1 апр. 1932 г. в Варшаве во епископа Луцкого был хиротонисан националистически настроенный архим. Поликарп (Сикорский) , хиротонию возглавил митр. Варшавский Дионисий (Валединский). Поликарп активно проводил в Зап. Волыни политику украинизации. В 1933 г. в Луцке по инициативе и под председательством Поликарпа начала работу подкомиссия по переводу Свящ. Писания на укр. язык, в 1937-1939 гг. в Луцке было издано не менее 20 наименований богослужебной лит-ры на укр. языке. После вхождения Зап. Украины и Зап. Белоруссии в состав СССР Поликарп в 1940 г. был присоединен к Русской Церкви и назначен епископом Владимиро-Волынским, викарием Волынско-Луцкой епархии. Вместо Л. в. тогда же была образована самостоятельная Луцкая и Волынская епархия. После начала Великой Отечественной войны Поликарп вернулся в юрисдикцию Варшавского митр. Дионисия (Валединского), в авг. 1941 г. был назначен архиепископом Луцким и Ковельским, в дек. того же года объявлен главой Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Центр Волынской епархии канонической Автономной УПЦ переместился в Кременец. В Луцком гебите в ведении Волынско-Житомирской митрополии Автономной УПЦ находились 3 благочиннических округа: Луцкий, Локачинский и Колковский. Они вошли в состав образованного в 1942 г. Луцкого вик-ства Волынской митрополичьей епархии. 24 июля 1942 г. архим. Иов (Кресович) был хиротонисан во епископа Луцкого, викария Волынско-Житомирской епархии. Еп. Иов столкнулся с большими трудностями. Священники Луцкого благочиннического округа к тому времени почти в полном составе перешли в автокефалистский раскол Поликарпа (Сикорского). Исключение составили только настоятель Покровской ц. в Луцке прот. Иоанн Давидович и порвавший с Поликарпом настоятель церкви в с. Полонка Луцкого р-на прот. Василий Новоселецкий. Они вошли в организованное по распоряжению еп. Иова Луцкое церковное управление Автономной УПЦ, действовавшее в противовес структурам УАПЦ. Секретарем управления стал прот. Иоанн Давидович (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 507. Л. 20). Епископ и церковное управление разместились в приходском доме при Покровской ц. в Луцке, где проживал также настоятель с семьей. По благословению еп. Иова его секретарь прот. Иоанн Давидович в 1942 г. вопреки запрету немцев крестил по меньшей мере 10 луцких евреев; крестившиеся хлопотали перед укр. посадником Луцка об исключении их из ведения луцкого «юденрата» (иудейской общины) и луцкого гетто (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 2. Д. 14. Л. 20).

http://pravenc.ru/text/2110936.html

В 1948 г. церковноприходской совет Благовещенского храма представил в Мин-во юстиции и Мин-во иностранных дел и культов Аргентины приходской устав и просил о регистрации прихода. Однако в результате враждебных действий «Русской православной общины» в марте 1952 г. приходу Благовещенского храма было отказано в регистрации, Мин-во иностранных дел не признало еп. Феодора представителем Московского Патриархата, что вынудило архиерея в июле 1952 г. покинуть страну. Правительство издало декрет о запрете деятельности в Аргентине РПЦ МП, Благовещенский храм был временно закрыт. Однако после настойчивых обращений церковноприходского совета 28 сент. 1952 г. правительство Аргентины отменило запрет на деятельность прихода. 6 мая 1953 г. Благовещенский храм получил права юридического лица и деятельность РПЦ в Аргентине была легализована, но еп. Феодору было отказано в регистрации и разрешении жить в стране. По благословению Патриарха Алексия I временно управлять приходами РПЦ МП в Аргентине было поручено настоятелю Благовещенского храма свящ. Евфимию Мамину. В 1953-1978 гг. настоятелем Благовещенского храма был свящ. Фома Герасимчук, в 1953-1964 гг. в должности благочинного временно управлявший Патриаршими приходами в Аргентине (Аргентинским благочинием). Со времени своего образования община Благовещенского храма вела борьбу с неканоническими притязаниями представителей «Русской православной общины», Русской Православной Церкви за границей , Американского Митрополичьего округа, Украинской автокефальной Церкви , имевших храмы в Аргентине. В 1957 г. приходской совет Благовещенского храма во главе с настоятелем прот. Фомой обратился к Патриарху Алексию I с просьбой о назначении правящего архиерея на вдовствующую Аргентинскую кафедру. В июне 1958 г. в Буэнос-Айрес прибыли еп. Костромской и Галичский Сергий (Костин) и прот. Павел Статов, к-рые в течение 3 месяцев посетили все Патриаршие приходы, знакомясь с местными условиями и особенностями церковной жизни. По возвращении они сделали доклад Святейшему Патриарху. В 1960 г. Патриарх Алексий принял в Москве 3 членов церковноприходского совета Благовещенского прихода, рассказавших Предстоятелю РПЦ о положении Русской Церкви в Аргентине и ее нуждах. В 1964 г. на Аргентинскую кафедру был назначен еп. Никодим (Руснак) .

http://pravenc.ru/text/75858.html

Клятва верности митр. Дионисия генерал-губернатору Франку 37. Утверждение митр. Дионисия в качестве главы Церкви генерал-губернатором рейхсминистром Франком 38. Письмо референта Министерства церковных дел В. Гаугга уполномоченному генерал-губернатора Франка в Берлине Хейберу 39. Заявление правительства Генерал-губернаторства архиепископу Холмскому и Полляшскому Илариону (Огненно) о передаче собора в Холме православному населению В. Отношения между иерархами Православной Церкви Генерал-губернаторства и автокефальной Украинской православной церкви после эвакуации последних в Варшаву 15 мая – 19 июня 1944 г. 40. Докладная записка начальника руководящей группы Р4 Министерства занятых восточных территорий шефу руководящего штаба политики того же министерства об организации Украинской Православной Церкви и руководстве Докладная записка руководителя группы религиозной политики РМО К. Розенфельдера начальнику руководящей группы PI об автокефальной Украинской Церкви Телеграмма руководителя группы церковных дел в правительстве генерал-губернатора Вильдена Розенфельдеру о планируемом пребывании митр. Поликарна (Сикорского) в Кракове 4. Деятельность Зарубежной Русской Церкви на территории IIIpeйxa в 1941–1945 гг. А. Германская епархия РПЦЗ в годы II Мировой войны 25 октября 1941 – 8 апреля 1980 г. 43. Письмо имперского наместника Саксонии министру церковных дел о намерении закрыть русские церкви в Лейпциге и Дрездене Из ответной телеграммы министра церковных дел наместнику Саксонии и в МИД государственному секретарю Вейцзекеру 45. Наказ Миссионерскому комитету Средне-Европейского митрополичьего округа РПЦЗ 83 46. Письмо митрополита Серафима (Ляде) настоятелю Мюнхенского прихода игумену Александру (Ловчему) 47. Распоряжение митрополита Серафима (Ляде) 48. Циркуляр митр. Серафима настоятелям и церковным старостам православных церквей Германской епархии 49. Из письма бывшей звонарки русской церкви в Лейпциге Б. Православный монастырь преп. Иова в Словакии 23 октября 1940 – 1 апреля 1943 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Утвержден состав делегации Русской Православной Церкви для участия во Всеправославном Соборе 04.05.2016 16:38 Москва, 4 мая. 16 апреля 2016 года в ходе заседания Священного Синода состоялось предварительное обсуждение состава делегации Русской Православной Церкви для участия во Всеправославном Соборе 18-27 июня сего года, сообщает Патриархия.Ru . Согласно решению Собрания предстоятелей Православных Церквей, состоявшегося в Стамбуле 6-9 марта 2014 года (п. 2), каждую автокефальную Церковь на Всеправославном Соборе представляет делегация в составе Предстоятеля Церкви и не более двадцати четырех архиереев. Постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 г. (п. 3) формирование делегации Русской Православной Церкви для участия во Всеправославном Соборе поручено Священному Синоду. После дополнительного согласования всеми членами Священного Синода был одобрен следующий состав участников (журнал 34): Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — глава делегации; члены делегации: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Средеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Одесский и Измаильский Агафангел; митрополит Рижский и всея Латвии Александр; митрополит Новосибирский и Бердский Тихон; митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви;

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Arhiva CONDICILE edinei Sfântului Sinod din 14 septembrie 2018 14 septembrie 2018 18:25 14 сентября 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом монастыре  в Москве состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются:  митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Митрополичьего округа в Республике Казахстан ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округамитрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата. Для участия в зимней сессии (сентябрь-февраль) приглашены:  митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука ;  митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий ;  епископ Нарвский и Причудский Лазарь ;  епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин ;  епископ Находкинский и Преображенский Николай .   ЖУРНАЛ 69 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об ответных действиях в связи с назначением Константинопольским Патриархатом своих «экзархов» в Киев в рамках принятого Синодом этой Церкви «решения о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви в Украине». Справка: Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 8 сентября 2018 года выразил решительный протест в связи с антиканоническим назначением архиепископа Памфилийского Даниила и епископа Эдмонтонского Илариона «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве и заявил об ответных действиях, которые последуют в ближайшее время. Украинская Православная Церковь также осудила назначение «экзархов» Константинопольской Церкви, назвав его «грубым нарушением канонической территории Украинской Православной Церкви» (заявление Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви от 7 сентября 2018 г.).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5268264...

Первоиерарх «соборно-епископской» УАПЦ(Б) митр. Феофил Булдовский Возникновение «соборно-епископской» УАПЦ(Б) было своеобразным альтернативным ответом украинских автокефалов-традиционалистов на возникновение реформаторско-самосвятской УАПЦ(Л). Причем к УАПЦ(Б) присоединилось тогда немало деятелей украинского автокефального движения, которые принимали в нем активное участие еще с 1917–18 гг., но не были согласны с неканоническими решениями киевского собора 1921 г. В это же время, с 1925 г., на Украине появилась еще и т.н. «синодальная» или «обновленческая» «Украинская православная автокефальная церковь» (УПАЦ), которую возглавил бывший архиепископ Подольский Пимен (Пегов). Секретарь Синода УПАЦ архиепископ Серафим (Ляде) впоследствии был принят в сущем сане в РПЦЗ, где стал митрополитом и главой Средне-Европейского митрополичьего округа РПЦЗ. Все эти три украинские церковные течения (УАПЦ(Л), УАПЦ(Б) и УПАЦ) так или иначе были «идейными вдохновителями независимой украинской церкви», начав это движение за автокефалию. На первых порах все они активно поддерживались советской властью, которая была заинтересована в расколе Православия на Украине и ослаблении позиций «тихоновской» патриаршей Церкви. Однако уже в 1930-е гг. все они подверглись репрессиям со стороны коммунистического режима и были уничтожены. Первоиерарх «синодально-обновленческой» УПАЦ митр. Пимен Пегов Появление в Украине УАПЦ(Б) и УПАЦ было определенной реакцией на неканоническое возникновения «липкивской» УАПЦ. Проблема отсутствия канонической преемственности у епископата и духовенства УАПЦ(Л) касалась не только церковных событий 1920-х–30-х годов. В 1942-м г., когда на оккупированных немцами украинских территориях два бывших архиерея Польской Православной Церкви, еп. Поликарп (Сикорский) и архиеп. Александр (Иноземцев) объявили о воссоздании УАПЦ, в ряды этой новой церковной юрисдикции («УАПЦ формации 1942 г.» или «УАПЦ(П)» – митр. Поликарпа Сикорского) были приняты в сущем сане уцелевшие после коммунистического разгрома самосвятские клирики УАПЦ(Л) липковской преемственности.

http://pravoslavie.ru/121776.html

925 Макаревич А.Ф. Новый взгляд на документы Национального архива Республики Беларусь в борьбе с фашистской агрессией/Отечественные архивы. 1994. 3. С. 33. 37–38. 930 В 1921 г. «собор», состоявший из мирян, диаконов и священников «хиротонисал» протоиерея Василия Липковского в «митрополиты» наложением рук всех присутствующих. Созданная таким революционным путем Украинская автокефальная « церковь » получила прозвище «липковщина». Советские власти сначала поддержали ее, как и любой раскол в Церкви, но в период коллективизации 1930 г. заставили «липковцев» самоликвидироваться. 931 Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln – Braunsfeld. 1953. S. 175–176; Сообщения и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Среднеевропейского митрополичьего округа (CP), сентябрь 1942. С. 4. 11–12; октябрь 1942. С. 5–6. 937 Stehle Н. Der Lemberger Metropolit Scheptyckyj und die nationalsozialistiche Politik in der Ukraine/Vierteiljahreshefte für Zeitgeschichte 34/1986, 3 Heft. S. 412; BA R5101/22 183. Bl. 22 945 Armstrong I. Ukrainian Nationalism, 1939–1945. New York. 1955. P. 83; Stehle H. , a.a.O. S. 410–411. 979 Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР 1917–1968. М., 1977. С. 166; Heyer F., а.а. О. S. 188. 981 Архиепископ Вениамин Чебоксарский и Чувашский/Журнал Московской Патриархии. 1977. 1. С. 18–20. 982 Алексеев В., Ставру Ф. Указ. соч. С. 106–108, 111; Heyer F., Weise Ch., a.a.O. S. 261, 275; Зернов H. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991. С. 224; CP, январь 1943. С. 5; сентябрь 1943. С. 5 983 Heyer F., Weise Ch., а.а. О. S. 261–262, 264; CP, август 1943. С. 3; За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917–1956. Биографический справочник. Книга I. А-К, М., 1997. С. 240, 508. 985 IfZ, МА 488/2, Bl. 308–309; Armstrong I. Op. cit. P. 192; Поспеловский Д.В. Указ. соч. С. 214–215, 458; CP, июнь 1943. С. 3. 987 См.: Fireside H. Icone and Swastica: The Russian Orthodox Church under Nazi and Soviet Control. Cambridge, 1971; Inkeles A., Bauer H. The Soviet Citizen: Daily Life in a Totalitarian Society. Cambridge, 1959.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 20-60-х гг. ХХ в. в А. существовали также приходы Американского Митрополичьего округа , Украинской автокефальной Церкви . Протестантизм Дж. Томпсон - первый протестант. миссионер (с 1820) в Лат. Америке. В течение небольшого срока пребывания в А. он основал 100 школ. В 20-х гг. XIX в. Б. Ривадавия привлек двух протестант. миссионеров к участию в реформе просвещения. Один из них, пастор У. Моррис, стал символом протестант. миссионерства в Лат. Америке. Ему удалось основать и поддерживать аргентинские филантропические школы, где обучались сотни тысяч детей. В Буэнос-Айресе установлена 7-метровая статуя Морриса с надписью: «Святой Аргентины». В среде иммигрантов - технических специалистов, чиновников, мелких и средних буржуа - значительная часть придерживалась протестантизма. С ними приезжали и пасторы. Изначально протестант. общины имели этнический характер. Немцы исповедовали лютеранство, англичане - англиканство, американцы были в основном методистами и баптистами. В 1825 г. с Великобританией был заключен договор о дружбе и торговле, к-рый помимо прочего гарантировал ее подданным свободу совести и право на богослужения в их домах и церквах. Факт послужил основой для принятия статьи о веротерпимости в конституции 1826 г. Первая протестант. церковь была построена в Буэнос-Айресе в 1829 г. Протестантам предоставлялось право иметь собственные кладбища. Конституция 1853 г., провозгласившая право всех граждан на свободное исповедание религии, способствовала расширению миссионерской работы протестантов. Между 1880 и 1920 гг. она велась в основном среди иммигрантов и в городах. Заметный рост численности протестантов произошел с 1947 по 1960 г. как следствие эффективной миссионерской деятельности. Наибольшего успеха достигли баптисты и адвентисты. Для своих единоверцев они строили школы, широко использовали радиосеть, работали в социальной сфере. Среди методистов выделился теолог аргентинец Х. М. Бонино; он внес значительный вклад в разработку «теологии освобождения». Протестантизм в А. воспринимается основной массой населения как религия иностранцев. Законодательство по вопросам религии

http://pravenc.ru/text/75856.html

А в другом подобном сообщении от 14 октября 1941 г. говорилось, что румыны развернули особенно сильную пропаганду в церковном отношении, преследуя цель произвести впечатление на население, причем в первых богослужениях демонстративно участвовали высшие румынские офицеры 1000 . Жителям областей западнее Буга (то есть уже за границами Транснистрии) было объявлено, что румынская сторона берет на себя заботу об организации Церкви и в необходимых случаях требуемые священники будут командированы из Бессарабии 1001 . В сентябре 1941 г. Румынский Патриархат направил в Транснистрию православную миссию с центральным местопребыванием сначала в Тирасполе, а потом в Одессе. Ее задача состояла в жестком контроле и руководстве религиозной деятельностью и назначении священников на вакантные места. Этим обеспечивались руководящие позиции румынского духовенства в церковной жизни края. Первым начальником Миссии был назначен начальник богословского факультета Бухарестского университета архимандрит Юлий (Скрибан). Уже в августе Священный Синод по согласованию с Министерством культов поручил ему совместно с Генеральным штабом начать организацию православия на Украине, в первую очередь для румынского населения (под которым имелись в виду молдаване). Деятельность Украинских автономной и автокефальной Церквей в Транснистрии не допускалась, что нередко вызывало недовольство местных жителей 1002 . Масштабы церковного возрождения примерно соответствовали тем, которые были достигнуты в рейхскомиссариате «Украина». Вначале главной проблемой являлась нехватка духовенства. К уцелевшим местным священнослужителям Миссия подходила очень осторожно. Так, к весне 1942 г. из сохранившихся 150 русских и украинских клириков были утверждены 19 священников, 3 диакона и 8 псаломщиков. Обновленцев, имевших рукоположение от законных епископов, принимали через покаяние. Вопрос же о принятии «липковцев» и отрекшихся ранее от веры еще находился на рассмотрении Св. Синода. Священники, прибывшие из Румынии и Бессарабии, делились на две части: миссионеры, по определенному плану объезжавшие несколько десятков населенных пунктов, которых весной 1942 г. насчитывалось 89, и назначенные на более продолжительное время настоятели приходов, общим числом около 70. В большинстве случаев это были священники, присланные на шестимесячный срок из Кишиневского митрополичьего округа, где значительная часть населения знала русский язык. Управляющий этого округа рекомендовал своим священникам полугодовую службу в Транснистрии 1003 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в Митрополичьи округа. 2. Решения о создании или упразднении Митрополичьих округов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Священным Синодом с последующим одобрением Архиерейским Собором. 3. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Митрополичьих округов. 4. Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются для Митрополичьего округа церковными судами высшей инстанции. 5. Высшая церковная власть в Митрополичьем округе принадлежит Синоду Митрополичьего округа (далее — «Синод округа») под председательством главы Митрополичьего округа. Синод округа состоит из епархиальных и викарных архиереев епархий Митрополичьего округа. 6. Синод Митрополичьего округа представляет на усмотрение Священного Синода и утверждение Патриарха Московского и всея Руси проект Устава Митрополичьего округа, при необходимости — проект внутреннего положения о Митрополичьем округе, а также проекты последующих изменений к этим документам. 7. Синод округа представляет на усмотрение Священного Синода и утверждение Патриарха Московского и всея Руси проекты Уставов епархий Митрополичьего округа, приходов, монастырей, духовных школ и иных канонических подразделений, а также изменений (дополнений) к ним. 8. Синод округа действует на основании канонов, настоящего Устава, Устава, регламентирующего управление Митрополичьим округом, и (или) внутреннего положения о Митрополичьем округе. 9. Журналы Синода округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси. 10. Архиерей, возглавляющий Митрополичий округ, избирается Священным Синодом и назначается Патриаршим Указом. 11. Архиерей, возглавляющий Митрополичий округ, является епархиальным архиереем своей епархии и возглавляет управление Митрополичьего округа на основании канонов, настоящего Устава и Устава, регламентирующего управление Митрополичьего округа. 12. Имя архиерея, возглавляющего Митрополичий округ, возносится во всех храмах Митрополичьего округа после имени Патриарха Московского и всея Руси.

http://e-vestnik.ru/docs/ustav_russkoy_p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010