Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Схимонах Пантелеимон (Овсянников): афонский иконописец, которому явились св. Пантелеимон и свт. Митрофан Схимонах Пантелеимон (Овсянников): афонский иконописец, которому явились св. Пантелеимон и свт. Митрофан    День памяти – 21 сентября Схимонах Пантелеимон (в миру Григорий Петрович Овсянников) был родом из крестьян Воронежской губернии. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне в 1841 году. Послушание проходил в иконописной мастерской. Расписал старую трапезную. Где он научился мастерству иконописи и как он решился стать монахом — неизвестно. По всей видимости, о. Пантелеимон отправился на Афон после встречи в Одессе с иеросхимонахом Сергием (Весниным), который в письмах называет его своим близким другом. «Много у меня остается здесь милых и добрых друзей, — писал отец Сергий, — а что всего чувствительнее — один из них при последнем почти издыхании, и как раз тот, который делил со мной радости и горе, мои страдания сердечные, беспечность поэтического досуга и часть странствий по Афону». В другом письме он пишет о нем так: «В числе здешних друзей моих я недосчитался по приезде лучшего друга моей афонской жизни, с которым я сроднился сердечно, с которым делил радости и горе и его труженические занятия. Этот друг мой был хороший живописец, имя его в монашестве Пантелеимон. Больно было моему сердцу, когда долетела до меня весть еще в Смирне, на пути моем в Иерусалим, что друг мой скончался. Я не знал, как он отходил к Богу, с каким чувством приближался к конечным минутам своей жизни и как испустил последний вздох, и меня тревожила его загробная участь. Но теперь я узнал это и благодарю Бога, что друг мой сподобился праведной кончины.   При отбытии моем со Святой Горы в Палестину я оставил живописца в самом трудном положении: он тяжело болел и не мог вставать с постели. Но при прощании еще дружески обнял меня в надежде свидания. Знали ли мы тогда, что свидание будет уже в вечности? После меня только неделю томился друг мой в недуге, в предсмертной борьбе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=267...

С.В. Шумило 10. К истории игуменства прп. Паисия Величковского в афонском монастыре Симонопетра Житие прп. Паисия Величковского , составленное его учеником и келейником схимонахом Митрофаном, повествует, что, когда основанный старцем на Афоне Свято-Ильинский скит не мог более вмещать в своих стенах всех желающих насельников, преподобный с частью братии перешёл в монастырь Симонопетра. К сожалению, сообщения об игуменстве прп. Паисия в этой святогорской обители крайне скупы. Из Жития старца нам только известно, что «честные святогорцы посоветовали ему [Паисию] взять себе монастырь Симонопетра. Обитель эта имела долги, и братство её было немногочисленно. Блаженный подал об этом прошение Собору и вскоре получил его решение с благословением. Взяв половину братий, он переселился в монастырь, а прочих оставил в скиту. А когда в скором времени заимодавцы услышали, что в монастыре собралось братство, тотчас же приехали требовать долги, и неповинный в них блаженный отдал им семьсот левов. Вскоре, опасаясь прочих кредиторов и оставив монастырь, он возвратился в скит» 104 . Автор Жития схимонах Митрофан, уроженец Переяслава (на территории современной Украины) и выходец из казачьей семьи, был ближайшим учеником и келейником прп. Паисия Величковского . В послушание к старцу в буковинской Драгомирне он поступил в 1766 г., через два года принял от него монашеский постриг и выполнял различные послушания, в частности, переписчика святоотеческих книг в «скриптории» преподобного. В целом, под духовным руководством старца он пребывал около тридцати лет. По поручению братии Нямецкого монастыря Житие прп. Паисия он писал по свежим следам, вскоре после смерти наставника. Оно считается наиболее правдоподобным, поскольку составлено близким учеником и келейником старца на основе личных наблюдений или рассказов преподобного и его сподвижников. Однако, по причине того, что о. Митрофан не был очевидцем пребывания старца Паисия на Афоне, этот период не был им освещён достаточно подробно, и его описание может грешить неточностями, характерными для устного предания. Свой труд о. Митрофан так и не успел до конца исправить и отредактировать.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Макарий Колязинский, Житие Макарий Колязинский   Макарий Колязинский, Житие     Прп. Макарий не был на Афоне, как ошибочно полагают греки. Например, Моисей Агиорит ошибочно включил Макария в список житий афонских святых, просто неточно сделан перевод жития Макария, в котором слова старца Митрофана (Бывальцева), подвизавшегося девять лет на Афоне, приписаны прп. Макарию. Тем не менее Макарий Колязинский известен тем, что он один из тех, кто развивал на Руси афонскую традицию. К сожалению, история предопределила для Русской Церкви развитие монастырей в командном русле, а афонской традиции не суждено было изменить диких скифов. Макарий Колязинский заложил один из кирпичиков, который позволил русским прочувствовать византийский опыт и сохранить свою широту. -  Афон .   Тропарь Макарию, игумену Калязинскому, чдтв., глас 8: Плотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.     Память 17 марта.     «Напрасно трудился я, и без успеха совершил такой дальний путь на Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо можно спастись и в нем живущим: здесь все делается подобно киновиям, находящимся в Святой Горе», - таким был об этой знаменитой русской обители, лежащей на Волге в пределах Тверских, старца Митрофана (Бывальцева), подвизавшегося девять лет на Афоне .     Благочиние и благолепие монастыря отмечал также и преподобный Иосиф Волоцкий, знаменитый проповедник и строгий игумен знаменитой обители на Волоке Ламском, известный борец с ересью жидовствующих. Со всей Руси тысячи богомольцев шли в Калязин, дабы воочию зреть подвиги братии и поклониться честным мощам основателя той обители - преподобного Макария Калязинского, получить облегчение и исцеление от тяжких душевных и телесных недугов. И здесь, у раки со святыми мощами, по вере приходивших свершалось множество чудотворений.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1032

Часть третья. Жизнеописания выдающихся старцев и подвижников русского Свято-Ильинского скита на Афоне Схиархимандрит Паисий Схиархимандрит Паисий 466 родом был болгарин. Его родители переехали из Филиппополя в город Килию Бессарабской области, где он и родился. Впоследствии они переселились в Кишинев. В 15-летнем возрасте он поступил в Добрушский монастырь, но пробыл там недолго. Гавриил, митрополит Кишиневский и Хотинский, во время посещения монастыря заметил его и велел игумену немедленно прислать его в митрополию, где началась общественная деятельность отца Паисия как иподиакона при экзархе Гаврииле. В 1825 году он был рукоположен в иеродиакона, а в 1831 году – в иеромонаха и был поставлен игуменом в Соручанский монастырь. В 1839 году отец Паисий испросил от епархиального начальства увольнение и прибыл на Святую Гору Афон. Здесь он купил в Кавсокаливском скиту келлию, где поселился со своим другом и соратником иеродиаконом, которого также звали Паисием. Весть о высокой духовности отца Паисия быстро разошлась по всему Афону. К нему за советами рекой потекли иноки разных обителей, все дивились его рассудительности и прозорливости. Летом 1841 года братия Ильинского скита по жребию избрала отца Паисия своим настоятелем и пригласила его в скит. Отец Паисий ни за что не хотел расставаться с пустынной своей келлией и дал им твердый отказ. Тогда братия скита второй раз бросила жребий, и опять выпала кандидатура отца Паисия, и они, уверенные, что сам Бог желает в настоятели скита отца Паисия, стали его уговаривать более настойчиво, и наконец он согласился. Первым делом он начал приводить в порядок церкви скита: завершил строительство соборного храма во имя святителя Митрофана, и в ноябре 1842 года она была освящена. На другой год отец Паисий с Божьей помощью построил новый корпус между церквями Благовещения и святителя Митрофана. Он разломал также все старые мелкия кельи вокруг скита и построил скит в большем размере. В течение семи лет ему удалось перестроить весь скит. В 1850 году перестройка скита была завершена и в нем началось умножение братства. Несмотря на это, отец Паисий не прекращал сам лично трудиться на обычных послушаниях, подавая личный пример братии. Днем работал он на огороде, копая и насаждая огородную зелень, или носил камни для ограды виноградного сада, а ночью помогал повару чистить лук, картофель, свеклу и все, что потребно было для варки пищи, рубил дрова и носил воду на кухню. Он владел и мастерством портного и шил в особой своей мастерской церковные облачения и одежду для братии. Во время любого его занятия всегда была открыта пред ним для чтения какая-нибудь назидательная книга. Сам он одежду носил простую и ветхую, так что приходящие паломники, видя его одетым почти в рубище, не могли признать в нем настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XI. Поездка в монастырь Свято-Павловский и мои занятия в нём. (1845 год) Местность Его. Тут древле почитаем был Аполлон, покровитель юности. – Основатель монастыря Павел Ксиропотамский. Судьба сей обители. – Редкости в библиотеке её, именно: Апостол, перевода ресавского, и слова Киевского Митрополита Григория Цамблака. – Архив. Святыни: Животворящее древо, Крест (будто бы) Константина Великого , Образ Богоматери 829–842 гг., Икона её под названием Нисиотисса. Складни с многими живописными образками. Число монахов. Имения монастыря и доходы его. – Характеристика игумена Софрония. Октября 8. Понедельник Готов. Еду. Поехал, – но не по опасному морю, а по безопасному, хотя и трудному, сухопутью, дабы разглядеть местности Афона и наметить их на карте. Меня, как Митрофанушка в известной комедии, повели извозчики, и свели по крутоярью к морю в Дафну. Тут пристань весьма глубока, но для судов не надёжна. На Приморском краю её стоят карантин и таможня. Мы проехали мимо их и остановились у первого потока, который в дождливое время клубится тут, как жемчужный водопад, остановились, чтобы осмотреть развалины монастыря св. Николая, иже в Дафне, который существовал ранее 730 года по Р.Х. 1 Развалины эти едва видны среди выросшего на них кустарника и разного былия. По ним я не составил никакого определённого понятия об этой малой обители, древнейшей на Афоне, и продолжал свой путь, прилагая к нему свой ум по наставлению пророка. Мул подо мною идёт самою твёрдою поступью по безлесной горе, подвигаясь выше и выше к хребту Афона: а я сижу на нём, замечаю лучшие места и черчу карту. Вот направо от дороги, гораздо ниже её и ближе к морю, между первым и вторым сухопотоком видна масличная рощица, а близь неё между вторым и третьим сухопотоком зеленеют виноградники на местности, называемой Карвáсара. Вот тропа моя взвилась до гребня горы, от которого сбегают к морю ещё два сухопотока, и тут же понизилась, и потом разлеглась почти ровно. В начале ровного поворота её к Симонопетрскому монастырю виден святой верх Афона. Здесь я вдоволь налюбовался неописанным величием его, и, вообразив на нём статую Зевеса, произнёс стихи Пиндара из четвёртой оды его:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Гермоген (Максимов Григорий Иванович), еп. Аксайский, вик. Донской епархии Родился в 1861 году в Донской епархии. В 1886 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 1887 г. определен псаломщиком и рукоположен во священника. 1889 г. – законоучитель Донского епархиального женского училища. 1894 г. – смотритель Усть-Медведицкого духовного училища. 1902 г. – настоятель Владикавказского кафедрального собора и протоиерей. 3 сент.1905 г. – законоучитель Владикавказской женской гимназии. 1906 г. – смотритель Владикавказского духовного училища. В этом же году ректор Саратовской духовной семинарии. 21 авг.1909 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В Николин день 9 мая 1910 года торжественно хиротонисан во епископа Аксайского в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В хиротонии принимали участие десять архиереев, а именно: архп. Литовский и Виленский Никандр (Молчанов), епископы: Иоаким (Левицкий) Оренбургский и Тургайский; Иоанн (Смирнов) Полтавский и Переяславский; Николай (Зиоров) Варшавский и Привисленский; Арсений (Стадницкий) Псковский и Порховский; Никон (Рождественский) Вологодский и Тотемский; Павел (Преображенский) Чигиринский; Григорий (Вахнин) Бакинский; Иоанникий (Дьячков) Кирилловский и Митрофан (Афонский) Елецкий. До 1918 года – епископ Аксайский, вик. Донской епархии. В 1919 г. эмигрировал за границу. С 1919 года по 1942 год сведений не имеем. Было известно, что он в 1942 году возглавлял заграничную Хорватскую Православную Церковь . Есть сведения, что соучаствовал в хиротониях зарубежных православных архиереев. В 1945 году был расстрелян партизанами – хорватскими сербами. Литература: «Церк. Вед” 1910, стр. 144. «Приб. к «ЦВ» 1910, стр.867–880. - " - 1918, стр.587. «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», стр.132–133. Булгаков, стр.1400. ФПС I, 32, стр.2. ФПС III, стр.2. БЭС т.1, стб.768. Geboren als Sohn eines Psalmensängers, nach Abschluß der Geistlichen Schule in Nagavskij, Dongebiet, besuchte er von 1879 bis 1882 das GS in Novoerkassk.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вышла в свет книга «Старец Аникита: духовный путь святости» 16.04.2018 879 В преддверии Светлого праздника Пасхи Христовой в издательстве международного историко-литературного журнала «Странникъ» увидела свет книга о русском подвижнике афонском старце, иеросхимонахе Аниките, а в миру русском князе Сергее Александровиче Ширинском-Шихматове, уроженце Вяземского уезда Смоленской губернии, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Книга называется «Старец Аникита: духовный путь святости». Книга состоит из двух частей. Первая часть содержит самый полный на сегодняшний день биографический очерк о жизни, служении и подвигах святогорского старца Аникиты, в миру князя Сергея Александровича Ширинского-Шихматова, автором очерка является директор Международного института афонского наследия Сергей Викторович Шумило. Во второй части книги помещены труды подвижника: описание путешествия иеросхимонаха Аникиты по святым местам Востока, Житие Митрофана Воронежского, автором которого является о. Аникита, а также духовная поэзия будущего инока. Кроме того, в качестве приложения приводятся сведенияо выходцах из Смоленской губернии, подвизавшихся на Святой Горе Афон. Книга иллюстрирована цветной фотовклейкой, в которой впервые публикуются подробные фотографии раки с честными останками старца Аникиты, а также фотографии святой горы Афон. Издание приурочено к юбилею — 1000-летию русского монашества на Афоне и посвящено памяти недавно преставившегося игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина, 1915–2016), который незадолго до кончины преподал благословение на написание и подготовку к печати этой книги. Благословение на издание книги предоставлено также Преосвященным епископом Сергием Вяземским и Гагаринским, поскольку на территории нынешней Вяземской епархии находится село Дерново (Смоленская область), в котором в 1783 году родился о. Аникита. Книга будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся церковной историей, литературой и православием.

http://ruskline.ru/politnews/2018/aprel/...

Закрыть itemscope itemtype="" > К выходу в свет готовится книга о выдающемся афонском подвижнике, духовном писателе и русском князе иеросхимонахе Аниките 05.09.2016 397 Книга о выдающемся афонском подвижнике, духовном писателе и русском князе иеросхимонахе Аниките (Ширинском-Шихматове) готовится к изданию на родине старца на Смоленщине, сообщил «Русской народной линии» портал «Русский Афон» . Она подготовлена издательством историко-литературного журнала «Странникъ» (г. Смоленск) совместно с Международным институтом афонского наследия на Украине и приурочена к юбилею 1000-летия русского монашества на Афоне. Книга будет посвящена памяти недавно преставившегося игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), который незадолго до кончины преподал благословение на подготовку к печати этой книги. Благословение на издание книги предоставлено также преосвященным епископом Сергием Вяземским и Гагаринским, поскольку на территории нынешней Вяземской епархии находится село Дерново (Смоленская область), в котором в 1783 году родился о. Аникита. В резолюции епископа Сергия, в частности, сказано: «Божие Благословение редакции журнала " Странникъ " на издание столь востребованной книги, посвященной иеросхимонаху Аниките, столь много сделавшему для России и Афона». Полное название книги: «Старец Аникита: духовный путь святости». Она содержит несколько биографических материалов о жизни, служении и подвигах старца Аникиты, в миру князя Сергея Александровича Ширинского-Шихматова. Также в книге помещаются труды подвижника: описание путешествия иеросхимонаха Аникиты по святым местам Востока, Житие Митрофана Воронежского, автором которого является о. Аникита, а также духовная поэзия будущего инока. Кроме того, в качестве приложения приводятся сведения о выходцах из Смоленской губернии, подвизавшихся на Святой Горе Афон. В качестве предисловия в книге будет помещена вступительная статья игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), которую он незадолго до кончины благословил разместить в готовящейся к изданию книге.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/09/05/k_...

Каменск-Уральский. Часовня Иверской иконы Божией Матери (?) в деревне Байновой. Байновская часовня /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:не позже 1905. Год утраты:1969 (снесена) Адрес: Россия, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, район дома по ул. Гоголя (бывшая деревня Байнова) Координаты: 56.396944, 61.937778 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты История деревни Байновой непосредственно связана с Каменским заводом, который после своего возникновения дал толчок к заселению окрестных земель. В 1719 г. деревня уже упоминается в переписи. Поселение являлось приписным к заводу, обеспечивая его потребности в рабочей силе. В 1904 г. в Байновой насчитывалось 216 дворов и проживало 1015 жителей. Начиналась она западнее моста через Исеть, а ее восточная граница доходила до сегодняшней территории политехнического колледжа. Состояла из трех основных улиц: Нижняя (сейчас - Гоголя), Средняя (ныне - Алюминиевая), Верхняя (современная Дзержинского). Отдельная часть, располагавшаяся за логом, по которому сейчас проходит дорога от улицы Суворова к мосту, так и называлась - Залог. Центральным местом Байновой считалась площадь, на которой находилась часовня. Предположительно, изначально часовня была деревянной, а в 1905 г. её сменила каменная. В деревне существовал особый праздник, на который съезжались со всей округи. Приходился он на 13 октября по старому стилю - празднование Иверской иконы Божией Матери. Так что вполне возможно, что в честь этой иконы и была освящена часовня. 22 февраля 1912 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан (Афонский) в ходе обзорной поездки по епархии посетил Байнову. Он «поручил священнику (Василию Победоносцеву) уговорить жителей деревни переделать часовню в храм... чтобы из трехштатного причта при Свято-Троицкой церкви один каждое воскресенье и каждый праздник смог приезжать сюда и отправлять Богослужение». Предложение было дельным. Новая каменная часовня и так уже была похожа на небольшую церковь и даже имела колокольню, поэтому её расширение было не таким затратным, как если бы пришлось строить храм с нуля. Но, как известно, русский мужик долго запрягает, а тут и начавшаяся Первая мировая война, а затем и революционные перевороты 1917 г. не дали воплотить эту идею в жизнь. Так и не стала часовня церковью.

http://sobory.ru/article/?object=51176

Киево-Печерский патерик: У истоков русского монашества Интервью с М. Е.Башлыковой, сотрудником музея им. Андрея Рублева – Марина Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, о выставке, которая сейчас проходит в Рублевском музее, о ее целях и задачах, какие на ней представлены экспонаты. – Выставка «Киево-Печерский патерик: У истоков современного монашества», проходящая в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева с 30 августа, посвящена 600-летию древнейшего списка Киево-Печерского патерика (1406) Арсеньевской редакции, составленной Тверским архиепископом Арсением. Киево-Печерский патерик как целостное произведение сложился в конце XIII – начале XIV века на основании произведений XI–XII веков: летописных статей, посланий Владимирского епископа Симона и печерского инока Поликарпа и позднейших добавлений. В выставке также принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Российская государственная библиотека, Государственный литературный музей, музеи Владимира, Егорьевска, Серпухова, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, музей при храме святителя Митрофана Воронежского и частные коллекционеры Москвы. Киево-Печерский патерик повествует о возникновении Киево-Печерского монастыря – первого известного по названию монастыря Древней Руси, о святых иноках первых веков его истории. Основатели монастыря, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, являются и основателями русского монашества. Преподобный Антоний был славянином, уроженцем города Любеча, который принял постриг на Афоне и долгое время подвизался там (вероятно, в монастыре Есфигмен). Потом по благословению игумена обители он вернулся на Русь. Игумен отпустил его на родину со словами: «Иди воспять в Россию, да тамо от тебя мнози будут черноризцы». И действительно, преподобный Антоний становится основателем русского монашества. Он приносит на Русь афонскую монашескую традицию. Связь с Афоном всегда очень сильно ощущалась в Киево-Печерском монастыре. Другая значимая связь – с Константинополем – ведет начало от основания Успенской печерской церкви и от введения в монастыре преподобным Феодосием, учеником преподобного Антония, Студийского устава, принесенного из Константинополя.

http://pravoslavie.ru/591.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010