Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мефодий (Кульман), еп. Кампанский. Фотография. Кон. 60-х гг XX в. (Кульман Владимир Николаевич; 12.07.1902, С.-Петербург - 13.04.1974, Аньер-сюр-Сен, пригород Парижа), еп. Кампанский Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата . Род. в семье проф. Николая Карловича Кульмана (1871-1940), известного слависта и лит. критика. На духовное формирование Владимира оказал большое влияние его дядя свящ. Александр Карлович Кульман († 1937). Во время учебы в гимназии Владимир придерживался социалистических взглядов. Ужасы террора в г. Николаеве, куда семья бежала в 1918 г., изменили его отношение к революции. Осенью 1920 г. семья Кульманов покинула Россию. Более года Кульманы прожили в Варне (Болгария), где Владимир окончил гимназию. В 1922 г. семья переехала в Прагу (Чехословакия). В том же году Владимир поступил на историко-филологический фак-т пражского Карлова ун-та. В студенческие годы на него сильное влияние оказал Пражский еп. Сергий (Королёв) , которому Владимир прислуживал за богослужениями. Большое впечатление произвели на него посещения в студенческие годы Прикарпатской и Пряшевской Руси, где правосл. население столетиями сохраняло свою веру и национальное сознание в чужом окружении. В 1926 г. окончил ун-т со степенью доктора философии. Был сотрудником пражского Славянского ин-та, однако отказался от карьеры кабинетного ученого и решил отдать все силы служению Церкви. Еп. Сергий благословил его поступить в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже. Работал в Славянской б-ке. Стал одним из основателей братства имени прп. Сергия Радонежского, участвовал в издании «Сергиевских листков» . 14 дек. 1930 г. пострижен в Париже управляющим рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогием (Георгиевским ; с 1931 г. экзарх Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов) в монашество с именем в честь прп. Мефодия Пешношского, был рукоположен во диакона. В 1931 г. окончил Сергиевский ин-т с дипломом 1-й степени. Был рукоположен во иерея. Первое послушание М. проходил как духовный руководитель в молодежном летнем лагере, организованном Русским студенческим христианским движением на атлантическом побережье Франции. Там он служил в лагерном храме, проводил беседы, ежедневно читал краткие проповеди, которые по указанию начальства не должны были превышать 3 мин. Этот навык остался у него на всю жизнь: его проповеди отличались глубиной мысли и краткостью изложения. Духовником М. был свящ. Сергий Четвериков, который передал ему любовь к Оптиной пустыни и вместе с которым М. в 1939 г. ездил в Валаамский мон-рь в Финляндии. В 1932 г. М. стал настоятелем только что основанного в г. Аньер-сюр-Сен деп. О-де-Сен Франции храма Христа Спасителя (в память о разрушенном храме Христа Спасителя в Москве). В этом храме М. служил 42 года. В 1938 г. был возведен в сан игумена, в 1940 г.- архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2563118.html

Памяти Преосвященного Мефодия, епископа Кампанского († 1974) В 1999 году исполнилось 25 лет со дня смерти епископа Мефодия – доброго пастыря и молитвенника, много сделавшего для сохранения и укрепления православной веры в кругах русской эмиграции в Париже 2 . На протяжении всей своей жизни он неуклонно следовал завету святого Иоанна Кронштадтского – «Торопись делать добро». Эти слова стали основой всей его самоотверженной пастырской жизни и разнообразной деятельности. Владыка Мефодий (в миру Владимир Николаевич Кульман) родился 12 (25) июля 1902 года в высокообразованной дворянской семье в Петербурге. Его отец Николай Карлович был известным профессором-славистом. В детские и юношеские годы Владимир молился в Петропавловском соборе, посещал Линтуловский женский монастырь и Валаамский монастырь. После революции 1917 года семья вынуждена была покинуть Россию и бежать в Болгарию. Пришлось переправляться на речном катере, буксируемом пароходом. В Черном море сильные волны оторвали канаты, и гибель катера казалась неминуемой. Но по горячим молитвам всех обращенных к святителю Николаю совершилось чудо. Утром катер выбросило на румынский берег, и все были спасены. Но румыны их не приняли и, вновь прикрепив катер к пароходу, отправили в Болгарию. Там семья прожила некоторое время в городе Варне, где Владимир окончил гимназию. Затем Кульманы переехали в Чехословакию, которая предоставила убежище многим русским студентам и профессорам. В Праге Кульманы поселились в профессорском доме. Владимир поступил на историко-филологический факультет университета и закончил его в 1926 году. В студенческие годы Владимир испытал сильное духовное влияние Преосвященного епископа Пражского Сергия (Королева) , которому часто прислуживал за его богослужениями. Вот как сам Владыка Мефодий писал об этих годах, проведенных в Праге: «Параллельно идет академическая жизнь, научные занятия. Начинаешь понимать относительность и изменчивость научных утверждений. Окончание университета. Получение докторского диплома. Научные и служебные занятия. Неожиданное и близкое знакомство с современной богоборческой литературой и мировым богоборческим движением. Перед лицом этого ужаса можешь ли оставаться кабинетным научным работником? Все существо протестует. Ведь «святая святых» попирается! Владыка Сергий благословляет желание поступить в Богословский институт в Париже и отдать свои силы на служение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

диакон Александр Занемонец Представленная статья посвящена незаурядной личности епископа Кампанского Мефодия (Кульмана) , благодаря трудам и опеке которого сотни русских паломников из Русского Зарубежья впервые после полувекового перерыва смогли снова посещать Святую землю. «Владыка Мефодий молился, он был большой молитвенник. Говорят, он очень хороший администратор. Он был главное – монах, он главное был – молитвенник. И любящий молитвенник. Понимаете, он любил людей. Вот его, я бы сказала, самое главное качество, что он подходил к каждому человеку особенно, как будто он один для него. Это редко бывает. И это у него осталось навсегда. В паломничестве говорили: как он все организовал! А я говорю: как он подходил к каждому паломнику! Все узнавал: у кого беда какая, радость, как они живут... А администрация -- да, все это было. Но на первом месте у него была душа человека». Игуменья Ольга (Слезкина) На одной из могил в крипте Успенской церкви на русском кладбище св. Женевьевы под Парижем есть надпись: «Епископ Мефодий. 25.VII. 1902 – 13.IV.1974. Настоятель Храма Христа Спасителя в Аньере. Возобновитель Православных Паломничеств на Святую Землю. Отошел ко Господу в Великую Субботу 1974. Слава Богу за все». Епископ Мефодий (Кульман) родился и вырос в дореволюционной России. После революции и Гражданской войны, как и многие, он оказался в изгнании и большую часть жизни провел во Франции. В течение более чем сорока лет он являлся настоятелем небольшого приходского храма в Аньере, под Парижем, который назвал во имя Христа Спасителя, так как приход был создан в год взрыва московского Храма Христа Спасителя («наш приход – говорил владыка – это наше общее бревнышко на устроение многострадальной русской церкви» 1 ). В 1953 году о. Мефодий был возведен в епископский сан с титулом Кампанский, являясь викарным архиереем при митрополите Владимире (Тихоницком), а затем архиепископе Георгие (Тарасове) – предстоятелях русского Экзархата в Западной Европе (Вселенский патриархат). Так о приходской деятельности о.Мефодия писал в середине 40х гг. его епархиальный архиерей – митрополит Евлогий (Георгиевский), – оставивший в своей книге «Путь моей жизни» описание многих русских приходов в Западной Европе, в том числе – и прихода о. Мефодия (Кульмана) в Аньере:

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Храм Христа Спасителя в Аньере Российскому читателю Автор книги «Пастырские наставления» – Преосвященный Мефодий (в миру Владимир Николаевич Кульман; †1974), епископ Кампанский, более 42 лет настоятельствовал в православном храме Христа Спасителя в Аньере – пригороде Парижа. Непросто складывалась судьба епископа Мефодия. После октябрьского переворота 1917 года он вместе с родителями был вынужден покинуть Россию и после долгих скитаний по Европе обосновался в Париже, в среде русских эмигрантов. По окончании историко-филологического факультета Пражского университета, сознавая, каким жестоким гонениям подверглась Русская Православная Церковь , и всей душой стремясь помочь ей в этих страшных испытаниях, он по благословению Пражского Владыки Сергия (Королева) поступил в Богословский институт в Париже и еще до его окончания принял монашеский постриг от Высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия, имевшего огромный авторитет среди русских эмигрантов во Франции и во многих других странах, в которые ветрами революционных бурь были занесены сотни тысяч обездоленных русских людей. В 1931 году митрополит Евлогий назначил епископа Мефодия, тогда иеромонаха, настоятелем только что основанного в Аньере русского православного прихода, у которого еще не было церкви, но было огромное желание создать храм Христа Спасителя в память одноименного храма в Москве, предстоящее разрушение которого вызывало глубокую скорбь у русских беженцев. Работы по созданию храма продвигались очень быстро, и через краткое время – в 1932 году Владыка Евлогий освятил аньерский храм Христа Спасителя. К тому времени московский храм был уже разрушен. Неравнодушному читателю книга Владыки Мефодия расскажет о многом, в частности о том, что в те далекие 30-е годы живоносным источником поддержания и сохранения самобытности, а порой и физического существования потерявших родину наших соотечественников служила не только ностальгия, не только хорошие воспоминания о прошлом, а главным образом православная вера. Об этой стороне жизни русских беженцев в Париже еще совсем недавно в России почти ничего не было известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лепта чистой жизни 12.07.2010 401 Время на чтение 17 минут Епископ Кампанский Мефодий (Кульман) - один из тех людей, благодаря которым сохранялась и укреплялась православная вера в среде русской эмиграции. В России в 2000 году издана книга его глубоких и непривычно лаконичных проповедей, свидетельствующих о том, что их автор - глубокий молитвенник и истинный пастырь Христов. О жизни владыки Мефодия и об одном из главных дел его жизни - возобновлении православного паломничества на Святую Землю в начале 1950-х годов - рассказывает его духовная дочь игумения Ольга (Слезкина), ныне настоятельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От в Бургундии (Франция). - Матушка, как Вы познакомились с Владыкой Мефодием? - Владыка Мефодий был моим духовным отцом 40 лет - такое бывает нечасто. Мы познакомились в 1931 году в лагере Русского студенческого христианского движения (РСХД). Эти летние лагеря играли очень важную роль в сохранении православной веры, русской культуры и родного языка для русских детей, ведь в эмиграции мы оказались в католической и протестантской среде. Я ездила туда несколько лет подряд, и однажды нам сказали, что приедет новопостриженный иеромонах Мефодий. А в лагере было много девушек, я еще подумала: «Странно, что молодого монаха посылают в такой лагерь». Когда он приехал, мы в особой палатке устроили храм. После его освящения отец Мефодий начал освящение палаток, в которых мы жили. И мне это очень запомнилось. Я сразу обратила внимание, как этот священник сосредоточенно молился. Он не только кропил палатку, каждую кровать в ней святой водой, но останавливался и долго молился. На меня это произвело очень большое впечатление. Вот мое первое воспоминание об отце Мефодии. Потом ему сказали, что каждый день после утренних молитв нужно кратко что-то говорить - несколько слов детям, не более двух-трех минут. И он - послушный - кратко говорил, и это у него осталось на всю жизнь! Поэтому, видите, даже когда он уже был епископом и выпустил книгу, то все равно его проповеди остались краткими и очень содержательными.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

На Святой Земле От издателей Постоянным желанием Владыки Мефодия еще во времена его служения Господу архимандритом было посещение Святой Земли. Он горячо желал этого и для самого себя и для русских православных людей, в былые времена так часто совершавших паломничество на Святую Землю. Путешествие это представлялось тогда очень затруднительным во всех отношениях, но наконец, после многих попыток и поисков, Владыка решил в 1951 году примкнуть к группе паломников из университета города Lille (Лилль – город на севере Франции) и совершил с ними свое первое посещение Святой Земли. Вернувшись в Париж, он прочел приводимый ниже доклад. О подготовительной поездке в Святую Землю в 1951 году Путешествие в Святую Землю я совершил с группой французов. В конце августа мы погрузились в Марселе на греческий, значит, православный пароход и пошли вдоль берегов, сначала Франции затем Италии. Зашли в Геную, ночью прошли около огнедышащего вулкана Страмбули – было красиво и жутко. На четвертый день оказались у греческих берегов. Прошли Коринф, тот Коринф, где некогда проповедовал святой апостол Павел, тот Коринф, жителям которого написал он свои два послания, входящие в состав Нового Завета. Вошли в узкий глубокий Коринфский канал и дальше шли уже «по путям» апостола Павла. Подошли к Пиреи, порт Афин, и задержались здесь на сутки. Как приятно провести хотя бы и сутки в православном городе, в православном государстве! Всюду храмы православные, открытые целый день. В них горят лампады, свечи; все время заходят люди помолиться, слышится звон колокольный. Здесь и воскресные дни, и праздники, и посты соблюдаются. Из Пиреи мы пошли прямо через Средиземное море в Александрию. Александрия когда-то была центром христианской богословской мысли, откуда вышло множество православных подвижников, где подвизался защитник православия Александрийский патриарх Афанасий Великий , где раскаялась проводившая свою жизнь в грехе преподобная Мария Египетская, где шла борьба против ереси Ария, отвергнутая впоследствии I Вселенским Собором. Александрия встретила нас восточной пестротой, шумом, гамом, криками толпы. Пройдя пограничные формальности, мы сели в автобус и направились в Каир. Путь наш лежал через пустыню. Сначала попадались верблюды, одинокие пальмы, а потом мы оказались среди моря песка, по которому мы неслись на автомобиле около трех с половиной часов. Жара была жгучая. Протянутую из автомобиля руку обжигало, как в горячей печи. Вспоминались египетские пустынники, бегство Святого Семейства из Вифлеема в Египет... На полпути был оазис, в котором мы передохнули, утолили жажду. Вдали нам показывали коптский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

протоиерей Георгий Пименов Скачать epub pdf Предисловие. «Богословие, понятное младенцам» Эти слова малоизвестного подвижника, схимонаха Антония Савваита, не только завершают его статью «Основная суть православного учения», помещённую в данном сборнике. Кратко изложенное «практическое богословие Святых Отцов и всех, хотящих спастись», необходимо каждому христианину. Таким богословием, понятным каждому «духовному младенцу», и являются наставления и опыт схимонаха Антония Савваита. Более 16 веков непрерывно несет монашеское служение на Святой Земле обитель Святого Саввы Освященного. С 484 года монастырь посещается паломниками, в том числе из России. Игумен Даниил еще в XII веке оставил его описание. Иеромонах Русской духовной миссии в Иерусалиме Феофан (Говоров), будущий святитель Феофан Затворник , часто приезжал сюда за творениями святых отцов и учился монашеской традиции. Создатель Русской Палестины архимандрит Антонин (Капустин) находил здесь духовное руководство, молитвенный опыт и богатый материал для научных исследований. Схимонах Антоний (Кузнецов) подвизался среди савваитской братии 39 лет, с 1925 по 1964 год. Переписка с теми, кто обращался к нему за советом, впервые была опубликована епископом Мефодием (Кульманом) в 1965 году в журнале «Вечное». Журнал и издательство «Вечное» плод просветительских трудов епископа Мефодия (1902–1974) и его помощников на приходе во имя Всемилостивого Спаса в Аньере под Парижем. Ежемесячный журнал «Вечное» епископ Мефодий издаёт с 1948 по 1974 год. Направление издания он характеризует в первой редакторской статье: «Журнал этот не будет повествовать о текущей церковной жизни, не будет и отражать современную богословскую мысль. Его задача просто приоткрыть для читателя великую сокровищницу православной веры и православной церкви». Помимо святоотеческих наставлений, в журнале печатались отдельные толкования на Евангелие, труды епископа Игнатия Брянчанинова , протоиерея Иоанна Кронштадтского , объяснения богослужений и молитв, жития святых, описание Святой Земли. В качестве издательства журнал «Вечное» издавал и книги: «Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея», «Что есть духовная жизнь» святителя Феофана Затворника , «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского , «Старец иеросхимонах Амвросий Оптинский » протоиерея Сергия Четверикова , «Духовные зернышки» митрополита Владимира (Тихоницкого), жизнеописание и письма русского монаха Антония Савваита. Отдельно выходили путеводители по Святой Земле и сборники песнопений по Святым местам Палестины и Синая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Приветствую вас со вступлением в новый год вашей жизни. Старайтесь в жизни своей видеть, ценить и помнить благое, даваемое Господом, и отвергать всякое зло – грех, стучащийся в сердце. «Дуни и плюни» на него. А прокимен вечерни четверга – Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю ( Пс. 120:2 ) – пусть помнится и ободряет. Никогда старайтесь не унывать, а тем более отчаиваться». «Господь да поможет Вам быть всегда с Ним и да даст мир душе Вашей в разнообразных обстоятельствах жизни. Стойте на камне и держитесь за меч духовный – слово Божие». «Желаю Вам иметь светлую память о светлом, что имели в жизни. Пусть память об этом ободряет Вас в текущей жизни и укрепляет веру и надежду, что с Господом везде и всегда хорошо». «Приветствую Вас с выдержанным экзаменом и желаю выдержать экзамен всей жизни Вашей». «Среди природы чувствуешь себя как-то ближе к Господу, это прекрасная духовная книга, только надо уметь ее читать». «Ведь Господь наш Помощник, а без Него мы нищие». «Правды Вам искать не надо, надо только к ней приблизиться. Вы ведь ее знаете. Надо, как говорит преподобный Серафим Саровский , «стяжать Духа Святого»; по мере Вашего стяжания и будет Вам все разъясняться: чистые сердцем ... Бога узрят ( Мф. 5, 8 )». «Много зла кругом, а нам, христианам, надо сеять добро и собирать свет». «В Париже очень трудно сохранить свою духовную самостоятельность, не поддаться суете и беспорядку, когда все нехорошее может нас захватить. А здесь, среди природы, так покойно и хорошо! И Господь кажется ближе, и все проще и яснее. С великой радостью наблюдал я, как из жучка выходила стрекоза. Чудо! Очень хочется сделать возможным отдых в покойном месте всем нашим прихожанам» «Какие только искушения ни приходят при молитве! Наш грех, если мы их принимаем в сердце за правду. Бывают помыслы хульные, нечистые, неверия; бывают и более тонкие, которые под видом положительного мешают нам молиться и сбивают нас с пути правильного. Одному иноку печерскому злые духи явились под видом ангелов, и он им поклонился и впал в великую беду. Только усердные молитвы братии его спасли».

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Программу издания определил на первой странице 1 редактор архим. Мефодий: «Журнал не будет повествовать о текущей церковной жизни, не будет и отражать современную богословскую мысль. Его задача просто приоткрыть для читателя вечную сокровищницу православной веры и Православной Церкви». В журнале регулярно печатались толкования Свящ. Писания, главы и фрагменты из творений св. отцов (свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , свт. Ефрема Сирина , свт. Григория Нисского, прп. Иоанна Дамаскина , прп. Максима Исповедника и мн. др., в т. ч. авторов «Добротолюбия», др. аскетических сборников и патериков) и рус. духовных писателей (прп. Нила Сорского , митр. Ростовского свт. Димитрия (Туптало) , свт. Тихона Задонского , свт. Игнатия (Брянчанинова) , свт. Феофана (Говорова) , прав. Иоанна Кронштадтского , оптинских и афонских старцев и др.), поучения и статьи митр. св. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Иннокентия (Борисова) , архиеп. Димитрия (Самбикина) , еп. Иоанна (Соколова) и др., богослужебные тексты (молитвы, акафисты, в 1967-1970 каноны праздникам в рус. переводе Е. Ловягина), объяснения богослужений и обрядов (А. Н. Муравьёва , М. Н. Скабаллановича , прот. Сергия Четверикова , Б. И. Сове ), жития святых (в т. ч. греч. новомучеников), жизнеописания подвижников благочестия, апологетические статьи и заметки. Мн. публикации в журнале являются перепечатками или выборками из дореволюционных книг, журналов или более ранних зарубежных периодических изданий (напр., «Сергиевских листков»), исключение представляют, напр., биографические и житийные материалы: В. Гаджимукова о св. Женевьеве (1955. 11), архим. Авраамия (Терешкевича?) об архиеп. Японском равноап. Николае (Касаткине) (1956. 7/8) и архим. Андронике (Елпидинском) (1959. 11), архим. Киприана (Керна) «Памяти архим. Антонина (Капустина)» (1955. 7/8), М. Н. Дьяченко о прп. Ниле Сорском (1956. 11, 12), Н. И. Кульман об архиеп. Сергии (Королёве) (1960. 12), И. Е. «Отец Сергий Четвериков» (1972. 12). Среди публикаций журнала - «Письмо о молитве» митр. Антония (Храповицкого) (1962. 6/7), статьи прот. А. П. Князева «Христос Спаситель» (1958. 12) и еп. Мефодия (Кульмана) «Из сокровища духовного Царской Семьи» (1956. 6; 1968. 7/8), описания пребывания рус. паломнических групп из Франции в Св. земле.

http://pravenc.ru/text/158322.html

Скачать epub pdf В конце XIX – начале XX века русское присутствие в Палестине было заметно даже невооружённым взглядом. Ежегодно Святую Землю посещали десятки тысяч российских паломников, для приёма которых была создана целая сеть подворий и странноприимных домов. В Иерусалиме, Яффо и других городах появились русские храмы, было основано несколько монастырей, при которых открывались школы и больницы. Однако после Первой мировой и последовавшей за ней Революции всё это, естественно, оказалось в прошлом. Для тех, кто остался в Советской России, заграничное паломничество на долгие годы стало несбыточной мечтой, а у белоэмигрантов хватало других забот. Так что в тридцатые годы в Палестине осталось лишь несколько сотен русских, преимущественно монахов и монахинь, с трудом сводивших концы с концами. После 1948 года положение стало и вовсе отчаянным. До этого едва ли не единственным источником доходов была аренда служебных помещений английской администрацией, но после ухода англичан большинство русских монастырей и учреждений оказалось на иорданской территории, и этот источник иссяк. В результате некоторые обители оказались в совершенно бедственном положении: в чудом выживших монастырских школах не было электричества и воды, самим монахиням не хватало одежды, обуви, предметов личной гигиены... И если «русская Палестина» тогда окончательно не погибла, то в огромной степени это заслуга одного человека – епископа Кампанского Мефодия (Владимира) Кульмана. Будущий епископ родился в 1902 году в Петербурге. Его отец, профессор Николай Карлович Кульман, после Революции покинул Россию и преподавал русскую литературу в Белграде и Софии. Уехав вместе с отцом, Владимир закончил Пражский университет, получив звание доктора философии. Однако академической карьере он предпочёл духовную стезю. В 1928 году Владимир принял постриг, в 1932-м стал настоятелем небольшого храма в парижском пригороде Амьер, а в 1953-м был рукоположен в епископы и возглавил Кампанскую епархию. Первоначально Мефодий не думал о Святой земле и скромно мечтал о возрождении русской паломнической традиции. В 20–30-е годы немногочисленные белоэмигранты-паломники ездили либо в Пюхтицкий монастырь в Эстонии, либо на Валаам, однако после войны эти обители оказались на советской территории. И тогда о. Мефодий вспомнил о Палестине: в 1951 году он отправился «на разведку», присоединившись к группе французских католиков, а летом 1952 года организовал первую русскую православную группу. Затем эти паломничества стали практически ежегодными – до своей кончины в 1972 году епископ организовал 18 паломнических поездок, в которых участвовали русские эмигранты из четырнадцати стран, от Франции и США до Венэсуэлы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010