В Каменце-Подольском еп. Дамаскина приняли дружелюбно, архиерей обсудил с гебитскомиссаром и председателем городской управы вопросы устройства кафедры. Местные власти и духовенство помогли найти помещение для консистории. 1 июля 1942 г. консистория начала работу, в нее входили священники Г. Радкевич, М. Карашевич, С. Либацкий и бухгалтер К. Демкевич. Первым делом консистории стал подбор священников на приходы, каждый иерей должен был окормлять 5-6 приходов. Важнейшей задачей стало противодействие униат. экспансии в регионе, униатам удалось захватить все храмы пос. Сатанов и ряд церквей Сатановского р-на. В первую очередь необходимо было назначить правосл. иереев на приходы по р. Збруч - на границе между правосл. и униат. Церквами. Туда набирались опытные священники, способные вести миссионерскую работу. К кон. 1942 г. в Каменец-Подольской обл. не осталось ни одного униат. священника. Для подготовки священнослужителей Каменец-Подольская консистория организовала 6-месячные курсы, на к-рых учились 35 слушателей. Разрешение на открытие курсов еп. Дамаскин получил в сент. 1942 г. По благословению еп. Дамаскина в 1942 г. были возрождены жен. мон-ри: городищенский в честь Рождества Пресв. Богородицы и Сатановский Свято-Троицкий. В нач. 1942 г. еп. Дамаскин обратился в администрацию генерал-комиссара с планом автономии Каменец-Подольской епархии в составе автономной УПЦ. Действия еп. Дамаскина стали ответом на попытки Поликарпа (Сикорского) создать в Каменце-Подольском епархию УАПЦ. План еп. Дамаскина был поддержан главой автономной УПЦ митр. Алексием (Громадским), с которым Каменец-Подольский епископ состоял в переписке. В мае 1942 г. по распоряжению гебитскомиссара Райндля еп. Дамаскин созвал съезд духовенства Подольской епархии, на заседания были приглашены 120 священников, 60 диаконов, 11 псаломщиков, 34 представителя общественности и органов власти. К тому времени приходами епархии руководили 11 благочинных: Сергий Петропавловский (Виньковецкий р-н), Павел Заболотный (Миньковецкий р-н), Филарет Калицкий (Сатановский р-н), Иоанн Кислевич (Орининский р-н), Андрей Наконечный (Барский р-н), Сергий Лисак (Михалпольский р-н), Владимир Ходацкий (Новоушицкий р-н), Евфимий Марчук (Ярмолинецкий р-н), Дамиан Черкасский (Чемеровецкий р-н), Василий Левицкий (Дунаевецкий р-н) и настоятель каменец-подольского кафедрального собора прот. |
Примечание: Мною даны указания т. Федотову о возбуждении протеста перед областной прокуратурой в отношении неправильных действий районной прокуратуры. Но так или иначе, а следует отметить, что сравнительно с прошлым указанных выше нарушений становится все меньше и меньше, а те, что возникают где-либо, как рецидивы, безусловно пресекаются в корне. В установлении порядка на местах в отношении церкви сыграло большую положительную роль постановление СНК СССР от 1 декабря 1944 г. 350 Большинство облисполкомов в соответствии с этим постановлением вынесли свои постановления, доведя их до районов и населенных мест – городов, поселков, колхозных сел, хуторов. Некоторые председатели облисполкомов направили специальные письма горрайисполкомам и это также содействовало положению в установлении законного порядка. Но наряду с этим следует заметить, что и со стороны служителей культа в их действиях необходимо желать много лучшего. Например, наблюдались на местах следующие ненормальные явления: 1. По Каменец-Подольской области. – « Были случаи совершения религиозных треб на дому и в церквях незарегистрированными священниками. Незарегистрированный священник Демчук Г. М., 48 лет, бродяжничает по районам области беспрепятственно. Он проехал все свободные приходы в Городокском, Миньковецком и Фальштинском районах, а в селе Малиничи Проскуровского района совершал служения по указанию епископа Каменец-Подольского Максима. Другой случай. Епископ Каменец-Подольский Максим в начале июня с. г. разрешил проводить службу в церкви с. Жучковцы, Фельштинского района, незарегистрированному священнику Богатыреву П., не принятому в юрисдикцию московской патриархии. (Из доклада т. Ильина). 2. По Одесской области. – «Имеет место случай, когда епископ Сергей Ларин, управляющий Одесской епархией, если и не преподает вероучения лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста, то привлекает учеников 5–6 классов средней школы (13–14 лет) к участию в его богослужениях, чем, конечно, нежелательным образом воздействует на детей в их развитии. Таких ребят, по заявлению епископа, у него 5–6 человек» (Из доклада т. Забудского). |