С.В. Нестеров Преподобный Макарий и создание в России Миссионерского общества Всякая миссия Российской Церкви должна быть произведением, цветом, плодом российского народа. Прп. Макарий Алтайский Добрые дела трудом стяжаваются, и высокие цели с усилием достигаются. И нашему миссионерскому, больше других – доброму делу, может быть, встретятся многие преграды, искушения, недоразумения 101 . Начальник Алтайской миссии архим. Владимир (Петров) История создания Миссионерского общества в России, которое было основано в 1865 году в Петербурге, не только очень скудно, но и весьма противоречиво освещена в литературе 102 . Почти во всех работах на эту тему приводится более или менее подробное описание добрых деяний на этом поприще барнаульского купца А. Г. Малькова и вовсе не упоминается главный вдохновитель и организатор учреждения Миссионерского общества архимандрит Владимир (Петров) 103 , ставший впоследствии начальником Алтайской миссии и выдающимся миссионером. При этом различные литературные источники содержат весьма разноречивые суждения относительно мотивов и результатов деятельности А. Г. Малькова: от однозначно хвалебных, например в работе «Алтайская церковная миссия», до сугубо отрицательных, как в публикации священника В. Гурьева «Поездка в Алтайскую миссию». Разобраться в этом вопросе помогают материалы архива Святейшего Синода, архива Миссионерского общества 104 и архива митрополита Московского Филарета, а также переписка протоиерея С. Ландышева. Результаты исследования архивных и литературных источников позволяют сделать вывод о том, что события, предшествовавшие основанию в России Миссионерского общества, развивались следующим образом. Можно утверждать, что преподобный Макарий Алтайский первым высказал и обосновал идею о необходимости создания в России миссионерского общества 105 . В своей работе «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе», представленной на рассмотрение Святейшего Синода в 1839 году, архимандрит Макарий не только показал необходимость учреждения миссионерского общества, но и подробно рассмотрел его функции. Этому вопросу он посвятил пять глав своего труда С. 15–30].

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Митрополит Белгородский Иоанн: Миссионерская деятельность не заканчивается принятием таинства Крещения Задача миссионера — своевременно понять, объяснить и среагировать на изменившийся мир и подсказать людям возможность правильно действовать в условиях сегодняшнего дня. 26 ноября, 2014 Задача миссионера — своевременно понять, объяснить и среагировать на изменившийся мир и подсказать людям возможность правильно действовать в условиях сегодняшнего дня. В Москве вчера открылся пятый Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской православной церкви (РПЦ). Мероприятие, в организации которого принимают участие миссионеры со всей России, призвано найти новые подходы в катехизации. Какие изменения произойдут в миссионерской работе Русской Православной Церкви, корреспонденту “Ъ” ПАВЛУ КОРОБОВУ рассказал руководитель синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский ИОАНН (ПОПОВ). — Как часто собирается съезд? — Миссионерский съезд проводится раз в четыре года. Его значение определяется теми вопросами, которые священноначалие ставит перед миссионерами. — Какова повестка дня съезда? — Если на предыдущем съезде главным вопросом была миссионерская ответственность мирян, то нынешний съезд проходит в другой ситуации, когда Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл и священноначалие нашей Церкви разработали стратегию привлечения мирян к миссионерской деятельности, которая нашла свое отражение в Синодальных определениях, в определениях Высшего Церковного Совета. Сейчас работает целая система подготовки миссионеров из мирян, чего не было раньше. Сегодняшняя повестка съезда сформировалась на основании тех потребностей вызовов в развитии просветительской деятельности церкви и ее апостольства, которые стали очевидными в последнее время. — Где осуществляется миссионерская деятельность? — Прежде всего это развитие приходской миссии: неслучайно, что в июле 2014 года Священный синод принял специальное постановление о приходах Русской православной церкви, где большое внимание уделялось внутриприходской миссии.

http://pravmir.ru/mitropolit-belgorodski...

Глава III. Миссионерская деятельность братств Принимая меры к утверждению в вере и благочестии православных чад Церкви, братства, вместе с тем, заботятся о привлечении в православную Церковь раскольников и сектантов, бывших членов Церкви и ныне отпавших от неё. Единственным средством к достижению этой цели братства считают убеждение, увещание и научение, растворенные христианской любовью к заблудшим, терпением и кротостью. В этом важном вопросе наши братства идут рука об руку с правительством и обществом, существенно изменившими свои взгляды на раскол и на те приемы, с которыми надлежит бороться с ним. До учреждения братств (как напр. Владимирского, Александро-Невского, Казанского, св. Гурия и др.) раскол и сектантство возбуждали сравнительно мало интереса среди православного общества; большею частью предпринимались против раскольников полицейские меры, и делопроизводство о расколе сосредоточивалось лишь в правительственных учреждениях. Вследствие того раскол всячески таил тогда свои верования и бдительно укрывал свои лжеучения. Теперь признано, что раскол есть наша «общая болезнь», которую должно врачевать общими силами и что он доселе крепко держится потому, что, кроме духовенства, все другие сословия к его положению довольно равнодушны и холодны; поколебать же его можно только дружными усилиями всех истинных чад Церкви православной. Из общего числа братств, четвертая часть их посвящает свои силы на мирную борьбу с расколом и сектантством, а некоторые из них и на просвещение инородцев – светом Евангельским. Миссионерская братская деятельность идет настолько успешно, что удостоилась высокой чести получить одобрение с высоты Престола. Так, Калужская духовная консистория, уведомила совет братства св. Иоанна Богослова, что на всеподданнейшем отчете Калужского губернатора за 1883 г. о борьбе с расколом братств: св. Иоанна Богослова и св. Пафнутия Боровского Чудотворца, последовала высочайшая отметка Государя Императора: «Все это весьма утешительно». Сначала мы скажем несколько слов о тех братствах, деятельность которых направлена на цели исключительно миссионерские.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

I. К вопросу о соединении абиссин с православною Церковью (Речь, читанная на годичном акте академии 16 февраля 1888 г.) Из отдаленных, забытых окраин христианского востока, не имеющего с нами церковного общения, одна в последнее время напоминает о своем существовании. Ее имя стало всем знакомо. О ней, об этой Абиссинии, уже составлены политические суждения. Позвольте предложить вашему просвещенному вниманию результат посильного изучения церковной истории Абиссинии в виде ответа на вопрос, в нашей небогословской литературе уже поставленный 1 вопрос о возможности обращения абиссин в православие. В этой стране действовало уже не мало миссионеров и протестантов и римско-католиков. Их опыты и должны быть исходным пунктом для решения поставленного вопроса. А в качестве критерия миссионерской деятельности позволю себе выставить три положения: Тем миссионерам – слава, которые обращают к своей церкви целое общество ( церковь или народность), или, если не всех его членов, то очень многих. Та миссия действовала не бесплодно, которая обратила хотя я не многих, но избранных, – людей с чистыми побуждениями, с твердыми нравственными устоями. Миссионер делает себе честь, если он – насколько от него зависит – свое слово несет не к полусознательным членам инославной церкви, которые нуждаются лишь в воспитании, а к сознательным, которые могут постоять за себя и в полемике, если он отправляется от богословского диспута с людьми просвещенными, а не от так называемых благочестивых влияний на таких членов церкви, которые в догматике не умеют отличить правой руки от левой 2 . Как же действовали миссионеры католические и протестантские и чего они достигли? В принципе от диспута они не отказывались, но диспутировали довольно редко и без осязательного результата. Все собирались нести свое слово к пастырям, даже помочь им в задачах их служения, и, кажется, все кончили тем, что стали избегать бесед со священниками и учеными – в виду их слабой восприимчивости к проповеди миссионеров и упорной привязанности к своей заблуждающейся церкви, и обратились к пасомым, особенно к тем, которые наименее сознательны, и затем дошли уже прямо до малолетних детей. Объединение миссионерской и педагогической деятельности вышло полное. Но и это не все: кончили признанием, что абиссины – слишком неблагодарный материал для миссий, и перенесли свою деятельность к неслышавшим евангельского слова язычникам – галла и иудеям – фалаша. Результаты миссионерской деятельности между абиссинами вышли не блестящи ни в количественном ни в качественном отношении. Обратили немногих, об этих обращенных мы узнаем немного, и в этом немногом довольно много худого. В немногих известиях о плодах миссии засвидетельствованы и умственно-религиозная шаткость конвертитов и плою скрытые своекорыстные, иногда копеечно-материальные побуждения к обращению 3 . Что в главном и существенном миссию в Абиссинии постигла неудача, протестанты признают explicite, а католики – по крайней мере implicite.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Благодатный Огонь 7: " Шестодневъ " против эволюционизма. Интервью со священником Константином Буфеевым. ПРАВОСЛАВИЕ.RU   БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ 7,  2001   ШЕСТОДНЕВ   «ШЕСТОДНЕВЪ» ПРОТИВ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА Интервью со свящ. Константином БУФЕЕВЫМ Руководитель Миссионерско-просветительского Центра «Шестодневъ» священник КОНСТАНТИН БУФЕЕВ отвечает на вопросы Бориса Плугина — Отец Константин, вы возглавляете Миссионерско-просветительский Центр «Шестодневъ». Расскажите, пожалуйста, о его создании и деятельности. — Наш Миссионерско-просветительский Центр «Шестодневъ» создан в октябре 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Указ 5368) решением Приходского собрания храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове г. Москвы. Центр создан для распространения святоотеческого учения о сотворении мира, жизни и человека, проповеди неповрежденного Православия, поддержки научных разработок, помогающих делу христианской миссии и апологетики. — Батюшка, как нам известно, вы, с одной стороны — настоятель храма, с другой стороны — муж ученый, кандидат геолого-минералогических наук. Кем вы себя больше ощущаете — священником или человеком науки? — Я всегда с большим уважением относился к естественным наукам. Я считаю, что и физика, и математика, и наиболее знакомая мне геология представляют собой сферы раскрытия человеческих талантов. Однако чем больше я погружаюсь в литургическую жизнь Церкви, тем менее дух сомнения и критицизма, неизбежный в деятельности естествоиспытателя, привлекает и вдохновляет меня. Я смотрю на мир глазами верующего христианина, священника, а не ученого. Помнится, известный московский пастырь покойный протоиерей Глеб Каледа, мой коллега по светской специальности, в одном интервью газете «Радонеж» говорил, что он и в священном сане остается ученым. Я о себе могу сказать скорее противоположное: я и когда говорю о науке остаюсь священником. — А в деятельности Центра «Шестодневъ», руководителем которого вы являетесь, какой акцент преобладает — богословский или научный? — И тот и другой.

http://pravoslavie.ru/press/blagogon/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Продолжается сбор материалов для прославления А.В. Суворова в лике святых» Резолюция участников третьей всероссийской конференции «Военный опыт и миссионерская деятельность А.В. Суворова» 04.06.2023 646 Время на чтение 12 минут 31 мая 2023 г., по благословлению Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и Правоохранительными Органами, Русской Православной Церкви, митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, состоялась Третья Всероссийская конференция с международным участием: «Военный опыт и миссионерская деятельность А.В. Суворова», посвященная обсуждению военного опыта А.В. Суворова и материалам касающимся его чудесной помощи людям, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах, в том числе на войне, посредством молитвенного обращения к нему. В конференции приняли участие: член Государственной Думы Российской Федерации, два архиерея Русской Православной Церкви, священнослужители, экс бургомистр г. Андерматт (Швейцария), представители МО, ветераны ВС РФ, члены Всемирного Русского Народного Собора, представители Общероссийского Общества «Царьград», участники Всероссийского Суворовского Движения (ВРСД), представители общественных организаций, православные миряне из разных городов России, представители из республик Казахстан и Кыргызстан - всего более 60 человек. Перед началом конференции отслужен молебен на начало благого дела. Участники конференции почтили память погибших воинов минутой молчания. В рамках заявленной темы прозвучало 3 приветственных обращения и 18 докладов: 1. Вступительное слово председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и Правоохранительными Органами Русской Православной Церкви митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. 2. Слово от первого заместителя председателя Синодального отдела протоиерея Константина (Татаринцева) 3. Приветственное обращение депутата Государственной Думы VIII созыва Михаила Сергеевича Шеремета. Доклады: 1. Баранов Валерий Петрович, Председатель Всероссийского Суворовского Движения (ВРСД), генерал-полковник, генеральный инспектор МО РФ, вице-президент Академии военных наук, дважды командовавший объединённой группировкой войск на Северном Кавказе; Заслуженный деятель науки России, доктор исторических наук, профессор.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/04/...

Православная миссия сегодня Нередко, хорошо подготовленные матушки становятся миссионерами. Зачастую простые чаепития стихийно преобразуются в катехизические кружки. И даже сплетни матушка может ненавязчиво перевести в духовное русло. 12 ноября, 2010 Нередко, хорошо подготовленные матушки становятся миссионерами. Зачастую простые чаепития стихийно преобразуются в катехизические кружки. И даже сплетни матушка может ненавязчиво перевести в духовное русло. В преддверии IV Всецерковного съезда православных миссионеров, который намечен на 16-18 ноября, в РИА Новости была проведена пресс-конференция «Православная миссия сегодня», в которой на вопросы журналистов ответили председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн , председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда и ответственный редактор « Журнала Московской Патриархии » Сергей Чапнин . Главной темой съезда будет тема миссионерского служения мирян. Также будут обсуждаться и вопросы деятельности миссионерских приходов, миссионерских монастырей, подготовки миссионерских кадров, особенностей развития внешней миссии Церкви, методы уврачевания и профилактики расколов. Говоря о предпосылках успешности православной миссии, Владимир Легойда, отметил, что успех, прежде всего, зависит от уважения к собеседнику, независимо от того насколько миссионер разделяет его взгляды. Так же было сказано о важности погружения в иную культуру (инкультурацию) и осознанию границ этого погружения. Как сформулировал эти принципы еще апостол Павел: «Для всех я стал всем, чтобы спасти хотя бы некоторых». На съезде пройдет презентация сборника «Миссия сегодня», выходящего в «Журнале Московской Патриархии, который представляет собой подборку наиболее интересных статей из различных изданий о живом, еще не устоявшемся опыте миссионерства. Сергей Чапнин отметил важность миссионерской деятельности мирян в связи с тем, что сил священства недостаточно для этих целей, и работа по подготовке мирян для миссионерского служения должна вестись гораздо более активно и не очагами, а всей Церковью.

http://pravmir.ru/v-ria-novosti-proshla-...

Скачать epub pdf Преамбула Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ). Она направлена на спасение каждого человека 1 . Главная цель миссии – это привлечение людей ко Христу. Для этого необходимо быть всем для всех ( 1Кор. 9:22 ), то есть использовать для каждой аудитории понятный ей язык проповеди слова Божия, а также открываться миру, не переходя пределов допустимого 2 . Концепция деятельности епархиального миссионерского отдела разработана во исполнение пункта 15 постановлений Архиерейского Собора 2017 года. В документе учитывается миссионерский опыт, накопленный за годы, прошедшие со времени принятия документов, регламентирующих миссионерское служение в Русской Православной Церкви, постановлений Архиерейских Соборов и решений Священного Синода, отражает современное состояние православной миссии и перспективы ее развития. I. Цель и задачи Целью Концепции является определение приоритетов миссионерской работы, основных направлений, форм и методов ее развития, формирование системы работы епархиальных миссионерских отделов на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви. Основными направлениями миссионерской деятельности являются 3 : просвещение тех, кто, будучи крещены, при этом не в полной мере приобщились к церковной жизни, а также тех, кто, не будучи крещены, принадлежат к народам, исторически исповедующим Православие; предкрещальная и послекрещальная катехизация. К иным направлениям миссионерской деятельности относятся: противодействие сектантской угрозе; противодействие неоязыческой угрозе; в отдельных регионах миссионерская деятельность епархий может быть направлена на пастырское окормление коренных малочисленных народов; миссионерская работа в области предотвращения религиозного экстремизма и межконфессиональных конфликтов. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

В Новопавловске обсуждали итоги и перспективы миссионерской работы Ставрополь, 18 января 2005 г. Пути понимания и сотрудничества Церкви и государства обсудили в Новопавловске на заседании Совета председателей миссионерских комиссий Ставропольской епархии. В заседании приняли участие благочинные, председатели миссионерских комиссий, священнослужители из Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, и пяти благочиний Ставропольского края. В работе Совета также участвовали представители власти, государственных и общественных организаций, сообщает пресс-служба Ставропольской епархии. Гостей приветствовали председатель Совета Кировского муниципального района Сергей Винников и глава администрации района Петр Кожин. В своих выступлениях они были единодушны во мнении, что такое мероприятие очень значимо для современного общества, и предложили объединить усилия власти на местах и миссионерских комиссий епархии в разрешении социальных и духовно-нравственных проблем. " Затянувшаяся на годы нестабильность в экономической и политической жизни страны повлекла за собой рост безработицы, преступности, социальное расслоение общества и другие негативные проявления, – отметил Петр Кожин. – Все это не могло не сказаться на нравственности и духовности нашего общества и отразилось в первую очередь на подрастающем поколении. В этих условиях необходимо сотрудничество Церкви и государства, потому что именно основы Православия могут стать альтернативой жестокости и насилию " . С основным докладом выступил председатель миссионерского отдела епархии протоиерей Игорь Бобылев . Он затронул два основных момента: духовно-нравственное состояние нынешнего общества и деятельность религиозных сект и движений. Докладчик говорил о том, что российский народ оказался в условиях болезненного перехода от старого уклада жизни к новому. Людям десятилетиями насаждали атеистические взгляды, потому многие сейчас растерялись, оказались в духовном вакууме. И если Православная Церковь не поможет найти истинный путь к полноценной жизни, то эту пустоту в человеческих душах заполнят религиозные течения сектантского характера, под видом благих намерений несущие разрушительную идеологию, культ насилия и сатанизма, что особо пагубно для юного поколения. Противостоять же демоническому растлению могут лишь люди, знающие историю своего государства, а она не отделима от истории православного христианства. Поэтому, по мнению протоиерея Игоря Бобылева, надо вводить уроки Православия в образовательный курс в школах и других учебных заведениях. Тем более что молодежь, в большинстве своем, интересуется вопросами Православия.

http://pravoslavie.ru/12388.html

Июль-Август, книга 2-я Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь… Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием. Притч.9:1–13 . Мы же проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость. 1Кор.1:23–24 . Темже, яко же глаголет Дух Св.: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Евр.3:7–8 . I. Речи высокопреосв. Иоанникия, Митрополита Киевского к новорукоположенным епископам а) Речь к новопоставленному епископу Балахнинскому Димитрию 43 //Миссионерское обозрение. 1897. Июль-Август, кн. 2. С. 41–44 Преосвященный епископ Димитрий! Доселе твоему попечению и руководству вверялись юноши, готовившиеся к пастырскому служению; отныне круг деятельности твоей расширяется: ты поставляешься в ближайшее непосредственное отношение к самим пастырям Христовой Церкви, а чрез них и ко всем пасомым: детям и юношам, мужам и старцам. Что не всегда и не везде можно руководить юношами без труда и воздыханий сердечных, это не безызвестно тебе и по собственному опыту. Думаешь ли, что на новом для тебя поприще служения будет удаваться все легко и без особых забот? Радуешься ли тому, что с назначением во епископа освободился ты от беспокойств и воздыханий сердечных? Долгом считаю умерить таковую радость, если она есть; суровый опыт жизни может рассеять в прах радужные мечты и нанести болезнь сердцу, обманувшемуся в своих ожиданиях. Кому уподоблю род сей? говорит Христос Спаситель. Подобен есть детем седящим на торжищах, и возглашающим другом своим, и глаголющим: пискахом вам, и не плясасте, плакахом вам, и не рыдасте. Прииде бо Иоанн Креститель, ни ядый, ни пияй, и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий ядый и пияй, и глаголют: се человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником ( Мф.11:16–19 ). Так спутанны были взгляды и суждения современников Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи. Но еже было, тожде и есть, тоже и будет. Таким же суждениям и осуждениям подвергаются нередко и в наше время служители Христовы, и сколько бы кто ни прилагал забот и стараний, не может вполне и всецело избежать подобных суждений и осуждений. Едва ли ошибусь, если скажу, что и тебя не минует чаша сия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010