Поучение о седьмой заповеди блаженства Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся ( Матф. 5:9 ). Все добрые христиане, по вере в Иисуса Христа и по благодати Христовой, называются сынами Божьими ( Иоан. 1:12 ). И всем им, как сынам Божиим, за их веру и добрые дела, даруется пресветлое царствие Христово. Но Иисус Христос, воздающий каждому должную награду в царстве Своем, особенное право называться сынами Божиими обещал миротворцам. «Блажени миротворцы, – говорил Он, – яко тии сынове Божии нарекутся“. Кто сии миротворцы, столь достойные пред Богом? Это те благочестивые христиане, которые, во имя своего Христа и ради царствия Христова, и сами стараются жить со всеми в мире и любви, и враждующих стараются примирять и в душах их поселять мир и любовь христианскую. А это есть та высокая добродетель, которую явил во всем мире Сам Иисус Христос, Сын Божий, истинный «мир наш» ( Ефес. 2:14 ), «примиривший нас с Богом“ ( 2Кор. 5:18 ). И поэтому сия добродетель уподобляет миротворцев самому Сыну Божию, Иисусу Христу. Сын Божий для того и приходил на землю, чтобы всех собрать в одно мирное стадо Свое и всех привести в царство Отца Небесного. В сие мирное стадо Божие Он призывал людей и Своею Божественной проповедью и молился Отцу Своему: «да вси едино будут“ ( Иоан. 17:21 ), т. е. чтобы все жили в мире и любви. Для сего Он и кровь Свою пролил на кресте, «да чада Божия наречемся и будем» ( Иоан. 3:1 ). А когда Он готовился идти на вольное за нас страдание и смерть, то завещал Своим последователям хранить мир и любовь: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам“ ( Иоан. 14:27 ). Этот-то Божий мир, как сокровище многоценное, по примеру Небесного Примирителя нашего Сына Божия, стараются посеять на земле и христианские миротворцы. Потому-то и Господь им особенно усвояет право называться сынами Божиими. Правда, и в мире грешном есть люди, которые иногда и склоняют враждующих к примирению или сами примиряются с ними. Но они устраняют мир не по любви христианской, не ради царствия Христова, но когда от этого мира находят для себя какую-либо выгоду земную, а в душе своей не имеют истинного мира и любви; они любят более тех, кто их любит и угождает им. Такие миротворцы достойны ли называться сынами Божиими? Нет, это не Божии сыны, а сыны мира сего. Какие они миротворцы, когда и в душах, и в костях их нет мира от грехов их? Какие они сыны Божии, когда и помышляют о мирском и грешном, а не о Божием? От того и мир их не прочен, не постоянен; да и сами миротворцы эти нередко начинают враждовать на тех, которых старались примирить, или с которыми примирялись для своих выгод земных. Не стало для них выгод, изменились обстоятельства житейские – и не стало у них мира и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В эти святые дни над нашей землей непостижимый мир и тишина — та самая, которая была в ту ночь над Вифлеемскими полями, и пение ангелов, возвещающих радость всем людям. И звезда стоит на месте, где родился Христос. И во всех православных храмах — ликование праздника: «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу!» Поклонимся ему вместе со всею Церковью, всею жизнью и смертью своей, потому что Ирод сказал, что он тоже желал бы поклониться Христу, и старался выведать от волхвов, где Христос рождается. Мир на земле объявляют ангелы человечеству, и сразу же начинается кровопролитнейшая война. Вместе с ангелами поют об этом мире Вифлеемские младенцы, первые мученики Христовой Церкви — телохранители Господни, — как назвал их святитель Филарет Московский. Воистину, не мир пришел принести Христос, но меч, чтобы все узнали, какое величайшее благо есть мир, как он прекрасен и делом, и именем, что он Божий, что Бог есть его Бог, и Сам Бог именуется им, как говорит святой Григорий Богослов. «Милость и истина сретостеся» в день Рождества Христова, «правда и мир облобызастася». Где нет правды, там ложный мир. Хорошо всегда быть в мире, но с кем и с чем? С теми, кем объявлена война Самому Богу и Церкви Его? И вот мы видим сегодня триумфальное шествие зла, которое должно воплотиться, по учению Евангелия, в мировом правителе. Зло хотело бы заключить мир в первую очередь с Церковью. И это разновидность его войны с Богом — чтобы устранить все препятствия для себя, чтобы не было ему никакого сопротивления, чтобы усыпить бдительность всех. Есть война, которая кончится вечным миром, и есть мир, который кончится вечной войной. «Мир, мир, — говорят они, а мира нет. Скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет», — предупреждает пророк (Иез. 13, 10—11). И святой Григорий Богослов говорит: «Когда дело идет о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей, и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю Истины стать предателем учения веры и Истины». А пытающиеся отсидеться в стороне, уклониться от этой войны все равно принимают участие в ней — только на чьей стороне?

http://moral.ru/война-и-мир/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мир и война 10.01.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Продолжается праздник Рождества Христова. Сегодня Неделя по Рождестве. В воскресные дни мы говорим только о Воскресении Христовом, потому что это венец, печать всей тайны Воплощения Христова, той победы нашего ради спасения, которую Христос уже одержал. «В самом Рождестве присутствуют все победы, весь крестный путь Христа, — говорит святой Иоанн Златоуст, — тайна Его Крестной смерти, Воскресения и Божественного Вознесения, когда Бог, ставший человеком, показывает нам, где находится наш дом, наша природа и куда влечется всею глубиною наше естество». В эти светлые рождественские дни в наших храмах не перестает звучать пение, прославляющее вместе с ангелами Рождественской ночи, вместе с ветхозаветными волхвами и пастухами, вместе со всеми святыми и со всей Церковью Рождество Христово: «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Поклонимся Ему всей жизнью и смертью своей. И Ирод желал поклониться Царю, стараясь выведать от волхвов, где рождается Христос. Ангелы объявляют человечеству «на земли мир», и сразу же начинается кровопролитнейшая война. Вместе с ангелами поют об этом Вифлеемские младенцы — первые мученики Церкви Христовой, «телохранители Господни», как называет их святой Филарет, митрополит Московский. Воистину, не мир пришел принести Христос на землю, но меч, чтобы все узнали, что мир есть величайшее благо. Как прекрасен мир и делом, и именем в том, что он — Божий, что Бог есть Бог мира, и Сам Бог именуется этим миром, как говорит святой Григорий Богослов. «Милость и истина сретостеся» в день Рождества Христова, «правда и мир облобызастася». Где нет правды — там ложный мир. Хорошо всегда быть в мире, но с кем и с чем? С теми, кем объявлена война Самому Богу и Его Церкви? Мы видим сегодня это триумфальное шествие зла, которое должно воплотиться, по учению Церкви, в мировом правителе. Зло хотело бы заключить мир, в первую очередь, с Церковью, чтобы усыпить бдительность всех и устранить все препятствия для своего победного шествия. Чтобы не было ему никакого сопротивления. И это есть разновидность его войны с Богом. Есть война, которая кончится вечным миром, и есть мир, который кончится вечной войной. «Они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: «мир», тогда как нет мира, — возвещает пророк, — и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью, скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет» (Иез. 13, 10—11). И святой Григорий Богослов говорит: «Когда дело идет о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, нежели смотреть на требования времени и властителей; и не приобщаться лукавого кваса и не прилагаться к зараженным».

http://moral.ru/мир-и-война/

     Та весенняя палестинская ночь вошла в историю человечества с решительной определенностью. Тогда совершилось событие, навсегда изменившее ход истории, лишившее нас права на самооправдание. Тогда Сын Божий был осужден и предан на распятие за грехи всего мира. В ту ночь Спаситель молчал, а мир говорил. Мир требовал ответа, но Сын Божий уже всё сказал, и наступало время, когда о слове Его должны свидетельствовать те, кто решился назваться «своими» для Сына Человеческого: «Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им: вот, они знают, что Я говорил» (Ин. 18: 21). Никто не сможет уйти от ответа, у каждого спросят четко и ясно: “Не из учеников ли Его и ты?” (Ин. 18: 25) С этого момента мир больше не будет добиваться ответа у Спасителя, только с презрением бросит Ему риторическое: «Что есть истина?..» (Ин. 18: 38). Мир спросит у «слышавших», мир у них потребует отречения от неудобной Истины, их будет заставлять стать «своими», забыв «Царя Иудейского» (Ин. 18: 39). Исключений не будет, никто не сможет уйти от ответа, к каждому войдут в дом, к каждому постучатся в жизнь, если надо – ворвутся, и спросят четко и ясно: «Не из учеников ли Его и ты?» (Ин. 18: 25)… Порой так хочется верить, что жизнь совершенно простая. Вот мы, вот наши родные, друзья, знакомые, общие интересы. Жизнь идет своей чредой, иногда, правда, сворачивая, порой взлетая круто вверх или устремляясь вниз, но всё же дорога остается знакомой и рядом столько близкого. Всё хорошо. Может, не всегда замечательно, временами тяжеловато, но всё же в пределах нормы. Наш мир не имеет слишком острых углов, не требует обременительной определенности. Мы чувствуем себя спокойно, особо не напрягаясь и без надрывов. Но вдруг в жизни появляется фраза, кинутая кем-то без особого внимания, без акцента, но совершенно ясно запечатленная в сознании: «А почему у вас в Церкви…?»; или «Зачем вы…?»; или «Я верю, но Церковь…»; и, наконец: «Я не против Церкви, но почему нельзя…? У каждого своя жизнь…» До этого момента казалось, что та далекая палестинская ночь останется всего лишь воспоминанием, что ее решительность в определении «своих» и «чужих» нас минует, пройдет стороной и мы всё же проживем свою спокойную жизнь в тишине и мире. Но нет. Было сказано и другое: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч…» (Мф. 10: 34).

http://pravoslavie.ru/78539.html

Разделы портала «Азбука веры» Артем Шарафутдинов " decoding=" async " title=" Огласительная беседа перед Крещением " > Пример огласительной беседы Творение мира Приступая к святому крещению, необходимо осознать цель этого таинства. Чего мы хотим от Бога? Мы верим, что Бог любовь, но любовь не слепая, а мудрая, святая. Мы верим, что три Личности Бога, т. е. Отец, Сын и Святой Дух соединяются в любви в одну сущность. Это и есть христианская Троица. На данном этапе трудно понять идею Троицы умом. Бог действительно Един, но можно быть единым только с кем-то. Единство Бога предполагает, что Он не одинок. Бог сотворил весь мир, который условно можно разделить на видимый и невидимый. Невидимый мир – это мир ангелов, которые сотворены как служебные духи. Видимый мир это мир человеческий. Бог сотворил мир от избытка своей любви. Бог был свободен. Он был счастлив в любви и без материального мира, но Он сотворил мир, стремясь приобщить его своей гармонии и любви. Но как можно научить любви и гармонии камни и деревья? Связующим звеном, соединяющим мир бездушной материи и мир духовный, стал человек, имеющий две природы, духовную и материальную. Духовной природой человек был способен усваивать свет и благоухание Божественной красоты. Посредством своего земного тела он должен был водворять в материальном мире ту гармонию, которую он познал в Боге. Человек по учению Священного Писания сотворен по образу и подобию Божьему. Образ Божий в человеке заключается в непорочности его духовных сил: в уме, в чувстве (в сердце) и в воле. Они даны человеку для того, чтобы он познавал высшее благо и воплощал его в своей жизни. Высшим благом мироздания является Всесвятая воля Творца. Подобие Божие состояло в возможности возведения сердца, ума и воли, в единство сходное с единством лиц Пресвятой Троицы. Первых людей звали Адам и Ева. Грехопадение Денница был сотворен Богом как ангел утренней зари. Он возгордился, пожелав иметь Божественную силу и почести, которых он не был достоин. Он увлек за собой часть ангелов и повел против Бога войну, превратившись в сатану. Так в мире появилось зло.

http://azbyka.ru/katehizacija/oglasiteln...

При всей употребительности сего святого приветствия в случаях, подобных настоящему, и при всем желании моем, чтобы мир Божий всегда водворялся в сердцах и душах ваших, я не осмелился бы теперь употребить сих евангельских слов в приветствие, если бы мне надлежало произнести их к вам от моего собственного лица. Ибо кто я, чтобы мне изрекать мир и благословение целой Церкви, которая, кроме других преимуществ, красуется целым собором святых угодников Божиих, по всем пределам ее почивающих нетленными и чудотворными мощами своими? Не паче ли мне самому должно предать себя молитвам сей Церкви, и от них ожидать мира душе моей и благословения служению моему? Но я уже сделал сие при самом вступлении моем в пределы паствы Вологодской. А между тем я прихожу к вам, братие, с тех святых гор, откуда воссиял свет веры для всей земли отечественной, из недр той Церкви, которая достойно и праведно именуется матерью всех Церквей российских. Приходя из такого места, от такой Церкви, как не принести с собой некоего дара духовного? - И я, оставляя святой град, прилежно молил о том всех святых Божиих, там нетленно почивающих. Дерзая о их-то предстательстве у престола Божия, о их богатстве духовном, я отверзаю теперь уста мои, чтобы от лица Церкви Киевской изречь мир и благословение Церкви Вологодской. Мир вам и благодать от Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, Троицы Единосущной и Нераздельной, Которая равно исповедуется и славится на юге и севере, востоке и западе, везде просвещает, всех и все животворит и спасает. Мир вам и благословение от Преблагословенной Девы Марии, Матери Божией, нерукотворенное изображение Которой благоговейно созерцал и лобызал я в самоизбранном Ею для Себя доме на земле -святой п чудотворной Лавре Печерской! Мир вам и благословение от собора Архангелов и Ангелов, имени которых посвящена обитель, где обитал я доселе! Мир вам и благословение от святой великомученицы Варвары, нетленным мощам которой в продолжение нескольких лет благочестно предстоял я! Мир вам и благословение от преподобных и богоносных отец Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, у подножия коих я совершал последнее служение перед путешествием к вам! За молитвами толиких и таких предстателей у престола благодати я дерзаю надеяться, что мое желание вам мира и благословения не будет одним праздным приветствием, что благодать Божия, действительно, осенит души и сердца ваши.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

В мире Божием. Книга «Несвятые святые» на XXIV-й Московской международной книжной выставке-ярмарке Источник: Завтра.Ru АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ) О чём эта книга? Рядом с обычным миром, известным всем, — который приходит из одного общественно-политического состояния в другое, всё чаще и чаще страшные события становятся не только навязчивыми, но и привычными, где, порой, царит отчаяние, а иногда и ужас, — абсолютно реально существует совершенно иной мир. Если назвать его миром Церкви, то многие не поверят, потому что для большинства наших соотечественников слово " церковь " снабжено массой стереотипов, которые порой крайне непривлекательны. Стереотипов от церковного официоза до тоскливого мракобесия, что крайне неинтересно. Но на самом деле это всё — случайные черты. Как у Блока: " Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен! " В этот поразительный мир каждый может легко и свободно войти и оказаться в мире Божием, ощутить себя в нём гражданином, участником этой поразительной, ни с чем не сравнимой жизни, ощутить промысел Божий в своей судьбе, понять, что жизнь идёт по совершенно иным законам, стоит только сойти с, порой, жестокого и порочного круга, в который втягивается человек, в том числе и церковный. Этот земной мир Божий неидеален. В нём есть место нашей свободе, которая, порой, произрастает в произвол, а от этого не бывает ничего идеального. От этого бывает масса интересного, много познавательного, множество открытий, но к идеальному мы должны стремиться, в том числе, и в этом мире. Однако и в этом мире есть те, которые представляют собой идеал не отвлеченный, а совершенно поражающий — реальный. Тут можно вспомнить, как сказал один монах: " Может быть, я сам и плохой монах, но я видел настоящих монахов " . Мы видели удивительных монахов, таких, как отец Иоанн (Крестьянкин), немецкий барон отец Серафим (Розенберг), дьякон Анатолий, архимандрит Нафанаил, многих, многих старцев Псково-Печерского монастыря. Это совершенно потрясающий, удивительный мир. Александр Андреевич Проханов тоже погрузился в него. И каждый человек, который увидел этот мир, уже не только не сможет его забыть, но и не сможет перестать им жить.

http://pravoslavie.ru/48640.html

Отдел второй. БОГ КАК ПРОМЫСЛИТЕЛЬ § 42. О Божием Промысле Так как мир – это премудрое творение Божией благости и любви, то и в бытии он удерживается действием вечной Божией благости и любви. Зависимый от Бога своим происхождением, мир зависит от Него и своим дальнейшим бытием. Сотворив мир с определенной целью, Бог Своим непрестанным о нем промышлением (πρνοια) ведет его к достижению этой предназначенной цели. Иначе и быть не может, ибо «Бог по природе благ и мудр, и поэтому промышляет о мире, – говорит святой Дамаскин, – ибо не благ тот, кто не промышляет. Будучи бесконечно Благим, Он дивно промышляет обо всем; будучи несказанно Премудрым, Он обо всем печется наилучшим образом». В соответствии с этим, Божественный Промысл – это непрестанное действие Божией премудрости, благости, любви и всемогущества; действие, которым Бог сохраняет и поддерживает бытие и силы Своих творений, надзирает за ними, направляет их к конечной цели, поощряя всякое благо, обуздывая и исправляя зло, и при этом не стесняя свободы тварей. Свое неизменное догматическое учение о Божием Промысле Церковь Христова выразила в первом члене Вселенского Символа веры одним словом – Вседержитель (Παντορτωρ). Этим она исповедала свою веру и убеждение, что всё сущее в мире, видимое и невидимое, содержится, сохраняется и управляется непрестанным действием Божия Промысла, а что касается зла, то Бог его «только предвидит и попускает, но не промышляет о нем, так как Он и не сотворил его. А происшедшее уже зло направляется к чему-либо полезному Верховною Благостию, Которая сама не творит зла, а только направляет оное к лучшему, сколько это возможно». Божий Промысл сам по себе един и неделим, ибо он – действие единого и нераздельного Бога; однако, рассматриваемый в зеркале человеческого аналитического духа, он проявляется в двух главных формах – в сохранении мира и в управлении миром. Сохранение (συντρησις) мира – это действие премудрой и всемогущей Божией воли, которым Бог содержит в бытии и историческом развитии сотворенный Им мир. Управление же миром – это действие премудрой и преблагой Божией воли, которым Бог направляет и руководствует духовный и вещественный мир к его богоназначенной цели. В Своей промыслительной любви Трисолнечный Господь промышляет о Своем творении вообще и о каждой твари в частности. В своей таинственной сущности Божий Промысл неделим, ибо как о целом мире, так и об отдельных тварях Бог промышляет простым, несложным действием, но в зеркале человеческого, аналитического разума Промысл проявляется как общий и особенный; общий объемлет весь мир в целом, а особенный – каждую тварь в отдельности, от самой большой до самой малой, от Ангела до червя, от созвездия до атома.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Сортировать по Исключить новости Патриарх Кирилл: Почему мы вспоминаем о суде в день, когда поминаем умерших? 22 апреля, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Суд состоит в том, что свет явился миру. 22 апреля. ПРАВМИР. 21 апреля 2015 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Во вторник второй седмицы по Пасхе мы молимся об умерших. Это особая служба, когда заупокойные молитвы соединяются с прославлением Воскресшего Господа, и в этот же день читается Евангелие (Ин. 3:16-21), которое, казалось бы, ничего не говорит ни о смерти, ни о загробной жизни, однако дает очень многое для понимания того, как должен жить человек, чтобы обрести бессмертие в Царствии Небесном. В небольшом отрывке из Евангелия от Иоанна есть такие слова: «не пришел Господь в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир». Да, действительно, нигде в Евангелии не сказано, что Господь принял на себя миссию Судии. Может быть, когда Он взошел на холм вблизи Галилейского моря, чтобы обратиться к народу с Нагорной проповедью, тогда и было уместно, вместо того чтобы произнести эти слова, сесть и судить мир. Однако ничего подобного не произошло и никогда не происходило в дни Его земной жизни. Даже когда Господь, будучи ни в чем не виновным, подвергся страшным истязаниям и был несправедливо осужден на смерть, — уж казалось бы, на Голгофе можно было произнести слово суда, — однако и этого не было, Господь лишь сказал: «Прости им, потому что не знают, что творят». Для чего же пришел Господь в мир? Не для того чтобы судить мир, но чтобы спасти мир. И буквально двумя предложениями позже евангелист Иоанн говорит нам о том, что есть суд Божий: «Суд состоит в том, что явился свет миру». Не слова Судии, не грозный взор, обращенный к грешникам, а свет, который принес Спаситель и, в первую очередь, свет Его учения действительно стал судом для мира.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pochem...

     Апостол Павел возвещает нам сегодня о высоком предназначении человека, об удивительном замысле Божием о нас. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» – говорит он (1 Кор. 3:16). Для того чтобы Павел смог сказать нам: «Вы храм Божий» – таким живым храмом стал Христос. Вспомним, как Господь, находясь в храме Иерусалимском, проповедовал Иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21). Теперь же апостол Павел открывает нам, ученикам Христовым: «Вы храм Божий». Мы можем выстроить определенную смысловую цепочку. Нечто, задуманное Богом, сначала исполняется во Христе, а потом Писание и нам говорит: а теперь ты, теперь с тобой это должно произойти, потому что ты христианин. Все, происшедшее со Христом в Его земном служении, таинственным образом касается и нас, так как мы – члены тела Христова, часть Церкви Его. Только во Христе это произошло, по словам святителя Феофана Затворника, «ипостасно», а в нас имеет исполниться «благодатно-нравственно». Интересно, что в древности храмы возводились согласно пропорциям человеческого тела. Храм для древних христиан был образом человека. Система мер, употреблявшихся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Расстояние измеряли локтями, а также пальцами, ладонями, шагами, саженями – расстоянием между концом среднего пальца левой руки и концом среднего пальца правой руки при разведенных руках. Знаменитая «золотая пропорция», которой древние строители удивили мир, опять же связана с человеческим телом. Например, соотношение между средним пальцем и ладонью, ладонью и кистью руки, кистью руки и локтевого сустава и т. д. Человек был камертоном средневекового храмоздательства. После завершения строительства православного храма в нем всегда служится «Чин освящения храма». Присутствующий когда-нибудь на этом прекрасном богослужении знает, что порядок освящения храма подобен всему тому, что делается для освящения человека в Таинствах Крещения и Миропомазания.

http://pravoslavie.ru/105588.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010