Мироносицкий считает, что во многих случаях переводы совсем не нужны. Пересказ русскими словами понятного церковнославянского текста приводит к тому, что «получается только подстрочник, который тем более бледнеет перед оригиналом, что напечатан с ним рядом» (Мироносицкий 1913а, с. 91). Трудные и неочевидные места при переводе становятся установлением нового, альтернативного текста, «который будет понятен читателю лишь после пространных, большею частью филологических объяснений» (Мироносицкий 1913а, с. 91). По мнению Мироносицкого, для которого русский и церковнославянский не являются самостоятельными языками, а существуют лишь во взаимосвязи, неприемлема сама идея существования параллельных текстов. («Зачем эта мена русских слов на русские же?» – Мироносицкий 1913а, с. 91). Русский подстрочник не нужен и неприятен как разрушающий языковое единство. Критика П.П. Мироносицкого вызывает недоумение у его оппонента. В восприятии Н.Ч. Заиончковского русский и церковнославянский языки существуют как самостоятельные системы. Та непоследовательность в выборе русских слов, в которой упрекает его Мироносицкий, объясняется нормативным русским словоупотреблением. Узус диктует выбор лексики. Вот примеры критики Мироносицкого отдельных фрагментов перевода и ответы Заиончковского на эту критику. «Выражение покрывает (καλπτει) камень покрывшаго добродетелию небеса ... г. Нахимов считает долгом перевести так: камень заслоняет Того, Кто своим совершенством заслонил небеса. Мы никак не можем объяснить этой неуклонности: переводить все и во что бы то ни стало. (...) Выражения: жалостливый (вм. щедрый ), по изобилию жалости (по множеству щедрот) тоже слишком легки и будничны для стиля молитвы. (...) Радуйся, Невеста, в брак не вступившая! – разве это не страшная, протокольная проза в сравнении с Невестой неневестною » (Мироносицкий 1913а, с. 91–92). «Выражение покрывает (καλπτει) камень покрывшаго добродетелию небеса надо перевести заслоняет и т.д., потому что камень не покрывал гроба Спасителя, как он покрывает наши грешные могилы, и его нужно было отвалить, а не поднять.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Мироносицкий 1914 – П.П. Мироносицкий . Преподобнаг Рмана Сладкопвца Кондакъ на недлю гл. рмана – Приходское чтение 50 (1914), с. 1494–1497; 2 (1914), с. 50–56; 3 (1914) с. 82–86. Мироносицкий 1990 – П.П. Мироносицкий . К вопросу о языке православного русского богослужения. – Комиссия по научному изданию Славянской Библии (Русская библейская комиссия). Сборник архивных материалов. Отв. ред. К.И. Логачев, Г.И. Смирнов, В.С. Соболев. Ленинград, 1990, с. 105–120. Мироносицкий 2000 – П.П. Мироносицкий . О языке богослужения. (Речь на акте Богословского института 11/24 мая 1921 г.). Подготовка текста и публикация А.Г. Кравецкого. – История русского языка: исследования и публикации. М., 2000, с. 297–318. Молитвослов 1970 – Православный молитвослов. – М.: Моск. патриархия, 1970. Молитвослов 1980 – Православный молитвослов и Псалтирь. М., 1980. Молитвослов 1999 – Молитвослов. Молитвы на всяку потребу. СПб., 1999. Молитвослов опт. 1999 – Православный молитвослов. Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни. 1999. Молитвы 1915 – Молитвы Господу Богу, пресвятей Богородице и святым угодникам Божиим, чтомые на молебнех и иных последованиих. СПб., 1915. (Репринт: М., 1993). Надеждин 1909 – А. Надеждин, прот. Памяти прот. Д.Т. Мегорского – Церковные ведомости, 1909, 30. Прибавления. Наумов 1992 – О nowszej literaturze cerkiewnosowiaskiej. – Smidia porównawcze z literaturze sjowiaskich. – Ргасе Komisji Sowianoznawstwa 49, 1992. Р. 23–29. Наумов 1996 – А. Naumow. Wiara i Hismoria. Kraków, 1996. Нахимов 1911 – Н. Нахимов (Н.Ч. Заиончковский). К истолкованию некоторых священных церковнославянских текстов. – Прибавление к Церковным ведомостям 1911 51–52, с. 2287–2291. Нахимов 1912 – Молитвы и песнопения Православного Молитвослова (для мирян) с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николая Нахимова (Н.Ч. Заиончковского). СПб., 1912. (Репринт: М. Донской монастырь, 1994). Нахимов 1913а – Н. Нахимов (Н.Ч. Заиончковский). Мой ответ на критику г. Мироносицкого. – Прибавления к Церковным ведомостям 1913 12, с. 572–588.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

4 события января: Проанонсированы следующие события: Фотовыставка «Территория радости» (откроется 5 января в Польше)//Фома. - – январь 2009. – С.92.- (рубрика « Путеводитель. 4 события января »); Кинолекторий протоиерея Георгия Митрофанова «Духовная судьба России в отечественном кинематографе» (Санкт-Петербург, Православный просветительский центр при храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери. 16 и 30 января)//Фома. - – январь 2009. – С.92.- (рубрика « Путеводитель. 4 события января »); Фотовыставка «И всей весенней красотою сияет русская земля» фотографа Юрия Кавера (будет проходить в «Фотоцентре» Союза журналистов до 15 января)//Фома. - – январь 2009. – С.92.- (рубрика « Путеводитель. 4 события января »). Спектакль «Матренин двор» по одноименной повести Александра Солженицына будет показан на малой сцене театра им. Вахтангова (21 января и 6 февраля). Идея инсценировки принадлежит артистам Александру и Елене Михайловым //Фома. - – январь 2009. – С.92.- (рубрика « Путеводитель. 4 события января »). 3 фильма к Рождеству:   Представлены фильмы: « Хроники Нарнии »: «Лев, колдунья и волшебный шкаф» (2005) и «Прин          ц Каспиан» (2008). США. Режиссер Эндрю Адамсон /Рекомендует протоиерей Виталий Головатенко //Фома. - – январь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Рождеству »); « День сурка » (1993, США). Режиссер Гарольд Рэмис //Фома. - – январь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Рождеству »); « Три орешка для Золушки » (1973, Чехия и ГДР). Режиссер  Вацлав    Ворличек //Фома. - – январь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Рождеству »). 2 телепередачи января:   Представлены телепередачи: Тем временем . Информационно-аналитическая программа. Канал «Культура». По понедельникам, в 22.35. Рекомендует ведущий Александр Архангельский //Фома. - – январь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 2 телепередачи января »); Православная энциклопедия . Интерактивный историко-познавательный телеальманах. Канал «ТВ-Центр». По субботам,  в 08.30. Рекомендует ведущий передачи, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский //Фома. - – январь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 2 телепередачи января »);

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-69-y...

...Деятельное повиновение Божественным заповедям совсем умерщвляет его мечом Духа (прп. Максим Исповедник , 91, 306). ...Если будем всегда исполнять волю Божию, вместе будем там в радости нескончаемой (прп. Феодор Студит , 92, 42). ...Чем более кто познает Бога, тем более сознает себя далеким от заповеди (прп. Феодор Студит , 92, 93). ...Заповеди составляют неразрывную цепь и одна за другую держатся, и сему соответствует как исполнение их, так и нарушение (прп. Феодор Студит , 92, 127). ...Нарушение губит все великие ваши исправности (прп. Феодор Студит , 92, 128). ...Кто Бога имеет в себе чрез исполнение святых Его заповедей, тот именитым делается и на небе и на земле (прп. Феодор Студит , 92, 270). ...Многая сокровиществуется вам награда на небесах, если до конца будете внимать себе и верно исполнять все заповеданное вам... (прп. Феодор Студит , 92, 332). ...Заповедь Господня жизнь вечная есть, нарушение же ее – смерть... (прп. Феодор Студит , 92, 351). ...Заповеди Христовы легки и облегчающи... (прп. Феодор Студит , 92, 420). Если... в презрении у нас соблюдение повелений Его , коим покорствует вся тварь, то как назовем себя верными мы – почтенные паче всякой твари... (свт. Феодор Едесский, 91, 347). ...Нам потребно великое себя хранение, много телесных трудов и очищение души, да вселим Бога в сердца наши, чтобы... безгрешно исполнять Божественные Его заповеди и чтобы Сам Он учил нас блюсти твердо Его законы, испуская, как солнечные лучи, Свои на нас воздействия... (прп. авва Филимон, 91, 367). ...Всякий преступающий заповеди Божии есть противник Богу, воюющий против Него (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 41). Источник. ...Христос заповеди Свои определил вообще для всех, и ничего не законополагал особо для монахов, и особо для мирян (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 109). Источник. ...Кто, Божественною силою Христовою укрепляем, не возненавидит прежде от всего сердца своего всего мирского и плотского, тот никак не может исполнить заповедей Христовых... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 124). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не все пекись о плоти, но, определив ей подвиг, по силе ее, весь ум свой обрати на внутреннее (прп. Максим Исповедник , 91, 222). Если, когда плоть здорова и в довольстве, обычно возрастает сила греха; то явно, что когда она в скудости, юнеть следует силе добродетели. Будем же нести мужественно измождение плоти, – сию очистительницу душевных скверн и виновницу будущей славы. Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас ( Рим. 8, 18 ) (прп. Максим Исповедник , 91, 250). ...Возлюбим же болезненное преутруждение плоти и возненавидим ее сласти: ибо то вводит в рай и делает причастными благ его; а те изгоняют из него и лишают благ его (прп. Максим Исповедник , 91, 251). ...Угождение ему противно духовной жизни (прп. Феодор Студит , 92, 37). Не будем поблажат телу, которое святые почитали врагом и смиряли его всячески воздержанием... (прп. Феодор Студит , 92, 37). Как со зверем диким, как со львом, живешь ты с этот плотию. Если не прострешь на него меча, он тебя похитит, сотрет и убьет (прп. Феодор Студит , 92, 110). Источник. Сколько ни корми ее, сколько ни покой, сколько ни услаждай – не превратится ли она все же в червей и и смрадную грязь? (прп. Феодор Студит , 92, 123). Когда немощная плоть начнет изнемогать, напомним себе, что, поблажая ей, усокровиществуем себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия, и воспрянем к воодушевленному мужеству (прп. Феодор Студит , 92, 224). Возьмите же ее (плоть) в руки и утесните, и, по слову Апостола: угодия не творите в похоти ( Рим. 13, 14 ), но, доставляя ей потребное в мере разумной, пребывайте так,чтобы жить в духе (прп. Феодор Студит , 92, 432). ...Сласть плотская удица есть, растлевающая, а не питающая, – смертоносная, а не живительная... (прп. Феодор Студит , 92, 543). Такова всякая плоть: тлением зачинается, тлением и кончается (прп. Феодор Студит , 92, 624). Бедствующие от восстаний сего смертного тела и каждочастною почти войною его утомляемые, пусть не плоть за это осуждают, а самих себя; ибо если бы они не давали ей силы, попечения о ней простирая до похоти, то не бедствовали бы столько от нее. Или не видят они распеньших плоть свою со страстьми и похотьми и мертвость Иисусову в мертвенной плоти своей носящих, как они имеют ее содейственницею паче в добром, – не противоборствующею, но покорною и ведомою законом Божиим? (свт. Феодор Едесский, 91, 323).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Когда хвалители наши или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Источник. Бывают из тщеславных такие, коих некоторые прошения должны бы быть услышаны Богом; но Бог предваряет их молитвы и прошения, чтобы они, получив через молитву просимое, не впали в большее самомнение (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Простые же сердцем не очень подвержены отравлению сим ядом, ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту; так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Источник. Тщеславию свойственно лицемерие и ложь... (авва Фалассий, 92, 291). Тщеславие истребляется укрыванием добрых дел... (авва Фалассий, 92, 291). Тщеславию свойственно действовать напоказ... (авва Фалассий, 92, 312). Между человеческими действиями многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Например, пост и бдение, молитва и псалмопение, милостыня и странноприимство сами по себе суть дела добрые, но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры (прп. Максим Исповедник , 92, 184). Тщеславие рождает гордость, иногда быв изгоняемо, а иногда оставаясь. Но, быв изгоняемо, оно приводит самомнение, а оставаясь – надменность (прп. Максим Исповедник , 92, 206). Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость – приписыванием Богу исправно делаемых дел (прп. Максим Исповедник , 92, 206). Кто творит добродетели из тщеславия, тот и познания ищет из тщеславия же. Но такой ничего уже не делает и не говорит для назидания, но во всем ищет уловить славу от видящих дело его или слышащих слово его. Обличается же страсть сия тем, если когда некоторые из таковых станут хулить слова или дела его, он крайне огорчается Тем не потому, что те не получили назидания, ибо сей цели он и не имел, но потому, что он унижен или уничижен ими (прп. Максим Исповедник , 92, 209).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Епископ Александр ( Семенов Тян-Шанский ). Православный катехизис . Краткое изложение православного вероучения. Читает священник Андрей Спиридонов. - Мультимедийное издательство «Деоника». Формат: CD-ROM (mp-3)/Представляет Всеволод Бучирин , генеральный директор издательства «Деоника»//Фома. - – июль 2009. – С.90,92. - (рубрика « Путеводитель. 5 дисков июля »). Символ веры. Марина Михайлова . – Студия «Град Петров». Формат: CD-ROM (mp-3)/Представляет Константин Пигров , заведующий кафедрой социальной философии и философии истории СПБГУ//Фома. - – июль 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 5 дисков июля »). Виктор Астафьев . Прокляты и ; О романе «Прокляты и убиты» . Протоиерей Георгий Митрофанов ; Стихи о – Студия «Град Петров». Формат: CD-ROM (mp-3)/Представляет Тамара Вахитова , ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН//Фома. - – июль 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 5 дисков июля »). романа читает протоиерей Константин Смирнов. Стихи Твардовского, Ахматовой и других. А. С. Пушкин . Капитанская дочка. Метель. – Студия «Град Петров». Формат: CD-ROM (mp-3)/Представляет Сергей Фомичев , главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН//Фома. - – июль 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 5 дисков июля »).             4 радиопередачи июля: «Фома» - программа для тех, кто хочет верить. Радиостанция «Говорит Москва». 3-я кнопка радиотрансляционной сети или 92.0 FM в Москве. По средам 21.00. Автор и ведущая программы Алла //Фома. - – июль 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи июля »). В передаче участвуют священник Игорь Фомин (первая среда месяца) и главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда (последняя среда месяца). Словарь. Радиостанция «Град Петров». 1323 кГц в Петербурге и on-line на сайте www.grad-petrov.ru . По средам в 19.15/Представляет автор и ведущая Марина Михайлова , кандидат философских наук//Фома. - – июль 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи июля »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-75-i...

Умножение страха Божия есть начало любви... (прп. Иоанн Лествичник , 58, 248). Источник. Страх Божий, когда он бывает в чувстве души, обыкновенно очищает и истребляет нечистоту ее (прп. Иоанн Лествичник , 58, 248). Как тает воск от лица огня ( Пс. 67, 3 ), так нечистый помысл от страха Божия (авва Фалассий, 92, 315). Источник. Страх Божий удерживает похотения, а печаль по Бозе отгоняет сластолюбие (авва Фалассий, 92, 321). Боящийся Бога радеет о своей душе и от злой участи избавляет себя (авва Фалассий, 92, 324). Боящийся Господа имеет смиренномудрие всегдашним своим собеседником и по его напоминаниям восходит к любви и благодарению Бога. Он, воспоминая первое свое житие по духу мира, свои разнообразные прегрешения, случившиеся с ним от юности искушения, и то, как Господь от всех их избавил его и от жизни страстной перевел к жизни по Богу, со страхом восприемлет и любовь; и непрестанно с глубоким смиренномудрием благодарит Бога, благодетеля и правителя жизни нашей... (прп. Максим Исповедник , 92, 169). Страх Божий двояк. Один рождается от угроз наказанием, от которого порождаются в нас по порядку воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из коего любовь. Другой сопряжен с самою любовью, производя в душе благоговение, чтобы она от дерзновения любви не дошла до пренебрежения Бога (прп. Максим Исповедник , 92, 174). Страх двояк: один чистый, а другой нечистый. Тот страх, который порождается по причине прегрешений под действием ожидания мук, нечист, так как причиною имеет сознаваемый за собою грех, и не пребудет навсегда, потому что вместе с отъятием через покаяние греха исчезает. А тот, который и без этого боязливого беспокойства из-за грехов всегда стоит в душе, этот страх чист и никогда не отойдет, потому что он некако соприсущ Богу, как дань от лица тварей, проявляя собою естественное всем благоговение перед Его величием, превысшим всякого царства и силы (прп. Максим Исповедник , 92, 259–260). Источник. Дух страха Божия есть воздержание от злых дел... (прп. Максим Исповедник , 92, 295).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Начало греха – гордыня (прп. Никита Стифат , 92, 95). Источник. Если, оставлен быв благодатию, пал ты падением плоти, или языка, или помысла, да не покажется тебе сие удивительным или странным: твое это падение и по твоей вине (прп. Никита Стифат , 92. 95–96). Огнь, тьма, червь, тартар соответствуют страстям ...неутолимой жажде чувственных удовольствий, смраду греха зловонного, – кои, как задатки и зачатки адских мук, уже отзде начинают мучительно действовать в душах грешников, когда укореняются долгим навыком (прп. Григорий Синаит , 92, 186). ...Ум если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы (прп. Григорий Синаит , 92, 205). Источник. Кто же не ведает и не чувствует, что грешник хуже и бесов, как раб их и подданный, уже отзде с ними во тьму кромешную заключенный? (прп. Григорий Синаит , 92, 206). ...Как следствие греховности, приходят гражданские смятения и непорядки, принося с собою всевозможные виды зла и вселяя в зачинщиков мятежей и мятежников князя зла, который превращает их в зверей, и без преувеличения скажу, что он тех, которыми возобладает, делает приобретающими нрав демонов (свт. Григорий Палама , 26, 18). ...Кто в начатках греха раскаивается, тот не дойдет до конца его; и кто о малых грехах не болезнует, тот чрез них впадет и в великие (свт. Григорий Палама , 92, 288). Источник. Когда бываешь уранен, впадши в какое-либо прегрешение, по немощи своей или по худонравию своему (разумеются грехи простительные: недолжное слово сорвалось, рассердиться пришлось, мысль худая промелькнула, желание недолжное поднималось и подобно), не малодушествуй и не мятись попусту и без толку. Первое, что нужно, – не останавливайся на себе, не говори: «Как я такой потерпел это и допустил?!» Это вопль гордостного самомнения. Смирись, напротив, и, воззрев ко Господу, скажи и восчувствуй: «Чего другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного». И тут же возблагодари Его, что на этом только остановилось дело, исповедуя: «Если б не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а всеконечно впал бы еще в худшее что». Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

3 телепередачи сентября: Острова . Телевизионный документальный цикл. Канал «Культура». Очередной фильм цикла будет посвящен 110-летию со дня рождения Андрея Платонова //Фома. - – сентябрь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 3 передачи сентября »); Кто мы? Телевизионный документальный цикл. Канал «Культура». Авторская программа Феликса Разумовского – первая на российском телевидении передача о русской цивилизации. В сентябре в рамках цикла к 1150-летию Великого Новгорода – документальный фильм « Новгород. Уроки русской демократии »//Фома. - – сентябрь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 3 передачи сентября »); Православная энциклопедия . Интерактивный историко-познавательный телеальманах . Канал «ТВ-Центр». По субботам в 08:30/Представляет ведущий, протоиерей Алексий Уминский , настоятель храма в честь Живоначальной Троицы в Хохлах//Фома. - – сентябрь 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 3 телепередачи сентября »). Первая передача сентября – « Миссия и молодежь » (духовным просвещением молодежи, по мнению Святейшего Патриарха Кирилла, в первую очередь должна заниматься Церковь). Гость передачи – настоятель домового храма МГУ в честь святой мученицы Татианы пртоиерей Максим Козлов . Следующая передача посвящена Курс к ой Коренной пустыни . 19 и 26 сентября - « Подворья поместных церквей » (о поместных церквях, представительства которых находятся в Москве, об истории и современной жизни общин тех храмов, в которых эти представительства располагаются).          2 радиопередачи сентября: «Фома» - программа для тех, кто хочет верить. Радиостанция «Говорит Москва». 3-я кнопка радиотрансляционной сети или 92.0 FM в Москве. По средам 21:00. Автор и ведущая программы Алла //Фома. - (77) – сентябрь 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 2 радиопередачи сентября »); В передаче участвуют священник Игорь Фомин (первая среда месяца) и главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда (последняя среда месяца). Время доверия. Радиостанция «Русская служба новостей», 107.0 FM. В ночь с понедельника на вторник с 00:07 до 06:00. Ведущий – протоиерей Всеволод Чаплин //Фома. - (77) – сентябрь 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 2 радиопередачи сентября »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-77-s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010