В Τμεττφυσικ ( Метафизика)Аристотель продолжает говорить о сущности, которая божественна, вечна, недвижима и отделена от мира, – другими словами, о сущности, которая отличается от чувственной Вселенной; эта сущность не обладает величиной, не имеет частей и не может делиться. Здесь он называет сущность Богом и интеллектом. Во Вселенной существует нечто, что вечно движется постоянным круговым движением. Поэтому должно быть нечто, что приводит его в движение. Поскольку то, что движет и что движимо, занимает срединное положение, существует нечто, что движет и при этом само остается недвижимым. Это нечто, которое движет, но не приводится само в движение, вечно и является сущностью и действием (Кн. XII, гл. 7). По необходимости нам приходится выбирать отдельные аспекты этой философии для объяснения. Поскольку Бог, будучи живым существом и животворительной силой, не является новостью для христиан (термин «животворящий» содержится даже в Символе веры), концепт, нуждающийся в объяснении, будет «сущность» . Сущность ( οσα ) для Аристотеля – сердцевина, субстанция вещей и может быть как материей или формой ( λογος ), так и тем и другим одновременно. Тогда как материя – сущая возможность, форма – актуальность, реализация потенции ( εντελχεια ). Сущности (или субстанции) – начала всех тел, тех, которые естественные и живые, и тех, которые естественные и неживые. Εντελχεια – это реализация потенциала вещи ( Φυσικ , 1048a:35). Св. Фома объясняет, что именно Аристотель имеет в виду, когда он определяет душу как «акт потенциально живого тела». «Потенциально» может быть сказано о вещи в двух значениях: а) как о не имеющей силы действовать; б) как об имеющей силу, но не действующей. Тело, он пишет, потенциально живо только во втором смысле: «Поэтому, когда он называет тело потенциально живой вещью, он не имеет в виду, что оно потеряло душу, которую имело и теперь не обладает самим принципом жизни; он говорит о чем-то, что все же обладает таким принципом» (1994:24) .   Теперь я хотела бы затронуть разницу между действием ( ενργεια ) и движением ( κινσεις ).

http://bogoslov.ru/article/4027743

В МетафизикеАристотель предоставляет следующее размышление: есть действия ( πρξεων ), обладающие пределом ( πρας ) в них самих, и есть такие, у которых нет предела, например в случае потери веса при диете: предел был бы достичь определенной степени похудения (действие, имеющее предел), а в случае хорошей жизни или похудания без цели предела не существует. Первая группа действий определена Аристотелям как не имеющая цели или конца ( ), хотя они и относятся к концу и потому правильно было бы назвать их не действием (или не завершенным действием), но движением (потому что они движутся к цели); вторая группа действий, которая содержит конец в себе (цель – жить, поэтому я живу), правильно будут называться действием ( πρξις ). У этих действий нет цели, и они не могут прийти к завершению или остановке, как в случае с похуданием для того, чтобы потерять вес. Аристотель называет первую группу движением ( κινσεις ), а вторую группу – действием ( νεργεας ) ( Τμεττφυσικ, кн. IX, гл. 6 1048b:18-35). Последняя группа характеризуется полнотой и завершенностью: это целое в настоящем моменте, как видение, которое кажется полным в любое время и не нуждается ни в чем, что могло бы завершить его в другое время ( θικΝικομχεια , кн. X, гл. 4 1174a 14-19, 1174b 7-10). Что такое движение, будет подробно объяснено позже. Но что является действием перводвигателя? Это мышление ( Метафизика,кн. XII, гл. 7). Перводвигатель является объектом своего собственного желания и мышления, что означает, что он мыслит себя самого. Так же как ощущение всегда является ощущением себя, мышление – это мышление о мышлении. Перводвигатель думает только одно – себя самого, и в этом смысле он косвенно думает обо всех вещах, которые зависят от него. Он знает мир опосредованно. Перводвигатель не может мыслить ни о чем, кроме как о себе. Противное было бы несовместимо с его бытием, потому что это означало бы потенцию и пассивность. Аристотель пишет, что перводвигатель наслаждается самой лучшей жизнью, которая существует, путем постоянного непрерывного размышления.

http://bogoslov.ru/article/4027743

Этот род жизни известен и нам, людям, но только в редчайшие моменты ( Ibid., 1072b:24). Это мышление и жизнь являются и нашим мышлением и нашей жизнью в лучшие моменты. Это – та же самая деятельность. Перводвигатель – чистая энергия, и потому он постоянно мыслит. И поскольку он мыслит, он живет: «Если же богу всегда так хорошо, как нам иногда, то это достойно удивления; если же лучше, то это достойно еще большего удивления», – пишет философ ( Ibid., 1072b:27-30). Деятельность интеллекта – жизнь, и перводвигатель – деятельность, поэтому перводвигатель – это сама жизнь. Жизнь в форме мышления. Слово, использованное здесь – ζω , – то же самое, которое Аристотель использует для обозначения животной жизни. Сущность Бога – в деятельности жизни, вечности и мышлении. Недвижимое – цель и причина всего. Движимый космос вызывает движение (изменения), но сам двигатель остается при этом недвижимым и неизмененным. Он вызывает первую локомоцию, передвижение в пространстве, которое является круговым движением, и оно в свою очередь приводит в движение все последующие. Первопричина локомоции – ее необходимая сущность и начало всего. Это начало вызвало существование неба и всей природы ( Метафизика,кн. XII, гл. 7). Деятельность для Аристотеля – первостепенный смысл бытия, деятельность – это жизнь, и бытие – деятельность. Перводвигатель проводит свой век в мышлении, в блаженной жизни, которую мы испытываем иногда в отдельные моменты. Мы не говорим о чем-то исключительном или сложном, когда речь идет о душе. Мы говорим о связи: жизнь продолжает означать в отношении людей то же самое в О душе, что она означает в Метафизике, когда мы говорим о перводвигателе.   2.      Человеческая душа Хотя Аристотель не говорит о мировой душе и не пишет, что человеческая душа – часть мировой души, как то делает Платон ( Τιμαος , 41d), мне видится некая параллель между перводвигателем и душой человека. Во-первых, из-за вышеупомянутого места в Метафизике(кн. XII, гл. 7: 1072b:14 и 25), а во-вторых, Аристотель, насколько мне известно, не опровергал убеждение Платона.

http://bogoslov.ru/article/4027743

49 «Механические» знания, по образцу семи свободных искусств, были разделены на семь областей, отразивших состояние знаний в вв. В XI в. Радульфом Арденским были названы: 1) сельское хозяйство, 2) ткачество, 3) архитектура, 4) вспомогательные средства (инструменты для работы, средства передвижения и т. п.), 5) медицина, 6) торговля, 7) военное дело. В XII в. Гуго Сен-Викторский разделил и подробно охарактеризовал следующие механические знания: 1) ремесло, 2) вооружение, 3) торговлю, 4) сельское хозяйство, 5) охоту, 6) медицину, 7) театр. 50 В период патристики искусство понималось как интеллектуальная, разумная деятельность, поскольку человек-художник, как писал в «Исповеди» Августин Аврелий , повторяет процесс творения, следуя установлениям Божией воли [Кн. XI, гл. 5]. В средние века художественное мастерство включалось в т. н. «механические искусства» и относилось к практическим знаниям, требовавшим участия ручного труда, потому занимало низкое положение по отношению к «семи свободным искусствам», тривиуму и квадривиуму. Методы своей работы мастер сохранял в секрете, труд его был окружен ореолом таинственности и считался занятием для посвященных. Вместе с тем богословы отличали творчество человека от творения Бога и природы, характеризуя его как подражание, а потому, по сути своей, притворным и обманным. 51 Еще в начале XIII в. отношение к Аристотелю в католическом богословии было крайне отрицательным. Парижский церковный собор 1209 г. под страхом отлучения запретил читать, хранить и переписывать работы Аристотеля. 52 Представлен Давидом из Динанта, преподавателем факультета искусств Парижского университета, чье сочинение «О частях» было сожжено в 1210 г. по приказу Парижского церковного собора. Последователи александризма знакомились с Аристотелем, читая греческие комментарии к его трудам, составленные Александром из Афродизианды, который возвышал натурализм философии Аристотеля и отстаивал его во IIIII вв. от влияния теистической метафизики. 53 Глава латинского аверроизма Сигер Брабантский (ок. 1235 – ок.1282). Латинский аверроизм отталкивался от трудов арабского философа Аверроэса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

14 Локк, там же, кн. IV, гл. IV, стр. 563 сс. 15 Там же, стр. 565. 16 Berkeley, там же, VIII. 17 Юм, там же, отд. XII, стр. 177, 178. 18 Локк, там же, кн. IV, гл. I, 2, стр. 524. 19 Локк, там же, кн. IV, гл. I, 4, стр. 525. 20 См.: Юм, там же, отд. VII, стр. 82. 21 Юм, там же, отд. IV, стр. 25. 22 Локк, там же, кн. IV, гл. XI, 1, стр. 637. 23 Там же, стр. 638. 24 Юм, там же, отд. XII, стр. 181. 25 Черта означает причинную связь, а пунктир простую последовательность во времени. 26 О том, что закон причинности не может быть источником нашего знания о существовании внешнего мира, см. речь Rehmke, Unsere Gewissheit von der Aussenwelt (Ремке Йоханнес (1848 - 1930) - нем. философ, представитель имманентной школы. Л. ссылается на его работу " О достоверности внешнего мира для нас " (1892). В русск. пер.: Новые идеи в философии. Сб. 6. СПб., 1913. В.Ф.). 27 Descartes, Principia, I, 68, 70. Метафизические размышления, пер. под ред. проф. А.И.Введенского, II, стр. 34 (Здесь и далее Л. ссылается на произведения Р.Декарта " Начала философии " (1644) (русск. пер. в кн.: Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950) и " Метафизические размышления " (СПб., 1901). - В.Ф.). 28 Лейбниц. Избранные философские сочинения, пер. под ред. Преображенского. Монадология, 7, стр. 339 (Лейбниц Г.В. Избранные философские сочинения. М., 1890. - В.Ф.). 29 Там же, " Начала природы и благодати, основанные на разуме " , 4, стр. 326. 30 Там же, " Размышления относительно учения о едином всеобщем духе " , стр. 237. 31 Там же, " Новая система природы и общение между субстанциями " , 18, стр. 128. См. также: " О природе в самой себе " , 14, стр. 165. 32 Напр., см.: Декарт, Мет. разм., VI, стр. 84 с. 33 См.: " Метафизические размышления " , VI, стр. 92 с. 34 Спиноза " Этика " , перев. под ред. Модестова, II, аксиома I, после леммы III, стр. 71 (Спиноза Б. Этика. СПб., 1886. - В.Ф.). 35 Там же, II, положения XIV, XVI, XXV, XXVI, XXVIII, XXIX. 36 Избр. соч. Лейбница, перев. под ред. Преображенского. Новые опыты о человеческом разуме. Предисловие, стр. 199.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Род князя Иоанна (Тугого Лука). Помяни Господи благоверных князей: кн. Иоанна во иноцех Иону, кн. Андрея (сын его), кн. Максима, кн. Василия, кн. Василия (немой), кн. Димитрия, кн. Иоанна (сын его), кн. Иоанна во иноцех Иосифа, кн. Андрея (сын его), кн. Иуя (Петр), кн. Никиту (сына его), кн. Даниила, кн. Иоанна, кн. Александра (везметен). Род Горбатых (и Борбошиных). Помяни Господи благоверных князей: кн. Василия, кн. Александра (Глазатой), кн. Иоанна, кн. Романа, кн. Андрея, кн. Бориса, кн. Василия (Бреила), кн. Димитрия, кн. Бориса, кн. Иоанна, кн. Феодора, кн. Симеона (Суздальской), кн. Иоанна, кн. Андрея, кн. Бориса, кн. Василия, кн. Михаила, кн. Владимира, кн. Феодора, кн. Ивана, кн. Андрея, кн. Ивана (Чеснок), кн. Михаила (Лопата), кн. Бориса, кн. Александра (Горбатой), князя Петра (сын его), кн. Владимира, кн. Ивана, кн. Димитрия, кн Василия, кн. Андрея, кн. Феодора (кузнец), князя Василия, кн. Даниила, кн. Ивана, кн. Михаила (Кислой), кн. Феодора (сын его), кн. Василия, кн. Григория во иноцех Порфирия (Борбошин). Род Нохтевых. Помяни Господи благоверных князей: кн. Георгия, кн. Андрея, кн. Василия, кн. Симеона, кн. Ивана (сын его), кн. Агафоника (сын его). Помяни Господи благоверных княгинь: кн. Анну. Помяни Господи Геннадия, Ферапонта. Покровские. Помяни Господи Игумений: Парасковию, Василиссу. Помяни Господи благоверных инокинь: инокиню Марию, Александру, Марфу, кн. Анастасию, Евфимию, кн. Фетинью, кн. Февронию, кн. Александру, кн. Ксению, кн. Евфимию, кн. Елену, кн. Анастасию, кн. Ирину, кн. Елену, инокиню Василиссу, ин. Марию, ин. Стефаниду, ин. Анну, ин. Феодосию, ин. Анастасию, княгиню Фетинью, кн. Анастасию, кн. Агрипину, кн. Меланию, княжны Ивановы, кн. Михайловы. Помяни Господи: княгиню Евдокию, кн. Аксению во инокинях Селифонтию, кн. Марию во инок. Александру (дочери Ивана Шуйскаго). Помяни Господи: княгиню Марию, кн. Анастасию (князя Андрея Шуйскаго). Помяни Господи: княгиню Марию во инокинях Марфу. Помяни Господи: кн. Марию во инок. Марфу, кн. Анастасию, кн. Марфу (князя Ивана Васильевича Шуйскаго). Кн. Евдокию во инок. Евпраксию (кн. Петра Шуйскаго), кн. Соломониду во инок. Сисою, (князя Александра Горбатова), кн. Анастасию во инок. Наталию, кн. Ирину (кн. Мстислава), инокиню (Борбошину), кн. Анну (кн. Андрея), кн. Марию во ин. Марфу, (кн. Феодора Скопина), кн. Фетинью во инок. Федосию (кн. Михаила Галицкаго), кн. Ульяну во инок. Александру (Феодора Скопина), кн. Улиту, кн. Марфу, кн. Варвару, кн. Феодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Петроград, август 1914. Указатель житий святых † означает, что современного жития святого пока не найдено. означает, что житие святого не издано и им мы не могли пользоваться. Аморийское мученичество: гл. I. Андрей в «Суде» гл. I. Антоний, патриарх гл. II. Антоний Новый гл. X. Афанасий Мефонский гл. XIV. Афанасия Егинская гл. XIV. Вакх Младый гл. XIII. Варфоломей, апостол (перенесение мощей) гл. XVII. Власий Болгарский гл. XVI. Георгий Амастридский гл. IX. Герман Косиницкий гл. XV. † Григорий Декаполит гл. II. Димитриан гл. XII. Димитрий Солунский (чудеса) гл. XV. Евдоким Младый гл. II. Евстратий гл. X. Евфимия (перенесение мощей) гл. IX. Евфимий, патриарх: Арефино гл. II, анонимное гл. IV. Евфимий Солунский гл. XV. Игнатий, патриарх гл. IX. Иларион, грузин гл. I. Илия гл. XIII. Илия Калабрийский гл. XVIII. Иоанникий Вифинский: Петрово гл. X, Саввино гл. X. † Иоанн Гетфский гл. IX. † Иоанн Дамаскин гл. XIII. Иоанн Предтеча (перенесение главы) гл. I. Иоанн Психаит гл. VIII. Иосиф Песнописец гл. VII. Иулиан и дружина гл. I. Климент Болгарский гл. XV. † Лазарь, иконописец гл. I. Лев Катанский гл. XVII. Лука, столпник гл. XI. Лука Елладский гл. XIV. Макарий Пелекитский гл. XI, † гл. XI. Мария Младая гл. XVI † Мефодий, патриарх гл. VII. † Мефодий и Кирилл гл. XV. Михаил, синкелл гл. VI. Никита Мидикийский гл. X. Никифор, патриарх: Феофаново гл. I, Игнатиево гл. II. Никифор Мидикийский гл. X. Николай Студит гл. III. † Петр Атройский гл. X. Петр Аргосский гл. XIV. Платон Саккудийский гл. III. Саввинские мученики гл. XIII. Стефан Новый гл. II. Стефан, Савваит гл. XIII. Тарасий, патриарх гл. II. Филарет Милостивый гл. XIV. 60 мучеников гл. XIII. Феодора Солунская гл. XV. Феодор Едесский гл. XIII. Феодор Начертанный гл. VI, перенесение мощей гл. VI. Феодор Студит : πγραμμα гл. III, Навкратиево гл. III, Михайлово гл. III. Феофания, царица гл. I, † гл. V. Феофан Сигрианский: Мефодиево † гл. I, анонимное гл. I, Феодорово гл. III, Никифорово гл. V, Саввино гл. X. Ферапонтий Кипрский (перенесение мощей) гл. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Значительную часть публикаций в РА составляют материалы по рус. церковной истории (более 190 названий). Многие из них посвящены митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову) , с к-рым Б. был хорошо знаком. В журнале широко представлена переписка святителя с обер-прокурорами Святейшего Синода, архиереями, настоятелями мон-рей, миссионерами, светскими лицами (1874. Кн. 1; 1876. Кн. 3; 1877. Кн. 3; 1878. Кн. 3; 1881. Кн. 2; 1882. Кн. 1; 1883. Кн. 1; 1885. Кн. 2; 1886. Кн. 2; 1887. Кн. 2; 1889. Кн. 2, 4; 1890. Кн. 3; 1891. Кн. 1; 1893. Кн. 1-2; 1894. Кн. 2-3; 1895. Кн. 2; 1896. Кн. 2; 1899. Кн. 1; 1904. Кн. 1; 1905. Кн. 1, 3; 1906. Кн. 1; 1908. Кн. 3; 1909. Кн. 1; 1912. Кн. 2). Интересны мемуары митр. Филарета и записанные разными лицами его рассказы: «Рассказы митр. Филарета, записанные А. В. Горским» (1897. Кн. 1), «Воспоминания и отзывы Филарета, записанные его викарием преосв. Леонидом» (1901. Кн. 1), «Из воспоминаний митр. Филарета» (1906. Кн. 3). В РА увидели свет письма Патриархов Московских Никона (1873. Кн. 2) и Адриана (1903. Кн. 3), Ростовского митр. свт. Димитрия (Туптало) (1872. Кн. 1), архиеп. Феофана (Прокоповича) (1863. Кн. 2; 1865. Кн. 1), Московского митр. Платона (Левшина) (1897. Кн. 2), Киевского митр. Евгения (Болховитинова) (1873. Кн. 1), архим. Фотия (Спасского) (1863. Кн. 3; 1869. Кн. 2; 1870. Кн. 1; 1871. Кн. 3; 1878. Кн. 2; 1895. Кн. 3; 1896. Кн. 1) и др. Среди мемуаров духовных лиц, напечатанных Б.,- «Записки первоприсутствующего в Св. Синоде» Херсонского архиеп. Никанора (Бровковича) (1906. Кн. 1-4; 1908. Кн. 1-3; 1909. Кн. 1), «Из записок» Тверского архиеп. Саввы (Тихомирова) (1908. Кн. 3; 1914. Кн. 3), «Книга бытия моего» Чигиринского еп. Порфирия (Успенского) (1910. Кн. 3-4) и др. В РА были напечатаны биографические исследования «Ириней, архиеп. Псковский» Н. И. Григоровича (1869. Кн. 2), «Филарет, архиеп. Черниговский» (1887. Кн. 2-3), «Митрополит Амвросий (Подобедов)» К. Я. Лаврова (1904. Кн. 1), «Биографический очерк» обер-прокурора Святейшего Синода гр. Д. А. Толстого о ректоре МДА прот. А. В. Горском (1875. Кн. 3).

http://pravenc.ru/text/77626.html

Вот видение нового Иерусалима (Церкви), возвышающегося на Святой Горе: «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60,18–21 ). Содержание Книги пророка Исаии: обличение грехов Иуды ( Ис 1 гл.); Суд Божий над миром и возвышение Царства Божия ( Ис. 2–3 гл.); о том, что остаток народа спасется, и о Мессии ( Ис. 4 гл.); песнь о винограднике ( Ис. 5 гл.); видение Господа Саваофа ( Ис. 6 гл.); конфликт с Сирией и о рождении Эммануила ( Ис. 7 гл.); о чудном Младенце ( Ис. 8–9 гл.); речь об Ассирии ( Ис. 10 гл.); о Мессии и Его Царстве ( Ис. 11 гл.); хвалебная песнь Богу ( Ис. 12 гл.); пророчества об языческих царствах, о Вавилоне и антихристе ( Ис. 13–14 гл.); о Моаве ( Ис. 15 гл.); о Самарии и Дамаске ( Ис. 17 гл.); речь об Эфиопии и Египте ( Ис. 18–20 гл.); предсказание падения Вавилона ( Ис. 21 гл.); предсказание о нашествии на Иудею ( Ис. 22 гл.); о Тире ( Ис. 23 гл.); Суд над вселенной и обновление мира ( Ис. 24–25 гл.); воскресение мертвых ( Ис. 26 гл.); продолжение песни о винограднике ( Ис. 27 гл.); речи о Самарии и Иерусалиме ( Ис. 28–29 гл.); о Египте ( Ис. 30–31 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 32 гл.); пророчество об Ассирии ( Ис. 33 гл.); суд над народами и о благодати Божией ( Ис. 34–35 гл.); историческая часть ( Ис. 36–39 гл.); предсказание о конце вавилонского плена и об Иоанне Крестителе ( Ис. 40 ; Ис. 48 гл.); предсказание о царе Кире ( Ис. 41 ; Ис. 45 гл.); Отрок Господень ( Ис. 42 гл.); утешение пленным в Вавилоне ( Ис. 43–44 гл.); о падении Вавилона ( Ис. 46–47 гл.); о Мессии ( Ис. 49–50 гл.); восстановление Сиона ( Ис. 51–52 гл.); страждущий Мессия ( Ис. 53 гл.); о призвании язычников в Царство Мессии ( Ис. 54–55 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 56–57 гл.); обличение лицемеров ( Ис. 58–59 гл.); слава Нового Иерусалима ( Ис. 60 гл.); о Мессии и новозаветных временах ( Ис. 61–63 гл.); молитва пророка за свой народ ( Ис. 62 гл.); призвание язычников к вере ( Ис. 65 гл.); торжество Церкви и окончательный Суд над отступниками ( Ис. 66 гл.). Несмотря на свою древность, Книга пророка Исаии звучит, будто написана вчера. Она настолько содержательна, утешительна и поэтична, что каждому христианину следовало бы ее иметь своей настольной книгой. Книга пророка Михея

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

6) В Страннике: «Преосвященный Владимир, Епископ Тобольский и Сибирский» – 1861 г. кн. II; 1868 г. кн. I; «Нечто о начальнике Алтайской миссии, архимандрите Макарии» – 1862 г. кн. IV; «Сила тайной молитвы» – 1862 г. кн. V; «Промысл Божий в спасении одного бедного семейства от холода и голода» – 1862 г. кн. X; «Григорий Иванович Мансветов на службе в Тобольске» – 1863 г. кн. XI; «Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского и всея Сибири» – 1864 г. кн. I; 1876 г. кн. II; «Назидательная кончина подполковника Домалевского» – 1864 г. кн. I; «Мирная кончина Иркутского Епископа Вениамина» – 1865 г. кн. V; «Икона Божией Матери, всех скорбящих Радости, в Тобольской Захарьевской церкви» – 1866 г. кн. X; «Св. Димитрий Ростовский как Архипастырь Сибирский» – 1866 г. кн. XI; «Рукоположение во священники офицеров Сибирского казачьего войска – Путинцева и Шарапова – 1866 г. кн. XII, 1867 г. кн. VI; «Соблазн на зло под видом добра» – 1867 г. кн. I; «Жизнеописание Афанасия Протопопова, Архиепископа Тобольского и Сибирского» – 1867 г. кн. I, II; «О приходских летописях при церквах Тобольской епархии» – 1867 г. кн. III; «Наказанное зложелание и кощунство» – 1867 г. кн. V, VI; «Речь при первом отправлении в Петербург и Москву воспитанников Сибирского кадетского корпуса» – 1867 г. кн. XI; «Необыкновенные похитители неправильно приобретенного» – там же; «Черта из жизни митрополита Филарета» – 1868 г. кн. VIII; «Антоний Знаменский, Архиепископ Тобольский» – 1868 г. кн. X 47 ; «За Богом и святыми Его молитва не пропадает» – 1868 г. кн. XII 48 ; «Миссионерства Березовского края» – 1869 г. кн. VIII; «Иеромонах Михаил, духовник Тобольского архиерейского дома» – 1870 г. кн. I, II 49 ; «Биографический очерк Николая Алексеевича Абрамова» – 1870г. кн. XII 50 ; «Архиепископ Евгений Казанцев, как Архипастырь Тобольский» – 1872 г. кн. XI; «Амвросий Келембет, Архиепископ Тобольский – 1874 г. кн. X–XII 51 ; «Слово при праздновании 50-ти летия Сибирской военной гимназии» – 1876 г. кн. XI; «Крещение в Енисейской епархии инородцев-язычников» – 1876 и 1877 гг.; «Воспоминание о Томском Преосвященном Платоне» – 1877 г. кн. IV; «Омский протоиерей С.Я. Знаменский» – 1877 г. кн. IX; «Замечательная черта в кончине Чернавипа» – 1879 г. кн. IV 52 ; «Спасение четырех Тобольских Преосвященных от потопления, по их молитвам» – 1880 г. кн. I; «Иркутский Архиепископ Михаил П» – 1880 г. кн. II; «Тобольский кафедральный протоиерей П.А. Фелицын» – 1880 г. кн. V 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010