Активное возрождение церковной жизни в епархии началось при еп. Мефодии (Немцове) в кон. 80-х - нач. 90-х гг. В 1982 и 1984 гг. еп. Мефодию удалось отстоять Покровский кафедральный собор от закрытия и сноса, было получено разрешение на начало работ по восстановлению Акатова мон-ря, на месте к-рого находилась городская свалка. В 1982-1987 гг. в 14 районах Воронежской обл., не имевших до этого действующих храмов, открылись более 100 приходов, прошли ремонтно-восстановительные работы в 92 храмах Липецкой обл. Дивногорский Успенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Дивногорский Успенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В кон. 80-х гг. началась передача епархии задонских мон-рей: Рождество-Богородицкого, Свято-Тихоновского, Преображенского, Тюнинского и Толшевского . В 1990 г. состоялось освящение отстроенного заново Владимирского собора Задонского муж. мон-ря. 4 нояб. того же года была совершена первая после возрождения обители Божественная литургия в Акатовом мон-ре, в авг. 1991 г. начались богослужения в задонском Тихоновском жен. мон-ре, в июне 1994 г.- в Толшевском Преображенском жен. мон-ре, в 1997 г. возобновилась иноческая жизнь в Дивногорском Успенском муж. мон-ре, в 1998 г.- в костомаровском в честь Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-ре . На территории Акатова мон-ря были перезахоронены с городских кладбищ останки Воронежских архипастырей: свт. Антония (Смирницкого), сщмч. Тихона (Никанорова), митр. Пахомия (Шпаковского), архиепископов Анастасия (Добрадина) и Серафима (Аретинского), епископов Арсения (Москвина) и Вениамина (Смирнова). На переданных в распоряжение архиерея земельных участках были построены Серафимовский муж. мон-рь и дом для многодетных семей (в рамках сотрудничества с Детским фондом). В 1990 г. освящен памятный знак на месте расстрела репрессированных в пос. Дубовка под Воронежем, в 1999 г. подобные памятные знаки и поклонные кресты были установлены в Липецке и др. населенных пунктах епархии. В 1998 г. в епархии возродилось колокололитейное и свечное производство, завершилось строительство архиерейского дома с домовым храмом в честь иконы Божией Матери «Знамение», здания епархиального управления и крестильного храма.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Статистика Радищев Александр Николаевич Александр Николаевич Радищев (20 (31) августа 1749, Москва — 12 (24) сентября 1802, Санкт-Петербург) — русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов. Александр Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича Радищева (1728—1806), сына стародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича. Первые годы жизни писателя прошли в Немцове (под Малоярославцем Калужской губернии).В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребенка учили по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель француз, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года отец повез Александра в Москву, в дом дяди (мать Радищева, в девичестве Аргамакова, состояла в родстве с директором университета Алексеем Михайловичем Аргамаковым). Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. В доме у Аргамаковых дети имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошел, хотя бы отчасти, программу гимназического курса. В 1762 году Радищев был пожалован в пажи и отправился в Петербург для обучения впажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами. Через четыре года, в числе группы студентов, он был отправлен в Лейпциг для обучения праву. Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Васильевич Ушаков по тому огромному влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова.

http://lib.cerkov.ru/authors/1113

Вход в оба придела один – с паперти от задней стены. В связи с этою церковью над папертью устроена каменная колокольня. В 1802 г. епископ Евгений дозволил игуменьи Александре разобрать прежнюю очень ветхую колокольню и вместо её построить новую с употреблением годного материла как из старой колокольни, так и из упразднённого тогда за ветхостью Васильевского придела, бывшего при Сретенской монастырской церкви. В 1804 г. на монастырские средства была кончена постройкой эта довольно высокая колокольня по красивому фасаду с колоннами и со шпилем вверху; весь верх её обит белою жестью; за работу подрядчикам и за разные материалы заплачено 2457 р. На колокольне в 1835 г. числилось 6 колоколов и боевые часы. Без сомнения, для обоих этих храмов и особенно для Ризположенского являлись многие жертвователи деньгами и различными священными ценными предметами. Древние вклады не все дошли до нас; из сохранившихся доселе следующие наиболее достопримечательны: 1) Евангелие в поллист на александрийской бумаге, обложенное малиновым рытым бархатом, с надписью на листах: «сию книгу пожаловал государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии на Кострому в монастырь в Настасеин девич, лета 7143 (1635) апреля 10 день, а подписал сию книгу приказу большаго двора подъячий Любим Асманов»; 2) серебряный потир с вычеканенною на нем надписью: «лета 7143 государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии пожаловал на Кострому Настасеина девича монастыря в церковь сосуды серебреные»; сосуд этот в конце 40-х годов упразднен. Из священных вещей, поступивших в 1773 г. из прежнего Крестовоздвиженского монастыря, также достойны замечания хранящиеся доселе следующие: 1) серебряное вызолоченное кадило с надписью: «лета 7166 (1658) месяца маия сие кадило Воздвиженскаго монастыря построено при архим. Филарете, трудихся о сем аз грешный»; 2) Евангелие, печатанное 1663 г. с следующею надписью по листам: «лета 7189 (1681) г. августа в 20 день Костромскаго Богоявленскаго монастыря архимандрит Павел приложил сию книгу Евангелие напрестольное в новодевич Воздвиженский монастырь, что в кремле города, по родителех своих при игумении Пелагее Немцове с сестрами, а подписал сию книгу Евангелие напрестольное Богоявленскаго монастыря по приказу архимандрита Павла того ж монастыря слушка Данило Иванов»; 3) серебряный вызолоченный напрестольный крест с частицами св. мощей и надписью: «в лето 1732 году месяца марта в 6 день построися сей святый крест в обитель Воздвижения честна креста иже на Костроме тщанием тояж обители игумении Екатерины с сестрами»; 4) другой серебряный крест с надписью: «сделал сей честный и животворящий крест 1764 году Костромскаго Крестовоздвиженскаго девичья монастыря при игумении Акилине месяца сентемврия 18 числа»; 5) водосвященная серебряная, местами вызолоченная, чаша с надписью по обводу: «На Кострому в дом Пречистыя Богородицы Риз положения Настасеинова девича монастыря приложила сию чашу Минина жена Кириловича Грязева вдова Олена Ивановна».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Указ Царя и Великого Государя Петра I Алексеевича 1700 года октября месяца о прекращении выдачи в Ризположенский монастырь денежной и хлебной руги и о замене их поместьями в Галицком и Суздальском уездах 1700 году указ Великого Государя царя и великого князя всея великия и малые и белые России самодержца Петра Алексеевича стольнику нашему и воеводе Василью Даниловичу Исленьеву в нашем, великого Государя указе из приказа большой казны в поместный приказ писано в приказах большой казны из большого дворца в ружных книгах написано: в Суздале в Ризположенский девичий монастырь игуменье Александре и 72 старицам руги в даче сто семьдесят восемь рублев двадцать алтын две деньги. Попом с причетники шестнадцать рублев 28 алтын. Игуменье же с сёстрами за овёс за двести за шестьдесят за девять четвертей по шести алтын за четверть. Итого сорок восемь рублев четырнадцать алтын две деньги, всего же им руги и за хлеб 244 рубля четырнадцать алтын две деньги, им же ожи 28 четвертей полтора четверика и в нынешнем 1700 году июля в 1 день Великий Государь царь и великий князь всея великия и малые и белые России самодержец слушав из ружных книг окладной выписки указал по имянному своему великого Государя указу того монастыря игуменье с сёстрами и попом со причётники денежной и хлебной руги не давать и из оклада выложить, а вместо этой руги дать им в монастырь из отписных поместий и вотчин окольничего князя Семена Романовича Пожарского, – что отписано после смерти жены его вдовы княгини Авдотьи Васильевны по выписке из Поместного приказа в Галиче сто шестьдесят три четверти в поле, а вдву потому ж крестьянских 46 дворов, да в Суздале 176 четвертей в поле, а вдву потому ж, крестьянских сорок пять (45) дворов с пустошьми и со всеми угодьи, чем она вдова княгиня Авдотья Васильевна владела. Докладная выписка о том за пометою думного нашего дьяка Никиты Моисеевича Зотова, а по книгам Галицкого уезда письма и меры князь Никифора Мещерскова с товарищи 136, 137, 138 и 139 и подаче 145 и 158 и по отписным книгам нынешнего 1700 года в поместье окольничего князя Семена Романовича Пожарского жены его вдовы княгини Авдотьи Васильевны, что отписано на нас великого Государя в Галицком уезде в Доровской и Шарицкой волости в деревне Немцове написано пашни середния земли шестьдесят девять четвертей, в деревне Бетелеве Белоутов тож тридцать девять четвертей с четвериком.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Авдотьи Васильевой, – состояло из следующих земельных владений: «в доровской и шарицкой волости в деревне Немцове пашни средней земли шестьдесят девять четвертей, в деревне Бетелеве, Белоутово тож, тридцать девять четвертей с полуосминою и четвериком; в деревне Даниловой тридцать семь четвертей без четверика; в деревне Исаково тридцать одна четверть с полуосминою; в деревне Подлесской двадцать восемь четвертей с четвериком. В Суздальском уезде были отданы в пользование Ризположенского монастыря следующие земли вотчины кн. Семена Пожарского: «в Стародубско-ряполовском стану в трети села Троицкого пашни доброй земли шестнадцать четвертей; в деревне Мелехово девять четвертей; в сельце. Фалалееве, Федотово тож, двадцать четвертей; в пустоши Селиверстове шесть четвертей; в пустоши Косково-аполосов(?) и полянка тож восемь четвертей; в пустоши Нефедове двенадцать четвертей; в пустоши Борисково шесть четвертей; в пустоши Чернеево пятнадцать четвертей; в пустоши Подрякнино двенадцать четвертей; в пустоши Васково двадцать пять четвертей». Доходы с этих вотчин кн. Пожарского, состоящие из оброчных денег и хлеба, а также с печей, в которых выжигалась известь (в с. Троицком ), были не велики, так что ни в Монастырский Приказ, ни в Коллегию Экономии не поступило никаких сборов с этих вотчин, и все эти доходы целиком поступали в пользу монастыря. По ведомости Коллегии Экономии 1739–41 года Ризположенский монастырь получал «по окладам и неокладных денежных, хлебных и прочих доходов... по окладу денег с крестьян оброчных 50 рублей, – с известных печей 10 рублей; неокладного хлеба с пашни приплодной ржи и ярового 43 четверти 4 четверика (см. Ведом. Колл. Экон. 1739–41 г. в Прилож.) Это уменьшение доходов монастыря, а главным образом запретительные указы того времени, которые издавались тогда правительством, по желанию Петра I-ro с целью уменьшить количество монашествующих, отчасти повлияли на сокращение числа инокинь монастыря, хотя и не в таких размерах, как в других обителях. Так по описи монастыря 1628 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Освящены они в Сентябре месяце 1852 года, 18 и 19 числе Преосвященным Павлом, при стечении многочисленнейшаго народа из всех сословий, в первый день много утешеннаго назидательным поучением Архипастыря. Иконостасы в них столярные, резанье высокой и красивой работы, деланы Костромским мещанином Федором Яковлевым Дурляниным за 1500 рублей. Из святых икон многия искусно украшены мастерством обшежительных сестр. Все устроение приделов, со стенным росписанием настоящей Ризположенской Церкви и сделанием в ней красивых хоров для клирошанок, стало более 10 тысяч рублей. В 1832 году Сентября 14 дня, во время вечерняго пения, случился большой пожар у близ живущаго купца Крючкова, от коего сгорели в Монастыре: деревянная ограда, старыя деревянныя Игуменския кельи, прежде бывшия Архиерейския, 12 келей монахинских, скотной двор с сеновалами и погребами. Что самое и побудило в том же году строить каменную ограду, которая и кончена кладкою в следующем 1833 году, вышиною в 1 аршин, а длиною на 45 саженях. Потом вскоре построены вновь близ Сульских ворот: деревянный корпус на 11 саженях для золотошвеек, деревянныя ж прачешныя, катальная, красильная, ткацкая и сторожевая, а за оградою на Суле скотный двор с сеновалами и погребами. За все плачено денег 11968 рублей. За сим предположено устроить больничныя кельи при Сретенской Церкви, для чего уже и выведен каменный фундамент. И так введение общежития очевидно много содействовало, при благотворительности добрых граждан Костромских, ко внутреннему и внешнему благоустроению обители. Ныне в сем Монастыре пространства от восточных Святых ворот до западной стены 18 сажень, от южных съезжих до северных Сульских ворот 64 сажени, вокруг же всей ограды 312 сажен. Из древних прикладов, доселе на лице находящихся, достойны замечания следующия: 1) Святое Евангелие в поллиста на Александрийской бумаге, обложенное малиновым рытым бархатом, с надписью на листах: «Сию книгу пожаловал Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всеа русии на Кострому вмонастырь внастасеин девичь лета ___ (1655) Апреля т ден а подписал сию книгу приказу болшого двора подячей Любимасманов». 2) На серебреном потире вычеканено: «Лета ___ (1655) Государь Царь и великий Князь Михаило Федорович всея русии пожаловал на Кострому настасеина девича Монастыря вцрковь сосуды серебреные». 3) Серебреное позлащенное кадило, на коем надпись: «Лето ___ (1658) Месяца Майя сие кадило Воздвиженскаго Монастыря построено при Архимарите Филарите трудихъся о сем аз грешный». 4) Евангелие печатанное 1663 года на листах онаго: «Лета ___ (1681) году Августа в к д Костромскаго Богоявленского Монастыря Архимандрит Павел приложил сию книгу Евангелие напрестолное вноводевичь воздвиженский Монастырь что вкремле города по родителех своих при Игумении Пелагее Немцове с сестрами а подписал сию книгу Евангелие напрестолное Богоявленскаго Монастыря по приказу Архимандрита Павла того ж Монастыря слушка Данилко Иванов.

http://sobory.ru/article/?object=41246

Если конкретно говорить о Немцове, то его всегда отличал очень далекий от толерантности стиль общения с оппонентами, даже из той властной вертикали, к которой он сам принадлежал в конце прошлого века. Примеров тому уйма. Здесь хочется привести один из них, уже всеми подзабытый. Мало кто сегодня помнит, что в 1998 году, незадолго до дефолта и краха правительства, в коем Борис Ефимович состоял первым вице-премьером, указом президента Ельцина он был назначен руководителем комиссии по захоронению останков Царской семьи, бессудно казненной в Екатеринбурге. Тогдашний губернатор Свердловской области Эдуард Россель предложил устроить пантеон на месте казни – в Екатеринбурге. На что Немцов возразил со свойственным ему «юмором»: - Никакого Екатеринбурга. Речь идет о захоронении останков Николая II, а не Эдуарда Росселя. Как тогда, так и сегодня видно, насколько мудро поступила Русская Православная Церковь, не признавшая подлинность останков и дистанцировавшаяся от церемонии их перезахоронения комиссией под руководством Б. Немцова. На фоне сплошной пропагандистской шумихи со стороны отечественных либералов и западной прессы серьезным диссонансом прозвучали слова известного политического шахматиста и притом русофоба Збигнева Бжезинского: - В убийстве Немцова участвовали специалисты, выполнявшие также задачу по расстрелу «Небесной сотни» на Майдане, а организаторами выступили, в том числе, сотрудники Службы безопасности Украины для создания поводов к обвинению России в будущем. Именно США организовали украинский кризис, рассчитывая, что Россия рано или поздно ввяжется в боевые действия и тем самым будет способствовать формированию единой западной коалиции. Сказано это было в интервью известному канадскому журналисту А. Тернеру. И в отличие от наших беззубых и импотентных либералов Бжезинский на этот раз зрит в корень. В США, говорит он, принципы отцов-основателей государства теперь полностью забыты и конституция служит лишь фиговым листком для неприкрытого желания правящих элит раз и навсегда завоевать мировое господство.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/7/zah...

Е.Никифоров: - Почему так? прот. В.Цыпин: - Потому что останки святых почитаются как мощи святых, и, естественно, ложных мощей быть не должно. Насколько Церковь в состоянии исключить почитание псевдомощей, почитание останков неизвестных людей под именем мощей святых угодников -  она это должна сделать. И достаточно понятно было по опубликованным материалам правительственной Комиссии, которая опиралась на Комиссию специалистов, что не было 100% уверенности, 100%-ной, полной, совершенной, непререкаемой точности. А поскольку уверенности не было, то Церковь и не могла признать эти останки мощами святых Царственных страстотерпцев. Это не значит, что Церковь отвергала или продолжает отвергать их подлинность, вполне  возможно, что они подлинные. Но нужно, чтобы это было не возможностью, а очевидным, доказанным фактом. Тогда этого не было. Как на сей день происходит? Пока я знаком только с отголосками,  которые проникают в печать, интернет или на экраны телевизора, поэтому определенного заключения я сделать не могу, а  только выразить надежду, что на сей раз подход будет более аккуратным, корректным, академичным. И что будет вполне осознана необходимость, чтобы Церковь среагировала на это положительным образом, т.е. признала эти останки мощами. А для этого должно быть заключение, гарантирующее на 100% их аутентичность. Но еще нужно, чтобы не появилось профессиональной критики этого заключения. Потому что, если она появится и это не будет какой-то публикацией дилетанта, а профессионала, то можно будет констатировать, что исследование на самом деле не завершено, даже если несколько членов комиссии или специалистов, которые именно этим занимались, пришли к единодушному заключению. Е.Никифоров: - У нас здесь, в этой студии выступал Виктор Аксючиц, который был координатором правительственной комиссии при Немцове. Немцов возглавлял ее, но всю организационную работу вел Виктор Аксючиц, и, насколько я понимаю, его позиция не претерпела никаких изменений. Церковь тогда сформировала десять вопросов, на которые не было дано ответов. Правда, Виктор говорил: «нет, мы ответы дали», но они, видимо, они были неудовлетворительными, если Церковь их не принимала. Заключениям этой Комиссии в целом не доверяли, потому что не доверяли Немцову, не доверяли Ельцину. Не доверяли, потому что было необъяснимое и необъясненное давление сверху. Почему была такая спешка? К чему? И сейчас ситуация поначалу была аналогична той – уже были назначены сроки перезахоронения, «мы все уже всё знаем, нам доказали, надо перезахоронитьм». Но те, кто это решают, например, руководитель Госархива Мироненко, известный ученый, но он не имеет авторитета в церковном обществе такого, чтобы мы ему доверяли полностью, доверяли его не-ангажированности. Слава Богу, сейчас наш президент решил не назначать конкретные сроки, и дано время для того, чтобы все спокойно всё расследовали.  

http://radonezh.ru/analytics/kakovym-bud...

Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове. После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов. Существует предание о обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил «Проект либерального уложения», в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д. Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой, выпил яд и умер в страшных мучениях. Тем не менее в книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, мы находим исчерпывающее объяснение обстоятельств смерти Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нем крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына». В документах о захоронении говорится о естественной смерти. В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллегский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов. А. П. Боголюбову, конечно, были известны эти обстоятельства, и он даёт имя деда для православного поминовения. Дочери — Анна и Фёкла. Последняя вышла замуж за Петра Гавриловича Боголюбова и стала матерью известного русского живописца-мариниста Алексея Петровича Боголюбова. Сын — Афанасий, губернатор Подольской губернии в 1842 году, Витебской губернии в 1847—1848 годах, в 1851 году был Ковенским губернатором. В Москве есть улицы Верхняя и Нижняя Радищевская, на Верхней стоит памятник писателю и поэту.

http://lib.cerkov.ru/authors/1113

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем Зурабова посылают в Киев? К назначению нового посла России на Украине 25.06.2009 720 Время на чтение 4 минуты Итак новым послом России в Киеве будет бывший министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов. Мало кто связал слова Виктора Черномырдина, что его сменит «молодой и чернявый бывший министр», с Зурабовым. Некоторые подумали даже, что речь идет о Немцове. Тем не менее, вчера кандидатура Зурабова официально внесена в Государственную Думу и нет никаких сомнений, что Дума проголосует «за». Между тем, назначение Зурабова послом на Украину вызвало бурю эмоций. В основном эмоций негативных. Почитаешь некоторые комментарии, может сложиться мнение, что хуже кандидатуры, чем Зурабов и придумать трудно. Думается, что это ошибочное мнение. Напротив, назначение Михаила Зурабова - это в целом позитивный сигнал верховной власти обществу, оно вселяет надежду, что у России наконец появляется внятная политика в отношении Украины. Что же позитивного и оптимистичного можно увидеть в назначении Зурабова? Во-первых , назначение это означает, что реальным послом России на Украине будет... Владимир Путин . Вспоминается исторический анекдот (в старом смысле слова «анекдот», как забавная историческая быль). Когда Государь Александр III назначил министром иностранных дел России Николая Карловича Гирса, это вызвало недовольство и недоумение всех - и «правых», и «левых». Государя убеждали, что Гирс неподходящая кандидатура, что он не имеет своих взглядов. На все эти упреки и недоумения Царь с присущей ему афористичностью сказал: «Я сам буду министром иностранных дел». Думается, мы имеем дело с аналогичным случаем. Назначая Зурабова послом, глава правительства как бы говорит, что он сам будет представлять интересы России на Украине, ведь Зурабов имеет репутацию «человека Путина». Это неудивительно, ведь Украина является ключевым звеном в реализации путинской концепции энергетической экспансии, поэтому ключевые вопросы все равно будут решаться на высшем уровне. Владимиру Путину нужен на Украине опытный менеджер, лично ему лояльный и не склонный к публичности. Этими всеми качествами Михаил Зурабов обладает вполне. Черномырдин не был человеком Путина, он играл в самостоятельные игры, зачастую пользы России не приносившие. С назначением Зурабова ситуация, надеюсь, коренным образом изменится.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010