Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (13.01.1831, с. Кудиново Мещовского у. Калужской губ. (ныне деревня Юхновского р-на Калужской обл.) - 12.11.1891, Сергиевский посад (ныне г. Сергиев Посад)), религ. философ, писатель, публицист, лит. критик, представитель консервативного направления рус. общественно-политической мысли 2-й пол. XIX в. Биография Л. род. в многодетной семье, был младшим из 7 детей. Крещен в ц. в честь Рождества Христова в с. Щелканове Мещовского у. (сохр. до наст. времени). Отец, Николай Борисович Леонтьев, служил некоторое время в звании унтер-офицера в лейб-гвардии Измайловском полку; был уволен за предосудительные поступки; в Отечественной войне 1812 г. принимал участие в качестве ополченца, а после войны исполнял малозначительную должность исправника Мещовского у. Мать, Феодосия Петровна (урожд. Карабанова), получила хорошее образование, окончив Екатерининский ин-т. Детство Л. прошло в небольшом родовом имении в с. Кудинове. Семья, по его воспоминаниям, не была набожной в строгом смысле слова: отец был равнодушен к вере, несмотря на то что ходил в церковь и имел духовника; у матери вера имела «несколько протестантский характер» (Мое обращение и жизнь на св. Афонской горе//ПССиП. Т. 6. Кн. 1. С. 794). В 1841 г. Л. поступил в Смоленскую гимназию. Проучившись в ней год, вернулся в Кудиново. В 1843 г. в Петербурге зачислен в качестве кадета в «Дворянский полк», однако в связи с резким ухудшением здоровья и подозрением на чахотку был вынужден в 1844 г. возвратиться домой. Осенью того же года поступил в 3-й класс Калужской гимназии. По окончании гимназии (1849) Л. получил право поступления в ун-т без экзаменов. Был зачислен в Демидовский (камеральный) лицей в Ярославле, в к-ром преподавали математику, физику и ряд гуманитарных предметов, но основными были правовые науки и уголовное судопроизводство. Через 2 месяца он перешел на 1-й курс медицинского фак-та Императорского Московского ун-та. Выбор фак-та был обусловлен тем обстоятельством, что прием студентов на др. фак-ты в этот год был ограничен. За переводом из одного учебного заведения в другое скрывалось желание нуждающейся в средствах матери дать сыну такое образование, к-рое могло бы стать основой его буд. благополучия.

http://pravenc.ru/text/2463569.html

Мещовский иеромонах Иларий (Память 12 июля).н6 Об иеросхимонахе Мещовского Георгиевского монастыря Иларии сохранились очень скудные сведения. Он родился в первой четверти 19-го столетия (1818–19 г.г.) и назывался Иваном Петровичем. Родители его были мещане г. Раненбурга Рязанской губернии. Он с детства уделял время на подготовление к прасольству. Юношей он состоял в цехе прасолов г. Раненбурга. Здоровье и силы в эти годы у него были цветущие. К 19–20 годам своей жизни он составил решение уйти из мира в монастырь. На решение это очень повлияло такое обстоятельство. В один из праздничных дней до поздней обедни он вышел за город и стал поджидать крестьян, едущих на базар. Полагал купить у них повыгодней продукты, но, делая это, он являлся нарушителем постановления городского правления. В Раненбурге не открывалась торговля на базаре до звона к поздней обедне. Приторговал воз товару какого-то. Как раз в это время к ним подошел неизвестный господин в форменной фуражке и стал перебивать воз. Прасол Иван укорял перебивчика. Чиновник отпихнул Ивана; Иван ударил того по лицу. У чиновника показалась кровь. Иван бросился бежать. Обиженный догнал и отдал Ивана в полицию: Иван был посажен в тюрьму до окончательного решения дела. Родители Ивана очень опечалились. И сам он стал оплакивать свой грех в стенах тюрьмы. Любивший читать, он просил родных приносить ему книги в тюрьму. В числе книг было и св. Евангелие. Читая его, Иван особенно проникся чувством покаяния и пришел к мысли о поступлении в монастырь, если Господь устроит его освобождение из тюремного заключения. Между тем, чиновник тоже стал сожалеть о сделанном и при его содействии Иван при разборе дела был оправдан, и выпущен на свободу. Освободившись из заключения, Иван на 20 году от роду сообщил родителям о своем намерении поступить в монастырь. Родители дали свое согласие и даже отправились с ним за благословением к старцу Петропавловского монастыря в Раненбурге – Нафанаилу. О. Нафанаил одобрил намерение Ивана. Тем не менее, поступление в обитель за некоторыми семейными делами отложено было на некоторое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Золушка на русском троне Евдокия Лукьяновна Стрешнева (1608 – 1645) Мария Тоболова   05:38 21.08.2020 1998 Время на чтение 8 минут Старинный купеческий городок Мещовск Калужской губернии подарил России двух цариц: Евдокию Лукьяновну Стрешневу, супругу Михаила Федоровича, первого монарха из династии Романовых (1596-1645), и Евдокию Федоровну Лопухину (1669-1731), первую жену царя Петра Великого. Евдокия Лукьяновна родилась в 1608 году в семье обедневшего дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева. Её мать, Анна Константиновна (1584-1650), родила мужу пятерых детей, среди них Евдокия была средняя. Родители по бедности отдали девочку в семью богатого родственника по материнской линии - окольничего Григория Волконского. Кроткая и добродетельная Евдокия в новой семье подвергалась оскорблениям со стороны строптивой нравом своей сверстницы-боярышни, но никогда никому не жаловалась, молча перенося обиды. Детские годы Евдокии пришлись на одну из страшных годин русской истории - на Смутное время, которое окончилось с воцарением семнадцатилетнего Михаила Романова, избранного на трон Земским Собором 21 февраля (3марта) 1613 года.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/21/...

А. А. Александров 346 . Памяти К. Н. Леонтьева I К издаваемым мною письмам ко мне Константина Николаевича Леонтьева считаю нелишним присоединить несколько страниц, посвященных его памяти. Здесь найдут себе место и сжатая канва для его биографии, и краткий обзор его литературной деятельности, и краткие воспоминания о моем с ним знакомстве. Константин Николаевич Леонтьев – один из наиболее своеобразных и в высшей степени интересных русских писателей. Интересен он и по своей яркой и разнообразной, кипучей и полной переворотов, необычайно богатой внешним и внутренним содержанием жизни, и по столь многогранному и сложному и в то же время столь цельному и простому в своей основе миросозерцанию, и по особенностям своего оригинального и смелого, полного несокрушимой силы и тонкой, нежной грации литературного таланта, и по своеобразию своей литературной судьбы. Происходя из старого, но уже несколько обедневшего дворянского рода, родился он 18 января 1831 года в родовом имении отца селе Кудинове, Калужской губ., Мещовского уезда. Он был самым младшим, последним ребенком у своей матери, и притом – как рассказывал мне сам – не был ею доношен, родившись не девяти, а всего семи месяцев, «как Владимир Соловьев», – прибавлял он. Опасаясь за его жизнь, его в первые дни после его рождения подвешивали, завернув в заячью шкурку, к потолку бани, пока он не окреп. Первоначальное домашнее воспитание получил он под руководством своей матери Феодосии Петровны, урожденной Карабановой, отлично кончившей курс в петроградском Екатерининском институте и лично известной покойной императрице Марии Федоровне. Поступив затем в кадетский корпус, он вскоре перевелся из него в Калужскую гимназию (в 1841 г.). По окончании в ней курса поступил в 1849 году в ярославский Демидовский лицей, но там тогда, как он говорил впоследствии, «так мало занимались», что он «испугался и соскучился» и среди зимы того же года перешел на медицинский факультет Московского университета, поселившись в доме своих московских родственников.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Акулово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты Ранее на месте церкви каменной стояла деревянная, освященная в 1753 г. Вот как описан ее 3-ярусный иконостас: " сталярной гладкой разкрашен голубою краскою, во иконостасе царския двери резныя " . Интересен по составу икон местный ряд, в котором " по левую сторону образ Тифинския Божией матери, на нем риза кованая сребреная и вызлощена, вокруг венца в три нитки низана крупным земчугом, также и цата низана земчугом, вокруг онаго образа писаны явления " , на боковых дверях изображены пророк Аарон и праотец Мелхиседек, наряду с образом Спаса включены иконы недавно канонизированного Димитрия Ростовского, Иоанна воинственника, св. Николая и " Образ Агтырския Божия Матери, вокруг онаго образа писаны явления " . Материал из государственного архива Калужской обл. ГАКО, ф. 33, оп. 3, д. 14, л. 15-15 об. Село Акулово находится в 13 км от п. Бабынино. Во второй половине 18 века село А.Г. Смагина. В первой половине 19 века принадлежало его роду. В 1910 году дворянам А.П. и И.И. Поповым. В селе есть руинированная Тихвинская церковь. Построена в 1817 году вместо прежней деревянной в честь Иоанна Богослова, в стиле классицизма. Колокольня утрачена. Была церковно-приходская школа. От парка уцелели единичные деревья и заболоченный пруд. Калужскаяя энциклопедия Построен в 1811 г. подпоручиком А.А.Смагиным, с приделом в честь Рождества Богородицы, каменный, с каменной колокольней и оградой. Обновлен в 1845 г. Закрыт в 1932 г. http://korolev.msk.ru/ В 1916 г. церковнослужителем являлся Дмитрий Фёдорович Смирнов (1874 - †?), который был рукоположен в священника села Акулова 20 июня 1909 г. Псаломщик Василий Никифорович Успенский (1855-†?) занимал данную должность с 1904 г. С 1910 г. церковным старостой числился Косма Григорьевич Маркин крестьян деревни Дворяниково. Приход состоял из 1 села и 3 деревень с общим количеством дворов 124 и населением 378 мужского и 381 женского. Из них крестьянских дворов 120 (364 муж., 378 жен.), мещан – 1 двор (8 муж., 6 жен.), духовенство – 3 двора (8 муж., 8 жен.). В с. Акулово насчитывалось 19 дворов, в которых проживало 51 мужчина и 54 женщины. В д. Дворяниково – 62 двора, 201 муж. и 184 жен.. В д. Кулаковке – 32 двора, 78 муж. и 100 жен. В д. Земово (Зимовье) 11 дворов, 38 муж. и 43 жен. Деревня Земово относилась к Мошонской волости Мещовского уезда, в то время как с. Акулово, д. Дворяниково и д. Кулаковка принадлежали Курынической волости Перемышльского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=12677

архим. Агапит Глава XIV. Отношение старца о. Макария к посторонним монастырям – мужским и женским Далеко-далеко разносилась добрая слава о смиренном оптинском подвижнике, батюшке о. Макарии, так как духовная его деятельность, или руководствование к вечной жизни, как видели мы выше и увидим далее, не ограничивалось одними иноками Оптиной обители. По временам он лично навещал и другие монастыри, начальствующие коих имели к нему особенное расположение. Так, из обителей своей Калужской епархии старец посещал иногда общежительные обители: Мещовский Георгиевский монастырь, пока в нем настоятельствовал о. игумен Никодим (Демутье), лет шесть поживший в Оптиной Пустыни, откуда определен был и настоятелем в Мещовск, а затем Малоярославецкий Николаевский монастырь, коим при жизни старца Макария управляли преемственно настоятели из оптинских братий – о. игумен Антоний (Путилов) и за ним переведенный из Мещовского монастыря и возведенный в сан архимандрита вышеупомянутый о. Никодим 101 . Но особенно любил старец пустынь во имя преп. Тихона, Калужского чудотворца, которая обязана началом своего благоустройства отеческому попечению о ней предместника старца Макария, старца о. Леонида (в схиме Льва). В последние годы жизни старца Макария настоятелем оной пустыни назначен был один из преданных его учеников, иеромонах Оптиной Пустыни о. Моисей 102 . Сердечно утешался старец Макарий внешним и внутренним благоустройством сей обители, простым и отеческим обращением настоятеля с братиею, трудолюбием братий, поощряемых к тому примером самого настоятеля и его внимательностию к общим и частным их нуждам. Проживая в сей тихой пустыни по нескольку дней, старец имел обыкновение высказываться так: «Я отдыхаю здесь душою». Современные старцу Макарию иноки отдаленных, более общежительных монастырей и пустынь других епархий, а также некоторые из белого духовенства, зная о духовных его дарованиях, приезжали к нему сами пользы ради и советов духовных; другие же, не имея на сие времени и возможности, обращались к нему за советами письменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Боровенск. Успенский Ферапонтов монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский Боровенский мужской монастырь был основан в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Ферапонтом Боровенским. Отсюда происходит иное наименование обители — Ферапонтова пустынь. Как говорит предание, преподобный принёс благословение своего наставника, икону Успения Божией Матери, на утверждение им обители. Имеются некоторые подробности о начале монастыря: «Блаженный Ферапонт, ища места для основания пустынножительства, пришёл сюда в то время, когда вся окрестность нынешнего села Боровенска была покрыта густым сплошным бором. Утруждённый от долгого пути, он лёг под тенью одного из вековых деревьев, поставя на него образ. Но, проснувшись, не нашёл того на своём месте. Объятый недоумением, но, не потеряв упования, на свою Божественную Путеводительницу, Ферапонт, по долгом искании, нашёл икону в глубине леса на одной из сосен. До трёх раз повторялось чудесное исчезновение иконы и обретение её в одном и том же месте. Приняв это за указание, что Матерь Божия благословила избрать сие место для вселения своей знаменосной иконы, блаженный Ферапонт соорудил обитель, собрав братию, почив в мире, лета долга, возлёг здесь на вечный покой в основанной им же первоначально деревянной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы» («Калужские епархиальные ведомости», 1880г., к.з. Половцев). Последующая история обители со времени её основания в течение трёх с половиной столетий (XIV – XVIII вв.), из-за недостатка письменных источников, остаётся неизвестной. В XVII-XVIII веках Ферапонтову пустынь неоднократно приписывали к крупнейшим обителям близ столиц, в частности, к знаменитому Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю и даже Александро-Невской лавре. Есть сведения, что в 1764 г. Боровенская обитель была упразднена (государственная политика секуляризации), а братия переведена в Мещовский Свято-Георгиевский мужской монастырь. В то время как большие обители увеличивались, маленькие часто не имели самого необходимого, питаясь мирским подаянием.

http://sobory.ru/article/?object=30598

Искра. Георгиевский монастырь. Георгиевский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1691. Ссылки:   Адрес: Россия, Калужская область, Мещовский район, село Искра, улица Монастырская, д. 1 Координаты: 54.33022, 35.269364 Проезд: Железнодорожной станции в Мещовске нет, добираться до него придется на автобусе или на автомобиле. В Москву автобусы с Мещовского автовокзала уходят в то же время. От автостанции до монастыря идти еще примерно 1,5 км. Много времени такая прогулка не займет, однако можно и взять такси. На личном авт ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Железнодорожной станции в Мещовске нет, добираться до него придется на автобусе или на автомобиле. В Москву автобусы с Мещовского автовокзала уходят в то же время. От автостанции до монастыря идти еще примерно 1,5 км. Много времени такая прогулка не займет, однако можно и взять такси. На личном автотранспорте из Москвы следует выезжать по Киевской трассе. На 228 км — поворот на Мещовск. От поворота до города — 14 км. Монастырь находится на окраине, поэтому город придется проехать насквозь. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Весной 2001 г. было положено начало возрождению монастыря. В настоящее время построен и освящен деревянный храм в честь Новомучеников Российских, начато строительство братского корпуса, ведется восстановление храмов, благоустраивается территория источника в честь великомученика Георгия Победоносца, формируется монашеская община. Восстановление обители ведет игумен Георгий (Евдачев). С сайта http://www.kaluga-eparhia.ru/ Георгиевский монастырь, заштатный, общежительный, на берегу реки Серебрянка. Первоначально находился в 30 верстах от города Мещовска, в верховье реки Ресы. В смутное время был разграблен и сожжен. В 1-й половине XVII века возобновлен на занимаемом им теперь месте. Здесь находится чудотворная икона Скорбящей Божией Матери. В средней монастырской башне погребен Андрей, Христа ради юродивый ( 28 июня 1812 года), чтимый панихидами.

http://sobory.ru/article/?object=01762

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Преподобноисп. Георгий (Лавров). Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Лавров Герасим Дмитриевич; 28.02.1868, дер. Касимовка Елецкого у. Орловской губ.- 4.07.1932, Н. Новгород), преподобноисп. (пам. 21 июня, 28 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Род. в крестьянской семье. Окончил 3 класса сельской школы. В детстве вместе с родителями ездил на богомолья по св. местам. В одну из поездок в Троице-Сергиеву лавру отрок Герасим молился у св. мощей прп. Сергия Радонежского о даровании ему счастья и услышал в ответ в душе слова: «Иди в Оптину». Мальчик упросил родителей поехать в козельскую Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. (впосл. Макариева), к-рая произвела на него глубокое впечатление. Постепенно созревало желание поступить туда на иноческое жительство. В 1890 г., после смерти отца, Герасим ушел в Оптину пуст. и трудился послушником на кухне, в пекарне, на свечном заводе, в поле и на рыбной ловле. В 1894 г. проходил послушание при казначее, затем помощником ризничего. 10 окт. 1898 г. определен в число братии мон-ря; 23 июня 1899 г. пострижен в монашество с наречением имени Георгий в честь вмч. Георгия. 24 окт. 1902 г. рукоположен во диакона. За годы пребывания в обители Г., наблюдая сотни людей, приходивших со страданием и горем к оптинским старцам, сердцем постигал, что более всего человеку необходимы любовь, милость, доброта. 2 янв. 1914 г. Г. перевели в мещовский Георгиевский мон-рь. Указом Святейшего Синода от 31 окт. 1915 г. он был назначен на должность настоятеля с рукоположением во иерея, хиротония состоялась 1 янв. 1916 г. 3 янв. 1916 г. награжден набедренником, 2 нояб. 1917 г.- наперсным крестом. Несмотря на связанные с войной и революцией трудности и бытовые неустройства, приобретенное в крестьянской молодости умение рачительно хозяйствовать, опыт послушания, полученный в Оптиной пуст., доброта и мудрость в отношениях с людьми помогали Г. успешно справляться с управлением мон-рем.

http://pravenc.ru/text/164217.html

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 15. Старец Иларион (Пономарёв). Монахи Флавиан, Карп, Климент, Феодосий, Агапит Конечно, потери невозвратимые! Уходили такие старцы, которым, казалось, замены нет... Но не оскудевала Оптина пустынь благодатными наставниками. Не было перерыва в духовном окормлении братии и мирян. Молитвами отошедших ко Господу и по воле Божией укреплялись в духе ученики прежних старцев, ныне уже сами старцы и наставники, – преподобные Амвросий и Иларион. Вскоре по вступлении в должность духовника и скитоначальника отец Иларион, согласно желанию многих братий и духовных чад покойного старца Макария, решил устроить при скитском храме придел преподобного Макария Великого , на что нужные средства предоставила Наталья Петровна Киреевская, как бы переданная старцем Макарием в руководство отцу Илариону. Работ оказалось много. Тесная западная часть храма была совсем отнята, а квадрат церкви с алтарным к нему прирубом был поднят на бревнах-рычагах: под ним заменили фундамент и два нижних венца подгнивших бревен. В это время в лесу срубили заново западную часть, уже с учетом того, чтобы поместить здесь Макарьевский придел. Потом сруб был перенесен в скит и здесь собран. Храм принял прежний вид. Работами руководили инженер Александр Васильевич Кавелин и казначей обители иеромонах Флавиан, ближайший ученик отца Илариона, монах-подвижник. Работа была окончена через четыре месяца. Освящение главного престола совершил 29 августа 1864 года (в праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи) настоятель отец Исаакий. Макарьевский придел освятил в день кончины старца Макария, 7 сентября, преосвященный Григорий. Алтарь этого придела был помещен в юго-восточном углу. Митрополит Филарет прислал нарочно заказанную им иконописцам Троице-Сергиевой Лавры икону святого Макария Великого . Кроме того, в приделе в двух небольших иконостасах были и другие замечательные иконы. Паникадило устроено было не со свечами, а с лампадками 247 . В 1867 году епископ Таврический Гурий предложил отцу Илариону настоятельство в одном из монастырей Крыма, – старец отказался. В следующем году была попытка назначить его игуменом Мещовской обители, – он и от этого уклонился. Он так сроднился со скитом, что решительно не хотел покидать его. Все его заботы были о ските. При нем много было сделано полезного и необходимого – от покраски крыш до возобновления живописи в Святых вратах. А всего важнее была, конечно, его духовная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010