Известный православный богослов Жан-Клод Ларше пытается выработать квинтэссенцию учения о телесных болезнях и их излечении. Исследуя эту тему, автор опирается на Священное Писание, труды святых отцов, литургические тексты и учение о Таинствах Церкви. «Возвращение родника» и другие рассказы Владимир Крупин Владимир Крупин необычайно близок к читателю, и достигается подобная близость, соседствующая с прямым собеседованием, редкой откровенностью и открытостью, живой обращенностью к столь же заинтересованному в их общем деле человеку Священномученик Владимир (Богоявленский) Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский; 1848–1918) — единственный иерарх Русской Православной Церкви, последовательно занимавший все три митрополичьи кафедры в Российской империи — Московскую, Петербургскую и Киевскую. Свой жизненный подвиг он завершил в 1918 году, став одним из первых новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея и одним из первых небесных молитвенников за Россию в годы жесточайших гонений. Священномученик Вениамин (Казанский) Священномученик Вениамин (Казанский; 1873–1922) — митрополит Петроградский и Гдовский. О его жизни и подвиге стояния за Церковь на рубеже эпох повествует эта книга. Священномученик Петр (Полянский) Ольга Рожнёва Митрополит Петр (Полянский; 1862–1937) — священномученик, митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола с 1925 по 1937 год. Продолжил дело патриарха Тихона и остался верным его позициям. Двенадцать лет он нес тяжелый крест возглавителя Русской Православной Церкви, находясь в далеких ссылках и одиночных тюремных камерах. Во многом благодаря его стойкости было сохранено единство Церкви, раздираемое ее гонителями. От Пасхи до Рождества В издательстве Сретенского монастыря вышел сборник стихотворений русских поэтов «От Пасхи до Рождества» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Иллюстрации к сборнику выполнены замечательной художницей Елизаветой Цымбаревич. В руки, Твои, Господи… Анастасия Рахлина Книга написана на основе воспоминаний прихожан храма святого Георгия Победоносца в городе Тырныаузе (на Северном Кавказе) о первом настоятеле, священнике Игоре Розине, убиенном 13 мая 2001 года, в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского.

http://pravoslavie.ru/foto/image14651.ht...

Митрополит Петр принадлежал к тому исчезнувшему, уничтоженному типу людей, вышедшему из глубины церковного бытия, из самой сердцевины уже забытой теперь народной жизни, который отличали детская простота, доверчивость, непамятозлобие, неистребимая доброжелательность ко всем людям, невзирая на их недостатки, а главное, – вера в Бога, Который есть Любовь и Добро. Встретив такого человека – а раньше в народной среде таких было много – легко было понять, что принесла нашему народу православная вера, почему нашу страну именовали Святой Русью. Митрополиту Петру были свойственны, если можно так выразиться, – «по происхождению», кротость и смирение, которые лишь с огромным трудом достигаются современными людьми. Он не умел (да и не хотел) быть «князем Церкви», «владыкой», тем более, – дипломатом, церковным политиком. Он никогда бы не стал митрополитом-синодалом ни в прежнее время, ни потом, – в советское. Оставался бы исполнительным чиновником, милым, приятным, добросовестным сотрудником церковного ведомства и не мечтал бы о духовной карьере. Он был доволен тем, что имел, был верным, добрым другом, жизнерадостным, простым, общительным, не способным на предательство, конъюнктурный расчет, борьбу за власть. Патриарх Тихон разглядел в нем родственную душу, понял, что на него сможет всегда положиться, что в трудную минуту он не подведет. Так он стал епископом, митрополитом, Местоблюстителем. Время было такое, что нужен был «простой» подвиг до смерти, никакое политиканство, хитрость, дипломатия не помогали, – как говорят, «не работали». Или предательство, или – подвиг до смерти. Другого выбора не было, отсидеться в тени, в глуши было невозможно. И Патриарх Тихон, умирая, послал себе на смену его: тоже – умирать. Будущий митрополит Петр это понял и послушно пошел со смирением, хотя и со страхом. Но, согласившись на данный ему крест, он всегда оставался верен полученному благословению. Он был антиподом митрополиту Сергию (Страгородскому) , которого, может быть, как раз потому назначил впоследствии своим заместителем, что сознавал свою неспособность к дипломатии. Предположить при этом возможную ошибку он не мог в силу своего душевного устроения – он всегда верил близким людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

1918 г.- «О порядке избрания Святейшего Патриарха», в к-рых указывалось: «По освобождении Патриаршего престола, старейший из членов Священного Синода, после предварительного совещания с прочими членами Синода, незамедлительно созывает соединенное присутствие Священного Синода и Высшего Церковного Совета» (от 10 авг. 1918 г. § 2); «В соединенном присутствии, под председательством того же старейшего иерарха, члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета тайным голосованием избирают Местоблюстителя из среды присутствующих членов Священного Синода, причем, избранным считается получивший более половины избирательных голосов» (Там же. § 3); «Местоблюститель Патриаршего престола избирается на время междупатриаршества» (Там же. § 1); «Священный Синод совместно с Высшим Церковным Советом в нарочитом заседании, под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола, постановляет о созыве в трехмесячный срок Собора для избрания Патриарха» (от 13 авг. 1918 г. § 3). После установления Патриаршества в России в сложных условиях существования Церкви в государстве, в котором победила революция, местоблюстительство было важным фактором сохранения управления в Церкви и осуществления церковной жизни. В соответствии с завещанием патриарха Тихона (Беллавина) в случае его кончины права и обязанности патриарха возлагались на митр. Казанского Кирилла (Смирнова) . В случае невозможности его принять такие права и обязанности они, согласно распоряжению, переходили к митр. Ярославскому Агафангелу (Преображенскому) ; при неспособности последнего их должен был исполнять митр. Крутицкий Петр (Полянский) . В момент кончины патриарха Тихона 7 апр. 1925 г. митрополиты Кирилл и Агафангел (священномученики) находились в ссылке, т. о. Патриаршим местоблюстителем стал митр. Петр. Хотя с дек. 1925 г. вплоть до расстрела в 1937 г. митр. Петр (сщмч.) находился постоянно в заключении и в ссылках и выполнять обязанности М. не мог, в храмах Московской Патриархии его имя поминалось как имя М. Фактически обязанности М.

http://pravenc.ru/text/2563054.html

В Печерском монастыре он завел преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили Владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника. Однако вскоре Владыка был переведен в Канавино, за Оку, где в мае 1921 года его арестовали. Верующие, работавшие в местных заводах по поводу ареста любимого архипастыря устроили трехдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву. С декабря он находился в заточении в Московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там Владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, Святитель снимал свой крест и надевал на обращенного. «Я хотел бы открыть им и показать свое сердце, как страдания очищают душу». С Лубянки Владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда – в Таганскую. С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели. В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и святители прямо в камере совершали соборную службу. Здесь владыка Петр заболел от истощения и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до зимы. В декабре Владыка был освобожден и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Вскоре он вновь был арестован за выпущенное им обращение к Тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 года его доставили в Москву. На допросах он показал, что признает Патриарха Тихона единственным законным главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного обновленческого совета Высшего церковного управления не подчиняется. В марте 1923 года Святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в ссылку в поселок Кызыл-Орду. Жил он в тяжелых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов. Летом 1923 года был освобожден из заключения Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. Летом 1924 года он вернулся из ссылки в Москву. 30 марта 1925 года он подписал Акт о восприятии священномучеником митрополитом Крутицким и Коломенским Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя.

http://pravicon.com/info-3190

Священномученик Парфений родился в 1881 году в городе Иркутске в семье Арсения Петровича Брянских и в крещении наречен Петром. Его отец был управляющим у сибирского купца Немчинова, который за безупречную службу отписал семье Брянских значительное состояние. Петр мог получить блестящее светское образование, но он пожелал служить Богу. Окончив Иркутскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, получил назначение преподавателем в Красноярскую духовную семинарию. В Красноярске он начал работать над магистерской диссертацией и обратился с просьбой перевести его в город, имеющий необходимые для научной деятельности библиотеки. Прошение было поддержано архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким) и в 1909 году Петр Арсеньевич был назначен преподавателем в Рязанскую духовную семинарию. В 1912 году архиепископ Антоний постриг Петра Арсеньевича в монахи и нарек ему имя Парфений. В том же году он был рукоположен в иеродиакона, иеромонаха и назначен преподавателем в Житомирское училище пастырства. В 1914 году иеромонах Парфений был возведен в сан архимандрита, а в 1921 году хиротонисан во епископа Новомиргородского, викария Одесской епархии; в 1922 году он был назначен епископом Ананьевским, викарием Одесской епархии. В это время все православные епископы были высланы с территории Украины в Россию. Парфений, как и многие лишенные кафедр архиереи, поселился в Даниловом монастыре в Москве. После кончины в 1925 году Патриарха Тихона епископ Парфений в числе других архиерев стал помощником Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского). В конце 1925 года митрополит Петр и все епископы, жившие в Даниловом монастыре и помогавшие ему, были арестованы. При обыске и аресте было изъято письмо, которое владыка Парфений получил от находящегося в заключении архиепископа Феодора. Письмо сочли антисоветским. 21 мая 1926 епископ Парфений приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. Вернувшись из ссылки в Москву в 1928 году, поселился в Даниловом монастыре. 28 октября 1929 года вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 23 ноября 1929 года приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. После освобождения в 1933 году поселился в городе Кимры Тверской области, где жили его мать и сестра. В 1934 году новый арест, тюрьма в Кимрах, а затем Бутырская тюрьма в Москве. 17 января 1935 года приговорен к пяти годам ссылки в Северный Край и отправлен в Архангельск. 3 августа 1937 года епископа Парфения снова арестовали и заключили в архангельскую тюрьму. 15 октября его приговорили к расстрелу. 22 ноября 1937 года епископ Парфений (Брянских) был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-139...

В письме председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР Г.Г. Карпову митрополит Григорий предполагал просить разрешения издать «Очерки» отдельной книгой тиражом 50 000 экземпляров силами Учебного Комитета на средства Ленинградской епархии [iv] . Выпускник Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске, будущий митрополит 19-летним юношей был назначен надзирателем Петрозаводского духовного училища. В 1895 г. кандидат богословия СПбДА Николай Чуков был назначен на должность епархиального надзирателя всех церковных школ Олонецкой епархии. В Олонецкой духовной семинарии, которую в 1911 г. возглавил протоиерей Николай после первой русской революции, не было таких волнений, как во многих других, а его деятельность как ректора в 1915 г. высоко оценил ревизор Учебного Комитета Синода П.Ф. Полянский, будущий священномученик Петр, митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола [v] . Как катастрофу воспринял протоиерей Николай Кириллович Чуков события 1917-18 гг. Он до последнего боролся за сохранение родной семинарии [vi] . После революции протоиерей Николай – ректор Петроградского Богословского института и Высших богословских курсов в Ленинграде. В епископском сане митрополит Григорий возглавил восстановление богословского образования в Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Митрополит, отдавший без малого 65 лет делу духовного просвещения на всех его уровнях, в критическое для России время, на смене эпох, как никто знал обо всех проблемах дореволюционных духовных школ и старался избежать их в воссозданных по его проекту академиях и семинариях. Также он ясно видел пути выживания духовных школ в условиях отделения Церкви от атеистического государства. 5 ноября 1955 года владыка Григорий скончался. С тех пор прошло более семидесяти лет, но первый отечественный труд по истории Русской Православной Церкви так и не был издан Московской Патриархией. К 75–летнему юбилею епископской хиротонии неутомимого труженика духовного образования митрополита Григория (Чукова) публикуется глава из его книги, описывающая состояние духовных школ в России до 1917 года. Сохранено авторское оформление текста.

http://bogoslov.ru/article/5563130

В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Пётр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. В начале 1925 года Святейший назначил его кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола после священномучеников митрополита Казанского Кирилла и митрополита Ярославского Агафангела. После кончины Патриарха обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке. В этой должности Владыка Пётр был утверждён и Архиерейским Собором 1925 года. Святой Патриарх Тихон и священномученик Петр, митрополит Крутицкий В своём управлении Церковью митрополит Пётр шёл по пути Патриарха Тихона — это был путь твёрдого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу. Предвидя свой скорый арест, Владыка составил завещание о своих Заместителях и передал настоятелю Даниловского монастыря деньги, для пересылки ссыльным священнослужителям. Агенты ГПУ. предлагали ему пойти на уступки, общая какие-то блага для Церкви, но Владыка им отвечал: лжёте; ничего не дадите, а только обещаете…». В ноябре 1925 года митрополит Пётр был арестован — для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. После заключения в Суздальском политизоляторе, Владыку привезли на Лубянку, где ему предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он ответил, что ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения. В 1926 году Владыка был отправлен этапом в ссылку на три года в Тобольскую область (село Абалацкое на берегу реки Иртыш), а затем на Крайний Север, в тундру, в зимовье Хэ, расположенное в 200 километрах от Обдорска. Ссылка вскоре была продлена на два года. Святителю удалось снять внаймы у местной старушки-самоедки домик из двух комнат. Сначала, отдохнув от Тобольской тюрьмы, святитель чувствовал облегчение от свежего воздуха, но вскоре с ним случился первый тяжёлый припадок удушья, астмы, и с тех пор он, лишённый медицинской помощи, не покидал постели. Он знал, что на его имя поступают посылки, но не получал их, пароход в Хэ приходил лишь раз в год. Но в той же ссылке Владыка вновь был арестован в 1930 году и заключён в Екатеринбургскую тюрьму на пять лет в одиночную камеру.

http://pravmir.ru/mitropolit-petr/

II Впоследствии книга эта под несколько иным названием была переиздана в России: Феофан (Пожидаев), иг. Колокол на башне вечевой: Житие и труды священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) . М., 2005. III Ранее подобная же программа была положена в основу просуществовавших недолгое время газет «Маяк» и «Вечернее время». Выступления архиепископа Иоанна на страницах газеты «Слово» Арх Иоанн об аресте митр Петра. Беседа для «Слово» В беседе с нашим сотрудником по поводу ареста местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра Крутицкого архиепископ Иоанн сказал следующее: – Телеграмма эта требует проверки, так как бывали случаи, что телеграфные агентства сообщали случаи, несоответствующие действительности. Самый повод ареста митр Петра представляется странным с точки зрения советских законов. И закон, и уклад жизни СССР ставит власть вне всяких религиозных споров. Арест же за непризнание живоцерковников как бы связывает власть, выражаясь вульгарно, с платформой которые, хотя и состоят слугами большевизма, но, все-таки нельзя отрицать, являются и церковниками. Это так с точки зрения здравого смысла, но не все в СССР делается по здравому смыслу. Митрополит Петр в бытность свою московским викарием был арестован за «кражу дров», причем эта «кража» состояла в том, что митрополит топил в своей кельи печку своими дровами, которые по декретам считались советскими. В стране, где возможно невозможное, возможно, конечно, что атеистическая власть арестовала митрополита за непризнание догматов и канонов «живой церкви». Если арест и состоялся, он митрополита не смутит, т к это человек, закаленный в борьбе за церковную правду. Ученик и преемник Патр Тихона потщится не посрамить заветов своего учителя. Святительский престиж митрополита Петра после этого ареста и в СССР, и вне ее только выиграет. Отныне в устах народа он будет по праву именоваться исповедником. 1926. No 46. С. 1. Правда о Православной Церкви в Советской России. Специальная беседа «Слова» с архиепископом Иоанном. В связи с арестом митрополита Петра в Сов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

10 декабря Русская Православная Церковь празднует память священномученика Николая (Добронравова), архиепископа Владимирского и Суздальского. Родился в 1861 году в селе Игнатовка Московской губернии в семье священника Павла Добронравова. В 1881 году окончил Московскую духовную семинарию, а в 1885-м Московскую духовную академию и преподавал богословие и Священное Писание в Вифанской духовной семинарии. Женился. Был рукоположен во священника и служил в храме Александровского военного училища в Москве. После революции 1917 года и закрытия училища переведен в храм Всех Святых на Кулишках. Стал одним из активных участников Поместного Собора 1917-1918 годов; возведен в сан протоиерея. В августе 1918 года арестован за отказ выдать ключи от храма сотрудникам ЧК. Его обвиняли в контрреволюционных настроениях, но за отсутствием прямых улик освободили из-под следствия в апреле 1919 года. В начале 1921 года протоиерей Николай назначен настоятелем Крутицкого Успенского собора. К тому времени он овдовел и был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 году арестован в числе архиереев, не согласившихся поддержать обновленцев. Приговорен к одному году ссылки в Зырянский край. По возвращении в Москву возведен в сан архиепископа, стал одним из ближайших сподвижников Патриарха Тихона в защите Церкви от натиска обновленцев. В 1924 году назначен в сан архиепископа Владимирского и Суздальского. После кончины Патриарха Тихона Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр в списке архиереев, которым он выражал абсолютное доверие, первым поставил имя архиепископа Николая. В ноябре 1925 года владыка был арестован в числе одиннадцати ближайших сподвижников митрополита Петра. По свидетельству привлекавшегося по тому же делу священника Сергея Сидорова Архиепископ Николай в подвалах Лубянки проявил невероятное мужество, выдержку и силу духа, сумел спасти многих и сохранить многие церковные тайны. 21 мая 1926 года владыку приговорили к трем годам ссылки в Сибирь. После окончания срока он вернулся в Москву. 27 ноября 1937 года по сфабрикованному доносу архиепископ Николай (Добронравов) вновь арестован, заключен в Бутырскую тюрьму и 7 декабря приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в безвестной общей могиле 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-104...

В настоящее время является заместителем заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви и одновременно профессором кафедры истории Русской ПСТГУ. Читает курс лекций «Новейшая история Русской Православной Церкви» студентам Богословского факультета ПСТГУ, а также спецкурс «Новомученики и исповедники Российские» студентам ПСТБИ. Член Диссертационных советов ПСТГУ и СПбДА, а также редакционных коллегий «Вестника ПСТГУ» (серия II: «История. История Русской Православной Церкви») и «Церковно-исторического вестника». Библиография работ автора: Общий список публикаций (по данным на октябрь 2013 г.)   Монографии, сборники документов 1.             Мазырин А., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах/Науч. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. 442 с. (27а. л.) 2.            Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника: В 2 кн./Сост. И. Г. Менькова при участии диак. А. Мазырина и Е. И. Большаковой. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005–2006. 3.            Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 году. Сборник документов из фонда Реввоенсовета Республики/Сост. диак. А. Мазырин, В. А. Гончаров, И. В. Успенский. М.: ПСТГУ, 2006. 304 с. 4.             Лавров В. М., Лобанов В. В., Лобанова И. В., Мазырин А. В. Иерархия Русской Православной Церкви, патриаршество и государство в революционную эпоху. М.: Русская панорама, 2008. 376 с. (Авторский вклад – 6 а. л.) 5.            Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года/Сост., авт. вступ. ст. свящ. А. Мазырин, О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010, 2011. 424 с. (Авторский вклад – 5,5 а. л.) 6.             Мазырин А., свящ.Подвиг первосвятительского служения Патриаршего Местоблюстителя священномученика Петра, митрополита Крутицкого//Кифа – Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937)/Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 343–714. (27,3 а. л.)

http://bogoslov.ru/person/325144

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010