составитель Терещенко Т. Н. БРАНЬ (БОРЬБА) ДУХОВНАЯ Вы просите наставления, как вам избавиться от находящих помыслов, прелестей и коварств бесовских. Поистине, велика брань диавола: он имеет крепкие луки, пламенные стрелы, многоразличные сети, бесчисленные ухищрения и оружия, посредством коих ищет всячески нанести вред душе человеческой. Но вы хотите совершенно и скоро вступить в воинство Царя Небесного, не устрашайтесь врага, противляющегося всему доброму, но послушайте, сколько ободряют нас примеры Священного Писания . Рассмотрите воинов, царей земных и сделайте из того полезное заключение. Земные воины, имея при себе таких помощников, которые сильнее и искуснее неприятельских, нимало не страшатся врагов своих. Ежели они уверены, что помощники их непреоборимы, то, забыв все ужасы, идут храбро на поле сражения, бьются мужественно и дотоле не оставляют место сражения, доколе победят врага своего и увенчаются лаврами. Но мы когда идем по пути добродетели, то Бог Сам сопутствует нам, обещая до окончания века утверждать нас в подвигах добродетели: И се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ). Так вы, не боясь отнюдь нападений вражиих, возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие ( Еф. 6, 16–17 ) (прп. Лев, 20). Брань духовная везде предлежит. И вы ее не чужды, хотя и не видите стрел, летящих на вас от врагов, о чем вы писали, т.е. об унынии и о прочем, все это по козням вражиим строится, но мы, не имея света смирения, боремся с ним, подобно как в ночи против врагов от чувственной брани, а когда будем себя смирять, то и свет рассуждения дарует Господь, и пойдем путем заповедей Его (прп. Лев, 20). Коликие бы ни восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу. Спаситель, Он придет на помощь и укротит волны. Ты веруй, что Господь смотрительно устроил тебе таковую жизнь к исцелению, не отвергай ее и не ищи телесного спокойствия и мнимого мира, прежде подобает много потрястись и потерпеть: ежели будешь иметь откровение, то оно намного облегчит твою брань, и будешь больше иметь спокойствия, нежели сама собой (прп. Лев, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 09.05.2021 Протоиерей Федор Бородин: О духовной брани На радио «Радонеж» вышла программа с участием протоиерея Федора Бородина, который ответил на вопросы слушателей. Вопрос: У царя Давида есть такие слова в Псалме: «Кто есть сей Царь Славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани». Как это понимать, что Господь силен в брани? о. Федор – Господь силен в брани – это значит, что Господь силен в войне. Прежде всего в духовной брани с врагом человеческого спасения. Мы находимся на войне. Одна из самых знаменитых книг наших называется «Невидимая брань». Ее автором является Никодим Святогорец. Этот термин он взял у апостола Павла. Наша брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных. Об этой брани прекрасно знал царь Давид. Когда мы встречаем в его Псалмах слово «враги», мы можем его всегда прочитывать двояко. С одной стороны, это враги, которые действительно окружали царство, которое возглавлял царь Давид, с другой стороны, это враги души человека, падшие духи. Потому что, например, сначала царь Давид говорит о врагах, а потом: «Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится». То есть, когда враги на меня нападают, ты предполагаешь, что я достаю меч свой из ножен, сажусь на колесницу, достаю лук. Он говорит, нет, я смиряю постом душу мою, и происходит победа. В чем заключалась эта победа? Для этого сначала надо понять, в чем было поражение. «Молитва моя в недро мое возвратится» показывает, что Давид воспринимал поражение от этих врагов прежде всего в виде потери молитвы. В самое основание его возвращалась молитва. Это для него победа. Псалмопевец исповедует, что в этой брани силен Господь. Вопрос: Скажите пожалуйста, Феодоре на мытарствах не хватало добрых дел, ей добавил Василий Великий для спасения и оправдания золотники. А если у нас на мытарствах не хватит добрых дел, нам некому будет добавлять, то мы идем в ад? о. Федор – Вопрос очень сложный. Дело в том, что рассказ Блаженной Феодоры из жития Василия Нового о мытарствах не является догматическим учением Православной Церкви.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

27.03.2024 Пастырское окормление военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации Выступления 20.05.2014 Доклад и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на Учебно-методическом сборе с должностными лицами по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации в Благовещенске Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Религиозность как потребность в общении с Богом, как доверие Ему и Его Промыслу, является одной из наиболее устойчивых черт духовной жизни каждого народа. Для России формой религиозности, определившей ее историю, государственность, само?сознание, стало Православие. Более тысячи лет Православие освящает и духовно питает бытие России как самобытной и уникальной цивилизации. Неудивительно, что обеспечению одного из важнейших условий жизнедеятельности общества — его военной безопасности — с древнейших времен уделялось огромное внимание во взаимоотношениях Российского государства и Русской Православной Церкви. На протяжении веков Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников. Церковь всегда рассматривала земное Отечество как преддверие Отечества Небесного, и видела в защите Родины, в самоотверженном выполнении воинского долга освященную Церковью обязанность, допускающую в случае крайней необходимости взять в руки меч и покарать захватчиков. Церковь, в отличие от институтов политической системы, оказывает влияние на политическую жизнь через сферу духовную. Это происходит посредством сопричастности Церкви не только клириков, но и других граждан, занятых практически во всех областях деятельности, в том числе и на государственной и военной службе. Как показывает практика, военная служба предоставляет уникальный шанс для проповеди среди молодежи в тот момент жизни человека, когда еще возможно правильно сориентировать ее в духовной жизни, предупредив негативные последствия отклонения и преступления заповедей Божиих. Раскрытие перед военнослужащими основ духовной культуры человечества и, в первую очередь, христианских ценностей в оптимальной обстановке вывода воинов из привычного окружения сверстников, улицы и средств массовой информации, насаждающих псевдо-духовные ценности — замечательная возможность для духовно-просветительской работы.

http://old.pobeda.ru/predsedatel-otdela/...

XXI. Война и церковь. Служение священника на поле брани Вопрос о войне, об отношении к ней служителей Церкви принадлежит к числу наиболее трудных и спорных вопросов нашего богословия. Но так как пастырю постоянно приходится сталкиваться с этим вопросом, то мы решаемся дать посильный ответ на него. Изображая явления, которые будут предшествовать второму пришествию Сына Божия на землю, Иисус Христос, между прочим, сказал Своим ученикам: «Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть» ( Мф.24:6 ). Значит, по слову Господа, войны будут продолжаться до скончания века и никакие усилия пацифистов, никакие достижения культуры и религии не смогут прекратить их. Не значит ли это, что в основе войн лежат постоянные, в этом земном нашем существовании неотвратимые причины? И не надо ли эти причины искать не в каких-либо внешних, случайных явлениях, а в самой природе человека, в его нравственном состоянии? Все человечество по его нравственному состоянию можно разделить на три главные категории. К первой категории отнесем тех людей, о которых Апостол сказал, что «праведнику закон не лежит» ( 1Тим.1:9 ), то есть для праведника закон не нужен. Их воля настолько окрепла в добре, что для нее, чтобы делать добро, не нужны никакие побуждения или давления. Праведники непреклонны в добре, их воля как бы совпадает с волей Божией. Но таких людей единицы. И живут они чаще в скитах и пустынях, чем в миру. Ко второй категории отнесем людей, которые, хотя и не доросли духовно до состояния упомянутых праведников, но веруют в Бога и живо сознают чувство нравственного долга. Для удержания их в границах должного достаточно голоса их совести и тех духовно-нравственных мер, которые применяет Церковь в деле руководства верующих. К третьей категории надо отнести всех прочих людей. Общая особенность принадлежащих к этой категории состоит в том, что всякие меры и воздействия нравственного порядка для одних из них недостаточны, а для других и совсем недейственны. Чтобы удерживать их в границах добра и не допускать до зла, нужны еще меры принудительного, устрашающего характера, необходимы и кары, не исключая, в иных случаях, и физического воздействия. Таких людей в мире – огромное большинство. Для этой-то категории людей необходима и как необходимая существует, по Божьему изволению, государственная власть с целой системой принудительно-карательных средств, обозначаемых ап. Павлом одним словом – «меч» ( Рим.13:4 ). К числу этих средств относятся: суд, денежные штрафы, принудительные работы, темницы, лишение гражданских прав и, как самые крайние меры, смертная казнь и война.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Болгаринович; † ок. сер. 1501), митр. Киевский ( Западнорусская митрополия ). Из старинного дворянского рода. Наиболее ранние сведения об И. относится к 1487 г., когда он упоминается как игумен слуцкого во имя Святой Троицы монастыря . И. энергично защищал имущественные права Свято-Троицкого мон-ря: сохранилась жалованная грамота кнг. Анны Слуцкой о споре игумена с соседями мон-ря - окольничими. После смерти в 1488 г. Киевского митр. Симеона И. получил важное поручение - отвезти К-польскому патриарху челобитную духовенства и мирян Великого княжества Литовского о поставлении на митрополичью кафедру Ионы (Глезны) . Авторы челобитной упоминали «теснящих нас (т. е. духовенство и мирян.- Авт.) в вере» и просили патриарха: «Да не умедлит от руки твоей меч духовный отцу нашему оборонити нас». По-видимому, в 1492 г., при жизни кор. Казимира IV Ягеллончика († 1492), И. стал Смоленским епископом: преемник И. на посту настоятеля Свято-Троицкого мон-ря Макарий упоминается 31 мая 1492 г. Покидая мон-рь, И. передал все находившееся в нем имущество кнг. Анне, в т. ч. «воздух великий», к-рый он привез из К-поля. И. определил, что с принадлежавшего ему имения его родственники должны ежегодно давать мон-рю 5 бочек ржи и 5 бочек овса. Смоленский архиерей обратился к кор. Казимиру с жалобой на действия смоленского наместника Юрия Глебовича, к-рый вмешивался в духовный суд. Благодаря усилиям И. в 1498 г. новый Литовский вел. кн. Александр Ягеллончик запретил наместнику такое вмешательство. В 1497 г. вел. князь, посетив Смоленск, сделал ряд пожалований Смоленской кафедре. Наиболее крупным из них был большой участок земли около Смоленска, переданный с разрешением поселить на нем 120 «пришлых людей», к-рые были освобождены от суда наместника и уплаты главного налога - серебщизны. В 1495 г. повелением И. была создана Летопись Авраамки; по мнению Г. Бугославского, книжник Авраамка входил в окружение Смоленского архиерея.

http://pravenc.ru/text/578495.html

Симфония на Новый и Ветхий Завет с общими и миссионерскими параллелями. С приложениями: 1) Краткого библейского указателя; 2) Алфавитного указателя собственных библейских имен и 3) Хронологической таблицы, показывающей время главнейших событий библейской истории от, сотворения мира до Рождества Христова. Цель издания этой „Симфонии» практическая: дать пособие пастырям, миссионерам и вообще всем, любящим слово Божие, чадам св. церкви, желающим, в настоящее время религиозно-нравственного распутья и шатания во все стороны преходящих человеческих авторитетов, поруководить, наставить и укрепить сынов православия колеблющихся и истинах нашей св. веры и обличить отступников от Церкви. О „Симфонии» были даны лестные отзывы во многих периодических изданиях. Составил диакон Иоанн Смолин Каталог противо-сектантских брошюр «Меч Духовный» напечатан в конце сей книги Вместо предисловия Цель, задача и способ пользования настоящей книгой объяснены ниже, во введении к ней. В настоящих же строках позволяем себе лишь поделиться с нашими отцами и братьями во Христе – ревнителями Православия, несколькими откликами, из множества полученных нами со всех концов России, о составленных нами миссионерских пособиях, как практичных и необходимых для духовной борьбы с современным сектантством. Не останавливаясь на «том, что уже сделано нами и не успокаивая себя лестными отзывами, мы душевно желаем продолжать с Божиею помощью выпуск посильных, литературно-миссионерских изданий для облегчения и упрощения способов духовной борьбы с ересями нашего времени. С этою именно целью мы и выпустили в свет настоящую книгу „Меч духовный», а вместе с ней напечатали под тем же заголовком дешевые брошюры по 60-ти различным вопросам веры, пререкаемым сектантами, которые затронуты в настоящей книге. Позволяем себе надеяться, что наши просвещенные Архипастыри, пастыри, руководители духовными органами печати, а также и прочие ревнители Православия, не откажут нам в своем содействии к более широкому распространению наших миссионерских пособий для противодействия натиску сектантской пропаганды, чтобы тем помочь нам удешевить дальнейшие миссионерские издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Эмиграция – это либо миссия, либо дезертирство Интервью с заместителем декана Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле диаконом Владимиром Цуриковым. Диакон Владимир Цуриков. С 22 июня по 2 июля 2005 года в России находилась паломническая группа из Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (Русская Зарубежная Церковь). Паломники посетили Москву, Санкт-Петербург, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Соловецкий монастырь, ряд других святых мест России. Паломническую группу возглавлял диакон Владимир Цуриков – заместитель декана семинарии. В конце этого года в серии «Россия в мемуарах» выйдет книга деда отца Владимира – Николая Александровича Цурикова, известного за границей деятеля русской эмиграции. Мы попросили отца Владимира рассказать о будущей книге, а также о проблемах современной церковной жизни среди русских эмигрантов. - Сегодня в России растет интерес к мемуарам деятелей русской эмиграции. Однако имя Николая Александровича Цурикова пока неизвестно широкому кругу читателей. В связи с этим хотелось бы подробнее узнать о нем, а также о его наследии. Мой дед родился в 1887 году, окончил юридический факультет Московского университета. Во время Первой Мировой войны пошел на фронт офицером, попал в плен к немцам, где пробыл три года. Вернувшись в Россию, сразу же вступил в Белую Армию, воевал в дроздовском полку. После ранения перешел в пресс-службу штаба Белой Армии. При капитуляции Белой Армии капитулировал из Крыма в Константинополь, затем уехал в Прагу. Вообще, многие эмигранты тогда стремились обосноваться ближе к России. Во-первых, хотелось жить в славянской среде, в таких странах как Болгария, Чехия, во-вторых, многие надеялись, что ситуация в России в скором времени изменится и можно будет вернуться. Свою деятельность в Праге Николай Александрович объяснял одной целью – служением Родине. Он говорил: «Эмиграция – это либо миссия, либо дезертирство». Для моего деда эмиграция была миссией. В то время эмигранты жили идеей подготовки к скорому возвращению. Например, генерал Врангель, устраивая белоэмигрантов на работу, старался, чтобы офицеры одного полка оказывались на одном предприятии. Тем самым он хотел сохранить полки, которым предстоит скорое возвращение на Родину. Николай Александрович не мог остаться в стороне. В этот период он публиковался в самых разных изданиях – «Меч», «Молва», «Возрождение», «За свободу», «Руль», «Борьба за Россию» и пр. Редактировал очень популярный среди эмигрантов сборник «Дети эмиграции», был пражским редактором « России и славянства». После прихода советских войск в Прагу Николай Александрович с семьей вынужден был бежать в Германию, причем поезд, на котором они ехали, подвергся бомбардировке. Семья потеряла не только имущество, но и почти все рукописи. Каким-то чудом сохранились мемуарные очерки, однако, при подготовке к печати, их частично пришлось восстанавливать по ранним публикациям в эмигрантских журналах.

http://pravoslavie.ru/4624.html

18. Слово в день святого Архистратига Михаила 53 Если мы так часто вспоминаем о Христе, молимся Божией Матери и святым Божиим, то не гораздо ли дальше от нашего воспоминания Ангелы Божии? Мы вспоминаем о них более тогда лишь, когда воспоминает о них святая Церковь , а в прочее время воспоминание о них оставляет многих из нас и к молитвам Ангелам Божиим мы обращаемся редко. А между тем из Слова Божия мы видим, что Ангелы непрестанно служат нашему спасению вместе со святыми людьми Божиими, даже более о нем радуются и заботятся, чем сами люди. Рождается Христос, и вместо людей, не узнавших часа пришествия к ним Спасителя их, даже не принявших Того, Кто «к своим пришел» ( Ин. 1, 11 ), Ангелы славословят рожденного Богомладенца чудною песнью, теперь и нами с духовным восторгом повторяемою: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Крещается ли Христос и после крещения побеждает диавола в пустыне, опять не видим людей, которые помогали бы Христу, искушаемому в Его подвиге; вместо людей, которые потом, желая подражать подвигу Христову, уходили целыми толпами в пустыни, теперь опять одни Ангелы служат Христу ( Мк. 1, 13 ). Страждет ли Христос в саду Гефсиманском, когда душа Его скорбит смертельно и Он молится до кровавого пота, опять нет около Него людей соскорбящих, лишь Ангел укрепляет Его ( Лк. 22, 43 ); даже ближайшие ученики Петр, Иаков и Иоанн спят тяжелым сном, по слову еще ветхозаветного псалмопевца о Христе: «Поношение сокрушило сердце Мое, и Я изнемог, ждал сострадания, но нет его, утешителей, но не нахожу» ( Пс. 68, 21 ). Правда, Петр хочет поднять меч в защиту Христа, когда настал час Ему предану быть в руки грешников, но не такой помощи искал Христос, страждущий от людей, имея возможность для избавления Своего иметь «более, нежели двенадцать легионов Ангелов» ( Мф. 26, 51–53 ). И свидетелями славного воскресения Его являются одни Ангелы, они благовествуют о воскресении разбежавшимся от страха ученикам и забывшим все глаголы Его. А в нашей жизни как непрестанны и превосходны действия Ангелов! Ведь они постоянно желают «проникнуть» ( 1Пет. 1, 12 ) в тайну нашего спасения, они, как хранители, окружают каждого из «малых сих», они радуются о каждом грешнике кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии; для них Господь устрояет трапезу духовного веселия ( Лк. 15:6–7, 23, 32 ), как для друзей Своих ближних, когда кто-либо из людей, подобно блудному сыну в притче, мертв был и ожил, пропадал и нашелся.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

1. Так как на вас, христолюбивые, обыкновенно течет такой обильный источник поучений, и теперь чрез предваривших нас священников и учителей была уже предложена вам богатая духовная трапеза, то нам следовало бы придержать бедные росинки наших речей, тем более, что нас одолевает и долговременное телесное нездоровье, и слабость голоса, и притом еще заботы, одна за другой. Но так как и вас одолевает ненасытимая жажда слушать о божественном и вы побуждаете нас говорить, то, при помощи благодати Спасителя, предложим вашей кротости в кратких словах полезное и соответствующее времени. Думаю, прилично и для нас говорящих, и для вас слушающих – путем рассуждения приобретать для самих себя лучшее и полезное. Преподобный и многохвальный мученик и епископ Васс, сегодня составивший нам это торжество, уже обладает наградами за свои подвиги, вовсе не требует прибавления похвал от нас, но сам постоянно совершает о нас молитвы ко Господу, потому что чрез подвиг мученичества он и дерзновение пред Ним приобрел и получил от Него венец бессмертия, который Христос предуготовал и другим верующим. Обильны, по божественному апостолу, дары Владыки, Который и в древности раздавал дары мучеников искренно призывавшим Его, и особенно ныне, когда вскоре предстоит нам годичное воспоминание бывших ужасов и человеколюбивый гнев той страшной угрозы призывает нас к славословию. Мы видели поистине гнев, блистающий человеколюбием, когда опоясаны были страхом землетрясений, когда видели колебавшуюся тварь, когда потрясалась сильно земля, а Господь не оставлял Своего милосердия, когда мы ожидали горькой кончины, когда думали, что домы внезапно сделаются гробницами, когда, объятые землетрясением, мы не находили ни места, ни способа убежища, когда, достигнув полудня, не надеялись увидеть вечер, когда сверху висел меч, а снизу укреплялось с молитвой благотворение, когда народы единогласно взывали: помилуй, и Господь преклонился на милость, так как Он, взором потрясающий, рукой подкрепил трепещущую тварь. Но почему не сказать кратко: «аще не Господь Саваоф помогл бы нам, вмале вселилася бы во ад душа наша» ( Пс.93:17 )? Подлинно, кого не изумляет величие человеколюбия Спасителя? Чьи умы не побуждает к благодарности то, что случилось тогда, и не только тогда, но и то, что после, и то, что случилось с нами недавно? Он потряс твердыни земли, поколебал основания зданий; дома кидало, как барки в волнах моря; только обратил Он взор судии, и мы все заколебались, подобно находящимся на воде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

20.03.2024 Строительство Главного храма Вооруженных сил РФ в парке «Патриот» близится к завершению Новости 20.03.2020 На территории парка «Патриот» 9 мая откроется Главный храм Вооруженных сил, а также начнет работу историко-мемориальный комплекс «Дорога памяти». Храм станет символом памяти о подвиге советских солдат. Диаметр главного купола — 19 метров 45 сантиметров, в честь года окончания войны. Высота звонницы — 75 метров. Именно столько лет прошло со Дня Победы. Высота малых куполов составляет 14 метров 18 сантиметров, потому что война шла 1418 дней и ночей. О концептуальных, символических и метрических особенностях возведения Главного храма ВС РФ читайте ниже. Концепция В России испокон веков возводились храмы в память о защитниках Родины. Открывается новая страница истории Отечества и русского оружия – впервые на средства многочисленных жертвователей воздвигается Главный храм Вооруженных Сил России. Этот храм в честь Воскресения Христова, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах, выпавших на долю нашей страны, строится в Парке «Патриот». 19 сентября 2018 года, в день воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр обороны Российской Федерации Сергей Кужугетович Шойгу посетили Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации «Патриот» (Московская область, Одинцовский район), где состоялась церемония закладки главного храма Вооруженных сил РФ в честь Воскресения Христова. Чин освящения закладного камня в основание храма совершил Святейший Патриарх Кирилл. Возводимый храм символизирует духовность русского воинства, поднимающего меч только для защиты своего Отечества. Каждый из приделов храма посвящен святому-покровителю одного из родов войск и видов Вооруженных сил России. Возведение Главного храма ВС РФ осуществляется на добровольные пожертвования из личных средств военнослужащих, членов их семей, а также всех неравнодушных граждан и организаций. К моменту написания материала сумма пожертвований на строительство Храма превысила три миллиарда рублей.

http://pobeda.ru/novosti/stroitelstvo-gl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010