О том, как этот выбор видится в перспективе жизни современного государства и общества, митрополит Иларион попросил рассказать известного политолога Федора Александровича Лукьянова. «Наша национальная особенность заключается в том, что мы смотрим на мир очень широко и любим обобщать. Эта тема столь ярко и рельефно появляется не в любой момент. Особенно она начинает волновать и общество, и тех, кто берет на себя смелость это общество куда-то вести, в эпохи, когда возникает либо сомнение в направлении движения, либо потребность, осмыслив то, что было, взглянуть вперед, продлить некую традицию, преемственность», — отметил Ф.А. Лукьянов. По его мнению, сейчас именно такая эпоха, в том числе и потому, что современный мир пребывает в невероятно динамическом состоянии, и динамика эта, как минимум, неоднозначная, а временами — очень пугающая. «Думаю, что суть цивилизационного выбора в том, что он все в себя включает. Это и культура, и ценности, и политика, и экономический уклад, — продолжил выступающий. — Нам сейчас, прежде всего, необходимо понять, насколько выбор, сделанный тогда князем Владимиром и неоднократно подтвержденный в истории нашей страны, действует сегодня». С вводным докладом «Международное положение Руси в момент принятия христианства» выступил российский историк и филолог, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук А.В. Назаренко. Также прозвучали выступления протоиерея Владимира Шмалия, священника Димитрия Сафонова, Л.М. Севастьянова, С.Л. Кравца, А.Ю. Андреева. В завершение работы круглого стола владыка Иларион  поблагодарил участников дискуссии за содержательный и интересный обмен мнениями. Подводя итоги обсуждения, митрополит Иларион сказал: «В некоторых западных языках, в частности, в английском, есть грамматическая форма, именуемая Past continuous, то есть прошедшее продолжающееся. Говоря об истории — это касается и истории мира, и истории нашего Отечества, и истории Церкви — мы должны понимать, что она не является чем-то, о чем мы можем упоминать только в прошедшем времени, потому что история продолжается. События, которые происходили много веков назад, тем или иным образом продолжаются сегодня.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Приведу в качестве примера противостояние, которое происходит сегодня на Святой Земле. Если посмотреть на происходящее там, мы невольно задаемся вопросом: а не продолжение ли это той самой истории, которая так красочно изображена на страницах Ветхого Завета? Когда люди задают нам вопрос, почему в Ветхом Завете столько жестокости, столько крови, мы можем задать тот же вопрос про наши дни: а почему сейчас это все происходит? Потому что человечество не меняется. История продолжается, но события происходят те же самые и по тому же самому сценарию. На территории, которую мы называем Святой Землей, изменились какие-то этнические балансы, но история, описанная на страницах Библии, продолжается там и сейчас. И это, по-моему, очевидный факт для всех, кто туда приезжает. Это касается и нашей отечественной истории. Когда мы поднимаем тему цивилизационного выбора князя Владимира, кому-то может показаться, что речь идет о делах давно минувших дней — историки собираются, начинают обсуждать, что это был за выбор, для чего он был сделан. Но, с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что этот выбор имеет самое прямое отношение к тому, что происходит сегодня с нашим Отечеством и вокруг него, к тому, что происходит в мире. Сегодня в ходе обсуждения мы затрагивали тему соотношения между христианством и другими религиями в современном мире. Интересно, что современная Европа официально не говорит о себе как о христианском регионе. Политики всячески стыдятся упоминать о христианских корнях Европы и стараются найти какие-то другие выражения, следуя правилам политкорректности. Однако я обратил внимание, что после трагического события с российским самолетом, которое уже признано терактом, а затем и после серии терактов в Париже политики и обозреватели, которые в западных средствах массовой информации пытались проанализировать эти события, вольно или невольно говорили о европейских государствах как странах христианских. Вплоть до того, что один комментатор отметил: теракт произошел в то время, когда две христианские команды Германии и Франции играли в футбол. Уж какое отношение христианство имеет к футболу, непонятно, но обозреватель не нашел лучшего определения для тех стран, чьи представители играли в этот момент на футбольном поле, чем назвать их христианскими.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Митрополит Волоколамский Иларион выступил на заседании круглого стола, посвященного цивилизационному выбору России 19 ноября 2015 г. 12:32 18 ноября 2015 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры  и докторантуры имени святых  Кирилла и Мефодия (ОЦАД) состоялся круглый стол «Князь Владимир и цивилизационный выбор России». Заседание, прошедшее в рамках международной конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор», вели председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» политолог Ф.А. Лукьянов. В работе круглого стола приняли участие декан Богословского института святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сан-Франциско ( Русская Зарубежная Церковь ) архимандрит Ириней (Стинберг), канцлер Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке протоиерей Чад Хатфилд ( Православная Церковь в Америке ), проректор по научной работе ОЦАД протоиерей Владимир Шмалий , секретарь Ученого совета ОЦАД, заведующий сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов , директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, исполнительный директор Фонда имени Григория Богослова Л.М. Севастьянов, заведующий кафедрой общественных наук ОЦАД, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец , доктор исторических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой истории ОЦАД А.Ю. Андреев, учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры. В начале работы круглого стола к его участникам обратился митрополит Иларион, отметивший, что целью нынешней встречи является свободное обсуждение значимости выбора святого равноапостольного князя Владимира не только в исторической перспективе, но и в преломлении жизни современного общества: «Мы все время говорим о том, что святой князь Владимир сделал некий цивилизационный выбор. А что это означает? Что, собственно, он выбрал? Святейший Патриарх сегодня в своем выступлении отметил, что об этом выборе говорят и думают очень по-разному. Одни считают, что князь Владимир выбрал для Руси европейский путь развития, что благодаря принятию христианства он соединил Русь с Европой. Кто-то говорит, что это был, прежде всего,  политический выбор в пользу союза с Византией, что само крещение — сначала князя Владимира, а потом всего русского народа — было обусловлено политической конъюнктурой. Так что это был за выбор? Я глубоко убежден: самое главное, что сделал князь Владимир, — он выбрал Христа, Евангелие, духовно-нравственные ценности, которые Христос принес в этот мир. Именно это предопределило историю нашего Отечества. И на каждом новом этапе развития нашей отечественной истории мы видели, каким образом этот судьбоносный выбор князя Владимира сказывался на всем нашем народе, какое значение он имел для исхода многих битв и войн, какое влияние этот выбор оказывал на нашу русскую культуру».

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

705 Те протестанты, которые отделились от католиков или других протестантов, всё равно отделились от Православия, потому как сам католицизм отделился от него. 706 Только за последние 10 лет от баптистов нашей Донецкой области отделилась сначала одна группа общин в Макеевке, затем другая в Донецке, и вряд ли это все случаи, так как протестанты имеют неуклонную и неизменную тенденцию постоянно делиться. Что забавно, последние, создав свою «Библейскую Церковь Украины», по сути – учинив очередной раскол, объявили своей целью создание «прочного фундамента для межцерковного и межденоминационного диалога» ( ). Вот до какого безумия уже дошли протестанты – они создают новые расколы ради единства и объединения! 707 Можно заметить, что никакой грех не предохраняет и не отделяет человека от Церкви так, как сектантство. Горького пьяницу нередко можно увидеть кланяющимся в Церкви и истово полагающим на себя крестное знамение. Я всегда стараюсь ходить по улицам в подряснике и ко мне не раз подбегали такие люди, кланяясь до земли, целуя руки и всячески выражая своё уважение, с просьбой благословить их и помолиться о них, говоря о том, какие они грешные (священника же они, естественно, принимают как Божия служителя). Если я предложу таковому пьянице, например, поцеловать Распятие, благословить его или окропить святой водой, то он с большой радостью согласится. Сектант же буквально шарахается от Церкви, от Её священства, от всякой Её святыни и благодати, верно, сознательно ипосвященно храня себя от Неё. Таким образом, многие пьяницы, которых так презирают сектанты, гораздо ближе к Царствию Небесному, чем они. посвященно храня себя от Неё. Таким образом, многие пьяницы, которых так презирают сектанты, гораздо ближе к Царствию Небесному, чем они. 708 Протестанты, видя, что множество называющих себя православными живут в грехах, заявляют кроме всего вышесказанною, что это – признак слабости Православия, которое не может повлиять на своих членов так, чтобы они не грешили. Но если это так, то как объяснить то, что в одном и том же городе, при одних и тех же условиях одни православные живут полноценной церковной жизнью, посвященно служат Богу, ревностно исполняют Его заповеди, а другие погрязают во грехах? Как же получается, что одних Церковь может делать святыми, а других – нет? Значит, очевидно, дело только в волесамих людей, а не слабости Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В память чудес, явленных от скульптурного образа, проводился ежегодный крестный ход из Воскресенского собора Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь – а это около двадцати километров. Начиналось все за два дня до шестого воскресения после Пасхи. В Волоколамск в это время стекался народ, который по древнему обычаю должен был три раза с молитвой обойти вал, на котором стоит Воскресенский собор. После звона к вечерне богомольцы шли в собор к резной иконе святителя Николая. На следующий день в субботу после литургии благовест возвещал им о начале крестного хода. Резной образ выносили из собора и с хоругвями, другими иконами, в сопровождении городского духовенства, процессия двигалась за пределы города. В торжественном шествии могли участвовать более десяти тысяч человек. В каждом селении делалась остановка для молебнов с водоосвящением. За две версты до Иосифо-Волоцкого монастыря духовенство облачалось в праздничные ризы. Со стороны обители навстречу богомольцам выходили отец архимандрит и братия с иконой Иосифа Волоцкого. После встречи двух процессий, сопровождаемой хоровым пением, резной образ Николая Чудотворца несли в обитель. В соборном храме монастыря служилась вечерня, после чего часть богомольцев ночевала в гостинице монастыря, а большинство – прямо под открытым небом рядом со стеной обители. На следующий день после литургии икона и вся процессия возвращалась в Волоколамск. После закрытия Воскресенского собора в 1930 году чудотворный образ был перенесен в церковь Введения Пресвятой Богородицы села Спирово, которое находится недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Там резная чудотворная икона Николая Чудотворца пребывает и сегодня. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Древний волоколамский собор и её святыня Комментарии и обсуждение Волоколамск. Воскресенский собор на Соборной горке. Вторая половина XV века. Сооружен при князе Борисе Васильевиче Волоцком. Фрагмент росписи Воскресенского собора с изображением IV и V Вселенских соборов. Кон. XV в. Школа Дионисия. В 2005 г. группой московских реставраторов под руководством Г.В. Попова. Фреска была снята с соборного столпа, реставрирована, и сейчас её можно увидеть в Волоколамском музее. 18 февраля 2010. Верх собора возобновлялся в 1693. Нижняя церковь Сретения Господня устроена в 1742 г., при ней придел преп.Иоифа Волоцкого в 1824. Колокольня собора (отдельный объект) строилась в 1886-90-х гг. по проекту архитектора Н.П.Маркова. 9 апреля 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00395

Андрей Кормухин : – Недавно совершенно случайно я с удивлением узнал для себя, что во время правления Николая II, нашего страстотерпца, всё законодательство Российской империи согласовывалось особой комиссией с евангельскими заповедями. Мы все с вами видим, что сейчас происходит в мире. Идет трансформация: два больших цивилизационных проекта находятся в конкуренции друг с другом. То есть идет глобализация. Есть люди, которые хотят, чтобы весь мир принадлежал им, хотят им управлять. А есть другая точка зрения, которую озвучивал президент Владимир Путин. Недавно на Валдае он сказал, что есть государства-цивилизации, которые хотят жить согласно своим традиционным ценностям. Если мы определяем национальные государства, то в основе практически всех из них лежат культура народа, традиции народа, обычаи народа, язык и, самое главное, вероисповедание. Поэтому, когда мы говорим о традиционных ценностях, мы всё равно всегда упираемся в вероисповедание народа. Именно вера и институт, который ее представляет, являются сквозной нитью. Так как у нас христоцентричная цивилизация, то всё то, что создавалось вокруг Христа, культивировалось, укоренялось в нашем народе, – это и есть те самые традиционные ценности. Наталья Москвитина : Мы цивилизационно подошли к тупику, для выхода из которого нужна идеология – Мне кажется, мы так привыкли к фразе «традиционные ценности», что она уже ничего не значит для нас. Порой хочется использовать в данном контексте другие слова. Большинство из нас действительно подразумевают под этой фразой христианские ценности. Но тут сразу возникают другие вопросы: кто мы и куда идем? Что мы из себя представляем? Откуда мы пришли? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна идея, которая нами движет. Мы цивилизационно подошли к тупику, для выхода из которого нужна идеология. Хотя по Конституции ее не может быть в нашей стране, но если мы что-то из себя представляем, то должны сами захотеть поставить себе ее на знамя и следовать ей. Сейчас время, когда на нашем знамени Спаситель. Все наши ценности на этом стяге, это наш флаг. Я у себя дома повесила стяг по Спасом. У нас были разные смыслы. Мы доставали и имперский флаг, и триколор, и всё еще что-то ищем. А что искать, если всё есть в одном образе Спасителя? Все наши традиционные ценности там выражены. Если мы идем за Христом, то всё должно быть в порядке. Христоцентричность – это наш хребет, и важно его не сломать.

http://pravoslavie.ru/156946.html

Фёдоровское. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Церковь. Действует.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери , Николая Чудотворца , Василия, епископа Херсонесского Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1762 и 1768. Колокольня - 1894. Архитектор:С.К. Родионов (колокольня) Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Волоколамский городской округ, с. Фёдоровское Координаты: 56.1451, 35.7575 Проезд: 1)с Рижского вокзала электричкой до ст.Волоколамск, далее с автовокзала 28, 39, 307, 467 на Лотошино, Микулино, Марково, Раменье или Савостино до Ханева, потом 1 км пешком. 2) метро " Тушинская " , далее авт. 307,467 до Ханева, потом 1 км пешком. На автомобиле по Новорижскому шоссе (траса М 9) ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1)с Рижского вокзала электричкой до ст.Волоколамск, далее с автовокзала 28, 39, 307, 467 на Лотошино, Микулино, Марково, Раменье или Савостино до Ханева, потом 1 км пешком. 2) метро " Тушинская " , далее авт. 307,467 до Ханева, потом 1 км пешком. На автомобиле по Новорижскому шоссе (траса М 9) до г.Волоколамска,далее через г.Волоколамск (дорога Р108) на Ярополец и Лотошино (дорога Р107). За Ханевом свернуть направо,колокольня Скорбященского храма будет видна с дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена в 1768 г. Основной объем храма в виде неравногранного восьмерика прорезан двумя ярусами окон и завершен высоким куполом, на котором поставлен световой барабан, несущий главку. С четырех сторон к нему примыкают пониженные равновеликие помещения алтаря, приделов и притвора, образовывавшие четырехлепестковый план. Грани здания украшены пилястрами, окна обрамляют наличники. Стройная четырехъярусная колокольня в своей архитектуре подражает облику церкви. Сейчас имение находится во владении московского Богородице-Рождественского женского монастыря и стало его подворьем. Здесь пасека и огород, территория огорожена забором, и прохода нет. Идут строительные работы, восстанавливается храм.

http://sobory.ru/article/?object=03218

Начиналось все за два дня до шестого воскресения после Пасхи. В Волоколамск в это время стекался народ, который по древнему обычаю должен был три раза с молитвой обойти вал, на котором стоит Воскресенский собор. После звона к вечерне богомольцы шли в собор к резной иконе святителя Николая. На следующий день в субботу после литургии благовест возвещал им о начале крестного хода. Резной образ выносили из собора и с хоругвями, другими иконами, в сопровождении городского духовенства, процессия двигалась за пределы города. В торжественном шествии могли участвовать более десяти тысяч человек. В каждом селении делалась остановка для молебнов с водоосвящением. За две версты до Иосифо-Волоцкого монастыря духовенство облачалось в праздничные ризы. Со стороны обители навстречу богомольцам выходили отец архимандрит и братия с иконой Иосифа Волоцкого. После встречи двух процессий, сопровождаемой хоровым пением, резной образ Николая Чудотворца несли в обитель. В соборном храме монастыря служилась вечерня, после чего часть богомольцев ночевала в гостинице монастыря, а большинство – прямо под открытым небом рядом со стеной обители. На следующий день после литургии икона и вся процессия возвращалась в Волоколамск. После закрытия Воскресенского собора в 1930 г. чудотворный образ был перенесен в церковь Введения Пресвятой Богородицы села Спирово, которое находится недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Там резная чудотворная икона Николая Чудотворца пребывает и сегодня. http://mosregtoday.ru/ Воскресенский собор в Волоколамске – один из интереснейших памятников русского белокаменного зодчества. Архитектор Иван Машков ставил его в один ряд с лучшими образцами московской архитектуры конца XV– начала XVI веков: храмами Рождества Богородицы в Старом Симонове, Чуда Архистратига Михаила в Чудовом монастыре и Ризоположения в Кремле. Главной святыней собора до революции была резная деревянная скульптура Николая Чудотворца. С этим образом ежегодно совершался многолюдный крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь, собиравший свыше десяти тысяч богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=00395

Зодчий откликнулся на просьбу, приехал в Волоколамск и в течение двух дней делал обмеры древнего храма, составлял схему и план реставрации. В «Сборнике статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой» 1916 года архитектор Иван Машков описал эту поездку в Волоколамск. Машков невысоко оценивал построенный во второй половине XIXbeka рядом с древним храмом новодельный Никольский собор. Он не отличался художественными достоинствами, но был больше по размерам и нравился местным обывателям, называвшим его своего рода волоколамским Храмом Христа Спасителя. Планы по реставрации Воскресенского собора в 1899 году так и не были осуществлены, поскольку члены церковной общины в итоге потратили деньги не на ремонт древнего памятника, а на устройство отопления и роспись в новом соборе. Машков с горечью писал: «Может быть, все это и к лучшему, явятся другие люди, ценящие родные художественные памятники и понимающие, какое богатое сокровище находится на их попечении…» До закрытия храма в 1930 году его главной святыней был резной скульптурный образ Николая Чудотворца. Скульптурные иконы, хотя и редки для православной традиции, тем не менее, встречаются в Подмосковье. Это, к примеру, чтимый образ великомученицы Параскевы Пятницы в Верее или Николая Чудотворца в Николо-Радовицком монастыре (городской округ Егорьевск). Вот что писал о реликвии Воскресенского собора упоминавшийся архитектор Иван Машков: «На этой (южной) стороне в верхнем окне в сторону алтаря помещено местночтимое резное изображение св. Николая Чудотворца, называемого Можайским. Вблизи нам не удалось его осмотреть… Святитель в левой руке держит храм, а в правой меч». Подробнее о волоколамской святыне писал Н. А. Рождественский в «Сборнике материалов для Москвы и Московской губернии» 1864 года. Икона хранилась в Воскресенском соборе с незапамятных времен и по народному преданию являла чудеса при нашествии татар, осады крепости поляками в Смутное время и во время эпидемии чумы. Рождественский писал: «Во всякую годину испытания и наказания Господня, волоколамцы, прибегая под защиту молитв Угодника Николая, видели заступничество его и милосердие Божие».

http://sobory.ru/article/?object=00395

Белокаменный Воскресенский собор – самый древний храм Волоколамска и один из старейших в Подмосковье. Он расположен в «земляной осыпи», то есть в бывшем крепостном валу. Храм был построен в 1480-е г.г. по заказу удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого – сына великого князя Василия Темного. Волоцкое княжество просуществовало с 1462 по 1513 г.г., и каменный Воскресенский храм является единственной дошедшей до нас постройкой Волоколамска этого периода. В ризнице собора до революции хранились два древних шитых воздуха: один был создан самим князем Борисом Васильевичем, а другой – его дочерью княжной Анной. Борис Волоцкий долго враждовал со своим старшим братом великим князем Иваном III. Он заключил союз против Москвы с другим братом Андреем Углицким и Звенигородским, пытался заручиться поддержкой в этой борьбе с польским королем и Псковом. Однако в 1480 г., то есть во время строительства Воскресенского собора, возникла угроза вторжения в русские земли хана Ахмата. Общий враг способствовал перемирию между Борисом Волоцким и Иваном III. Этому примирению содействовала и мать братьев-князей Мария Ярославна – впоследствии инокиня Марфа. Борис Васильевич вместе с великим князем Иваном Васильевичем участвовал в Стоянии на реке Угре, считающимся концом эпохи монголо-татарского ига в русской истории. Волоколамская крепость, где стоял собор, служила мощным оборонительным сооружением вплоть до XVII в. В 1613 г. кремль был осажден войсками польского короля Сигизмунда, но осада была отбита, благодаря решительным действиям атаманов Нелюба Маркова и Ивана Епанчина. О спасении церкви от разорения есть упоминание в рапорте 1775 г. московскому губернатору Остерману, текст которого приводит историк В.И. Холмогоров: «Церковь соборная из белого камня построена во времена княжения князя Бориса Васильевича Волоцкого… о чем значит в той церкви в иконостасе надпись; и во время приходу Польского короля взят не был». В 1899 г. у старосты Воскресенского собора Волоколамска купца Грекова возникла мысль отреставрировать древний памятник, и он обратился за помощью к известному архитектору Ивану Машкову. Зодчий откликнулся на просьбу, приехал в Волоколамск и в течение двух дней делал обмеры древнего храма, составлял схему и план реставрации. В «Сборнике статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой» 1916 г. архитектор Иван Машков описал эту поездку в Волоколамск.

http://sobory.ru/article/?object=00395

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010