убивали, а иных в Путивль приводили. В то же время убили при Петрушке и до его прихода в Путивль и по городам бояр: князя Василия Кордануковича Черкасского, князя Петра Ивановича Буйносова, Михаила Богдановича Сабурова, воевод и дворян, которых взяли в бою: князя Андрея Бахтиярова, князя Василия Тростенского, Ефима Бутурлина, Алексея Плещеева, Матвея Бутурлина, князя Савву Щербатова, Никиту Измайлова, Ивана да Андрея Воейковых, Михаила Пушкина, князя Юрия Приимкова-Ростовского, Федора Бартенева и иных многих воевод и дворян различными муками мучили: иных с башни кидали, иных с моста в ров, иных вверх ногами вешали, иных по стенам распинали, руки и ноги гвоздями прибив, из пищали расстреливали. Они же, как мученики древние, ничем не ужасались, их, воров, обличали, отнюдь на их вражью прелесть не прельщаясь, и все умерли за правду. Тот же князь Андрей Бахтияров в те времена был в Путивле воеводой, и его убили, и дочь его тот вор Петрушка взял к себе на позор, на постель.

http://sedmitza.ru/lib/text/439330/

Херсон. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Свято-Духовский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Города Херсона, Свято-Духовская, кам. трехпрестольная. Заложена в 1804- году. До 1831 года, в ней имелся только один придел во имя Преображения Господня, в колокольнее. В 1836 году она окончена : приделы Св. Архистратига Михаила и Св. Священномучеников, в Херсоне епископствовавшвхъ, освящены в январе месяце, а главный престол сошествия Св. Духа освящен архиепископом Гавриилом, 16 августа того-же года. При устроении сей церкви особое усердие показали Херсонские купцы : Галухин, Богданов, Сикачев и Носов. Из книги «Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической», составитель Гавриил, Одесса, городская типография, 1848 год Свято Духовский Кафедральный Собор (Привозная церковь) Трехпрестольная Свято-Духовская церковь города Херсона была заложена в 1804 г. Постройка передней части церкви произошла за одно лето, благодаря крупному пожертвованию в 15 тысяч рублей, но затем, из-за отсутствия средств, строительство было приостановлено и лишь в 1835 г. строительство церкви было окончено. Северный придел во имя священномучеников Херсонесских и южный придел во имя Архистратига Михаила были освящены в январе 1836 г., а главный Свято-Духовский престол - 16 августа 1836 г. Архиепископом Гавриилом (Розановым). По свидетельству того же Архиепископа, особое усердие при устроении церкви показали херсонские купцы: Галухин, Богданов, Сикачев и Носов, что подтверждает и устное предание местных жителей, называвших Свято-Духовскую церковь – «купеческой». Церковь была построена вблизи городского рынка – привоза и от того стала называться еще «привозной церковью». Это наименование сохранилось до наших дней. Первоначально храм имел вид квадратного креста с массивной колоннадой со всех четырех сторон и невысоким куполом. Метрах в 80-ти к западу от храма была построена красивая пятиярусная колокольня, освященная 6 августа 1806 г. и служившая приходской церковью под именем Преображенской, т.к. престольный праздник она имела в день Преображения Господня. Просуществовавши 135 лет, она сгорела в 1941 г., в самый день Преображения Господня - 19 августа. Остатки ее были разобраны до основания в послевоенные годы. В настоящее время, где был престол этой церкви, стоит часовенка с неугасимой лампадой внутри.

http://sobory.ru/article/?object=11313

Закрыть itemscope itemtype="" > Белая Русь в путах польщизны Часть 3 21.01.2024 250 Время на чтение 6 минут Источник: Вместе с Россией Помимо памятников Мицкевичу, Дунин-Марцинкевичу и Монюшко, в историческом центре Минска, на площади Свободы, в 2015 году возведён монумент в честь польского композитора Михаила Клеофаса Огинского, который представляет собой выполненную из морёного дуба и бронзы довольно изящную «Музыкальную скамью» (скульптор Вадим Мацкевич), которую венчает герб рода Огинских. К ужасу «свядомай» псевдоинтеллигенции, под гербом была сделана надпись на русском языке: «Выдающемуся сыну Отечества Огинскому Михаилу Клеофасу». Это обстоятельство вызвало едва ли не истерику в кругах «свядомитов»: многовекторность в разгаре, а тут такая «здрада». В результате министерство культуры РБ и минские городские власти поспешили исправить оплошность. На ограждение рядом с «Музыкальной скамьёй» поместили табличку и информацией на белорусской мове и английском языке. Центральный фрагмент «музыкальной скамьи Огинского» с надписью на русском языке И здесь возникает вопрос: почему автор монумента, невзирая на настроения, господствовавшие в творческой среде, сочетал герб Огинских с русским языком? Очевидно, скульптор Вадим Мацкевич старался следовать исторической правде и имел представление о родословии князей Огинских и судьбе самого Михаила Клеофаса. Дело в том, что Огинские вели своё происхождение от знаменитого князя Михаила Всеволодовича Черниговского, принявшего мученическую смерть в Орде в 1246 году. Праправнук Михаила Черниговского князь Тит-Юрий Фёдорович Козельский имел двух сыновей, один из которых князь Григорий Титович носил прозвище Огонь. Он и стал родоначальником Огинских. Князья Огинские до середины XVII века были твёрдыми защитникам русского начала и православия в Великом княжестве Литовском и Русском и Речи Посполитой. Так, в ноябре 1619 года князь Александр Богданович Огинский вместе с другими представителями западнорусской знати подавал протест в «главный литовский трибунал» против намерения правительства Речи Посполитой обратить в унию православный Петропавловский собор в Минске (основан в 1612 г. на средства 52 русских шляхтичей Минского воеводства, в настоящее время собор Белорусского Экзархата РПЦ). В последующем, «находясь в званиях воеводы минского и сенатора польского», неоднократно защищал минскую Петропавловскую церковь от нападок врагов православия.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/21/belaya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович) (1783, с. Богдановка Коломенского у. Московской губ.- 13.07.1834, Тифлис), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834). Род. в семье дьячка Михаила Антипова, рано осиротел. Мать, не имея возможности прокормить семью, просила еп. Коломенского и Тульского Афанасия (Иванова) оставить причетническое место отца за малолетним Матвеем. Епископ побеседовал с мальчиком, велел ему учиться и предрек, что он станет архиереем. Матвей был определен на казенный кошт в Коломенскую ДС, где по месту рождения ему присвоили фамилию Богданов. Он проявил незаурядные способности и окончил семинарию в числе первых учеников. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1801 г. перешел в класс поэзии Троицкой лаврской семинарии, был причислен к т. н. платоникам, т. е. находился на полном содержании ректора ДС митр. Московского Платона (Левшина) и являлся его непосредственным воспитанником. Как и все платоники, Матвей получил еще одну фамилию - Платонов ( Новиков, Барзилов. 2000. С. 299-300). В 1808 г. принял постриг с именем Моисей и окончил семинарию. Согласно предписанию Комиссии духовных училищ, в числе 7 лучших воспитанников семинарии продолжил образование в только что открытой СПбДА (1809), к-рую окончил в 1814 г. со степенью магистра 5-м по общему списку. Преподавал в СПбДА курс церковной словесности (1814-1817). Вместе с коллегами ректором СПбДА архим. Филаретом (Дроздовым) , преподавателем свящ. Г. П. Павским и ректором СПбДС архим. Поликарпом (Гайтанниковым) участвовал в работе Российского библейского об-ва по переводу с древнегреч. языка и изданию книг Свящ. Писания (1816-1818). М. выполнил перевод Евангелия от Луки. Четвероевангелие было издано в 1819 г. (Шестой отчет Российского библейского об-ва. СПб., 1819. С. 32). Позже под рук. М. в КДА осуществлялся перевод кн. Левит.

http://pravenc.ru/text/2563990.html

Жодино. Церковь Михаила Архангела (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:не ранее 1863. Год утраты:1961 Адрес: 222160 Минская область, г. Жодино, ул. Московская, 21/а (магазин " Смак " на месте утраченной церкви) Координаты: 54.102929, 28.349698 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История церкви начинается с середины 17 века, когда еще не было села Жодино, а на его месте находилась деревня Богуслав Поле. На рыночной площади основанного Б. Радзивиллом села Богуслав Поле была построена деревянная церковь св. ап. Петра, которая упоминается в Смоливичских инвентарях (опись имущества Б. Радзивилла) в 1665 г. Позже, в 1675 г., упоминается Троицкая церковь (возможно, часовня). Вероятно, обе церкви принадлежали православным. Во время Северной войны (1700-1721 гг.) село сильно пострадало. В 1745 г. была восстановлена бывшая Троицкая церковь и освящена как униатская в честь св. ап. Петра и Павла. В 1863 г. на месте обветшавшей Петропавловской церкви на отпущенную правительством сумму, в количестве 4000 рублей, была заложена приходская церковь с престолом во имя св. Архистратига Михаила. Располагалась она в оживлённом месте возле Екатерининского тракта, напротив корчмы. Это было деревянное здание с колоколенкой в передней части и небольшим куполом, возведённое на каменном фундаменте. По архитектуре Свято-Михайловская церковь относилась к церквям так называемого муравьёвского типа (по имени литовского генерал-губернатора Муравьёва, который являлся инициатором строительства в Литовском генерал-губернаторстве православных церквей по типовым проектам). Церковь представляла собой крестообразное строение, состоящее из четырёх частей-апсид: притвора с колокольней, трапезной, молитвенного зала, крытого навершием с одним куполом, и алтарной части. К молитвенному залу по бокам пристроены небольшие выступы (сакристии), в результате чего при взгляде сверху храм по форме напоминал православный крест. Декоративное убранство церкви выполнено в традициях русского православного зодчества. В молитвенном зале был установлен резной иконостас с восемью иконами в один ряд и Царские Врата предположительно с шестью иконами. На колокольне было четыре колокола. Первым настоятелем Михайловской церкви был Антоний Богдановский, окончивший духовную семинарию. Церковный штат состоял из двух человек – настоятеля и псаломщика. В собственности церкви было около 35 десятин земли и 30 десятин леса.

http://sobory.ru/article/?object=45795

Памяти священника Михаила Шполянского В то лето 1985 года в таинстве венчания Господь соединил две прекрасные души 3 июня, 2014 В то лето 1985 года в таинстве венчания Господь соединил две прекрасные души Память – удивительный дар, выходящий за пределы горизонтального времени в пространство вневременное, вечное. Вспоминая, мы не только восстанавливаем в голове кадры событий ушедшего, а снова и снова входим в живое общение с людьми, переживаем в реальности минуты своей жизни – минуты удивления, горечи или мгновения счастья. Воспоминания о счастливых днях лета 1985 года, проведенного в глухой деревушке Ярославской области, проявляются в памяти яркими образами. Это было лето, когда Господь в таинстве венчания соединил две прекрасные души – художницу Аллу и инженера Михаила Шполянского. Этой супружеской паре предстояло прожить большую счастливую жизнь, воспитать троих своих и одиннадцать… тоже своих детей в детском доме семейного типа, который они организовали в своем доме в селе Старая Богдановка под Николаевым. Тогда Алла и Михаил совсем недавно пришли в Церковь, но Михаилу суждено было принять священнический сан, а потом вести к Богу, укреплять на этом тяжелейшем пути тысяч душ – молитвой, проповедями, письмами, книгами. 29 апреля этого года отец Михаил отошел ко Господу. Но ведь любовь не умирает! Батюшка жив в Боге, жив в его книжках, жив в сердцах, мыслях, молитвах, воспоминаниях знавших и любивших его… О счастливых днях лета 1985 года, о своих первых шагах в Церкви, о венчании будущего отца Михаила и матушки Аллы вспоминают директор воскресной школы и староста храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках Мария Разгон и врач-физиотерапевт, матушка Мария Уминская. И, кажется, пахнет июльским зноем и многоцветием… Василек и ромашка Матушка Мария Уминская: – Это был 1985 год. Мне тогда было шестнадцать лет. Тогда это был мой первый опыт общения с церковной средой. Тогда я только-только стала ходить на службы, исповедоваться, причащаться. Летом я поехала отдыхать в Село Троицкое Ярославской области, под Угличем. Мы жили неподалеку от храма, где тогда служил отец Олег Клемышев (сейчас – настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. – Прим ред.).

http://pravmir.ru/sastlivoe-leto-1985-go...

Пенза. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты Является архитектурным памятником г. Пензы. Вокруг Храма раньше находилось кладбище. Располагается на площади Куйбышева. Как следует из клировых ведомостей Введенской церкви, каменная церковь построена в 1767 г. стараниями коллежского регистратора Гаврилы Назаровича Клеменова, освящена в 1768 г. «Церковь во имя Введения в храм Пресвятыя Богородицы с приделами: 1-й во имя Архангела Михаила, а 2-й во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста… двоештатная, каменная… сосуды серебряные и позолочены двое, а третий простой, без позолоты. Дароносица серебряная позолошена, книги церковного круга все имеются, ризница хорошая. Трапеза с 2-мя приделами и колокольня…». Придел во имя Архангела Михаила располагается справа, во имя трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – слева. Церковь была построена в Пешей Слободе в 1767 году. Располагалась она на площади между Верхней Пешей (Куйбышева) и Средней Пешей (Богданова) улицами. До того здесь стояли две ветхие деревянные церкви – кладбищенская во имя Архангела Михаила, первое упоминание относится к 1677 году, и располагавшаяся рядом с ней Введенская. Приделы: в честь Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и во имя Архистратига Михаила. Известно, что в 1680 году Архангельская церковь была разорена ногайцами во время их набега на Пензу, но вскоре её вновь отстроили. К 1721 году она обветшала. И вместо неё солдатам Пешей слободы было велено построить новую. Когда же появилась деревянная Введенская церковь неизвестно. Но так как первой по времени являлась Архангельская церковь, именно это название и прижилось в народе. Поэтому после постройки каменной Введенской церкви её чаще называли не по главному престолу, а по придельному – Архангельской. В 1831-1832 годах приделы каменной Введенской церкви были распространены и заново освящены, а 1851 году была увеличена в длину её трапезная за счет примыкавших к колокольне помещений сторожки и кладовой.

http://sobory.ru/article/?object=23270

Красные Буйцы. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь была закрыта в 1930 г., был снесен купол и разрушена колокольня. Здание храма долгое время использовалось под магазин вплоть до 2006 г. Сейчас памятник разрушается, провалилась крыша, выбиты окна, разрушаются стены. Часть икон храма былли написаны известными художниками иконописцами 19-20 вв. Комаровским Владимиром Алексеевичем, Стелецким Дмитрием Семеновичем. Картины этих художников до сих пор украшают музей А.С. Пушкина и Третьяковскую галерею, Тульский областной художественный музей. Художники часто гостили и работали в Буйцах, имении графа Олсуфьева Юрия Александровича. Сразу следует отметить, что со времени основания и до ХХ века название " Буйцы " делили два рядом стоявших села, разграниченные глубоким оврагом с протекающей внизу речкой Сури. Северная часть местности, где сейчас больница, носила название Красные Буйцы, а южная (Галевка, Богдановка, Сафоновка) называлась Никольские Буйцы. Оба села имели свои приходы и на всем протяжении своего существования принадлежали разным помещикам. Современные границы Краснобуйцы приобрели только при СССР в результате объединения этих двух сел. Церковь, о которой пойдет речь, находилась в исторических Красных Буйцах. Приход в Красных Буйцах образовался так давно, что точная дата его возникновения забылась много лет назад. Само село впервые упоминается в 1682 году - царским указом московскому дворянину, князю Якову Ефимовичу Мышецкому ( ? - 1700), присоединили к его существовавшему с 1663 года владению в Епифанском уезде новые земли, на которых стояли основанные к тому времени Буйцы. В XVIII веке уже точно известно о наличии храма: в селе действовала деревянная церковь архангела Михаила. Вероятно, она появилась в начале данного столетия, когда Буйцами владел зять Мышецкого, видный деятель петровской эпохи Кирилл Нарышкин (1670?-1723). От Кирилла Нарышкина село перешло его сыну Семену (1710-1775). Поскольку тот пережил своих детей, Буйцы достались племяннику Семена, князю Александру Михайловичу Голицыну (1723-1807). С него-то и начинается история сохранившейся каменной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=06353

Глава II. Лица, служившие при московских кремлевских церквях в XVII в. Порядок назначения на священно-церковно-служительские места в московские дворцовые церкви. Выдача патриархом ставленных и перехожих грамот и подчинение по суду дворцового духовенства. Образовательный ценз духовенства. В первой части нашего труда мы изложили, по возможности, полную историю состояния московских придворных церквей в XVII в. В настоящей же части предметом исследования будет вопрос о лицах, служивших при этих церквах, и прежде всего о порядке назначения их на свои места. Одним из существенных различий в положении московского дворцового духовенства от такового же положения приходского духовенства, подведомого патриарху, является назначение его на свою должность непосредственною волею государя. Указание именно на такой порядок определения мы часто встречаем в дворцовых документах XVII в. Так, 11 августа 1641 г. «по государеву цареву и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии – указу и по памяти из дворца дьяком Григорию Панкратьеву да Алмазу Иванову пожаловал государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии соборныя церкви Сретения Господня, что у него великаго государя на сенех, попа Федора на попово Прокофьево место» 534 . Такой же порядок назначения на места наблюдался и в последующие царствования, при чем иногда за одним указом царя следовало определение на места среди дворцовых клиров нескольких лиц. Так, напр., 31 августа 1652 г., по памяти из дворца, за прописью дьяков Смирнова и Богданова, велено быть «на поповом Ивановом месте в придел архангела Гавриила в Благовещенский собор попу Алексию, а на дьяконово Семионово место – дьякону Льву, и на дьячково Стенькино место дьячку Терешке» 535 . Нередко перевод с одного места на другое совершался по личному желанию переводимого, выраженному в его челобитной к царю относительно сего перевода. Так, в том же 1652 г., на основании поданной царю подписной челобитной, за пометою думного дьяка Михаила Вощенинова, «на попово Савиново место велено быть Ивану Григорьеву» 536 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010