Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года. В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия. В молодой княгине нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку, давшие жителям города возможность сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты Православия. В деятельности Братства праведная София принимала самое деятельное участие как высокоименитая братчица. Своего мужа в бытность его католиком настойчиво убедила она исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении благочестивых (то есть православных) принуждать к унии. Влияние праведной княгини было столь велико, что даже муж ее князь Януш Радзивилл впоследствии издавал грамоты в поддержку Православия, глубоко уважая завещанные благочестивой Софией традиции. Кроме юридической защиты Православия княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божии, собственноручно изготавливала дорогие, вышитые золотом и серебром священнические облачения, выделяла средства на строительство церквей. Город постепенно становился религиозным и церковно-административным центром, около которого группировались патриотические силы Белой Руси. Блаженная София скончалась 19 марта 1612 года от первых родов мертворожденной дочери в возрасте 26 лет. Нетленные останки княгини Слуцкой Софии почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Современный список иконы " Забельская " Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Современный список иконы " Забельская " Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Забельская Эта икона, написанная в 17-м веке и утраченная в годы гонений, была воссоздана по сохранившемуся негативу минским художником Юрием Пискуном. Размеры списка соответствуют размерам оригинала - 1,66 х 1,42 метра. Правда, написана воссозданная икона не на воловьей коже, подобно оригиналу, а на дубовой доске. Вес иконы — свыше 50 кг. Воссозданный образ был освящён 24 июня, в День Всех святых, в земле Белорусской просиявших, ознаменовавшим начало крестного хода из Минска в Слуцк, в Свято-Духовом кафедральном соборе. Список чудотворной иконы " Забельской " будет постоянно храниться в Храме Рождества Пресвятой Богородицы деревни Греск Слуцкого ра-на Минской обл. Республики Беларусь. Святой Синод Белорусской Православной Церкви установил дни церковного почитания иконы Пресвятой Богородицы “Забельская”. Празднование иконы будет отмечаться дважды в год – в день Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице), когда был совершен чин освящения новонаписанного образа в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе, а также 6/19 декабря, в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца – в этот день этот образ почитался ранее. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-10-25. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Забельская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1577

24 июня 2012 г. 24 июня - 7 июля. Крестный ход, посвященный 400-летию блаженной кончины святой праведной Софии Слуцкой. Белоруссия Крестный ход, посвящённый торжествам ко дню памяти святой праведной Софии Слуцкой, начнётся 24 июня с торжественного молебна у мощей святой в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска. В первый день паломники пройдут крестным ходом до храма минского прихода святой праведной Софии. В последующие дни маршрут пешего паломничества будет пролегать через деревни Самохваловичи, Крупица, Озеро, Станьково, посёлок Энергетик. На 7-й день паломники пересекут границу Узденского района. Пройдя через Песочное, Копыль, Греск паломники на 14-й день достигнут города Слуцка. Финальным событием крестного хода станет торжественное богослужение в слуцком храме Архистратига Михаила. План маршрута крестного хода Дата Начальная точка В пути (км) Конечная точка 1 день 24.06 вс г. Минск Свято-Духов собор г. Минск, храм прав. Софии Слуцкой 2 день 25.06 пн г. Минск Храм Софии Слуцкой д. Самохваловичи, Свято-Духов храм 3 день 26.06 вт д. Самохваловичи Храм Свято-Духов д. Крупица, храм Успения Пресвятой Богородицы 4 день 27.06 ср д. Крупица Храм Успения Пресвятой Богородицы д. Озеро, храм в честь апп. Петра и Павла 5 день 28.06 чт д. Озеро Храм в честь апп. Петра и Павла д. Станьково, храм в честь свт.Николая 6 день 29.06 пт д. Станьково Храм в честь свт. Николая пос. Энергетик, приход в честь свт. Николая 7 день 30.06 сб пос. Энергетик Приход в честь свт. Николая г. Узда, храм в честь апп. Петра и Павла 8-9 дни 1-2.07 вс. пн г. Узда Храм в честь апп. Петра и Павла д. Могильно , храм в честь свт. Николая Чудотворца 10 день 3.07 вт д. Могильно Храм в честь святителя Николая Чудотворца д. Песочное, храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы 11 день 4.07 ср д. Песочное  Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Копыль, храм в честь Вознесения Господня 12 день 5.07 чт. г. Копыль Храм в честь Вознесения Господня д. Греск, храм в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша 13 день 6.07 пт. д. Греск Храм в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша г. Слуцк 14 день 7.07 сб г. Слуцк Храм Арх.Михаила 24 июня 2012 г. HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/db/24_iyunya_-_5161/

В 1323 г. при литовском князе Гедимине впервые назван столицей Великого княжества Литовского. В период пребывания там Димитрия Ростовского город входил в состав государства Речи Посполитой. 502 ...в монастыре Сошествия Святаго Духа... – Основание Свято-Духова монастыря относится к рубежу XVI–XVII вв. После заключения Брестской Унии братия Виленского Свято-Троицкого монастыря переходит и постепенно обосновывается в новом монастыре при Свято-Духовом храме, построенном в 1597 г. Первым настоятелем монастыря был Леонтий Карпович (1580–1620) Во время пребывания в монастыре Димитрия Ростовского он подчинялся Константинопольскому патриарху, под юрисдикцию Московского патриархата монастырь перешел в 1686 г. 503 ...сказывал два поучительныя слова. – Димитрий Ростовский приехал в Вильно по приглашению настоятеля Свято-Духова монастыря Климента Тризны (?–1685). Проповеди, произнесенные святителем в монастыре, не сохранились. 504 Таже, егда по прошению духовенства братства Слуцкаго из Вильни преселися в Слуцк...Святитель Димитрий приехал в Слуцк по приглашению Феодосия Василевича (Баевского). православного епископа Слуцкого (?–11.03.1678). и братии Слуцкого Преображенского монастыря. Слуцк – город в Белоруссии, в 105 км к югу от Минска. Первые упоминания относятся к нач. XI в. Город входил в состав Великого княжества Литовского. 505 ..Братском Преображенском монастыре... – Имеется в виду Слуцкий православный Преображенский монастырь, основанный в 1611 г православным братством при Спасской церкви на берегу реки Случи. Возможно, заказчиком и автором проекта монастыря был Богуслав Радзивилл (03.05.1620–31.12.1669). Монастырь сгорел в конце XVIII в. 506 …благочестиваго гражданина Иоанна, по именованию Скочкевича... – Об Иоанне Скочкевиче известно только из «Диариуша» Димитрия Ростовского , он также был ктитором Слуцкого Преображенского монастыря, дата смерти Иоанна Скочкевича отмечена в «Диариуше». – 29 ноября 1678 г. 507 Батурин – город, расположенный на левом берегу реки Сейм, основан в 1575 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главное внимание сейма обращено на епископа Виктора Садковского, только вначале октября 1788 г. вернувшегося в Слуцк после второй своей поездки по епархии. Виленскому воеводе князю Радзивиллу, в владениях которого находился Слуцк, приказано было собрать подробные сведения о подготовке бунта в этом городе, как главном месте пребывания епископа; несмотря на то, что слуцкий комендант Попиний доносил в Варшаву, что он не мог открыть у себя никаких следов предполагаемого бунта, князь Радзивилл приказал произвести новое расследование; тогда капитан надворных радзивилловых войск в Слуцке Дружаловский вынужденно донес о мнимых противозаконных действиях православного епископа; донесение его Радзивилл представил сейму, и здесь 21 апреля 1789 г. состоялось определение арестовать епископа и доставить его в Варшаву для объяснений. Но сам арест его последовал на несколько дней раньше до издания сеймом того определения и состоялся по распоряжению того же князя Радзивилла. Еще 17 апреля прибыл из Варшавы в Слуцк генерал-адъютант радзивилловского войска Мацкевич; сряду же явился к епископу Виктору и передал ему словесное предложение князя ехать в Варшаву. Епископ, заранее предупрежденный доброжелателями об угрожавшей ему опасности и сознавая правоту своего дела, не допускал возможности насильного его ареста, не согласился ехать в Варшаву добровольно без письма о том Радзивилла, без приказа Св. Синода и русского посла, и в тот же день в 4 часа пополудни выехал в свой грозовский монастырь, состоящий в 30 верстах от Слуцка. Узнав о том, Мацкевич тотчас же отправил за ним отряд из конных и пеших солдат с приказом арестовать епископа, а город Слуцк окружил войском, чтобы прервать сношения его с окрестными жителями. Не смотря на эти предосторожности, игумен Киприан и архиерейский дворецкий успели на другой день прибыть к своему епископу и известили его о предстоящем для него аресте; епископ по-прежнему не верил возможности этого ареста и после обеда 18 апреля, вопреки совету приближенных, решил возвратиться в Слуцк.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Закрыть itemscope itemtype="" > В православной Белоруссии большой праздник День памяти Минской иконы Богородицы 26.08.2022 562 Время на чтение 6 минут Всебелорусский крестный ход завершился в Минске торжественным шествием от храма Покрова Пресвятой Богородицы к Свято-Духову кафедральному собору, передает корреспондент БЕЛТА. Всебелорусский Крестный Ход закончился шествием по центру Минска и божественной Литургией на площади около Свято-Духова Кафедрального собора, которую возглавил митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении всех архиереев Белорусского Экзархата. День явления Минской иконы Богородицы особый не только для минчан и Минска, главным праздником которого поистине и должен стать данный день. Он может стать таковым и для всей Руси. Минская икона Божьей Матери написана самим апостолом Лукой с Богородицы и затем столетия пребывала в Константинополе и была той самой иконой, которая была направлена в дар навстречу равноапостольному князю Владимиру при его прибытии в Херсонес для принятия крещения и встречи с царственной невестой Анной. С ним она прибыла в Киев и впоследствии пребывала там до очередного разорения Киева крымскими татарами, когда она была брошена в воды Днепра, откуда чудесным образом против течения доплыла до Минска, где и остановилась, излучая свет. Этим чудом был данный явный знак некоего особого избранничества Минска – на тот момент одного из поветовых (уездных) городов ВКЛ. Вскоре после явления иконы была заключена трагическая для Белой Руси и всего Русского мира Люблинская уния, после чего Минск – хоть и вырос в статусе до центра воеводства (губернии), до самой Революции 1917 года продолжал быть небольшим городом с преимущественно еврейским и также польским населением. Однако события XX века постепенно превратили его в столицу Белой Руси, где число православных храмов после распада СССР выросло в 7 раз (а приходов – в 13) и которая в наши дни может еще исполнить свое особое предназначение для всего Русского мира Втреча крестоходцев у Свято-Духова кафедрального собора предварила Соборную Божественную литургию, которую совершает митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении духовенства Белорусской православной церкви. После Божественной литургии Патриарший Экзарх совершит молебен перед чудотворной иконой Божией Матери " Минская " в Свято-Духовом кафедральном соборе.

http://ruskline.ru/politnews/2022/08/26/...

За вечерним богослужением Его Святейшеству сослужили: митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний ; епископ Молодечненский и Столбцовский Павел ; архимандрит Афанасий (Соколов), ректор Минской духовной академии ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Георгий Латушко, благочинный церквей 1-го Минского городского благочиния, настоятель Петропавловского собора г. Минска; протоиерей Феодор Повный, благочинный церквей 4-го Минского районного благочиния, ключарь храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, г. Минска; протоиерей Николай Коржич, благочинный церквей 3-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма благоверного князя Александра Невского г. Минска; протоиерей Борис Пташинский, благочинный церквей 1-го Минского районного благочиния, настоятель прихода храма апостолов Петра и Павла д. Сенница Минского района; протоиерей Игорь Коростелев, благочинный церквей 2-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Минска; протоиерей Сергий Гордун, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска, первый проректор Института теологии им. свв. Мефодия и Кирилла БГУ; протоиерей Игорь Латушко, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска, старший духовник Минской епархии; протоиерей Александр Стреха, благочинный церквей 5-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма великомученика Георгия Победоносца г. Минска; протоиерей Сергий Комлик, благочинный церквей 6-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма святителя Николая Чудотворца г. Минска; протоиерей Николай Мозгов, благочинный церквей 2-го Минского районного благочиния, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Заславля; протоиерей Андрей Крутелёв, благочинный церквей 3-го Минского районного благочиния, настоятель прихода храма Живоначальной Троицы п. Боровляны Минского района; протоиерей Николай Лабынько, секретарь Гродненского епархиального управления; протоиерей Владимир Уваров, ключарь и председатель приходского совета Свято-Духова кафедрального собора г. Минска; протоиерей Сергий Башкиров, секретарь Борисовского епархиального управления; иерей Андрей Ломакин, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска.

http://patriarchia.ru/db/text/5933739.ht...

Киевское викариатство. Упразднена в 1926 г. (?) 1924 – 05.1926 – Афанасий Молчановский 4249 Скопинская Основана в 1926 г. (?) Именование – по г. Скопин (Рязанская область). Рязанское викариатство. Упразднена в 1936 г. 1926 Смарагд Яблоков1 07(20)10.1928 17(30)07.1930 Авраамий Чурилин2 21.01(03.02)1933 04(17)09.1935 04(17)09.1935 11(24)09.1935 Александр Торопов3 11(24)09.1935 07(20)02.1936 Отсутствует страница 452 Именование – по г. Слободск 4250 (Вятская губерния). Вятское викариатство. Упразднена в 1921 г. 23.08(05.09).1918 07(20)05.1919 Алексий Кузнецов (окт. 1918) 01(14)08.1921 Сщмч. Виктор Островидов Слуцкая В 1785–1793 гг. г. Слуцк (Минская губерния) был местом пребывания епископа Переяслав-Хмельницкого. Упразднена в 1793 г. Основана в 1912 г. Минское викариатство. 1678 11.03.1912 04.04.1913 Сщмч. Иоанн Поммэр 04.04.1913 17.11.1917 Феофилакт Клементьев 13(26)06.1919 Мелхиседек Паевский Николай Шеметило 10(23)11.1941 24.02(09.03)1942 Слуцкая, белор. Основана в 1923 г. Именование – по г. Слуцк (Минская область БССР). Минское викариатство (при несуществующей основной кафедре). 1923 Слуцкая, обн. Основана в 1926 г. Именование – по г. Слуцк (Минская область БССР). Минское викариатство. Упразднена в 1933 г. 28.09(11.10)1926 02.1931 Савватий Зосимович 10.1931 19.03(01.04)1933 Савватий Зосимович, паки Смоленская Точная дата учреждения неизвестна (не позже 1101 г.?), но можно предположить, что Смоленская кафедра принадлежит к числу древнейших, а основателем ее был первый глава «Митрополии России» – митрополит Св. Михаил. В 1135 г. смоленский князь Роман грамотой утвердил основание епархии, но считать эту дату датой первого основания невозможно. Скорее, эта знаменитая грамота утверждает («уставляет») устав епархии, ее незыблемый статус, ранее часто нарушаемый. Есть ряд свидетельств, что епископы были и ранее 1135 г. В частности, Ипатьевская лет. сообщает: «В лто s. х . в се же лто Володимеръ заложи церковь оу Смоленьск сто . Бц камну епискупью» («В год 1101. В этот же год заложил Владимир (Мономах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около 14 ноября в Вильну приехал Василевич, а 24 оба они отправились в Слуцк, где 6 декабря Димитрий и поселился в Преображенском братском монастыре 120 . Главным монастырем города Слуцка, и местопребыванием архимандрита, был Троицкий монастырь; к нему принадлежали монастыри: Преображенский братский в самом Слуцке (деревянный, основанный в 1600), Старчицкий в слуцком уезде (основанный впоследствии, после 1678 года), Николаевский Грозовский там же и др. Димитрий сделался братским проповедником и целый год провел в этих трудах 121 . Основателем (не ктитором ли?) этого братского монастыря был некто Иоанн Скочкевич, слуцкий обыватель, конечно, родственник бывшего архимандрита слуцкого Варфоломея Скочкевича (1649–1653), сделавшийся благодетелем самого Дмитрия 122 . Слуцк, главный город княжеств Слуцкого и Конвальского, принадлежал католикам – Радзивилам, но представлял сильный православный центр для борьбы с унией и выставил замечательных борцом в лице своих архимандритов и др. духовных лиц, вроде протоиерея Андрея Мужиловского 123 . Так в 1659 г. православная супруга Януша Радзивила, Мария, дочь Валашского господаря, записала 4,000 злотых слуцкому монастырю 124 . В том же 1659 году русское духовенство было уволено от панщины и работ дворских, но эти указы не исполнялись и далее хорошего для православия видим мало 125 . Униатские власти имели юрисдикцию над всеми гражданами греческой религии, что конечно тяжело отзывалось над последними 126 . В 1668 г. один ксендз-иезуит представил государственным чинам польским проект уничтожения грекороссийского вероисповедания в русских областях, принадлежащих Польше 127 . В 1670 г. виленские униаты говорили о православных: эти де схизматики хотят отворить ворота и ввести казаков с Тукальским, либо москвитина, как они сделали это в 1655 г. со своим духовенством, встретивши вступающего в город врага духовными песнями 128 . В 1671 г., в Слуцке появился монастырь бернардинов. В 1672 г. Людвика Радзивиловна, вышедши замуж за маркграфа Брандербурского, привезла в Слуцк из Кейдан типографию, вероятно для иноверной пропаганды 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Архиепископу Виктору не долго пришлось управлять Минской архиепископией в сокращенных пределах и трудиться над воссоединением униатов. 13-го мая 1796 года последовало высочайшее повеление Св. Синоду, которым он перемещался на Черниговскую епархию, архиепископом минским и волынским, коадъютором митрополии Киевской и слуцкого монастыря архимандритом назначался тогда же епископ феодосийский Иов (Потемкин), викарий екатеринославский. 1074 Архиепископ Виктор только 29 июня покинул г. Слуцк и отправился в Чернигов от трудов на покой. Слуцк с Святотроицким монастырем оставался кафедральным городом Минской архиепископии при новом архиепископе еще несколько лет, хотя указом 12 апреля 1795 г. минская кафедра переносилась в Минск. Но на деле это перемещение произошло в 1799 году при архиепископе Иове. 1075 Архиепископ Иов прибил в Слуцк 9 августа 1796 г. Первым вопросом, которым занялся новый минский владыка, был вопрос о воссоединении. На долю Иова, вследствие некоторых «неустройств» в деле воссоединения, досталось десятка полтора «развращенных» приходов, число которых увеличивалось новыми донесениями. Но этому деятельность преосвященного Иова направилась к ослаблению совращений. 1076 Действительно, по словам С. Г. Рункевича , время управления Минской епархией архиепископа Иова может быть названо временем прекращения совращений, но вместе с тем оно есть время прекращения воссоединения униатов с православием . Рост православия уже остановился и немногочисленные присоединения при Иове с половины 1796 г. можно считать отдельными случаями. В 1797 г. было присоединено только 6 приходов с 3000 душ, в следующем году 22 прихода и около 15 000 прихожан, но за то в 1799 г. только 2 прихода, в 1803 г. 1 приход и тем дело остановилось совсем. С 1795 г. по 1801 г. в Минской епархии по официальным донесениям присоединено 123 приходские церкви, 33 приписных, 41 часовня или каплица, при них священников только 32, прихожан 100 127 человек, из них в 1800 и 1804 гг. обращено только 3 церкви и две каплицы. 1077 Если иметь в виду, что 34 церкви присоединены в начале 1795 г., и вошли в состав 198 церквей, которые оставались в ведении минского архиепископа после отделения от его епархии двух новых епархий, то всех церквей с вновь присоединенными церквами с 1796 г. по 1799 г. в Минской архиепископии должно быть не больше – 284. При несколько изменившемся составе Минской епархии в самом конце XVIII в. их оказалось даже меньше, всего – 251 церковь . 1078

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010