Целый день они провели вне её стен, объезжая Самурскую долину, взбирались на первые отроги гор, заглядывали в таинственную глубь ущелий, — и видели, что враг, ещё вчера утром бешеным наводнением своих дружин заливавший всё кругом, отхлынул прочь… Точно река, прорвавшая плотину, унеслась куда-то, оставив за собою смытые поля, сдвинутые камни, сломанные деревья. Только издали доносился смутный гул, и молодые горцы догадывались, что это лезгинские пешие кланы, пропустив вперёд конные отряды Чечни и Кабарды, ещё лепятся по отвесам и крутым скатам, торопясь к разорённым аулам, горящим саклям, разбросанным и осиротевшим семьям. Кое-где гул этот был особенно силен, точно там за первыми стенами утёсов бурное море билось о берега. В одном из ущелий они даже заметили марево остальных шаек, серою тучею всползавшее на перевал… Оттуда доносились и отдельные крики, и топот угоняемых стад, и взвизгивания диких андийских воинов, и изредка выстрелы: беглецы, очевидно, боем среди недавних союзников, прокладывали дорогу… Амед и Мехтулин повернули назад. Теперь они решили осмотреть самую долину, но она была тиха и мертва. Тиха и мертва до того, что какою-то невозможною сказкою чудилась вчерашняя быль, не верилось даже в те тысячи остервенелых бойцов, которые, ещё накануне, направляли отсюда свои страшные удары в полуразрушенное каменное гнездо заброшенного отряда. Перекопанная земля, остатки коновязей, вытоптанные луга, безлюдные дидойские землянки, тлеющие уцелевшие шалаши елисуйцев и койсабулинцев, брошенные лохмотья, чёрные, под серым налётом золы, пятна костров — одни говорили о шуме и движении, кипевших недавно над этою «долиною торжествующей смерти», как Нина окрестила её в письме к её петербургской подруге. Дальше боевые следы принимали более мрачный характер… Под жгучим солнцем разлагались палые кони, от наших всадников отбегали во все стороны трусливые чекалки, одичалые псы и горные волки, чутьём с вершин почуявшие обильную и лакомую добычу. Отбегали, видимо, отяжелевшие, сытые — недалеко. Из-за деревьев и из-за ворохов собранного сюда хворосту они следили за Амедом и Мехтулином, изредка оглашая безмолвную долину жалобным воем… Чёрными тучами подымалось отсюда жадное вороньё над головами Амеда и Мехтулина, точно заклиная их отчаянными и пронзительными криками — убираться скорее, не мешать им, зловещим птицам, будто выброшенным сюда из таинственных бездн ада, оканчивать печальную трапезу.

http://azbyka.ru/fiction/kavkazskie-boga...

Беседа тридцатая. Боль и скорби в нашей жизни Тропа жизни – это боль и слёзы; на ней повсюду терния и шипы. На каждом шагу – Крест, борьба и скорбь, Гефсимании и Голгофа. Боль постоянно пронзает нас острым копьём. Если бы мы могли взять землю и как губку отжать её, то потекли бы кровь и слёзы. «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет», – говорит псалмопевец. Всё прекрасное связано с болью, но и боль ведёт к радости. Роза производит шипы, а из шипа вырастает роза. Радуга обычно появляется после грозы. Буря должна пройти, чтобы на небе стали видны звёзды. Рассуждение, просвещённое христианской верой и любомудрием, рождает способность прозорливо смотреть вглубь вещей. В боли оно видит радость и надежду, ведь и Христос восторжествовал через боль Страстей и Креста. Для создания шедевра скульптуры требуется большая работа молотком. Великие души обязаны своим величием тяжёлым скорбям. Золото и драгоценные украшения сначала проходят через огненную печь. Боль сокрушает человеческое существо. Это пожирающий огонь. Это гроза и буря. «Как море, внутренняя моя никогда не бывают в покое», – говорит Соломон. Бывают моменты, когда испытания находят одно за другим или обрушиваются все вместе одновременно. Крест тогда весьма тяжек. Напряжение достигает апогея. Душа испытывает такую тяжесть, что едва держится. Всё вокруг и внутри видится чёрным. Кругом тьма, кругом безысходность. Святой Григорий Богослов 409 говорит: «Хорошее ушло; бедствия вызывающи и обнажены; путь лежит среди ночи; маяка не видно нигде, Христос как будто спит» 410 . Жизненные скорби как копья и ножи. Копья и ножи, которые безжалостно разрывают и терзают сердце, палят его и парализуют, полностью лишая сил. Единственное, что нам остаётся в такие моменты, – вопль, сетование и вместе с тем горячие просьбы к Богу: «Помилуй мя, Господи... душа моя смятеся зело... Утрудихся воздыханием моим...» 411 , «Бысть сердце мое яко воск таяй...» 412 , «Помилуй мя, Господи, яко скорблю... изчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих... забвен бых яко мертв...» 413 , «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь... вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя?» 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Вестготы в Испании. Изменение символа веры Подобно Лонгобардам погибли и Вестготы в Испании. Для царства их были эпохи военной славы. Силой оружия победили они соперников своих, Сармато-Аланов и Свевов, изгнали Византийцев после кровавой борьбы из областей приморских, завоевали часть Мавритании, несколько раз на море побеждали ополчения аравийские; но славы лучшей, человеческой, они не приобрели. Долгое пребывание между народами кротконравными или просвещёнными и христианство, принятое ещё на Востоке, смягчили отчасти их воинственную дикость 56 и поставили их в нравственном отношении далеко выше свирепого Лонгобарда и бездушного Франка. Но многовековое скитание по земле чужой, служба чужой (византийской) власти и смешение с чуждыми стихиями отняла у них часть прежнего характера и энергию свежего молодого народа. Немногочисленна была дружина и завоевателей Испании, а земля обширна, богата и полна ещё остатков древней роскоши и вещественного просвещения, данного Римом побеждённому миру. Слабая народность готская не могла устоять. Забыты были древние героические песни, исказился язык грубо механическим смешением стихий с туземным полу-римским наречием, замерло стремление к поэзии, невозможное для обезъязыченного народа, замерла возможность развития для науки, погибли благороднейшие и лучшие порывы души человеческой. Точно также погибла и вся народная жизнь. Завоевательная дружина, раскинутая по лицу обширной и роскошной области, разъединённая, утратившая связь кровную и даже условную связь германских дружин, обратилась в бессильную аристократию, гордую и богатую, но равнодушную к своим правительственным правам и мёртвую даже к народной славе. Но искажение жизни государственной и народной, разврат нравов, в одно время жестоких и изнеженных, равнодушие к отечеству и мертвенность души, все глубокие и неисцельные язвы, приготовившие падение готского царства, были ничтожны в сравнении с искажением церковного быта и христианского учения. От первых погибло царство (не первое и не последнее из погибших зданий человеческого произвола), от вторых погибло единство христианской общины, и на многие века заразилась до сердца и мозга вся духовная жизнь Европы и мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОРДАН В этой статье неполная разметка Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море, Чернецов Н.Г., 1854 г. Профиль р. Иордан, Т. Даули География Принято географическое разделение Иордана на верхний - от сев. истоков до Тивериадского озера и нижний - от Тивериадского озера до Мёртвого моря . Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в северной и южной части течения Иордана очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение Иордана. На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, Иордан впадает в болотистое озеро Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, Иордан впадает в Тивериадское озеро. Иордан вытекает из Тивериадского озера с южной стороны и течет на юг к Мёртвому морю (ок. 410 м ниже уровня моря). На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении Иордан подпитывается еще несколькими притоками: с востока - реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада - реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа (Гелвуй). Стремительное течение и резкое падение на верхнем отрезке, извилистость и незначительная глубина на нижнем делают реку несудоходной. Прибрежная полоса И. покрыта обильной растительностью, контрастирующей с пустынными окрестностями. Берега реки заросли иорданским тамариском, ивами, акацией, олеандром и содомскими яблонями. В древности в полосе растительности, тянущейся вдоль реки («краса Иордана» ( Зах. 11, 3 ) ), водилось много диких зверей: львов ( Иер. 49, 19 ; Иер. 50, 44 ; Зах. 11, 3 ), леопардов, диких кабанов. До сих пор встречаются газели, лисы, шакалы и гиены. Берега Иордана также служат местом стоянок для перелетных птиц. Река богата рыбой.

http://drevo-info.ru/articles/1486.html

Второе пришествие Обезопасим сами себя, возлюбленные мои, потому что не знаем, когда придет Господь наш. Как тать ночью ( 2Пет. 3, 10 ), как сеть, так придет страшный день. И как самая быстрейшая молния, так будет пришествие Господне. Ибо вострубит, и мертвые воскреснут ( 1Кор. 15, 52 ), и земля содрогнется в основаниях своих, и небеса и силы небесные поколеблются... ( Мф. 24, 29 ). Всякое дыхание вострепещет и придет в ужас. Но благодать Спасителя укрепит и возрадует сердца праведных: и будут восхищены... на облаках в сретение Его ( 1Фес. 4, 17 ). Послушайте о Втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я о том часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себя слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с Престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними расчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание. Когда помышляю о том, страхом объемлются члены мои и весь изнемогаю; глаза мои источают слезы, голос исчезает, уста смыкаются, язык цепенеет и помыслы научаются молчанию. О, какая настоит мне нужда говорить нашей ради пользы! И страх нудит меня молчать. Таких великих и страшных чудес не было от начала твари и не будет во все роды. Нередко ныне бывает, что если сильнее обыкновенного блеснет молния, то всякого человека приводит она в ужас и все преклоняемся к земле. Как же тогда перенесем, как скоро услышим глас трубы с неба, превосходящий всякий гром, взывающий и пробуждающий от века уснувших праведных и неправедных? Тогда в аду кости человеческие, слыша глас трубы, с тщанием побегут, ища своих составов, тогда увидим, как всякое человеческое дыхание в мгновение ока восстанет с места своего, и все от четырех концов земли будут собраны на Суд. Ибо повелит Великий Царь, имеющий власть над всякой плотью, и тотчас с трепетом и тщанием дадут – земля своих мертвецов, а море своих. Что растерзали звери, что раздробили рыбы, что расхитили птицы – все то явится в мгновение ока.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Г Святитель Тихон воспоминал и слышал глас Божий не токмо в природе, душе, в откровении и в происшествиях мира, но в простых житейских звуках и словах. Вот пример (настав. 12). Бывает, говорит он, что один другому возглашает в различных случаях: иди за мною. Христианин! Так Христос Господь всякому из нас вещает: иди за Мною. Читай святое Евангелие и внимай ему, и услышишь сладчайший глас Христов: иди за Мною. Я Создатель твой, ты созданье Мое: иди за Мною. Я Царь твой, ты подданный Мой. Я Бог твой, в подобострастную плоть облекшийся: иди за Мною. Я в мир к тебе и ради тебя пришел; Я, невидимый, ради тебя и всех, явился. Я, неприступный Херувимам, приступен грешникам стал: иди за Мною. Я, един имеяй бессмертие и во свете живый неприступном, в мертвых вменен и во гробе положен темном тебя ради: иди за Мною. Я – твой Искупитель, твой Избавитель, твой Спаситель, Который тебя не сребром и златом, но Своею кровию от диавола, смерти и ада искупил: иди за Мною. Видишь Мою к тебе любовь: покажи ты любителю Твоему любовь свою и любовию иди за Мною... Готово сердце мое, готово сердце мое, Боже! Помози мне (Сокров. духов, част. 11). Глас Божий и свидетельство о Боге в происшествиях мира вот как изъясняет святитель Тихон! Внятно вещает о себе Бог преславными и чудными делами, которые мир видит, и с удивлением на них смотрит. Кто всемирный потоп навел и посреди толиких вод праведного Ноя с домом его и с некоторыми животными в ковчеге сохранил? Бог. Кто укротил диких зверей в ковчеге? Бог. Кто Содом и Гомор с окрестными градами огнем с небесе истребил, а праведного Лота исхитил? Бог. Кто поразил язвами Египет? Бог. Кто извел Израиля от работы его? Бог. Кто потопил Фараона мучителя в море Чермном, и сквозе его провел Израиля? Бог. Кто провел Израиля пустынею страшною? Бог. Кто питал толикое народа множество в пустыне четыредесять лет? Бог, даяй пищу всякой плоти. Кто поразил пред лицем их великих царей: Сиона, царя Амморейского и Ога, царя Васанска? Бог. Кто привел в землю обетованную Израиля? Бог. Кто из земли той выгнал и истребил языков и поселил в ней Израиля? Бог. Что был Израиль против всех языков, окружающих его? Как един человек – против тысячи людей, или как два противника – двудесяти тысячей, или как горсть воды – против моря. Но цел сохранился Израиль; не могли многотысячные народы, окружающие его, истребить его. Кто его сохранял, если не всесильный Бог, Которого он призывал и почитал? И сие то Псаломник воспевает ( Пс. 123:1–3 ). И хотя работал иногда Израиль иноплеменникам, но и сие было посылаемо от Бога в наказание за грехи их...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Глава 12 Перечисление ханаанских царей, побежденных при Моисее и Иисусе Навине. Нав.12:1 .  Вот цари той земли, которых поразили сыны Израилевы и которых землю взяли в наследие по ту сторону Иордана к востоку солнца, от потока Арнона до горы Ермона, и всю равнину к востоку: Владения восточно-иорданских царей, завоеванные израильтянами, простирались от потока Арнона, служившего южной границей Аморрейского царства ( Чис.21:13 ) до горы Ермона, которая составляет южный выступ Антиливана и носила еще у израильтян название Сион ( Втор.4:48 ). Под всей равниной к востоку разумеется равнина по восточной стороне Иордана, называемая в настоящее время Ель-Гор. Нав.12:2 .  Сигон, царь Аморрейский, живший в Есевоне, владевший от Ароера, что при береге потока Арнона, и от средины потока, половиною Галаада, до потока Иавока, предела Аммонитян, Об Есевоне (по-еврейски Хешбон) см. к Чис.21:25 . Город Ароер, принадлежавший потом Рувимову колену ( Нав.13:9,16 ), находился на северной стороне потока Арнона, где сохранились от него развалины, носящие название Араар. «И от средины потока». Последнему из этих слов в еврейском тексте соответствует «ганнахал», что значит не только «поток», но и «долина», или так называемая у жителей Палестины «вади», служащая руслом потока в дождливое время года и затем высыхающая; такое значение дано этому слову и в греко-славянском переводе: κατ μρος τς φραγγος – «от страны дебри». В этой средине долины, как видно из Нав.13:9,16 , Втор.2:36 (где употреблено то же выражение с дополнением к нему еврейского «гаир», переданного у LXX словом πλις – «град»), находился город, носивший название Ар-Моав ( Чис.21:15–28 ), служивший вместе с Арофом обозначением южной границы царства Сигона. О потоке Иавоке см. Чис.21:24 . О Хиннерофском море см. Нав.11:2 . Нав.12:3 .  и равниною до самого моря Хиннерефского к востоку и до моря равнины, моря Соленого, к востоку по дороге к Беф-Иешимофу, а к югу местами, лежащими при подошве Фасги; Город Беф-Иешимоф расположен был на восточной стороне северной оконечности «моря равнины», т.е. Мертвого; по Евсевию, Βηθασυμουθ, как он назван здесь, находился от Иерихона на расстоянии 10 римских миль (около 14 верст); место его указывается в развалинах Сувеме. К югу от него возвышается гора Фасги.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Антихрист 1. Время кончины мира Несмотря на то, что в слове Божием не указано время кончины мира, люди всегда делают попытки с точностью определить этот великий момент, за которым последует всеобщее воскресение мертвых и страшный суд Христов. Общественные бедствия вроде голода, войны, повальных болезней – холеры, чумы, моровой язвы, всегда способствовали распространению в народной массе убеждения в том, что мир наш доживает свои последние дни. Но едва ли Когда было так сильно и всеобще ожидание конца мира на западе, как в исходе первого тысячелетия нашей христианской эры, основанием чему служили следующие слова Апокалипсиса: через тысячу лет дьявол выйдет из своей темницы и соблазнит народы, находящиеся в четырех странах земли. Книга жизни будет открыта; море извергнет своих мертвых; каждый будет судим сообразно со своими делами тем, который восседает на великом сияющем престоле. И будет новое небо и новая земля. Бернард тюрингенский (около 960 г.) назначил далее день конца мира: вселенная, по его мнению, должна разрушиться, когда Благовещение совпадет со страстной пятницей. Это совпадение случилось в 992 году, – и ничего необычайного из этого не последовало. В течение X столетия королевские хартии начинались следующими словами: так как приближается конец мира… В 1186 году астрологи напугали Европу, объявив, что в сентябре месяце разразятся великие бури, произойдут землетрясения, появится смертность между людьми, возмущения и распри, революции во всех государствах, уничтожение и погибель всего живущего. Но ничто не оправдало их предсказаний. Несколько лет спустя, в 1198 году, разнесся слух о конце мира. Но на этот раз миру предстояло разрушиться без посредства небесных явлений; предсказали, что в Вавилоне народится антихрист, и через него погибнет род человеческий. В конце XIII столетия алхимик Арно де Вильнев объявил, что антихрист народится в 1335 году. Винцент Ферве, знаменитый испанский проповедник, уверяет, что мир просуществует столько лет, сколько стихов в псалтири, т. е. около 2537 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ СЛОВО НА ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА Св. Ефрем Сирин. Воспроизводится сокращенно См. также: Церковный год > > Неделя о Страшном суде Христолюбивые братие мои, послушайте о втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я об этом часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себе слышимое? Тогда царь царствующих, восстав с престола славы Своея, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними рассчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание. Когда помышляю о сем, страхом объемлются члены мои, и весь изнемогаю, глаза мои источают слезы, голос исчезает, уста смыкаются, язык цепенеет и помыслы научаются молчанию. О, какая настоит мне нужда говорить вашей ради пользы! И страх нудит меня молчать. Таких великих и страшных чудес не было от начала твари и не будет во все роды. Нередко ныне бывает, если сильнее обыкновенного блеснет молния, то всякого человека приводит она в ужас, и все преклоняемся к земле. Как же тогда перенесем, как скоро услышим глас трубы с неба, превосходящий всякий гром, взывающий и побуждающий от века уснувших праведных и неправедных. Тогда в аду кости человеческие, слыша глас трубы, со тщанием побегут, ища своих составов, тогда увидим, как всякое человеческое дыхание в мгновение ока восстанет с места своего и все от четырех концов земли будут собраны на суд. Ибо повелит великий Царь, имеющий власть всякия плоти, и тотчас с трепетом и тщанием дадут земля своих мертвецов, а море — своих. Что растерзали звери, что раздробили рыбы, что расхитили птицы, все это явится во мгновение ока. Ни в одном волосе не окажется недостатка. Как снесем это, братие, когда увидим огненную реку. текущую с яростию, подобно свирепому морю, поядающую горы и дебри, пожигающую всю землю и дела яже на ней. Тогда, возлюбленные, от огня сего реки оскудеют, источники исчезнут, звезды спадут, солнце померкнет, луна мимо идет, небо, по написанному, свиется аки свиток (Ис.

http://zavet.ru/kalendar/nss-008pr.htm

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Петр Мамонов " натянул героя на себя " 27.11.2006 257 Время на чтение 7 минут " Свадьба " , " Олигарх " , " Бедные родственники " , недооцененная телевизионная фантазия на тему " Мертвых душ " - " русская " серия одного из немногих известных в Европе отечественных режиссеров Павла Лунгина явно шла по нарастающей и привела к " Острову " , артхаусной картине, вышедший в этот уикенд на экраны тиражом блокбастера. Телеканал " Россия " и компания " Наше кино " , которые прокатывают фильм, утверждают, что решение напечатать большое количество копий вызвано не амбициями, не рекламными или коммерческими побуждениями, а исключительно желанием, чтобы рассказанную Лунгиным историю о монахе-юродивом узнало как можно больше людей. О том, как создавался " Остров " , о следующем своем проекте и о своих взглядах на состояние русского кино Павел ЛУНГИН рассказал " Времени новостей " . - Если бы после того, как на позапрошлом " Кинотавре " вы получили главный приз за " Бедных родственников " , меня спросили, каким будет ваш следующий фильм, я ни за что не предположила бы, что это будет картина о православном монахе, наделенном сверхъестественными способностями. Как возникла в вашей жизни эта история? - Я считаю, что " Бедные родственники " были финалом какого-то этапа. Я почувствовал, что до конца дошел в изображении перемен этой жизни, да и, честно говоря, жизнь уже перестала меняться и приобрела свои застывшие формы. И я, как и все остальные, оказался в некотором недоумении: " А зачем все это? " Фильм " Остров " - попытка подхода к вопросу: кто мы, что мы - люди или какие-то элементарные частицы, бьющиеся в агонии? - Но ведь этот вопрос не касается напрямую последнего исторического этапа и принесенных им перемен. Он мог бы точно так же стоять и в позднее советское время, когда происходит действие " Острова " . - Да, и это вопрос, касающийся не только России, но и всего мира - того, как сейчас он живет. Возможно, на Западе это происходит более сглажено, бархатисто, и тем не менее вопрос, куда и зачем, очень остро переживается и там тоже. Мусульманские экстремисты, взрывая себя, тоже пытаются в каком-то смысле на него ответить... И вдруг ко мне с легкой руки Юрия Арабова попадает сценарий его ученика - Дмитрия Соболева. Дальше надо было просто решиться. И когда я собрался с духом и понял, что не боюсь говорить о вещах, которые таятся глубоко во мне, все оказалось очень легко. РТР почему-то быстро дало деньги, и сладилось все, и Белое море не замерзало до середины декабря, чего не бывает никогда.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010