Патриарший Местоблюститель поблагодарил руководство Российской Федерации и глав иностранных государств за соболезнования в связи кончиной Святейшего Патриарха Алексия и за участие в прощании с почившим Первосвятителем 24 декабря 2008 г. 15:33 В соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл направил Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву послание с выражением благодарности за соболезнования в связи с кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также помощь в организации погребения и участие в траурных мероприятиях. Его Превосходительству, Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Сердечно благодарю Вас за теплые и проникновенные слова соболезнования, сказанные Вами в телевизионном обращении к народу в связи с кончиной Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Облик нашей Церкви, ее авторитет в обществе и государстве сформировались во многом благодаря усердным трудам Святейшего Патриарха. Поистине вселенский масштаб его личности, одухотворенность слов и поступков, всепобеждающая любовь и непоколебимая вера в Промысел Божий о Церкви, позволяли ему выступать примирителем враждующих, обличителем греха и неправды, строителем некогда утерянного церковного единства, добрым и преданным пастырем, оберегающим свое стадо от всякого соблазна. Жертвенное служение Святейшего Патриарха Алексия, всего себя отдававшего попечению о народе Божием, навсегда оставило яркий след в новейшей истории Отечества и в благодарной памяти современников. Об этом свидетельствовали потоки людей, приходивших проститься с Патриархом, внимание отечественных и зарубежных СМИ. Да упокоит Господь душу его в Царствии Небесном! Благодарю Вас, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, за проявленное внимание к скорбному событию, выразившееся в перенесении официальных визитов и встреч, подписании Указа о содействии в организации погребения Святейшего Патриарха Алексия, а также личное участие в продолжительных траурных мероприятиях в Храме Христа Спасителя.

http://patriarchia.ru/db/text/514705.htm...

Сортировать по Исключить новости Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — нынешний Местоблюститель Патриаршего престола — некогда давал интервью для студенческой газеты «Татьянин день». Сегодня мы публикуем его вновь, чтобы помочь нашим читателям поближе познакомиться с Преосвященнейшим владыкой Кириллом, на плечи которого возлегло нелегкое бремя предстоятельствовать в Церкви до времени избрания следующего Патриарха Московского и всея Руси. Владислав Томачинский Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — нынешний Местоблюститель Патриаршего престола —  некогда давал интервью для студенческой газеты «Татьянин день». Сегодня мы публикуем его вновь, чтобы помочь нашим читателям поближе познакомиться с Преосвященнейшим владыкой Кириллом, на плечи которого возлегло нелегкое бремя предстоятельствовать в Церкви до времени избрания следующего Патриарха Московского и всея Руси. «Человек же, как известно, наилучше познается в мелочах». Н.С. Лесков Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, один из самых ярких деятелей современной церковной истории. Владыка дал специальное интервью газете «Татьянин День». Митрополит Кирилл: «Поле может принести хороший урожай, только если оно обработано по полной программе» — Владыка, для современного студента архиерей воспринимается в лучшем случае через призму чеховского рассказа, в худшем — ассоциируется с прошлыми коммунистическими вождями или с теперешними политическими лидерами, которые стоят на трибуне и о чем-то там вещают. А нам, вслед за Лесковым, хотелось бы начать с некоторых мелочей архиерейской жизни. Из чего складывается быт архиерея? — Мой или архиерея вообще? — Ваш. — Моя проблема заключается в том, что я совмещаю архиерейское служение с должностью председателя Отдела внешних церковных связей. Отдел сегодня несет ответственность за связи нашей Церкви со внешним миром: правительство, парламент, партии, общественные движения, творческие союзы, профсоюзы, различные национальные движения и, наконец, средства массовой информации. Кроме того, это вся заграница: отношения с правительствами, парламентами, международными организациями, церковно-государственные связи. Более чем в 30 странах созданы «посольства» или приходы епархии. Поэтому работа моя осложняется необходимостью частых выездов за границу. И надо все это совмещать с управлением епархией, которая находится в двух областях — Смоленской и Калининградской.

http://pravmir.ru/melochi-mitropolichej-...

Скачать epub pdf Глава 13. Петр, митрополит Крутицкий Митрополит Петр, в миру – Петр Федорович Полянский, родился в Воронежской губернии в 1863 г. Среднее образование получил в Воронежской семинарии, а высшее – в Московской духовной академии, которую окончил в 1892 г. со званием кандидата богословия, магистранта, и был оставлен при ней в должности помощника инспектора. Вскоре он написал диссертацию на тему «О пастырских посланиях», за которую ему была присуждена степень магистра богословия. Из Московской академии он был назначен смотрителем Жировичского духовного училища (Гродненской губ.), а затем был приглашен на должность делопроизводителя Учебного комитета при Святейшем Синоде и через год назначен сверхштатным, а немного спустя, – штатным членом Учебного комитета. В последней должности он пробыл до революции, исполняя обязанности ревизора духовно-учебных заведений. Разъезжая по служебным обязанностям буквально по всей России, включая Кавказ и Сибирь, П.Ф. имел обширное знакомство в кругах высшего духовенства и профессуры. Обладая от природы общительным характером, при несомненной умственной одаренности, П.Ф. пользовался огромным уважением среди своих обширных знакомых. А благодаря твердости своего характера, соединенной с врожденной тактичностью, П.Ф. оказывал большое влияние на духовно-учебное и воспитательное дело в России. После революции П.Ф. работал в составе Всероссийского поместного Собора в 1917–1918 гг. Избранный Собором патриарх Тихон привлек П.Ф. в качестве одного из ближайших своих сотрудников. В 1920 г. патриарх Тихон постриг П.Ф. в монашество и 25 апреля рукоположил его в сан епископа с назначением на должность патриаршего викария, впоследствии возведши его в сан митрополита Крутицкого. По завещанию покойного патриарха Тихона, митрополит Петр Крутицкий значился в числе трех иерархо-долженствующих в порядке определенной преемствености быть местоблюстителями патриаршего престола. Обстоятельства сложились таким образом, что никто из первых двух митрополитов не имел фактической возможности исполнять обязанности местоблюстителя патриаршего престола и только митрополит Петр Крутицкий, третий кандидат, указанный патриархом Тихоном, вступил на эту высокую ответственную должность. Этот момент характеризовался, с одной стороны, провалом последних надежд на создание патриаршего «легального Управления, о котором хлопотал покойный, а с другой стороны, все растущей активностью обновленцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дорофей (Маммелис), митр. Прусы (Маммелис) († 6.03.1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля. Происходил из сел. Сийи (совр. Кумьяка, Турция) в М. Азии. По рекомендации митр. Халкидонского Каллиника поступил в богословскую школу на о-ве Халки, к-рую окончил в 1883 г. Назначен директором народных школ в районе, прилегающем к Золотому Рогу в К-поле, впосл. архидиакон и протосинкелл Халкидонской митрополии при митрополитах Каллинике и Иоакиме. В 1892 г. по рекомендации митр. Ираклийского Германа единогласно избран Свящ. Синодом К-польского Патриархата епископом Каллиупольским и Мадитским. 7 дек. 1895 г. возведен в сан митрополита Гревенского. В 1899 г., в Патриаршество Константина V (1897-1901), введен в состав Свящ. Синода, участвовал в повторном избрании патриарха Иоакима III (1901). 18 сент. 1901 г. переведен на Никопольско-Превезскую кафедру. В 1908 г. повторно введен в состав Свящ. Синода. 25 окт. того же года переведен на кафедру г. Пруса в сане митрополита. В 1912 г. вновь избран членом Свящ. Синода; тогда же назначен председателем Постоянного национального смешанного совета (синодальный орган, существовавший до 1923, состоявший из 4 архиереев и 8 мирян; возглавлялся 1-м по чести митрополитом, решал вопросы экономического характера) и оставался на этой должности до апр. 1914 г. При новом патриархе Германе V (1913-1918) был введен в состав Свящ. Синода и назначен руководителем Высшей школы греч. общины Османской империи, Духовного суда и жен. школы Заппион. 12 окт. 1918 г. Герман V отрекся от Патриаршего престола вслед. народных волнений в связи с изгнанием тур. правительством греч. населения из М. Азии. Патриарх Герман принял это решение под влиянием Д., к-рый и был избран Местоблюстителем Патриаршего престола с перевесом в 1 голос. На этой должности он оставался до смерти, и это был самый длительный со времени падения Византийской империи период вдовства К-польской кафедры.

http://pravenc.ru/text/Дорофеем ...

«Не выборы, но избрание» Интервью Патриаршего Местоблюстителя «Парламентской газете» Источник: «Парламентская газета» 004(2346) от 23 января 2009 года Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Кирилл – Владыко! Выбор, выборы, само наличие возможности выбирать или избирать является проявлением человеческой свободы. Сами понятия «выбор» и «свобода» в обыденном сознании как бы дополняют и неотделимы друг от друга. Каково соотношение воли Божией и человеческой свободы? Насколько вторая в ее ограниченных возможностях может противостоять первой? – Свобода нами чаще всего осознается как возможность нестесненно действовать, исходя из собственного блага. Но знаем ли мы хорошо, в чем состоит наше истинное благо? Каждый на личном примере знает, что отнюдь не всегда. И именно поэтому не раз в своей жизни мы испытываем горечь раскаяния в тех или иных своих поступках. Образно говоря, люди являются недоучившимися школьниками, сбежавшими с урока о добре и зле до того, как он начался. Ведь в Райском саду Бог хотел научить людей различать добро и зло и сознательно выбирать первое. Но Адам и Ева не доверились Богу, а послушали Его противника – дьявола. Они отказались от этого урока, понадеявшись на себя. Теперь же нам приходится познавать те же истины, но только находясь в рабстве у греха и совершая множество ошибок. В этой «школе» Бог порой попускает осуществляться выбору отдельного человека либо групп людей в пользу зла. И оно иногда достигает гигантских масштабов. Но это не означает, что человеческая воля в этом случае оказывается сильнее воли Божией. Дело в том, что Бог стремится не карать, но вразумлять. Он долготерпеливо ждет, чтобы человек увидел, что воля Божия и есть его собственное истинное благо и счастье. Поэтому Он дает реализоваться нашему выбору и пережить его злые последствия, чтобы человек сам убедился, что нарушение нравственного закона оборачивается против него самого и его близких. Карает Бог только закоренелых и неисправимых злодеев. – Означает ли создание Господом человека по своему «образу и подобию», что человек наделен свободой мысли и воли? Но ведь эта свобода означает также и возможность причинять зло другим людям?

http://pravoslavie.ru/37240.html

62. Замечательные деятели в истории Русской Церкви и двигатели богословской науки за последние два века Назовем архипастырей, в последние два века имевших наибольшее влияние на дела Церкви и прославившихся своими проповедническими и учено-богословскими трудами. Стефан Яворский . Уроженец Волыни (местечка Явор), воспитанник Киевской академии, через 10 лет по принятии монашества он на 42-м году жизни был предназначен на Переяславскую епископию и прислан в Москву для посвящения; но император Петр I, заметив его высокие дарования, пожелал его иметь поближе в Москве и указал поставить митрополитом в Рязань, что и случилось в 1700 году. К концу того же года митрополит Стефан был назначен местоблюстителем патриаршего престола, а по учреждении Святейшего Синода – президентом его. Поэтому более двадцати лет он принимал самое живое и близкое участие в делах Церкви в трудную эпоху петровской реформы. В то время в высшие слои русского общества стали проникать протестантские идеи и, при скудости религиозного образования, многих совращали к маловерию и вольнодумству. Стефан деятельно боролся против этого наплыва протестантских идей, и памятником этой борьбы осталось знаменитое его сочинение «Камень веры». В начале своего архипастырского служения Стефан усердно содействовал императору Петру в его реформах и восхвалял его в своих проповедях, в последнее же время во многих взглядах он начал расходиться с великим преобразователем России; однако же до самой смерти, последовавшей 22 ноября 1722 года, удержал свой первенствующий пост в церковном управлении. Феофан Прокопович . Одаренный выдающимися способностями, первоначальное образование он получил в Киевской академии. Впоследствии учился за границей в школах иезуитов, но вынес из них нерасположение к католичеству. По возвращении в Киев он преемственно проходил должности учителя, префекта (инспектора) и ректора тамошней академии и прославился своими богословскими лекциями в новом, свободном от схоластики духе. В своих богословских сочинениях Феофан держался направления, противоположного Стефану Яворскому : Стефан противодействовал вторжению в русское общество идей протестантских, Феофан по преимуществу восставал против заблуждений папства.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

А.А. Половцов Терновский, Филипп Алексеевич Терновский , Филипп Алексеевич, профессор Киевской духовной академии и доцент по кафедре церковной истории в университете св. Владимира, доктор русской истории, сын дьякона (впоследствии священника церкви Воздвиженья на Острожках в Москве), родился 11 августа 1838 г., умер 23 мая 1884 г. Среднее образование получил в Московской духовной семинарии (1852–1858) и высшее в Московской же духовной академии, курс которой окончил 1862 г. со степенью магистра богословия, удостоенный ею за диссертацию «Местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский Стефан Яворский и Димитрий Тверитинов» («Прибавления к Творениям св. отец», 1862, т. XXI, кн. 3); два года спустя эта работа вышла в дополненном и расширенном виде под названием «Митрополит Стефан Яворский ; биографический очерк» («Труды Киевск. Дух. Академии», 1864, т. I и II, кн. 1, 3 и 6) – один из значительнейших трудов в исторической литературе о деятельности Яворского. Еще на студенческой скамье Т. опубликовал несколько работ, большею частью за подписью «Ф. Алексеев», – таковы «Современное религиозное движение в Италии» («Прав. Обозр.», 1860, кн. 8), «Положение протестантских партий в Пруссии» (там же, 1860, кн. 11), «Германский богослов Христиан Бунзен и его литературные труды» (там же, 1861, кн. 5), «Обозрение материалов для истории русской духовной литературы» (там же, 1862, кн. 3), «Из истории наших духовных школ в XVIII стол.» (там же, 1862, кн. 10) и «О монашестве и безбрачии по отношению к избранию в сан епископа» (там же). За эти работы и диссертацию Т. был назначен бакалавром Киевской духовной академии по кафедре обличительного богословия (с 30 окт. 1862 г.), а через год (в декабре 1863) на кафедру русской гражданской истории, на которой до февраля 1866 г. числился бакалавром, а с этого времени повышен в экстраординарного профессора, коим состоял 17 лет. Одновременно с профессурой в духовной академии Т. соединял должность одно время (1868–1870) преподавателя немецкого языка в академии же и учителя русской истории в Киевском епархиальном училище (1863–1873); 28 марта 1869 г. он был приглашен приват-доцентом в университет св. Владимира по кафедре церковной истории и в 1872 г. утвержден в звании штатного доцента. За работу «Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение к древней Руси» («Киевск. Унив. Известия», 1875–1876, и отд.: Киев 1877, 2 вып., стр. 214301) он был удостоен в 1877 г. университетом доктора русской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Димитракопулос Софоклис Копты-«ризариты» Огромную любовь и самое трогательное внимание проявил Пентаполец к коптам, прибывшим из Египта и некоторое время обучавшимся в Ризарионе. 5 июня 1900 года местоблюститель Александрийского патриаршего престола протосинкелл Мелетий Апостолопулос 187 отправил новому министру церковных дел и народного просвещения Греции С. Стаису письмо с просьбой оказать содействие зачислению в Ризарион двух клириков-коптов, причем выразил надежду и на помощь директора семинарии Нектария Пентапольского: «(Вашему Превосходительству.– С. Д.) известно, что около 800 000 жителей Египта – это православные копты, которые в догматическом отношении мало чем отличаются от нас, православных эллинов, и проявляют признаки горячей симпатии и братских чувств к нашей здесь и повсюду сущей Церкви, усердно молясь, чтобы Промыслом Божиим настал час их соединения с нами. По нынешней моей должности в Александрийской Православной Церкви я оказался связан дружескими отношениями с Патриархом коптов Кириллом и его преосвященными иерархами, с которыми часто беседовал о существующем между нами разделении и о вожделенном дне его устранения. Это желание их усугубляется широкой прозелитической пропагандой католиков и протестантов среди коптов Верхнего Египта, одолеть которую те, оставаясь в крайнем невежестве, попросту не в состоянии. Посему для воспрепятствования этому прозелитическому натиску мы, с общего решения, сочли необходимым направить коптских клириков в греческие богословские учебные заведения Константинополя, Иерусалима и Эллады для занятий и получения богословского образования на греческом языке. Мы же 188 , полагая то делом общенационального значения, посоветовали Его Блаженству Патриарху коптов отправить своих клириков на обучение не в Константинополь и не в Иерусалим, но в самое средоточие эллинского духа – Афины, где они будут недоступны пропагандистским усилиям и интригам единоверцев и иноверцев, но, напитавшись от чистых родников нашего православного богословия, сделаются затем проповедниками эллинно-христианского учения в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Промысл Божий и победа под Москвой в 1941-м 15.12.2009 497 Время на чтение 4 минуты Каждый год в начале декабря мы вспоминаем те роковые дни 1941 года, когда чёрная саранча фашистских полчищ, поглотившая уже всю Европу, смертельной схваткой окружала Москву ... А потом вдруг, в начале декабря, - поползла назад. И это при том, что и по численному составу, и по техническому оснащению гитлеровские войска превышали советские в полтора - два раза. Тогда, в 1941 году, многие искренне стремились на фронт, ими владело чувство ответственности за судьбу своей Отчизны. Чувство правды, справедливости - было главным стержнем, сплотившим народы в едином порыве. И то, что местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий в первый же день войны сел писать послание к народу России, говорит о его духовной зрелости в определении главных жизненных ориентиров... Многим известна история о том, что Москву облетали с иконами в декабре 1941 года. Свидетелей тех лет становится всё меньше, но ещё живы несколько очевидцев, которым маршал авиации Александр Голованов рассказывал про то, как по приказу Сталина он в декабре 1941 года на самолёте ЛИ-2 облетал Москву крестным перелётом. Это может подтвердить маршал авиации Александр Николаевич Ефимов. При рассказе присутствовали дважды герой Советского Союза Дмитрий Глинко и Андрей Боровых. Более подробно об этом перелёте Александр Голованов рассказывал писателю Николаю Блохину. Потом он писал: «Этот полёт был одним из самых необычных в бурной биографии отважного лётчика. Погода стояла абсолютно нелётная. Шквальный, порывистый ветер с метелью и температура минус 50 по Цельсию делали невозможными ни взлёт, ни посадку. Однако исключающий все возражения приказ Сталина и его полная уверенность в успехе необычного полёта вселяли оптимизм и в лётчика. Сопровождали чудотворную икону православный священник и три женщины певчие. Во время такого трудного полёта шума моторов почти не было слышно, хотя они и работали исправно. Зато очень хорошо ему запомнилось пение акафиста»...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Патриарх Кирилл: «С радостью жду встречи с нашими верующими и с великим, тысячелетним городом на Днепре». Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва 24 марта 2024 года Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Патриарх Кирилл: «С радостью жду встречи с нашими верующими и с великим, тысячелетним городом на Днепре» 16.07.2009 01:34 Версия для печати - Ваше Святейшество! Скажите, было ли для Вас все-таки неожиданным избрание Патриархом? - Решение Священного Синода об избрании меня Местоблюстителем Патриаршего Престола показало уровень доверия и поддержки со стороны очень уважаемых в нашей Церкви архиереев. После этого уже трудно было говорить о полной неожиданности избрания Патриархом, хотя, конечно, результаты Архиерейского и Поместного Соборов никто не знал. У меня было внутреннее спокойствие: предстояло сосредоточиться на главной задаче Местоблюстителя – оправдать оказанное доверие Священного Синода и вместе со всеми его членами наилучшим образом подготовить проведение Собора, на котором Господь и явит Свою волю, какой бы она ни оказалась.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010