В завершение работы круглого стола митрополит Иларион подвел итоги состоявшейся дискуссии: «Думаю, мы все согласны с тем, что изменения, которые произошли буквально в последние месяцы, включая приказ, о подписании которого сегодня рассказала министр образования О.Ю. Васильева, свидетельствуют о завершении очень важного этапа. Теология не только получила официальное признание, но и не должна теперь рядиться в одежды какой-нибудь другой науки, как приходилось нашим подвижникам церковной науки в советское время прятать свои изыскания под терминами «поэтика», «эстетика». Достаточно вспомнить Аверинцева, Бычкова, Лихачева людей, которые в нормальных условиях, конечно, писали бы работы и на чисто теологическую тематику. Но вот сейчас эти условия создаются, и теперь наша задача наполнять реальным содержанием тот каркас, который мы совместными усилиями создали. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что теология в светском образовательном пространстве это совместный проект традиционных религий Российской Федерации и светского академического сообщества. Представители традиционных религий здесь выступают «единым фронтом», что показали и сегодняшние выступления представителей ислама и иудаизма. У нас нет никаких противоречий, касающихся нашего участия в выстраивании научной области «теология», в то же время каждый из нас прекрасно понимает, что теология не может быть ни надконфессиональной, ни внеконфессиональной. Тем она отличается от светского религиоведения, что привязана к религиозному опыту, а религиозный опыт не может охватывать разные вероисповедания; теология развивается внутри одной конфессии. И тем, кто нам говорит, мол, разводя людей по разным углам, вы способствуете сегментированию общества, мы отвечаем: наоборот, таким образом создается база для углубления межконфессионального и межрелигиозного сотрудничества. Может быть, неслучайно первым учебником, изданным в рамках проекта по созданию учебных пособий для духовных школ Русской Православной Церкви, оказалась книга по истории нехристианских религий. Причем учебник написан таким образом, что, уверен, наши братья из тех религий, который описаны в этом пособии, не найдут в нем ничего, что противоречило бы их самопониманию или каким-либо образом оскорбляло, задевало их религиозные чувства. Мы составляли это учебное пособие, стараясь, чтобы каждая религиозная конфессия была описана, по возможности, так, как она себя выражает, при том, что учебник написан православным автором и даже православным священнослужителем.

http://patriarchia.ru/db/text/4934598.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион провел панельную дискуссию, посвященную роли теологии в образовании и воспитании современного человека 14 июня 2017 г. 21:09 14 июня 2017 года в рамках Первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и аспирантуры, заведующий кафедрой теологии МИФИ митрополит Волоколамский Иларион провел панельную дискуссию «Теология в образовании и воспитании современного человека». В ходе заседания круглого стола выступили: ректор Казанской духовной семинарии митрополит Казанский и Татарстанский Феофан; президент Российского государственного гуманитарного университета, председатель экспертного совета по теологии ВАК Е.И. Пивовар; руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец; руководитель Департамента образования, науки и культуры Духовного управления мусульман Российской Федерации Ш.Р. Кашаф; ректор Северо-Кавказского федерального университета А.А. Левитская; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; профессор Российско-американского учебно-научного Центра библеистики и иудаики РГГУ Л.Ф. Кацис; ректор Русской христианской гуманитарной академии Д.К. Богатырев; ректор Поволжского православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского, протоиерей Димитрий Лескин; президент Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Л.Е. Шапошников. На мероприятии также присутствовали митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, ректор Саранской духовной семинарии митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, члены профессорско-преподавательской корпорации Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, представители российских вузов и духовных школ Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4934598.ht...

В память чудес, явленных от скульптурного образа, проводился ежегодный крестный ход из Воскресенского собора Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь – а это около двадцати километров. Начиналось все за два дня до шестого воскресения после Пасхи. В Волоколамск в это время стекался народ, который по древнему обычаю должен был три раза с молитвой обойти вал, на котором стоит Воскресенский собор. После звона к вечерне богомольцы шли в собор к резной иконе святителя Николая. На следующий день в субботу после литургии благовест возвещал им о начале крестного хода. Резной образ выносили из собора и с хоругвями, другими иконами, в сопровождении городского духовенства, процессия двигалась за пределы города. В торжественном шествии могли участвовать более десяти тысяч человек. В каждом селении делалась остановка для молебнов с водоосвящением. За две версты до Иосифо-Волоцкого монастыря духовенство облачалось в праздничные ризы. Со стороны обители навстречу богомольцам выходили отец архимандрит и братия с иконой Иосифа Волоцкого. После встречи двух процессий, сопровождаемой хоровым пением, резной образ Николая Чудотворца несли в обитель. В соборном храме монастыря служилась вечерня, после чего часть богомольцев ночевала в гостинице монастыря, а большинство – прямо под открытым небом рядом со стеной обители. На следующий день после литургии икона и вся процессия возвращалась в Волоколамск. После закрытия Воскресенского собора в 1930 году чудотворный образ был перенесен в церковь Введения Пресвятой Богородицы села Спирово, которое находится недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Там резная чудотворная икона Николая Чудотворца пребывает и сегодня. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Древний волоколамский собор и её святыня Комментарии и обсуждение Волоколамск. Воскресенский собор на Соборной горке. Вторая половина XV века. Сооружен при князе Борисе Васильевиче Волоцком. Фрагмент росписи Воскресенского собора с изображением IV и V Вселенских соборов. Кон. XV в. Школа Дионисия. В 2005 г. группой московских реставраторов под руководством Г.В. Попова. Фреска была снята с соборного столпа, реставрирована, и сейчас её можно увидеть в Волоколамском музее. 18 февраля 2010. Верх собора возобновлялся в 1693. Нижняя церковь Сретения Господня устроена в 1742 г., при ней придел преп.Иоифа Волоцкого в 1824. Колокольня собора (отдельный объект) строилась в 1886-90-х гг. по проекту архитектора Н.П.Маркова. 9 апреля 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00395

Хотя Церковь после Второго Ватиканского собора «изобилует разногласиями», никогда не было никаких сомнений в отношении официальной церковной доктрины во время понтификатов Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, сказал Томас Вейнэнди. Но, как утверждает американский католический теолог, по многим причинам, в период нынешнего понтификата Папы Франциска дело обстоит иначе. Хотя большая часть понтификата Папы Франциска «восхитительна и похвальна», он иногда, как кажется, идентифицирует себя «не как промотор единства, а как агент разделения», — сказал Вейнэнди. В значительной мере это разделение связано с тем фактом, что некоторые епископы использовали изданный Франциском документ «Amoris Laetitia», чтобы позволить разведенным и вновь вступившим в брак католикам получать Причастие. По мнению Вейнэнди, в «Amoris Laetitia» католическое учение выражено Папой Франциском столь «неоднозначным способом», что это обусловило «путаницу и замешательство в церковном сообществе», что, в конечном счете, «противоречит его собственным обязанностям как преемника Петра и нарушает доверие его коллег-епископов, а также священников и всех верующих». Подход нынешнего Папы Римского «наносит удар по самой сущности Петрова служения как предназначенного Иисусом и непрерывно понимаемого Церковью», утверждает Вейнэнди. «Преемник Святого Петра по самой природе своего служения должен быть, в буквальном смысле, личным воплощением и, следовательно, непревзойденным знаком церковного общения Церкви и, таким образом, главным защитником и пропагандистом церковного общения», — сказал американский теолог. «Таким образом манера, которая позволяет и даже поощряет относящиеся к доктрине и морали расхождения, подрывает все учение Второго Ватиканского собора о церковном Причастии, а также о всей учительной и богословской традиции, возвращаясь к Игнатию», — считает Вейнэнди. «По-видимому, поощряя доктринальное разделение и моральные разногласия внутри Церкви, нынешний понтификат нарушил основополагающий знак Церкви — ее единство», — утверждает американский теолог.

http://bogoslov.ru/event/5731804

Фёдоровское. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Церковь. Действует.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери , Николая Чудотворца , Василия, епископа Херсонесского Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1762 и 1768. Колокольня - 1894. Архитектор:С.К. Родионов (колокольня) Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Волоколамский городской округ, с. Фёдоровское Координаты: 56.1451, 35.7575 Проезд: 1)с Рижского вокзала электричкой до ст.Волоколамск, далее с автовокзала 28, 39, 307, 467 на Лотошино, Микулино, Марково, Раменье или Савостино до Ханева, потом 1 км пешком. 2) метро " Тушинская " , далее авт. 307,467 до Ханева, потом 1 км пешком. На автомобиле по Новорижскому шоссе (траса М 9) ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1)с Рижского вокзала электричкой до ст.Волоколамск, далее с автовокзала 28, 39, 307, 467 на Лотошино, Микулино, Марково, Раменье или Савостино до Ханева, потом 1 км пешком. 2) метро " Тушинская " , далее авт. 307,467 до Ханева, потом 1 км пешком. На автомобиле по Новорижскому шоссе (траса М 9) до г.Волоколамска,далее через г.Волоколамск (дорога Р108) на Ярополец и Лотошино (дорога Р107). За Ханевом свернуть направо,колокольня Скорбященского храма будет видна с дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена в 1768 г. Основной объем храма в виде неравногранного восьмерика прорезан двумя ярусами окон и завершен высоким куполом, на котором поставлен световой барабан, несущий главку. С четырех сторон к нему примыкают пониженные равновеликие помещения алтаря, приделов и притвора, образовывавшие четырехлепестковый план. Грани здания украшены пилястрами, окна обрамляют наличники. Стройная четырехъярусная колокольня в своей архитектуре подражает облику церкви. Сейчас имение находится во владении московского Богородице-Рождественского женского монастыря и стало его подворьем. Здесь пасека и огород, территория огорожена забором, и прохода нет. Идут строительные работы, восстанавливается храм.

http://sobory.ru/article/?object=03218

Начиналось все за два дня до шестого воскресения после Пасхи. В Волоколамск в это время стекался народ, который по древнему обычаю должен был три раза с молитвой обойти вал, на котором стоит Воскресенский собор. После звона к вечерне богомольцы шли в собор к резной иконе святителя Николая. На следующий день в субботу после литургии благовест возвещал им о начале крестного хода. Резной образ выносили из собора и с хоругвями, другими иконами, в сопровождении городского духовенства, процессия двигалась за пределы города. В торжественном шествии могли участвовать более десяти тысяч человек. В каждом селении делалась остановка для молебнов с водоосвящением. За две версты до Иосифо-Волоцкого монастыря духовенство облачалось в праздничные ризы. Со стороны обители навстречу богомольцам выходили отец архимандрит и братия с иконой Иосифа Волоцкого. После встречи двух процессий, сопровождаемой хоровым пением, резной образ Николая Чудотворца несли в обитель. В соборном храме монастыря служилась вечерня, после чего часть богомольцев ночевала в гостинице монастыря, а большинство – прямо под открытым небом рядом со стеной обители. На следующий день после литургии икона и вся процессия возвращалась в Волоколамск. После закрытия Воскресенского собора в 1930 г. чудотворный образ был перенесен в церковь Введения Пресвятой Богородицы села Спирово, которое находится недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Там резная чудотворная икона Николая Чудотворца пребывает и сегодня. http://mosregtoday.ru/ Воскресенский собор в Волоколамске – один из интереснейших памятников русского белокаменного зодчества. Архитектор Иван Машков ставил его в один ряд с лучшими образцами московской архитектуры конца XV– начала XVI веков: храмами Рождества Богородицы в Старом Симонове, Чуда Архистратига Михаила в Чудовом монастыре и Ризоположения в Кремле. Главной святыней собора до революции была резная деревянная скульптура Николая Чудотворца. С этим образом ежегодно совершался многолюдный крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь, собиравший свыше десяти тысяч богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=00395

Зодчий откликнулся на просьбу, приехал в Волоколамск и в течение двух дней делал обмеры древнего храма, составлял схему и план реставрации. В «Сборнике статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой» 1916 года архитектор Иван Машков описал эту поездку в Волоколамск. Машков невысоко оценивал построенный во второй половине XIXbeka рядом с древним храмом новодельный Никольский собор. Он не отличался художественными достоинствами, но был больше по размерам и нравился местным обывателям, называвшим его своего рода волоколамским Храмом Христа Спасителя. Планы по реставрации Воскресенского собора в 1899 году так и не были осуществлены, поскольку члены церковной общины в итоге потратили деньги не на ремонт древнего памятника, а на устройство отопления и роспись в новом соборе. Машков с горечью писал: «Может быть, все это и к лучшему, явятся другие люди, ценящие родные художественные памятники и понимающие, какое богатое сокровище находится на их попечении…» До закрытия храма в 1930 году его главной святыней был резной скульптурный образ Николая Чудотворца. Скульптурные иконы, хотя и редки для православной традиции, тем не менее, встречаются в Подмосковье. Это, к примеру, чтимый образ великомученицы Параскевы Пятницы в Верее или Николая Чудотворца в Николо-Радовицком монастыре (городской округ Егорьевск). Вот что писал о реликвии Воскресенского собора упоминавшийся архитектор Иван Машков: «На этой (южной) стороне в верхнем окне в сторону алтаря помещено местночтимое резное изображение св. Николая Чудотворца, называемого Можайским. Вблизи нам не удалось его осмотреть… Святитель в левой руке держит храм, а в правой меч». Подробнее о волоколамской святыне писал Н. А. Рождественский в «Сборнике материалов для Москвы и Московской губернии» 1864 года. Икона хранилась в Воскресенском соборе с незапамятных времен и по народному преданию являла чудеса при нашествии татар, осады крепости поляками в Смутное время и во время эпидемии чумы. Рождественский писал: «Во всякую годину испытания и наказания Господня, волоколамцы, прибегая под защиту молитв Угодника Николая, видели заступничество его и милосердие Божие».

http://sobory.ru/article/?object=00395

Белокаменный Воскресенский собор – самый древний храм Волоколамска и один из старейших в Подмосковье. Он расположен в «земляной осыпи», то есть в бывшем крепостном валу. Храм был построен в 1480-е г.г. по заказу удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого – сына великого князя Василия Темного. Волоцкое княжество просуществовало с 1462 по 1513 г.г., и каменный Воскресенский храм является единственной дошедшей до нас постройкой Волоколамска этого периода. В ризнице собора до революции хранились два древних шитых воздуха: один был создан самим князем Борисом Васильевичем, а другой – его дочерью княжной Анной. Борис Волоцкий долго враждовал со своим старшим братом великим князем Иваном III. Он заключил союз против Москвы с другим братом Андреем Углицким и Звенигородским, пытался заручиться поддержкой в этой борьбе с польским королем и Псковом. Однако в 1480 г., то есть во время строительства Воскресенского собора, возникла угроза вторжения в русские земли хана Ахмата. Общий враг способствовал перемирию между Борисом Волоцким и Иваном III. Этому примирению содействовала и мать братьев-князей Мария Ярославна – впоследствии инокиня Марфа. Борис Васильевич вместе с великим князем Иваном Васильевичем участвовал в Стоянии на реке Угре, считающимся концом эпохи монголо-татарского ига в русской истории. Волоколамская крепость, где стоял собор, служила мощным оборонительным сооружением вплоть до XVII в. В 1613 г. кремль был осажден войсками польского короля Сигизмунда, но осада была отбита, благодаря решительным действиям атаманов Нелюба Маркова и Ивана Епанчина. О спасении церкви от разорения есть упоминание в рапорте 1775 г. московскому губернатору Остерману, текст которого приводит историк В.И. Холмогоров: «Церковь соборная из белого камня построена во времена княжения князя Бориса Васильевича Волоцкого… о чем значит в той церкви в иконостасе надпись; и во время приходу Польского короля взят не был». В 1899 г. у старосты Воскресенского собора Волоколамска купца Грекова возникла мысль отреставрировать древний памятник, и он обратился за помощью к известному архитектору Ивану Машкову. Зодчий откликнулся на просьбу, приехал в Волоколамск и в течение двух дней делал обмеры древнего храма, составлял схему и план реставрации. В «Сборнике статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой» 1916 г. архитектор Иван Машков описал эту поездку в Волоколамск.

http://sobory.ru/article/?object=00395

Москов. Дух. Академии 20 акад., 39 Волоколам.) или в 7021 (1513) году, (Рукопись Епарх. Библиот. (не разборчиво) и даже раньше в 7020 (1512 г.) (Рукоп. Волоколамск. монастыря, хранящаяся в монаст. ризнице (не разборчиво). Естественнее всего, что Нил сделал свои пожертвования в то время, когда он уже возвратился из Белоозера и даже привез с собою творения Нила Сорского и рукописи его собственного письма. (Рукоп. Епархиал. библиот. в Москве, при Высоко-Петров. монастыре (не разборчиво) На I-м листе надпись: «Нила пустынника белоозерскаго». В одной из рукописей, находящейся и по настоящее время в Волоколамском монастыре, есть пометка такого рода: «в сей книзе дозде переписи старца Нила отшельника в русския пустыни, иже на Белоозере». Рукоп. (не разборчиво) л. 233. В начале сей рукописи сохранилась надпись, что она пожертвована в монастырь Нилом Полевым в 7022-м (1514) году). Из письма о нелюбках можно заключать, что возвращение Нила и Дионисия было одновременно, когда в нем говорится, что князь великий повелел им ехать в Иосифов монастырь. 1452 В описи церковного имущества Волоколамск, монастыря, составленной в 1545 г., значится много икон письма Дионисия Звенигородского и его учеников. Рукоп. Волокол. монаст. хранящаяся в монаст. ризнице, (не разборчиво). Дионисий принимал участие в экономических делах монастыря. В актах Волоколамск. мон. существует одна купчая грамота времен игуменства Нифонта, заключенная при участии Дионисия. Рукопись Волокол. мон. (не разборчиво) л. 27–29, от 7043 (1535) года. 1453 Рукоп. Импер. Публ. библ. на собран. граф. Толст. Отд. II, 341 л. 251–256, напечат. в актах истор. т. I. 293; 534–537. Издатели Актов исторических не известно почему отнесли это послание к Дионисию, старцу Звенигородского Сторожевского монастыря. 1456 Рукоп. Импер. Публ. библ. из собран. граф. Толст. отд. II. 341 л. 252–253. Свидетельство вполне подлинное. Оно взято из второго слова Марка подвижника «о тех, которые думают оправдаться делами». См. Препод. к Богоносного отца нашего Марка подвижн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В первых числах октября он прибыл в Волоколамск уже больным, хотя первое время продолжал участвовать в пирах и охоте. Вскоре болезнь усилилась, и Василий IIIмor принимать пищу только лежа в постели. Две недели великий князь пробыл в своем селе Колпь, где лекари прикладывали к болячке пшеничную муку с пресным медом и печеный лук. Вскоре Василий III захотел вернуться в Волоколамск, но так как верхом ехать не мог, слуги несли его на руках. По прибытии в город князю стало немного лучше: из раны вышел целый таз гноя, а после прикладывания мази опухоль опала. Было решено ехать в любимый Василием Иосифо-Волоцкий монастырь. Вид беспомощного и больного князя поразил монастырскую братию. Соловьев писал, что во время службы в монастыре диакон не мог окончить ектенью от душивших его слез. Василий III слушал литургию, лежа на одре на паперти. В конце ноября умирающий великий князь Василий Иванович вернулся в Москву. У С.М. Соловьева описано, как в забытьи князю явилась великомученица Екатерина. Он произнес: «Великая Христова мученица Екатерина, пора царствовать; так, госпожа, царствовать». Очнувшись, Василий попросил священника принести икону святой и приложился к ее образу. Перед самой смертью Василий III пожелал по обычаю принять иноческий чин. Он был пострижен в монахи с именем Варлаам после чего вскоре скончался в полночь 4 декабря в день памяти святых мучениц Варвары и Иулиании. Монахи любимого Василием Ивановичем Иосифо-Волоцкого монастыря облачили тело князя в иноческие одежды для погребения, и вынесли гроб из царских покоев в храм с пением «Святый Боже!». В советские годы Покровский храм не закрывался. Небольшому городу Волоколамску посчастливилось в эти годы иметь сразу две действующие православные церкви – Покровскую в западной части, и Рождества Пресвятой Богородицы в Возмище на восточной окраине. В Покровском храме хранились две старинные иконы великомученицы Варвары, позднее переданные в музей Сергиева Посада. Сегодня в храме особо почитается образ Божией Матери «Достойно есть». С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Бывший Варваринский монастырь в Волоколамске Комментарии и обсуждение Из святынь следует указать еще деревянную скульптуру Николы Можайского из с. Черленкова Шаховского района Московской области. Интересна колокольня - подмосковная " Пизанская башня " . 9 апреля 2014. Достопримечательностью Покровской церкви была ее каменная ограда, возможно, сохранившаяся с монастырских времён, с уникальными восточными воротами " в виде кивория или беседки вследствие глубины их пролета " . Эти ворота особо отметил проф. А.И. Некрасов в книге " Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии " (М., 1928. С. 102). Интересно бы узнать, когда и под каким предлогом советская власть отняла у церкви, которая никогда не закрывалась, ее историческое ограждение, заставив прихожан оплатить установку сперва деревянного забора-штакетника, а затем рядовой металлической ограды на каменных столбах.

http://sobory.ru/article/?object=03213

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010