Скачать epub pdf Глава 1 Смерть прежде всего отвратительна. В ней есть стыд, срам, поношение и гнусь. Бог смерти не сотворил, но Он попустил ее. Если Он в предрешенный Им срок посылает ангела смерти, то многие последствия смерти на земле это дело тех, о ком преподобный Серафим Саровский сказал, что они гнусны (бесы). Приходилось видать, как в больнице выносят из палаты умершего. Его заворачивают в простыню, чтобы ничто не торчало, и на лицах тех, кто выносит, случается, можно заметить саркастическую улыбку. Она не обидна, естественна; несут неприятную вещь, уже нечистую… Смерть – это, конечно, поругание. Ужас и отвратительность смерти особенно чувствовал Бунин. В «Жизни Арсеньева» наличие в доме покойника, запах тления человеческого тела, будто все пронизывающий, описаны с особой силой. Уничтожающую силу смерти Бунин показал также в его знаменитом «Господине из Сан-Франциско». Ужасно прежде всего то, что человек, во всяком случае его тело, превращается в вещь, ненужную и такую, что вот-вот станет невыносимой, которую надо будет скорее зарыть, может быть, сжечь или, как это бывает на кораблях, привязав камень, бросить в море. Священникам случается бывать в гостинице, где одинокий жилец, оказывается, скончался уже 4–5 дней тому назад. В комнате невозможно служить панихиду; надо стоять или в коридоре, или на лестнице, наполняя кадило наибольшим количеством ладана. Страшно и то, что вместе с человеком мертвеют его вещи, костюм, платье, недопитый стакан воды, недописанная рукопись и, в особенности, ботинки, сапоги, которым уже некуда идти. Некоторые скажут, что все здесь отмеченное это следствие языческого отношения к жизни, к этой жизни; слишком большая привязанность к ней, как, например, у того же Бунина. Отчасти это верно, но вполне ли? То, что поется в церкви при отпевании, острее всего сказанного. Вспомним слова св. Иоанна Дамаскина : «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида», или дальше: «…Приидите, внуцы Адамовы, увидим на земли поверженнаго, по образу нашему все благолепие отлагающа, разрушена во гробе гноем, червьми, тьмою иждиваема, землею покрываема».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Скачать epub pdf Духов день     По свидетельству святых отцов, когда Дух Святой пребывает в сердце человека, на душе у него возникает удивительная тишина, мир и покой. Господь так и говорил: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». И когда мы молимся об усопших наших братьях, мы тоже просим, чтобы Господь упокоил их, чтобы дал им Царствие Небесное, этот покой, мир в душе. Вся наша жизнь состоит из того, что мы все время чем-то возмущены – вот как вода на море возмущается, теряется гладь, и идут волны. Если мы наклонимся над спокойной водой, то можем, как в зеркале, увидеть свое отражение, свой образ, а когда вода возмущена, образ этот стирается. И в нашей душе: когда в ней мир, когда в ней Святой Дух, душа покойна и мирна, а когда душа возмущена страстями, она волнуется. Поэтому каждый из нас, если он хочет стяжать Святаго Духа, должен за собой следить очень внимательно. И слово Божие – Апостол и Евангелие, которые мы сегодня читали, – говорит как раз об этом. «Плод Духа, – пишет апостол Павел к Ефесянам, – состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы». То есть человек, желающий Богу угодить, желающий соединить свою душу со Святым Духом, должен постоянно над своей душой бдеть, постоянно внимательно следить, не возмущается ли чем душа: какими-то мыслями, какими-то чувствами, желаниями, – чтобы все время гладь была в душе, чтобы в этой глади отражался образ Божий. А как только душа возмущается, значит, благость ушла из нас, значит, мы отошли от истины. Потому что плод духовной жизни именно в благости, в истине и праведности. И если этого нет, значит, мы чем-то согрешили, какая-то нечистота в нас вошла: либо гнев, либо зависть, либо обида, либо словопрение, либо осуждение, либо блудность. Что-то такое душу возмутило – и сразу исчезла память о Боге. «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Речь идет о том, что надо не спать, а бодрствовать над своей душой. Обычно мы живем, совершенно ни о чем не задумываясь. Проснулся, встал, поел; не размышляя даже над словами, правило почитал; пошел на работу; какая-то мысль пришла – эту мысль обсасываешь; туда посмотрел, это сделал, с тем поругался, того осудил; вечером с работы пришел – телевизор включил, посмотрел, лег спать. И так человек плывет по течению, живет как живется, пребывает в грехе. А Господь хочет, чтобы мы постоянно бдели над своей душой, чтобы не было у нас духовного сна. Поэтому все время надо думать: вот я сейчас сделал что-то, а угодно ли это Богу, хорошо ли это? То есть все время держать память о Боге. Только так можно сохранить ту благодать, которую мы получаем в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf После воскресения из мертвых Спаситель «денми четыредесятми» являлся ученикам ( Деян. 1, 3 ). Но Он был доступен видению их только одиннадцать раз, и это – естественно: учеников было одиннадцать, и Он совершил одиннадцать явлений. Где же доказательство того, что Он был видим только одиннадцать раз? Это можно видеть из следующего. Первый раз Господь явился Марии у гроба и остальным женам ( Мк. 16, 9 ; Иоан. 20, 11, 14–17 ; Мф. 28, 5 ), как и предвозвестил Исаия, призывая жен и говоря: «жены грядущия с позорища приидите» ( Ис. 27, 11 ), возвестите нам ( Матф. 28, 10 ). Потом он явился Петру ( 1Кор. 15, 5 ), после – Клеопе и другому ученику, когда они совершали путь в Еммаус, хотя они и не узнали Его, и в преломлении хлеба, когда Он открылся им ( Лук. 24, 13–35 ), затем – десяти, в отсутствие Фомы «сущу позде в день той» ( Иоан. 20, 19 ), после – одиннадцати, когда и Фома присутствовал и был в числе учеников ( Иоан. 20, 26 ), потом явися боле пятисот братиям единою, как возвещает Павел, добавляя, что «от нихже множайшии пребывают доселе» ( 1Кор. 15, 6 ), еще – явился Иакову, как и об этом учит Павел ( 1Кор. 15, 7 ), потом – семи при море Тивериадском, т. е. Петру и Фоме и Нафанаилу, Иакову и Иоанну и двоим другим из учеников Его ( Иоан. 21, 1–2 ), после – всем Апостолам, т. е. семидесяти ( 1Кор. 15, 7 ), далее – на горе Галилейской, «аможе повеле им Иисус» ( Мф. 28, 16 ), и наконец, на горе Елеонской, где было и вознесение. Из евангелистов только один Лука подробно рассказывал о вознесении ( Лук. 24, 36–52 ), и он же опять с этого события начал излагать Деяния святых Апостолов ( Деян. 1, 2–12 ). Ибо Евангелие Матфея имеет следующее окончание: «Единии же надесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему, ови же усумнишася. И приступл Иисус рече им..: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» ( Мф. 28, 16–20 ). Таким образом евангелист Матфей ничего не прибавляет о вознесении. Марк хотя и упоминает о нем, но как бы мимоходом, говоря: «Господь убо, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо и седе одесную Бога» ( Мк. 16, 19 ), и не сообщает ни о месте, ни о способе, ни о другом каком-либо существенном признаке столь важного события. Евангелие Иоанна в конце своем не излагает истории вознесения, а только знаменательно прибавляет: «суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг. Аминь» ( Ин. 21, 25 ). Таким образом, только один Лука, как сказано, более подробно изложил в конце своего Евангелия историю вознесения и это же событие поставил в начале Деяний святых Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Скачать epub pdf Речь при наречении во епископа, в зале заседаний Святейшого Синода, 1 мая 1887 года. Ваше святейшество, богомудрые архипастыри и отцы! Предстоя теперь пред вашим священным собором, предызбранный и предназначенный к рукоположению во епископа, я побуждаюсь и самым существом дела, и принятым обычаем, и собственною внутреннею потребностию дать отчет вашему святейшеству о тех мыслях и чувствах, которыми переполнена душа моя в виду ожидающого меня высокого, многотрудного и ответственного служения в Церкви Христовой, служения епископского. Отчасти и по самому порядку времени, в которое я призываюсь к этому служению, отчасти же и по особенным внутреннейшим основаниям моя мысль настойчиво привлекается в настоящия минуты одним из знаменательнейших событий евангельской истории, совершившихся в это же время, т. е. между воскресением Христа из мертвых и вознесением Его на небо. Я разумею явление воскресшого Господа семи ученикам Своим при море Тивериадском (Ин. гл. 21). То, что здесь совершилось, нельзя ли признать в известном отношении наречением апостола Петра вместе с прочими апостолами во епископа? Все подробности этого явления, по мысли отцов Церкви, полны глубокой таинственности. Самая обстановка, при которой оно совершилось, как и все в жизни и делах Господа, проникнута особенным присутствием божественного величия. Было утро. Красота природы, пробуждающейся после ночного отдыха, зеркальная поверхность моря, освещенного светлыми лучами восходящого солнца, горящие по берегу моря костры с пекущеюся на них рыбою, неожиданное явление Господа, сначала не узнанного, чудесная ловля рыбы, чудесная же трапеза, – все это наполнило сердца присутствовавших здесь апостолов особенным священным трепетом, так что они не дерзали ничего говорить ( Ин. 21:12 ). Все молчали. Раздавался один только божественный, властный голос Господа. Он повелевает закинуть сеть по правую сторону лодки, приказывает принести пойманной рыбы, приглашает апостолов к трапезе, и здесь-то, наконец, обращается к апостолу Петру с знаменательным троекратным вопросом и ответом: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Паси овцы Моя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Скачать epub pdf Слово в первый день святые Пасхи Р цыте учеником Его и Петрови, яко воста Господь ( Марк. 16:7 ; Матф. 28:7 ). Вот уже третий день настал, как один из ревностнейших учеников Христовых, – добрый по сердцу, но слабый по естественному своему расположению, усердный до излишества, но робкий до малодушия, Симон Петр, – в мрачном уединении, вдали от взоров друзей и врагов своих, оплакивает свое троекратное отвержение от Господа и Учителя своего возлюбленного. Глава его преклонена долу, взор его тускл и мрачен, лице покрыто смертною бледностию, из очей льются горькия слезы, уста его безмолвствуют; но сердце, исполненное жестокой скорби и уныния, тем не менее говорит к Сердцеведцу Богу своими тяжкими вздохами и болезненными стенаниями: «Господи, не погуби мене до конца, Господи не отрини мене во век». Одна мысль наиболее занимает, теснит, смущает и потрясает все существо его, мысль ужасная, но, как казалось ему, совершенно справедливая: может ли такой преступник, как он, ученик неблагодарный, друг вероломный, нарушитель собственной клятвы, ожидать себе пощады и прощения? Уже мрачные тучи грозного правосудия небесного собрались в его воображении над главою его, и готовы разразиться над ним; уже не раз гибельное отчаяние покушалось вторгнуться в колеблющуюся храмину души его и завладеть его сердцем: но в тоже время являлся светлый луч утешительной надежды на безприкладное милосердие Божие, и грозные тучи, как ночные призраки, рассеевались в очах его, и его сердцу становилось легче, сладкий мир снова водворялся в душе его. Но вдруг новые сомнения начинают тревожить его, новые безпокойства возмущают неутвердившийся дух его: «мое преступление,» говорит он сам в себе, «больше всех других. Давид и Манассия прощены, мытарь и блудница оправданы, но они нарушали закон по заблуждению, или неведению, в жару страсти или в ослеплении, между тем как я не могу иметь для себя ни одного из сих оправданий. Я знал моего Господа и Учителя, видел Его чудодействующим на море и суше, ходил с Ним по водам, слышал глас Его, изгонявший духов нечистых и воскрешавший мертвых, был свидетелем славного Его преображения, исповедал Его Христом и Сыном Бога живого, был любим Им и любил Его от чистого сердца и, несмотря на то, отвергся от Него, и отвергся троекратно! Не ужели есть еще для меня помилование?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Акилины Память 13 июня В Палестинском городе Вивлос 3875 , где христиане появляются со времени святых Апостолов, жил христианин Евтолмий, честное супружество которого Господь благословил рождением отроковицы; названной Акилиной. Через четыре месяца со дня рождения малютки, мать принесла ее к епископу Евфалию, который огласил младенца, осенив его крестным знамением; затем по истечении двух месяцев, он окрестил отроковицу. На втором году Акилина лишилась отца, отошедшего в небесные селения, и осталась на попечении матери; последняя растила свою дочь, внушая ей правила благочестивой, христианской жизни; семи лет отроковица уже вполне усвоила эти наставления. С дальнейшим возрастом Акилина все более и более исполнялась Святого Духа, украшаясь благодатью Христовой, и она настолько прониклась ею, что в малых и еще несовершенных годах своей юности мужественно победила, как ничтожную вещь, указы нечестивых царей об обязательном для всех идолослужении. Об этом нам и предстоит теперь слово. Когда Акилине, непрестанно призывающей в молитвах Бога, исполнилось десять лет, шел седьмой год царствования Диоклетиана 3876 , в это время начальство над Палестинской страной принял некий Волусиан, скорее порождение диавола, нежели человека. Не признавая истинного Бога, Творца всего существующего, Волусиан с ненасытной злобой начал гнать благочестивых последователей Христа Спасителя, – и многие доблестные воины Христовы, мужественно перенесшие страдания, удостоились неувядаемых венцев. В эти дни блаженная отроковица Акилина, исполненная Боговедения, часто обращалась к своим сверстницам с таким увещанием: – Какую пользу вам приносит почитание немых и бесчувственных идолов? Разве вы не знаете, что поклоняющиеся им с верой льстят себя праздной, пагубной, диавольской надеждой? Это боги мертвые и бессильные, могут ли оказывать благодеяния? – Какого же ты почитаешь Бога? – спросили сверстницы Акилину. Она отвечала: – Я поклоняюсь и почитаю достойного поклонения Единого Бога, сотворившего небо, землю, море и все, что их наполняет. Он изначала благотворит всем верующим в Него и на Него надеющимся и, как Всемогущий, будет изливать Свои благодеяния на призывающих Его до скончания мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово 42 (1) Что есть таинство Воскресения Христова? Как в нас бывает Воскресение Христово, и как вместе с сим бывает воскресение души? – Сказано во вторник второй недели по Пасхе. 1. Братие мои возлюбленные! Пришла Пасха, радостный день Воскресения Христова, вина всякого радования, посещающая нас однажды в год, а для тех, которые понимают таинство Воскресения, бывающая каждодневно и даже непрерывно, – пришла и исполнила сердца наши всяким веселием и неизъяснимым утешением не тем только, что прекратила труд всечестного поста, но паче тем, что явила души наши усовершившимися тем трудом, и призвала всех верных к упокоению и благодарению, как видите. Итак, возблагодарим, братие, Христа Господа, сподобившего нас преплыть море поста и введшего нас с радостию в пристань Воскресения, – возблагодарим все, и те, которые совершили течение поста добре, в подвигах добродетелей, с усердием и теплым расположением, и те, которые обличились не так мужественными и малодушествовали в подвигах, по причине слабосердия и растления душевного. Ибо Он дает и усердным подвижникам венцы и награды, даже гораздо большие, нежели как им следует; Он же опять и к немощнейшим являет снисхождение, яко милостивый и человеколюбивый, потому что смотрит паче на расположение и произволение наших душ, нежели на телесные труды, с какими упражняемся и подвизаемся мы в добродетели, или больше по большей ревности, или меньше сравнительно с усердными по причине немощи тела, – и таким образом по усердию каждого раздает награды и дары Святого Духа, и или делает кого за усердные подвиги знаменитым и славным, или оставляет еще в уничижении, как такого, которому для совершенного очищения потребны еще большие подвиги. Но, если считаете то благословным, пообдумаем и поисследуем точнее, в чем таинство Воскресения Христа, Бога нашего, каковое таинственно бывает и в нас, если восхощем, и как погребается Христос внутрь нас, как во гробе, как соединяется с душами нашими, воскресает в нас и вместе с Собою воскрешает и нас. Христос, Бог наш, после того, как повешен был на Кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, умер, сошел в преисподняя ада; потом, поднявшись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое, и тотчас воскрес из мертвых; и затем наконец вознесся на небеса с силою и славою многою. Таким же образом и теперь, когда мы, оставляя мир сей и мирские суетности, при исповедании страстей Христа Господа, входим во гроб покаяния и смирения, Он Сам сходит с небес, входит в тело наше, как во гроб, соединяется с душами нашими и воскрешает их, мертвых сущих по грехам, и, воскресив, дает благодать видеть славу сего таинственного Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Смотри, брате, как проста эта истина Христова. Она говорит только о спасении через Христа и о благе этого спасения для нас. В этом самом вопле души нашей: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя»,– выражается вся стихия Православия, вся сущность той истины Христовой, которою жила и живет Церковь . За эту самую возможность спасения, за радость избавления от греха страдали мученики, трудились преподобные, боролись богословы, ее проповедовали апостолы и пророки. И вот, когда Святая Церковь торжествовала победу этой истины, не залитой потоками крови, не сожженной огнем, не утопленной в море, не затемненной мудрованиями ума человеческого, сия самая истина спасения во Христе коснулась не ума уже твоего только, но и сердца 2470 и пробудила в тебе те самые порывы, кои ее всегда и спасали. Теперь ты знаешь, что делать с нею, как использовать ее в жизни и какое богатство в жизни она открывает. Обычное отношение мирское к этой Христовой истине таково, что многие и очень многие, к сожалению, именующие себя христианами, совершенно не знают, что с нею делать. И часто эта Христова истина, по слову Христову – путь и живот 2471 , остается для многих каким-то мертвым капиталом, безжизненным, неплодоносящим и только тяжелым. Людям часто кажется, что непременно истину Христову нужно сводить на многообразные стороны человеческой жизни и в этих сторонах находить и ее основное приложение, и ее главное содержание, как будто мало того, что Христос пришел спасти грешные, как будто не знают, что в этом спасении от греха объемлется уже вся человеческая жизнь, изменяются все цели ее и обновляются все стороны жизни. Вот почему и начинают усматривать в христианстве или какое-то только новое высокое учение, которым может заняться любитель мудрости, или какое-то новое начало общественной жизни, и интерес к христианству часто ограничивают изучением, например, влияния христианства на искусство, культуру, на поэзию и живопись, или, сводя его просто в ряд обычных человеческих умозрений, пытаются уяснить взаимные отношения христианства и мирской философии. Это слово о спасения, эта простая истина Христова, остается часто и чуждой, и не понятной. Я думаю, что для тебя она ясна и любезна именно в этой своей простоте, которую зришь ты в лице окружающих тебя здесь братий-подвижников. Думаю, что для тебя понятен уже голос Святой Церкви, которая в день торжества Христовой истины обращается к сынам своим с таким призывом: «Исповедующе спасение, делом и словом сие воображай» 2472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Чудотворная икона Великомученика Пантелеймона доступна для поклонения в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой горе Афон. Эта древняя мозаичная икона - одна из главнейших, особо почитаемых святынь монастыря. Ранее она находилась в горном монастыре Салоникийцев, на месте которого сегодня находится «Пальомонастырио» (Древний монастырь). Сегодня икона находится в Покровском Соборе. Святой Пантелеимон изображен во весь рост, держащий в правой руке врачебные инструменты. Конвой по периметру иконы изображено житие святого. Чудотворный образ является житийной иконой или, так называемой, иконой " с житием " , в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. Чтение сюжетов в клеймах начинается с левого верхнего угла, что вполне соответствует византийской иконописной традиции. Самые ранние из известных житийных икон датируют IX веком. Особо много житийных икон создавалось в на рубеже XII и XIII веков и большинство из них происходит из монастыря Святой Екатерины на Синае. Эти иконы в большинстве своём имеют большие размеры и были местными образами в храмах или приделах, освященных в честь изображённых на них святых. Всего на чтимой иконе великомученика Пантелеимона, хранящейся в Русской обители на Афоне, представлено 14 сюжетов (кроме средника) из жития святого. Каждое клеймо имеет соответствующее надписание на греческом языке, выполненной в предельно сжатой по содержанию форме, что дает основание предполагать время написание образа не позднее XV века, когда надписания постепенно становятся более содержательными, превращаясь в целые повествования. Сюжеты, изображенные в клеймах, рассказывают о главных событиях земной жизни святого: «Царь повелевает Ефросину обучать святого врачебному искусству», «Святой обучается врачебному искусству у Ефросина», «Святой оглашается Ермолаем», «Святой воскрешает мертвого, убив змею, и утверждается в вере во Христа», «Святой получает крещение от Ермолая», «Святой врачует очи слепого», «Милосердие святого к бедным», «Святой предстает царю и исцеляет расслабленного», «Святой привязан к дереву и опаляется горящими свечами», «Святой ввергается в коноб», «Святой повергается в море», «Святого бросают зверям», «Сокрушение колеса», «Усечение святого». Икона является как бы связующим звеном между двумя центрами Русского монашества на Афоне: нынешней прибрежной Пантелеимоновой обителью и Старым Нагорным Руссиком. Некогда она была местным образом в иконостасе Пантелеимоновского собора Старого Руссика.

http://elitsy.ru/holy/temple/14550/

Эрик Нюстрем (протестант) Соленое море Соленое море евр. ям а-мелах. Соленое море ( Быт 14.3 , Чис 34.3,12 , Втор 3.17 ); называлось также морем равнины ( Нав 3.16 , Втор 3.17 , Втор 4.49 ), морем пустыни ( 4Цар 14.25 ) или Восточным морем ( Иоиль 2.20 , Зах 14.8 , Иез 47.18 ). Греки и римляне называли его «Асфальтитес», т.е. Асфальтовое озеро. Арабы теперь называют его «бахр Лут», т.е. море Лота. Это замечательное озеро занимает прежнее место долины Сиддим ( Быт 14.3 ), на юго-восточной границе Палестины ( Втор 3.17 ); теперь оно известно под именем Мертвого моря. Это самое большое озеро Палестины, принимающее воды Иордана с севера и воды некоторых потоков с востока; имеет длину почти 11 км. и в ширину около 3 км. Это глубочайшая впадина на нашем материке, 430 м. ниже уровня Средиземного моря. Вода, которую Иордан изливает в этот водоем, не имеет стока: она испаряется от нестерпимой жары, которая наблюдается в этой котловине от лучей солнца, усиленных отражением от белых известковых скал, возвышающихся по обеим сторонам озера, на западе вышиною от 400 до 500 м. и на востоке до 700 м. Берега покрыты белыми пятнами соли, подобными выпавшему снегу. Пятна эти появляются после испарения набегающих на берег соленых волн. Местность в целом представляет мрачный и пустынный вид; удушливый зной, доходящий до 40ш по Цельсию при закате солнца, царит в этой глубокой котловине. Жизнь в такой местности почти совершенно отсутствует и только кое-где встречаются родники свежей воды, которые на своем пути в море протекают через небольшие оазисы с роскошной зеленью, где гнездится множество птиц. Вода Мертвого моря – кристально прозрачна, но чрезвычайно солена и горька. Она на 15 или 14 тяжелее обыкновенной воды. Анализом установлено, что она содержит 25 и более процентов различных солей. После купания в Мертвом море кожа покрывается тонкою корою соли. Ни одна порода рыб не может жить в этой насыщенной солью воде; те рыбы, которые сносятся туда течением Иордана, сейчас же умирают. Вода до такой степени насыщена солью, что даже неумеющий плавать легко держится на поверхности Мертвого моря; чтобы погрузиться в воду, – приходится употреблять усилие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010