Глава XI. Настоятельство в Брест-Литовске Незадолго до получения Указа о назначении в Брест тесть напомнил мне о необходимости позаботиться об устройстве нашей с Санечкой нормальной семейной жизни. Я и сам понимал ненормальность – в течение 2 лет – жизни врозь с супругой, но что я мог сделать? Обручение Церкви в пастырском рукоположении побуждало меня подойти к вопросу семейной жизни так, чтобы не опрокинуть шкалу ценностей: на первом месте – Церковь , на втором – создание семьи, в противном случае и служение Церкви и семья окажутся кривыми. Был я уверен в скромности и выдержке моей молодой супруги, был уверен что она понимает меня. И в этом не ошибся. Разве мог я, настоятельствуя в Омеленце, создавать наш семейный уют, вить свое гнездышко ценой изгнания из настоятельского дома, фактически изгнания на улицу, доброго пастыря-собрата, ставшего жертвой провокации сумбурной молодежи, жестокости и издевательства гражданских властей? К тому же, и всецелая поглощенность пастырским долгом и трудом в сложной обстановке омеленецкого прихода лишала меня возможности заняться личной жизнью. Эту возможность дал нам с матушкой Господь с переездом на настоятельство в Брест-Литовск. Да и в Бресте поначалу жизнь моей кроткой, терпеливой матушки была полна тяжелых моральных испытаний, виновницей которых была часто навещавшая дом отца его старшая дочь. Никогда не было у меня с этой сестрой ничего общего, да и папа с ее появлением в его доме удалялся в свою комнату. Это была сентиментальная, отзывчивая, живая и, вместе с тем, властная, часто жестокая, сумбурная женщина. Были основания предполагать, что она ревновала меня к моей матушке. И в Брест-Литовске занятость по приходу и учебным заведениям лишали меня возможности уделять моей семье нужные время и внимание, в которых обычно семья нуждается. Этот недостаток восполнял мой старший брат Георгий, он был деловым помощником, советником и моральной поддержкой моей матушки. Жорж ко времени моего перевода в Брест вернулся больной из Парижа, не закончив учение в Богословском Институте преп. Сергия Радонежского на рю де Кримэ. Большой добряк, готовый каждому услужить и помочь, тактичный, с изысканными манерами, он был любимцем всего Бреста.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Туров, в настоящее время местечко Минской губернии, Мозырского уезда, находящееся на реке Припяти, на половине расстояния между городами Мозырью и Пинском. Княжество Туровское – область предисторических Дряговичей или Болотников. По свидетельству летописи, город Туров и княжество основаны Варягом Туры или Туром, который в правление Святослава или Ольги после Игоря пришёл из заморья вместе с другим Варягом Рогвольдом, основавшим княжество Полоцкое 1316 . Владимир отдал Туров в удел старшему сыну Святополку, Ярослав также старшему сыну Изяславу. За родом последнего Туров и остался, быв однако нередко отнимаем сторонними князьями (из чужих особенно долго владели им Мономаховичи). В настоящее время известны епископы Туровские: 1 . Симеон, 2 . Игнатий, 3 . Иоаким и 4 . Георгий, упоминаемые в одном из рассказов о чудесах Бориса и Глеба, как прошествовавшие друг другу 1317 ; из них об Иоакиме известно по летописи, что он поставлен в 1144г. и навсегда или на время из-за смены князей низведён в 1146г., – этим приблизительно определяется время жизни и остальных. Затем, 5 . св. Кирилл, знаменитый проповедник, неизвестно с какого, и по какое время, и 6 . Лаврентий из монахов Печерских, упоминаемый под 1182г. 1318 . Епархия Туровская обнимала княжество Туровское; но пределы этого последнего не могут быть определены с особой точностью. К Турову, принадлежали Пинск, Берестие, – нынешний Брест-Литовский, Слуцк Клеческ, – ныне Клецк, местечко или селение Минской губернии близ границы с Гродненской на западо-северо-запад от Слуцка. Следовательно, княжество Туровское обнимало южную большую половину нынешней губернии Минской и южную часть губернии Гродненской (и, вероятно, некоторую северную часть и губернии Волынской: Туровская «Погорина» – область по р. Горыни). Туровские Изяславичи, игравшие весьма незначительную роль среди князей, несмотря на своё старшинство, как кажется, не особенно заботились о церковном благоукрашении своего родового стольного города. Нет в летописях совершенно никаких упоминаний ни о кафедральном храме епископов Туровских, ни вообще о какой бы то ни было церкви в Турове 1319 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Рыбникове, Рыбинский острог при р. Верхней Тунгузке, Тасеевский при р. Усолке, Дубческая слобода при р. Енисее. В Мангазейском уезде – самом обширном, простиравшемся от Обской губы до р. Анабары, русских жителей было еще меньше. Безлюдный город Туруханск (осн. в виде зимовья еще в 1607 г.), Троицкий монастырь – при впадении Нижней Тунгузки в Енисей, поставленный в 1660 г. старцем Тихоном, куда в 1670 г. были перенесены из Старой Мангазеи мощи убиенного 19-летнего юноши Василия Мангазейского, два-три погоста, 15 казенных зимовьев, кроме промышленных, вот и все населенные места Мангазейского уезда. В Красноярском уезде, также обширном, как и Енисейский уезд, населения было в семь раз больше. В нем было 5 острогов – вверх по Енисею – Караульный, Абакинский (осн. 1707 г.), Саянский (осн. 1718 г.), к востоку Канский на р. Кане, Удинский при р. Уде и Наупорожная слобода. 396 Сравнительная густота населения Красноярского уезда объясняется тем, что в бассейнах Енисея, а также Лены, русская колонизация тяготела к югу и юго-востоку, а не к холодному северу. Из Илимского острога, осн. в 1631 г., ныне заштатного города Киренского округа Иркутской губернии, еще в 1647 г. снаряжена была знаменитая экспедиция Хабарова. Побывав в Якутске в 1650 г., Ерофей Хабаров очутился на Амуре, а в 1651 г. – основан Албазинский острог, уничтоженный по Нерчинскому трактату в 1689 г. 397 В сороковых годах XVII века возникают остроги Верхоленский (1641 г.), Ангарский (1647 г.), Нижнеудинский (переименованный так в 1649 г. из Торгового городка, осн. в 1648 г.), Братский острог, осн. в 1648 г., для покорения бурят; в 1649 г. возник Верхнеудинский острог. В 1652 г. было поставлено Иркутское Зимовье, в верховьях Ангары, близ устья Иркута; с 1661 г. оно переименовано в острог. В 1653 г. был основан Балаганский острог для сбора ясака с бурят, в 1654 г. – Нерчинский на левом берегу р. Нерчи, в 1690 г. переделанный в крепость; в 1666 г. построен Селенгинский острог, 398 также перестроенный в 1726 году в крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

построен Нерченский, чрез 10 лет в 1665 г. Селенгинский. Первый острог на Амуре (Албазинский) построен только в 1651 г. На западной стороне Байкала в 1648 г. на р. Уде основан Покровский городок, переименованный (1649 г.) в Удинский острожек, а с 1664 г. назван острогом. В верховьях Ангары на Дьячем острове близ устья Иркута в 1652 г. основано Иркутское городище для сбора ясака с бурят, кочевавших по р. Иркуту; в следующем 1653 г. явился Балаганский острог. Продолжалась и колонизация Амура. В 70 годах там населено много слобод, а на Зее, притоке Амура, построены остроги Верхо-Зейский, Селимбаевский и Дадонский. В пограничных юго-западных областях Сибири – в пределах нынешней Тобольской и Пермской губерний русские владения несколько подвинулись к югу. Там на р. Псети в 1650 г. основан Исетский острог, в 1662 г., Шадринск, на Ишиме в 1663 г. – слобода Царево Городище (с 1782 г. город Курган), на Иртыше Черпнолуцкий острог. В южных пределах нынешней Томской губернии в 1651 г. при слиянии рек Бии и Катуни построен Бийский острог 1177 . Число сибирских церквей увеличивалось соответственно увеличению населенных пунктов. Как прежде, так и теперь, где становился острог там строилась и церковь , реже монастырь. При Киприане (1621–1623 г.) построены церкви в Мангазее, Устьиницкой слободе и в новых монастырях, вероятно, в Березове, Сургуте, Нарыме, Кетске и Таре 1178 . Второго сибирского архиепископа Макария (1625–1635 гг.) называют усердным строителем церквей. С достоверностью известно, что при нем построены, так называемая, сенная в Тобольске и церковь в Якутске. В его время были отправлены священнослужители в село Каменное, Чубаровскую слободу, Красноярский острог и др.; следовательно, там были церкви. При архиеписк. Нектарие (1636–1640) построены церкви в с. Абалокском, Якутском остроге и основана Красноярская Каченская пустынь. В архиепископство Герасима (1640–1650 г.), прилагавшего особое старание к сооружению новых церквей и монастырей, они являются в Енисейске, в Верхоленском остроге, на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Из подготовленного леса под непосредственным руководством подьячего Илимской съезжей избы Никиты Лазарева острог стро­ился всем миром: и служилыми людьми, и ружниками, то есть людьми духовного звания. В 1669 году воевода Оничков перешел на жительство в новый острог. Илимский острог находился в 951 версте от Енисейска — «от Енисейского же острогу вверх по Енисею и по Тунгуске (так тогда называлась Ангара. — Ю . Л.), и по Илиму рекам до Илимского острогу ходу 6 недель». Согласно имеющимся опи­саниям, он располагался в узкой долине реки Илим, зажатой с двух сторон высокими горами. Ширина Илима в этом месте в 150 верстах от его устья составляла 40-50 саженей, а ширина всей долины с рекой — 80-100 саженей. Четырехугольный в плане острог был размещен на правом берегу Илима и состоял из вось­ми деревянных башен, три из которых были проезжими. Башни соединялись стенами, представлявшими собой ряд отвесных, скрепленных друг с другом остроконечных бревен (тынин). Про­езжие башни располагались посередине трех стен: той, которая выходила к воде (южная), и двух перпендикулярных к ней (запад­ная и восточная). Противоположная от воды стена и каждый угол острога имели глухие («наугольные») башни. Внутри острожных стен общей длиной в 319 саженей были поставлены церковь во имя Спаса, воеводский двор, съезжая изба, амбар для соболиной казны, а позже и другие постройки. Илимский острог протянулся вдоль реки на четверть киломе­тра. Высокие, почти десятиметровые башни и более чем четырех­метровый тын из толстых, диаметром 25-30 сантиметров, вкопан­ных вертикально бревен общим количеством почти в 3 тысячи, создавали внушительную для местных «туземцев» крепость. В 1670 или 1671 году на башнях нового острога было установлено пять пушек, привезенных из Тобольска, которые, однако, так и не пригодились, ибо в истории Илимска, в отличие от Братского или Верхоленского острогов, не случилось военных событий. Известно, что в 1687-1688 годах Илимский острог был немно­го достроен, а в 1694 году «оветшалой» острог подвергся капи­тальному ремонту. Его военное значение к тому времени умень­шилось, и на вооружении острога в 1694 году осталось только две медные пушки на деревянных станках (одна в 16 пудов весом, другая в 17 пудов), 121 железное ядро к ним, 24 пищали, 2 карабина, 16 пудов пороха, 34 пуда свинца, 8 бердышей и копья. В 1727 году последние пушки по указу из Тобольска были отправле­ны в Якутск, а в Спасской башне долгое время оставалось «два стана пушечных, деревянных. У тех станков по обеим сторонам петли, 8 колец, 4 крюка железных».

http://sobory.ru/article/?object=40267

Не зная, что случится, но зная, что падение исполина может грозить опасностями и для окружающих его, мы, православные, ничего пока не можем, как только препятствовать пропаганде латинской веры среди православных народов, ревностнее распространять православную веру среди нехристианских народов и усерднее молить Бога, чтобы Он внял нашему церковному прошению о соединении церквей, которое должно состоять в принятии инославными церквами, исповеданиями, церковными обществами и сектами истинной, православной веры, так чтобы на земле было одно стадо, т. е., одна Православная Церковь, и один Пастырь ее, т. е., Иисус Христос, Глава Церкви, Которому да будет слава, честь и поклонение во всем мире. 1 Это теперешний Брест-Литовск, большой уездный город Гродненской губернии, имеющий до 50 т. жителей, преимущественно евреев. Два года тому назад он почти весь выгорел. Близ него сильнейшая крепость того же названия. Брест составляет пограничный пункт между собственно Россией и так называемым теперь Царством Польским. Но должно сказать, что в этнографическом отношении Брест и в старину находился и теперь находится не на границе с собственно польскими областями, а внутри России, потому что пограничная с ним с запада губерния Седлецкая и лежащая на юг от него губерния Люблинская искони были населены Русскими. Это – Забужная Русь. Занимая выгодное положение при реке Западном Буге, Брест и в старину был значительным городом. О Бресте и его древних храмах написал исторический очерк священник Л. С. Паевский под заглавием: Город Брест-Литовск и его древние храмы. Гродно. 1894 г. 2 В настоящем случае Западной Россией мы называем Белоруссию и Литву, а Юго-западной – заднепровские губернии России и Галицию, или Червонную Русь. 3 В настоящее время униаты есть только в Галиции. В газетах сообщалось, что они собираются торжественно отпраздновать трехсотлетний юбилей унии с Римом. Мы можем только молить Бога, чтобы и для Галицких Русских настал когда-нибудь час воссоединения с Православной Церковью, к которой принадлежали их предки. Тяжел для них неестественный политический союз под одною короной с Поляками, Мадьярами и Немцами; и эта тяжесть, к несчастью, увеличивается еще неестественным церковным союзом с Римом. 5 О Кунцевиче была помещена в Страннике, 6–9, за 1896 г., статья И. Ф. В-ла под заглавием: Латино-униатский святой Иосафат Кунцевич (По поводу трехсотлетия Брестской унии). Еще есть брошюра священника Льва Наевского: Лжемученик Иосафат Кунцевич (Униатский Полоцкий архиепископ). 1895 г. Гродно. 6 Академическая речь, произнесенная с сокращениями на годичном акте Московской Духовной Академии 1-го октября 1895 года. 11 Так изображают достоинства папы сами латиняне, которым даже при всем желании быть беспристрастными в оценке личности папы и его деятельности трудно удержаться от преувеличений в похвалах ему. Но, по-видимому, действительно, Лев XIII может быть причислен к лучшим папам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

жандармск[ого] унтер-офицера Л.303   в течение второй половины учебного года положительно терроризировал всю семинарию. Во время учебных занятий он неожиданно врывался в классы, требуя по тем или иным причинам прекращения занятий. Никакие убеждения на него не действовали. Особенно разные грубые выходки он позволял по отношению к инспектору, и последний действительно не на шутку боялся его. Туров иногда, правда, слушался меня. Несколько раз я приглашал его к себе в квартиру и убеждал его оставить семинарию в покое, вспоминал его покойного отца и именем покойного просил образумиться и не делать того, что он позволял себе, особенно в отношении инспектора. Туров давал мне слово быть воздержаннее, но проходило несколько времени, и он снова принимался за старое. Кончился учебный год. Думали, что Туров вместе с товарищами уедет домой, но не тут-то было. Он все каникулы провел в стенах семинарии, питаясь вместе с служителями. Только в августе месяце с приездом нового ректора, благодаря решительным мерам последнего, Туров был наконец удален из семинарии. Несколько ранее этого мне писал из Тамбова прот[оиерей] П. И. Успенский о своих злобах дня: Л.303 об.   «Наша семинарская писал он, «в своих главных деталях окончена. Ректор Афанасий , по одному лишь докладу ревизовавшего семинарию об[ер]-секретаря Синода Самуйлова , смещен с назначением в настоятели Жировицкого монастыря. Это скорое распоряжение Синода для нас однако не было неожиданным, п. ч. едва ли где можно найти ректора менее сведущего в делах, более слабохарактерного и не видного в церковной службе, нежели каким был наш Афанасий. Авторитета не имел никакого, и семинария при нем упала в общественном мнении до последней степени. Держался он, видимо, потому что сын архиеписк[опа] Тверского Дмитрия . Из Петрозаводска прислан архим[андрит] Нафанаил в лучшем смысле совершенно противоположный ему. Представительный по наружности, он имеет хорошую манеру служения, находчив и ласков в обхождении со всеми. При нем было уже несколько общих собраний, на них он вел себя превосходно. По докладу же ревизора, без

http://bogoslov.ru/article/6176126

Туров в начале XVI в. был во владении князя Михаила Львовича Глинского, по пожалованию короля польского и великого князя литовского Александра (А. 3. Р. I. Но с переходом князя Глинского на службу московского князя Василия, король Сигизмунд I отдал Туров князю Константину Острожскому, с волостями к нему принадлежащими и «с вольным подаваньем церквей»; князь К. И. Острожский записал его за женой своей, урожденной княжной Гольшанской. После смерти первой жены († 1522 г.), взяв в замужество слуцкую княжну, Александру Семеновну Олелькович, князь Острожский записал за ней город Туров с волостями. 318 В 1549 г. король Сигизмунд Август, подтверждая Туров княгине Александре Острожской, писал о епископии: «а тая епископия туровская с давних часов подаванье есть нашое господарское, до чого ты ничего не маешь». 319 Из пинских и туровских епископов, с основания епархии до разделения митрополии, известны не многие: но сохранилось сведение, что один из последних, или даже последний епископ пред разделением митрополии, Антоний, в угодность Витовту, по каким-то наветам недоброжелателей, митрополитом Киприаном лишен был в 1404 г. сана, причем с него снят был белый клобук, и послан в московский симонов монастырь. По перенесении туровской епископской кафедры, после разгрома татарского, в Пинск, епископы пинские имели свое местопребывание большей частью в тамошнем лещинском монастыре; а потом имели и свой дом при церкви св. Димитрия. Со времени разделения митрополии известны следующие епископы этой епархии: 320 Евфимий Окушкович, бывший на сборах в Новорудке в 1415 и 1416 г. при поставлении киевского митрополита Григория Цамвлака. Иоаким, 1458. Вассиан, 1492–1505. Арсений, бывший на соборе виленском 1509 г. Иона упоминается в 1514–1522. 321 Макарий из архимандритов лещинского монастыря, с 1522 г. В 1528 г. перешел на луцкую кафедру. 322 Вассиан, бывший в 1540 г. при присяжном обещании галицкого епископа Макария митрополиту. А. 3. Р. II пр. 127. Варлаам из архимандритов лещинского монастыря. В 1545 г. королева Бона воспретила ему сбор десятины с Ставецкой церкви. (Минск. акт. XI).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

9 . Церковь во имя Преображения Господня, и при ней мужской первоклассный монастырь. Он построен был в 1624 году иезуитами на средства совращённой ими в латинство внучки князя Константина Конст. Острожскаго – княгини Анны Александровны, названной по совращении Алоизией и бывшей в замужестве за Ходкевичем. В этом монастыре, после возвращения Волыни России, поместился Волынский епископ Варлаам, духов. Консистория и Волынская дух. Семинария. В 1821 г. 18 апреля – монастырь этот сгорел, а потому весь штат его, по Высочайшему повелению от 21 ноября 1821 г., был переведён в Дерманский монастырь; резиденция же Архиерея, Консистория и Семинария перешли в м. Аннополь (Острож. у.). В настоящее время г. Острог составляет собственность Управляющего 1-м Отделением собственной Его Императорского Величества Канцелярии Тайного Советника Статс-Секретаря Сергея Андреевича Танеева, который недавно приобрёл его покупкою от слабоумного Артура, – последнего из князей Яблоновских, бывших владельцев Острога. В разное время Острог подвергался нападениям казаков, отстаивавших интересы православия и русской народности. Так, в 1646 году Острог сильно пострадал от предводителя казацкого загона жестокого Шелудивого-Буняка, завладевшего городом и предавшего всё огню и мечу, причём тогда погибло несколько десятков тысяч поляков и евреев, из которых множество погибло в колодцах. В том же году казаки поразили на голову милиционеров князя Доминика Заславского, состоявших из 7-ми отрядов, пришедших под командою пана Сокола на помощь Острогу. В 1649 гиду загон Гараски вторично напал на Острог, перерезал более 400 евреев и униатов и выгнал из имения изменницу православию – княгиню Анну-Алоизу. В 1651 г. около 20 тысяч поляков, униатов и евреев собралось в Острог под защиту тамошних укреплений. Предводитель казаков Небаба с отрядом татар, под предлогом покупки съестных припасов, пробрался в город. В то же время пришли ещё два загона казаков – Донца и Головацкого, истребивших и сжёгших Острог. В г. Остроге, при Св.-Троицком монастыре, существовала некогда Типография, устроенная князем Константином Константиновичем Острожским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Весной 1654 года енисейский атаман Дмитрий Фирсов перенёс острог на окончательное место - на левый берег Оки, близъ впадения её в Ангару. Острог ставили 23 казака. Он представлял собой прямоугольное укрепление, обнесённое тыновыми стенами высотой до пяти метров, длина периметра стен около 213 м. По углам стояли 4 глухих башни высотой до 7-8 м. Над воротами возвышалась часовня. Новый Братский острог строился, в отличие от предыдущих, не только для сбора ясака, но и как центр земледельческой волости. Он являлся преддверием к освоению Забайкалья и имел громадное значение как сторожевой пост, прикрывавший путь с Енисея на Лену. Первые сведения о храме относятся к 1675 году, когда через Братский острог проследовало в Китай посольство русского государства во главе с дипломатом Николаем Гавриловичем Спафарием. 20-22 августа в своём путевом дневнике он записал: " ...приехали в Брацкой острог. А острог стоит на ровном месте. А в остроге церковь во имя пресвятой Богородицы Владимирской. А жилых домов казачьих с 20. До под острогом течет река Ока " . Местные краеведы датируют постройку церкви между 1654 и 1658 годами. В XVIII веке упоминается уже новое посвящение храма - в честь Богоявления Господня. Во второй половине XVIII – начале XIX веков в Братской церкви служили священники Мичурины, а после о. Илии Мичурина в Братской церкви служили: Василий Иванович Чирцев (1810-1817), Григорий Петрович Попов (1821-1828), Федор Григорьевич Серебренитский (1829-1934). При о. Федоре Серебренитском и при благочинном о. Илии Петелине в 1820 году во Владимирском пределе Братской Богоявленской церкви вновь был построен иконостас. Иконы для него привезли из закрытой епископом Михаилом (Бурдуковым) церкви Иоанна Воина при Иркутском Богоявленском соборе. Их в свое время освящал сам свт. Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский. Устроенный иконостас по какой-то причине требовал доработки. Поэтому уже в январе 1827 года Духовная Консистория слушала прошение, поданное к Его Высокопреосвященству Михаилу, архиепископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому, кавалеру Братского острога, от местного крестьянина Якова Вдовина с просьбой дать благословение на переплавку Братской Богоявленской церкви разбитого колокола и справку на изменение иконостаса. Резолюция Владыки гласила: " Доброе намерение и желание просителя перелить колокол и поправить иконостас Господь Бог да благословит " .

http://sobory.ru/article/?object=58721

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010