И.П. Ювачев XXXI. Иордан и Мертвое море Поездка на Иордан. – Иерихонское шоссе. – Гостиница Милосердного Самарянина. – Иорданская пустыня. – Сорокадневная гора. – Иерихон. – Иорданская долина – Монастырь Иоанна Предтечи. – Река Иордан. – Священное купанье. – Мертвое море.– Возвращение в Иерусалим. Иисус Христос, прибыв из Галилеи в Иерусалим, все ночи Своей последней страстной седьмицы проводил в окрестностях города. Так и теперь многие из наших паломников обыкновенно расходятся по окрестностям Святого города до среды страстной седьмицы. Я тоже примкнул к небольшой компании, чтобы поехать на Иордан. Хорошо зная по рассказам паломников, что заиорданские бедуины до сих пор грабят, а иногда и убивают путешественников, мы попросили в конторе русских построек рекомендовать нам хорошего и надежного извозчика. Кавас, черногорец Марко, провожая наш экипаж, несколько раз повторял арабу-извозчику, чтобы он сначала ехал к Сорокадневной горе, ночевал в Иерихоне, а на утро отправился бы к Мертвому морю, а потом уже к Иордану. Это обычный маршрут почти всех паломников, и к нему извозчики давно привыкли. Довольно гладко укатанная шоссейная дорога в Иерихон сначала шла в обход Елеонской горы. К общему удовольствию оказался среди нас хороший знаток библейской истории, и в его образных рассказах оживлялся каждый уголок этой дикой пустыни. А пустыня была в полном смысле этого слова: голые скалы, местами усеянные камнями, и только. Ни деревьев, ни травы не заметно. Все, кажется, выжжено палящим солнцем. Недавно устроенное, ради приезда германского императора, иерихонское шоссе было отлично выглажено и представляло бы собою прекрасную дорогу, если бы не беловатая пыль, поднимавшаяся столбами от каждого пешехода. За Вифанией не встречается никаких селений. Только на полпути к Иерихону стоит гостиница, с которой связывают известный евангельский рассказ о милосердном самарянине. Восточная гостиница, или хан, – это большой огороженный двор со множеством стойл для скота. В одноэтажной пристройке для путешественников предлагали нам купить древнее туземное оружие и угощали кофе», но мы, купив только жестяную фляжку для вина на память о милосердном самарянине, поспешили отправиться дальше на восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 113 Бог Израиля, выведшей его из Египта, есть Царь неба и земли, а идолы язычников – ничтожество. Он помощник и защитник своего народа. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–2. Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людий варвар, бысть Иудеа святыня Его, Израиль область Его. По выходе народа Израильского из Египта, когда дом Иакова, т. е. все его потомство, как единое семейство, удалилось от этого народа варварского – иноплеменного, иноверного и жестокого: то Иудея, населенная потомками патриарха Иуды, сына Иакова, стала святыней Бога или священной землей, где было святилище, в котором обитал Господь Иегова; а Израиль – этот избранный парод, населявший всю Ханаанскую землю, стал областью Его или владением Божиим. 3–8. Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять: горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии. Что ти есть, море, яко побегло ecu, и тебе, Иордане, яко возвратился ecu вспять? Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии? От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя. Когда израильский народ выходил из Египта, ведомый Самим Богом, то увидело море – Чермное или Красное, и – быстро отступило, гонимое сильным ветром. Когда Израиль подошел к пределам Обетованной земли, то увидела река Иордан и возвратилась вспять или отступила назад, точнее – «вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, а текущая в море равнины, в море Соленое (или Мертвое), ушла и иссякла» (1Нав.3:16). – Горы взыграшася – прыгали, как овцы, и холмы также прыгали, как агнцы. – Так именно «гора Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от ней дым, как из печи, и вся гора сильно колебалась... ( Исх.19:18 ). – Проникнутый глубоким благоговением пред Богом, при созерцании этих великих чудес Его всемогущества, псалмопевец, пораженный ими, спрашиваешь: «что с тобою, море, что ты побежало? и что с тобою, Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овцы, и вы, холмы, как агнцы?» – Разумеется: море, само страшное, не должно бы отступать ни пред какой силой; быстрое течение Иордана не должно бы возвращаться назад; горы и холмы, эти твердыни от начала мира, не должны бы колебаться и прыгать. Но, они бегут, отступают, прыгают... Почему же? Псалмопевец указывает истинную и единую причину этого – всемогущую волю Божию. – «Пред лицом Господа трепещет – колеблется земля, пред лицом Бога Иаковлева, превращающего камень – скалу в озеро воды, и даже несекомый – камень, которого не касалась секира каменщика, дикий: точнее – даже из гранитной скалы Господь изводит источник, как это и было действительно и неоднократно совершено Им при путешествии Евреев по пустыне Аравийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава III. Иерихон. – Мертвое море «Сынове ваши, иже востанут по вас, и чуждый иже приидет от земли далекия, и узрят язвы земли оныя и недуги ея, яже посла Господь на ню, жупел и соль сожженую: вся земля ея не насеется, ни прозябнет, ниже возникнет на ней всяк злак: якоже опровержеся Содом и Гоморр, Адама и Севоим, яже опроверже Господь в ярости и гневе Своем». ( Втор 29:23 ) На пути от горы Сорокадневной к селенью Риха встречаются остатки монастыря Св. Евфимия, который, конечно, устроен был в одном из зданий Иерихонских. При тщательном изыскании следы Иерихона могли бы быть обозначены яснее. К Иерихону прилегали Иродов замок Кипрос с горной стороны и местечко Архелаис, построенное Архелаем. Сам Иерихон имел несколько более 20 стадий в окружности, что составляет только около 4 верст 82 . Он был преддверием Обетованной Земли израильтян. Гора Навав или Небо, которой вершина господствует над хребтом Аравийских гор по ту сторону Иордана, против самого Иерихона, сделалась таинственною гробницею великого вождя Израиля. «И не уведа никто-же погребения его даже до дне сего» ( Втор 34:6 ). Оттуда Господь показал Моисею все концы Земли Обетованной. Иисус Навин повел Израиля прямо на Иерихон. Скиния Завета разрушила его враждебные стены. Клятва Иисуса Навина, кажется, доселе лежит на Иерихоне ( Нав 6:25 ). Ирод, который последний возобновил Иерихон во времена Спасителя, кончил здесь жизнь свою, обремененную преступлениями, в мучениях. Чувствуя приближение смерти и угадывая радость своих подданных, он заповедал сестре своей Саломее и мужу ее собрать в самое это время знатнейших граждан в амфитеатр Иерихонский, окружа его войском, с тем, чтобы они все после его смерти были умерщвлены. Саломея не исполнила завещания убийцы младенцев. Но обратимся к предметам утешительным для сердца христианина. Здесь Иисус был в доме Закхея. Долго показывали остатки этого дома и даже дерево, с которого раскаявшийся грешник смотрел на вход Иисуса в Иерихон. Здесь даровал Спаситель зрение бедному слепцу, воззвавшему к Нему с распутья: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Поездка на восток: Иерихон и Мертвое море Дорога в Иерихон После Вифании от Иерусалимского шоссе, проложенного в 1936 г., ответвляется налево дорога к «источнику Апостолов» (Айн Аль- Гауд) – библейскому Ен-Шемешу, находившемуся на северной границе удела Иудина (см. Нав. 15, 7 ). Но мы едем прямо – мимо греческого Марфо-Мариинского монастыря (монастырь Встречи), о котором мы уже говорили. Разрезая на своем пути один за другим, словно большие караваи, холмы пустыни, шоссе круто спускается от Иерусалима к Мертвому морю и позволяет доехать до Иерихона быстрее чем за час. Уши закладывает как в самолете: ведь Иерусалим лежит на высоте 750 м над уровнем моря, а Мертвое море на 392 м ниже его, так что разность высот составляет почти 1200 м, а перепад давления около 100 мм ртутного столба. На пятнадцатом километре от Иерусалима будет поворот к Хан аль-Ахмар, где находятся развалины Лавры Евфимия Великого (†473). На восемнадцатом километре – Хан Хатрур, «Гостиница Доброго Самарянина» («хан» по арабски означает «гостиница», «постоялый двор»). Сюда, по преданию, привез Добрый Самарянин из евангельской притчи найденного им на дороге раненого и ограбленного человека. ...В Евангелии от Луки рассказывается, как один законник, искушая Спасителя, спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал: посмотри, что написано в законе. И тот отвечал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего как самого себя, и тогда Иисус сказал: ты правильно ответил, так поступай и наследуешь жизнь вечную. Тогда законник, пытаясь уловить Учителя, задал знаменитый вопрос: а кто мой ближний? На это Иисус и ответил притчей. Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино, и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем, а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Рассказав эту притчу, Спаситель спросил: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? И законник вынужден был ответить: оказавший ему милость ( Лк. 10, 25–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Как бы примером подобных духовных мертвецов святая Церковь в ныне же читанном Евангелии представляет жителей страны Гадаринской. Она, если посмотреть на нее совне, кипела жизнью, шумевшею на улицах ее городов и селений, но в душе было царство смерти: погрузившись всецело в суетные заботы и страсти греховные жизни земной, столь ярким образом которых являются погибшие свиньи, по закону Моисееву животные нечистые, жители гадаринские как бы позабыли о душе, она как бы умерла в них. Они, видя исцеление гадаринского бесноватого, отсылают от себя Исцелителя Христа, потому что дороже были для них свиньи, чем пребывание с ними небесного Целителя, Который мог отворять и затворять самую бездну ада и смерти. Свиньи, потопленные в море, как они, по-видимому, должны были бы напоминать гадарянам, что такую участь готовят себе и сами люди, погружающиеся в бездну погибельных страстей житейских! Ведь это потопление свиней в море так напоминало бывший некогда всемирный потоп, от которого погибло все живущее на земле, и только тление и смерть всюду видны были, когда воды потопа сошли с лица земли. Некогда Дух Божий носился над первозданною бездною, вливал жизнь в это мертвое вещество, тем более в человека, которому не только сообщил Бог «душу живую» ( Быт. 1, 30 ) подобно прочим земным тварям, но особо вдунул «дыхание жизни» Своей ( Быт. 2, 7 ) от Духа Своего, даровал способность жить иною, высшею жизнью, какая в Самом Боге, Источнике жизни. Но вот люди забыли о Боге, они душу смешали с плотью, дали замереть в себе жизни духа, и не мог уже Дух Божий пребывать в этих людях, потому что они стали «плотью» ( Быт. 6, 3 ). Это тление, бывшее всюду на земле после потопа, какой образ смерти духовной, погубившей допотопных людей, какой образ того, как мертвы были души этих людей для Бога, для добра! И чем далее шли века, тем более «царствовала смерть» ( Рим. 5:14, 17 ) над родом человеческим. Недаром святой пророк Иезекииль, взирая пророческим взором на духовную жизнь всего мира, уподоблял ее полю, полному костей сухих, мертвых, в которых нет дыхания жизни ( Иез.37:1–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

1844 год Января 1 , Суббота. – Я служил обедню в Феодоровском монастыре. Обед у епитропов. Января 2 , Воскресенье, – День потерян. Января 3 , Понедельник. – Приготовления к поездке на Иордан. Января 4 , Вторник, – Выезд на Иордан с французами. Большой караван. – Ночлег в мечети пророка Моисея. Января 6 , Середа, – Выезд в 5 часов утра с фонарем. Гора Искушения. Елисеевы воды. Иерихон. Иордан. Неудовольствие на болгар. Тревога напрасная. Мертвое море. Монастырь Св. Саввы. Приезд в 7 часов. Января 6 , Четверг. – Обозрение монастыря и библиотеки; выезд в 11½ часов. Ночью дождь. Января 7 , Пятница. – Веден дневник от 28-го декабря. Сильный, холодный ветер дует. Но день ясен. Заметки. 1) Не лучше ли, чтобы здешние архиереи, исключая двух епитропов, жили в их епархиях? 2) В патриархии устроить семинарию и обучать в ней молодых монахов. 3) Этих монахов набирать из славян, арабов и греков для поддержания равновесия православия и для духовных утешений единоплеменников их. 4) Уменьшить число монашествующего духовенства, как в патриархии здешней, так и в патриархии цареградской. 5) Увеличить число монахов в палестинских монастырях. 6) Обратить внимание на улучшение сельского духовенства палестинского. 7) Устроить народные училища при митрополиях. 8) Обратить внимание на поправку и починку сельских церквей. 9) Патриархия богата, все прочее бедно. 10) Казна Гроба Господня пусть будет единая и нераздельная, но расходы пусть поступают и на сельское духовенство и церкви. 11) Сосчитать число сельских церквей и соразмерить с ними явные подаяния России .?. ? Тайных подаяний довольно для казны Гроба. 12) Уменьшить число сельского духовенства. Больно видеть в крошечной деревне Пастырей двух священников беднейших и оборванных. Для этой деревни достаточно и одного попа. 13) До распространения просвещения в народе не уменьшать числа церквей сельских и не присоединять их к другим ближним. 14) Учредить в Иерусалиме русскую миссию a) для видимого единения церквей иерусалимской, и антиохийской, и российской, и для взаимных известий;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Глава II. Вифания и дорога к Мертвому морю. – Гора Сорокадневная «Вифания же была близь Иерусалима стадиях в пятнадцати…» «Иисус же… скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера и камень лежал на ней». ( Ин 11:18, 38 ) Во время пребывания Спасителя в Иерусалиме дорога из Иерусалима в Вифанию была наиболее следима Его Божественными стопами. Трудно определить постоянное местопребывание Сына Божия, – по собственным словам Его, Он не имел места, где бы мог преклонить главу Свою. Вифания более других мест, была для Него гостеприимным кровом ( Мк 11:11–12 ; Мф 21:17 ). Там обитали семейство Лазаря, Симон прокаженный и многие из Его Апостолов. Вифания, едва ли не была собственностью семейства Лазарева, судя по I стиху XI главы Евангелия Иоанна. Это место находится только на полчаса расстояния от Иерусалима. Дорога туда идет из ворот Овчих мимо подошвы горы Элеонской и подымается на гору Соблазна. Эта гора, смежная с Элеонскою, названа сим именем по той причине, что на ней впадший во временное греховное заблуждение Соломон воздвигнул капища идолу Сидона – Асфартее и Аммонитскому – Молоху; они были низвергнуты после, благочестивым Царем Иосиею; тут же погиб нечестивый Иуда. Вступив на гору Соблазна, можно видеть правее от дороги малые остатки от развалин Вифсфагии; они почти смежны с селением Силоамским и послужили для построения некоторых из его домов. Положение Вифсфагии определено в Евангелии. Она должна была находиться на виду Иерусалима, по выражению евангелистов: «Когда приближились к Иерусалиму…» ( Мф 21:1 ) 79 . Отсюда началось торжественное шествие Иисуса в Иерусалим, при радостных кликах: Осанна сыну Давидову! Приближаясь к Вифании, показывают место, где росло смоковничное дерево, отверженное Спасителем, когда он, взалкавшись от пути, хотел утолить голод свой плодом его, – здесь Он возвестил силу веры, которой покоряется вся природа и чрез которую мы можем все приобрести ( Мф 21 ). С высот Вифании открывается издали, блестящею полосою, Мертвое море, а за ним горы Аравийские. Вправо от дороги, на горе, видны развалины.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Житие Варлаама Керетского Повсть о преподобнм Варлааме Крецком. Вкратце изложено Преподобный отец Варлаам в лета бе царя и великаго князя Иоанна Васильевича 4293 всея России самодержца. Рождение и воспитание име в Керецкой волости, на море окияне. Научен же бысть книгам и Божиим судом поставлен бысть презвитером 4294 в Колском граде в церкви Николы чюдотворца, и тамо пребываше, добре подвизаяся на невидимаго врага 4295 козни, и люди закону Божию яко истинный пастырь поучаше, и бысть ходатай Богу и человеком. Видев убо его диавол всяческими добродетелми украшена, свою же окаянную и немощную силу, яко паучину раздираему от него, простре сеть во уловление праведнаго, якоже древле на Адама, вложив бо его во убийство супружницы его. Он же по сотворении греха разумев, яко завидев ему враг, плакався велми и недостойна себе судив еже священная действовати, но паче изволил страдати за грех, – еже с мертвый телом по морской пучине с места на место плавати, Дóндеже 4296 оно мертвое тело тлению предастся. И бе видети праведнаго труды: единаго по морю в карбасе ездяща с мертвым телом, от Колы около Святаго Носа даже и до Керети. И не якоже протчии человецы ожидаху паруснаго плавания, но он плаваше против зелнаго обуревания 4297 и весла из рук своих не выпущаше, но труждашеся велми и псалмы Давидовы пояше, то бо ему пища бяше. И во дни убо труждаяся по морю, в нощи же без сна пребываше, моля Бога со слезами о отпущении греха. И понеже доволно время потрудився, хотя извещение прияти 4298 . Доиде прежереченнаго места – Святаго Носа. Ту бе, глаголют, прежде того непроходну месту тому быти ради множеств червей морских, иже творяху многи пакости над лодиями мореходцем. Еще бо и он без вреда пребываше от них, но восхоте и протчим человеком путь без вреда сотворити. Став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть. И абие 4299 черви без вести сотворишася, и путь мореходцем около Святаго Носа сотворил чист даже и до ныне. И понеже преподобный извещение прием от Бога, вскоре оставляет мир и бывает инок, и в пустыню вселився и, Божиею помощию бесовския полки победив, с миром ко Господу отъиде в Чюпской губе. Оттоле же пренесено бысть святое тело его в Кереть и погребено близ церкви святаго великомученика Георгия с восточной стране за олтарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Рубежи истории - рубежи России» Из книги «Очищение огнем» 25.11.2012 394 Время на чтение 8 минут Годом истории объявила государственная власть 2012 год. Это очень важно. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно заявил, что защищая от фальсификаций нашу историю, мы защищаем рубежи России. Может быть, эти краткие записи помогут кому-то взглянуть на историю Отечества не судейским, а любящим сыновним взглядом. Не причащающийся Святых Христовых Таин историк не причастен и нашей Российской истории - ее творили православные люди. Даже правда такого историка - это правда о намерениях и делах сил ада. Основное его внимание сосредоточено на описании человеческих грехов. Господь входил в дома прокаженных, мытарей, иноземных захватчиков, но он обходил далеко стороной Мертвое море - безмолвный памятник казни содомитов. После 1991 года начался период стремительного превращения русского народа в аморфную массу, способную усвоить любую международную грязь, период превращения народа в плоть. Но быстро умножилась и «закваска» христианская. Умножился грех, но стала преизобиловать Благодать. Русский корабль в феврале 1917 года потерпел крушение. Октябрь 1917 г установил хотя бы какую-то государственность. Вот как прозревал это накануне революции оптинский старец Анатолий: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаютя... Явлено будет великое чудо Божие... И все щепки и обломки Волею Божией соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе, и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо». Советский союз в 1945 году взял реванш за все поражения России и вернул все отнятые агрессорами земли. История повторяется. В 1991г. небольшая группа людей разрушила СССР вопреки воле его народов, выраженной через референдум. Точно так же группа масонов в феврале 1917г. разрушила монархическую русскую государственность. В обоих случаях эти деяния подлежали уголовному наказанию. В обоих случаях достаточно было, «во исполнение действующего законодательства», репрессировать небольшую «группу товарищей». Но в обоих случаях развращение правящего класса зашло так далеко, что не нашлось ни одного героя, способного защитить Отечество.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/26/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ Варлаам Керетский (2-я четв. XVI в., с. Кереть Кемского у. в Кандалакшской губе на Белом м.- кон. XVI в., один из островов Чупской губы Белого м.), прп. (пам. 6 нояб., 21 мая - в Соборе Карельских святых и в Соборе Кольских святых). Источником сведений о В. К. служит «Повесть о преподобнем Варлааме Керецком» (первоначальная редакция составлена в кон. XVI - нач. XVII в.), В. О. Ключевский считал, что ее автором был «монах, живший в Керети в качестве сельского священника и приказчика Соловецкого монастыря». Впосл. «Повесть» дополнялась рассказами о посмертных чудесах В. К., в XVIII в. старообрядческий писатель Трифон Петров создал новую редакцию повести. Не позднее 1658 г. инок Соловецкого мон-ря Сергий (Шелонин) составил канон преподобному. В. К. был священником в храме свт. Николая Чудотворца в г. Кола. По молитвам В. К. бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику. Однажды во время совершения В. К. литургии диавол вложил ему мысли о неверности его жены, и В. К. убил ее. Глубоко раскаявшись и посчитав себя недостойным священнодействовать, В. К. принял на себя особый покаянный подвиг. Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), подвижник вышел в море, «псалмы Давидовы пояше», и молил Бога об отпущении греха. Скитания В. К. были продолжительны («дондеже оно мертвое тело тлению предастся», т. е., пока тело его жены не истлело), в плаванье его сопровождал сильный встречный ветер. (Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел - как Варлаам против ветра» - и в поговорке норвеж. рыбаков: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез».) Рыбаки и промышленники, встречавшие В. К. в Баренцевом м. у Святого Носа и в Белом м. в р-не Керети, принимали его лодку за видение. По преданию, тяжкий постоянный труд - «весла из рук своих не выпускаше» - сделал В. К. горбатым.

http://pravenc.ru/text/154249.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010