Слово при посещении Харьковской епархии, сказанное в Успенском соборе города Богодухова 30 июня 1843 г. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» ( Мф. 6:33 ) Царствие Божие, братие мои, есть состояние столь вожделенное, до того превосходящее все радости и утехи земные, что одно позволение искать его могло бы составить милость великую и расположить каждого к тому, чтобы, оставив все, употребить все силы и средства к приобретению сего Царствия. А если бы вместе с этим заверено было совершенно, что всякий, кто только надлежащим образом будет искать Царствия Божия, непременно получит его, то оставаться хладным к этому Царствию и не искать его, значило бы уже (проявить – Ред.) крайнее нерадение о своем благе и неразумие величайшее. Но человек, в настоящем его состоянии греха и смерти, так действительно неразумен и невнимателен к истинному благу своему, что, несмотря на непрестанно делаемое ему предложение искать Царствия Божия, искать в вечную свою собственность, несмотря на все заверения, что искомое им непременно обрящется и будет получено, большей частью вовсе не думает об этом Царстве, и вместо того, чтобы искать его и употреблять для того надлежащие средства, занимается приобретением самых ничтожных благ и вещей, а от Царствия Божия, когда оно даже сретает его, отвращается и убегает, как от некой потери и несчастья. Что же делает любовь Отца Небесного? – Она могла бы со всей справедливостью лишить неразумного и неблагодарного человека всех прав на это Царствие, воспретить ему, яко недостойному, даже желать его. Но она не делает сего, а обращается к другому средству. Видя, что предложение одного Царствия не трогает человека, зная в то же время, что исканием этого Царствия он не озабочивает себя между прочим и потому, что считает нужным заботиться о снискании других малоценных и ничтожных вещей, но кажущихся ему необходимо нужными, любовь Отца Небесного присовокупляет к предложению Царствия и обещание этих самых вещей, за которыми гоняется бедный человек, как бы говоря так: «Ты не хочешь искать Царствия Божия, а желаешь стремиться за благами земными, – пусть будет по-твоему! Поскольку и последние, равно как и первое, в Моей власти, то Я отдаю тебе их вместе с Царствием; ты получишь и их, – только ищи «прежде» Царствия, яко блага высшего и вечного: «Ищите... прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам " " .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

СКОРБИ Скорби есть проявление ЛЮБВИ БОЖИЕЙ Бог и в сем великую к нам являет любовь и милость, что наказует нас: «Егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет» ( Евр. 12, 6 ; 1Кор. 11, 32 )... Тех любит Господь, которых предает в толикая страдания? Воистину любит! Какий отец детей своих не наказует? И когда наказует, не любит их? Никак: для того и наказует, что любит; наказует их, но им наследие готовит. Тако и Бог наказует нас, но вечнаго живота и царствия наследие готовит нам. Наказаны Пророки, наказаны Апостоли, наказаны мученики, наказаны и вси святии; но были возлюбленная Божия чада, и ныне в дому небеснаго своего Отца водворяются, и в веки веков восхвалят Его. Кто бы не пожелал с ними тамо быть, с теми, которые так наказаны зде? Наказует нас Бог на пользу нашу, «да причастимся святыни Его» ( Евр. 12, 10 ) (4:352–353). Когда хотя и наказует нас, но как отец чада своя: казнит и милует, поражает и исцеляет, оскорбляет и увеселяет, уязвляет и врачует; все же сие делает от единыя ЛЮБВИ, дабы мы могли исправиться, и тако спастися вечно (1:88). Скорби есть знамение милосердия Божия Наказание, чрез беды и напасти бываемое, есть знамение Божия милосердия к нам. «Егоже бо любит Господь, наказует», Апостол глаголет (2:294). Временное наказание – милость Божия, чтобы вечного избежать Двоякое наказание Божие – вечное и временное. Вечное наказание готовится людям нечестивым, беззаконнующим и нераскаянным грешникам. Сего они никак не избегнут, как себе не ласкают. «Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их» ( Пс. 10, 6 ). Временное наказание претерпевают благочестивыя люди, богобоящиися и тщащиися заповеди Божия сохранять; и сие наказание Божие есть отеческое, милостивое и от любви происходящее. Тако бо писано есть: «егоже любит Господь наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет» и проч. ( Евр. 12, 6 ). Тако Господь человеколюбивый наказует зде человеколюбие рабов Своих верных, да тамо их помилует, по словеси апостольскому: «судими, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» ( 1Кор. 11, 32 ). Биет, яко отец, чад Своих и исправляет, да подаст им наследие вечнаго живота, и самые бо благочестивые люди не без греха (1:232).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ОТЧАЯНИЕ Отчаяние – первое искушение вражеское на пути ко спасению Влагает ему отчаяние милосердия Божия и правосудия Божия. Грешнику надобно противу того бороться, и утвердиться в надежде милосердия Божия, поминая утешительное слово: «Христос Иисус пришел в мир грешников спасти» ( 1Тим. 1, 15 ) (1:223). Отчаяние есть диавольская кознь Как то есть диавольская кознь, что он, прежде греха, милостиваго Бога представляет нам, чтобы тако удобнее могл нас в грех привести; так и то его хитрость есть, что по согрешении правосудие Божие предлагает, чтобы в отчаяние согрешившаго низринуть. И тот и сей совет есть пагубный злаго и враждебнаго духа (2:225). Когда грешник благодатию Божиею очувствуется и начнет каятися и милости у Бога искать: тогда враг тщится в отчаяние его привести, представляя ему правосудие Божие, которое всем воздает по делам их... Тако пронырливый дух, как прежде грехов «милость» Божию предлагает человеку, чтобы в грехи вринуть его, так согрешившему «правду» Божию представляет, чтобы в отчаяние привести, и тако всяким образом тщится нас погубить (5:337). Помыслы смутные и в отчаяние влекущие от диавола приходят, который хощет нас во всеконечное отчаяние вринуть и тако нас погубить, понеже отчаяние есть грех тяжкий: ибо кто отчаявается своего спасения, тот мнит, что Бог есть немилостивый и не истинный, – что есть хула страшная на Бога. К сему тяжкому греху хощет нас сатана чрез помыслы смутные и отчаятельные привести; которому его лютому искушению должны мы противитися, и утверждатися в надежде милосердия Божия, и от того нашего спасения ожидать (5:347). Сатана возбуждает человека к отчаянию (5:76; см. НАДЕЖДА , 588) (3:115; см. ВРАГ , 202). В час кончины сатана грешника в отчаяние ввергает (3:290; см. СМЕРТЬ , 939). Диавол искушает тех, кто только начал каяться в больших грехах «Противу духовнаго искушения», которое бывает чрез помыслы, к отчаянию склоняющие. Хотя и всякому христианину может сие искушение приключиться, яко сатана, который таковое искушение наводит, никого не оставляет; однакож наипаче тому приключается, который во грехах не мало времени прожил, и, Божиею благодатию исправившися, начал каяться (3:299).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Скачать epub pdf Седмица 5-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мф. Зач. 45. (12,9–13) О ЛЮБВИ И МИЛОСЕРДИИ БОЖИИХ Бог – прибежище от всех зол: врачует язвы и жизнь дарует в изобилии как Благий (22,296). Всякий врач с помощью врачевств исцеляет болезни, а Твоя любовь, Господи, поспешает к каждому без зелий и врачевств (25,127). Кроткими делает самых упорных любовь Твоя, и самых свирепых – учение Твое, и благость Твоя всегда старается взыскать погибших (25,128). Любовь Божия желает нашего спасения, сама приклоняется к нам, чтобы мы, прославляя ее, в ней же и спаслись (22,381). Любовь Божия даровала нам жизнь, никогда не прекращающуюся, и временная смерть прерывает ее только ненадолго (25,396). (Господь) не только промышляет о нас, но и любит безгранично – любовью бесстрастной, но пламенной и сильной, искренней и неразрушимой, которая никогда не может потухнуть (34,506). Когда проявляется любовь Божия, то она всего выше – и ни огонь, и ни меч, ни бедность, ни смерть, ни все прочее не страшны для того, кто пользуется этой любовью; посмеиваясь над всем, он станет парить к небу и душевным настроением окажется нисколько не хуже живущих на небе; он не смотрит ни на что… но устремлен будет к одной только красоте небесной славы; как скорби настоящей жизни не смогут унизить его, так земные блага и удовольствия не в состоянии будут возвысить и сделать надменным (40,592). Причина бытия и горних и дольних одна – любовь Божия. Но особенно эта любовь видна из того, что Он благотворит людям, Сам наперед ничего не получая от них (42,61). Чудная любовь Божия к человеку познается, когда бывает он в обстоятельствах, разрушающих надежду его. Здесь Бог силу Свою показует во спасении его (52,222). Бог человеколюбив к тем, которые чувствуют Его человеколюбие, чтут Его и благодарят, как подобает. Если же ты, ни во что ставя любовь Его всеуслаждающую, полюбишь что-либо другое и с тем свяжешь всецело все стремление души своей и станешь услаждаться другою какою сластью или ястием, или питием, или одеждою, или лицом каким красивым, или золотом, или серебром, или другим чем-либо, и душа твоя воспохотствует того и побеждена будет любовью к тому, то возможно ли, чтобы Бог, естественно чистый, и тебя сделавший таковым благодатию Духа Святого, продолжал быть в общении и обращаться с тобою, когда ты уклонился сердцем на другое, а не тотчас оставит тебя? Само собою явно, что Он всецело (промыслительно) оставит тебя (58,367).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скорби Скорбь об умерших Скорбь по земным родителям пользы им не приносит, упокоевайте их поминовением, панихидами и милостыней. Это уже есть надежда крепкая и помощь сильная. Истинный помощник и утешитель наш Всесильный Бог. Вы только к Нему Единому обращайтесь, и воздыхайте, и плачьте, и Господь, видя такое ваше на Него упование и преданность, будет вашим заступником и поможет вам во всем (15, с.257). Претерпевающих со смирением скорби ожидает неизреченная радость Истинно не уничижит Господь претерпевающих скорби. Он сладко защищает к Нему воздыхающих и сладко питает сирых. Господь знает все наши болезни и оскорбленное ваше сердце, Он смотрит отеческим оком на терпение, благоугодное пред Ним и, когда Ему угодно, предающуюся в волю Его душу освободит от всех болезней и скорбей! И тогда страждущее сердце возрадуется о милости Божией радостью неизреченной (Там же, с.256). Когда человек грешит и не сознает себя виновным, Бог для вразумления его посылает скорби. Они еще более умножаются, если принимаются с ропотом, как незаслуженные. Отсюда происходят сетование, печаль, уныние. Но ис­тинные подвижники в самой скорби видят любящего Бога, Который наказует любимых и бьет всякого сына, его же приемлет ( Евр.12,6 ) (25, с.465–466). Скорби есть проявление ЛЮБВИ БОЖИЕЙ. Скорби есть знамение милосердия Божия. Временное наказание – милость Божия, чтобы вечного избежать. И в скорби благость Божия. Скорби есть проверка упования. Скорби – признак истинных последователей Христовых. Если ты христианин, то скорби неизбежны. Скорби – удел христиан, и каждый должен ожидать их в будущем. Если Учителя гнали, то учеников тем более. Если Христос терпел, то и последователи Его такие же будут испытывать бедствия. Скорби неизбежны на пути ко спасению. Жизнь человека преисполнена скорбей. Все в этой жизни переполнено скорбями. Скорби неизбежны в этом мире. Скорби не без попущения Божия. Отсутствие скорбей есть признак оставленности Богом. Скорби есть наказание за грехи. Правда Божия требует удовлетворения за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

I. О обратившемся от суетного мира сего ко Христу и наченшем каятися Как грешник благодатию Божиею подвигшись, начнет каяться, то сретает его различное искушение: Чадо! аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение( Сир. 2:1 ). Начнет человек ко Христу приступать, а сатана в след его женет и отвлекает от Христа; начнет работать Христу, и запинает ему враг и различные простирает сети. Первое: Влагает ему отчаяние милосердия Божия и правосудия Божия. Грешнику надобно против того бороться, и утвердиться в надежде милосердия Божия, поминая утешительное слово: Иисус Христос пришел в мир грешников спасти. ( 1Тим. 1:15 ). Второе: Искушает различными помыслами злыми, и закону Божию противными. Надобно грешнику против всех тех помыслов подвизаться и не соизволять им. В сем бо весь подвиг Христианский состоит. Третие: Между прочими злыми помыслами влагает враг хульные помыслы, различные сомнения и неверие. Надобно против всего того подвизаться и отражать то все мечем слова Божия и молитвою. Четвертое: Хотя и всем, но наипаче безбрачно живущим, всегда скучает он блудными помыслами. Надобно против тех стоять, и как только оные возникают, тотчас пресекать, призывая на помощь Всесильного помощника Иисуса Христа, и хотя отойдет помысел злой, однако ж враг, как пес к своей ловитве, паки возвращается. Сего ради всегда его ожидать должно, и как воину на карауле стоять. К сему пользует всегда быть в трудах, часто молиться, мало есть, пить, и мало спать. Ничто так сей похоти не угашает, как смиренная, и от сокрушенного сердца происходящая слеза. Внимай сему. Пятое: Прельщает враг любовью мира и соблазнами и отвлекает от пути скорбного. Хорошо-де быть в мире почтенным, быть в славе, чести, богатстве, в веселостях, знаться с людьми, проезжаться колясками, ездить в гости и принимать гостей и прочая. Сии его советы по-видимому сладкие, яко плоти угодные, но внутрь горькие и душепагубные. Берегись их, уклоняйся от мира, как от Содома и Гоморры, да не сгоришь. Слыши Христово слово: Никтоже возложе руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии Божии ( Лк. 9:62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В беседе с болгарским премьер-министром Патриарх Кирилл напомнил об актуальности Слова Божия для современности и политики Правмир Помочь «Правмиру» Фонд Вера Беседы о главном Дорога к храму Молитвы Пост Православные праздники в 2024 году Таинства Церкви Жизнь Церкви Люди Церкви Оккультизм и мифы Общество Человек Безопасность Благотворительность Законодательство Викторины Милосердие Патриотизм Политика Работа Экология Семья Взаимоотношения в семье Беременность и роды Воспитание детей Детям До брака Измена. Развод Многодетные семьи Приемные дети Усыновление Аборты. Планирование семьи Здоровье Образование Культура Архитектура Искусство Кинематограф Великая Отечественная Война История Церкви Литература Поэзия Притчи Проза Юмор Нравственное кино Музыкальная гостиная Страницы истории Подкасты EN Вера Беседы о главном Дорога к храму Молитвы Пост Православные праздники в 2024 году Таинства Церкви Жизнь Церкви Люди Церкви Оккультизм и мифы Общество Человек Безопасность Благотворительность Законодательство Викторины Милосердие Патриотизм Политика Работа Экология Семья Взаимоотношения в семье Беременность и роды Воспитание детей Детям До брака Измена. Развод Многодетные семьи Приемные дети Усыновление Аборты. Планирование семьи Здоровье Образование Культура Архитектура Искусство Кинематограф Великая Отечественная Война История Церкви Литература Поэзия Притчи Проза Юмор Нравственное кино Музыкальная гостиная Страницы истории Подкасты Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Дополнительные настройки поиска Фильтр по дате Сортировать по Исключить новости Главная Новости В беседе с болгарским премьер-министром Патриарх Кирилл напомнил об актуальности Слова Божия для современности и политики 30 апреля, 2012. Новостная служба «Православие — это не только обычаи, традиции, но и мировоззрение». Очень важно, чтобы «оно воспринималось современными людьми, в том числе и политиками, не как что-то архаичное, а как то, на чем человек может основывать свою жизнь, деятельность». 30 апреля. ПРАВМИР. В ходе встречи с Премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым Патриарх Кирилл отметил актуальность православной традиции и Слова Божия для современности и политики.

http://pravmir.ru/v-besede-s-bolgarskim-...

Промысл Божий – есть Тайна Божия, но иногда Господь по великой Своей милости приоткрывает для нас частицу этой тайны. Такая очевидность («видимость для очей») Промысла Божия для православного человека – укрепление в вере, утешение и радость. Совсем недавно православные читатели и зрители узнали об одной из таких историй (о чудесной встрече давно потерявших и неожиданно нашедших друг друга родных рассказывали телеканал «Союз» и журнал «Православный вестник» 2011, с.103-104). Прошло немного времени – и снова Господь позволил нам явно увидеть Свое действие в мире. О том, как это было, рассказывает сестра милосердия Елена Леонидовна Поморцева (в тексте используется хроника из больничного журнала сесте р милосердия). Андрея Мельникова привезли 30 ноября 2011г. в палату 303 из реанимации с диагнозами: ушиб головного мозга тяжёлой степени, массивное кровоизлияние, перелом костей свода черепа; произведена трепанация. Дежурившая в этот день сестра милосердия Марина Ваулина сделала запись: «Температура у Андрея 39,6, весь горячущий… Лежит с закрытыми глазами…» 2 декабря. Запись дежурной сестры Елены Смирновой: «Весь день плохо себя чувствует. Мокрота (мокрота – выделения из трахеостомы) рекой, коричневая… Сильно задыхается. Перед обедом даже останавливалось дыхание…». 3 декабря. Мое дежурство: «Сегодня всё внимание ему. Санируем (санировать – откачивать мокроту спецаппаратом «Атмосом») вместе с медсестрой Раисой весь день, буквально каждые 3-5 минут! Кровавая слизь изливается, бывают большие кровяные сгустки (тогда Рая чистит их с промывкой)… На обеих ногах появились трупные пятна… Глаза не открывает». 5 декабря. Андрею установили ещё один страшный диагноз: цирроз печени с кровотечением. 7 декабря. День Небесной Покровительницы нашего города Святой Вмц. Екатерины! «Андрей в сознании, понимает. На вопрос, крещён ли он, утвердительно кивнул головой. Надела на него крестик, на руку. После обеда и откачивания трубки продышался и хорошо, крепко спит. Привязан он у меня только за левую руку (самую активную)».

http://pravoslavie.ru/smi/52143.htm

Арсиноэ 232 Обители иноческие в Арсиноэ современны были Великому Антонию. Сохранилось послание Антония Великого к Арсинойским монахам, которое так назидательно, что мы решаемся привести его вполне. «Антоний возлюбленным детям своим, живущим в Арсинойских монастырях, и всем, кои обратились к Богу всем сердцем своим, желает спасения от Господа. Дети мои, вы истинные Израильтяне. Благодать, действующая в вас, показывает вам путь к вечному блаженству. Но для получения сего блаженства вы должны непрестанно противиться силе греха, уменьшать и истреблять в себе оную, должны уготовлять себя в жертву чистую и святую Богу, чтобы соделаться достойными милосердия Божия, коим посетил вас Восток свыше ( Лк. 1, 78 ). Духовная природа наша с высо ты славы и достоинства своего ниспала в бездну безславия и унижения: но милосердый Бог посетил её благостью Своею, дав нам спасительные законы посредством раба своего Моисея и прочих пророков. Особенным и яснейшим образом Бог открыл нам благость Свою в Единородном Сыне Своем, которого Он послал к нам на землю. Сей вечный Сын Божий есть истинный Первосвященник, истинный Врач, который может исцелить все болезни наши. Он облекся в тело наше и за грехи наши предал себя в жертву Богу. Наша немощь была причиною того, что Он принял на Себя образ немощи; наша нищета побудила Его облечься в образ нищеты; наша мертвенность подвергла Его поносной смерти. Он претерпел за нас жестокие мучения, и Его смерть оживила нас. Итак, мы всеми силами должны стараться, чтобы все святые радовались о нас на небе, да и сеяй вкупе радуется, и жняй ( Ин. 4, 36 ). Когда мы бываем безпечны, святые печалятся о нас и возсылают к Богу молитвы о спасении нашем. Дети мои, я нахожусь в великом безпокойстве по причине вас. Я знаю, что и святые на небе принимают великое участие в вас. Они непрестанно со слезами возсылают молитвы к Богу, чтобы Он укрепил вас в подвигах благочестия. Итак, старайтесь подражать их земной жизни. Святые видели, что в непостижимом воплощении Сына Божия Бог открыл безконечное милосердие Свое к человечеству, видели все труды, которые подъял Сын Божий для спасения нашего, знали также и все усилия и коварства духовного врага нашего, которые он употребляет к погибели нашей, и потому непрестанною молитвою, бдением и постоянным исполнением заповедей Божиих старались сделаться достойными любви Божией. И вас прошу я, возлюбленные дети мои, разсуждайте о великих благодеяниях, дарованных нам Спасителем нашим. По причине склонности нашей ко греху и согласия нашего с волею врага Божия, отца лжи, мы из существ разумных сделались неразумными; но благодать Божия воз- ставила нас от падения нашего и открыла нам источник мудрости в Духе Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Глава VI На примере младенцев очевидно, что благодать подается даром 18 . [Но я спрошу еще кое-что], чтобы рассмотреть те же двенадцать [положений] как бы в кратком объяснении. Каким образом благодать следует за заслугой человеческой воли, если она дается также и младенцам, которые не способны еще хотеть или не хотеть этого? Каким образом даже в случае взрослых говорится, что благодати предшествуют заслуги воли, если благодать, чтобы быть истинной благодатью, должна подаваться не по нашим заслугам? Этого кафолического положения так устрашился сам Пелагий, что, не желая быть осужденным кафолическими судьями, без всякого сомнения осудил тех, кто говорит, что благодать Божия дается по нашим заслугам. Каким образом говорят, что благодать Божия заключается в природе свободного решения или в законе и учении, если и это положение осудил сам Пелагий, без всякого колебания исповедав, что благодать Божия дается для всякого действия; дается тем, разумеется, кто уже пользуются свободным решением? Те, кто спасаются, спасаются по благодати, а не по желанию 19. Каким образом говорят, что все люди принимали бы ее, если бы те, кому она не дается, не отвергали бы ее по своей воле, поскольку Бог хочет, чтобы все люди спаслись 58 , если она не дается многим младенцам, и многие умирают без нее, хотя не имеют никакой противящейся воли? [Разве не бывает так], что иногда, хотя родители желают и торопятся [крестить младенца], хотя [церковные] служители также желают и готовы [совершить это], благодать не дается, поскольку нет на это Божия изволения, так что внезапно, прежде чем она будет дана, умирает тот, о ком заботились, чтобы он получил ее? И отсюда очевидно, что те, кто столь сильно противятся этой столь прозрачной истине, вовсе не понимают, в каком смысле (qua locutione) сказано, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись, если столь многие не спасаются, причем не потому, что они не хотят, но потому, что Бог не хочет (Deus non vult), как это без всякой туманности выясняется в случае младенцев. Но как в другом месте, где сказано: Во Христе все оживут 59 , хотя весьма многие будут наказаны вечной смертью , это сказано так потому, что все, кто получат вечную жизнь, получат ее во Христе, так и когда говорится: Бог хочет, чтобы все люди спаслись, хотя в отношении столь многих Он не хочет, чтобы они спаслись, это сказано так потому, что все, кто спасутся, спасутся лишь по Его воле. И даже если эти апостольские слова могут быть поняты каким-то другим образом, они все же никак не могут и не должны противоречить очевиднейшей истине: мы видим, как весьма многие не спасаются, когда этого не желает Бог (Deo nolente), несмотря на то, что люди этого желают. Благодать подается даром, по милосердию Божию

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010