Пространство-время Иерусалима: три религии, три тысячелетия Иерусалим с птичьего полета Иерусалим лежит в самом сердце Иудейских гор, на гребне хребта, образующего границу между Приморской равниной на западе («Саронская долина» в Библии ) и Иудейской пустыней на востоке. Древние города старались оптимально использовать преимущества топографии: стены возводились над природными преградами – низинами, протоками, оврагами, окружавшими заселенные холмы. Топографические факторы определили как место изначального возникновения Иерусалима, так и последующие, на три тысячи лет вперед, направления роста и расширения его. Город возник на холме, известном сегодня как Град Давидов. Позже, распространяясь в северном направлении, он охватил территорию Храмовой горы, затем продолжал разрастаться к горе Сион и холмам к западу и северу от первоначальной территории. Все указанные возвышенности расположены в долине Кедрона – глубокого оврага, по которому бежал в древности многоводный поток, оставивший после себя лишь высохшее русло. Течение Кедрона и впадавших в него ручьев, с их оврагами и руслами, оказали решающее влияние на формирование облика и границ города. Источник Кедрона находится в обширной долине на север от Старого Города, неподалеку от места, которое сегодня занимает район Меа Шеарим. Эта часть оврага называется именем Симона Праведника (или по-арабски Вади эль-Джоз). Отсюда поток устремлялся в восточном направлении, а затем сворачивал к югу. На этом отрезке долина Кедрона отделяет город от горной цепи, включающей гору Скопус и Масличную гору (Елеон), которые лежат на востоке. В юго-восточной части долины находится древнейший иерусалимский источник – Гихон, круглый год наполненный водой. Возле источника, на западном берегу Кедрона, и был основан Иерусалим. Таким образом, с древнейших времен Кедрон определял восточную черту города. В период Второго Храма (VI в. до Р.Х. – I в. по Р.Х.) он также ограничивал город с севера. На юге, обогнув Иерусалим, Кедрон продолжает свой путь вниз, пока не впадает в Мертвое море через 20 с лишним километров к юго- востоку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разделы портала «Азбука веры» Стыд – чувство смущения, вызванное осознанием (пониманием) неблаговидности своей мысли , желания , поступка, действия, поведения, положения, нравственного состояния, причастности тому-то и тому-то и т. п. Самое страшное – это разрушить стыд И.Я. Медведева Русская культура очень целомудренна, потому что она глубинно православная. Здесь Православие восприняли не формально, а всеми порами души. Оно не просто легло на подготовленную почву, а глубоко проникло в эту почву. — В основе – чистота, целомудрие… — Когда в деревне бываешь на свадьбе, слышишь свадебные песни, они напоминают погребальные плачи. Я задала себе вопрос: а почему? Потому что невинность оплакивают, хоронят чистоту. Это такая ценность, что ее оплакивают как покойника. И вот когда при всем этом детям стали говорить, что все не стыдно, – произошло убийство детских душ. Я хочу подчеркнуть как психолог: самое страшное – это разрушить стыд, потому что основное свойство, определяющее психическую норму, это чувство стыда в интимных вопросах. И именно это чувство старательно разрушается. Значит, детей и весь народ растлевают? Да, конечно. Но можно посмотреть и под другим углом зрения: это массовая инвалидизация психики. Показывая людям бесстыдство в интимной сфере как новый эталон поведения, всю страну превращают в тяжелых инвалидов. Говорят, что теперь новая жизнь и все по-другому. Да что в этом нового? Что нового в содоме? Содом был сметен Богом с лица земли, и на этом месте Мертвое море. Там нет жизни до сих пор, там не живет ни одна бактерия. — Если сейчас это как-то не остановить, во что все это может вылиться? — В пресекновение рода. У нас не будет страны. Такие расчеловеченные дети не смогут продолжить род. Ведь приучение к бесстыдству в интимной сфере влияет на всю психику, а следовательно на всю судьбу человека, на весь строй жизни. Это уже не совсем человек: существо, которое знает, что такое безопасный секс, никогда не узнает, что такое настоящая любовь. Во время моей поездки в Германию мне запомнился один юноша, который сказал: “Счастливые у вас молодые люди”.

http://azbyka.ru/styd

священник Михаил Фивейский Предисловие Составленный мною учебник по священной истории Нового Завета приспособлен для наглядного преподавания этой науки в учебных заведениях. Заставлять детей учить настоящий учебник наизусть было бы бесполезной потерей труда и времени. Преподаватель сделает гораздо лучше, если вместо заучиванья обратится к картинкам по священной истории и, пользуясь настоящим руководством, будет заставлять учеников рассказывать то, что нарисовано на картинках. Достать их не трудно. Далее, при наглядном преподаваний священной истории большим пособием для учеников служит карта Палестины. Преподавателю необходимо иметь ее постоянно на своих уроках по священной истории. Кроме того, полезно будет, если он сам начертит карту Палестины и передаст свой чертеж ученикам с тем, чтобы и из них каждый начертил подобную же карту. Опыт показывает, что это не представляет для детей никаких трудностей, и что они весьма охотно занимаются подобным черчением и иногда доводят по собственной охоте свои рисунки до высокой степени совершенства. На первый раз преподавателю можно начертить только берег Средиземного моря, озера Эль-Хуле и Галилейское, Мертвое море и реку Иордан. Затем в течение курса можно постепенно пополнять чертеж подробностями, обозначать города, горы, области и прочее. Разумеется, для успеха этого дела нужно предварительно сообщить детям самые краткие и общие географические сведения. Имея в виду такого рода преподавание священной истории, я обратил в своем учебнике самое серьезное внимание между прочим и на возможно точное обозначение местностей, где совершились те или другие священные события. Считаю нужным сказать, что, пользуясь русским евангельским текстом, я в некоторых, весьма немногих, случаях изменял его ради большей ясности изложения и соблюдения чистоты и правильности конструкции. Кое-где такие изменения подчеркнуты или помещены в скобках. Прецедентом в данном отношении для меня служили некоторые прежние учебники по священной истории, где допущены подобные же изменения русского евангельского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Фактической основой для пророческой идеи животворного храмового источника у пророка Иезекииля, как ранее Иоиля ( Иоиль 3.18 ), а позднее у Захарии ( Зах 14.8 ) мог послужить действительный родник в храмовой горе, о котором говорит письмо Аристея («неиссякаемое скопление воды как бы от многоводного источника естественно текущего») и Тацит («постоянный источник воды, горы со впадинами под землей». Hist. V, 12. Ср. Robinson, Palast. II, 159–163) и указание на который должно быть находится у Исаии ( Ис 8.6 ). Основой этой идеи могли послужить и священные источники, которые известны были в древности евреям (хотя в меньшем количестве, чем окрестным язычникам, напр., финикиянам и сирийцам): ср. Быт 14.7 «источник Мишпат» (т. е. суда), Быт 16.14 «источник Живого видящего меня», 3Цар 1.9, 33 ; 2Цар 5.10 и др. На востоке вообще плодородие страны сильно зависит от обилия вод; ср. значение, которое придается в описании рая его рекам. Между тем Палестина в отношении плодородия оставляла всегда желать много лучшего, и особенно Иудея не могла похвалиться им: недалеко на ю.-в. от Иерусалима начиналась иудейская пустыня, а за ней лежало Мертвое море, в которое изливались воды Кедрона и храмовой горы, а на ней обитал Бог. Если Он на ней будет обитать более существенным и постоянным образом, чем доселе, то это не может не вызвать особого благосостояния страны, ближайшим образом плодородия ее, которое может быть, произведено текущим из храмовой горы ручьем, если бы он соответственно увеличился и направился на бесплодные юг и запад Иудеи. Обитание же Божие во храме явится неизбежным следствием правильности богослужебного культа в нем (богопочитания), к которому, следовательно, в последней инстанции как к своей причине и возводится плодородие страны. Таким образом храмовой источник, превращающий будущую св. землю в рай, является лишь символом исходящей из правильного богопочитания жизни, спасения (по блаж. Иерониму «означает учение нашего Спасителя») и служит другим выражением идеи, заключенной в таких местах как Ис 30:25, 44.3 ; Иер 2.18 ; Пс 86:7, 35:10, 45:5 ; Ин 4.10, 7.38 ; Откр 22.1 . Пророку показаны были сначала поток и направление воды из-под храма (ст. 1–2), затем ее возрастание в поток (3–5), и наконец, ее чудесное действие (7–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Многие годы важнейшие сокровища исторического и культурного наследия становились объектами незаконных раскопок 31 мая. ПРАВМИР. Израильские археологи намерены исследовать сотни пещер в пустынных горах, окаймляющих Мертвое море, чтобы спасти от мародеров исторические ценности, которые могут там оставаться. Как утверждают ученые, главной целью раскопок является спасение древних манускриптов, среди которых — самые ранние из известных образцов библейских текстов. Многие годы важнейшие сокровища исторического и культурного наследия становились объектами незаконных раскопок и хищнического разграбления в пещерах Иудейской пустыни, сообщило Управление древностей Израиля, передает РИА Новости. «Свитки Мертвого моря — уникальное свидетельство существования Израиля две тысячи лет назад… нашим долгом является защитить эти уникальные сокровища, принадлежащие израильскому народу и всему человечеству». Комплексное исследование началось с Пещеры черепов, которая расположена в 80 метрах ниже вершины горы и в 250 метрах от ее подножья. Как говорится в пресс-релизе Управления древностей, в работах принимают участие более 500 волонтеров и полевых сотрудников из Израиля и из-за рубежа, которые живут в лагере посреди пустыни. В здешних пещерах 70 лет назад пастухи-бедуины обнаружили первые и самые знаменитые свитки Мертвого моря, известные как Кумранские рукописи. Документы датируются III-I веками до новой эры и сейчас как величайшее достояние Израиля хранятся в национальном музее страны. Среди них — тексты ветхозаветных книг, библейские апокрифы, литература, описывающая жизнь иудейской секты ессеев. В 2014 году в Пещере черепов были схвачены черные археологи с артефактами римского периода (возраст около 2 тысяч лет) и времен неолита (возраст около 8 тысяч лет). В частности был изъят фрагмент древнего папируса, датированный 4 годом от разрушения Дома Израилева (139 год от РХ). «В этих скалах сотни пещер, вход туда труден и опасен. Но почти в каждой пещере, которую мы исследуем, видны следы незаконного вторжения», — рассказал Амир Ганор, который возглавляет в Управлении древностей отдел борьбы с хищением исторических ценностей.

http://pravmir.ru/arheologi-issleduyut-p...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Данная картина написана на сюжет из Евангелия, когда Христос Спаситель крестился в водах Иордана от рук пророка Иоанна Предтечи. В тот момент воды Иордана и воды всего мира освятились. Описание Художник изображает тот момент, когда люди крестятся в Иордане. Создавая пейзаж, художник стремился наполнить поэтическим содержанием реку Иордан, впадающую в Мертвое море. Величавое пространство могучего бескрайнего моря, ограниченное берегом, навевает тишину и располагает к тихой созерцательной молитве. Здесь проповедовал Иоанн Креститель; сюда Иисус пришел из Галилеи, чтобы креститься у него. Художник изображает Таинство Крещения: на берегу священник в епитрахили крестит прибывших на Иордан паломников. Никанор Чернецов стремился воплотить в полотне свои лучшие достижения, чтобы наиболее глубоко и последовательно выразить глубину свершающегося таинства. Художник в панораме пейзажа с уходящей в глубь пространства рекой  создал целую колористическую симфонию в розовых, желтых, голубых, белых, коричневых бликах. Эта цветовая гамма придала картине светлое и радостное звучание. Необъятный небесный свод и дальние планы он трактовал очень обобщенно: тонкие нюансированные переходы сиреневых и розовых тонов растекаются по ним. Новая симфония цветов и их оттенков появилась  и на небе. Музыкальностью колорита, живописными средствами воспеваются поэтическая простота и монументальность пейзажа. На картине происходящее чудо становится частью окружающей реальности. На праздник Крещения Церковь вспоминает, как Спаситель крестился в водах Иордана от рук пророка Иоанна Предтечи. В тот момент воды Иордана и воды всего мира освятились и стали целебными для души и тела. Церковь с ранних веков в день Крещения установила обычай совершать освящение воды. Во время богослужения в день Крещения неоднократно звучат слова из Писания: «Иордан возвратился вспять». В буквальном смысле слова Иордан изменил свое течение. Иордан – это символ всего человечества. Иордан впадает в Мертвое море. Люди до пришествия Христа были лишены живительного спасения. С пришествием в мир Спасителя стало всё иначе. После жертвы Спасителя ад уже не властен над человечеством. Таким образом, Иордан повернул вспять, то есть к Богу людей, возродив их из смерти (Мертвое море) в жизнь.

http://azbyka.ru/art/mesto-gde-reka-iord...

Иордан Преиди времене текущее естество, яко прежде ковчег, и буди во одержании земли оныя обетования, душе, Бог повелевает. Прошло 40 лет странствования евреев по Аравийской пустыне. Они подошли к Иордану. Оставалось перейти эту реку, чтобы вступить во владение землей обетования. По случаю весеннего разлива в Иордане в это время поднялась самая высокая вода. Но это не остановило евреев. Господь повелел им очиститься нравственно и физически в три дня и потом переправиться через Иордан. Переправа совершилась чудесным образом. Впереди шли священники с ковчегом завета, и лишь только они вступили в воды Иордана и остановились у берега с ковчегом завета, река стала в своем течении: верхняя часть воды поднялась горой, а нижняя стекла в Мертвое море. Открылось сухое дно, по которому весь народ перешел на другую сторону в виду ковчега завета, стоявшего в стороне и как бы сдерживавшего напор воды, пока не совершился переход ( Нав.3 ). Вот и тебе, душа христианская, уготована земля обетованная – Царствие Небесное, и путь твой к нему лежит через Иордан. Иордан, быстрый в своем течении всегда, особенно же в водополье, – это образ быстро текущего времени жизни, все уносящего в своем течении. Как перейти этот поток времени благополучно, выбраться из него на другой берег – прямо в землю обетования и не быть снесенным течением в Мертвое море, в область вечной смерти или погибели? А как перешли через Иордан сыны Израилевы? Они вступили в Иордан вслед за ковчегом завета, несомым священниками, и шли по дну Иордана в виду его. Подобно этому и мы должны проходить поток временной жизни, имея перед глазами светильник ногам нашим и свет стезям нашим – закон Господень, озарять свой путь этим светом, руководствоваться его указаниями во всех делах и случаях жизни, иначе собьемся с пути, ведущего в Царство Небесное, и попадем в Мертвое море. Ковчег завета при переходе израильтян был на руках священников, истолкователей закона Господня и блюстителей его исполнения. Подобное значение в отношении к новозаветному закону имеют в христианской Церкви пастыри Церкви. В их руках – ключ разумения Слова Божия, им вверено попечение о душах и руководствование их ко спасению. Только тогда может быть спасительно для тебя руководство ко спасению, заключающееся в законе Божием, когда имеешь общение с Церковью и богопоставленными в ней духовными наставниками и руководителями. Кто чуждается общения с ними, доверяя только своему личному мудрованию, тот находится в опасности отступить от истины, хранимой в Святой Церкви, и от самой Церкви, вне которой нет спасения. Бойся, душа, этой опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   Итак, относительно этого Иордана, истекающего из живых источников и разрешающегося в мертвое море, все чудодеяние Божие совершалось (для того), чтобы живая вода не текла более к смерти. Трижды его разделил Бог, чтобы в нем не было более течения к мертвому морю, но чтобы он востекал к древним живым корням. Он был рассечен при Иисусе Навине; рассечен был и при Илии, когда милотью он рассек его; рассечен был Елисеем, когда, возвращаясь, он рассек его. Первый Иисус Навин рассек Иордан, и слушай, как. Не остановил струи источников, но обратил воду назад, как свидетельствует псаломопевец словами: «Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?» ( «что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять» ) (Пс. 113:5). То, что позади, сделалось источниками. Спаситель, освобождая наш род от течения к смерти, делает, что он более не течет к смерти, но возвращается к древним живым корням, не разрешается в Мертвое море. Итак, восстановляется смертная природа в древний вид. Ни один рассекатель Иордана не является без некоторого символа. Иисус Навин рассек с кивотом, Илия с милотью, Елисей рассек опять с милотью учителя. Так как смертная природа не достаточна была сама по себя остановить течение, то входить Иисус (Навин) первый, с именем Владыки, неся с собой кивот, символ Владычного тела. И оказывается, Иордан ни Иисуса не почтил, (как) только человека, разумею Навина, ни Иудеев не устыдился, ни перед священниками не поворотился. И чтобы показать, что не народу он уступает, но кивот уважает, Иисус говорит: «Вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан; и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет» ( «се кивот... Господа всея земли преходит Иордан: и будет егда почиют ноги жерцев воздвизающих кивот ...Иордан ...оскудеет» ) (Нав. 3:11, 13); не священников уважает, но кивот. И слушай, почему так. Спрашивает его Давид словами: «Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?» ( «что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?» ) На это создание отвечает словами: «Пред лицем Господа трепещи, земля» ( «от лица Господня подвижеся земля» ) (Пс. 113:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance На иконе Крещения в реке есть странный человек. Кто это? 3 мин., 19.01.2021 На иконах, посвященных Крещению Иисуса Христа часто можно встретить странных «человечков» в реке. Эти персонажи — олицетворение реки Иордан (иногда — всего водного естества). Их может быть и несколько: тогда один из них символизирует реку, второй — Мертвое море, в которое впадает Иордан. Еще одна версия появления двух персонажей — символическое изображение двух притоков реки: Иора и Дана. Традиция изображения «водных человечков» древняя: о них говорится даже в старинном руководстве по написанию икон — «Ерминии». Вот как там описывается икона Крещения Иисуса Христа: «Христос стоит среди Иордана неодетый. На берегу этой реки, одесную Христа, Предтеча смотрит в небо, подняв кверху левую руку, а правую держит над главою Христа. Над ними видно небо, и оттуда сходит Дух Святой; в луче написано: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. С левой стороны ангелы стоят благоговейно, простерши руки, скрытые под одеждами. Поодаль от Иоанна среди Иордана в воде лежит старик, обратясь лицом назад, и со страхом смотрит на Христа, а сам льет воду из кувшина. [Он означает Иордан, возвратившийся вспять (Псал. 113, 3-5)]». Персонаж в реке — это и отсылка к 113-му псалму царя Давида, в котором говорится о море и реке: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять». Псалмопевец напоминает о событии, описанном в ветхозаветной Книге Иисуса Навина, когда воды Иордана остановились для переправы израильтян, а другая часть реки потекла в обратном направлении. (Нав 3:10–17). Царь Давид упоминает и море — имея в виду переход израильского народа через расступившееся Красное море. Чудеса в Красном море и Иордане — прообраз будущего Крещения Спасителя. Поэтому эти ветхозаветные события вспоминаются на праздничных службах Крещения Господня. Например, в специальной молитве (стихира), которую читают в храме: «Иордан, видев Тя, убояся и пожда (замер в ожидании. — Прим. ред.)… Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе… Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?». Есть и другие: «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася» (стих на малой вечерне крещенского сочельника); «Веселися, реко Иордане, к тебе бо всех Творец приходит волею (по своей воле. — Прим. ред.), крещение прияти (принять. — Прим. ред.) от раба…» (седален).

http://foma.ru/na-ikone-kreshhenija-v-re...

Депрессии осенние, депрессии христианские, депрессии без причины Мне приходилось лечить людей, которых сейчас уже нет, и которых можно назвать подвижниками XX века. И у них тоже бывали депрессии! Священник Сергий Фейзулин: Ошибки постящихся (+Видео) Часто спрашивают, какие наиболее распространенные заблуждения, связанные с подвигом поста, из своего опыта знает Церковь. На мой взгляд, это вообще те заблуждения, которые связаны с духовной жизнью. Успенский пост: есть ли море, в котором нельзя утонуть? Известно, что в Израиле есть Мертвое море. В этом море очень сложно утонуть. Соленость воды такая, что человек не может погрузиться в нее. Но есть море, в которое можно погрузиться на бесконечную глубину и никогда не утонуть в нем... Дни Успенского поста и дела плоти Казалось бы, странный вопрос: разве мы не знаем, что такое плоть? То же самое, что спросить: 'а что такое 'кость'?' Вот наше тело состоит из мягких и твердых тканей: плоти и костей. И что тут такого-этакого 'экзистенциального'? Тоже мне, бином Ньютона! Ну, бином не бином, а ответ вовсе не на поверхности. Успенский пост: христиане против философов Горе нам. Мы не умеем ни объяснить, ни защитить свою веру. Глаза у всех умные, а слова не те. Не в пример нам были иноки некие, которых спросили философы: И вы не женитесь - и мы. И вы спите на земле – и мы. И вы ходите вечно в одной одежде, и мы – в одном плаще. Какова меж нами разница? Скорбь преходящая Конечно, мы верим, что событие Воскресения – не выдумка, что в Евангелии – все правда, но верим как-то, знаете, по-школьному, что ли… Ну, это, как, например, верим, что Куликово поле было – ну и что? Это как-то влияет на наш образ жизни? Мать Конкордия: затворница За годы своего пребывания в Церкви мать Конкордия заучила железное правило. Как бы ни сложились обстоятельства, но Великий пост надо провести в своей келии как в малом затворе. Именно в этом она черпала свои духовные силы на целый год. Но в тот год случилось такое, что не могло не изменить жизнь матушки.

http://pravmir.ru/tag/post/page/22/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010