Миланский эдикт и проблемы современного правосознания Сон св. равноап. Константина и битва у Мильвийского моста с явлением знамения креста на небе В 2013 году христианский мир отметит 1700 лет со дня принятия Миланского эдикта. Он значим, во-первых, тем, что прекратил почти трехсотлетние гонения на христианскую Церковь и даровал ей равноправие с прочими религиями Римской империи; во-вторых, тем, что положил начало симфонии государства и Церкви. Однако его значение и в том, что он дал начало новым юридическим и моральным принципам в общественном сознании, которые в дальнейшем легли в основание христианской европейской цивилизации. К сожалению, современная Европа значимо отказывается от своего христианского наследия. В конституции Евросоюза из-за ложно понятой политкорректности ничего не сказано о христианстве и Христе; в ряде земель Германии и муниципалитетов Италии принимаются решения о запрете христианских символов в школах. В результате ложной толерантности христианство все более оттесняется на задворки общественной жизни, и не только легализуются, но и поощряются антихристианские взгляды и нравы. Легализация гомосексуализма, который до Второй мировой войны считался уголовным преступлением, кое-где привела к настоящей «голубой диктатуре». Легализация эвтаназии только в Голландии привела уже к сотням жертв, из которых многие покинули этот свет не по своей воле. Легализация абортов приводит к настоящей депопуляции Европы и заполнению демографического вакуума мигрантами из стран третьего мира. В результате либерального движения и последовавшей за ним смены нравственной и правовой парадигмы и яростной борьбы за «права человека» мы пришли к довольно странному результату: реальные или жизненные права человека в современном обществе резко сузились. То, что ранее считалось неотъемлемыми правами человека: право на рождение, на воспитание детей порядочными и нерастленными людьми нормальной половой ориентации, право на целомудрие – не вести половую жизнь до достижения зрелости, право на публичное выражение своей веры, право располагать своими органами и умереть своей смертью, – все это в современном обществе на наших глазах становится все более и более эфемерным.

http://pravoslavie.ru/33668.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Египетский цветник Миланский эдикт святого императора Константина (313 г.), в котором христианам была дарована свобода вероисповедания, а также Вселенский собор (325 г.) знаменуют открытие новой эпохи в истории аскетических учений, равно как и аскетической практики. Именно на водоразделе эпох сформировалось египетское монашество как особая форма христианской жизни. Египет стал образцом классического монашеского опыта. Монашество здесь возникло в трех основных формах: отшельничество, скитское житие и общежитие. Отцом отшельнического монашества считается преподобный Антоний Великий. Едва ли не всех египетских монахов IV века можно считать его учениками; они селились вокруг на значительном расстоянии и жили в строгом уединении. Слава египетского монашества быстро разнеслась по всему христианскому миру, а пример жизни и подвигов святых подвижников послужил для многих поколений образцом. Мудрые изречения египетских отцов справедливо называются перлами и бисером многоценным из духовной сокровищницы богоносных отцов. Так как эти изречения ведут начало из долговременного опыта и просвещения свыше, монахи, всю жизнь проведшие но заповедям Божиим, своими беспрерывными трудами, молитвой, постом достигли ангельского жития и созерцания. Отеческие повести и изречения, примеры самих отцов и окружающих их лиц открывают нам сокровенную глубину природы нашей в различных ее состояниях: в естественном — ее растление, немощи, пороки, в состоянии благодатном — ее обновление, крепость и высоту духовную, до которых верующий достигает силою Христовою; открывают разнообразные и вернейшие способы врачевания и духовного совершенствования человека. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Египетский цветник Предисловие Миланский эдикт святого императора Константина (313 г.), в котором христианам была дарована свобода вероисповедания, а также Вселенский собор (325 г.) знаменуют открытие новой эпохи в истории аскетических учений, равно как и аскетической практики. Именно на водоразделе эпох сформировалось египетское монашество как особая форма христианской жизни. Египет стал образцом классического монашеского опыта. Монашество здесь возникло в трех основных формах: отшельничество, скитское житие и общежитие. Отцом отшельнического монашества считается преподобный Антоний Великий. Едва ли не всех египетских монахов IV века можно считать его учениками; они селились вокруг на значительном расстоянии и жили в строгом уединении. Слава египетского монашества быстро разнеслась по всему христианскому миру, а пример жизни и подвигов святых подвижников послужил для многих поколений образцом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Часть I. Внешнее право церкви Глава 1. Церковь и государство §20. Краткий очерк отношений между церковью и государством I. На Востоке. Христианская церковь , с самого своего появления в римской империи, должна была выдержать тяжёлую борьбу с язычеством . Трофеем этой трёхвековой борьбы был Миланский эдикт (313 г.), которым всем подданным римской империи вообще, след. и христианам, предоставлена была безусловная и неограниченная свобода в выборе религии. Однако Миланский эдикт не был осуществлён во всей широте его буквального смысла, ибо понятие о свободе выбора религии не мирилось с установившимся у римлян представлением о важном государственном значении религии и об обязательности для гражданина единого государственного культа, которым теперь должно было быть признано христианство . Поэтому уже в конце IV в. (при Феодосии Вел. в 392 г.) запрещено было совершение языческих богослужебных обрядов, общественных и домашних, а в VI в., при императоре Юстиниане, все язычники обязательно должны были креститься, под опасением лишения всех прав состояния и ссылки. Принцип согласной совместной деятельности и тесной связи гражданской и церковной власти, но без подчинения одной власти другой, является основным и руководящим началом в истории взаимных отношений церкви и государства на Востоке. Мысль о необходимости постоянного взаимодействия церковной и светской власти неоднократно повторялась и от лица церкви, и в государственном законодательстве Юстиниана (нов. 6-я) и позднейших византийских императоров. Бывали, конечно, и на Востоке столкновения между церковной и государственною властью, но они встречались очень редко, вызывались не церковною, а государственною властью и никогда не оставались без протеста со стороны власти церковной. В частности, отношения церкви к государству на Востоке представляются так: 1) Император , как глава церкви, есть верховный покровитель и защитник её; но в то же время он, как член церкви, хотя и первенствующий, подчинён всем правилам и порядкам церковной жизни, как и остальные члены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Часть I. Внешнее право церкви Глава I. Церковь и государство § 21. Краткий очерк отношений между Церковью и государством На Востоке Христианская церковь , с самого своего появления в римской империи, должна была выдержать тяжелую борьбу с язычеством. Трофеем этой трехвековой борьбы был Миланский эдикт (313 г.), которым всем подданным Римской Империи вообще, следовательно и христианам, предоставлена была безусловная и неограниченная свобода в выборе религии. Однако Миланский эдикт не был осуществлен во всей широте его буквального смысла, ибо понятие о свободе выбора религии не мирилось с установившимся у римлян представлением о важном государственном значении религии и об обязательности для гражданина единого государственного культа, которым теперь должно было быть признано христианство. Поэтому уже в конце IV в. (при Феодосии Вел. в 392 г.) запрещено было совершение языческих богослужебных обрядов, общественных и домашних, а в VI в., при императоре Юстиниане, вое язычники обязательно должны были креститься, под опасением лишения всех прав состояния и ссылки. Принцип согласной совместной деятельности и тесной связи гражданской и церковной власти, но без подчинения одной власти другой, является основным и руководящим началом в истории взаимных отношений церкви и государства на Востоке. Мысль о необходимости постоянного взаимодействия церковной и светской власти неоднократно повторялась и от лица церкви, и в государственном законодательстве Юстиниана (нов. 6-я 32 ) и позднейших византийских императоров 33 . Бывали, конечно, и на Востоке столкновения между церковной и государственною властью, но они встречались очень редко, вызывались не церковною, а государственною властью и никогда не оставались без протеста со стороны власти церковной. В частности, отношения церкви к государству на Востоке представляются так: 1) Император, как глава церкви, есть верховный покровитель и защитник ее; но в то же время он, как член церкви, хотя и первенствующий, подчинен всем правилам и порядкам церковной жизни, как и остальные члены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

IV век Равноапостольный император Константин 1 мая 305 года император Диоклетиан, организатор самых жестоких в истории гонений на Церковь , после двадцати лет правления, как и обещал, вместе со своим соправителем Максимианом, императором Запада, отрекся от престола. Императору, показавшему достойный пример всем престарелым политикам, кстати, едва исполнилось в то время 55 лет. Когда лет пять спустя Максимиан, пытаясь вернуться к власти, будет приглашать к тому же своего великого соправителя, тот прикажет ответить, что если бы он, Максимиан, мог только видеть, какую превосходную капусту выращивает Диоклетиан у себя на огородах в Сплите, то, конечно, не стал бы предлагать ему таких глупостей. …Он был еще жив, когда 30 апреля 311 года его преемник, император Востока Галерий, пораженный неизлечимым недугом, за несколько дней до мучительной смерти издал эдикт о прекращении гонений. «Пусть будут христиане», – как бы со вздохом, махнув в отчаянии рукой, провозглашает в своем указе зять Диоклетиана, который, по мнению историков, как раз и был непосредственным виновником и инициатором жестоких и бесполезных гонений. Между тем на Западе империи в 312 году продолжалась борьба за власть. В октябре битва за Рим между императором Запада Константином и – тоже императором – Максенцием вступает в решающую фазу. В канун битвы у Мульвианского моста, у самого порога Вечного города, «когда день клонился к вечеру», Константину было пророческое видение. Он увидел «выше солнца» знамение креста с надписью: «Сим победиши» (то есть под этим знаком одержишь победу). Наутро он приказывает изобразить крест и монограмму Христа на своем штандарте. Войска его одерживают победу, Максенций убит, а Константин с победой вступает в Рим. А пол года спустя, в марте 313 года, Константин, император Запада, встретившись в Милане с Лицинием, преемником Галерия на Востоке, подписал вместе с ним так называемый «Миланский эдикт», провозгласивший свободу христианской Церкви в Римской империи и означавший историческую победу христианства над язычеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Нашествие германских племен кимвров и тевтонов на Рим 58–50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии 50 гг. до Р.Х «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря 9 г. н.э. Победа германцев над римлянами в Тевтобургском лесу 98 г. н.э. «О происхождении германцев и местоположении Германии» Тацита 165–180 Маркоманские войны III–VI вв. Великое переселение народов 284–305 Правление императора Диоклетиана 306–337 Правление императора Константина I Великого Медиоланский (Миланский) эдикт Константина и Лициния Первый Вселенский собор в Никее 325–375 Правление Германариха в Остготском королевстве Основание Константинополя 330–390 Архиепископ Константинопольский святитель Григорий Богослов Указ Константина о прикреплении колонов к земле 339–397 Архиепископ Медиоланский святитель Амвросий 342–420 Епископ Стридонский блаженный Иероним 350–407 Архиепископ Константинопольский святитель Иоанн Златоуст 354–430 Епископ Иппонский блаженный Августин Приход гуннов в Северное Причерноморье Победа вестготов над римлянами при Адрианополе 379–395 Правление императора Феодосия Великого Эдикт Феодосия Великого о кафолической вере Второй Вселенский собор в Константинополе Разделение Римской империи на Западную и Восточную 395–408 Правление Аркадия в Восточной Римской империи 395–423 Правление Гонория в Западной Римской империи 408–525 Философ Боэций Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом 418–507 Вестготское королевство в Южной Галлии 425–455 Правление Валентиниана III в Западной Римской империи 435–453 Правление короля гуннов Атиллы 439–534 Вандальское королевство в Северной Африке 451 июнь 15 Разгром гуннов на Каталаунских полях («Битва народов») Разграбление Рима вандалами Традиционная дата падения Западной Римской империи 480–550 Аббат Бенедикт Нурсийский 481–511 Правление короля франков Хлодвига Создание франкского королевства (битва при Суассоне) 486–751 Династия Меровингов во Франкском королевстве 493–526 Правление короля остготов Теодориха Нач. VI в. Оформление «Салической правды» франков 527–565

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как христианство стало свободным 4 мин., 26.12.2013 В 313 году в городе Медиолане (нынешний Милан, Италия) римский император Константин Великий огласил эдикт, которым он легализовал христианство. Люди, считавшиеся до того момента вне закона, получили право открыто исповедовать свою веру и широко реализовывать ее принципы в жизни. Церковь вышла из катакомб — и начался один из самых удивительных периодов в ее истории. Конечно, сознание человека, а тем более всего общества невозможно поменять оглашением одного, пусть и самого важного, документа. На это требуются годы и века непрерывной работы. Но эта работа началась именно тогда, в 313 году, при императоре Константине. Что же так судьбоносно изменилось в жизни христиан? Какие события и процессы стали прямым или косвенным следствием Миланского эдикта? В чем основная ценность этого документа с позиции истории и современной культуры? Было: С конца I века христиане на территории Римской империи подвергались гонениям за свою веру. Почему? Рим был толерантен по отношению ко всем религиям, здесь можно было верить во что угодно, но при одном условии: необходимо своевременно воздавать почести и римским богам. Христиане же отказывались их почитать, не принимали участия в государственных религиозных праздниках, не признавали культ императора (в римской традиции император после смерти мог стать богом). Тем самым они, оставаясь самыми законопослушными людьми, с точки зрения римской власти представляли опасность для государства. Христиан объявили вне закона. В 303—305 годах, в правление императора Диоклетиана, развернулись самые масштабные и жестокие гонения. Не только священнослужители, но и миряне, не только «простые смертные», но и римские граждане, и среди них немало знатных людей, претерпели в это время мученическую смерть за свою веру. Стало: Миланский эдикт 313 года легализовал положение христиан, уравнял их веру в правах с другими религиями. Масштабные гонения прекратились, христианам более не нужно было прятаться в катакомбы. У Церкви появилась возможность открыто строить храмы и вернуть себе имущество, конфискованное за время гонений. Если у этого имущества успел появиться новый хозяин, он получал компенсацию из казны императора.

http://foma.ru/kak-xristianstvo-stalo-sv...

С. Б. Сорочан Хронология важнейших событий 313 г. – Миланский императорский эдикт, уравнивавший в положении язычество и христианство. 325 г. – Первый Вселенский собор в Никее. Осуждение арианства. Принятие Символа веры , определяющего равенство природы Бога Отца и Бога Сына. 330 г., 11 мая – Провозглащение Нового Рима – Константинополя столицей Восточной Римской империи и освящение ее. 378 г. – Поселение вестготов в восточной части Римской империи. 381 г. – Второй Вселенский собор в Константинополе, утвердивший Никейско- Константинопольский Символ веры . 392 г. – Императорский эдикт Феодосия Великого, запретивший языческие обряды. 395 г. – Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. 431 г. – Третий Вселенский собор в Эфесе, осудивший несторианство. 410 г. – Взятие Рима готами под предводительством вождя Алариха. 429 г. – Вторжение вандалов в северную Африку. 438 г. – Издание Кодекса Феодосия. 449 г. – Монофиситский церковный собор в Эфесе. 451 г. – Четвертый Вселенский собор в Халкидоне, осудивший монофиситов («единоестествеников»). Признание двуединой природы Христа. 455 г. – Взятие и разграбление Рима вандалами. 476 г. – Свержение императора Западной Римской империи Ромула Августула. 486 г. – Война Византии с готами. 493 г. – Создание остготского королевства в Италии. 528–535 гг. – Законодательные реформы Юстиниана I. Создание «Свода гражданского права» (Corpus juris civilis). 532 г. – Народное восстание «Ника» в Константинополе. 532–537 гг. – Сооружение третьего (окончательного) варианта Великой церкви (храма Св. Софии) в Константинополе. 532–555 гг. – Завоевательные войны Юстиниана I. Отвоевание северной Африки, Италии и частичный захват Испании. 553 г. – Пятый Вселенский собор в Константинополе, осудивший несторианские тексты («Три главы») и подтвердивший решения предыдущих четырех соборов. 568 г. – Вторжение лангобардов в Италию. 80-е гг. VI в. – Активное вторжение южных славян в пределы Византии. 584 г. – Образование Равеннского экзархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XV. Церковь и общество после обращения Константина Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Meyendorff, Imperial Unity; Chadwick; Болотов; Jones; Previte-Orton; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev. 1. Халкидонский Собор отделен от времени императора Константина почти полутора веками. С тех пор произошла масса событий, коренным образом изменился весь мир. Для людей, живших тогда, через полтора века после Константина, его эпоха уже была далеким прошлым, сравнимым со временем Крымской войны для нас, или временем революций середины XIX века для французов, или временем гражданской войны для американцев. Как же изменилось общество за это время? Миланский эдикт о веротерпимости был издан в 313 г. В 528 г. указом императора Юстиниана веротерпимость была прекращена: Православие провозглашалось единственной государственной религией, и более того, христианские епископы были объявлены юридически ответственными за насильственное подавление язычества. «Мы приказываем нашим магистратам, - писал император, - как в этом царствующем граде (Константинополе), так и в провинциях, со всем тщанием, применяя все собственные ресурсы и следуя инструкциям, полученным от боголюбивых епископов, проводить законное расследование нечестия и кощунства языческих культов, чтобы они не могли бы происходить, а в случае, если они все же произойдут, то понесли бы законное наказание». В течение этих двух веков был заложен фундамент христианского общества и цивилизации, просуществовавших вплоть до ленинских декретов 1918 г. Конечно, Христианская Церковь существовала до Константина и существует после Ленина, но ее отношения с обществом были иными, а возможности, в человеческих пределах, ограниченными. Начиная с веков христианской империи, а затем в средние века и далее общество руководствовалось христианскими принципами, хотя и парадоксально используя для внедрения их в жизнь законы принуждения и насилие. В этом причина двойственности и несколько утопического характера понятия Христианской Церкви в том виде, как оно существовало тогда.

http://sedmitza.ru/lib/text/434748/

  Слово в субботу 2-й седмицы Великого Поста Память сорока мучеников Севастийских   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Праздник сорока мучеников Севастийских всегда был большим торжеством в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины, которая последовала в начале IV века, в 313 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа уже перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство, Православие, утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и перед самой победой, накануне этой победы кто-то принимает смерть. Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Но их смерть была особенно славной, потому что одновременно они были искушаемы возможностью избавиться от страданий: на берегу озера была растоплена баня, и каждый из них имел возможность оставить место своих мучений и прибегнуть к этому спасению. Баня же - это не просто баня, как мы можем сейчас подумать. В те времена баня была общественным клубом, в котором протекала вся жизнь, - все, что ищет человек, не знающий Бога. Но для них такое спасение было бы гибелью. Этот подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов все-таки не выдержал и поступил именно так: предпочел безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По какому-то непостижимому промыслу Божьему ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде, никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на этих страждущих, он закричал: " И я христианин! " - и присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу. Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе каждый оказывается перед этим выбором в разные периоды жизни, и он должен что-то предпочесть. Жизнь так устроена: либо мы должны пожертвовать Христом, либо пожертвовать своим благополучием. Ни один человек не может обойти этот выбор.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_18...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010