Раздел 10: Вакуф монахини Евпраксии (Миловидовой) Большую роль в созидании Русской Палестины играла благотворительность русских женщин-подвижниц, многие из которых провели в Иерусалиме последние годы жизни и в нем скончались. Среди выдающихся благотворительниц прежде других следует назвать особ царствующего дома: супругу Александра II императрицу Марию Александровну (деньги на строительство Русской больницы, на приобретение архимандритом Антонином участка для школы в Бетджале и др.), великую княгиню Александру Иосифовну (деньги на Царские Врата для иконостаса Троицкого собора, для внутреннего убранства храма Преображения на Фаворе и др.), великую княгиню Марию Александровну, дочь Александра II (пять тысяч рублей на строительство церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании). Благотворительницей Святой Земли была также графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, дочери знаменитого Алексея Орлова, героя Чесменской битвы. Ею была пожертвована в Гефсиманское подворье – часовню напротив Храма Гроба Господня – двусторонняя плащаница Божией Матери в натуральную величину, в серебряно-вызолоченных ризах с обеих сторон, которая и ныне хранится в часовне и с которой совершается по иерусалимскому обычаю крестный ход в Гефсиманию за три дня до праздника Успения. Не уступали по щедрости и представительницы других сословий, преимущественно дворянки и купчихи. Мария Михайловна Киселева из Пензы финансировала строительство церкви святого пророка Елисея в Иерихоне, церкви на горе Свержения в Назарете, а также оставила 50 тысяч рублей по духовному завещанию в пользу Императорского Православного Палестинского Общества. Документы настоящего раздела рассказывают о вакуфе в пользу построенной архимандритом Антонином церкви Вознесения Господня на Елеоне, учрежденном в 1899 году Марией Васильевной Миловидовой. Приехав на поклонение в Иерусалим, она долго жила в различных греческих монастырях, пока, познакомившись с архимандритом Антонином и его помощником игуменом Парфением, не стала главной благотворительницей будущего Елеонского монастыря. После смерти Антонина была постоянной помощницей отца Парфения, снабжавшей его средствами для благоустройства обители. Позже приняла монашество с именем Евпраксия и возглавила в звании настоятельницы Елеонскую женскую общину, основанную начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом (Сенцовым) в 1906 году. Была настоятельницей до самой смерти, последовавшей в трудные для обители дни осени 1914 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Его возглавлял Сергей Александрович, Великий князь, муж Великой княгини Елизаветы Федоровны, преподобномученицы. Целью это общества была поддержка Православия и всего русского населения, всех православных паломников, которые приходят на поклонение Святым местам. Было создано свыше ста школ, где учили русский язык. Очень многие арабы в то время говорили по-русски. Например, Якуб Халеби, известный драгоман, переводчик отца Антонина, прекрасно говорил по-русски. Так как он был подданным Турецкой империи, а Святая Земля находилась тогда под турками, он имел право приобретать участки Святой Земли на свое имя. Иностранцы не имели права приобретать участки земли, по закону. Якуб Халеби, будучи верным членом Православной Церкви, приобретал участки на свое имя и потом в дарственной завещал их отцу Антонину и Русской духовной миссии. Таким образом, при отце Антонине приобретено не менее 13 участков, которые мы сейчас имеем на Святой Земле. Это Елеон, это Горний, это Хеврон, Мамврийский дуб, это в Иерихоне участки и многие другие. Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь – Когда здесь образовался женский монастырь? – Уже после смерти архимандрита Антонина, в 1906-м году, была основана женская община на Елеоне. Первой настоятельницей была монахиня Евпраксия (Миловидова), которая приехала из Алексеевского московского монастыря, где была послушницей. Она была знакома с отцом Антонином. Настоятельницей монастыря она стала, когда игуменом был Парфений. В первый год ее настоятельства, в 1906-м году, было только 15 сестер. Это были женщины, которые помогали организовывать всю церковную жизнь. Так как вначале это был просто храм, богослужения были только в воскресенье и четверг. Но они устраивали там все: жертвовали, устраивали хор, помогали. Из них и образовалась первая община – 15 человек. В течение года стало свыше ста человек. Надо отдать должное матушке Евпраксии, что в 1914-м году, когда из-за сердечной недостаточности она умерла, в обители остается свыше ста сестер. Игуменьей назначается игуменья Елизавета.

http://pravoslavie.ru/157778.html

54.Россия перед Вторым Пришествием. М. 1996. 55.Государственное учение Филарета митрополита Московского. М. 1888. 56.Духовник Царской семьи святитель Феофан Полтавский. М. 1994. 57.Путеводитель по церквам города Санкт-Петербурга и его окрестностей. СПб. 1906. 58.Призрение и благотворительность в России. Летопись благотворительных учреждений Петербурга. СПб. 1915. 59.То же. Справочные сведения о благотворительных заведениях Петербурга. СПб. 1916. 60.Игумен Серафим (Кузнецов). Православный Царь-мученик. Пекин. 1920. М. 1997. 61.Е.Е. Алферьев. Император Николай II как человек сильной воли. Джорданвилль. 1983. 62.Священник Александр Чесноков. Глинская пустынь и ее старцы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. 63.Три слова о монашестве. СПб. 1888. 64.Российский Государственный Исторический Архив (РГИА). Архив Святейшего Синода. 1 отделение. Алфавиты к ф.79б. книга 40. 65.Адресный указатель Санкт-Петербургского Апраксина Двора. СПб.1907. 66.Ефрем, иеромонах Иверский, что на Выксе, женский монастырь и его основатель иеромонах Варнава. Сергиев Посад. 1912. 67.Миловидов Иоанн. Избранные письма отца Варнавы. М. 1879. 68.Санкт-Петербургские епархиальные ведомости 1–17. Издания с 1990 по 1997 год. 69. Серафим (Роуз) , иеромонах. Святое Православие. 20 век. М. 1992. 70.Ярославское благотворительное общество в Санкт-Петербурге. СПб.1898. 71.Отчет Ярославского благотворительного общества и список членов общества за 1898 год. СПб. 1899. 72.То же за 1899 год. СПб. 1900. 73.То же за 1900 год. СПб. 1901. 74.То же за 1901 год. СПб. 1902. 75.То же за 1902 год. СПб. 1903. 76.То же за 1903 год. СПб. 1904. 77.То же за 1904 год. СПб. 1905. 78.То же за 1906 год. СПб. 1907. 79.То же за 1907 год. СПб. 1908. 80.То же за 1908 год. СПб. 1909. 81.То же за 1909 год. СПб. 1910. 82.То же за 1910 год. СПб. 1911. 83.То же за 1911 год. СПб. 1912. 84.То же за 1912 год. СПб. 1913. 85.То же за 1913 год. СПб. 1914. 86.Свод товарных цен на главных рынках России за 1890–1896 годы. СПб. 1896. 87.Сведения о ценах на хлеб и некоторые другие важнейшие товары, составленные статистическим отделением Канцелярии Министерства Торговли и Промышленности за 1906–1915 годы. СПб. 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

В 1906 году Елеонская женская община была утверждена Святейшим Синодом. Игумен Парфений был назначен духовником, а монахиня Евпраксия (Мария Миловидова), прибывшая в Иерусалим в 1880 году, была назначена настоятельницей. Уже к 1907 году в общине насчитывалось до 100 сестер, а к 1914 г. - 150 сестер. В 1924 г. Елеонская община была переименована в монастырь, и монахиня настоятельница возведена в сан игумении с вручением ей жезла. С началом первой Мировой войны России с Германией и Турцией, РДМ постигли тяжелые испытания. Все духовенство Миссии и все старшие монахини были вывезены в Египет. Русские постройки, сады и подворья в Палестине были заняты турецкими войсками. Монастырская жизнь на Елеоне прекратилась. Храм Вознесения был опечатан. В январе 1919 г. монахини из Александрии возвратились на Елеон, а в июне церковь была освобождена от наложенных в 1914 г. печатей. В 1951 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Тамара, дочь Великого Князя Константина Константиновича Романова (поэта «К.Р.»). Она управляла монастырем до 1975 года. При ней в присутствии представителя короля Иордании Хусейна было отпраздновано 100-летие РДМ. Она с сестрами пережила ожесточенную перестрелку во время шестидневной войны 1967 г. Современное состояние [ править править код ] Основной проблемой Елеонской обители было привлечение достаточного количества сестёр. Хотя отдельные эмигранты, а также сестры из Бессарабии влились в общину, их числа не хватало для сохранения русского облика монастыря. В 1930 году было около 300 сестер, затем их количество постепенно сокращалось, и в середине 1990-х годов в монастыре подвизалось около 50 монахинь и послушниц, а сам монастырь на тот момент был самым крупным в РПЦЗ. В настоящее время в монастыре 46 насельниц, среди них русские, арабки, румынки, эстонки, немки и австралийки. 29 августа 2006 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла) возглавил торжества, посвященные 100-летию Спасо-Вознесенской женской обители на святой горе Елеонской. К концу Божественной литургии прибыл Патриарх Иерусалимский Феофил III с членами Священного Синода Иерусалимского Патриархата и Свято-Гробского братства. Храмы [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Возн...

К 1914 г. при миссии состояли 2 жен. общины - Горненская, основанная архим. Антонином, в к-рой проживали ок. 200 сестер, и Елеонская, учрежденная при Л. в 1906 г.; 11 странноприимных домов или подворий, 19 земельных участков близ Иерусалима, в Галилее, Иудее и др. местах Палестины. В Иерусалиме были устроены приют для 20 правосл. детей-сирот и богадельня для престарелых рус. женщин. В управление миссии были переданы 2 вакуфа. Участок с 2 домами на ул. Пророков в Иерусалиме был передан в 1899 г. в пользу Елеонской общины Марией Васильевной Миловидовой (впосл. мон. Евпраксия, 1-я начальница Елеонского мон-ря). На другом участке на той же улице, приобретенном в 1905 г. Силаевой, в 1911 г. был учрежден вакуф в пользу рус. богомольцев. В Горненской общине ввиду увеличения количества монашествующих построены 24 домика-келлии для сестер, гостиница, трапезная, маслобойня, пчельник, рукодельная, устроено и расширено 8 цистерн для воды; в Яффском саду - 2 монашеских дома, расширена гостиница, отремонтирована церковь; в Хевроне была сделана пристройка к приюту для паломников, возведено новое помещение для начальника миссии. В Бейт-Захарии устроено большое подворье для паломников; нек-рые из старых пещер переделаны в большие цистерны для воды и поставлены новые цистерны. Выкопаны новые пещеры и в одной из них устроен молитвенный дом. В Вифании был построен большой 2-этажный дом для паломников (ныне здание Вифанской школы), в Хайфе - Романовское подворье для паломников, при храме прор. Илии на горе Кармил (Кармель) - домик для начальника миссии и небольшая гостиница, в Тиверии, на участке, приобретенном архим. Антонином,- большой дом для паломников (т. н. «Дом над сводами»). Плодотворная работа РДМ под рук. Л. обратила на себя внимание синодального начальства. В кон. 1912 г. архимандрит был вызван в С.-Петербург и 10 дек. в Царском Селе представлен имп. св. Николаю II Александровичу (Архив РДМ. П. 12. Д. 220). В то же время не в меру ревностная деятельность по расширению владений РДМ, во многом подстегиваемая конкуренцией не только с Иерусалимской Патриархией и инославными миссиями, но и с ИППО, к-рое к этому времени практически полностью взяло на себя обслуживание рус.

http://pravenc.ru/text/2463445.html

1109 Триполийская (или Триполитанская) война – итало-турецкая война 1911–1912 гг., завершившаяся подписанием мирного договора в Уши (Швейцария), по которому турецкий султан отказывался от прав на Триполи и Киренаику. 1110 В ходе первой Балканской войны (1912–1913) со странами Балканского союза (Сербия, Черногория, Греция и Болгария) Османская империя потеряла большую часть своих европейских владений. Албания получила независимость. Болгария, Сербия, Греция и Румыния увеличили свои территории. За Турцией сохранился лишь Стамбул и небольшие территории возле него. Вторая Балканская война, вспыхнувшая между союзниками (причем Турция оказалась в одной коалиции с Сербией, Черногорией, Грецией и Румынией против Болгарии), завершилась Бухарестским мирным договором (1913). 1113 О монахине Евпраксии (Миловидовой), первой игумении Русского Вознесенского монастыря на Елеоне, см. выше, примеч. 1079 к документу 596. 1114 Силаева Ирина Григорьевна (ум. 1926) – паломница, благотворительница. Кроме дома на ул. Пророков, который она превратила в вакуф, на ее средства сооружена часовня Обретения главы Иоанна Предтечи в Елеонском монастыре. 1115 Ряжский Павел Иванович (ум. после 1928), инспектор палестинских учебных заведений ИППО (1904), глава Строительного комитета по возведению Николаевского подворья в Иерусалиме (1905–1906), управляющий подворьями ИППО в Святой Земле (1911–1917; фактически до 1914). С 1914 г. в Петрограде. Автор итоговых документов Палестинского Общества: «Доклад по вопросу об укреплении недвижимых имуществ ИППО в Сирии и Палестине» от 9 июня 1915 г. и «Вопросы, связанные с восстановлением деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в Святой Земле по окончании войны с Турцией» (докладная записка Совета ИППО, представленная в МИД и в Святейший Синод в июле 1915 г.). После революции остался в России. В 1927 председатель РПО при АН СССР ак. Ф.И. Успенский предлагал включить его в состав советской делегации для инспектирования состояния недвижимостей ИППО в Святой Земле. Последний раз упоминается в документах в 1928 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Открытия на этом не кончились. По возведении дома Антонин решил выровнять место, прилегающее к его восточной стене. «При расчистке, около самой стены дома случайно напали на 16 каменных гробов, стоящих поверх земли, в виде четырех групп, с крестообразным проходом между ними. Гробы эти были плотно закрыты каменными плитами и тщательно замазаны известью. Некоторые из них, у южной стороны прохода, оказались поврежденными и пустыми, но северные остались нетронутыми и заключали покойников. Над всем этим склепом заметны были остатки сводов, которые о. архимандрит реставрировал и дополнил новыми. Сверху он покрыл все террасою, которая плотно примкнула к восточной стене дома». Не исчисляя подробнее найденных Антонином в разных местах мозаик, надписей и архитектурных фрагментов древних сооружений, отметим лишь еще один уникальный памятник, находящийся теперь в доме игуменьи, в ее келье-кабинете. Это фрагмент большой белой мозаики с 2 черными овалами и греческой надписью: «Феодосия, славнейшая кувикулярия». Видимо, на этом месте стоял дом, в котором кувикулярия (постельничая) жила со своей госпожой – опальной императрицей Евдокией. История собственно Елеонского монастыря начинается с 1906 г., когда Св. Синод определением от 29 ноября/8 декабря принял решение об обращении женского общежития на Елеонской горе в женскую общину, с условием – испросить предварительно благословение Патриарха Иерусалимкого Дамиана. Открытие общины состоялось 12 августа 1906 г., в день рождения о. Антонина (Капустина) . Игуменом был назначен о. Парфений (Нарциссов), настоятельницей (старшей сестрой) – монахиня Евпраксия, в миру Мария Васильевна Миловидова, бывшая послушница Московского Алексеевского монастыря. Приехав в Иерусалим на поклонение в 1880 г., она долго жила в различных греческих монастырях, пока, познакомившись с архимандритом Антонином и его помощником игуменом Парфением, не стала их постоянной помощницей. Приобретя в июле 1899 г. собственный дом в Иерусалиме (на ул. Пророков, напротив русского Вениаминовского подворья), она оформила его, по примеру о. Антонина, как вакуф в пользу «бедных монахов и паломников православного вероисповедания, русских подданных, проживающих при Русской церкви и прибывающих к ней для поклонения во всякое время, покуда они будут существовать, век за веком и поколение за поколением». В 1912 г. м. Евпраксия была награждена наперсным крестом. Скончалась 12 декабря 1914 г., прожив на Елеоне 26 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

675 Очевидно, речь идет о сражении французских войск с вторгшимися на территорию Алжира тунисскими племенами 30–31 марта 1881 г. Продолжение военных действий привело к занятию Туниса французскими войсками и установлению протектората. 678 Имеется в виду газета «Berliner Tageblatt», основанная в 1872 г. известным издателем Рудольфом Моосе. Одна из влиятельных немецких газет. 680 Миловидова Мария Васильевна († 12.12.1914) – русская паломница и благотворительница. Приехала в Святую Землю в 1881 г. как послушница московского Алексеевского монастыря, жила в различных греческих монастырях. Выступила одной из главных благотворительниц о. Антонина и его помощника игумена Парфения по освоению участков на Елеоне. В 1899 г. купила земельный участок с постройками на ул. Пророков в Иерусалиме, на который по совету консула А. Г. Яковлева оформила вакуф «в пользу русских монахов и паломников, проживающих при Русской церкви в деревне Ат-тур (Масличная гора) и прибывающих к ней для поклонения во всякое время, пока они будут существовать, век за веком и поколение за поколением» (Россия в Святой земле. М., 2000. Т. II. С. 298). В 1902 г. приняла монашество с именем Евпраксия. В 1906–1914 гг. – первая настоятельница Русского Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря в Иерусалиме. Ее дом и сегодня принадлежит РДМ. 684 Дворец, построенный в 1865–1875 гг. Рабахом эфенди аль-Хусейни, представителем арабского богатого и влиятельного рода. Выдающийся памятник светской мусульманской архитектуры Иерусалима, ставший центром квартала Хусейни. 685 Имеется в виду дом Селим Бея аль-Хусейни, Председателя Иерусалимского Меджлиса (мэра Иерусалима). 688 При въезде в селение Аната расположен участок «Бет-аль-Хараб», приобретенный о. Антонином в 1879 г. На участке были обнаружены остатки древнего византийского храма, связанного предположительно с памятью пророка Иеремии. 689 Антонин направляется в ущелье («дебрь») Айн-Фара, к развалинам древнего монастыря, основанного в IV в. преп. Харитоном Исповедником. 690

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Предисловие Большую роль в созидании Русской Палестины играла благотворительность русских женщин-подвижниц, многие из которых провели в Иерусалиме последние годы жизни и в нём скончались. Среди русских благотворительниц прежде других следует назвать имя графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, дочери знаменитого Алексея Орлова, героя Чесменской битвы. Ею была пожертвована в Гефсиманское подворье – в часовню напротив Храма Гроба Господня – двусторонняя плащаница Божией Матери в натуральную величину, в серебряно-вызолоченных ризах с обеих сторон, которая и ныне хранится в часовне и с которой совершается по иерусалимскому обычаю крестный ход в Гефсиманию за три дня до праздника Успения. Благотворительницами Святой Земли были также особы царствующего дома: супруга Александра II императрица Мария Александровна (деньги на строительство Русской больницы, на приобретение архимандритом Антонином участка для школы в Бет-Джале и др.), великая княгиня Александра Иосифовна (деньги на Царские Врата для иконостаса Троицкого собора, для внутреннего убранства храма Преображения на Фаворе и др.), великая княгиня Мария Александровна, дочь Александра II (пять тысяч рублей на строительство церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании). Не уступали по щедрости и представительницы других сословий, преимущественно купчихи. Мария Михайловна Киселёва из Пензы финансировала строительство церкви святого пророка Елисея в Иерихоне, церкви на горе Свержения в Назарете, а также оставила 50 тысяч рублей по духовному завещанию в пользу Императорского православного палестинского общества. Документы настоящего раздела рассказывают о вакуфе в пользу построенной архимандритом Антонином церкви Вознесения Господня на Елеоне, учреждённом в 1901 году Марией Васильевной Миловидовой. Приехав на поклонение в Иерусалим, она долго жила в различных греческих монастырях, пока, познакомившись с архимандритом Антонином и его помощником игуменом Парфением, не стала главной благотворительницей будущего Елеонского монастыря. После смерти Антонина была постоянной помощницей отца Парфения, снабжавшей его средствами для благоустройства обители. Позже приняла монашество с именем Евпраксия и возглавила в звании настоятельницы Елеонскую женскую общину, основанную начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом (Сенцовым) в 1906 году. Была настоятельницей до самой смерти, последовавшей в трудные для обители дни осени 1914 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

ч. и Е. м., колокольня Русская свеча раскачивалась, как маятник, грозя обрушиться и погрести под собой Спасо-Вознесенский храм, но устояла (Святой Елеон. С. 54). Сестры усердно молились перед чудотворной иконой «Троеручица», празднование которой совершалось в этот день, и обошли с ней крестным ходом всю территорию мон-ря. С тех пор ежегодно в этот день в Е. м. совершаются праздничная литургия и крестный ход с иконой. Кроме того, ежедневно во время вечерней службы сестра берет маленькую икону Божией Матери «Троеручица» и крестным ходом обходит мон-рь, чтобы Божия Матерь охраняла обитель. Пострадавший от землетрясения Спасо-Вознесенский храм был капитально отремонтирован в 1938-1941 гг. Игум. Павла (в схиме Антония), постриженица Леснинского мон-ря, установила в обители строгое общежитие. Ее преемница игум. Мелания, управлявшая Е. м. с 1934 по 1944 г., прибыла в Иерусалим в 1932 г. из Югославии по рекомендации Святейшего Патриарха Сербии Варнавы. После того как 9 апр. 1948 г. отряды Хаганы вырезали араб. население пос. Дейр-Ясин (более 250 женщин и детей) и изгнали араб. жителей из пос. Айн-Карем , большинство горненских монахинь (до 100 чел.) покинули монастырь и ушли в Е. м. Большая часть из них не вернулась в Горненский мон-рь, оставшись в Е. м. из-за нежелания переходить в юрисдикцию Московского Патриархата. С 1951 г. мон-рь сделался местопребыванием начальников РДМ (в юрисдикции РПЦЗ). Это привело к перенаселенности Е. м., оставшегося в юрисдикции РПЦЗ. После начала 1-й арабо-израильской войны у подножия Елеонской горы иорданские войска установили дальнобойные орудия и обстреливали из них еврейскую часть Иерусалима. Командование иорданской армии планировало разместить в Е. м. танки, а на колокольне - военную сигнализацию, что грозило разрушением обители в случае продолжения военных действий. Только энергичные действия настоятельницы Е. м. схиигум. Антонии помешали осуществлению этого плана. В 1958 г. в Е. м. было отпраздновано 100-летие РДМ. На торжествах присутствовал кор. Иордании Хусейн. Во время 6-дневной арабо-израильской войны в мае 1967 г. мон-рь пострадал от обстрела, была убита вратарница обители монахиня Евлалия. При игум. Тамаре в Е. м. была открыта небольшая больница для лечения немощных и престарелых сестер. В 1973 г. на крыше колокольни был произведен ремонт, в 2001 г. установлена новая лестница, привезенная из Германии. В наст. время в обители подвизается ок. 40 насельниц, половина из них - правосл. арабки. Настоятельницы Е. м.: мон. Евпраксия (Миловидова; 1906-1914), Елисавета (1919-1929), Павла (Клюева, в схиме Антония; 1929-1934; 1944-1951), Мелания (Ненюкова; 1934-1944), Тамара (кнж. Татьяна Константиновна Романова, дочь вел. кн. Константина Константиновича; 1951-1975, † 1979), Феодосия (Баранова; 1975-1984), Параскева (Зильберкрейн; 1984-1989, † 1995), Варвара (Эпова; 1989-1993), Иулиания (1993-1997), Моисея (Бубнова; с 1997 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/189769.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010